Научная статья на тему 'Коммуникативная обработка понятия Россия в венгерских новостях'

Коммуникативная обработка понятия Россия в венгерских новостях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВЕНГЕРСКИЕ СМИ / ОБРАЗ / НЕГАТИВНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ОБРАБОТКА / RUSSIA / HUNGARIAN MEDIA / IMAGE / NEGATIVE FUNCTIONALITY / COMMUNICATIVE HANDLING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дюкин Сергей Габдульсаматович, Самойлова Ирина Валерьевна

В статье рассматривается процесс формирования образа социокультурного Другого на основе той роли России в украинском конфликте, какой ее видят венгерские СМИ. В поле рефлексии вводится понятие коммуникативная обработка, которое охватывает весь спектр приемов, используемых авторами текстов масс-медиа для придания объекту определенных характеристик, отсутствующих на объективном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative treatment of the notion of Russia in Hungarian news

The article discusses the process of socio-cultural formation of the image of Another on the basis of the role of Russia in the Ukrainian conflict as seen by Hungarian media. In the field of reflection of the notion of communicative processing that covers the full range of techniques used by authors of texts of mass-media to make the object of certain characteristics, not on an objective level.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная обработка понятия Россия в венгерских новостях»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 72-75.

УДК 316.773.4

ББК 71.045

С. Г. Дюкин, И. В. Самойлова

КОММУНИКАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ПОНЯТИЯ РОССИЯ В ВЕНГЕРСКИХ НОВОСТЯХ

В статье рассматривается процесс формирования образа социокультурного Другого на основе той роли России в украинском конфликте, какой ее видят венгерские СМИ. В поле рефлексии вводится понятие коммуникативная обработка, которое охватывает весь спектр приемов, используемых авторами текстов масс-медиа для придания объекту определенных характеристик, отсутствующих на объективном уровне.

Ключевые слова: Россия, венгерские СМИ, образ, негативная функциональность, коммуникативная обработка.

Формирование образов, структурирующих социокультурную реальность, на современном этапе склонно принимать конкретные, тематически ограниченные формы. Это связано с взаимным отчуждением культурных форм, с их относительной самодостаточностью. Присваивание характеристик социокультурному Другому как независимый и самодостаточный процесс подчиняется и ассимилируется функциональными сферами социального бытия. В частности, такой сферой являются материалы международных новостей в СМИ.

Несмотря на очевидность данной проблематики, методы конструирования образов геополитических объектов остаются недостаточно осмысленными в научном дискурсе. Рефлексия по поводу конструирования социокультурного Другого, как правило, ведется с позиций субъекта, критически осмысляющего представление о самом себе. В рамках данного направления можно обозначить работы, посвященные имиджу России за ее пределами [4, 5, 6]. В данной статье мы предлагаем посмотреть на процесс выстраивания образа России в венгерских новостях, посвященных событиям в постмайдановской Украине. Место России в обозначенных событиях переоценить сложно. Даже при самой незаинтересованной позиции постороннего наблюдателя невозможно исключить влияние на вооруженный конфликт в Юго-Восточной Украине со стороны соседа, являющегося кроме всего прочего одним из основных экономических партнеров Киева и весомым игроком на внешнеполитической сцене. Помимо этого инструменты масс-медиа позволяют откорректировать роль и способ реального участия объекта конструирования в

событиях. Иначе говоря, речь идет о конструировании образа культурного Другого, появляющегося за рамками функциональных характеристик данного объекта. При этом формирование представления об объекте осуществляется на основе фактов, имеющих эмпирическую природу, погруженных в активное социальное поле. Изначально вокруг объекта отсутствуют спекулятивные интенции, а также стремление к обобщению и абстрагированию. Однако в процессе создания новостного нарратива объект (в нашем случае Россия) приобретает дополнительные характеристики, позволяющие фигурировать ему на уровне глубинных культурных смыслов.

