Научная статья на тему 'Коммуникативная активность младенца: теоретическое определение понятия'

Коммуникативная активность младенца: теоретическое определение понятия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЛАДЕНЕЦ / COMMUNICATIVE ACTIVITY / BABY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Анна Леонидовна

В статье характеризуется понятие о младенческой коммуникативной активности с позиции субъектно-деятельностного подхода через уровневое понимание строения психологических категорий. Уровневый подход к общению (Г.В. Акопов), к субъектности (Е.А. Сергиенко) и к активности (А.В. Петровский, В.А. Петровский) позволяет включить додеятельностные формы младенческой психики в систему социально-психологической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BABY''S COMMUNICATIVE ACTIVITY: THEORETICAL DEFINITION OF THE NOTION

The article characterizes the notion of baby’s communicative activity from the point of view of the subject-and-activity approach through the level understanding of psychological categories structure. The level approach to communication (G.V.Akopov), to a subject (E.A.Sergienko) and to activity (A.V.Petrovsky, V.A.Petrovsky) allows to include proactivity forms of baby mentality into the system of the socio-psychological theory.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная активность младенца: теоретическое определение понятия»

УДК 159.922.7 ББК 88.8

Плотникова Анна Леонидовна

кандидат психологических наук кафедра пенитенциарной психологии и педагогики Самарский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний

России г. Самара Plotnikova Anna Leonidovna Candidate of Psychology Chair of Penitentiary Psychology and Pedagogy Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Samara

Коммуникативная активность младенца: теоретическое определение понятия

Baby's Communicative Activity: Theoretical Definition of the Notion

В статье характеризуется понятие о младенческой коммуникативной активности с позиции субъектно-деятельностного подхода через уровневое понимание строения психологических категорий. Уровневый подход к общению (Г.В. Акопов), к субъектности (Е.А. Сергиенко) и к активности (А.В. Петровский, В.А. Петровский) позволяет включить додеятельностные формы младенческой психики в систему социально-психологической теории.

The article characterizes the notion of baby's communicative activity from the point of view of the subject-and-activity approach through the level understanding of psychological categories structure. The level approach to communication (G.V.Akopov), to a subject (E.A.Sergienko) and to activity (A.V.Petrovsky, V.A.Petrovsky) allows to include proactivity forms of baby mentality into the system of the socio-psychological theory.

Ключевые слова: коммуникативная активность, младенец.

Key words: communicative activity, baby.

В современной психологии младенец рассматривается как активный участник взаимодействия, ориентированный на установление социальных связей с близким окружением. Поддержание матерью активности младенца путем адекватной стимуляции, соответствующей типу его высшей нервной деятельности - основа эмоционального комфорта и психического благополучия ребёнка [4]. Из этого положения вытекает такая задача родительского воспитания и программ раннего вмешательства как создание условий для поддержания активности младенца в общении и познании окружающего мира на оптимальном для него уровне. Сложность реализации этой задачи заключается, прежде всего, в недостаточности научной формулировки понятия

о младенческой коммуникативной активности.

115 Вестник ЧГПУ 4'2011

Активность - это философская категория, обозначающая в самом общем смысле движение как всеобщее свойство материи в самой себе содержащей источник движения [3]. Психологическое содержание понятия об активности предопределено её философским пониманием.

На сегодняшний день отечественным ученым-психологам не удалось прийти к единому пониманию активности. Традиционно активность рассматривается во взаимосвязи с реактивностью (Ю.И. Александров, Н.А. Бернштейн, О.П. Елисеев, Г.В. Суходольский), деятельностью (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Б.А. Вяткин, И.А. Джидарьян, А.И. Крупнов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и пассивностью (Б.А. Вяткин, И.А. Джидарьян, А.И. Крупнов). При этом, как правило, изучается не активность вообще, а активность личности, активность субъекта.

Является ли младенец (новорожденный) субъектом? Ответ на этот вопрос носит принципиальный характер, поскольку напрямую связан с возможностью социально-психологического изучения младенческой активности.

Таким образом, изучение коммуникативной активности младенца сопряжено с рассмотрением младенца как субъекта общения.

Понятие субъекта разрабатывалось многими отечественными учеными (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.). В рамках субъектно-деятельностного подхода, человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности; субъект - это всегда личность, но понятие субъекта не сводится к понятию личности.

