Научная статья на тему 'КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ФУНКЦИЙ: МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ'

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ФУНКЦИЙ: МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
347
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ / РЫНОК СЕМЕЙНЫХ УСЛУГ / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ СЕМЬИ / COMMERCIALIZATION OF FAMILY FUNCTIONS / FAMILY SERVICES MARKET / INSTITUTIONALIZATION / PAID SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коренькова Марианна Максимовна, Самылина Дарья Александровна, Трундова Ольга Сергеевна

В статье рассматривается процесс изменения семейных функций в сторону их коммерциализации, а именно: возникновение и развитие рынка платных услуг для семьи в областях, исторически обслуживавшихся за счет ресурсов самой семьи. Авторами проанализировано 30 интервью с молодыми родителями и бездетными супружескими парами, а также осуществлен контент-анализ 150 дискуссий на форумах, посвященных семье, и материалов сайтов по продвижению коммерческих услуг для семей на предмет выявления факта передачи некоторых семейных функций внешним платным экспертам. По итогам исследования авторы делают вывод, что больше всего изменения прослеживаются в репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, эмоциональной и досуговой функциях семьи. Особое внимание уделяется институализации досуговой функции, в частности такого ее аспекта, как проведение детских праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коренькова Марианна Максимовна, Самылина Дарья Александровна, Трундова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION OF FAMILY FUNCTIONS: BETWEEN SUPPLY AND DEMAND

The article discusses the process of changing family functions towards its commercialization, namely the emergence and development of the market of paid services for the family in the areas that historically have been served by the resources of the family itself. The authors analyzed 30 interviews with young parents and childless couples, and also carried out a content analysis of 150 discussions on family forums and materials on websites promoting commercial services for families to identify the transfer of certain family functions to external paid experts. According to the results of the study, the authors conclude that most of all changes can be traced on the example of reproductive, educational, running the house, emotional and leisure functions. Special attention is paid to the institutionalization of the recreational function, in particular such aspect of it as holding children's parties.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ФУНКЦИЙ: МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ»

Коммерциализация семейных функций: между спросом и предложением

DOI: 10.19181/inter.2019.20.6 Правильная ссылка на статью:

Коренькова М. М., Самылина Д. А., Трундова О. С. Коммерциализация семейных функций: между спросом и предложением // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2019. Т. 11. № 20. С. 114-132. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.6. For citation:

Korenkova M., Samylina D., Trundova O. (2019) Commercialization of family functions: between supply and demand. Interaction. Interview. Interpretation. Vol. 11. No. 20. P. 114-132. DOI: https://doi. org/10.19181/inter.2019.20.6.

Марианна Коренькова*, Дарья Самылина**, Ольга Трундова***

В статье рассматривается процесс изменения семейных функций в сторону их коммерциализации, а именно: возникновение и развитие рынка платных услуг для семьи в областях, исторически обслуживавшихся за счет ресурсов самой семьи. Авторами проанализировано 30 интервью с молодыми родителями и бездетными супружескими парами, а также осуществлен контент-анализ 150 дискуссий на форумах, посвященных семье, и материалов сайтов по продвижению коммерческих услуг для семей на предмет выявления факта передачи некоторых семейных функций внешним платным экспертам. По итогам исследования авторы делают вывод, что больше всего изменения прослеживаются в репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, эмоциональной и досуговой функциях семьи. Особое внимание уделяется институализации досуговой функции, в частности такого ее аспекта, как проведение детских праздников.

* Коренькова Марианна — аспирантка, старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Нижний Новгород, mkorenkova@hse.ru.

** Самылина Дарья — ассистент, факультет менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Нижний Новгород, dsamylina@hse.ru.

*** Трундова Ольга — аспирантка, ассистент, факультет менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Нижний Новгород, otrundova@hse.ru.

Ключевые слова: коммерциализация функций семьи; рынок семейных услуг; институализация; платные услуги для семьи

С точки зрения рыночных отношений и экономической социологии семья всегда являлась и является самой важной потребительской организацией в обществе, при этом в последнее время потребительские практики :< простираются в области, ранее не предполагавшие коммерческой осно- I вы или демонстрировавшие другие паттерны платного потребления услуг. ш В данной статье предпринимается попытка зафиксировать изменения, выз- § ванные проникновением рынка платных услуг в современную жизнь семьи, ^ а также проследить, какие именно области семейного функционирования х обслуживаются внешними платными экспертами. та

Основными семейными функциями исследователи традиционно назы- х вают следующие: репродуктивную (рождение детей), экономическую (об- та щественное производство средств к жизни, организация потребительской п деятельности), воспитательную (формирование личности ребенка, прямая ш и обратная социализация), коммуникативную (посредничество семьи в кон- | такте своих членов со средствами массовой информации, литературой ,о и искусством, окружающей природной средой, организация внутрисемейного общения), функцию досуга и отдыха и эмоционально-духовную (сим- щ

о

патия, уважение, признание, эмоциональная поддержка, психологическая с^

защита) (Голофаст, 1974; Мацковский, 1989; Гребенников, 1991; Антонов, ^ Медков, 1996). Недавно также получила распространение относительно

новая семейная функция — фелицитологическая (Рябова, 2014), берущая ^

свое название от латинского слова «фелиците» — счастье. Данная функция ¡2

отвечает за создание условий для обретения семейного счастья в виде вза- О

имопонимания и поддержки со стороны близких людей и играет большую те

роль в жизни семьи, в особенности постмодерной (Нижегородова, 2009; х

Посысоев, 2004). 3

В данной статье мы рассматриваем изменения запросов современной Ц

семьи в связи с ее новыми потребностями и возможностями в рамках та- ^

ких функций, как репродуктивная, хозяйственно-бытовая и воспитательная, 2

а также функций эмоционально-духовного обогащения и досуга. Упомя- со

нутые функции были выбраны в связи с их все более частой реализацией ^

на платной основе, и рассматриваются с точки зрения расширения сферы §

их обслуживания, а также формирования и укрепления рынка платных услуг §

для семьи. I

ш сх

£

Методы исследования со

г г

В качестве методов исследования и сбора информации нами было вы- §

бран полуформализованное интервью, а также контент-анализ сайтов, про- щ

двигающих платные услуги для семьи. С одной стороны, респондентами § стали потребители услуг: 1) семейные пары (в которых либо оба супруга

работают, либо работает только муж) в возрастном диапазоне 25-35 лет, являющиеся родителями детей, посещающих платные дошкольные учреждения; 2) супруги — потребители платных тренинговых услуг по личностному росту и развитию, среди которых были также бездетные пары. Рекрутинг информантов начался в детских развивающих центрах среди родителей, другие семейные пары были пользователями платных тренинговых услуг по личностному росту. Дальше респонденты отбирались методом снежного кома. Всего было опрошено 30 человек. Материальное положение респондентов определялось их собственной оценкой по пяти критериям: живем материально «очень хорошо», просто «хорошо», «средне», «испытываем материальные трудности», «еле сводим концы с концами» (Флоринская, 2008). Большинство пар оценили свое материальное состояние как «хорошее» и «среднее» — вероятно, по причине того, что большинство респондентов отбирались методом снежного кома.

