Научная статья на тему 'Коммуникативная категория авторитетности в системе речевого поведения'

Коммуникативная категория авторитетности в системе речевого поведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SPEECH BEHAVIOR / ПРАГМАТИКА / PRAGMATICS / КОММУНИКАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КАТЕГОРИЯ / LANGUAGE CATEGORY / АВТОРИТЕТНОСТЬ / AUTHORITY / ДИСКУРС / DISCOURSE / COMMUNICATING CATEGORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уланова Екатерина Эдуардовна

В статье рассматривается определение статуса речевого поведения с точки зрения лингвопрагматики в современной лингвистике. Объект исследования представляет собой проявление категории авторитетности в дискурсе. Предметом исследования является коммуникативная категория (КК), представленная в коммуникативном сознании говорящего. Целью исследования является комплексное рассмотрение феномена авторитетности и подходов к его изучению в различных дискурсах. Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи: определить понятие КК в общей системе речевого поведения, обозначить место КК авторитетности в коммуникативном сознании говорящего, раскрыть значение КК авторитетности в коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the status of verbal behavior in terms of pragmatics in modern linguistics. Implementing a particular verbal strategy, communicators are supported by the basic communicative strategy of distancing and maintaining already established nature of interpersonal relations. Thus, it is a way of linguistic manipulation, the most powerful of the means available in the arsenal of human beings. However, the impact of verbal persuasion, as well as any type of persuasion can meet the opposition. One of the types is authority. Obviously, the impact through the authority comes in the form of implementation of the communication category of authority. In the present study, we plan to examine the communicative category as structurally formed, defining the process of verbal communication.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная категория авторитетности в системе речевого поведения»

Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. Л., 1977.

Маниева Н.С. Прилагательные-эпитеты в поэтическом дискурсе второй половины ХХ века: лингвистический анализ: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2007.

Надежкин А.М. Корневой повтор в художественной речи М.И. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2015.

Надежкин А.М. Позиционный анализ корневых повторов в художественных текстах М. Цветаевой // Современные проблемы науки и образования. 2014. N° 3.

Погудина Е.Ю. Функциональное и мотивологическое исследование прозы и поэзии М. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2003.

Томашевский Б.В. Стилистика. Л., 1983.

Черных Н.В. Семантическая емкость слова (на материале творчества М. Цветаевой): дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2003.

Цветаева М.И. Собрание сочинений: в 7 тт. М., 1994.

КОММУНИКАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ АВТОРИТЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Е.Э. Уланова

Ключевые слова: речевое поведение, прагматика, коммуникативная категория, языковая категория, авторитетность, дискурс. Keywords: speech behavior, pragmatics, communicating category, language category, authority, discourse.

Современный комплексный дискурсивно -прагматический подход делает акцент на изучение человека говорящего (Homo Loquens) и позволяет более точно описать его речевые действия, намерения, коммуникативную среду и принципы коммуникации. Выходя за границы традиционной лингвистики, современные исследования речевого поведения направлены не только на то, «как что говорится, кто и как говорит, но и почему, с какой целью и кому говорится, как трактуется это сообщение партнером по коммуникации, в какой ситуации происходит акт говорения и понимания, как этот акт коррелирует с ценностями межкультурной коммуникации, аспектами экстра-, пара-и этнолингвистики, проксемики и т.д.» [Потапова, 2003, с. 55-56].

Однако в современной лингвистике статус речевого поведения представляется весьма неопределенным. На это указывает, во -первых, отсутствие четкого определения самого понятия поведения в речи, во-вторых, многообразие используемых терминов для обозначения этого феномена (речевое поведение, вербальное поведение,

языковое поведение, словесное поведение, коммуникативное поведение и др.), а также неоднозначная оценка данного феномена в лингвистических работах.

В соответствии с информационно-кодовой моделью речевое поведение собеседников - это процесс построения, отправления и приема информации лишь на основании общего языкового кода без учета роли интерпретации на выходе [Глушак, 2010]. В рамках инференци-онной модели коммуникации, которая заключается в том, что речевое поведение рассматривается как передача намерений адресанта с целью вызвать у адресата определенную реакцию, речевому поведению отводится важная роль в организации и регулировании межличностных отношений коммуникантов.

