Научная статья на тему 'Коммуникативная онтология образования'

Коммуникативная онтология образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакина Любовь Леонидовна

Автор рассматривает проблему изменения содержания современного образования в конгсксте его коммуникативной направленности. В статье подчеркивается, что коммуникативное содержание образования формируется не только из компонентов интеллектуальной, но и поведенческой деятелностной активности ученика. Его приоритетной целью является формирование у школьника гибкой, мобильной культурной позиции, позволяющей ему легко и бистро адаптироваться к условиям жизни. Специфика коммуникативного содержания образования состоит в том, что оно основано на принципах коммуникативной рациональности и толерантности. Характерными его чертами являются поликультурность, открытость, внепредметность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of this article considers the problem of changing the content of contemporary education in the context of its communicative direction In the article the author underlines that communicative content of education is formed not only of the components of intellectual activity, but also of behavioral activity of a pupil. Its priority-driven aim is to form a pupil's flexible, mobile cultural position, which allows him easily and quickly to adapt to life-conditions. The specific of the communicative content of education consists in that it is based on the principles of communicative rationality and tolerance Its characteristic features are polyculture, openness, out-of-subjects.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная онтология образования»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО университета

№ 282 Март 2004

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 373 (571)

Л.Л. Пашкина

КОММУНИКАТИВНАЯ ОНТОЛОГИЯ ОКРА'{ОВД II ИЯ

Автор рассматривает проблему изменения содержания современного образования в конгсксте его коммч никативной направленности В статье подчеркивается, что коммуникативное содержание образи в аі шя і|юрмирустся не только из компонентов интеллектуальной, но и поведенческой деятельностной акітівности ученика Его приоритетной цстью является ({юрмирование у школьника гибкой, мобильной культурной позиции, позволяющей ему легко и быстро адаптироваться к условиям жизни Специфика комму никативного содержания образования состоит в том, что оно основано на принципах коммуникативной рациональности и толерантности Характерными его чертами являются поликультлрность, открытость, вне предметность

В современных условиях информационно-коммуникативной культуры наиболее важной задачей образования становится обеспечение адаптации школьников к окружающей жизни. Это обусловливает необходимость пересмотра методологических оснований: переосмысление идеала образования, категориального аппарата, предмета и методов, средств и, конечно, содержания. Обращение к содержанию образования как ведущей проблеме современной педагогики актуализирует решение следующих задач: выяснить, что необходимо рассматривать под данным понятием, что входит в его состав, что изменилось в понимании его сущности, каковы тенденции его научного осмысления?

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что под содержанием образования рассматривают «педагогически адаптированную систему на>гчных знаний, тфактических умений и навыков», «мировоззренческих и нравственно-эстетических идей», «различных видов опыта» и др. В его состав входит ряд компонентов: «творческая деятельность, эмоционально-волевые отношения», «ценностные ориентиры», «личностные смыслы», «эмоционально-образный мир искусства», «исторические традиции» и т.п. Таким образом, очевидно, что овладение перечисленными компонентами требует от школьника, кроме восприятия, понимания, запоминания, воспроизведения, действия по образцам, также и эмоционального отклика, собственного поиска, самостоятельных творческих решений. Поскольку социокультурный опыт представляет собой разнородное, многоплановое и многозначное явление, то освоить его лишь в рамках школьного курса, на наш взгляд, невозможно. Поэтому перед педагогом встает сложная зздача: из огромного запаса знаний выбрать немногое, самое существенное, что потом найдет отражение в содержании образования. Кроме сказанного, обнаружилось, что в определении содержания образования, в понимании его сущности и тенденций осмысления появились такие характеристики, которые принципиально отличают его от традиционного содержания образования.

