Научная статья на тему 'Коммуникативная реноминация как алгоритмически организованный процесс'

Коммуникативная реноминация как алгоритмически организованный процесс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНОМИНАЦИЯ / РЕНОМИНАТИВ / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / АДЕСАНТ / АДРЕСАТ / ADDRESSEE / КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ / COMMUNICATIVE ACT / RENAMING / RENAMING UNIT / ADDRESSER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пташник Марина Игоревна

В статье анализируется алгоритм построения / распознавания реноминатива, противопоставляемого конвенционально закрепленной номинации. Прослеживаются действия адресанта и адресата, осуществляемые на разных этапах реноминативного процесса. Автор приходит к выводу о равной степени значимости обоих коммуникантов с точки зрения успешной реализации коммуникативного акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Renaming as an Algorithmic-Based Process

The article considers the algorithm of constructing/understanding a renamed unit, which is opposed to a conventionally fixed name. The article looks at the action of addresser and addressee at various stages of renaming as a process. The author comes to a conclusion that there is equal importance of both interlocutors for successful realization of a communicative act.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная реноминация как алгоритмически организованный процесс»

обусловлен особенностями психологии восприятия человека, спецификой его мышления, строения мозга.

Подводя итоги, необходимо отметить, что синергетический подход может быть продуктивно использован при изучении специфики когнитивной деятельности человека, а также ее ментальных и языковых продуктов. Более того, использование синергетического подхода в концептуальных исследованиях позволяет по-новому оценить результаты открытий как в рамках естественнонаучного знания, так и в науках о человеке, когниции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. 250 с.

2. Хант Г.Т. О природе сознания: с когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. М.: АСТ, 2004. 555 с. С. 144-145.

3. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. М.: Флинта: Наука, 2007. 224 с. С. 63-65.

4. Гельмгольц Г. О восприятиях вообще // Общая психология. Тексты. Вып. 2. Основные теоретические подходы к изучению познания. Ч. 1. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. С. 47-63.

5. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М.: Русские словари, 2000. 416 с. С. 354-355.

6. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Наука, 1974. 240 с.

7. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. СПб.: Изд-во "Речь", 2005. 560 с.

8. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: От познания к действию. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 184 с.

9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. 272 с. С. 15.

15 июля 2009 г.

ББК Ш1

КОММУНИКАТИВНАЯ РЕНОМИНАЦИЯ КАК АЛГОРИТМИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС

М.И. Пташник

Реноминация представляет собой коммуникативное явление, состоящее в подборе нового, отличного от конвенционального, закрепленного в языке плана выражения в отношении определенных социально значимых и этически отмеченных концептов. Понятие реноминации не отмечено в лингвистических справочных изданиях [1], однако к явлению реноминации апеллируют многие ученые. Так, в терминологическом словаре В.П. Москвина мы находим термины "иноречие" и "инословие", которые в свою очередь поясняются с применением понятие аллегории [2]. Д.Н. Ушаков дает следующее определение иносказания: "То же, что аллегория (лит.). Выражение, заключающее в себе скрытый смысл, скрытый намек" [3].

Мы полагаем, что в сравнении с указанными выше терминами и понятиями термин "реноминация" является более точным. Данный фактор, в свою очередь, позволяет

исключить возможность терминологической двусмысленности.

Реноминация воздействует на информационно-эмоциональную сферу восприятия собеседника и включает в себя ряд приемов речевого воздействия, наиболее очевидные из которых - эвфемизация, дисфемизация, крип-толалия, перифраз, билингвизация и дезинформация.

Реноминация реализует свои базовые функции в речевом акте, в рамках которого адресант передает адресату необходимую информацию посредством закодированного сообщения; адресат же, со своей стороны, стремится к расшифровке полученного сообщения, применяя тот же самый код. Если по каким-либо причинам предоставленные языком единицы не соответствуют требованиям успешной коммуникации, адресант подбирает альтернативный способ выражения, т.е. прибегает к реноминации. Таким образом, в ходе

Пташник Марина Игоревна - соискатель, старший преподаватель кафедры языкознания и иностранных языков Ростовского филиала Российской академии правосудия, 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 66, e-mail: 930@mail.ru, т. 8(863)2975714.

