УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
© 2009 А.Л.Плотникова
Самарский юридический институт ФСИН России
Статья поступила в редакцию 10.09.2009
Статья посвящена освещению проблемы разработки новой теоретической базы, позволяющей объединить разрозненные эмпирические данные по психологии младенческого возраста в единую систему, соответствующей требованиям социально-психологического подхода к общению.
Ключевые слова: младенец, диада «мать - младенец», коммуникация, взаимодействие, межличностная перцепция, уровневая структура общения, невербальное поведение, невербальное общение, личность.
В нашей стране наиболее авторитетной теорией, в рамках которой рассматривалось общение в младенческом возрасте, является теория Генезиса детского общения, разработанной в 60-х гг. XX века коллективом лаборатории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогический психологии АПН СССР под руководством М.И.Лисиной. С позиций деятельност-ного подхода эта теория рассматривает общение на первом году жизни как коммуникативную деятельность, структурными элементам которой являются средства, формы и мотивы общения, а также потребность в общении. Прослеживая формирование коммуникативной деятельности на первом году жизни, М.И.Лисина выделила три этапа развития общения на первом году жизни, которые вкратце можно охарактеризовать следующим образом1: 1) Этап новорож-денности (0 - 1 мес.). Характеризуется наличием врожденных предпосылок к общению и отсутствием коммуникативной деятельности. 2) Этап эмоционального общения (1 - 6 мес.). Характеризуется появлением коммуникативной активности младенца в виде комплекса оживления, свидетельствующем об оформлении у ребёнка потребности в доброжелательном внимании взрослого. 3) Этап делового общения (6 -12 мес.). Развитие коммуникативной деятельности младенца происходит в процессе осуществления совместных со взрослым предметных действий. В общении ребёнок стремится удовлетворить потребность в практическом сотрудничестве, а не только в доброжелательном внимании. Экспрессивно-мимические средства общения становятся богаче и разнообразнее, к ним добавляются локомоции и предметные действия.
Результаты многочисленных экспериментальных исследований, проведённых за последние десятилетия, преимущественно за рубежом, послужили изменению представлений о возможностях младенцев. Например, было выявлено, что новорожденные различают сходные фонемы (Р.Ектап, 1975; J.Werker & R.Tees, 1984; J.Bertoncini, В.Вцекс-ВаЫс, PJusczyk, 1988); различают мимические выражения некоторых эмоций ф^аПг, 1974; D.Stem, 1985; Т^еЫ, 1990); отвечают на мимику взрослого соответствующей реакцией (P.Eimas, 1971); выделяют человеческое лицо и голос как особый сигнал из прочих сенсорных раздражителей Ш^аПг, 1963; G.Stechler, 1964; С.Оогеп et а1., 1975; A.DeCasper & W.Fifer, 1980); соотносят ощущения разных модальностей (Е.Аго^оп, S.Rosenbloom, 1971; Е.Тшшск, 1978; А.Мек^ & W.Borton, 1979); подражают лицевым движениям собеседника, таким как открытие рта, высовывание языка и поджатие губ (A.Meltzoff & М.Мооге, 1975, 1983). Благодаря врождённым глазодвигательным, двигательным, мимическим, голосовым и вегетативным реакциям, дети с рождения вступают в диалогическое взаимодействие с матерью; каждая реакция является сигналом, формирующим ответное поведение собеседника Ф^ет, 1977; 1985; 1995 J.Osorsky, К.Сопдоге, 1979; Т.ВгаШеКюп, 1987 1992; R.Emde, 1987; Т^еЫ, 1987; 1990 M.Lewis, 1987; M.Ainsworth, J.Bowlby, 1991 1.ВгеШеЛоп, В.^ате^ 1991)2.
Р.Ж.Мухамедрахимов указывает, что «С современной точки зрения младенцы рассматриваются как активные, от рождения организованные, ищущие стимуляцию, в первую очередь социальную, направленные на взаимодействие с наиболее близкими людьми и развивающиеся в
Плотникова Анна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики. E-mail: annaplot@rambler. ru
1 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.:
1986.
2Плотникова А.Л. Социально-психологическое исследование коммуникативного поведения детей первого полугода жизни: Дисс... кандидата психологических наук. - Самара: 2006.
процессе этого взаимодействия, творчески участвующие в процессе своего становления. ... Опыт, приобретаемый во взаимодействии с окружающими людьми и миром, служит для модуляции уже существующего с рождения состояния внутренней организованности младенца, врожденных способностей установления социально-эмоциональных отношений»3. Это положение не укладывается в теорию Генезиса детского общения, поскольку рассмотрение общения как коммуникативной деятельности требует признания пассивности новорожденных в процессе социального взаимодействия.
Таким образом, на сегодняшний день в психологии сложилась такая ситуация, что данные, полученные эмпирическим путем, относительно особенностей психики и социального взаимодействия детей на первом году жизни, носят разрозненный характер и не объединены в единую теоретическую систему. Создание подобной системы актуально, поскольку позволит не только развивать социальную психологию детства как науку, но и разработать и использовать на практике методологию коммуникативного развития младенцев. Здесь следует добавить, что программы развития младенцев, используемые в нашей стране, носят в большей степени дефектологический и в меньшей степени психологический характер. Разработка новой теории - психологии общения в младенческом возрасте -позволит придать программам коммуникативного развития младенцев социально-психологический ракурс.
В качестве теоретического подхода к изучению общения на первом году жизни мы предлагаем использовать уровневую структуру общения (Г.В.Акопов, 2003), которая позволяет рассматривать диадическое взаимодействие в системе «мать - младенец» как процесс последовательного прохождения трех уровней: «контакт» - «коммуникация» - «общение», регулируемый по механизму обратной связи4. Подобный подход позволяет обойти проблему соотнесения общения и деятельности, традиционную для отечественной социально-психологической школы.
Уровень контакта характеризуется наличием связи между собеседниками. На уровне коммуникации происходит обмен информацией между собеседниками. Для первого года жизни характерно то, что коммуникация носит невербальный эмоциональный характер и осуществляется посредством компонентов невербального поведения. На уровне общения происходит формиро-
3 Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: диалогическое взаимодействие. - СПб.: 2003. - С. 37 - 38.
4 Акопов Г.В. Уровневая структура общения // Психология общения: Социокультурный анализ. - Ростов-на/Д.: 2003. - С. 12 - 13.
вание взаимоотношений в диаде и проявление межличностных отношений в ситуации взаимодействия.
Уровневая структура общения послужила теоретическим основанием для изучения коммуникативного поведения младенцев первого полугода жизни (А.Л.Плотникова)5 и коммуникативной активности младенцев (Ю.Л.Фомина)6.
Для изучения коммуникативных проявлений детей на первом году жизни была разработана схема невербального поведения младенцев (см. рис.1), основу, которой составили теоретические положения о невербальных коммуникациях В.А.Лабунской7. В основу эксперимента было положено предположение, что коммуникативные проявления младенцев в первом полугодии жизни различаются в ситуациях актуализации различных репрезентативных систем. Для проверки этой гипотезы выборка младенцев (пятый и шестой месяцы жизни) была разделена на три группы; с каждым младенцем проводилась серия взаимодействий, в ходе которых одна и та же в смысловом содержании информация передавалась детям в различных модальностях: в первой группе - в трех модальностях (визуальной, аудиальной и тактильной), в двух других группах - в двух модальностях (визуальной и аудиальной; визуальной и тактильной). Чтобы взаимодействие имело характер коммуникации, в него, помимо «эмоционального общения», было включено указание на части тела - руки и ноги с использованием куклы. В ответных реакциях младенцев из разных групп были зафиксированы статистически значимые различия, что послужило доказательством нашей гипотезы.
В результате исследования были выделены показатели уровня коммуникации для младенцев первого полугода жизни, которые сводятся к следующим положениям. Во-первых, взаимодействие имеет характер диалога, в ходе которого наблюдается обмен компонентами невербального поведения. Во-вторых, младенец проявляет инициативу, демонстрируя не только ответные, но и инициативные реакции. В-третьих, коммуникативные проявления младенца различаются в зависимости от содержания сообщения взрослого.
Исследование позволило выделить и описать показатели уровней контакта и виды контакта: полный и частичный. Полный контакт характе-
5 Плотникова А.Л. Социально-психологическое исследование коммуникативного поведения детей.
6 Фомина ЮЛ. Понятие о коммуникативной активности младенцев с позиции уровневой структуры общения / Международная конференция «Психология общения XXI век: 10 лет развития». - Самара: 2009.
7 Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на/Д.: 1999.
ризуется постоянным сохранением связи между ливать контакт. В таких ситуациях младенец собеседниками. Частичный - прерыванием свя- входит в контакт и быстро из него выходит, не зи между собеседниками в ходе взаимодействия, демонстрируя явного отказа от общения. и взрослому приходится снова и снова устанав-
Структура невербального коммуникативного поведения младенца
1* |акус
2 [экстралингвистика|-
Невербальное поведение младенца|
Оптическая) [гактильно-кинестезическая] |ольфакторная|
1 1 1
-|кинесика|- -[такесика]-Система запахов!
3 ¡экспрессия!
I I
¡контакт гам (с 3-5 недель)| 3
4 ¡выразительные
движения ишзиогномика
крик, плач (с рождения)]
кашель, вдох (с рождения)!
смех (с 5-9 недель^
гуканье (с рождения)!
гуление (с 3-х месяцев)!
движения (с рождения),
жест (с 7-10 месяцев)]
мимика (с рождения)!
положения рук (с рождения)]
интонация (с 2-3 месяцев)|
лепет (с 5-7 месяцев)!
первые слова (с 10-12 месяцев)!
прикосновения (с 7 месяцев)] [запах тела (с рождения) | 4
направление движения |
длительность контакта
*Примечание. 1 - ведущие системы отражения невербального поведения человека; 2 - структуры; 3 - подструктуры; 4 - элементы; 5 - компоненты.
Рис.1. Структура невербального коммуникативного поведения младенца
С позиции уровневой структуры общения коммуникативная активность младенца представляет собой свойство, обеспечивающее младенцу возможность осуществлять взаимодействие с матерью на уровнях контакта, коммуникации и общения, используя врожденные схемы взаимодействия. На основе врожденных схем взаимодействия формируется коммуникативное поведение младенца. Коммуникативная активность младенца проявляется в его коммуникативном поведении, в конкретных ответных или инициативных реакциях. Проведя эмпирическое исследование в пенитенциарных условиях Ю.Л.Фомина доказала, что опосредованное воздействие через формирование материнской установки на психику младенцев по «цепочке»: материнская установка^реакция матери в ситуации диадического взаимодействия^ответное поведение младенца^коммуникативная активность младенца эффективно.
Материнская установка по отношению к коммуникативной активности младенца - это осознанное или неосознанное отношение к активности младенца в общении, основанное на оценке его психофизиологических особенностей, и определяющее материнскую реакцию в ситуации диадического взаимодействия. Материнская установка на поддержку коммуникативной активности младенца включает когнитивный, эмо-
циональный и поведенческий компоненты. Содержанием когнитивного являются знания, представления, суждения матери о коммуникативной активности младенца. Содержанием эмоционального компонента является эмоционально-оценочное отношение к коммуникативной активности младенца, к проявлению ребёнком своих желаний, потребностей. Содержанием поведенческого - готовность и намерение матери реагировать на активность младенца в конкретной ситуации общения.
С точки зрения социально-психологического подхода общение представлено в единстве трех компонентов: интеракции, коммуникации и межличностной перцепции (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалёв, Л.П.Буева, М.С.Ка-ган, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин, Е.В.Руденский, А.Л.Свенцицкий и др.)8. Соответственно, чтобы поведение младенца можно было назвать общением, в нем должны проявляться эти же три компонента. Изучение взаимодействия матери и младенца с позиции уровневой структуры общения ставит вопрос о сознательности младенца, его возможностях выступать в качестве субъекта общения.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга
8 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: 1999.
партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания (Г.А.Андреева)9. Процесс межличностной перцепции включает: восприятие и оценку собеседника, формирование первого впечатления, механизмы взаимопонимания. Перцепцией называется «... процесс, благодаря которому внешние впечатления достигают сферы сознания» (В.М.Бехтерев)10. Вопрос о сознательности поведения младенца - спорный, но можно думать, что новорожденный обладает простейшей формой сознания, которой по В.М.Бехтереву является «неясное безотносительное чувствование собственного существова-ния»11. Доказательством этого может служить тот факт, что плод в утробе матери особым образом реагирует в ситуации начала медицинского аборта, предвосхищая угрозу своему сущест-вованию12. Исследования зрительного, слухового, фонематического и кроссмодального восприятия показали, что их уровень развития достаточен для того, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в социальном взаимодействии с первых дней жизни13.
Понятие «общение» тесно связано с понятием «отношение». В.М.Мясищев определяет психологические отношения человека как «систему ... сознательных связей личности с различными сторонами объективной реальности»14. Согласно взгляду отечественных психологов, младенец личностью не является, а те эмоциональные от-
ношения, которые проявляются в его поведении, носят название «проотношений»15. Какова степень сознательности младенца при формировании этих эмоциональных проотношений - вопрос, требующий изучения.
В заключение мы можем резюмировать, что уровневая структура общения может служить теоретической базой для развития психология общения в младенческом возрасте и позволяет объединить в единую научную систему данные многочисленных эмпирических исследований поведения младенцев в ситуации взаимодействия со взрослым. Также уровневый подход открывает богатую перспективу дальнейших исследований общения детей на первом году жизни.
9 Андреева Г.М. Социальная психология.
10 Бехтерев В.М. Сознание и его границы // Психология сознания. Хрестоматия / Сост. Л.В.Куликов. -СПб.: 2001.
11 Там же.
12 Фильм «Затмение разума» 1987. Автор - Б.Натансон.
13 Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. - СПб.: 2002; Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребёнка. - М.: 2003; Чистович Л. Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. - СПб.: 1996.
14 Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека // Психология сознания. Хрестоматия /Сост. Л.В.Куликов. -СПб.: 2001.
15 Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: 1982.
PSYCHOLOGY OF INFANT'S COMMUNICATION: MODERN STATE
© 2009 A.L.Plotnikova° Samara Law Institute FSIN
The article highlights problems of development of new theoretical basis enabling to combine fractured empirical data on infant's psychology into unified system that complies with requirements of social and psychological communicational approach.
Key words: infant, «mother-infant» pair, communication, interaction, interpersonal perception, level-based structure of communication, non-verbal communication, non-verbal behavior, personality.
o
Plotnikova Anna Leonidovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of Psychology and Pedagogics Department. E-mail: annaplot@rambler. ru