Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как фактор совершенствования профессиональной деятельности педагога'

Коммуникативная компетентность как фактор совершенствования профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3968
857
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ. COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ABILITIES / COMMUNICATIVE DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельник Елена Викторовна

In article the concept of communicative competence is considered, its role in professional activity of the teacher, and also the point of view of leading domestic scientists in the communication sphere on this perspective comes to light.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как фактор совершенствования профессиональной деятельности педагога»

Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО

УДК 371.1

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Мельник Е.В.

Аннотация. В статье рассматривается понятие коммуникативной компетентности, выявляется ее роль в профессиональной деятельности педагога, а также точки зрения ведущих отечественных ученых в сфере общения на данную проблематику.

In article the concept of communicative competence is considered, its role in professional activity of the teacher, and also the point of view of leading domestic scientists in the communication sphere on this perspective comes to light.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общение, коммуникативные способности, коммуникативные трудности.

Communicative competence, communication, communicative abilities, communicative difficulties.

Роль общения в современном деловом мире постоянно возрастает. Решение проблемы определяется сегодня не уникальностью мышления того или другого специалиста, а эффективной организацией коллективной работы разных специалистов. Уже мало быть хорошим специалистом, необходимо быть еще и хорошим сотрудником. Это в первую очередь означает уметь работать в команде на общий результат, участвовать в принятии решений, уметь сделать понятным смысл своего высказывания для другого и понимать точку зрения своих партнеров [6, С. 50]. Эти умения являются неотъемлемыми компонентами коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность - умение успешно общаться с людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку практически во всех жизненных ситуациях.

Для многих профессий психологические качества личности, проявляющиеся в межличностном общении, восприятии, оценке и влиянии, имеют большое значение. Особую важность опыт межличностного общения приобретает для специалистов, работающих в педагогической сфере. Педагогу необходим высокий

уровень коммуникативной компетентности, что предполагает не только владение технологией общения с детьми, но и личностную готовность к профессиональному общению, овладение навыками самопознания, влияния на других людей, межличностного восприятия и оценки.

Исследование коммуникативной компетентности педагога, выявление факторов и методов ее формирования является актуальной психолого-педагогической проблемой. Рассмотрим краткую историю возникновения и развития проблемы общения, пути формирования коммуникативной компетентности человека вообще и педагога в частности с точки зрения разных ученых. Рассмотрим в этой связи, каким образом разные авторы определяют коммуникативную компетентность человека, коммуникативные умения и навыки, коммуникативные способности и другие личностные качества, от которых зависит успешность об -щения людей друг с другом.

Внимание к общению было обращено тогда, когда в сфере научных интересов психологов оказались личность и человеческие взаимоотношения. Необходимо было выявить факторы, критерии, механизмы успешности межличностного общения людей.

В теории деятельности традиционно считалось, что успешность деятельности человека зависит от уровня развития его способностей. В связи с этим было естественно ожидать, что точно также будет поставлена и в принципе решена проблема относительно общения: его успешность в свою очередь зависит от наличия у человека особого рода способностей - ком -муникативных. Так в научный оборот вошло понятие «коммуникативная компетентность».

Внимание к коммуникативной компетентности возросло тогда, когда в практику общения людей стали внедряться различные, заимствованные за рубежом, методы, рассчитанные на развитие коммуникативных способностей у человека и на повышение его коммуникативной компетентности.

МельникЕ.В.

Коммуникативная компетентность какфактюр совершенствования профессиональной деятельности педагога

В начальный период разработки данной проблематики в нашей стране ученые обращали внимание на те специфические трудности, которые возникают у человека в его общении с людьми, и пытались связать эти трудности с дефицитом у человека определенных знаний и умений.

А.А. Бодалев, рассматривая проблему активности человека в общении, указывает на то, что нормальное общение человека с людьми предполагает точное согласование его собственных вербальных и невербальных коммуникативных действий с соответствующими действиями общающихся с ним людей. А.А. Бодалев использует термин «коммуникативное ядро личности». Под ним автор понимает все, что относится к личности человека и как-то влияет на его общение с людьми, включая познание и поведение по отношению к людям, а также черты характера человека, проявляемые в общении [1].

А.А. Бодалев также вводит понятие «трудности в общении», причиной возникновения которых он считает несоответствие мотивационной и инструментальной коммуникативных составляющих общения, большую разницу в возрасте и жизненном опыте общающихся, проблемы, связанные с расхождением мотивации общения, инструментальных, коммуникативных действий и эмоций. Такие трудности в той или иной степени испытывает большинство людей, причем независимо от того, осознают или не осознают они эти трудности. Разница в этом плане между людьми состоит лишь в том, насколько они понимают эти трудности и признают факт их существования у самих себя [1].

Ю.Н. Емельянов соотносит коммуникативную компетентность со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, а также с умением человека адаптироваться в различных социальных ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. К проявлениям коммуникативной компетентности автор также относит умение человека организовывать так называемое «межличностное пространство» в процессе инициативного и активного общения с людьми [4].

