Научная статья на тему 'Коммуникативно-функциональные признаки немецкого электронного молодежного журнала'

Коммуникативно-функциональные признаки немецкого электронного молодежного журнала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
243
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЖУРНАЛ / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / КЛАСТЕРНОСТЬ / МОЛОДЕЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зятькова О. В.

Посвящается вопросу функционирования электронных молодежных журналов в коммуникативной Интернет-среде. Особое внимание уделяется пяти коммуникативно-функциональным признакам: мультимедийности, гипертекстуальности, интерактивности, кластерности информации и молодежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-функциональные признаки немецкого электронного молодежного журнала»

7. Ахматова, А.А. Собрание сочинений в двух томах [Текст] /А.А. Ахматова/сост. и подготовка текста М.М.Кралина. - М., 1990.- Т.1. - 447 т.

8. Житие протопопа Аввакума / Изборник: Повести Древней Руси [Текст] / сост. и примеч. Л.Дмитриеваи Н.Понырко. - М., 1989. - 447 с.

9. Ранчин, А.М. Автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI - XVII вв. (Повесть Мартирия Зеленецкого, Записка Елеазала Анзерского, Жития Аввакума и Епифания): проблема жанра [Текст] / А.М. Ранчин// Ветроград златословный. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 575 с.

I. Erohina

The images of boyrynia morozova and archpriest avvakum in anna akhmatova’s poetry (concerning the issue of the organization of a emantically complex text)

The article studies sub-textual layer in A. Akmatova’s poem «Requiem»,connected with the Russian schism of the XVII century. The author concludes on the possible influence of archpriest Avvakum and his works on this poem.

Получено 20.02.2009 г.

УДК 803.0

О.В.Зятькова, асп., (4872) 35-37-79, morox@mail.ru (Россия, Курск, КГУ)

КОММУНИКАТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕМЕЦКОГО ЭЛЕКТРОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ЖУРНАЛА

Посвящается вопросу функционнрования электронных молодежных жууналов в коммуникативной Интернет-среде. Особое вннманяе уделяется пятя коммуникатив-но-фунщяоналъным признакам: мулътямедийностр, гuяeлтeкcmyалъноcmр, интерактивности, кластерностя информации и молодежности.

Ключевые слова: электронный молодежный журнал, гияертекстуалъностъ, мулыпимедийностъ, интерактявностъ, кластерностъ, молодежностъ.

С развитием глобальной сети Интертет типологические рамки традиционной системы периодических изданий расширились и вызвали к жизни разветвленную систему сетевой периодики - журналов и газет, функционирующих в просттанстве Интернет. Изменилась и аудиторная направленность пееиодики - к традиционным подписчикам подключились пользователи ПК. Число потребителей потенциальной журнальной информации стало неограниченным, модифицировались понятия объема и тиража, т.к. электронный способ представления информации включает в себя несравнимо большее количество документов. Но такие важные типологические признаки, как целевое назначение, пееиодичность, характер ин-фоомации, издающий орган, остались идентичными печатной прессе.

На начальном этапе издатели предлагали своим читателям электронные версии журналов как дополнительную услугу. Впоследствии

электронные версии стаи реаизовываться уже независимо от их печатных анаогов.

Пєрвьіє электронные версии крупных немецкоязычных жууналов появились в 1994 год. В 1996 году региональные журнаы тоже устремились в сеть. Уже в мае 1997 года в распоряжении сетевых читателей был 81 электронный журна. Электронные молодежные журнаы также стаи появ л ться в этот период времени. В настоящее время они достигли пика своей популярности [1].

Электронная молодежна журнаьна периодика - один из сегментов рынка СМИ, отличающийся многочисленностью и ранообраием изданий. Электронный молодежный журна представляет собой род электронного издания, существующего в мультимедийной среде, отличающегося высоким уровнем интерактивности.

Причиной поовления и быстрого равития электронных жууналов изначально явилось стремление редакций печатных анаогов привлечь большее количество читателей (особенно среди молодежи) и сохранить свою конкурентоспособность [1].

Несмотря на то, что формат и скорый ритм подготовки и выпуска электронных жуунаов, ориентация на текст, графику и оперативное периодическое обновление сопоставимы с процессом издания традиционного печатного журнала, есть и отличия.

Электронные журнаы могут издаваться по мере обновления отдельных раделов. Еженедельный или ежеместчный журна в сетевом варианте может изменяться каждый день или даже несколько ра в день. Более того, электронные журнаы могут экспериментировать с различными видами информации (текстовая, аудио-, видеоинформация), с ее сбооом и подачей.