Данные теоретические постулаты были введены в дискурсивный обиход американскими социологами, в основном в 80-е гг. прошлого века. Главным образом, речь идет о М. Мак-коунзе, Д. Шоу, Дж. Диринге, Э. Роджерсе [2, 3], установившими четкое взаимосоответствие между тематикой медиа-контента и формирующимися под влиянием СМИ ментальными координатами аудитории. Обозначенные взгляды вошли в научный контекст под названием школы «формирования пунктов повестки дня». В современной отечественной парадигме социологии культуры данная школа воспринимается неотъемлемо от теории «спирали молчания», разработанной немецкой исследовательницей Э. Ноэль-Нойманн [1].

Наиболее общее направление в венгерских новостях осмысления России относительно вооруженного конфликта в Украине связано с вытеснением России из сферы «нормального» бытия. В случае конкретизации последнего можно было бы говорить о европейском, или

о западном мире, которому противостоит Россия. Инструменты подобного процесса состоят из вытеснения России за рамки конфликта, с одной стороны, и приписывания ей роли катализатора военных действия, с другой стороны. Она действует извне, подобно Deux in machine. С такого рода позицией мы встречаемся в материале «В таком случае, что за война сейчас в Украине?» [7], размещенной на портале www. index.hu, являющимся самым посещаемым новостным ресурсом в венгероязычном интернете. В процессе рассуждений о событиях в Донбассе автор делает вывод о бессмысленности рассуждений по вопросу о том, что же именно происходит в Украине, так как за всеми фактами стоит совсем другой игрок, — Россия. Лексема, означающая восточного соседа Украины, выделяется из контекста, на названии страны акцентируется особое внимание. В тексте «Почему Путина не пустили в Брюссель?» [11] тема исключения России из мирового сообщества лишена дополнительной авторской рефлексии и эмоциональной составляющей. Отчуждение Западом России укладывается в формально-внеоценочное информационное сообщение.

Исключенность России порождает ожидание угрозы, обусловленной мифологизацией пространства, выходящего за пределы «нормальной» картины мира субъекта. В текстах, служащих объектом исследования, приписывание России признаков источника страха происходит через актуализацию фактов поставки оружия, техники и живой силы в Донецк и Луганск. Данная информация подается через украинские источники [10]. Однако отсутствие альтернативной российской точки зрения по этому поводу закрепляет фактор угрозы со стороны Москвы, способствует объективации информации, которая формально имеет субъективную природу. В свете данных новостей, Россия не только выполняет функцию поставщика военной силы, но и служит базой угрозы: в текстах подчеркивается, что ракеты запускаются именно с российской территории. Ощущение страха усиливает очевидность потенциального вторжения России в Украину.

Возможен иной вариант конструирования концепта угрозы, исходящей из Москвы. Имеется в виду формирование устойчивой дихотомии Украина-Россия. Само по себе прикрепление друг к другу данных топонимов создает ситуацию неизбежности ассоциации между двумя странами. В условиях экстремального положения в одной из стран, социокультурный

Другой на его фоне обретает функции стимулятора негативных тенденций. Таким образом, в контексте военных действий в Украине Россия автоматически предстает как неизменный источник угрозы, виновник бедствий. Подобный контекст создается, в том числе, на основе материалов, характеризующихся объективной подачей информации, как, например, в статье газеты «Magyar Nemzet» («Венгерская нация») «В Луганске продолжаются бои» [9].

Еще один вариант наделения России негативной функциональностью в отношении Украины, а вместе с ней и в отношении субъекта восприятия информации, связан с актуализацией экономических взаимоотношений между двумя странами. В материале сайта www.index.hu «Украина получила от русских еще одну неделю» [12] воссоздается контекст, в рамках которого Россия предстает шантажистом, имеющим важный энергетический ресурс, - газ. Метод коннотации позволяет закрепить за российским объектом характеристики негативного покровительства, нежелательного распоряжения судьбами внешнего мира.

