УДК 101.1
БЕЛОЗЁРОВ Александр Борисович, аспирант кафедры философии Вологодского государственного педагогического университета. Автор 10 научных публикаций
КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
В статье дается анализ понятия рациональности, ее типологии, коммуникативной рациональности в контексте неклассической теории познания. Рассматривается диалогический, дискурсивный характер коммуникативной рациональности, различные подходы к ее пониманию.
Философия науки, научное познание, постнеклассическая наука, неклассическая теория познания, рациональность, коммуникативный диалог, дискурс
Философия науки выделилась в самостоятельную область философского знания в ХХ веке, ее появление обусловлено необходимостью выхода современной теории познания за пределы исчерпавшей себя научной картины мира, ситуацией, «когда привычное понимание мира и человека перестает удовлетворять тех, кто мыс-лит»1. На становление и развитие философии науки влияет интенсивное развитие на современном этапе теории и методологии не только естественных, но гуманитарных, социальных наук.
Современное понимание научного познания дает импульс концептуальным исследованиям в области эпистемологии и философии науки, выводит ее проблемы на новый уровень, на котором они, сохраняя свою абстрактно-гносеологическую и логико-методологическую природу и форму, «получают экзистенциально-антропологическое и “историко-метафизическое” осмысление»2.
Осознание неполноты современных представлений о научной рациональности, многооб-
© Белозёров А.Б., 2011
разия ее проявлений обусловливают необходимость ее дальнейшего исследования. Процесс получения, прироста и ассимиляции рационального знания в контексте изменяющегося информационного общества и культуры приводит к тому, что «проблематика и характер теории познания существенно меняются»3.
Феномен рациональности актуализируется в контексте конструирования современной научной картины мира, развития общества, осмысления его истории, расширения предметного поля философии. Многообразие форм и типов рациональности обусловлено соответствующими культурно-историческими условиями и характеризуется приоритетными направлениями научных исследований, которые определяют и формируют сущностные признаки конкретного типа рациональности. Под рациональностью понимается совокупность общепринятых правил, стандартов, норм и ценностей на основе объективных характеристик человеческого бытия. Понятие рациональности содержит
в себе достаточно большое количество признаков, смыслов, оттенков, представлений, которые определяются различными подходами, философскими и научными концепциями. Наибольшее признание в современной теории познания получили такие концепции, как классическая теория развития исторических форм разума, последовательной исторической эволюции типов рациональности, методологическая и социально-гуманитарная. Поэтому значительная роль в современной философии науки отводится пониманию феномена рациональности в социально-гуманитарном познании.
Постнеклассическая рациональность возникает в результате преобразования рациональности неклассического типа в условиях возникновения новых научных парадигм, развития современных концепций, их синтеза, постановки и решения соответствующих им задач. Вместе с тем, возникшая на постнеклассическом этапе развития науки рациональность жестко не демаркируется от ранее существовавших, а представляет собой эволюционно выработанный и исторически обусловленный тип, не приемлющий статики и однозначности, хотя и базирующийся на прежних основаниях.
На современном этапе развития науки открытая рациональность расширяет поле рефлексии как в целом над наукой, так и познавательной деятельностью в частности. Знания, получаемые о конкретном объекте исследования, непосредственно соотносятся со всем массивом общенаучных представлений, с аксиологическими, этическими и культурными характеристиками общества в контексте современной научной картины мира. Происходит соотношение философских, конкретно-научных и неявных форм знания с социальными, политическими, нормативными ценностями.
Открытость постнеклассической рациональности проявляется в широте и многообразии современного научного мировоззрения, его методологического применения. Важным показателем открытой рациональности является ее направленность на получение общезначимого научного результата при интеграции различных методов и средств. Специфика феномена от-
крытой рациональности состоит в ее тесной взаимосвязи с иррациональными, неявными, интуитивными компонентами, что наиболее ярко проявляется на постнеклассическом этапе развития науки. Одним из проявлений открытой рациональности является его коммуникативное содержание, наполненное новыми контекстуальными, ненормативными, неформализованными компонентами, возникающими в процессе общения субъектов.
Исследование коммуникативной рациональности в контексте поиска и создания новых эпистемологических смыслов является одной из наиболее приоритетных проблем в современной теории познания, решение которой является важной задачей философии науки. В связи с этим актуальным становится определение роли и места в научном познании феномена коммуникативной рациональности, под которой понимается процесс разумного общения людей посредством различных сообщений и способов распространения информационных единиц. Коммуникативная рациональность относится к типу «неклассической критико-рефлективной рациональности, являясь одной из ее конкретных современных форм»4.
В современных эпистемологических исследованиях разработка проблемы коммуникативной рациональности находит свое отражение в целом ряде концепций и исследовательских программ. В настоящее время проблема коммуникативного феномена в контексте рационального подхода рассматривается в широком спектре направлений и течений, охватывающих различные формы научного и ненаучного, явного и неявного знания.
