УДК 656.7
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОРЫВОВ В АВИАИНДУСТРИИ
1 2 Л. Е. Корепанов , Н. В. Федорова
балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова» Российская Федерация, 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, 1
1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: nvfed@mail.ru
В настоящее время в авиационной индустрии происходит революция, которая вызвана появлением новых цифровых технологии. И это, в первую очередь, определяет роль промышленной составляющей в процессе создания авиалайнера. Статья посвящена определению тенденций развития отрасли с учетом инновационных технологических прорывов.
Ключевые слова: авиастроение, технологические прорывы, коммерциализация, технологии
COMMERCIALIZATION OF TECHNOLOGICAL BREAKTHROUGH
IN THE AIR INDUSTRY
L. E. Korepanov 1, N. V. Fedorova 2
'Baltic State Technical University «Voenmeh» named after D.F. Ustinov 1, 1st Krasnoarmeyskaya Str., Saint Petersburg,190005, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: nvfed@mail.ru
Currently a revolution is taking place in the aviation industry, which is caused by the advent of new digital technologies. And this, first of all, determines the role of the industrial component in the process of creating an airliner. The article is devoted to identifying industry development trends taking into account innovative technological breakthroughs.
Keywords: aircraft manufacturing, technological breakthroughs, commercialization, technologies
В авиастроение активно вошла технология 3D- печати, которая в свою очередь позволяет спроектировать деталь будущего самолета в макетном варианте. Так же она позволяет делать детали более легкими — экономия в весе может достигать 55%. Кроме того, чрезвычайно важен вопрос возобновляемого производства, то есть снижения количества отходов. Для сравнения: при 3D-ne4ara отходов образуется примерно 5%. При традиционном производстве — 95%. Современные технологии позволяют не только упростить какие-то детали, но и усложнить их. Авиационной индустрии сегодня уже появились очень сложные детали, которые традиционным способом невозможно произвести. Так что использование 3D-тexнoлoгий в авиационной сфере будет только расти. В данном случае 3D-ne4aTb стремление движения к рациональному использованию ресурсов, а это крайне важно для отрасли. [1]
Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»
Следующее активное направление - это роботизация и автоматизация процессов. Роботы активно участвуют в непосредственной сборке самолетов. У роботов есть два направления, а это тяжелые выполняющие работы, связанные с тяжелым и опасным для физической силы человека процессов и антропоморфные визуально погожие на человека, которые в большинстве своем работают вместе с людьми.
В процессе роботизации выделяются свои направления. При сборке корпусов самолетов есть большое количество простых повторяющихся задач, сверление отверстий для стыковки панелей фюзеляжа, их приходится делать не один миллион раз, тем самым использование роботов в таких случаях имеет свою технологическую привилегию. В свою очередь, люди занимаются интеллектуальным трудом, принося пользу человеческой мыслью. Лидирующие авиапроизводити стремится к совершенству инновационных процессов при сборке самолетов.
Еще одним из ярких направлений в работе авиаконструкторов - это взгляд в прошлое. По словам многих экспертов, все самое лучшее уже создано самой природой, и задача современности грамотно и рационально воспользоваться уже доказанными вещами.[2] Обратим свое внимание на аэродинамику. Авиастроители стремятся к аэродинамическому совершенству. В последних современных моделях самолетов используются находки, взятые из живой природы. Законцовка крыла самолета, которую называют «плавник акулы», сделанную по подобию акульего плавника повторяющего его форму. Данная конструкция поваляет экономить более 4% топлива, а это достаточно много. Так же авиастроители внимательно наблюдают за крыльями птиц, которые в свою очередь, подсказывают, благодаря какой форме птица меньше машет крыльями, и эффективнее использует энергию. Так же большое внимание уделяется вопросу поверхности корпуса самолета. Опять взгляд конструкторов прильнут на отряд млекопитающих передвигающихся в воде, а именно на акул. В процессе изучения было выявлено, что поверхность кожного покрова у акулы не идеально гладкая, на ней наблюдается малозаметный рельеф, который в свою очередь уменьшает сопротивление. Современное авиастроение большое внимание уделяет композитным материалам. Они более легкие, прочные и более устойчивы к повреждениям и коррозии. На данный момент большая часть самолетов состоит как минимум на 50 % из данных материалов [3].