С другой стороны, в качестве информантов выступили помощники по хозяйству, лица, оказывающие другие коммерческие услуги семьям. Для проверки предположения о формировании рынка и наличии достаточно широкого предложения услуг помощи семье на коммерческой основе были проведены беседы с лицами, предоставляющими коммерческие услуги помощи семье: с няней, оказывающей также клининговые услуги, суррогатной мамой, а также с экспертами, являющимися владельцами такого бизнеса, как частный детский сад, центр развития математических способностей, тренинговый центр. Интервью имело форму целенаправленной беседы, в ходе которой использовалась определенная последовательность вопросов, сформулированных с некоторыми индивидуальными отклонениями от разработанного стандартного плана беседы для снятия психологического барьера. В каждом случае беседа проводилась совместно с обоими супругами. Большинство ответов дано женщинами. Все респонденты являются жителями Нижнего Новгорода.

Также нами проводился контент-анализ сообщений на форумах, посвященных семье, и материалов сайтов по продвижению коммерческих услуг для семей. Механика поиска релевантных сайтов, тем и дискуссий осуществлялась через поисковые системы Google и Яндекс по запросам, связанным с семейными функциями, например, «детское дошкольное образование». Критерием фильтрации для анализа контента выступал его временной период, на форумах дополнительным критерием служил фильтр по исключению искусственно созданных дискуссий в целях рекламы какого-либо объекта. Единица контент-анализа — релевантные темы исследования. Для анализа изменений в рамках воспитательной функции была выбрана онлайн-площадка, на которой родители активно обсуждают дошкольное детское развитие, а именно форум «Мама.ру». Раздел «Дошкольник» с подтемами «Как подготовиться к школе, в какие секции записать ребенка, как убедиться, что он хорошо развит и здоров? Обсудите с другими мамами» на момент исследования содержал 6343 сообщения. Из них были отобраны 130 дискуссий, непосредственно касающихся темы внесемейного

дошкольного развития, размещенных на форуме не более двух лет назад. Такой же метод отбора информации использовался при исследовании по- JS пулярности тренингов личностного роста. Были изучены 20 дискуссий форума Passion.ru «Женские страсти»1 в тематической ветке «Тренинги. Вы бы ¡с пошли?»2. -©.

Кроме того, с помощью ключевых слов «личностное развитие», «личный £<

рост», «эко», «суррогатное материнство», «персонал в семью», «проведе- ^

ние детских праздников» в поисковой системе Google был произведен по- ш

иск сайтов фирм и агентств, предоставляющих услуги по репродукции, тре- §

нингам, уборке дома, подбору домашнего персонала, организации детских ^

праздников и раннему развитию детей. s

В ходе исследования был выявлен ряд институциональных изменений то

в реализации определенных семейных функций, вызванных, несомненно, s

широким влиянием рынка платных услуг на современных родителей. то

сх ш

Репродуктивная функция Л

£

Рассмотрим функцию воспроизводства как реализацию репродуктивных прав и возможностей человека в постиндустриальной семье. По мне- <в нию исследователей, возникновение и формирование рынка данной услуги связано с ухудшением общего уровня здоровья населения, а также ^ с откладыванием беременности на более поздний срок в связи с экономическими трудностями, построением карьеры и желанием «пожить для ^ себя» (Исупова, 2017). Объяснение нежелания иметь детей финансовыми ¡5 трудностями связано с тем, что зачастую молодая семья обременяет себя ^ кредитами/ипотекой для покупки недвижимости или необходимых в быту ^ вещей, чтобы создать комфортные условия для совместной жизни. В ста- s тусах интернет-сообщества эти явления находят отражение в таких выра- 2 жениях, как «ипотека висит на нас/мне», «не хватает денег», «не можем вы- Ц браться из кредитов/долгов», «как тут ребенка заводить». Кроме того, все ^ больше пар откладывают рождение ребенка до более позднего возраста -о или же совсем отказываются от деторождения, примыкая к сформировав- то шемуся сообществу «чайлдфри», следуя за желанием «пожить для себя». ^ Нежелающие иметь детей, как правило, относятся к ним нейтрально или § негативно. Приведем пример из беседы с бездетной парой, не желающей §

иметь детей: i

ш d

«Не хочу, чтобы ребенок разрушил тот мир, который сложился в нашей ^

семье с мужем», «нам с мужем так хорошо друг с другом, что мы не хо- то

тим ничего менять» (жен., не работает, 35 лет). i

то

--S

1 Passion.ru. Обсуждение на форуме. URL: http://club.passion.ru/semeynyy-vopros/treningi- О. poshli-t180683.html (дата обращения: 5.11.2019). ^

2 Passion.ru. Обсуждение на форуме. URL: http://club.passion.ru/semeynyy-vopros/treningi-poshli-t180683.html (дата обращения: 5.11.2019).

Во втором случае используются такие негативно окрашенные высказывания, как «спиногрыз», «личинус/личинка» как синонимы к словам «ребенок», «младенец», а также «овуляшка» — беременная женщина, «размно-женцы» — пары с детьми и другие3. Однако необходимо отметить, что, как и в случае откладывания деторождения на более поздний срок по экономическим причинам, участники сообщества «Чайлдфри» зачастую «составляют резерв позднего материнства» (Исупова, 2014) и пополняют ряды потребителей услуг репродуктивных клиник в России, которые отмечают рост числа пациенток, решившихся впервые родить ребенка после 45 лет. Это происходит по причине пересмотра взглядов на деторождение адептов бездетной концепции в более позднем возрасте (Tanturri, Mencarini, 2008), что подразумевает в большинстве случаев коммерческий путь реализации репродуктивной функции.

