Научная статья на тему 'Коммуникативно-ассоциативная логика когнитивного профессионального робота с подражательным мышлением'

Коммуникативно-ассоциативная логика когнитивного профессионального робота с подражательным мышлением Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
252
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подражательное мышление / коммуникативно-ассоциативная логика / когнитивный робот / информационная потребность / imitative thinking / communicative and associative logic / cognitive robot / information requirement
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-ассоциативная логика когнитивного профессионального робота с подражательным мышлением»

Брындин Е.Г.

Исследовательский центр «Естествоинформатика», Новосибирск

bryndin15@yandex.ru

КОММУНИКАТИВНО-АССОЦИАТИВНАЯ ЛОГИКА КОГНИТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОБОТА С ПОДРАЖАТЕЛЬНЫМ МЫШЛЕНИЕМ

Ключевые слова: подражательное мышление, коммуникативно-ассоциативная логика, когнитивный робот, информационная потребность.

Keywords: imitative thinking, communicative and associative logic, cognitive robot, information requirement.

Введение

Подражательное мышление представляет собой коммуникативные и ассоциативные процессы со словами, словосочетаниями, предложениями и суждениями. На компьютерном уровне подражательное мышление имитируется коммуникативными и ассоциативными процессами с символическими языковыми элементами знаний. Имитация подражательного мышления на компьютерном уровне осуществляется на основе символической языковой коммуникативной логики и сетевого коммуникативного и ассоциативного представления символических языковых элементов знаний.

Информационная среда человека представляет собой связанную признаковую среду первого сигнального уровня и языковую сущностную среду второго сигнального уровня. На первом сигнальном уровне хранится информация об окружающей реалии в виде признаков, ситуативно-признаковые (событийные) схемы и ситуативные схемы. На втором сигнальном уровне в сущностной среде хранятся символические элементы знаний: слов, словосочетаний, предложений, суждений.

Программно-аппаратная информационная среда компьютера хранит символические элементы знаний в закодированном виде с сущностной разметкой, снабженных всеми признаками представителей реалии и связанных ситуативно-признаковыми и ситуативными схемами. Элементу знаний из программно-аппаратной среды компьютера соответствует элемент знаний из сущностной среды человека, связанный с такими же признаками и схемой первого сигнального уровня. Эти элементы знаний соотносятся с одними и тем же фрагментами реалии. Поскольку программно-аппаратная среда работает со знаковыми элементами знаний как языковыми, необходимо еще снабдить элементы знаний программно-аппаратной среды синтаксическими структурами и языковой разметкой в соответствии с грамматикой и правилами письменного языка, чтобы использовать языковую практику человека для понимания смысла письменных текстов.

Программно-аппаратная символическая языковая среда, элементы знаний которой имеют описанную выше разметку, и смысловая среда специалиста всегда соответствуют одной и той же окружающей реалии или абстракции.

Поэтому имитировать символически-языковое мышление человека можно на уровне мыслительных актов, сохраняя соответствие между содержанием и языковыми символическими элементами знаний, подменяя окружающую или виртуальную (абстрактную) реальность языковым символическим описанием с функциональной синтактикой, выделяющей акты мыслительного процесса, сохраняющей отношения между элементами знаний и представителями реалии и вырабатывающей опыт понимания и передачи смысла.

Человек стыкует смысловые акты через пространственно-временные, причинно-следственные отношения. Символические структуры элементов знаний выстраиваются в памяти человека согласно коммуникативным связям первого сигнального уровня между соответствующими признаками представителей реалии или абстракции. Символические элементы знаний можно взаимно однозначно отобразить в кодированные паттерны электрической активности памяти робота.

У такого робота смысловые акты человека подменяются семантическим синтезом соответствующих кодированных паттернов, сохраняя взаимно однозначное соответствие структур и коммуникационных языковых связей с соответствующими элементами знаний, можно осуществлять имитацию символического языкового мышления с помощью робота. В основе имитации символического языкового мышления лежит символически-языковая коммуникативная логика человека.

Имитация символического языкового мышления осуществляется по коммуникативным и ассоциативным связям элементов знаний. Поэтому важно иметь коммуникативные связи на стадии представления знаний. Для этого нужно указывать предметную область знаний, ситуацию для суждений, ситуативный момент для предложений. Ситуации связывают ситуативные моменты в смысловом ориентированном представлении знаний предметной области. Представление знаний имеет важнейшее значение для имитации символического мышления, поскольку элементы знаний и коммуникативно-ассоциативные связи между ними непосредственно участвуют в мыслительных актах. Эле-

менты знаний - слова, словосочетания, предложения, суждения - хранятся в памяти человека с коммуникационными и ассоциативными связями между ними, отображающие связи между соответствующими представителями реалии или абстракции.