Ptashnik Marina - post-graduate student, senior teacher of Linguistics and Foreign Languages Department of the Rostov Branch in the Russian Academy of Justice, 66 Lenin Street, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: 930@mail.ru, ph.+7(863)2975714.

общения реализуется двойное кодирование, которое, соответственно, требует от адресата дополнительных усилий по декодированию.

В данной статье посредством алгоритмизации попытаемся представить последовательность (цепочку) речемыслительных действий, осуществляемую адресантом с целью преобразования денотативной ситуации средствами языка в соответствии с его коммуникативными целями, с одной стороны, и последовательность операций, производимых адресатом для восстановления и интерпретации смысла, - с другой.

Поскольку речевой акт инициируется адресантом, логично начать рассмотрение алгоритма с действий именно этого участника коммуникации.

С позиции адресанта реноминация по своей коммуникативной сути представляет собой речевую тактику, направленную на преобразование признаковой модели денотата в соответствии с его стратегическими целями. В рамках лингвистики стратегия предстает как сверхзадача, направленная на достижение коммуникативной или практической цели и рассчитанная на определенный перлокутив-ный эффект [4]. Тогда тактика - это речевое действие, направленное на решение одной задачи в рамках одной стратегической цели.

Итак, адресант, стремясь к определенной цели, выбирает стратегию, состоящую из ряда тактик (одной из которых является реноминация), а результатом его действий выступает предполагаемый перлокутивный эффект. Такой, в самом общем виде, нам представляется алгоритмическая последовательность действий адресанта.

Целью речевого акта с употреблением реноминатива, как и любого другого речевого акта, является интенция, которую говорящий стремится реализовать посредством соответствующих речевых тактик. При этом адресант пытается реализовать свои интенции наиболее понятным адресату способом [5]. Помимо интенций (коммуникативного материала), адресант также имеет представление и о мере информационного материала (содержание, которое адресант планирует сообщить, чтобы вызвать желаемую реакцию).

В ходе коммуникации адресант производит отбор определенных языковых единиц. Здесь "возникает конкуренция слов (синонимов), граммем, а также синтаксических конструкций" [6]. С опорой на собственный коммуникативный опыт он производит их

лингвистическую (соответствие денотативной ситуации, сочетаемость с другими словами во фразе и т.д.) и коммуникативную (способность вызвать желаемую реакцию) оценку, затем осуществляет свой выбор. В случае, если он не находит единицы, отвечающей всем вышеперечисленным требованиям (лингвистическим, информационным и коммуникативным), он вынужден конструировать ее самостоятельно.

Приведем пример из журнала "Эксперт" о тяжбе между двумя организациями, одна из которых является крупным рекламным агентством. В статье фигурирует высказывание: «Компания Coca-Cola потребовала от Российского футбольного клуба компенсации за то, что полузащитник Александр Мостовой снялся в рекламном ролике Pepsi. Coke хочет, чтобы РФС расплатился за свой недосмотр "дополнительными рекламными возможностями"» [7]. Как видим, адресант хочет, чтобы адресат предоставил возможность бесплатно разместить рекламу в качестве компенсации ущерба. Однако употребление единицы "бесплатный" наверняка вызовет негативную реакцию у адресата; кроме того, может возникнуть нежелательное позиционирование адресанта как лица, намеренного получить что-либо без оплаты. Тогда адресант употребляет в речи реноминатив дополнительные возможности, который упраздняет нежелательный элемент и одновременно точно передает суть намерений адресанта.

Из сказанного можно заключить, что толчком к запуску реноминативного механизма, своеобразным триггером этого механизма, служит осознаваемое адресантом несоответствие между информационно-коммуникативными задачами, стоящими перед ним, и способностью закрепленных в языке единиц эти задачи реализовать.

