Научная статья на тему 'Коммуникативно-интерактивные задачи в обучении субъектов деловому взаимодействию'

Коммуникативно-интерактивные задачи в обучении субъектов деловому взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / BUSINESS INTERACTION EXPERIENCE / INTERACTION EFFICIENCY / КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНЫЕ БИЗНЕС-ЗАДАЧИ / COMMUNICATIVE-INTERACTIVE BUSINESS TASKS / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платова Евгения Дмитриевна

Статья нацелена на поиск путей обучения субъектов деловому взаимодействию. Автор описывает и классифицирует коммуникативно-интерактивные бизнес-задачи, рассматривая их в качестве основной единицы обучения деловому взаимодействию. Опыт субъекта, накопленный в ходе решения коммуникативно-интерактивных бизнес-задач может способствовать повышению эффективности делового взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платова Евгения Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE-INTERACTIVE TASKS IN BUISINESS INTERACTION TEACHING

The article is aimed at searching for ways of teaching subjects business interaction. The author describes and classifies communicative-interactive business tasks regarding them as the main unit of teaching business interaction. Subject’s experience gained while solving communicative-interactive business tasks can contribute to business interaction efficiency development.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-интерактивные задачи в обучении субъектов деловому взаимодействию»

УДК 378.147.34

КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ СУБЪЕКТОВ ДЕЛОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Платова Е.Д.

Статья нацелена на поиск путей обучения субъектов деловому взаимодействию. Автор описывает и классифицирует коммуникативно-интерактивные бизнес-задачи, рассматривая их в качестве основного единицы обучения деловому взаимодействию. Опыт субъекта, накопленный в ходе решения коммуникативно-интерактивных бизнес-задач может способствовать повышению эффективности делового взаимодействия.

Ключевые слова: опыт делового взаимодействия; эффективное взаимодействие; коммуникативно-интерактивн ые бизнес-задачи; интерактивные методы обучения.

COMMUNICATIVE-INTERACTIVE TASKS IN BUISINESS INTERACTION TEACHING

Platova E.D.

The article is aimed at searching for ways of teaching subjects business interaction. The author describes and classifies communicative-interactive business tasks regarding them as the main unit of teaching business interaction. Subject's experience gained while solving communicative-interactive business tasks can contribute to business interaction efficiency development.

Keywords: business interaction experience; interaction efficiency; communicative-interactive business tasks; interactive methods of teaching.

Государственный заказ на развитие среднего и малого бизнеса обусловливает растущую актуальность проблемы обучения субъек-

тов деловому взаимодействию, несмотря на давний интерес к ней со стороны психологии, педагогики и лингвистики (Банько H.A., Балы-хина Т.М., Бороздина Г.В., Зельдович Б.З., Коваленко Е.В., Малю-га E.H., Панфилова А.П., Столяренко Л.Д., Титова Л.Г., Червякова Л.Д., и др.).

Деловое взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности деловых партнеров, в основе которого лежит личный опыт предпринимательской деятельности субъектов и их обыденные «представления о формах взаимоотношений в экономике» [1; 154]. Эффективность делового взаимодействия означает его результативность, т.е. достижение желаемых целей и задач в ходе коммуникативного акта с деловым партнером, «обмен ресурсами, их накопление и преумножение» [1; 153]. Согласно, О.И. Титовой, основными понятиями, описывающими деловое взаимодействие в экономической деятельности выступают «конкуренция», «соревнование» и «партнерство» [1]. Партнерство является самой сложной, но продуктивной формой взаимодействия в бизнесе и предполагает использование наиболее эффективных типов взаимодействия (по Л.В. Байбородовой), а именно: сотрудничества, соглашения, диалога.

Организация эффективного взаимодействия требует от партнеров наличия умений слушать и слышать; принимать на себя роль Другого; осуществлять анализ и самоанализ взаимодействия; адекватно оценивать себя и собеседников. В кросскультурных условиях ведения бизнеса особенно важной видится способность учитывать жизненные цели и идеалы партнеров, их интересы и ценностные ориентации, национально-культурные особенности; принимать решения и разрешать конфликты; выбирать стратегии, тактики и принципы взаимодействия, адекватные конкретной ситуации общения. Следовательно, эффективное деловое взаимодействие возможно при наличии опыта делового взаимодействия, представляющего собой результат овладения конкретными знаниями, серьезного анализа событий, их оценки, выработки оптимальной линии своего поведения. При этом важную роль играет наличие позитивного опыта делово-

го взаимодействия субъекта и способность находить собственные ошибки в случае неудавшегося общения, т.е. рефлексия.