Обобщая взгляды различных авторов на проблему субъекта, можно усмотреть двойственность её трактовки: с одной стороны, субъект - это личность на высшем этапе своего развития, характеризующаяся целостностью (системностью), активностью, автономностью (С.Л. Рубинштейн) [6]; с другой стороны, человек как субъект развивается на протяжении всей своей жизни (А.В. Брушлинский) [2].

Придерживаясь второй точки зрения, полагая, что корни субъектности надо искать в раннем онтогенезе, Е. А. Сергиенко выделила два этапа её развития в возрасте до полутора лет.

Уровень первичной субъектности характеризуется первичной способностью новорожденного выделять себя из окружающего мира и первичной интерсубъективностью. Термин «интерсубъективность» был введен С. Тревартеном (1979) для обозначения способности новорожденных выделять взрослого из окружающей среды. Интерсубъективность обеспечивает ребёнку возможность дифференцировать позиции «Я - другой» с момента рождения. Уровень первичной субъектности возможен благодаря наличию в сознании младенца базовых представлений или «антиципирующих схем», формирующихся пренатально. Под антиципирующей схемой Е.А. Сергиенко понимает «представленность (репрезентация) внешнего мира, которая направляет восприятие и организует действие» [7]. В соответствии с базовыми представлениями психика ребёнка отбирает и систематизирует информацию о мире. Одновременно под влиянием практического опыта взаимодействия с физическими и социальными объектами базовые представления изменяются и усложняются.

Уровень вторичной субъектности характеризуется пониманием интенциональности и интеграцией «Я - экологического» и «Я -интерперсонального» в единую систему. Интенциональность в философии определяется как понимание личностью возможностей своей свободы, возможностей реализации своих осознанных намерений. Интенциональность связана с пониманием детерминизма и случайности событий.

Понятие «Я - экологическое» или «Я - телесное» означает выделение индивидом себя из окружающей среды и отражает дихотомию «Я - мир». «Я -интерперсональное» формируется на основе интерсубъективности младенца, благодаря накоплению опыта взаимодействия с матерью и близкими взрослыми, и отражает дихотомию «Я - другой человек». «Я - экологическое» и «Я - интерперсональное» закладываются в пренатальный период развития психики и включены в «Я - концепцию» личности.

На этапе первичной субъектности «Я - экологическое» и «Я -интерперсональное» существуют и развиваются автономно друг от друга, на этапе вторичной субъектности происходит их интеграция в единую

взаимодействующую систему «Я - физический (социальный) объект - другой человек».

В каком возрасте заканчивается этап первичной субъектности и начинается этап вторичной субъектности, Е.А. Сергиенко не уточняет, но указывает, что переход на новый уровень связан с появлением в онтогенезе «треугольных отношений»: включение во взаимодействие со взрослым физического или социального объекта.

Одного доказательства субъектности младенцев недостаточно для придания им статуса субъектов общения: необходимо также теоретическое обоснование их социального поведения (взаимодействия с матерью) как относящего к научной категории «общение».

Общение в отечественной психологии традиционно изучается во взаимосвязи с деятельностью, при этом одни ученые отождествляют общение и деятельность (А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.), другие -разотождествляют (Л.П. Буева, Б.Ф. Ломов, и др.), третьи - придерживаются промежуточной позиции, полагая, что общение и деятельность и не деятельность одновременно (Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин и др.). Соответственно, с первой точки зрения, субъект общения и субъект деятельности - это равнозначные понятия, со второй - неравнозначные, с третьей - пересекающиеся.

Поскольку у новорожденного деятельность как таковая отсутствует, а у младенца находится в процессе формирования, для определения младенца как субъекта общения важно разрешить проблему соотношения общения и деятельности.

По мнению Г.В. Акопова, общение имеет структурно-уровневую организацию и представлено четырьмя уровнями межличностного общения: «контакт» - «коммуникация» - «смысловое общение» - «рефлексивное общение или метакоммуникация» [1].