Наконец, прямая констатация факта вины предлагается в материале на сайте www.index. ru «Новая газета» попросила прощения у Голландии» [8]. В данном случае мы имеем дело с использованием метода акцентуализации для формирования желаемого результата. Имеется в виду обращение к «Новой газете» с ее яркой выраженной политической идеологией как к типичному субъекту российской информационной среды. Таким образом, формируется ситуация коммуникативного смещения, в рамках которого происходит перемещение основного внимания аудитории на объект, изначально находящийся на периферии коммуникативного пространства («Новая газета» отражает интересы и представляет некоторую часть российского общества, позиция ее редакции не является отражением мнения основного сегмента населения страны). Данный материал вновь выступает инструментом конструирования оппозиции, в которую вовлекается Россия. Но на сей раз вторым элементом дихотомии является Европа, заменяющая Украину.

Происходит уравнивание Украины и Европы в противопоставлении в отношении России. В данном случае мы абстрагируемся от политического аспекта обозначенного процесса, сосредоточивая внимание на коммуникативной проблематике. Можно предположить, что мы имеем дело с осуществлением идентифика-

74

С. Г. Дюкин, И. В. Самойлова

ционной функции масс-медийной сферой на основе конструирования социокультурного Другого. Формирование искомого субъектом Другого происходит с помощью коммуникативной обработки, под которой предлагается понимать помещение объекта в искусственно созданный смысловой контекст с целью конструирования определенного восприятия его аудиторией.

Данный процесс включает в себя ряд операций: выстраивание новых объектных связей, коммуникативное смещение, акцентирование внимания на определенных свойствах и функциях объекта, обращение к периферийной проблематике дискурса (в нашем случае, к экономическим отношениям). Объективные процессы и характеристики со счетов сбрасывать также нельзя. Коммуникативной обработке подвергается не мыслительный конструкт, а объект, существующий в реальности. Степень

соотношения между ним и продуктом коммуникативной обработки в полной мере можно выявить лишь, будучи участником процесса вовлечения объекта в масс-медийное пространство.

Данное различие может быть выражено с помощью уже утвердившегося в научном дискурсе понятия коммуникативного шума. В нашем случае коммуникативный шум формируется нелинейным способом - представление о России не обрастает дополнительной информацией (ложь отсутствует в венгерских новостях), - оно преобразуется под влиянием коннотативных деформаций, в основе которых лежат уже упомянутые методы некорректного воздействия СМИ на аудиторию. В результате формируется четко задаваемое место России в контексте внешнеполитических событий 2014-2015 годов, обозначаемое через концепты: Другой, внешний, противоположный.

Список литературы

1. Ноэль-Нойманн, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М., 1996. - 352

С.

2. Dearing, J., Rogers, Е. Agenda-setting, Where Has It Been, Where Is It Going? // Communication Yearbook 11. - Los Angeles, 1987. - P. 84-111.

3. McCombs, M., Eyal, Ch., Graber, D., Weaver, D. Media Agenda-setting in the Presidential Election. -New York, 1981.-225 P.

4. Барабаш, B.B., Бордюгов, Г.А., Котеленец, E.A. Образы России в мире. - М.: АИРО XXI, 2011.-296 С.

5. Глинская, И.Ю. Формирование имиджа России в контексте глобальных процессов. - М.: РАГС, 2009. - 146 С.

6. Современная Россия в оценках восточноевропейцев. - М.: РАН ИНИОН, 2009. - 216 С.