Особую роль авиастроение уделяется автоматическим системам управления. Сократился пилотный экипаж, в который ранее входило два пилота и механик благодаря совершенству системы управления. Кабина современного самолета сейчас предназначена для двух пилотов. Управление самолета не обходится в наше время без электродистанционой системы, которая позволяет обеспечивать передачу управляющих сигналов от органов управления в кабине экипажа к исполнительным приводам аэродинамических поверхностей в виде электрических сигналов. Специальные дисплеи, на которые выводится основная полетная информация.
При создании нового самолета используются цифровые макеты, которые позволяют создавать самолёт при использовании цифровых технологий, к виртуальному макету имеют доступ все инженера и специалисты. Каждый из них выполняет определенную работу и видит, что происходит со всей конструкцией самолёта.
Основная масса компании при появлении новых технологий хорошо зарекомендовавших технологий стараются максимально внедрить в уже существующие модели. Срок службы самолёта очень долог, и поэтому процессы технического обслуживания одна из важнейших тем. Инновация касаются не только проектирования самолетов, но и технического обслуживания. Одну из интересных новинок используют компании для обслуживания самолетов, а это дронов. При проведении предполетного осмотра самолета именно с помощью дрона производится данный процесс. Человеку сделать это вручную долго и не всегда удобно из-за погодных условий. Дрон позволяет сократить время осмотра борта за 20
минут вместо 8 часов человеческого труда. Более того, у него хранятся все параметры и все фото, которые составляют банк данных, где можно всегда воспользоваться этими данными. [4]
За всеми инновационными внедрениями следуют расходы авиастроения, поскольку в условиях современного рынка большую роль играет определение затрат и коммерциализация производства. Однако одним из ключевых моментов авиакомпании все же остается безопасность полетов. Поэтому все инновации связаны как с безопасностью, так и с экономическими аспектами стремятся сделать самолет более экономичным. Все эти компоненты для эксплуатации авиакомпаний очень важны: снижение затрат, повышение привлекательности перевозчика. То есть это не новые решения ради новых решений, а то, что имеет конкретную экономическую пользу, то, что окупится. Поэтому авиастроителям не приходится убеждать авиакомпании годами, они сами видят преимущества.
В подходе к инновациям и инновационным технологиям стали активно подключаться к совместной работе разнообразные научные организации и университеты. С помощью данного сообщества решаются вопросы аэродинамики и физики полетов, новых материалов и силовых установок и т.п. В связи с этим набирает силу новое направление -корпоративный акселератор. Это вовлечение людей с нестандартным мышлением и другим видением. Кроме того, он дает широкий угол обзора. Привлекается стартап, который, непосредственно занимается авиацией, но и в принципе разными технологии, которые могут быть применены в отрасли. Соответственно, акселератор позволяет выйти «за границы», увидеть какие-то неочевидные вещи. Также в данном случае очень важно оставлять человека вне команды производителя, это позволяет людям более свободно высказывать идеи, не находясь под давлением корпоративно культуры. [5]
В заключении хотелось бы отметить, что компании авиастроения, занимаясь активной инновационной деятельностью, расширяют и совершенствуют отрасль, тем самым их экономическая привлекательность возрастает. В настоящее время авиастроение испытывает тяжелое положение на мировом рынке. В этом проявляется не только уровень доверия и надежды на то, что корпорации в очередной раз преодолевают все невзгоды кризиса на рынке. Здесь явно присутствует элемент осознания того, что развитие мирового авиастроения не остановить.
Библиографические ссылки
1. Применение 3D печати в авиастроение [Электронный ресурс] URL: https:// https://cvetmir3d.ru/blog/poleznoe/primenenie_3d_pechati_v_aviastroenii/ (Дата обращения 30.04.2020)
2. Опыт применения робототехнических систем в самолетостроении [Электронный ресурс] URL: http://robotrends.ru/pub/1847/konspekty-opyt-primeneniya-robototehnicheskih-sistem-v-samoletostroenii (Дата обращения:01.05.2020)
3. Воробей В. В., Маркин В. Б. Контроль качества изготовления и технология ремонта композитных конструкций. Новосибирск : Наука, 2006. 189 с.
4. Юнаков Л. П. Основы теории авиационных газотурбинных двигателей : учеб. пособие / Балт. гос. техн. ун-т. СПб., 2013.
5. Airbus: в поисках технологических революционеров [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/partnerskie-materialy/370167-airbus-v-poiskah-tehnologicheskih-revolyucionero (Дата обращения:01.05.2020)
© Корепанов Л. Е., Федорова Н. В., 2020