Для того чтобы сконструировать рено-минатив, адресант анализирует признаковую модель (набор смыслов, характеристик и ассоциаций), стоящих за ее денотатом. Такой анализ позволяет выявить, какие именно семы составляют ядро признаковой модели, а какие находятся на периферии и требуют от адресанта дополнительных усилий по их выявлению. Как правило, тот или иной реномина-тивный прием направлен непосредственно на трансформацию иерархической последовательности признаков в рамках данной модели.

Затем адресант приступает к подбору языковых средств для формирования нового плана выражения. Следует отметить, что

само по себе значение каждой из отбираемых языковых единиц не способно передать воспринимающей стороне искомую признаковую модель или хотя бы отдельный признак модели: "в реальности практически никогда нет совпадения между замыслом говорящего (смыслом сообщения) и значениями тех языковых средств, которые могут использоваться" [6, с. 116]. Только в совокупности с контекстом (как лингвистическим, так и экстралингвистическим) реноминатив обретает способность транслировать необходимые смыслы.

Реноминатив, в сравнении с конвенционально закрепленной номинацией, имеет расширенный объем имплицированной информации. Это связано с тем, что любое реноми-нативное высказывание, помимо сознательно заложенных в нем смыслов, непременно несет в себе скрытое сообщение о принципиальном нежелании автора употребить в речи традиционно принятую номинацию.

Говоря о явлении эллипсиса в речи, О.И. Реунова предлагает алгоритмическую последовательность действий адресата, состоящую из четырех "шагов" [8]. Предложенные шаги можно разделить на две фазы. Первая из них носит подготовительный характер и включает следующие операции: а) выявление речевого единства, из которого можно уяснить содержание замысла высказывания в целом; б) определение замысла речевого акта на фоне иллокутивно-перлокутивных отношений; в) выявление высказывания, содержащего речевой прием, а также определение его смыслообра-зующих характеристик через иллокутивно-перлокутивные отношения. Вторая фаза связана непосредственно с интерпретацией, когда адресат раскрывает смысл высказывания посредством прагматического контекста.

На наш взгляд, вторая фаза является сложным процессом и, в свою очередь, может быть подразделена на ряд этапов: а) адресат получает информацию, выраженную в значениях лексических и других единиц; б) адресат предполагает, что эта информация - часть сообщения; в) адресат производит поиск сведений, из которых можно вывести информацию, способную составить сообщение; г) адресат делает выводы, сопоставляет результирующие варианты сообщения и выбирает наиболее правдоподобное.

Таким образом, адресат постоянно участвует в выведении разнообразных умозаключений, следующих из значения сообщения.

При этом основной его целью является выход на верное умозаключение о том смысловом контексте, который намеревался передать говорящий. В ходе коммуникации адресат получает возможность прогнозировать дальнейшее развитие сообщения. Следует отметить, что прогноз в отношении дальнейшего развития речевого акта включает в себя не только предположение относительно того, что именно будет сказано, но и того, какими средствами это может быть представлено. В случае обращения адресанта к реноминации прогноз адресата в отношении средств плана выражения не оправдывается. В сложившейся ситуации адресат может сделать следующие выводы:

а) я неверно воспринял предыдущую часть сообщения и поэтому она не согласуется с тем, что я слышу в данный момент;

б) я сделал неверный прогноз в отношении того, о чем будет говорить адресант;

в) я не совершил никакой ошибки, адресант применяет не закрепленные в системе языка способы номинации, которые невозможно спрогнозировать заранее.

Если адресат останавливается на последнем выводе, он приступает к поиску средств в рамках целого сообщения, которые помогут ему раскрыть значение реноминативной единицы. Для этих целей адресат задействует единицы разного уровня: от интонации до контекста в самом широком смысле данного слова.

Восстановив денотативную ситуацию, адресат приступает к поиску тех смыслов, которые отличают предложенную ему номинацию от конвенционально употребляемой. Такая процедура позволяет ему точнее определить замысел адресанта, вскрыть весь комплекс коммуникативных и информативных элементов, заложенных адресантом, и как следствие, отреагировать адекватным образом.