Символическое языковое мышление предложениями и суждениями представляет собой коммуникативно -ассоциативный процесс реализаций информационных потребностей человека. Информационная потребность формируется в предметной области и реализуется в ее системе знаний.

Человек набирает опыт реализации информационных потребностей с помощью подражательного мышления на основе мыслительного опыта других, накапливая в памяти информационные потребности и их реализации. Затем, комбинируя исходные информационные потребности, находящиеся в памяти, он строит новые информационные потребности. Человек реализует новую информационную потребность соответствующей комбинацией реализаций исходных информационных потребностей, составляющих новую. Таким образом, у человека развивается подражательное мышление.

Если в программно-аппаратной памяти хранить реализации информационных потребностей в виде кодированных паттернов элементов знаний, тогда можно автоматизировать процесс реализации информационных потребностей по коммуникативно-ассоциативной логике с использованием функционального естественного языка.

1. Технология реализации коммуникативно-ассоциативной логики

Логической единицей коммуникативно-ассоциативной логики является слово. Текст информационной потребности строится на функциональном естественном языке из элементов сущностного словаря. Функциональный естественный язык содержит средства описания коммуникативных и ассоциативных связей между элементами знаний, что позволяет имитировать подражательное мышление на символическом языковом уровне с помощью ЭВМ. Коммуникативные и ассоциативные языковые связи между элементами знаний следуют за связями объектов, действий, качеств, свойств, времени, пространства и т.д., которые мы и называем элементами знаний.

В языке увязаны структурные, функциональные и смысловые атрибуты элементов знаний. Использование слов в составе элементов знаний информационной потребности задается коммуникативными связями. В языке есть грамматические правила видообразования словоформ для порождения и расширения семейств и порождения сообществ, коммуникативные правила образования словосочетаний, предложений суждений. У каждого правила своя область определения. Например, у дедуктивного правила обобщения областью определения являются дедуктивные множества. Дедуктивные правила позволяют упорядочить слова языка по обобщенным множествам. Обобщенное множество представлено конвергентным признаком. Частные значения конвергентного признака являются его конкретизацией. В языке ударение в слове, в предложении, в суждении между предложениями фиксируется синтактикой. Ударные слова в предложении выделяются жирным шрифтом. Например, 1я1 был в Китае. Я 1был1 в Китае. Я был в 1Китае1. Ударные слоги выделяются жирным шрифтом. Коммуникативные связи по содержанию предложений имеют синтаксические обозначения.

Поактовый восходящий синтаксический анализ и морфологический анализ выделяют предложения информационной потребности, соответствующие актам мышления, и устанавливают грамматические виды и признаки для каждого слова по словарю смысловой ориентации, строят дерево синтаксического подчинения слов, определяют коммуникативную связь слов, словосочетаний и предложений. Для анализа используются сущностный словарь, сети словосочетаний, предложений, суждений, информационные семейства и сообщества.

Синтаксический анализ проводится по языковой синтаксической разметке информационной потребности и ее структурной ситуативно-признаковой разметке. Путем синтаксического анализа определяются грамматические значения элементов знаний, выделяются слова в предложениях, словосочетания в предложениях, предложения в суждениях, элементарные суждения в составных суждениях, выявляются грамматические виды слов, видовые группы словосочетаний по грамматическим видам слов основ и дополнительных, грамматические виды лексических значений информационных ниш предложений, и видовые связи предложений элементарных суждений.

Морфологический анализ проводится по языковой морфологической разметке и схемной ситуативно-признаковой. В процессе морфологического анализа определяются морфологические значения элементов знаний и ситуативно-признаковые схемы морфологических значений.

Выделение предложений осуществляется по синтаксической структуре, в которой словам приписываются признаки и индексы представителей, грамматические виды и лексические значения, словосочетаниям - семантические значения. Поактовый восходящий синтаксический анализ и морфологический анализ текстов информационной потребности определяют информационные ниши предложения. Полученный текст после актового анализа поступает в систему символически-языковой реализации информационной потребности - систему имитации мышления.

Входной информацией для системы является информационная потребность и атрибуты, полученные в процессе синтаксического и морфологического анализа. По информации, полученной в результате синтаксического и морфологического анализа информационной потребности, система имитации мышления осуществляет ее семантический анализ.