Наряду с межличностным пространством для характеристики коммуникативной компетентности Ю.Н. Емельянов использует понятие

«деятельностной среды», считая, что коммуникативная компетентность человека проявляется также в том, насколько умело он воздействует на эту среду для достижения своих целей, в какой степени он делает собственные коммуникативные действия понятными для окружающих людей.

В содержание так понимаемой коммуникативной компетентности Ю.Н. Емельянов также включает осознание человеком своих потребностей, ценностных ориентаций, «техники личной работы», перцептивных умений, возможностей в освоении норм и ценностей других социальных групп и людей, своих чувств, психологических состояний и многое другое. В конечном счете, пишет Ю.Н. Емельянов, коммуникативная компетентность должна рассматриваться как категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе [4].

Такая трактовка понятия «коммуникативная компетентность» вызывает немало споров в научной среде (А.Ш. Гусейнов, И.Р. Алтунина, 1999), поскольку Ю.Н. Емельянов включает в коммуникативную компетентность факторы, регулирующие по существу все возможные от -ношения человека с окружающим миром, причем значительная часть этих отношений не связана с человеческим общением. Вместе с тем, отметим, что ценным в определении коммуникативной компетентности по Ю.Н. Емельянову является то, что в это определение включается владение человеком всеми без исключения средствами общения с людьми, а также умелое исполнение им социальных ролей в общении, правильность восприятия людей как личностей.

Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность также как способность человека к эффективному общению с людьми, «такой уровень сформированности межличностного опыта, ... который требуется индивиду, чтобы ... успешно функционировать в данном обществе» [4]. Для развития коммуникативной компетентности человека он предлагает использовать дискуссионные, игровые методы и сенситивный тренинг (тренинг межличностной чувствительности).

В определении Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской и П.В. Растянникова коммуникативная компетентность - это «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с

СОДЕИСГв

'"'А *;

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

людьми» [5]. В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается система знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека. Под последними, в свою очередь, понимаются те процессы, которые имеют место в общении людей между собой.

Авторы весьма критичны в оценках возможности полноценной психодиагностики и практического развития коммуникативной компетентности человека. Они открыто признают, что это пока сделать невозможно, и ограничивают свои притязания лишь диагностикой и развитием коммуникативной компетентности человека в сравнительно небольшом диапазоне социальных ситуаций, для которых могут оказаться релевантными метод групповой дискуссии, социально-психологический тренинг, овладение техникой публичных выступлений, овладение методикой делового об -щения, освоение и использование разных форм речевого этикета. При этом метод групповой дискуссии авторами рассматривается как основное средство развития коммуникативной компетентности человека.

Четкость в постановке проблемы Ю.М. Жуковым, Л.А. Петровской и П.В. Растяннико-вым позволяет констатировать следующее. Во-первых, то, что проблему определения, диагностики и развития коммуникативной компетентности в современной науке нельзя считать удовлетворительно решенной. Во-вторых, имеющиеся подходы к ее решению касаются лишь некоторых аспектов коммуникативной компетентности. В-третьих, освоению и использованию разных форм речевого этикета, подходящих для множества ситуаций повседневного общения, до сих пор не уделяется должного внимания ни в науке, ни в практике. Следовательно, сама коммуникативная компетентность в полном объеме не изучается. Это особенно касается вербальных составляющих коммуникативной компетентности.

Вопроса о коммуникативной компетентности, не называя ее этим термином, касаются и исследования, связанные с изучением трудностей, возникающих у человека в его общении с людьми. На такие трудности в своих работах обращает внимание В.А. Лабунская [8]. Она объединяет соответствующие трудности в две основные группы: социально-перцептивные и

экспрессивно-речевые. Одной из основных таких трудностей является своеобразный эгоцентризм, который в его различных проявлениях демонстрируют люди в их непосредственном общении друг с другом.

Одной из работ, посвященных проблематике коммуникативных барьеров, явилось исследование Е.В. Залюбовской (1984). В нем дается определение коммуникативных барьеров, раскрывается их структура, выясняются причины возникновения, ищутся способы предупреждения и устранения. Автор определяет коммуникативный барьер как некоторое психологическое препятствие на пути нормального общения людей. В качестве причин возникновения коммуникативных барьеров называется неадекватность мотивации общения (психологическая несовместимость мотивов общения, исходя из которых люди вступают в межличностные контакты друг с другом); дефицит операциональных возможностей субъектов общения (слабое развитие у них или неглубокое освоение ими средств общения); особенности индивидуальных свойств партнеров по общению (психологическая несовместимость людей по характерам); особенности ситуации общения (ее неопределенность или провоцирующая конфликты обстановка).

Все сказанное выше говорит о том, что компетентность в общении людей является сложным, многокомпонентным психологическим образованием. Одной из главных составляющих коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. Их изучали Дружинин В.Н. (1995), Магун B.C. (1983) и другие. В структуру способностей человека, раскрываемую этими авторами, коммуникативные способности не вошли.