Приведем еще один пример-цитату из пресс-конференции президента Д.А. Медведева: "Премьер-министр в силу своего служебного положения - как иногда среди юристов говорят, ex officio - всегда способен на совершение определённых действий" [9]. Данный пример интересен тем, что наряду с реноминативом ex officio, высказывание содержит и общепринятое выражение, передающее тот же самый смысл. Это фраза "в силу своего служебного положения". Выражение ex officio выполняет уточняющую функцию в данном случае. Полагаем, что адресант употребил указанный реноминатив, поскольку обсуждаемый

на конференции вопрос касался полномочий премьер-министра Украины подписывать определенные документы с точки зрения правовых норм. Иными словами, к данному высказыванию помимо прочих коммуникативных требований предъявлялось требование юридически правильной трактовки. Выражение ех оЛАыо является формулой Римского права, сохранившейся в юридической практике и по сей день, а потому придает всему высказыванию дополнительный смысл, который может быть выражен так: "в силу своего служебного положения и по закону (без злоупотребления служебным положением)". Именно к такому выводу должен прийти адресат, проанализировав причину употребления реноминатива наряду с общепринятым выражением.

Итак, выявление алгоритма построения / распознавания реноминативной единицы наглядно показывает равную степень значимости адресанта и адресата с точки зрения успешной реализации коммуникативного акта. При этом не следует закреплять функцию конструирования реноминатива исключительно за адресантом, а функцию распознавания ставить в исключительную зависимость от адресата. На каждом обозначенном нами этапе фигуры адресанта и адресата находятся в постоянном взаимодействии. Так, фигура адресата незримо участвует при построении реноминатива, поскольку адресант обращается к реноминации, полагая, что именно эта тактика наилучшим способом передаст необходимый смысл адресату. С другой стороны, адресат не сможет интерпретировать сообщение должным образом, если адресант не заложит в своем сообщении ключи к пониманию реноминатива.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990, 685 с.; Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожина. М.: Флинта, 2006. 696 с.

2. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 940 с.

3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1. М.: АСТ, 2000. 1562 с. С. 1209.

4. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург: АРГО, 1996. 193 с. С. 21-48; Рытникова Я.Т. Гармония и дисгармония в открытой семейной беседе // Там же. С. 94-115; Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвостранове-дения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 1999. 84 с.

5. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. Вып. 16. С. 217-237.

6. Борисова Е.Г. О способах извлечения имплицитной информации // Скрытые смыслы в языке и коммуникации: Сб. науч. ст. М.: РГГУ, 2007. С. 113-122.

7. Что пьем? // Эксперт. 2005. Вып. 25 (1 июля-8 июля). С. 7.

8. Реунова О.И. Эллипсис как лингвистическое явление. Пятигорск: Пятигор. гос. лингв. ун-т, 2000. 229 с.

9. Пресс-конференция по итогам Международной конференции по вопросу обеспечения доставки российского газа потребителям в Европе 17 января 2009 г., Москва, Кремль [Электронный ресурс] Режим доступа: www.kremlin.ru., свободный. Загл. с экрана.

21 июля 2009 г.

ББК S7.21

СВЕТСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ "ДУХОВНОСТЬ"

Е.Б.

Понятие "духовность" является одним из самых загадочных и притягательных в философской литературе. Мы можем найти немало его определений, однако все они выглядят недостаточно точными. Многие исследователи считают, что это понятие принципиально

Ерина Елена Борисовна - кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 353918, г. Новороссийск, ул. Ленина, 93, e-mail: 27erina17@rambler.ru, т.: 8(861)7680181.

неопределимо с точки зрения рациональности. Духовный опыт является субъективным и индивидуальным, а индивидуальность можно описать, но не определить.

Долгое время понятие "духовность" использовалось только в религии для характеристики психологического состояния верующего

Erina Elena - Ph.D. of histoty, associate professor of the History and Philosophy Department in the Sea Academy by Admiral F. Ushakov, 93 Lenina Street, Novorossiisk, 35391S, e-mail: 27erina17@rambler.ru, ph. +7(S61)76S01S1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.