Содержание опыта делового взаимодействия могут составлять события деловой и социальной жизни субъектов взаимодействия, субъективная и объективная система отношений в бизнесе, «совокупность терминальных и инструментальных ценностей» [2; 230], интегрированное представление об опыте делового взаимодействия, образ «границ» при взаимодействии в сфере бизнеса.

Поиск путей достижения эффективности делового взаимодействия путем накопления соответствующего опыта обусловил необходимость анализа существующих методов обучения деловому взаимодействию. Проведенный анализ показал, что большинство современных изданий основывается на использовании интерактивных методов обучения (дебаты, дискуссии, метод «ажурной пилы», кейс-метод, информационный лабиринт, метод инцидента), самым распространенным из которых является кейс-метод. Всякий интерактивный метод обучения представляет собой, по сути, комплекс коммуникативно-интерактивных задач. В связи с этим мы рассматриваем коммуникативно-интерактивную бизнес-задачу в качестве основной единицы обучения деловому взаимодействию.

Коммуникативно-интерактивные бизнес-задачи заключают в себе ситуацию интеллектуального затруднения в деловом контексте и могут быть классифицированы по цели, сложности, количеству участников, наличию культурных и языковых препятствий, способу задания условий.

Коммуникативно-интерактивные бизнес-задачи могут различаться по цели: установление и поддержание контакта, информирование партнера, принятие совместного решения, выражение отношения, регулирование поведения. Так, целью задачи информирования является донесение или получение необходимой информации от партнера (выяснить, сообщить, объяснить). Задачи установления и поддержания контакта направлены на развитие умений привлечь внимание партнера, вступить с ним в диалог, познакомиться, стимулировать партнера к выражению собственной

позиции. Задачи принятия решения подразумевают осуществление субъектами совместного, аргументированного, осознанного выбора. Задачи регулирования поведения способствуют развитию умений убедить партнера в чем-либо, побудить его к действиям. Проявление субъектной позиции личности необходимо при решении задач выражения отношения (согласие, несогласие, одобрение, осуждение, удивление).

Классифицируя коммуникативно-интерактивные бизнес-задачи по сложности, можно выделить простые, т.е. заключающие в себе одну проблему (выяснить стоимость товара; одобрить новый контракт компании; убедить партнера посетить благотворительный вечер, организуемый конкурентами) и комплексные, содержащие несколько проблем (позвонить новому партнеру, договориться о встрече, убедить его в необходимости сотрудничества).

По количеству участников коммуникативно-интерактивные биз-нес-задачи могут быть парными (в решении принимают участие два субъекта) и групповыми (в решении принимает участие группа субъектов). По наличию культурных и языковых препятствий можно выделить монокультурные (партнеры являются представителями одного языка и культуры) и кросскультурные (собеседники представляют разные языки и культуры). С целью стимуляции субъекта к активному выяснению необходимой для решения задачи информации условия коммуникативно-интерактивной бизнес-за-дачи могут быть даны полностью или частично. Неполные задачи представлены такими активными методами обучения как анализ и синтез инцидента. По содержанию коммуникативно-интерактивные бизнес-задачи могут заключать в себе наиболее распространенные ситуации делового общения в различных сферах деятельности экономического и бытового характера.

Многократное участие субъектов в моделируемых и реальных ситуациях общения в ходе решения коммуникативно-интерактивных бизнес-задач может обеспечить накопление необходимого опыта и способствовать, таким образом, повышению эффективности делового взаимодействия.

Список литературы

1. Титова О.И. Социально-психологический анализ делового взаимодействия в предпринимательской деятельности // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2006. №4 (11). С. 152-157.

2. Коваленко, Е.В. Факторы и условия формирования у будущих специалистов культуры делового взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. 2008. №6 (62). С. 230-234.

References

1. Titova O.I. Socio-psychological analysis of interaction in business activity // Vestnik of SibSAUby M.F. Reshetnev. 2006. №4 (11), pp. 152-157.

2. Kovalenko E.V. Factors and conditions of formation of the future specialists" culture of business interaction //Vestnik of Tambov State University. 2008. №6 (62), pp. 230-234.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Платова Евгения Дмитриевна, старший преподаватель, кандидат педагогических наук

Оренбургский государственный университет пр. Победы, 13а, г. Оренбург, 460018, Россия jekyn(ci)yandex. ги

DATA ABOUT THE AUTHOR Platova Evgeniya Dmitrievna, Senior lecturer, Candidate of Pedagogical Science

Orenburg State University

13 a, pr. Pobedy St., Orenburg, 460018, Russia

jekyn(ci)yandex. ru

ORCID: 0000-0002-9728-2520

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.