Проблема коммуникативных способностей стала привлекать к себе внимание в нашей стране около тридцати лет тому назад. Вначале она разрабатывалась в основном в теоретическом аспекте, а экспериментальные и практические ее исследования начались позднее - тогда, когда получили широкое распространение деловые игры и социально-психологический тренинг (Л.А. Петровская, 1982; Ю.Н. Емельянов, 1985).

Первоначально коммуникативные способности определялись по аналогии с другими способностями человека. Так, например, в работе Г.С. Васильева имеется следующее определе-

Мельник£.В.

Коммуникативная компетентность как.фактор совершенствования профессиональной деятельности педагога

ние таких способностей: «Коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление» [2, С. 10]. В структуре так понимаемых коммуникативных способностей автор обозначает гностическую (познавательную) способность, экспрессивную способность, интерактивную способность. Первая связана с познанием людей, вторая - с самовыражением человека как личности, третья -с умением оказывать влияние на людей. В определении Г.С. Васильева коммуникативные способности соотносятся со специфическим видом деятельности - коммуникативной, и через нее - с общением человека с людьми. Кроме названных четырех способностей в подструктуру личности, от которой зависит успешность общения человека с окружающими людьми, Г.С. Васильев включает еще тридцать различных личностных свойств. Их корреляция с успешностью коммуникативной деятельности человека позволяет сделать вывод о том, что они также могут рассматриваться как частные психологические проявления коммуникативных способностей.

Е.В. Руденский (1995) вслед за Ю.М. Жуковым и др. определяет коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование человеком его коммуникативных действий в общении с людьми, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.

В свою очередь коммуникативная коррекция, опирающаяся на так понимаемую коммуникативную компетентность, практически ориентирована на изменение системы ценностных ориентаций и установок личности. Она включает в себя воздействие на мотивационную сферу человека, его идентификацию со значимыми другими людьми, вводит субъекта в состояние психологического гомеостаза или, напротив, выводит из него.

В.В. Латюшин, В.И. Долгова, А.Н. Богачев в своей монографии подчеркивают, что осно-

вой коммуникативной компетентности педагога является эмпатия, которая создает механизмы проявления гуманности. Авторы установили, что эмпатическая способность педагога зависит от его профессиональных качеств, уровня профессионального мастерства, от объекта восприятия, от позиции (статуса) субъекта и от большинства личностных характеристик. У людей равнодушных, сосредоточенных на самих себе, эгоистичных, требовательных низкий уровень эмпатии. Высокий уровень эмпатии чаще встречается у людей сердечных, щедрых, оптимистичных [3].

В.Н. Куницына вместо понятия «коммуникативная компетентность» вводит понятие «успешность общения» [7]. Применительно к неформальному общению это понятие определяется следующим образом: «Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки умений, состояний, целей, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами» [7, С. 8]. В этом определении имеются термины, значение которых точно не известно: «психологический контакт», «совместимость», «взаимная приспособ -ленность». Без строгого определения дополнительных терминов невозможно практически использовать предложенное определение успешности общения, так как не известно, что и как в данном случае необходимо оценивать в содержании указанных частных понятий.

Итак, проведенный анализ определений коммуникативной компетентности и близких к ней понятий позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, эти определения существенно отличаются друг от друга по содержанию, хотя фактически отражают одну и ту же реальность. Во-вторых, проблема коммуникативной компетентности человека изучена недостаточно: не полностью раскрыто ее содержание; понятие коммуникативной компетентности не соотнесено с близкими к нему понятиями из области общей, педагогической и дифференциальной психологии, в частности с понятием «способности», не выявлены условия развития комму-

СОДЕИСГв

ГжД

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

никативной компетентности у людей различных возрастных групп.

Решение задачи формирования коммуникативной компетентности педагога должно осуществляться еще на этапе обучения будущих педагогов в колледже или вузе в процессе учебно-познавательной деятельности студентов и в ходе педагогической практики.

Таким образом, коммуникативная компетентность является не только профессионально важным качеством педагога, но и фактором совершенствования его профессиональной деятельности. Профессиональный рост педагога возможен только при условии постоянного са -мосовершенствования в сфере общения, саморазвития коммуникативных умений.

Литература

1. Бодалев, А.А. Психология межличност-ного общения / А.А. Бодалев. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. - 90 с.

2. Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебновоспитательных коллективов: автореф. дис. ...

канд. псих. наук / Г.С. Васильев. - М., 1977. - 21 с.

3. Воспитание профессионала в педагогическом вузе. Ч. 1 / В.И. Долгова и др. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 300 с.

4. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. . докт. псих. наук / Ю.Н. Емельянов. - Л., 1990. - 403 с.

5. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 104 с.

6. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

7. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. . д-ра псих. наук / В.Н. Куницына. - СПб, 1991. - 38 с.

8. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская. - М., 2001. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.