Анализ материалов сайтов, предлагающих услуги по репродуктивной функции, показал, что увеличиваются медицинские и правовые возможности для супружеских пар иметь детей с помощью экстракорпорального зачатия или суррогатного материнства. В Российской Федерации все женщины, достигшие совершеннолетия, могут принимать участие в программе суррогатного материнства в качестве суррогатной матери (Федеральный закон, 2011). Суррогатное материнство является коммерческой услугой, стоит недешево и продвигается по законам маркетинга как любая другая услуга. Вот пример объявления на сайте агентства, предлагающего «заместительное» материнство:

«Данная программа является первой в тарифной серии "all inclusive": это означает, что, заплатив сумму, оговоренную в контракте, Вы больше НИЧЕГО не платите. Вам остается только подписать контракт и готовиться к появлению в доме малыша. Стоимость: от 2518 000 рублей» (объявление на сайте Sweetchild.ru4).

Суррогатная мать и посредник получают вознаграждение, осуществляя предпринимательскую деятельность. Полуформализованное интервью с суррогатной матерью, вынашивающей ребенка для супружеских пар по коммерческим соображениям, выявило, что восполнение репродуктивной функции является для нее способом заработать деньги, например, для того чтобы позаботиться о воспитании собственных детей. Так, в неформализованном интервью суррогатная мать, дважды принимавшая участие в подобной репродуктивной технологии, рассказала, что делала это с целью улучшить свое материальное положение и оплатить обучение дочери. По словам женщины, она не была готова открыто говорить с окружающими о том, что ее беременность была суррогатной, неудобством для нее было

3 «Подслушано». Группа в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/overhear (дата обращения: 17.04.2018).

4 Суррогатное материнство. URL: https://www.sweetchild.ru (дата обращения: 5.11.2019).

отвечать на вопрос знакомых «Чем закончилась беременность?», так как в семье позже не появился маленький ребенок.

В некоторых странах возмещаются расходы на вспомогательные ре- ^ продуктивные технологии за счет государственного медицинского страхования, в России клиенты могут рассчитывать на налоговые вычеты. Однако

в программу ЭКО по ОМС в 2018 г. внесены дополнения, и процедуры в рам- :<

ках базовой программы ЭКО осуществляются за счет бюджетных средств. I

Все расходы, предшествующие началу базовой программы ЭКО, а также ш

все расходы после переноса эмбриона в полость матки оплачиваются паци- §

ентом самостоятельно. В настоящее время новые технологии репродукции ^

в России нельзя отнести к рутинным процедурам; они требуют от пациен- х

тов больших материальных, временных и эмоциональных затрат (Русанова, то

2013). §

то X

Хозяйственно-бытовая функция ш

§

§

Помощники по хозяйству, такие как уборщицы, няни и сиделки, не яв- ,о

ляются представителями нового типа занятости, однако он не был широко

распространен в социалистический период истории российского общест- щ

о

ва и вплоть до недавнего времени ассоциировался с узким кругом людей, с^

могущих себе позволить платных помощников. Рост спроса на оплачивае- ^

мый домашний труд был отмечен с начала нового тысячелетия (Ткач, 2016).

В современной семье хозяйственно-бытовая функция все чаще реализует- ^

ся за счет выполнения домашних обязанностей платными помощниками, ¡2

и спектр их услуг постоянно расширяется. Услуги в сфере быта включают О

в себя такие коммерческие предложения, как уборка дома, поход в магазин, то

организация домашних праздничных мероприятий, выгул домашних питом- х

цев, приготовление еды, стирка, глажка белья с доставкой на дом, услуга 2

«муж на час» (Коренькова, 2017). Среди опрошенных пар особенно популяр- Ц

ной и социально приемлемой становится услуга по уборке дома: ^

к -а

«Все друзья пользуются этой услугой, так как это действительно сейчас со необходимо» (семейная пара с двумя маленькими детьми). ^

то~

Щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве частого мотива упоминается возможность сэкономить § время и способность оплатить данную услугу без ущерба для семейного ^ бюджета: ^

£

«Довольно тяжело вести одной, ну, с учетом того, что я как бы

и работаю, со

вот, поэтому, дабы сократить, вернее, увеличить свое время для себя», Ёс «нехватка времени», «жалко и обидно целый день убираться... это минус §

время общения с ребенком», «я не считаю, что это какая-то роскошь», ^

«если сравнивать соотношение цена и качество, очень приемлемо» (се- § мейная пара с детьми дошкольного и раннего школьного возраста).

Наряду с экономией времени аутсорсинг уборки дома может принести чувство покоя от того, что работа выполнена:

«Мы склоняемся, я склоняюсь к тому, чтобы приглашать кого-то убираться в доме. У меня такой склад характера, что я не могу терпеть беспорядок, я все время хочу его наводить. Я просто могла бы расслабиться и отключиться от этой проблемы. Не могу нормально проводить время с ребенком днем или с мужем вечером. Пригласив кого-то на уборку... это освободило бы мне время и, главное, мозг. И я бы спокойно провела это время с мужем и/или с ребенком» (жен., 29 лет., Нижний Новгород).

Если ранее подобные услуги реализовывались частными акторами, то в настоящее время их исполнение институализировалось, и на рынок вышли агентства по уборке квартир, например, «Чистюля», «Домовенок», «Забота», «Евроклининг НН», «РусУборка» (на примере Нижнего Новгорода); агентства по подбору домашнего персонала «Милена», «Гувернер», «Мажордом»; сайты «Наша няня», «Помогатель» и пр. Поскольку оплачиваемый домашний труд очень слабо защищается законодательством и недостаточно регулируется (Ткач, 2016), отношения семьи и помощника устанавливаются при помощи институционных агентов, что создает у обеих сторон ощущение безопасности и формализации. Из интервью с помощницей по хозяйству, трудоустроившейся в семью через агентство: одно из вышеупомянутых агентств

«берет 1 процент с тех, кого устраивает. 1 процент от первого месяца зарплаты. Другие два с соискателей денег не берут. Видимо, только с тех, кто ищет персонал, предоставляют хорошие распечатки об обязанностях нянь, уборщиц». В одном из агентств «начальница — психолог. Она прекрасно интервью у претендентов берет», в другом «неплохо разговаривают, но больше рассказывают, как сложно найти работу сейчас и какие трудные дети и сложные родители» (жен., помощница по хозяйству, 49 лет).

Со стороны родителей обращение в агентство становится все более распространенной практикой:

«Я обращаюсь в агентство по найму чаще всего», «ищу няню через профессиональное агентство, так безопасней» (жен., работающая мама, 32 года).

Формирование новой системы распределения социальных и экономических благ, трансформация классовой и возрастной структур общества, с одной стороны, и занятость молодой семьи, обусловленная развитием карьеры и личности, с другой стороны, актуализировали коммерциализацию хозяйственно-бытовой функции и развитие института поставщиков и посредников на рынке ее оказания.