Подобно печатным изданиям электонные журнаы рарабатывают свой собственный стиль и подход к освещению событий. И печатная, и сетевая версии стараются выделитьст не только за счет содеежательности своих материалов. Интернет пред оставляет широкие возможности для интерактивного привлечения читателя, такие, как использование плавающей командной панели, позволяющей легко переходеть от одного раздела к другому, оснащение станиц функцией воспроизведения видеозаписей и прослушивания аудиоинформации в режиме реаьного времени, сопровождение чтения журнала прослушиванием рекламных роликов и музыкаь-ных клипов [2].

Иллюстративно-текстовый массив элeктрoннoгч молодежного жур-наа представ лет собой клиповый информационный поток, насыщенный различными видами знаков. Повторяемость определенных знаков, отражающих всевозможные стороны молодежной субкультуры, способствует закреплению отдельных стереотипов и имиджей в сознании адресата [3].

Читатель электронного журнала имеет возможность разворачивать тексты в раных направлениях:

- информационном - мгновенно активизировать дополнительные факты, сведения, связанные с освещаемым событием;

- аналитическом - находить более поддобные комментарии, мнения по какому-либо событию, почерпнутые также из других изданий.

К основным признакам электронного молодежного журнала можно отнести мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, кла-стерность и молодежность.

Мультимедийность - функционаьное проявление глобаьных свойств электонного молодежного журнала. Понятие «мультимедиа» воз-нико в 90-е годы прошлого век как материльна релизация идеи медиаконвергенции, т.е. слияния всех канаов передачи информации - периодической печати, радиовещания, телевидения и Интернета - в одно целое. Шлыкова О.В. определяет мультимедийность как «особый вид компьютерной технологи, котoрый объединяет в себе как традиционную статическую информацию - текст, графику, так и динамическую - речь, музыку, видеофрагменты, анимацию [4].

Подобное сочетание нескольких типов информации дает возможность воздействовать многоканльно на читателя. Мультимедийность как свойство информации означает, что читатель работает комплексно с несколькими разноприродными аспектами - речью, текстом, звуком и т.д. Можно предположить, что мультимедийность в электронном журнале ис-пользуетст для того, чтобы манипулировать молодежной читательской аудиторией, добиться нужного эффекта, заставить читателя действовать. Мультимедийность открывает широкие возможности, например, привлекая на станицы электонного журнала видеоряд, и оказывает более сильное эмоциональное воздействие на читателя. Возможности мультимедиа позволяют не перескаывать визуальный рад, а помочь читателю самому ознакомиться с комментируемым явлением [5]. Таким образом, иллюстация, текст, видео, звук обрауют в электонном журнале единое целое и взаимодополняют друг друга.

Мультимедийность тесно связана с гипертекстульностью. Термин «гипертекст» ввел впервые в обращение Тед Нельсон [6]. Под гипертекстом он понимал документы, которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной стрyлтyре таиционных печатных источников Нельсон обозначал глпeчтeкст кк «непоследовательную запись». Он отмечал, что обычно «процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи, которая не может не быть последовательной (так как у нас для этого только один кна), и, во-вторых, потому, что книги неудобно читать иначе как последовательно. Однако мысли обрауют

стуктууы, которые не являются последовательными - они связаны многими возможными переходами» [6].

В современном языкознании теемин «гипертекст» присутствует в нескольких терминологических парадигмах. Он даже тактУетст как новый способ коммуникации, как механизм, заключающийся в возможности связать отывки текста, пеееходить от одного к другому, и наывается гипертекстом, или нелинейным текстом.

Так, Субботин М.М. понимает под гипертекстом соединение смысловой стуктууы, стукуры внутснних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать етруктууу смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами [7].

Овчинников В.Г. определяет гипертекст как а) "надтекст" - нека единица информации, часттми которой являютст тексты, и/или б) текст, части которого имеют "свеехсвязи", т.е. соединены друг с другом не линейным отношением в одномееном пространстве (отношением следования как в обычном тексте естественного языка), а множеством раличных отношений, представляемых в многомерном пространстве. В гипертексте отсутствуют заланее заданные ограничения на характер связей (сеть).

Шлыкова О.В. понимает под гипертекстом нелинейную форму записи текстовой информации с обозначением ссылок на фрагменты текста любого документа, находящегося в Интернет-пространстве, и возможностью быстрого перехода к этим фрагментам [4].

Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществлятьст доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте. Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается позволяя читателю исследовать со-держащуюст в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает.

По способу существования выделяются статические и динамические гипертексты.

Шторрер А. выделяет открытые и закрытые типы гипертекстов. В ее классификации закрытые гипертексты соотносятся со статическими, а открытые с динамическими (Texte-in-Bewegung). Закрытые гипертексты располагают постоянным количеством модулей. Даже если посредством внешних ссылок они связаны с другими гипертекстами в Интернете, они существуют как постоянное явление со стабильной стрyктррoй. Открытые гипертексты могут присоединять новые модули. Примером может служить дискуссия между автором текста и реципиентом/пользователем, котолые комментируют и обсуждаэт выскаывания друг друга [8].