Контакт - минимально необходимое условие общения, позволяющее реализовать общение на самом поверхностном уровне. Контакт может осуществляться как в вербальной, так и невербальной форме. Уровень контакта

представлен синхронизацией поведенческих реакций собеседников, без передачи какой-либо содержательной информации. В случае намеренного или случайного осознания (рефлексии) контакта, он может трансформироваться в деятельность. Во всех случаях обязательным атрибутом контакта является психологический момент (интенция, мотив, установка, направленность и т.д.). В противном случае невозможен следующий уровень общения -коммуникация, в процессе которой осуществляется информационный обмен между собеседниками. На уровне коммуникации общение сопоставимо с деятельностью. Привнесение в коммуникацию эмоционального отношения к собеседнику, в совокупности с пониманием смысла передаваемых и принимаемых сообщений, переводит коммуникацию на уровень смыслового общения.

Совместное обсуждение и осмысление того, что происходит между собеседниками, формирование нового смысла через высказывание каждого собственного взгляда на проблему поднимает смысловое общение на уровень метакоммуникации.

Только первый уровень общения - контакт - не предполагает информационного обмена между собеседниками. Информационный обмен на уровнях коммуникации, смыслового общения и рефлексивного общения может протекать с использованием как знаковой, так и аналоговой информации. Представляется, что только метакоммуникация требует обязательного владения знаковой системой; коммуникация и смысловое общение может осуществляться посредством обмена аналоговой информацией, поэтому взаимодействие матери и младенца может подняться до уровня смыслового общения.

Уровневый подход к общению позволяет выделить показатели каждого из уровней. Так, взаимодействие матери и младенца на уровне контакта характеризуется установлением связи между собеседниками; на этом уровне поведенческая реакция младенца свидетельствует о том, что он выделил взрослого из окружающей среды и готов общаться с ним. Уровень коммуникации включает информационный обмен между собеседниками посредством компонентов невербального поведения. Уровень смыслового

общения - формирование эмоционального отношения и понимание смысла. Взаимодействие в диаде регулируется по механизму обратной связи.

Применение уровневой структуры общения для изучения межличностного общения матери и младенца позволяет разрешить проблему соотношения общения и деятельности и рассматривать новорожденного и младенца как субъекта общения.

В настоящей статье мы придерживаемся представления об активности

A.В. Петровского и В. А. Петровского. Ценность данного подхода заключается в том, что он позволяет разрешить проблему соотношения активности и деятельности, столь важную для социальной психологии младенчества.

А.В. Петровский и В.А. Петровский, опираясь на определение И. Канта «активность - есть причинность причины», выделили несколько уровней активности, составляющих кластер «активность» в категориальной системе психологии: «метаболизм» - «рефлекс» - «действие» (произвольная активность) - «деятельность» - «свобода» (высший уровень) [5]. Внешние проявления активности варьируются от обменных метаболических процессов до свободной осознанной деятельности человека, реализующейся как в практической деятельности, так и в познании, общении, созерцании и самосозерцании.

Характеризуя коммуникативную активность младенца, в рамках субъектно-деятельностного подхода, мы придерживаемся следующих теоретических оснований: 1) уровневой структуры общения Г.В. Акопова, 2) уровневой организации кластера активности А.В. Петровского и

B. А. Петровского, 3) уровневого подхода к развитию субъектности в онтогенезе Е.А. Сергиенко, 5) взаимосвязи темпераментальных характеристик с общей активностью индивида (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын), 6) учения о врожденных коммуникативных типах людей («аудиал», «визуал», «кинестетик») в нейролингвистическом программировании (Р. Бендлер, Д. Гриндер).

С обозначенных теоретических позиций коммуникативная активность младенца имеет следующие атрибуты.

1. Коммуникативная активность младенца - это характеристика

младенца как субъекта общения. Вестник ЧГПУ 42011 120

2. Коммуникативная активность младенца проявляется в субъект-субъектных отношениях.

3. Коммуникативная активность младенца возможна благодаря наличию в сознании ребёнка «антиципирующих схем» или базовых представлений, формирующихся пренатально.

4. Коммуникативная активность младенца - это врожденное свойство психики; проявляется с первых дней жизни ребёнка благодаря врожденным схемам взаимодействия; сохраняется на протяжении всего онтогенеза.

5. Коммуникативная активность младенца реализуется в ходе взаимодействия со взрослым (матерью).

6. Коммуникативная активность младенца проявляется на уровне контакта, коммуникации и смыслового общения.