Сначала распознается тип информационной потребности. Информационная потребность может быть вопросительной или побудительной. Затем путем семантического анализа определяется, есть ли реализация информационной потребности в базе знаний. Если нет ее реализации, то определяется, является ли информационная потребность типовой базовой. Если информационная потребность не является типовой базовой, то в процессе анализа определяется, состоит ли она из типовых базовых информационных потребностей. Если она не состоит из типовых базовых информационных потребностей, то путем семантического анализа определяется, существует ли необходимый и достаточ-

ный набор процедур реализации в базе умений и необходимый и достаточный набор элементов знаний в базе знаний для ее реализации.

В случае если в результате анализа выясняется, что в базе умений и знаний есть элементы для реализации информационной потребности, то система имитации мышления оформляет реализацию информационной потребности из элементов знаний информационной потребности и элементов знаний для реализации из базы знаний. По разметке текста информационной потребности система определяет указатели на необходимые наборы элементов знаний в базе знаний в заданной пользователем предметной области и на процедуры реализации в базе умений и определяет схему реализации соответственно типу и разметке потребности.

В разметке указываются атрибуты элементов знаний: схемные, признаковые, грамматические (синтаксические, морфологические), семантические и лексические.

Указатели на элементы знаний и реализации формируются через информационное рецептивное поле. Информационное рецептивное поле содержит информационные связи с входами сети словосочетаний, предложений, суждений, а также с реализациями типовых базовых информационных потребностей. Оно содержит инструкции о необходимом и достаточном наборе процедур реализации по каждому лексическому значению информационного действия и о необходимом и достаточном наборе элементов знаний по каждой процедуре реализации, а также информационные связи с процедурами реализации, хранящихся в базе умений.

По разметке информационной потребности и заданной пользователем области знаний определяются указатели для поиска необходимого и достаточного набора элементов реализации в базе умений, необходимого и достаточного набора элементов знаний в базе знаний, схем и структур образования новых словосочетаний, предложений, суждений.

Система имитации мышления запускает процедуру построения сети поэлементной реализации информационной потребности из необходимого и достаточного набора элементов знаний и процедур реализации. Она строит сеть поэлементной реализации информационных потребностей в базах знаний и умений. Затем производит начальную разметку элементов знаний и процедур реализации и их связей. Разметка определяет признаковое участие слов в словосочетаниях, ситуативно-признаковое участие словосочетаний в предложениях и ситуативное участие предложений в суждениях.

После разметки сети поэлементной реализации она запускается на реализацию информационной потребности.

Информационные потребности считаются реализуемыми, если определены синтаксическая структура реализации, лексические и семантические значения составляющих, а также процедуры реализации.

Если входная информационная потребность является комбинацией типовых информационных потребностей или их допустимой модификацией, то она реализуемая.

Типовая побудительная информационная потребность состоит из информационного действия и информационного условия. Если информационная потребность побудительная, то в ней явно указывается действие.

Вопросительная информационная потребность является вопросительным предложением. Если информационная потребность вопросительная, то в ней явно указывается вопросное словосочетание, определяющее направление реализации.

Реализация вопросительной информационной потребности строится либо в сети предложений, либо в сети суждений. В сетях выявляется семантическое значение реализации потребности либо в виде предложения, либо суждения.

После реализации новая информационная потребность заносится в базу знаний и связывается с элементом знаний, который является ее реализацией.

Технология реализации коммуникативно-ассоциативной логики подражательного мышления позволяет развивать интерактивные обучающие системы естественного языкового уровня по различным предметам в образовательном пространстве. Предметная область знаний представляется в виде коммуникативно-ассоциативной сети информационных потребностей и их реализаций, состоящих из элементов знаний. Коммуникативные словосочетания образуют предложения, коммуникативные предложения образуют суждения. Между информационной потребностью и ее реализацией связь ассоциативная. Реализация информационной потребности сама может быть информационной потребностью. Слова информационной потребности имеют разметку, указывающую либо на лексическое значение, либо на вычислительную процедуру, либо на поведенческую процедуру. Например, слово «сложить» может быть лексическим значением, либо арифметическим действием, либо поведенческим действием (сложить кубики). Для суждений указывается предметная область и ситуация. Для предложений указывается ситуативный момент и признаки лексических значений. Отражение семантики предметных знаний осуществляется с помощью символически-языковой знаковой системы на основе коммуникативно-ассоциативной логики и предметно ситуативно-признаковых отношений сущностей объектов реалии и абстракции с элементами знаний сущностного словаря [1-7].