Воспитательная функция

В рамках воспитательной функции имеют место изменения непосредственно самих ролей семейных воспитателей — мамы, папы, бабушек и деду- ¡с шек, а также методов воспитания и развития детей. -в-

Современный ритм жизни требует от людей (работников) высокой психологической и физической выносливости, мобильности, готовности посвящать карьере большую часть своего времени, что негативно сказывает- ^ ся на выполнении традиционных семейных ролей. Во главе семьи теперь ш стоит не только мужчина, как это было ранее, но и женщина, что обусловли- ^ вает равный статус супругов и ведет к ослаблению дифференциации мужских и женских ролей и менее заметной гендерной асимметрии родитель- ^ ских ролей (Чернова, 2018). Касаемо роли прародителей можно отметить увеличение числа нуклеарных семей, ослабевание межпоколенных связей § и института «бабушек и дедушек» (Борисенков, Гукаленко, 2014; Полива- ^ нова, 2016), что ведет к необходимости и желанию компенсировать испол- ^ нение воспитательной функции за счет привлечения внешних помощников. § В обществе закрепляются принципы «профессионализации родительства», при которых знание о правильном воспитании детей, передаваемое от од- ^ ного поколения матерей другому, больше не является достаточным, ро- § дители признаются некомпетентными и должны обращаться за советами, ^ рекомендациями и услугами к внешним экспертам (Сизова, 2012; Черно- ^ ва, Шпаковская, 2016). Кроме того, отмечается, что семья перенаправляет

усилия в сферу личностного развития и соответствующего этому уровню ^

воспитания детей, а также поиска с этой целью коммерческих провайдеров 5 (Исупова, 2014).

Так же, как и хозяйственно-бытовую, воспитательную функцию современ- I ная семья реализует совместно с внешними платными помощниками (Ко- ^ ренькова, 2017). Наряду с государственными дошкольными учреждениями | стало популярно отдавать ребенка в центры дополнительного развития. Обо- ^ бщение комментариев с форума «Мама.ру»5 показывает, что вопрос, водить к или не водить в детский развивающий центр («развивашку» — термин, проч- о. но закрепившийся за развивающими центрами), больше не актуален. Активно обсуждается вопрос, в какой центр водить ребенка: по принципу «ближе ^ к дому» или стремиться в лучший, по отзывам форумчан. Еще один вопрос, § которым задаются родители, это водить ли ребенка в такой центр после дет- ^ ского сада — то есть детский сад и развивающий центр уже в большинстве ^ случаев не являются альтернативными опциями. Даже если ребенок посеща- § ет детский сад, родители все равно чувствуют необходимость водить малы- * ша в центры дополнительного развития. Причем родителями рассматрива- I ются варианты посещения дополнительных занятий вечером после детского то

сада. Такие дополнительные нагрузки на ребенка вызывают обеспокоенность о.

то

5 Мама.ру. Обсуждение на форуме. URL: http://www.sv-mama.ru/forum/read.php?id_ theme=3141&p=25 (дата обращения: 01.04.2018).

в некоторых отзывах-комментариях, но в целом многие родители считают это вполне нормальной практикой в воспитании своего ребенка, что подтверждается следующим сообщением мамы на семейном форуме:

«Мы приходим в садик к 7.50-8.00, младшая со мной. Забираю старшего в 16.00-16.10 так же с Аней. Курсы с 17.10 до 19.25 — отвожу либо я с обоими, либо муж успевает приехать с работы и отвезти. Сын выдерживает нормально — после курсов еще и побегать может))». «Танцы у нас с 16.30-17.20 — отвожу и забираю тоже я, с младшей под мышкой)) В бассейн ходят в выхи с папой» (жен., участник форума).

Данную позицию родителей поддерживает владелица одного из детских развивающих центров (г. Нижний Новгород). Согласно ее экспертному мнению, родители дома

«не будут так заниматься с ребенком, как будет заниматься специально обученный человек, который будет, потому что все-таки, домашнее обучение, воспитание, оно не заменяет всех этих кружков, но просто в силу определенных причин, любое практически домашнее занятие, они спонтанны, они не системны, они не идут, не начинаются из точки А, чтобы прийти в точку Б, понимаете?» (жен., владелица детского развивающего центра в Нижнем Новгороде).

Такого рода посылы постепенно формируют «поле» нормативного ро-дительства, в котором правила и стандарты заботы родителей о детях усложняются, а доля участия оплачиваемых экспертов стремительно увеличивается. Дополнительное развитие, нацеленное на подготовку ребенка к школьной жизни, не ограничивается развитием академических навыков. Родители выбирают курсы и делятся опытом с другими, исходя из предложения, расширяющегося в сферу поведенческих навыков в определенной (школьной) среде:

«Мы ходим на 2 годичную программу подготовки к школе в "Палладе". С 5 до 7 лет. Там помимо чтения, письма, окружающего мира и других предметов еще и приучают к школьным атрибутам по типу парт, ответа у доски, сбора портфеля и т.д. Это не менее важно, чем просто обучение по предметам. Часто дети приходят в 1 класс, и им сложно усидеть за партой, самим подготовить портфель к следующему учебному дню» (жен., участник форума).

Не пренебрегают также родители и развитием инструментальных навыков:

«А мы развиваем моторику рук. Это тоже перед школой актуально. Делаем разные поделки из дерева. Используем и бисер, пластик, клей для

кромки и многое другое. Нашли все в Нисоне. Ведь они на трудах будут трудиться, а нужно чтобы и ножницами резали, вырезали и так далее» >х (жен., участник форума).

Многие родители принимают решение воспользоваться внесемейными ф услугами по дополнительному развитию ребенка под воздействием примера других (Adriani, Sonderegger, 2009), что видно из следующих сообщений: i

ш

«..по поводу первого класса (судя по знакомым), почти все идут уже и читающие, и считающие, и пишущие. А если ребенок этого не умеет,

ш о

то учителя очень уж недовольны)»; «репетитора нанимала, чтобы своего х ребенка подготовить к ним» (жен., участник форума). те

х

Кроме желания развивать ребенка с целью повышения уровня его зна- та ний и умений, родители также движимы осознанием важности социаль- п но-культурной конкуренции, которая переносится из взрослого общества ш

в сферу воспитания и социализации детей. В связи с этим наблюдаются продвижение и рост популярности видов деятельности в сфере детства

продвижение и рост популярности платных консультативно-развивающих ,о

та щ

о

Эмоциональная функция ^

£

Эмоциональная функция семьи служит удовлетворению потребностей ^ ее членов в принятии, уважении, симпатии, признании, эмоциональной ¡2 поддержке и психологической поддержке и защите. Данная функция «стоит О на страже» эмоциональной стабильности и психического здоровья членов та