7. Akkor most milyben haboru is van Ukrajnaban // htpp://index.hu/kulfold/2014/07/28/akkor_ most_milyen_haboru_is_van_ukrajnaban/

8. Cimlapjan kert bocsanotot Hollandiatol a Novaja gazeta // htpp://index.hu/belfold/2014/07/25/ cimlapjan_kert_bocsanotot_hollandiatol_a_novaja_gazeta/

9. Folynak a harcok Luhanszkban a hatar a krutikus pont // htpp://mno.hu/kulfold/folynak-a-harcok-luhanszkban-a-hatar-a-kritikus-pont-1236982

10.Kijev szerint Orosz teruletrol lottek le a ket harci gepet // htpp://index.hu/kulfold/2014/07/23/ kijev_szerint_orosz_teruletrol_lottek_le_a_ket_harci_gepet/

11 .Mibol marad ki Putyin Brusszelben // htpp://index.hu/gazdasag/2014/06/04/mibol_marad_ki_pu-1yin_brusszelben/

12.Ukrajna meg egy hetet kapott az oroszoktol // htpp://index.hu/gazdasag/2014/06/02/ukrajna_ megegyhetetkapottazoroszoktol

Сведения об авторах

Дюкин Сергей Габдульсаматович - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры культурологии Пермской государственной академии искусства и культуры.

dudas75@mail.riL

Самойлова Ирина Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики Пермского национального исследовательского университета. samoilova.i@mail.ru.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 72-75.

COMMUNICATIVE TREATMENT OF THE NOTION OF RUSSIA IN HUNGARIAN NEWS

Sergey A. Dyukin

Candidate of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Cultural Science, Perm State

Academy of Art and Culture, dudas75@mail.ru

Irina V. Samoylova

Candidate of Philology, Associate Professor of Russian Language and Stylistics, Perm National Research University, samoilova.i@mail.ru

The article discusses the process of socio-cultural formation of the image of Another on the basis of the role of Russia in the Ukrainian conflict as seen by Hungarian media. In the field of reflection of the notion of communicative processing that covers the full range of techniques used by authors of texts of mass-media to make the object of certain characteristics, not on an objective level.

Keywords: Russia, Hungarian media, image, negative functionality, communicative handling.

References

1. Noel-Noymann E. Obshestvennoe mnenie. Otkritie spirali molchaniya {Public openion. The opening of the Spiral of Silence}. Moscow, 1996. 352 p.

2. Dearing, J., Rogers, E. Agenda-setting, Where Has It Been, Where Is It Going? // Communication Yearbook 11. - Los Angeles, 1987. - P. 84-111.

3. McCombs, M., Eyal, Ch., Graber, D., Weaver, D. Media Agenda-setting in the Presidential Election. -New York, 1981.-225 p.

4. Barabash V.V., Bordyugov G.A., Kotelenec E.A. Obrazyi Rossii v mire {Images of Russia in the World}. Moscow, 2011. 296 p.

5. Glinskaya I.U. Formirovanie imidzha Rossii v konteksre globalnih processov {The Forming of image of Russia in the Context of Global processes}. Mocow, 2009. 146 p.

6. Sovremennaya Rossia v ocenkah vostochnoevropeycev {Modern Russia in the estimates of Eastern Europeans}. Mocow, 2009. 216 p.

7. Akkor most milyben háború is van Ukrájnában // htpp://index.hu/kulfold/2014/07/28/akkor_ most_milyen_haboru_is_van_ukrajnaban/

8. Cimlapján kért bocsánotot Hollandiátol a Novaja gazeta // htpp://index.hu/belfold/2014/07/25/ cimlapjan_kert_bocsanotot_hollandiatol_a_novaja_gazeta/

9. Folynak a harcok Luhánszkban a határ a krutikus pont // htpp://mno.hu/kulfold/folynak-a-harcok-luhanszkban-a-hatar-a-kritikus-pont-1236982

10.Kijev szerint Orosz területról lóttek le a két harci gépet // htpp://index.hu/kulfold/2014/07/23/ kijev_szerint_orosz_teruletrol_lottek_le_a_ket_harci_gepet/

11 .Miból marad ki Putyin Brusszelben // htpp://index.hu/gazdasag/2014/06/04/mibol_marad_ki_pu-tyinbrusszelben/

12.Ukrájna meg egy hétet kapott az oroszoktól // htpp://index.hu/gazdasag/2014/06/02/ukrajna_ megegyhetetkapottazoroszoktol

Статья публикуется впервые, согласны на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.