Очевидно немаловажное значение лингвопрагматического аспекта в структуре речевого поведения, так как любое речевое действие одного коммуниканта направлено не только на передачу информации, но и на оказание воздействия на своего собеседника. Воздействие в данном случае является мотивированным и интенци-ональным, имеющим цель корректировать поведение собеседника, добиваться смены его установок и оценок в соответствии с представлениями говорящего. Для достижения своих целей адресант выбирает модель речевого поведения, адекватную складывающейся коммуникативной ситуации. Реализуя выбранную модель поведения, интерактанты руководствуются основными коммуникативными стратегиями сближения, дистанцирования и поддержания уже сложившегося характера межличностных отношений.

Таким образом, речь является способом внушения, или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Однако вербальное воздействие, как и всякое воздействие, может встретить неприятие, противодействие. По словам психолога Б.Ф. Поршнева, далеко не всякое словесное внушение принимается как таковое, «ибо в подавляющем большинстве случаев налицо контрсуггестия, противовнушение, которое содержит в себе способы защиты от действия речи» [Поршнев, 1972, с. 7]. Одним из видов контрсуггестии Б.Ф. Поршнев называет авторитет.

Далее рассмотрим формирование коммуникативной категории авторитетности.

Осмысливая вышеупомянутое значение авторитета, очень важно понимать, как он формируется и от чего зависит. Мы полагаем, что воздействие посредством авторитета во многом происходит путем реализации коммуникативной категории авторитетности. Рассмотрим ее место в коммуникативном сознании человека.

И.А. Стернин говорил о коммуникативном сознании как о совокупности ментальных коммуникативных категорий и понимал под последними предельно общие коммуникативные понятия, упорядочивающие весь жизненный и социальный опыт человека [ Стер-нин, 2002]. Следовательно, представляется логичным и целесообразным выделение разнообразных коммуникативных категорий, ориентированных непосредственно на процесс коммуникации, реализующих ее механизмы и правила, объединенные их ролью и участием в коммуникации.

В.И. Карасик в рамках социолингвистического подхода к изучению дискурса предлагает выделять «три типа категорий - тип дискурса, формат текста и жанр речи как базовые характеристики текста в коммуникативной ситуации» [Карасик, 1998]. К числу жан-рово-стилистических категорий дискурса автор относит категории развернутости / свернутости текста. Выделяя содержательные (се-мантико-прагматические) категории дискурса и разграничивая «текст как таковой и текст в ситуации общения», В.И. Карасик к базовой категории текста относит информативность в ее трех проявлениях - содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно -подтекстовой. Важнейшей текстовой категорией в ситуации общения признается адресованность, то есть направленность на адресата. Уточнением адресованности, по мнению ученого, является категория интерпретируемости, которая «проявляется в более частных категориях точности, ясности, глубины и экспликативности / импликативности текста» [Карасик, 1998, с. 185].

Существенным представляется сформулированное

Е.П. Захаровой (2000) противопоставление коммуникативных категорий языковым, функционально-стилевым и риторическим. «В отличие от языковых коммуникативные категории связаны не с языком, а с речью, причем на базе одних языков они превращаются в языковые (категория вежливости в японском языке), в других языках остаются на уровне речевых. В противоположность функционально-стилевым категориям коммуникативные проявляются в любой речи, независимо от функционально-стилевой принадлежности речи. От риторических отличаются тем, что они используются не намеренно, им не обучают, но коммуникация без них невозможна» [Захарова, 2000, с. 28-29].

Следовательно, в процессе речевого общения можно выделить два типа коммуникативных категорий: категории обязательные для любого коммуникативного процесса (собственно коммуникативные,

противопоставляются структурно -образующим и информативным) с коммуникативно-организующей функцией и сопутствующие (ква-лификативные) с регулирующей функцией.

Ниже представлена типология коммуникативных категорий в зависимости от роли и степени их представления в процессе коммуникации [Захарова, 2000]:

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ

Обязательные (собственно коммуникативные категории) (коммуникативно образующая функция)

Структурно-образующие Информативные

Структурно -организующие Речеобразующие Определяющие процесс речевого общения Смысло-организующие

речевые жанры локальность темпоральность персональность тональность чуждость неопределенность информационность значимость неопределенность

Сопутствующие (регулирующая функция)

Регулятивные Квалификативные

Социально-этические Психологические Эстетические Риторические

вежливость категоричность официальность эмоциональность образность экспрессивность функционально-стилистическая окрашенность эффективность оптимальность нормативность

Табл 1. Классификация коммуникативных категорий по их роли в

коммуникативном процессе Таблица наглядно демонстрирует, что многомерная структурно-образующая коммуникативная категория включает в себя целый комплекс структурно-организующих, речеобразующих и определяющих процесс речевого поведения категорий. В свою очередь, под информативными категориями следует понимать категории, отражающие смысловую составляющую коммуникации: информационность, значимость, неопределенность и т.д.