семьи и общества. В современной семье ее значение заметно возросло. х Эмоциональная функция перекликается с духовной и фелицитологической, 2

основанный прежде всего на эмоциональных, а не на хозяйственно-мате-

,та

так как речь идет о взаимопонимании, любви и тепле, отсутствие которых

может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Разви- ^

тие личности, духовное благополучие и взрослых, и детей невозможны без 2

опоры на семью. Как следствие, брак все более рассматривается как союз, со

риальных связях. §

Понимая важность эмоционального комфорта в семье, современные §

супруги стали стремиться к самообразованию в этой сфере. В этой связи ^

стали пользоваться большой популярностью обучающие и социализиру- ^

ющие занятия, предлагающие механизмы личностного роста и развиваю- ^

щие коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, гибкие навыки, со

тренинги с целью улучшения детско-родительских отношений, сплочения Ёс

семьи (Комарова, Васильева, 2011). Становятся востребованными онлайн- §

курсы, вебинары, индивидуальные и групповые тренинги, группы по арт-те- щ

рапии и прочие мероприятия по самосовершенствованию, предлагающие § новые пути самовыражения и взаимодействия с социальным окружением.

Стоимость подобных курсов варьируется (в зависимости от количества часов) от трех с половиной до сорока тысяч рублей. Разовое занятие стоит от тысячи до трех тысяч рублей6. Подобных объявлений в современном большом городе достаточно много, а некоторые тренеры обретают статус знаменитостей наравне со звездами шоу-бизнеса. На современном этапе большая часть тренингов направлена не только на профессиональный успех, но и на коммуникативную, семейную, сексуальную и прочие частные сферы жизни.

Из опроса молодых супругов с маленькими детьми на тему популярности личностного развития:

«Я стремлюсь посещать различные тренинги как по теме воспитания детей, так и по личностному росту. И эти тренинги помогают, конечно, и в общении с ребенком. Сейчас у меня в планах пройти обучение по основным принципам общения с детьми. Ходила на тренинг Оскара Бре-нефье, а также я еще в интернете прослушиваю разные вебинары, плюс литература, которая постоянно штудируется» (жен., 34 года, проживает в Нижнем Новгороде).

На вопрос, почему вы хотите развиваться таким образом, были получены ответы, апеллирующие к тому, что это атрибут современного общества:

«Общество сейчас такое. Все вокруг всем делятся, и, безусловно, я сейчас уже не вспомню, почему и как, и с чего все началось. Кто-то что-то посоветовал, что-то прочитала, где-то просто наткнулась на что-то. Но некоторая литература читается и тренинги проходятся для того, чтобы упростить себе задачу какую-то определенную. Или помочь мне решить какие-то задачи» (жен., 27 лет, проживает в Нижнем Новгороде).

Молодые люди позиционируют себя как поколение, осознающее необходимость быть эффективным не только в профессиональной сфере, но и в сфере личной жизни, и пользоваться новыми методами развития:

«Наверное, у нас слишком большое предложение, и глупо им не воспользоваться. И сети, и интернет нам предлагают многое, и любопытно еще что-то узнать. То есть вот эта ограниченность, которая была у моих родителей, информационная ограниченность, она, безусловно, сейчас, ну, на контрасте, мне кажется абсурдной, и жалко мне этих людей, которые не имеют столько информации, как мы. И, безусловно, они сталкивались с такими же трудностями, с какими сталкиваемся мы сейчас. Просто, мне кажется, сегодня есть больше инструментов, чтобы

6 См., например, сайт центра современных психологических технологий «Искусство Жить». URL: https://psiholognn.ru/articles/artterapiya-s-masterom-mirovogo-urovnya-v-nizhnem-novgorode (дата обращения: 02.04.2018); сайт психологического консультативно-образовательного центра «Статус». URL: http://xn--8sbn6aphbddbl0a.xn-p1ai/art-terapiya/ (дата обращения: 13.04.2018).

решить эти трудности. И эти инструменты мы и узнаем на этих вебина-рах и в этих книгах» (семейная пара — молодые родители, проживают >х в Нижнем Новгороде).

£

По данным GFK, в России среди потребителей увеличилась доля новаторов, составив в 2015 г. порядка 20% населения России (Демидов, 2015). Это касается как товаров, так и услуг. Словно иллюстрируя этот тезис, поль- I зователь форума Passion.ru «Женские страсти» пишет: ш

«Нашей семье нужна встряска. Стало все очень скучно и грустно. И это

ш о

не после 30лет... что огорчает еще сильнее. Слышала про разные тре- х нинги, на которых учат находить решение и выход из подобных ситуа- та ций. А вы бы пошли?» (жен., участник форума Passion.ru). х

та

Наряду с отрицательными ответами, многие пользователи выражают п

желание воспользоваться данной формой помощи извне: тренинги ш

§

§

«сильно помогли мне в жизни! Поставили меня на истинный путь! После ,о посещения я поняла, чего хочу в жизни. Всем советую)» (жен., участник

форума Passion.ru). щ

§

Популярность тренингов можно объяснить выработавшимся паттерном ^ общества потребления, в котором не только товары, но и решения покупаются за деньги, с личностной проблемой будет работать не сам человек, ^ а внешний актор — тренер. Как следствие возникают спрос и предложение ¡2 услуг по выработке навыков эффективного социального взаимодействия О за оговоренный срок. та

х -а

Досуговая функция

(на примере проведения детских праздников)

<3

Оч

Организация досуга — одна из значимых функций семьи, главной целью со

Ч

та~ щ

которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение духовных потребностей семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием или отсутствием свободного времени, ма- § териальных ресурсов, а также развитием современной индустрии досуга. ^ Досуговые виды деятельности подразумевают такие мероприятия, которые ^ помогают членам семьи содержательно отдохнуть (физкультура, турист- ^ ский поход или выезд на природу), развить свои способности и дарования со (чтение, музыка, решение различных головоломок, коллекционирование), Ёс а также сформировать семейные традиции и обычаи. Ранее праздник был § видом досуга, объединяющим поколения и ведущим к сплочению разновоз- щ растного коллектива кровных родственников и друзей семьи. Особенное § отношение в семье уделялось детскому празднику, так как ребенок получал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поздравления от бабушек и дедушек, дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер. На современном этапе празднование детского дня рождения дома с приготовлением соответствующей еды считается «примитивным застольем», что требует от семьи поиска новых форм его проведения.