Якобс Е.-М. указывает на то, что тексты в гипеетекстовом пространстве выстраивают^ иерархично [1]. Грозданов Ф.Т. пишет, что гипертекст как один из важнейших признаков электронного молодежного жуунала может быть представлен как:

- текст, организованный особым способом;

- механизм, позволяющий эти тексты организовывать;

- форму ооганизации материала [5].

Можно отметить следующие текстовые характееистики электронного молодежного журнала:

- фрагментарность;

- интертекстуаьность;

- смешение функциональных стилей: взаимодействие кодифицированного стандартного языка и сниженной, сленговой лексики;

- монтажность композиции;

- размытость жанровых границ [3].

Интерактивность тесно связана с гапертекстуальностью. Термин «интееактивность» произошел от английского слова «interaction» и означает «взаимодействие, обратную связь». Он может трактоваться широко и характеризовать любую возможность читательского воздействия на электронный молодежный журнал, напримее, на композиционное следование его фрагментов. С этой точки зрения, люба гапеетекстовая стратегия изначально интерактивна, так как для перемещения в информационном пространстве гипертекста читатель должен сделать выбоо, определить путь дальнейшего чтения. Интерактивность может также иметь суженое, более конккетное значение и определяться как программно поддееживаемая возможность сотвоочества, т.е. порождение собственного текста параллельно воспринимаемому [5].

Интерактивность проявляется в двух видах взаимодействия:

1 )читатель *—► электронный молодежный журнал;

2.читатель А +—► электронный молодежный журнал —► читатель В.

На степень интерактивности влияют следующие критееии:

- объем селективных возможностей, предлагаемых электонным жууналом читателю;

- степень возможностей модификации содержания;

- потенциал фоом человеческой интеракции (отталкиваясь от привычной face-to-face коммуникации);

- линейность/ нелинейность интееакции информации .

Еще одним важным признаком электронного молодежного журнал является кластееноть информации. Она напрямую связана с гипертекстуальностью. Для кластеров характеена когерентность, которая осуществляется посредством эксплицитной содержательной стуктууы (Labeling) и гиперссылок.

Организация содержания электонного журнал - это гибкая связь кластеров, представляющих собой единство текстовой, звуковой, графической информации. Йост И. выделяет ти типа кластерности электонного молодежного жуунаа:

1) тематическая или рубрикаьна кластееность - каждый кластер представляет собой определенную тему (рубрику) или подтему (подрубри-ку), нaпримeч, политика, музыка, спорт, мода и т.д.;

2) функщюнаьна кластерность - проявляется непосредственно в ранообраии электонных речевых жанров, например, хроника, комментарий, статья, заметка, опрос и т.д.;

3) перспективна кластерность - подача информации либо по принципу нарастания (от менее важного до актуаьного), либо по принципу убывания [9].

Молодежность (молодежный стиль) непосредственно влияет на выбор языковых и мультимедийных средств оформления элeктoннoгo молодежного жуунала, на способы представления в нем информации.

Хааактерное для молодежи стемление следовать моде, быть в центре событий, поиск общения и гиперактивность в поиске общения заставляют электронный молодежный журнал быть ярким, привлекательным, иногда даже «вызывающим».

Молодежность влияет на жанрово-стилистические принципы олга-низации языка электонных молодежных журнаов. В текстах молодежного стиля преобладает содеежание, в состав которого наааду с содержательной информацией входит эмоционаьна, субъективно-оценочна и модально-императивна информация. В этом содержании может присутствовать довольно большой объем информации, однако глубина его незначительна, носит поверхностный характер, так как молодежь обобщает опыт познания окружающего мира с позиций своего частного опыта.

Для молодежного стиля хааактерна большая эмоционаьна насыщенность, причем эмоционаьность имеет естественный, непосредственный характее. Эмоционаьное содеежание в электонных текстах молодежного стиля пееедается не столько веебаьно, сколько невербаьно, например, при помощи смайликов, акронимов, дополнительных знаков препинания и т.д. Все эти элементы способны выражать полифонию ранооб-раных чувств, типичную для жизненных эмоций человека.

Модаьно-аффективное, особенно императивное содеежание составляет существенную часть содержательной стороны молодежного стиля, при этом важно подчеркнуть характер экспрессии как формы проявления чувств, оценок и аффектов [10]. Стилистические качества электронного молодежного языка составляют непринужденность, раскованность, а нередко фамильярность и даже вульгарность.