В традиционной парадигме, основанной на классическом (научно-рациональном) мышлении и ориентированной на приобретение устойчивых предметных знаний, содержание образования рассматривалось как синоним основ наук, которые после определенной педагогической переработки, связанной с реализацией соответствующих дидактических принципов наглядности, доступности, систематичности и др., представля-

лись педагогу и учащимся в виде знаний, умений и навыков В соответствии с этим содержание образования определялось как «система научных знаний и связанных с ними практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения». Предполагая познание как приоритетную форму педагогической деятельности, традиционное содержание образования осуществляло формирование общей грамотности ученика, выступающей гарантией его профессиональной компетенции и нравственного поведения. Ученик рассчитывал в первую очередь на свой высокий интеллект и знания, в соответствии с которыми ставил конкретные цели и в строгой логике и последовательное™ добивался их реализации. Такая жесткая модель структуры педагогической деятельности. как цель - средство - процесс - результат, задавала определенным образом организованный образователь-»гый процесс. Основными действиями педагога при этом выступали: предъявление заданий (требований), трансляция информации, подлежащей обязательному усвоению. демонстрация образцов для выполнения задания, объяснение, контролирование, оценивание и др. Учащиеся выполняли преимущественно репродуктивные действия, направленные на воспроизведение по предложенной схеме знаний, выполнение заданий по алгоритму И ТЛ1

Ориентация традиционного содержания образования на передачу предметных знаний («основ наук») способствовала, в первую очередь решению вопросов «что», «где», «когда», в то время как вопросы «почему», «как», «зачем нужно», «что это дает», связанные с коммуникативными аспектами обучения, оставались нерешенными Направляя работу мысли учащихся в основном на запоминание, а не на размышление, на понимание сущности предмета, традиционное содержание образования обеспечивало формирование у школьников соответствующих деятельностей [1]. Между тем в условиях постоянно меняющейся современной действительности возникает необходимость выстраивать сложные производственные, личные, эмоциональноволевые и другие - коммуникативные отношения, поэтому перед учащимися встает задача овладевать значительно более широким набором культурных (эстетических, общественных, этических и эмоциональных) средств, чем тот, который предлагает традиционная система образования и воспитания [2] Неспособность обеспечить учащихся необходимыми возможностями,

123

обусловила се неадекватный характер социокультурным процессам В cwry этого традиционное образование, свойственное классическому (научно-рациональному) способу мышления, мы сравниваем с симфоническим произведением, символизирующим основной принцип его существования установку на трансляцию проделанного друтми мышления |3| Однако в процессе освоения результатов чужою мышлении происходит формирование иснолнтеля-ученика. сосредоточенного в основном на технической стропе реализации заранее данного замысла, освобождая его тем самым ог любой другой тгтеллектуальной активности В той логике формирующееся содержание коммуникативного образования мы определяем как «джаз» (Там же| В соответствии с этим в своей основе оно имеет не застывший замысел, а импровизационную свободу, совместное творчество, успешность коюрого зависит от усилий каждого участника. Становясь иным, отличным о г традиционного, коммуникагивное содержание образования теряет свое единое (жестко заданное, предметно-знаниевое) начало и «держится» на педагогических коммуникациях. По поскольку в нем нет центра, то встает вопрос: что является источником порождения и существования содержания образования в педагогических коммуникативных ситуациях?

Если следовав логике «джаза», «импровизации», то оно, вероятно, возникает и переопределяется (дополняется, корректируется и т.п.) в процессе постепенного складывания, развития совместных отношений педагога и учащихся. Отсюда совместность педагогических отношений, совместность педагогических действий является, на наш взгляд, источником формирования содержания коммуникативного образования. Так как это всегда процесс, то содержание образования обнаруживает себя в постоянном становлении и развитии, т е. оно никогда не является раз и навсегда завершенным, законченным. Находясь в условиях информационно-коммуникативной культуры, содержание образования соответствует именно этому' типу' культуры, который мы определяем как некий «лабиринт», где все хаотично, запутано и переплетено [I]