Мы наблюдаем формирование такого социально-экономического института, как внесемейное коммерческое проведение детских праздников. Ин-ституализация проведения детских праздников, в частности дней рождения, объясняется тремя причинами. Первая причина — высокие психологические и физические нагрузки на членов семьи вследствие вызовов современного образа и темпа жизни. Родители стремятся высвободить время и не тратить усилия на подготовку дома и приготовление угощения в домашних условиях, делая выбор в пользу оплаты услуги внесемейного проведения праздника.

Вторая причина, по которой родители приглашают аниматоров для проведения дня рождения, заключается в том, что дети сами просят родителей об этом. Большинство малышей уже побывали на подобных мероприятиях в кругу своих друзей и знакомых и сформировали представление о том, как проходит «настоящий» день рождения. Частыми «гостями» таких праздников становятся герои любимых детьми мультфильмов:

«Они разные бывают на самом деле. К нам пришел Тигруля. Пришел в одежде тигра и разговаривал таким "чудачным" языком даже с родителями. Это было так мило. Всем понравилось» (мама девочки 4,5 года).

Кроме того, праздник разыгрывается в форме тематической и сюжетно-ролевой вечеринки:

«Ну вот действительно, что все стилизовано, все в костюмах, дети также одеваются в костюмы», «уже непосредственно в центре разыгрывались там девочки феи, мальчики, вот я говорю, пиратские вечеринки» (мама мальчика 8 лет).

Из рекламы детского праздника фитнес-клуба X-Fit, Нижний Новгород7:

«Вам предстоит решить: играть с весёлыми клоунами или феями Винкс, а может быть познакомиться с Машей и Медведем, отправиться тропой великого путешественника или встретиться с загадочной царицей Клеопатрой, попасть в страну магических шифров и сейфов или найти потерянные сокровища Флинта, а может быть вы захотите разгадать тайны Форта Боярд...?»

Не стоит ожидать, что современный ребенок, побывавший на подобного рода мероприятиях, предпочтет празднование своего дня рождения в кругу родственников за принесенным из кухни столом в гостиной.

7 X-Fit. URL: http://xfitnn.ru/fitness-uslugi/detskii-fitness/detskie-prazdniki (дата обращения: 9.04.2018).

Третьей причиной является сдвиг в культуре быта и общения. Респонденты отмечают, что приглашения домой в принципе и на дни рождения, >х в частности, стали очень редкими. Границы частного пространства становятся все более заметными, и люди предпочитают встречаться «на равных», без обременения друг друга на нейтральной территории: в кафе, в развле- -в-кательных центрах, за игрой в боулинг, бильярд и проч.

Возможно, это следствие феномена современной городской изолиро- ^

ванности (Bauman, 2010), при котором нежелание сближения с «незнаком- о

цами» объясняется их количеством, что «превосходит возможности челове- ш

ческого восприятия и памяти» (Бауман, 2008). Эта же практика переносится ^

на уровень детских отношений, что ведет к трансформации социальных х

практик, таких как формирование дружеских отношений, взаимное влияние ^

сверстников, организация быта и питания, требующих отдельного изуче- ^

ния. Кроме того, регламентируется количество приглашенных (зачастую ог- g

раничено заведением или стоимостью за каждого участника), длительность g

праздника (время оговорено с заведением и родителями заранее), разде- о

ление детей и взрослых (деление поколений). §

В качестве основной движущей силы институциональных изменений ^

в этой области, как правило, рассматриваются агентства по проведению ^

праздников.8 На примере Нижнего Новгорода можно назвать следующих §

поставщиков, специализирующихся на проведении детских праздников: g

агентство аниматоров по организации детских праздников «Праздник-Про- ^

казник», «Веснушка», «Хит-нн», «Пативип», «Крошка енот», студия «Завод- ^

ные выходные» с характерным и для других агентств посылом: 5

J

«Для Вас в нашей команде работает более 25 аниматоров, 2 сценариста, 2 фотографа, 1 костюмер и 1 дизайнер — вместе мы делаем празд- i

ничные события незабываемыми!» Е^

§

Однако другие заведения также охотно становятся акторами оказания ^

данной услуги семьям. Кафе, зоопарки, торговые центры, батутные центры, R

спортклубы включают в свою деятельность программы и помещения для ^ удовлетворения спроса на проведение праздника не в домашних условиях.

Фитнес-центр «Рельеф» предлагает «спортивные и аналитические квесты -

для детей в течение 2 часов (в т.ч. 30 мин. чаепитие) со стоимостью за услу- g

гу 5 000 р.»9. *

i ш

«В торговых центрах есть же, в каждом торговом центре практически g.

есть какие-то площадки. Там всякие Горки, игрушки, карусели. И вот ^

можно пригласить друзей, детей, оплатить какое-то время, и они там ^ __i

8 Где отметить детский день рождения в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Элек- § тронный справочник. URL: https://www.kidsreview.ru/nn/catalog/kulturnye-otdykh-i-razvlecheniya/ О. gde-otmetit-detskii-den-rozhdeniya-v-nizhnem-novgorode (дата обращения: 9.04.2018).

9 Fitness club R. URL: http://rlfnn.ru/uslugi/dopolnitelnye-uslugi/organizaciya-detskih-prazdnikov (дата обращения: 9.04.2018).

со

будут бегать плюс можно заказать там же аниматора — отдельные есть комнатки. Она... даже верней, она с ними побегает полчаса, потом в отдельной комнате можно устроить чаепитие» (папа девочки 4,5 года).

«Когда исполнялось четыре года старшей дочке, мы справляли день рождения в кафе "Шоколатье". Там предоставлялось ну как, не банкет, а, в общем-то, угощение. То есть они сами торт пекли. Плюс там же заказывали аниматора. Она устраивала им представление, так сказать. А, и ещё, совсем забыла, там был мастер-класс по изготовлению шоколадных конфет» (мама девочки 4,5 года).

В целом в России отмечается низкий уровень предпринимательской активности (Петровская, Титов, 2017), однако институциональная предпринимательская среда в данном секторе представляется насыщенной. Вначале прослеживается некая регулярность поведения со стороны родителей в вопросе проведения детских праздников, которая создает «определенные правила игры» в сообществе родителей с детьми младшего возраста, которые «структурируют взаимодействия между людьми», что ведет к формированию института проведения детских праздников (North, 2016). В свою очередь, сформировавшийся институт детских мероприятий начинает оказывать решающее влияние на выбор родителей (Тамбовцев, 2015). Факторами принятия решения являются информационные сигналы, которые дают поставщики услуг в виде рекламы, а также отзывы других мам и пап формируют готовые решения для родителей, ставших заложниками собственного желания дать ребенку лучшее в его «особенный день» и информационного посыла о коммерческих предложениях реализации этого желания.

Заключение

Результаты интервью, анализ сайтов по предоставлению услуг для семей и качественный анализ сообщений на родительских и супружеских форумах указывают на возросший потребительский спрос со стороны семьи на коммерческие предложения услуг по решению духовных и бытовых запросов семьи. Поскольку родителям нового типа все менее свойственно перенимать опыт старшего поколения, они более склонны приобретать знания из формализованных источников, таких как тренинги, вебинары, психологи-консультанты. Современная семья также готова пользоваться услугами приходящих помощников по хозяйству, как частных, так и найденных с помощью специализированных агентств, количество которых за последние годы возросло. Жены/мамы считают, что потраченные на выполнение домашнего труда деньги третьими лицами, стоят высвободившегося времени, которое они могут потратить на себя или на детей. Мужья/папы их в этом поддерживают. Увеличилось также и число провайдеров, являющихся поставщиками или организаторами досуговых мероприятий, что

также продиктовано желанием родителей освободить семью от физических

и эмоциональных затрат, связанных с организацией праздника. >х

Сложился устойчивый «кластер» пар, которые не желают заводить де- п

тей вообще или откладывают рождение ребенка на более поздний срок, ¡с что увеличивает репродуктивные риски и частоту обращения за помощью

к платным специалистам, деятельность которых также оформилась в инсти- ><

туты и регулируется финансово-правовыми механизмами. I

Воспитание, развитие ребенка и его социальная адаптация часто реа- ш

лизуются с помощью платных детских центров дополнительного развития, §

в которых осуществляется академическая, психологическая и творческая °

подготовка детей к школе. х

Специфика современной, а именно постиндустриальной, семьи привела то

к формированию рынка институциональных поставщиков востребованных §

услуг: репродуктивных агентств, агентств по найму помощников в семьи, то детских дошкольных учреждений, иных образовательных и развлекательных

организаций, отдельных людей (воспитателей, педагогов, тренеров, про- §

фессиональных нянь), профессионально занимающихся такой деятельнос- |

тью, как помощь семье в уходе и развитии детей, организация праздников, о проведение досуга, а также решение некоторых других бытовых задач семьи.

то

Щ

о

Литература ^

Антонов А., Медков В. Социология семьи. М.: МГУ, «Братья Карич», 1996. ^

Бауман З. Город страхов, город надежд // Логос. 2008. № 3. С. 24-53. щ

Борисенков В., Гукаленко О. Институт семьи и семейная политика в современной России: про- ^

блемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 1-24. ГолофастВ. Функции семьи // Семья и личность. М., 1974. С. 57-68.

Демидов А. Российский потребитель. 2015. Ш_: http://www.gfk.com/ А!еаСтнпД^ег_ир!оаС/

Московского университета. Серия 6: Экономика. 2017. № 5. С. 21-39.

£

Гребенников И. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.

X

Супа_соМеМ/Р11/РоситеП:8/Рге88_Ре1еа8е8/2016/ОЖ_Ри881апСоп8итег_2015_Реро11.рс^ (дата 2

обращения: 21.04.2018). §

Исупова О. Вспомогательные репродуктивные технологии: новые возможности // Демографи- О

ческое обозрение. 2017. № 1. С. 35-64. РО!: https://doi.org/10.17323/demreview.v4i1.6987. К

Исупова О., Русанова Н. Добровольно или вынужденно: кто обеспечивает 17-20% ожидаемой О.

окончательной бездетности среди молодых поколений российских женщин? Доклад на XV Апрельской

международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ. 2014.

Комарова Т., Васильева М. От рождения до школы. Примерная основная общеобразователь- со

ная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-синтез, 2011. §

Коренькова М. Современные тенденции развития рынка семейных услуг. Анализ русско- ^

го и зарубежного опыта // Вестник Института социологии. 2017. № 21. С. 52-70. РО!:

Сокогд/10.19181/^.2017.21.2.454. О

V

Мацковский М. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М., 1989.

НижегородоваЛ. Психология супружества: теория и практика. Челябинск: Рек-Пол, 2009. I

Петровская И., Титов В. Институциональная среда предпринимательства в России // Вестник щ

X

сх

Поливанова К. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. ТО

Т. 5. № 2. С. 5-10. РО!: Г^://Согогд/10.17759/^р.2016050201. <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПосысоевН. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.: Владос Пресс, 2004.

Русанова Н. Вспомогательные репродуктивные технологии в России: история, проблемы, демографические перспективы // Журнал исследований социальной политики. 2013. № 11 (1). С. 69-86.

Рябова В. Трансформация функций семьи в современном российском обществе // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2014. № 3 (17). С. 106-112.

Сизова И. «Новое отцовство» в свете традиций и инноваций семейной политики в Европе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 1 (60). С. 86-103.

Тамбовцев В. Институты в социологии, политологии и правоведении: взгляд экономиста // Общественные науки и современность. 2015. № 1. С. 115-126.

Ткач О., ХрженякМ. Оплачиваемый домашний труд в постсоциалистических контекстах: региональные особенности глобального феномена // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2016. № 38 (3). С. 4-14.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, ст. 55, п. 10.

ФлоринскаяЮ. Материальное положение и жилищные условия как факторы, влияющие на мобильность российского населения // Проблемы прогнозирования. 2008. № 6. С. 140-155.

Чернова Ж. Репрезентации отцовства: социологический анализ блогов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2018. Т. 10. № 15. С. 6-23. DOI: https://doi.org /10.19181/inter.2018.15.1.

Чернова Ж., Шпаковская Л. Профессионализация родительства: между экспертным и обыденным знанием // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 4. С. 521-534.

AdrianiF., SondereggerS. (2009) Why Do Parents Socialize Their Children to Behave Pro-Socially? An Information-Based Theory. URL: https://ssrn.com/ abstract=1342591 (дата обращения: 4.04.2018). DOI: http://dx.doi .org/10.2139/ssrn.1342591.

BaumanZ. Europe of Strangers. Oxford University Transnational Communities working paper. 2010. URL: http://www.transcomm.ox.ac.uk/working%20papers/bauman.pdf (дата обращения: 25.04.2017).

North D. Institutions and Economic Theory //The American Economist. 2016. № 61 (1). P. 72-76. DOI: https://doi.org/10.1177/0569434516630194.

Tanturri M., Mencarini L. Childless or Childfree? Paths to Voluntary Childlessness in Italy // Population and Development Review. 2008. № 34 (1). P. 51-77. DOI: https://doi.org/10.1111/ j.1728-4457.2008.00205.x.