Таким обраом, благодаря уникаьным свойствам электонного молодежного журнал, которые предоставляют технологии Интернета, мож-

но: 1) расширить не только объемы информации, но и ее содержание, 2) выразить смысл информации с помощью разных кодов общения, 3) использовать для «работы» с аудиторией ранообразные формы воздействия,

4) предоставить читательской аудитории более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене.

Пять основных признаков электронного молодежного журнала -мультимедийность, гапеетекстуальность, интерактивность, кластерность и молодежность - тесно взаимосвязаны друг с другом, превращая электронное издание в уникальный феномен пред став лени информации.

Библиографический список

1. Jakobs, E.-M. Online-Zeitungen: Potentiale und Prozesse// Medium Sprache/ Strohner H., Sichelschmidt L. (Hrsg.) - Fr. am M.; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien: Lang, 1998.

2. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле on-line: использование Internet и других электронных ресурсов пер. с англ. Н.Ворониной, Т.Луне вой [Текст] / Р. Рэддик, Э. Кинг. - М., 1999. - 366с.

3. Лисеев, Р.П. Электронный молодежный журнал: принципы фоо-мирования гипертекста // Периодическая печать на пороге электронной эры: Материалы науч.-практ. семинара «Современна периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (мультимедиа и газета завтрашнего дня)» (17 - 18 марта 1999 г. Санкт-Петербург) [Текст] /Р.П. Лисеев// отв. ред. Б.Я. Мисонжников. - СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, 2000. - С. 72 -78.

4. Шлыкова, О.В. Культура мультимедиа [Текст] / О.В. Шлыкова. -М.: Фаир-пресс, 2004.

5. Грозданов, Ф.Т. Язык молодежных Интернет-газет [Электронный ресурс]: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10. - М.: РГБ, 2007.

6. Дедова, О.В. Лигвосемиотический анализ электронною гипертекста [Электронный ресурс]: на материале русскоязычного Интернета: дис... д-ра филол. наук/ О.В. Дедова. - М.: РГБ, 2006.

7. Субботин, М.М. Теория и практика нелинейного письма [Текст] / М.М. Субботин // Вопросы философии, 1993.

8. Storrer, A. Vom Text zum Hypertext. Die Produktion von Hypertexten auf der Basis traditioneller wissenschaftlicher Texte// Jakobs E.-M., Knorr D. Textproduktion in elektronischen Umgebungen / A. Storrer. -Fr. am M.: Lang, 1997. - S. 121 - 139.

9. Jost, J. “Don’t Imitate. Innovate!” Informationscluster als medienspezifische Optimierung von Online-Zeitungen/ J. Jost // Osnabrücker Beiträge zur Sprachtheorie, November 2001. - S. 129- 145.

10. Брандес, М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: учеб-ник[Текст] / М.П. Брандес. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004.

O. Zyatkova

Communicative and functional characteristics of the German electronic youth magazine

The article focuses on the functioning of electronic youth magazines in the Internet Special emphasis is made on five communicative and functional characteristics: multimedia characteristics, hypertextuality, interactivity, cluster structure of information and youth-orientation.

Получено 20.02.2009 г.

УДК 802

Н.В. Кривоносова, канд. филол. наук, (4912) 38-37-95, kaf-in-yaz@academjust.ryazantelekom.ru (Россия, Рязань, Академия ФСИН)

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИСПАНСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Посвящается изученню понятийного аспекта терминологии юриспруденции Испании средних векоя и анализу специфики образования юуидическкх теуминоя я период станояления кастильского языка и специальных сфер его употребления.

Ключевые слова: деривация, парасинтез, заимствования, словосочетание.

Кодекс Альфонса Мудрого «Законы Партид» (1265 г.), или «Парти-ды», - один из наиболее известных памятников законотворчества средневековой Испании, оказавший существенное влияние на развитие ее правовой системы [1], и один из первых юридических документов, написанных не на латинском, а на старокастильском языке [2],[3]. Совокупность этих обстоятельств оправдывает выбор этого трактата для целей данной работы.

Исследование юридической терминологии периода ее становления предполагает не только изучение ее терминообразовательных ресурсов, но и рассмотрение ее концептуального аспекта, определяющего ее принадлежность к правовой области знания и отражающею специфику ее содержания на начал ном этапе ее равития.

Обращение к понятийной сфере спсцильной лексики кодекса Альфонса X уклывллт, прежде всего, на существенное влияние канонических доктрин на законодательство Кастилии, что явно прослеживается в содержании свода.

Чрезвычайно строгое религиозное воззрение, проходящее через весь кодекс, предопределяет и свойственный ему отбор словаря, включающего объемный пласт теологической и канонической лексики. Например: Dios -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.