Наибольшую известность получили такие социально-философские концепции, как теория коммуникативных процессов М. Вебера, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, идея трансцендентальной прагматики К.-О. Апеля. Кроме того, феномен коммуникативной рациональности представлен такими разноплановыми общефилософскими подходами, как метод понимания природы коммуникативности в контексте феноменологии Э. Гуссерля, теория экзистенциальных аспек-
тов и смыслов разума К. Ясперса, коммуникативное познание себя через «другого» в персонализме Э. Мунье, теория солидарности в коммуникативности Р Рорти.
Анализ коммуникативного процесса, связанного с обменом информацией, был дан в научно-технических разработках К. Шеннона, У Уивера и получил дальнейшее развитие в логической, межличностной, групповой и массовой моделях коммуникации. В области семиотических, когнитивных и интерпретативных исследований коммуникативная рациональность находится в центре внимания структурно-знаковой системы Ч. Пирса, Ч. Морриса, деннота-ционных и коннотационных разработках Р Барта и Ф. Соссюра, теории театральной метафоры коммуникаций И. Гофмана.
В разнообразных исследовательских программах формируется обобщенная теория коммуникативного действия и сообщества, идет процесс преобразования нормативного разума в коммуникативную рациональность. Особое место в разработке проблем анализа коммуникативных практик на рациональной основе принадлежит конструктивистскому подходу Н. Лумана, который, используя системный метод, пытается объединить разнообразные подходы к их пониманию.
В связи с многообразием на современном этапе подходов к пониманию коммуникативной рациональности, необходим синтез классической и нетрадиционной теорий познания с учетом практической и методологической направленности, гуманитарного ценностно ориентированного характера исследований. Полученное в результате такого синтеза различных концепций понимание коммуникативной рациональности должно включать в себя рациональные моменты различных концептуальных теорий. Результатом подобного синтеза должна стать единая исследовательская программа, включающая в себя базовые составляющие и структурные элементы исходных концепций.
В классической теории познания, восходящей к просветительской идее общественного договора, под коммуникацией понимался контакт, сделка, участники которой ограничены
обоюдными обязательствами, «они воспринимают и осознают друг друга лишь в свете этих обязательств, т.е. абстрактно безлично»5. В этом случае договор выступает как связь, покоящаяся на фактической разобщенности людей.
В неклассической теории познания коммуникация рассматривается как «сознательно устанавливаемая взаимосвязь, противоположная договору»6, место контракта занимает контакт. Средством установления такой коммуникации становится дискуссия, в ходе которой выясняется не только общая, но индивидуальная, неповторимая диалогичность общения.
В результате этого одной из основных характеристик коммуникативной рациональности является смысловое наполнение, которое широко, нестабильно, открыто. Становление и развитие коммуникативного диалога постоянно обновляется, изменяется по мере достижения ожидаемого результата общения. Коммуникативный диалог контекстуально связан с интонацией, средой, мышлением, идентификацией собственного «Я», преодолением непонимания другого, т.к. сущность диалогического контекста «уходит в безграничное прошлое и в безграничное будущее»7.
Коммуникативная рациональность способствует диалогическому взаимодействию посредством установления целенаправленной формы конструктивных отношений между индивидуумами и содействует их самореализации через свободное, равноправное, заинтересованное общение, способное в контекстуальном плане выразить психологическое отношение субъектов, вступающих в диалог друг с другом. Дис-курсивность и диалогичность коммуникативной рациональности реализуется «благодаря раскрытию всех контекстных смысловых связей элементарных единиц, составляющих коммуникативный отрезок»8.
Коммуникативная рациональность способствует созданию четкой и проработанной формы организации дискуссионной процедуры, направленной на прогнозируемый рациональный результат. Межсубъектное общение, отвечающее заданным условиям, представляет собой
практическую реализацию методологических основ коммуникативной рациональности, которая «понимается как необходимая и принципиальная форма организации и проведения самой дискуссии»9.
Таким образом, коммуникативная рациональность является одним из проявлений открытой рациональности, специфика которой заключается в ее тесной взаимосвязи с социокуль-
турной и аксиологической контекстуальностью. В современных постнеклассических эпистемологических исследованиях проблема коммуникативной рациональности рассматривается в целом ряде различных концепций, что является предпосылкой для создания интегративной исследовательской программы коммуникативной рациональности, в основании которой лежит дискурсивность, диалогичность общения.
Примечания
1 ЛекторскийВ.А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопр. философии. 2010. N° 8. С. 30. 2МикешинаЛ.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. М., 2009. С. 9.
3 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 114.
4 ФарманИ.П. Коммуникативная рациональность // Энциклопедия эпистемология и философия науки. М., 2009. С. 367.
5 ЗотовА.Ф., Рузавин Г.И. Коммуникация // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001. С. 257.
6 Там же.
7 БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 373.
8 Канунникова О.В. Эволюция семантического аспекта философии языка в аналитической философии XX в. // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2007. № 2. С. 68.
9 Фарман И.П. Коммуникативная парадигма в социальном познании // Наука глазами гуманитария / отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2005. С. 230.
Belozyorov Alexander
COMMUNICATIVE RATIONALITY IN THE CONTEXT OF POSTNONCLASSICAL SCIENCE
The analysis of the rationality concept, its typology, and communicative rationality in the context of the nonclassical theory of knowledge is given in the article. The dialogical, discursive character of the communicative rationality, various approaches to its understanding are considered.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент -Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова