Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анчукова Нелли Ивановна

В статье описаны результаты эмпирического исследования, посвященного изучению роли коммуникативной компетентности в качестве важного ресурса психологической адаптивности личности. На основе приведенных данных автор получает обоснование своего предположения о том, что коммуникативная компетентность определяет качественные различия в уровне и особенностях психологической адаптивности молодых людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анчукова Нелли Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A PERSONAL RESOURCE OF PSYCHOLOGICAL ADAPTIVITY OF A YOUNG PERSONALITY

The article describes the results of an empirical study devoted to the study of the role of communicative competence as an important resource for the psychological adaptability of an individual. On the basis of the data presented, the author obtains a substantiation for his assumption that communicative competence determines qualitative differences in the level and characteristics of the psychological adaptability of young people.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

Анчукова Нелли Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент Дальневосточный государственный университет

путей сообщения Г. Хабаровск

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A PERSONAL RESOURCE OF PSYCHOLOGICAL ADAPTIVITY OF A YOUNG PERSONALITY

Anchukova Nelly Ivanovna

Candidate of Psychology Science, assistant professor Far Eastern Far Eastern state University roads, Khabarovsk

АННОТАЦИЯ

В статье описаны результаты эмпирического исследования, посвященного изучению роли коммуникативной компетентности в качестве важного ресурса психологической адаптивности личности. На основе приведенных данных автор получает обоснование своего предположения о том, что коммуникативная компетентность определяет качественные различия в уровне и особенностях психологической адаптивности молодых людей.

ABSTRACT

The article describes the results of an empirical study devoted to the study of the role of communicative competence as an important resource for the psychological adaptability of an individual. On the basis of the data presented, the author obtains a substantiation for his assumption that communicative competence determines qualitative differences in the level and characteristics of the psychological adaptability of young people.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; психологическая адаптивность личности; адаптация.

Keywords: сommunicative competence; psychological adaptability of the personality; adaptation.

Проблема адаптивности личности особенно ярко проявляется в периоды неблагоприятных социальных изменений, связанных с ростом социально-психологической напряженности и обострением противоречий между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Психологическая стабильность и адаптивность личности в таких условиях определяется не только ее индивидуальными особенностями, но и способностью извлекать для себя ресурс на основе социального взаимодействия, коммуникативной активности в социальном окружении [1]. Для решения задачи поддержания внутреннего и внешнего баланса в процессе адаптации к происходящим в обществе изменениям в качестве решающего фактора выступает коммуникативная компетентность. Более того, данное качество можно считать ситуативным проявлением адаптивности, которое носит комплексный характер, проявляясь непосредственно в качестве использования средств коммуникации, в ряде способностей личности к установлению контакта и эффективных взаимоотношений [1]. Вместе с тем, коммуникативная компетентность проявляется в целом ряде умений, в том числе и в умении осваивать социальные роли, необходимые для успешной жизнедеятельности, решения различных задач, в том числе и задач адаптации [2]. В итоге

Емельянов Ю. Н. определяет коммуникативную компетентность как категорию, регулирующую систему отношений человека с собой и социальным миром [3]. Таким образом, социально-психологическая адаптивность будет обусловлена коммуникативной компетентностью личности, а также будет ей регулироваться.

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи коммуникативной компетентности и социально-психологической адаптивности

личности. Исходя из этого, было решено эмпирически проверить, каким образом коммуникативная компетентность определяет уровень и специфику социально-психологической адаптивности личности.

Эмпирическая база исследования: 62 респондента - студенты 19-25 лет. Основанием данного выбора послужило то, что в этом возрасте уже полностью формируется коммуникативная компетентность, и мы рассматриваем, как именно она определяет уровень социально-психологической адаптивности.

Методики исследования: «Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири)», «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)», «Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)».

Рассмотрим результаты исследования. По итогам проведения методики «Диагностика социально-психологической адаптивности» К. Роджерса, Р. Даймонда респонденты поделились на 3 группы: 1 группа - высокий уровень адаптации, 2

группа - средний уровень, 3 группа - низкий уровень.

Теперь сравним результаты 3 подгрупп по шкалам (рис. 1).

Рисунок 1.Результаты методики «Диагностика социально-психологической адаптации»

К. Роджерса, Р. Даймонда

Группа 1 составляет 46% от всей выборки и имеет высокие результаты по данной методике по всем шкалам: адаптации, приятия других, интернальности, самовосприятия, эмоциональной комфортности, стремления к доминированию. Это говорит о том, что респонденты, входящие в данную группу, обладают хорошей приспособляемостью к обществу, испытывают потребность в общении и совместной деятельности, в жизненных неудачах готовы принимать ответственность на себя, предпочитают доминирование в отношениях, имеют высокую самооценку и высокий уровень эмоциональной удовлетворённости окружающей

действительностью.

Группа 2 составляет 27% от всей выборки и показывает средние результаты по данной методике по всем шкалам. Это говорит о том, что

респонденты приспосабливаются к обществу, имеют нормальный уровень стремления к общению и к совместной деятельности с другими людьми. Респонденты данной группы обладают локусом контроля ближе к экстернальному (внешнему) виду, где ответственность за неудачи возлагается на обстоятельства окружающей среды, имеют средний уровень самооценки, эмоционального комфорта.

Группа 3 составляет 27% от всей выборки и показывает низкий результат по данной методике по всем шкалам, что позволяет сделать вывод о том, что респонденты слабо приспособлены к обществу, склонны избегать проблем и не брать на себя ответственность за свою жизнь, не удовлетворены окружающей действительностью.

Результаты по коммуникативной

компетентности представлены ниже (рис. 2)

Рисунок 2. Результаты по методике «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)»

Группа 1 обладает ярко выраженным показателем по шкалам общительность, самоконтроль, логическое мышление и чувствительность. Эти результаты отражают способность к установлению контакта, чуткость к собственному поведению и поведению партнеров по общению. Группа 2 имеет ярко выраженный показатель по шкалам: склонность к асоциальному поведению (в умеренной степени). В сравнении с результатами других подгрупп, респонденты группы 2 стремятся к большей независимости в общении. Результаты группы 3 также указывают на склонность к асоциальному поведению, что,

По результатам методики Т. Лири (рис. 3.) было выявлено, что Группа 1 показала высокий результат по шкале «Эгоистичность», который свидетельствует о том, что респонденты доминанты, энергичны, успешны в делах, так как опираются на себя и ставят свои цели превыше целей окружающих, и требуют к себе уважения. По шкале «Дружелюбность» респонденты также показывают высокий результат, который свидетельствует о том, что респонденты склонны к сотрудничеству, гибкости и компромиссным путям решения конфликтов. Шкала «Агрессивность» у респондентов представлена средним показателем, что свидетельствует о том, что они проявляют настойчивость, когда это необходимо, могут отстаивать свои интересы. Средний показатель по шкале «Подозрительность» свидетельствует о равновесии между открытостью по отношению к окружающим и скрытностью перед ними. «Подчиняемость» респонденты расценивают слабо, наблюдается низкий показатель, который характеризуется наличием у респондентов скромности, уступчивости, эмоциональной сдержанности, честного выполнения своих обязанностей. По «Зависимости» респонденты показывают средний показатель, что

возможно, связано с проблемами в семье или близком окружении и отражено в эмоциональной неустойчивости по сравнению с другими. В целом, респонденты группы 2 и 3 испытывают больше затруднений в общении, а результаты отражают более негативное отношение к обществу и его нормам, готовность к их нарушению. Кроме этого, исходя из результатов, можно предположить, что проблема респондентов группы 2 состоит в их стремлении к независимости в общении, а для испытуемых группы 3 проблема состоит в их эмоциональной нестабильности.

свидетельствует о конформности и доверчивости, а также склонности опираться на себя и самостоятельно принимать решения.

«Альтруистичность» выражена средне, что позволяет говорить об ответственности испытуемых по отношению к людям, деликатности в общении, доброте, умении успокоить и подбодрить окружающих. По индексу «Доминирование» респонденты имеют средний положительный результат, который

свидетельствует о том, что у них присутствует склонность к доминированию в общении. Индекс «Дружелюбность» показывает низкий

положительный результат, который

свидетельствует о стремлении респондентов к установлению дружеских отношений и сотрудничеству.

Группа 2 характеризуется наличием уверенности, настойчивости и упорности у респондентов. «Эгоистичность» расценивают на низком уровне, что говорит о наличии ориентации на себя и склонность к соперничеству. У респондентов присутствуют такие черты характера, как упрямство, упорство, настойчивость. «Подозрительность» говорит о наличии критичности по отношению к окружающим. Также

к ь

жЙ

ли.

-4 -6

лГ .<¡5^ ^

^ Л* Ссл Ж ч^ к

4

^ / ✓ ✓ *

Ж <о* Л

Л4 V & л

г г ^ у

группа1 группа 2 группа 3

Рисунок 3. «Исследование коммуникативно-характерологических тенденций» Т. Лири

8

6

4

2

0

у респондентов присутствует скромность, уступчивость, эмоциональная сдержанность, честного выполнения своих обязанностей. По «Зависимости» респонденты оказались конформными и доверчивыми. «Дружелюбность» проявляется в склонности к сотрудничеству, гибкости и компромиссных путей решения конфликтов, также респонденты стремятся быть в согласии с мнением окружающих и являются сознательно конфорными. По отношению к людям респонденты деликатны в общении, добры, умеют успокоить и подбодрить окружающих. По индексу «Доминирование» респонденты имеют низкий отрицательный результат, который

свидетельствует о том, что у них присутствует тенденция к подчинению, соответственно отказ от ответственности и позиции лидерства. По индексу «Дружелюбность» респонденты имеют низкий отрицательный показатель, который

свидетельствует о низком проявлении конкуренции, препятствующей сотрудничеству.

Группа 3 характеризуется уверенностью, настойчивостью и упорностью респондентов, склонностью к подчиняемости. Агрессивность проявляется в таких чертах характера, как упрямство, упорство, настойчивость.

«Подозрительность» позволяет судить о наличии критичности по отношению к окружающим. По шкале «Подчиняемость» выявлен высокий показатель, характеризующийся наличием у респондентов скромности, уступчивости, эмоциональной сдержанности, честного выполнения своих обязанностей. Респонденты склонны к конформности, мягкости, доверчивости, имеется тенденция к подчинению, отсутствует позиция лидера. «Дружелюбность» показана высоким результатом, который позволяет сделать вывод о стремлении респондентов устанавливать дружеские отношения и сотрудничать с окружающими.

Для выявления взаимосвязи коммуникативной компетентности и социально-психологической адаптивности личности использовался R -коэффициент корреляции Спирмена.

Прокомментируем результаты общего корреляционного анализа

1. Обнаружена прямая взаимосвязь шкалой «адаптации» и шкалой «доминирование» (г = 711* на уровне значимости р = 0,05). Из этого мы можем сделать вывод о том, что высокий уровень адаптации обуславливает высокая потребность в общении с другими людьми и совместной деятельности с ними, в которой респонденты стремятся к позиции лидера.

2. Выявлена прямая связь между шкалой «приятие других» и шкалой «доминирование» (г = 524* на уровне значимости р=0,05). Исходя из данных корреляции, мы делаем вывод о том, что приятие других позволяет адекватно оценивать окружение, уметь услышать чужое мнение, при этом в процессе общения присутствует выраженное стремление к доминированию.

3. Выявлена прямая связь между шкалой «интернальность» и шкалами «авторитаризм» (г = 539** на уровне значимости р=0,01) и «эгоцентризм» (г = 645* на уровне значимости р=0,01), что позволяет говорить о том, что респонденты, опирающиеся на самих себя, на своё мнение склонны к тому, чтобы быть авторитарным в процессе общения и ставить свои интересы выше интересов других.

4. Выявлены и обратные связи между такими шкалами, как «приятие других» и «подозрительность» (г = -440* на уровне значимости р=0,05), «приятие других» и «подчинение» (г = -489* на уровне значимости р=0,05), из чего следует, что респонденты, проявляющие понимание к другим людям, терпимость к их качествам не склонны к подозрительности и подчинению другим, наоборот, они уверены в себе и стремятся к равенству в отношениях. Между шкалами «эмоциональный комфорт» и шкалами «подчинение» и «зависимость» выявлена обратная связь, которая позволяет нам сделать вывод о том, что респонденты, чувствующие комфорт и удобство в социальной среде, не будут подчиняться другим, так как они имеют своё собственное мнение и готовы отвечать за него перед окружением.

Исходя из выше описанных определений и эмпирических результатов респондентов по данным методикам, мы сделали вывод о том, что взаимосвязь социально-психологической

адаптивности и коммуникативной компетентности существует. Она состоит в том, что коммуникативная компетентность выступает как личностный ресурс социально-психологической адаптивности, т.е. она позволяет устанавливать взаимоотношение с окружающими и позволяет строить коммуникацию на прогнозировании её результатов и удовлетворять социальные потребности личности.

Наша гипотеза о том, что коммуникативная компетентность определяет уровень и специфику социально-психологичсекой адаптивности

личности подтвердилась. По эмпирическим данным мы можем видеть такую тенденцию: чем выше уровень коммуникативной компетентности имеют респонденты, тем выше становится их уровень социально-психологической

адаптивности.

Список литературы

1. А.К. Акименко Понятие адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса./ Адаптация личности в современном мире / М. В. Григорьева: Межвуз. сб. науч. тр. -Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - Вып. 3. - С. 5-18.

2. Гладуш, А. Д., Трофимова, Г. Н., Филиппов, В. М. Социально-культурная адаптация граждан к условиям обучения и проживания в России / А. Д. Гладуш, Г. Н. Трофимова, В. М. Филиппов: Учебное пособие, М.: РУДН, 2008 -146 с.

3. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и психологических наук : 19.00.05 / ЛГУ. -практика совершенствования коммуникативной Ленинград, 1990. - 403 с. компетентности: диссертация ... доктора

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Иванов Михаил Анатольевич

курсанты

ФГК ВОУ ВО "Военный университет им. Князя Александра Невского " МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научный руководитель: Лямзин Евгений Николаевич преподаватель

ФГК ВОУ ВО "Военный университет им. Князя Александра Невского "МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Москва, Россия

АКТУАЛЬНОСТЬ. Последние несколько десятилетий изучение феномена эмоционального выгорания было важной темой в психологии. В настоящее время привлекает внимание проблема выгорания как разновидности многофункциональной трансформации современного человека в жизни и профессиональной деятельности.

Действительно, возрастающая интенсивность современной жизни проявляется в увеличении частоты негативных эмоций и стрессов, что приводит к ухудшению профессиональной деятельности и эмоциональному истощению, что является одним из симптомов выгорания. Эта тема требует особого внимания, поскольку проанализированные в исследованиях негативные последствия психического выгорания отражаются не только на работе отдельного сотрудника, но и всей организации.

Данный синдром предполагает собой ответную реакцию на продолжительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, характерен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие условия к психологической стабильности сотрудника в обстановках делового общения.

Однако, в отечественной психологии мало проработана психологических условий профилактики эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, физическое и эмоциональное истощение, адаптивное совладание, повышенная стрессоустойчивость

Для профилактики эмоционального выгорания важно развивать стрессоустойчивость, уметь отделить переход стресса в дистресс, научиться использовать его положительное значение, конструктивно совладать со стрессом. Стресс управляет некомпетентным человеком. Для человека, наделенного сознанием и творческим мышлением вполне доступно изменить ситуацию.

Важно взять на себя ответственность за своё здоровье и самочувствие. Осознать негативное влияние стресса на организм и начать противостоять ему: правильно питаться, достаточно отдыхать, спать не менее 8 часов за ночь, практиковать регулярную физическую активность.

Необходимо работать над собой: развивать свои умения, навыки, учиться правильно распределять время и планировать работу так, чтобы не возникало перегрузок и спешки (сначала выполнять более важные задачи и цели, малозначительные оставляя на потом). Не перегружать себя обязанностями, учиться делегировать работу коллегам, перестать делать много дел сразу.

Нужно налаживать микроклимат в коллективе, предупреждая конфликтные ситуации. Если же это не представляется возможным - стоит задуматься о

профессиональной помощи, например тренинг по развитию конфликтоустойчивости.

Обучайтесь конструктивному разрешению конфликтов. Конструктивная форма решения конфликтной ситуации:

- Мое видение ситуации. Выяснить, правильно ли участники понимают, в чем состоит предмет их спора.

- Мои чувства. Обозначение своих чувств позволяет нам социально приемлемо определить отношение к ситуации, вызвавшей конфликт.

- Мои действия - озвучиваем свои намерения. Как взрослые и рассудительные люди, мы в первую очередь должны понять, что нас не устраивает. Кроме этого, нам следует помнить, что как бы мы ни старались, но изменить другого человека — недостижимая задача. Поэтому придется соглашаться на определенные уступки или действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Мои ожидания от оппонента - совершая определенные шаги, мы ждем от другого человека ответных действий. Для достижения компромисса необходимо озвучить свою позицию и свои ожидания. Это является самым коротким путем к решению конфликта.

Используя данную форму решения конфликта, создаем безопасную зону, в которой можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.