Однако осуществление хаотичной деятельности оказывается по силам лишь тому, кто владеет правилами игры, диалога, т е умеет реализовывать себя в коммуникативных ситуациях, ориентированных не на реализацию четко поставленной цели и достижение заранее просчитанного результата, а на рациональное согласование разных позиций, мнений, точек зрения В этих условиях человек находится в ситуации постоянного ответственного выбора: он вынужден принимать решения, ориентируясь в первую очередь на собственные разу мные основания В соответствии со сказанным содержание коммуникативного образования, основанное на многоцелевом движении или движении без цели и предполагающее игровые, диалоговые способы взаимодействия, изменяется в ракурсе коммуникативной рациональности Это означает, что оно реализуется в педагогической деятельности, организованной на принципах коммуникативной рациональности, т.е. не в процессе однонаправленного, линейного движения к известному результату, а в ситуации разумно выстроенных игровых импульсов, коммуникативных отноше-

ний, совместных действий педагога и учащихся. Эти отношения, действия, импульсы, выступают способами актуализации, проявления и развития смыслов, потребностей, интересов, вкусов участников педагогической коммуникации. Осуществить подобную деятельность может лишь ученик с гибким, развитым мышлением, коммуникативная направленность в котором выражается в способности к быстрой и легкой адаптации в условиях социальной изменчивости, в стремлении к самообразованию, самоопределению, самоактуализации, самостановлению и т.п. Иными словами, реализация коммуникативного содержания образования происходит лишь в процессе взаимодействия педагога и учащихся, владеющих культурой игрового, диалогового и т.п. коммуникативного мышления,

В нашем понимании культура коммуникативного мышления предполагает выработку каждым из участников совместного педагогичес кого действия определенных качеств: умение самостоятельно добывать необходимые знания, применять их на практике для решения возникающих проблем, самостоятельно критически мыслить, рационально использовать современные технологии, четко осознавая, где и каким образом они могут быть применены: генерировать новые идеи, фамотно работать с информацией (собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их. выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические, логические закономерности, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы); быть коммуникабельным, контактным, работать сообща (в команде) в разных областях, предотвращая конфликтам ситу ации; развивать собственную нравственность, интеллект, культурный уровень Отсюда понятно, что овладение культурой комму никативного мышления - это не спонтанный процесс, но специатьным образом организованная педагогическая деятельность, предполагающая поиск нестандартных шагов, способов порождения. проявления и соотнесения (соорганизации) «разного». Следовательно, содержанию комму никативного образования, насыщенному смысловым и ценностным плюрализмом, свойственно проектирование (игровое, диалоговое и др.). При этом существенно, что проектные знания, в отличие от предметных, задают новые учебные дисциплины, которые «замыкают» в себе не готовый и застывший учебный предмет, но «схватывают» способы работы в пространстве различных учебных дисциплин. Такие способы учащиеся не могут усвоить традиционно: запомнить, чтобы применять в виде алгоритма, так как, в отличие от конкретных предметных знаний, они всегда личностны, индивидуальны, субъективны. Порождаясь каждый раз заново, они обнаруживают себя в коммуникативной деятельности и не могут существовать вне ее. Понимаемый таким образом характер содержания коммуникативного образования теряет какие-либо нормные ориентиры и предлагает как его новую норму прагматику приспособления к ситуации [4].

В силу сказанного определение содержания коммуникативного образования мы связываем с выделением

его специфических характеристик: во-первых, это один из наиболее существенных факторов социокультурного развития, основанный на принципах коммуникативной рациональности и толерантности; во-вторых, оно направлено на формирование у школьника кулыурм коммуникативного мышления, психологической готовности становиться другим; в-третьих, оно формируется не только из компонентов интеллектуальной, но и поведенческой - коммуникативной деятельности; в-чет-вертых, создает условия для самообразования, самоопределения, самореализации и т.п., в-пятых, обеспечивает становление адекватной современному уровню знаний картины мира, позволяющей гибко и мобильно выбирать профессии, овладевать коммуникативными способностями, те. становиться функционально грамотной личностью При этом существенной особенностью содержания коммуникативного образования является то, что оно, в отличие от предметного (традиционного), внепредмегно, поскольку базируется на технологической, а не на результативной стороне человеческой деятельности, включающей способы, пути, формы, методы работы со знанием