Соответственно, если обязательные коммуникативные категории тесно связаны с языковым (речевым) компонентом напрямую, то сопутствующие коммуникативные категории чаще нацелены на

прагматический компонент коммуникации. Во многом из-за того, что социально-этические или эстетические коммуникативные категории зачастую не выражаются вербально, исследователю приходится рассматривать как лингвистический, так и лингвокультурологический аспекты. В свою очередь, именно последний служит базой формирования коммуникативных категорий, способствует их узнаваемости адресатом и усиливает потенциал воздействия [Хутыз, 2010].

Опираясь на типологию коммуникативных категорий, представленную Е.П. Захаровой, мы рассматриваем коммуникативную категорию авторитетности как структурно-образующую, определяющую процесс речевого общения. Следовательно, можно говорить о том, что исследуемая коммуникативная категория в речевом поведении представляет собой единство структурно организованного коммуникативно значимого содержания и комплекса лингвистических и паралингвистических средств его выражения.

Благодатной почвой для успешного коммуникативного акта является обоюдное доверие. Степень доверия во многом определяется уровнем авторитетности отправителя слов. Значение авторитета огромно - каждый человек делит для себя всех людей на авторитетных и неавторитетных, так, что склонен доверять первым и отказывается доверять вторым. Поэтому так важно понимать, как формируется авторитет и от чего зависит негласное присвоение конкретной личности весомого авторитета. Данный уровень включает в себя много факторов, среди которых и социальное положение (статус партнера), и его харизматичность, и способность расположить к себе коммуниканта, сфера общения (бытовая, академическая, медийная)и прочее, прочее.

Считаем необходимым дать промежуточное определение феномена коммуникативной категории авторитетности. Так, нам представляется, что исследуемая категория определяется в способности направлять (напрямую не принуждая) действия и мысли другого человека (группы людей) по желаемому сценарию. Следовательно, подобное воздействие возможно за счет положительного отношения людей к авторитетному человеку. Однако важно упомянуть и о благотворной роли авторитета: авторитет не может быть навязан, он может быть только признан. Ценность авторитета многократно возрастает, когда он основан на свободе и вере не столько в человека (оказывающего определенное воздействие в рамках ККА), сколько в приносимую им пользу для других.

Принимая во внимание тот факт, что от проявления авторитета человека / эксперта / специалиста, от его доводов (вербальное пове-

дение), и даже от его манеры держаться (невербальное поведение) напрямую зависит признание его позиции другими участниками коммуникации, мы намереваемся рассмотреть запланированные и спонтанные приемы говорящего, направленные на достижение коммуникативной цели - повышения авторитетности повествования, результатом чего является смена (создание новых) личных установок со стороны собеседника. Таким образом, исследуемая коммуникативная категория авторитетности включена в типологию коммуникативных категорий, как часть системы, в виде структурно -образующей, (пред-) определяющей весь процесс речевого поведения.

Очевидно, что коммуникативная категория в речевом поведении представляет собой единство структурно организованного коммуникативно значимого содержания и комплекса лингвистических и пара-лингвистических средств его выражения. Основной функцией коммуникативной категории является организация коммуникативного процесса, с возможным выделением регламентирующей (регулирующей) и квалификативной функций. Соответственно, представляется закономерным говорить о двусторонней сущности коммуникативной категории авторитетности. С одной стороны, она зависит от комплекса коммуникативно-значимого содержания, но в то же время влияет на сам характер протекания коммуникативного процесса.

Литература:

Глушак В.М. Лингвопрагматический аспект речевого поведения коммуникантов в ситуациях повседневного общения: на материале немецкого языка: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2010.

Захарова Е.П. Типы коммуникативных категорий. Саратов, 2000.

Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград-Саратов, 1998.

Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М., 1972.

Потапова Р.К., Потапов В.В. От классической фонологии к современному речеведению // Вестник Московского университета. 2003. № 1.

Стернин И.А. Коммуникативное и когнитивное сознание. С любовью к языку. М.-Воронеж, 2002.

Хутыз И.П. Актуальные коммуникативные практики: контекст реальности в прагматике современного дискурса. Краснодар, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.