1.1 Сущностный словарь

Пусть - орфографический словарь, где = { Si}, Si - морфологическое слово. Слово Si называет признак Qij представителя Му из множества М/, где М, = {Му}. Обозначим лексическое значение слова 8 через {Му, Q1j, 8}. Связь лексических значений слов { 8} с элементами множества Mi зададим совокупностью признаковых отношений Qi, где

Qi={Qij, ( м, Му )}.

Множество лексических значений, связанных совокупностью признаковых отношений с представителями, является сущностным словарем. Слова в словаре снабжаются признаковыми индексами соответственно их признаковым отношениям с представителями. Сущностный словарь фиксирует признаковые сущности представителей. Словарь

помогает употреблять слова со своим лексическим значением и различать представителей, которых они называют на символическом уровне.

Слова употребляются на основе признаковых индексов. Каждый признак имеет три индекса. Один индекс указывает на предметную область знаний, второй - на ситуацию, третий - на ситуативный момент. Слова с несколькими лексическими значениями, имеют несколько наборов индексов. Например, мука и мука. Слово поле используется в различных предметных областях. Каждый набор индексов определяет лексическое значение слова.

1.2 Предметные области знаний

Предметные области знаний представляют собой сети ассоциативно связанных информационных потребностей и их реализаций из коммуникативно связных символических языковых элементов (информационных следов коммуникативно-ассоциативного символически-языкового мышления). Реализация информационной потребности может быть сама информационной потребностью. Тогда ассоциативная ей сеть коммуникативно связных элементов будет ее реализацией. Комбинированные информационные потребности состоят либо из вложенных информационных потребностей предметной области знаний, либо из последовательности информационных потребностей, либо из последовательности вложенных информационных потребностей. Комбинированные информационные потребности состоят либо из простых, либо из простых и комбинированных, либо из комбинированных. Информационные потребности предметной области знаний образуют комбинационно расширяемую сеть.

Совокупность элементов знаний с разметкой является базой знаний. Повелительное или вопросительное предложение базы знаний является информационной потребностью. Совокупность процедур реализации информационной потребности является базой умений.

Информационная потребность имеет реализацию в базе знаний и базе умений, если существует необходимый и достаточный набор элементов знаний в базе знаний и процедур реализации в базе умений.

Для информационной потребности, являющейся комбинацией информационных потребностей, для которых имеется реализация, существует необходимый и достаточный набор элементов знаний в базе знаний и процедур реализации в базе умений. Соответствующая комбинация необходимого и достаточного набора имеющихся реализаций будет реализацией комбинированной информационной потребности. Символически-языковая коммуникативная логика связывает реализуемые информационные потребности.

1.3 Алгоритмическая разрешимость коммуникативно-ассоциативной логики

Пусть заданы CS - сущностный словарь предметной области знаний;

BIP - базовые информационные потребности предметной области знаний, составленные из слов словаря CS. Базовая информационная потребность является либо вопросным, либо повелительным предложением;

RBIP - реализации базовых информационных потребностей;

PKIP - правила комбинирования информационных потребностей из базовых.

KKASRIP - конструктор коммуникативно-ассоциативной сети реализаций информационных потребностей пользователя;

KASRIP(b) - коммуникативно-ассоциативная сеть реализаций базовых информационных потребностей предметной области знаний.

Пусть пользователем задана IP(i), составленная по правилам PKIP. Применим к ней конструктор KKASRIP. Получим KASRIP(i) расширение сети KASRIP(b) с реализацией IP(i).

Реализация вопросной информационной потребности в коммуникативно-ассоциативной сети предметной области знаний осуществляется следующим образом. Пусть предложение Р1 с разметкой является вопросной информационной потребностью с ситуативно-признаковой схемой SP1 из ситуативной схемы S1. Известно вопросное слово в предложении Р1 к неописанному признаку Q1 лексического значения LZ1 информационной ниши ИН1.

Нужно найти в коммуникативно-ассоциативной сети предметной области знаний предложение Р2, содержащее словосочетания и лексические значения предложения Р1 и лексическое значение LZ2, являющееся описанием признака Q1.

