О. В. Кудашкина
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Ф. Амиров
В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативной компетентности в контексте проблемы содержания образования. Выделяется структура коммуникативной компетентности, представляемая гностическим, поведенческо-процессуальным, индивидуально-личностным компонентами. Предлагается ряд педагогических условий, способствующих формированию коммуникативной компетентности студентов.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, содержание образования, педагогические условия, элективный курс, взаимодействие, активные методы обучения, структура коммуникативной компетентности.
The article deals with the problem of forming communicative competence in the context of the problem content of education. The author singles out the structure of communicative competence, which presented by gnostic, behavioural-procedural and individual components. Some pedagogical conditions contributing to forming of students' communicative competence are suggested.
Key words: communicative competence, content of education, pedagogical conditions, elective course, interaction, active methods of teaching, communicative competence structure.
В современных условиях наиболее актуальными в педагогике являются проблемы содержания и качества образования. В настоящее время для повышения качества образования одним из востребованных становится компетентностный подход.
Как отмечает И. А. Зимняя, в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятия «компетенция», «компетентность» [2, с. 21].
Наряду с иными выделяется компетентность в общении: устное и письменное общение, диалог, монолог, кросс-культурное общение, опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях, умение контролировать коммуникативный процесс и пр. [1, с. 7-8].
Вопрос формирования коммуникативной компетентности тесно связан с
проблемой содержания образования, однозначно не разрешенной до настоящего времени.
Общение является одной из основных сфер жизни человека. Оно выступает как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а часто и вовсе прекращается развитие человеческой личности.
В нашем исследовании была уточнена структура коммуникативной компетентности. Она представлена в виде гностического, поведенческо-процессуального, индивидуально-личностного компонентов.
Гностический компонент представляет собой определенную систему знаний, представлений об общении. Знание о коммуникативной деятельности во многом оптимизирует коммуникативное поведение индивида: знание сущности феномена общения; знание роли и места коммуникативного компонента в струк-
Коммуникативная компетентность как составная часть содержания образования
туре профессиональной деятельности системы «человек - человек», в том числе медицинского работника и педагога; знание структуры, функций, видов, типов, закономерностей общения; знание технологий эффективного общения; знание особенностей эффективного общения в ситуации конфликта; знание неких алгоритмов в ситуациях общения, тактики и стратегии поведения.
Гностический компонент в нашем исследовании находит свое выражение посредством включения теоретического материала в содержание разработанного и внедренного в педагогический процесс БГМУ элективного курса «Коммуникативное мастерство медицинского работника».
Коммуникативные знания реализуются посредством овладения коммуникативной техникой, соответствующими умениями и навыками, что находит свое отражение в поведенческо-процессуаль-ном компоненте.
Поведенческо-процессуальный компонент представляет собой действенный аспект коммуникативной компетентности. Содержание обозначенного компонента составляет, по нашему мнению, следующую систему умений: речевые умения; умения невербальной коммуникации; умения межличностного восприятия; умения управления коммуникативным процессом.
В индивидуально-личностный компонент в своем исследовании мы включили такие составляющие, как самооценка личности; ее направленность - на общение, на деятельность или самого себя; позиции в общении с точки зрения принятия на себя роли взрослого, ребенка или родителя; общую социально-психологическую компетентность.
В реальной жизнедеятельности все вышеизложенные аспекты выступают в единстве, представляя собой процесс общения в целом.
В качестве педагогических условий формирования коммуникативной компе-
тентности нами были предложены следующие: внедрение в педагогический процесс соответствующего элективного курса; направленность учебно-воспитательного процесса на установление лич-ностно ориентированного взаимодействия; применение активных методов обучения.
Введение нового, мы считаем, лучше начинать через систему элективных курсов, содержание которых - яркий пример заказа общества. На современном этапе система элективных курсов становится все более актуальной. Она позволяет в более углубленной, развернутой форме вооружать студентов теми знаниями и умениями, которые являются нужными для эффективной жизнедеятельности обучающегося, но не входят в обязательную, инвариантную часть содержания образования.
Направленность учебно-воспитательного процесса на установление личностно ориентированного взаимодействия - следующее, необходимое на наш взгляд, педагогическое условие формирования коммуникативной компетентности.
Основываясь на разработках И. С. Якиманской [3, с. 56], мы полагаем, что проектирование личностно ориентированной системы обучения подразумевает: признание студента субъектом педагогического процесса; развитие индивидуальных способностей обучающегося, в нашем случае - развитие коммуникативной компетентности, применяя те методы обучения, которые активизируют деятельность каждого студента.
Исходя из этого, следующим педагогическим условием, способствующим, на наш взгляд, формированию коммуникативной компетентности студентов, является применение в педагогическом процессе активных методов обучения.
Актуальны идеи развивающего обучения и активных форм организации учебной деятельности в вузе. Налицо образо-
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
вательные тенденции, состоящие в переходе от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемно-сти и научного поиска на основе учебного сотрудничества и коммуникации. Обозначенные тенденции соотносятся с необходимостью организации обучения как совместной деятельности учащихся, где акцент переносится на самостоятельную познавательную активность студента.
Реализация комплекса выдвинутых педагогических условий осуществлялась в ходе разработанного и внедренного в педагогический процесс БГМУ элективного курса «Коммуникативное мастерство медицинского работника».
Предлагаемый элективный курс основан преимущественно на активных методах групповой работы. В элективном курсе нами применялись методы стимулирования и мотивации учения, деловые игры; актерский тренинг; тренинг по развитию креативности; разнообразные упражнения, развивающие коммуникативную компетентность (развитие рефлексии, эмпатии, наблюдательности, умения
слушать и пр.); решение проблемных ситуаций и др. Предлагаемый элективный курс позволяет вырабатывать и корректировать нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия.
Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности показала, что число студентов, имеющих высокий и средний уровни развития коммуникативной компетентности, существенно увеличилось в экспериментальной группе студентов, посещающих соответствующий элективный курс, тогда как в контрольной группе значительных изменений не наблюдалось.
Таким образом, исследование проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов, будущих специалистов системы «человек - человек», подводит к необходимости осознания факта включения данного аспекта в содержание образования на уровне государственных образовательных стандартов, необходимости детальной разработки педагогических условий, способствующих формированию и развитию компетентности в общении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев С. И. Базовые критерии оценки качества образования и ключевые социальные компетенции: контекст современности России. М.: Издательство РСГУ, 2006. 16 с.
2. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.