7. Материальным носителем коммуникативной активности младенца являются компоненты его коммуникативного поведения (ответные и инициативные поведенческие реакции), имеющие как рефлекторную, так и произвольную природу.

8. Коммуникативная активность младенца может иметь или не иметь черты коммуникативной деятельности, в зависимости от уровневой организации.

9. Качественное своеобразие коммуникативной активности младенца связано с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности, типом ведущей репрезентативной системы, неврологическим и соматическим статусом ребёнка. Вопрос о качественном и количественном изменении коммуникативной активности младенца в онтогенезе остается открытым.

Опираясь на выделенные нами характеристики, можно дать следующее определение младенческой коммуникативной активности. Коммуникативная активность младенца - это врожденное и перманентное свойство психики, обеспечивающее младенцу возможность осуществлять субъект-субъектное взаимодействие со взрослым на уровнях контакта, коммуникации, смыслового общения посредством компонентов коммуникативного поведения (ответных и инициативных реакций), имеющих как рефлекторную, так и произвольную природу.

Уровневое понимание общения, активности и субъектности открывает возможность развития социальной психологии младенчества в рамках субъектно-деятельностного подхода, позволяет рассматривать младенца как субъекта общения, наделенного коммуникативной активностью с момента рождения.

Библиографический список

1. Акопов, Г.В. Субъектный подход в структурации межличностного общения [Текст] // Личность и бытие: субъектный подход: Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения А.В. Брушлинского, 15-16 октября 2008г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев и др. М., 2008. С. 321-324.

2. Брушлинский, А.В. К определению субъекта [Текст] / Н.М. Волкова. Психология субъекта: Хрестоматия. Владивосток, 2007. С. 25-40.

3. Джидарьян, И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания [Текст] / Категории материалистической диалектики в психологии: Сборник статей. М.: Наука, 1988. С. 56-88. С. 63.

4. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие [Текст] / Р.Ж. Мухамедрахимов. СПб.: Изд-во Петербургского университета, 2001. 288 с.

5. Петровский, А.В., Петровский, В.А. Категориальная система психологии. Опыт построения теории теорий психологии [Текст] // Вопросы психологии. № 5, 2000. С. 3-17.

6. Рубинштейн, С.Л. Онтология человеческой жизни [Текст] / Н.М. Волкова. Психология субъекта: Хрестоматия. Владивосток, 2007. С. 5-24.

7. Сергиенко, Е.А. Ранние этапы развития субъекта [Текст] / Н.М. Волкова. Психология субъекта: Хрестоматия. Владивосток, 2007. С.151.

Bibliography

1. Akopov, G.V. Subject Approach in the Structure of Interpersonal Communication [Text] // Personality and Life: The Subject Approach: Materials of the Scientific Conference Devoted to the 75th Anniversary of A.V.Brushlinsky, October, 15-16th, 200. / Ed. by A.L.Zhuravlyov, et al. -М., 2008. P. 321-324.

2. Brushlinsky, АУ. To Subject Definition [Text] / N.M.V olkova. Psychology of Subject: Reader. - Vladivostok, 2007. - P. 25-40.

3. Dzhidarian, I.A. The Activity Category and Its Place in the System of Psychological Knowledge [Text] / I.A. Dzhidarian // Categories of Materialistic Dialectics in Psychology: Collection of Articles. - М.: Science, 1988. - P. 56-88. - P. 63.

4. Mukhamedrakhimov, R.Zh. Mother and Baby: Psychological Interaction [Text] / R.Zh. Mukhamedrakhimov. - SPb.: Publishing House of Petersburg University, 2001. - 288 p.

5. Petrovsky, АУ., Petrovsky, V.A. Categorial System of Psychology. Experience of Theory Construction of the Theories of Psychology [Text] / A.V. Petrovsky, V.A. Petrovsky // Psychology Questions. - № 5. - 2000. - P. 3-17.

6. Rubinstein, S.L. Ontology of Human Life [Text] // N.M.Volkova. Psychology of Subject: Reader. - Vladivostok, 2007. - P. 5-24.

7. Sergienko, E.A. Early Stages of Subject Development [Text] // N.M.Volkova. Psychology Subject: Reader. - Vladivostok, 2007. - P.151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.