Процедура реализации строит по предложению Р1 шаблон Р2Ш с неописанным признаком Q1 предложения Р2. По шаблону Р2Ш, его разметке, SP1, S1 процедура реализации ищет предложение Р2 в сети коммуникативных словосочетаний предметной области знаний с помощью процедур морфологического, синтаксического и семантического анализа. Найденное предложение Р2 будет реализацией.

Повелительная информационная потребность для поиска ее реализации заменяется эквивалентной вопросной информационной потребностью.

Вывод показывает, что коммуникативно-ассоциативная логика алгоритмически разрешима.

2. Моделирование подражательного мышления когнитивного робота

Технология реализации коммуникативно-ассоциативной логики позволяет создать символически-мыслящего робота с подражательным мышлением. Информационной единицей общения между роботом и собеседником является информационная потребность - либо речевая, либо письменная на естественном функциональном языке [2]. Собеседник использует информационные потребности, которые содержатся в базе знаний робота. Он общается с роботом с

помощью комбинаций имеющихся информационных потребностей, обогащая, тем самым, робота новыми информационными потребностями и их реализациями. Базовые информационные потребности и их реализации робот получает во время его обучения.

Система реализации информационной потребности использует сущностные словари предметных областей базы знаний, процедуры анализа, слияния (синтеза) и расщепления из базы умений, а также сеть поэлементной реализации информационных потребностей. Робот реализует информационную потребность, если база знаний содержит необходимый набор элементов знаний, база умений содержит необходимый набор элементов реализации.

Имитация символического языкового мышления осуществляется на основе символически-языковой коммуникативной логики над символическими языковыми элементами знаний предметных областей. Предметные области знаний представляют сети коммуникативно и ассоциативно связных символических языковых элементов с ситуативно-признаковой и языковой разметкой.

1 2 3

Определение. Сеть О, У!) является концептуальным представлением знаний, если Х1=Х иХ иХ,

1 2

X X

где^' - множество вершин суждений с ситуативной и языковой разметкой, ' - множество вершин предложений,

3

X

имеющих языковую и ситуативно-признаковую разметку: {(лексическое значение, вид)}, (признак, ниша)}, •Л'' -множество вершин словосочетаний с признаковой и языковой разметкой, У1 - множество коммуникативных связей элементов множества XI, О - множество ассоциативных связей элементов множества XI, I - дискретные моменты появления новых элементов знаний, признак - признак представителя реалии, указывающий на смысловое употребление слова в речи и письменно, вид - грамматическая характеристика множества слов, морфологическое значение которых формируется по общим правилам грамматики, ниша - единое ситуативное использование множества слов различных видов в различных синтаксических структурах предложений (ниша может быть субъектно-объектной, процессуальной, обстоятельством, определительной, дополнительной.

Ассоциативные связи соединяют вершины, которые являются информационной потребностью и ее реализацией. Коммуникативные связи исходят из вершин коммуникативных элементов знаний в общую вершину.

Реализации информационной потребности формируются процедурами семантического синтаксического и морфологического анализа, слияния и расщепления элементов информационной потребности пользователя, слов сущностного словаря и элементов знаний предметной области и процедурами реализации информационных действий информационной потребности. Процедуры содержатся в базе умений.

Робот имитирует подражательное мышление. По новым информационным потребностям робот выдает версию реализации, если у него достаточно имеющихся коммуникативных и ассоциативных элементов знаний и процедур реализации.

2.1. Реализация информационной потребности

Например, пусть задана повелительная информационная потребность «Сформулировать теорему Пифагора». По лексическому значению слова «формулировка» находим через сущностный словарь представительное словосочетание «формулировка теоремы» в сети предметной области знаний, указанной в разметке информационной потребности. Затем по дереву коммуникативных словосочетаний с лексическими значениями информационной потребности путем их синтеза добираемся до ассоциативной вершины «формулировка теоремы Пифагора». Далее по ассоциативной связи от ассоциативной вершины информационной потребности переходим к ассоциативной вершине реализации «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».

Реализация информационной потребности может сама быть информационной потребностью. В этом случае по коммуникативному дереву лексических значений формулировки теоремы путем их синтеза добираемся до ассоциативной вершины. Затем по ассоциативной связи определяем реализацию «Формулировка теоремы Пифагора».

"^Формулировка теоремы Пифагора

Формулировка теоремы^ Пифагора

Формулировка^ теоремы

Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Квадрат гипотенузы равен сумме квадрат^в^ ^кат^тов Квадрат гипотенузы равен сумм^^ квайратов Квадрат гипотенузырав^н^ ^су^ме

Квадрат гипотенузы равен

V \ р

Квадрат гипотенузы

Если информационная потребность или реализация информационной потребности содержит информационное действие, тогда запускается типовая процедура реализации. В разметке информационного действия указывается ссылка на процедуру реализации.