Отсюда понятно, что особую значимость в решении проблемы содержания коммуникативного образования приобретает вопрос о средствах и методах конструирования соответствующих видов и типов идеальной действительности [1]. Мы полагаем, что это связано в первую очередь с рационализацией традиционного со-

держания образования, предполагающей переход к таким коммуникативным формам и методам обучения и воспитания, которые позволяют учащимся в короткие сроки и с меньшими усилиями овладевать всеми возможными способами добывания и взаимообмена необходимой информацией. Осуществить такой переход лишь с помощью средств и методов педагогики оказывается невозможным, поскольку это связано с изменением не только в рамках учебных предметов, а захватывает содержание и формы организации всей системы человеческих знартий. В связи с этим возникает необходимость понять, что это конкретно может означать в ситуации педагогического взаимодействия, какие цели преследует педагогическая деятельность, организованная на принципах коммуникативной рациональности и толератности? Так как содержание образования отвечает на вопрос, чему учить, то для выяснения специфики коммуникативною содержания образования, его состава, возможных способов реализации важно иметь представление о том, чему надо учить школьников, чтобы они могли самостоятельно добывать знания, уметь с ними быстро и гибко работать в любой ситуации; осваивать разные профессии, быть контактными. умели договариваться, избегать конфликтных ситуаций и т.п.? Решение этих и других задач предопределяют коммуникативные пели, принципы, механизмы, детерминирующие коммуникативное содержание образования

ЛИТЕРАТУРА

1. ЩедровицкиИ Г.П Педагогика и логика М Касталь. 1992 415 с

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под рсд Е С Полат М., 2001 27(1 с.

3. ЦукерА.А Образовательные реформы и современность // Сибирь Философия Образование 2000 С 9-13.

4. Петрова Г И. Современные тенденции изменения содержания образования: Опыт становления философии образования в образовательных практиках. Томск, 2001 124 с

Стагья представлена лабораторией \ правления развитием образовательных систем Инелгп та развития образовательных систем РАО (г Томск), поступила в научную редакцию «Философия» 25 февраля 2004 г.

УДК 130.2

Н.Е. КуОенкши

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ПОСТИЖЕНИЯ С ОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Современная культура > тратил а единое культурообразующее начало и превратилась в множество культурных миров Гетсро-генностъ оснований культуры актуализировала поиск способов со постижения, адекватных сложившимся условиям. Одним из принципов новой методологии является принцип дополнительности не только как эпистемологическая установка, но и как свойство реальности Методология дополнительности позволяет глубже понять трансформации всеврсмснной культуры, процессы глобализации и локазизации. проблемы межкульту рного диалога и т д.

Состояние современной культуры дает основания для самых разных ощущений и оценок: от скепсиса и иронии до трагического восприятия окружающей действительности. И дело здесь не только в том, что каждый видит то, что он хочет. Сама социокультурная реальность предстает перед нами многоликой и неоднозначной, напоминая смену картинок в калейдоскопе. Такое разнообразие внешних проявлений отражает изменение оснований культуры, ее приоритетов и ценностей. Если до середины XIX в европейская культура имела некий «стержень», единое начало, вокруг которого выстраивалось социокультурное целое (последним таким объединяющим началом было Просвещение), то начиная со второй его половины набирают силу плюралистические тенденции. Сначала в искусстве (когда из него уходит понятие «стиля» и наступает эпоха много-

стилья), затем в политике (либеральные ценности доминируют* над консервативными) и. наконец, в XX в. плюрализации подвергают все сферы человеческой жизнедеятельности. включая повседневность.

Гетерогенность оснований кульгуры сопровождается динамизацией социокультурных процессов, усилением фактора времени и изменением его восприятия -это то, что Г Люббе назвал «сокращением настоящего» [I, С. 95], а также преодолением пространства, позволяющим современному человеку^ одновременно «быть» в разных местах (с помощью элекгронных средств связи и телекоммуникаций) и воздействовать на реальность «на расстоянии». В результате в формировании социокультурной реальности все большую роль играет индивидуальное начало, поскольку техника уравнивает всех «в правах» и предоставляет каждому нотенциаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.