Например, пусть задана повелительная информационная потребность «найти сумму Хплюс У, приХравно 15, У равно 10». «Х равно 15, У равно 10» является информационным условием. Коммуникативные словосочетания «Х равно» и «равно 15» в информационном условии информационного действия «плюс» инициирует замену Х на 15. По информационному условию «Х равно 15, У равно 10» произойдет замена Х на 15, а У на 10 в типовой реализации информационной потребности. Лексическое значение информационного действия «плюс» в сущностном символическом языковом словаре содержит ссылку на аналитический знак «+» в аналитическом сущностном словаре. Знак «+» в аналитическом сущностном словаре имеет ссылку на типовую процедуру сложения двух аргументов.

^Х плюс У при Х равно число, У равно число

(Типовая информационная потребность ассоциативно связана с реализацией)

^Х плюс У равно число (типовая реализация) / \

Х плюс У равно число (присваивание 25) / \

Х плюс У равно (запуск типовой процедуры)

Х плюс У <-(замена на 10)

/ \

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х плюс (информационное действие «+» )

е

(замена на 15)

Когнитивный профессиональный робот с коммуникативно-ассоциативной логикой подражательного мышления, имеющим дистанционную связь с человеком, способен выполнять когнитивные информационные потребности человека во многих сферах жизнедеятельности.

3. Роботизированное умное кафе

Посетителей кафе обслуживает когнитивный профессиональный робот с подражательным мышлением и автомат по выдаче продуктов. Робот имеет, во-первых, обучаемую систему общения с посетителями для приема заказов, во-вторых, устройство считывания электронных денег с пластиковой карты посетителя, в-третьих, программный многофункциональный контроллер для управления лотками автомата по выдаче продуктов через сенсоры и датчики. Автомат выдачи продуктов под управлением робота обслуживает заказы посетителей. Посетитель вставляет пластиковую расчетную карту в устройство считывания электронных денег, сообщает роботу перечень продуктов своего заказа. Робот через систему приема заказов и программный многопрофильный контроллер активирует лотки с продуктами в соответствии с заказом. Когда заказ сформирован автоматом по выдаче продуктов, робот считывает электронные деньги с пластиковой карты посетителя, по ценам продуктов. После посетитель получает набор продуктов своего заказа из автомата, забирает расчетную пластиковую карту, садится за столик в кафе. Посетитель ставит пустые лотки на конвейер перед уходом из кафе.

Резюме

Международное научное инженерное сообщество постепенно движется к технической реализации когнитивного профессионального робота с квалификационным переобучением. В будущем на рынке труда когнитивные роботы с

переобучением будут выполнять профессиональные работы, а человек займет нишу научных исследований и инновационной деятельности [S].

Список литературы

1. Брындин Е.Г. Взаимодействие символически-мыслящего робота с человеком и внешней средой // Информационные технологии. - М., 2004. - № б. - С. 2-S.

2. Брындин Е. Г. Символически-языковая коммуникативно-ассоциативная технология подражательного мышления // 4-я Межд. науч.-практ. конф. «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, образование». - СПб., 2007. - Т. 11. -С. 442-444.

3. Брындин Е.Г. Теоретические основы коммуникативно-ассоциативной имитации символически-языкового мышления // Информационные технологии. - М., 2009. - № 2. - С. 29-З4.

4. Брындин Е.Г. Теоретические основы имитации мышления и непрерывной обработки на виртуальной памяти. LAMBERT Academic Publishing, 20l2. - l97 с.

5. Брындин Е.Г. Робот с подражательным мышлением // Вестник ПНИПУ: Электротехника, Информационные технологии, Системы управления, № 14. - Пермь: ПНИПУ, 2015. - С. 5-Зб.

6. Bryndin E. Cognitive Robots with Imitative Thinking for Digital Libraries, Banks, Universities and Smart Factories // International Journal of Management and Fuzzy Systems. 2017. Vol. З, N 5. - P. 57- бб.

7. Bryndin E. Technological Thinking, Communication and Behavior of Androids. Communications. 201S. - Vol. б, N 1, Pages: 1З-19.

S. Bryndin E. Digital technologies of the industry 4.0. // Computer Science Advances: Research and Applications. Nova Science Publishers, 201S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.