Дата поступления: 28.08.2019

Commercialization of family functions: between supply and demand

DOI: 10.19181/inter.2019.20.6

Marianna Korenkova, Daria Samylina, Olga Trundova

Korenkova Marianna — Graduate student, Senior Teacher, HSE University — Nizhny Novgorod, mkorenkova@hse.ru.

Samylina Daria — Assistant, Faculty of Management, HSE University — Nizhny Novgorod, dsamylina@hse.ru.

Trundova Olga — Graduate student, Assistant, Faculty of Management, HSE University — Nizhny Novgorod, otrundova@hse.ru

The article discusses the process of changing family functions towards its commercialization, namely the emergence and development of the market of paid services for the family in the areas that historically have been served by the resources of the family itself.

The authors analyzed 30 interviews with young parents and childless couples, and also carried out a content analysis of 150 discussions on family forums and materials on websites promoting commercial services for families to identify the transfer of certain family functions to external paid experts. According to the results of the study, the authors conclude that most ^ of all changes can be traced on the example of reproductive, educational, running the house, emotional and leisure functions. Special attention is paid to the institutionalization of the re- ^ creational function, in particular such aspect of it as holding children's parties. 2

Keywords: commercialization of family functions; family services market;

institutionalization; paid services

References

(In Russ.)

Bauman Z. (2008) Gorod strakhov, gorod nadezhd [The city of fears, the city of hopes]. Logos. No. 3. P. 24-53. (In Russ.)

Federal'nyyzakon ot 21.11.2011 No. 323-FZ "Ob osnovakh okhranyzdorov'ya grazhdan vRossiyskoy

CD §

CD O

0s

s

Adriani F., Sonderegger S. (2009) Why Do Parents Socialize Their Children to Behave Pro-Socially? ^

An Information-Based Theory. URL: https://ssrn.com/ abstract=1342591 (accessed 4 April 2018). DOI: X

http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1342591. TO

Antonov A., Medkov V. (1996) Sotsiologiya sem'i [Sociology of the family]. M.: MGU, "Brat'ya Karich".

Ci CD

.O

Bauman Z. (2010) Europe of strangers. Oxford University Transnational Communities working paper.

URL: http://www.transcomm.ox.ac.uk/working%20papers/bauman.pdf (accessed 25 April 2017). to

on

Borisenkov V., Gukalenko O. (2014) Institut sem'i i semeynaya politika v sovremennoy Rossii: q

problemy, tendentsii i perspektivy [The institute of family and family policy in modern Russia: problems, S

ç

trends, and prospects]. Internet-zhurnalNaukovedeniye. No. 5 (24). P. 1-24. (In Russ.) g

Chernova Zh. (2018) Reprezentatsii ottsovstva: sotsiologicheskiy analiz blogov [The Representation I—

of fatherhood: a sociological analysis of blogs]. Interaction. Interview. Interpretation. [INTER]. No. 15. ^

P. 6-23. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2018.15.1. ¡S

Chernova Zh., Shpakovskaya L. (2016) Professionalizatsiya roditel'stva: mezhdu ekspertnym i obyden- O

nym znaniyem [Professionalization of parenthood: between expert and everyday knowledge]. Zhurnal co

-r-

issledovaniysotsial'noypolitiki. [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 14. No. 4. P. 521-534. (In Russ.) S

Demidov A. (2015) Rossiyskiy potrebitel' [Russian consumer]. URL: http://www.gfk.com/fileadmin/ 2

-Q

user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2016/GfK_RussianConsumer_2015_ g

Report.pdf (accessed 21 April 2018). (In Russ.) ^

Federatsii", st. 55, p. 10 [Federal Law "On the Principles of Health Protection of Citizens in the Russian ^

Federation", No. 323-FZ, article 55, paragraph 10]. (In Russ.) TO

Florinskaya Yu. (2008) Material'noye polozheniye i zhilishchnyye usloviya kak faktory, vliyayushchiye ^

na mobil'nost' rossiyskogo naseleniya [Financial position and housing conditions as factors affecting ^

the mobility of the Russian population]. Problemy prognozirovaniya [Studies on Russian Economic O

Development]. No. 6. P. 140-155. (In Russ.) ;Q

Golofast V. (1974) Funktsii sem'i [Functions of the family] / In: Sem'ya i lichnost' [Family and CD

personality]. M. P. 57-68. (In Russ.) O

Grebennikov I. (1991) Osnovysemeynoyzhizni [Basics of family life]. M.: Prosveshcheniye. (In Russ.) *

Isupova O. (2017) Vspomogatel'nyye reproduktivnyye tekhnologii: novyye vozmozhnosti [Assistive 1 reproductive technologies: new opportunities]. Demograficheskoye obozreniye [Demographic Review]. No. 1. P. 35-64. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.17323/demreview.v4i1.6987.

Isupova O., Rusanova N. (2014) Dobrovol'no ili vynuzhdenno: kto obespechivaet 17-20% ozhidaemoj TO

okonchatel'noj bezdetnosti sredi molodyh pokolenij rossijskih zhenshchin? Doklad na XVAprel'skoy ^ mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Modernizatsiya ekonomiki i obshchestva" v NIU VSHE [Voluntarily

or involuntarily: who is responsible for 17-20% of expected level of childlessness at age 50 in young generations of Russian women? Report at the XV April International Scientific Conference "Modernization of the Economy and Society" in the NRU HSE]. (In Russ.)

Komarova T., Vasilyeva M. (2011) Ot rozhdeniya do shkoly. Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [From birth to school. Approximate basic educational program of preschool education]. M.: Mozaika-sintez. (In Russ.)

Korenkova M. (2017) Sovremennyye tendentsii razvitiya rynka semeynykh uslug. Analiz russkogo i zarubezhnogo opyta [Modern tendencies for the development of the family services market. Analyzing Russian and foreign practices]. VestnikInstituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. No. 21. P. 52-70. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.21.2.454.

Matskovsky M. (1989) Sotsiologiya sem'i: problemy metodologii i metodiki [Sociology of the family: problems of methodology and methodology]. M. (In Russ.)

Nizhegorodova L. (2009) Psikhologiya supruzhestva: teoriya i praktika [Psychology of marriage: theory and practice]. Chelyabinsk: Rek-Pol. (In Russ.)

North D. (2016) Institutions and Economic Theory. The American Economist. No. 61 (1). P. 72-76. DOI: https://doi.org/10.1177/0569434516630194.

Petrovskaya I., Titov V. (2017) Institutsional'naya sreda predprinimatel'stva v Rossii [Institutional environment of entrepreneurship in Russia]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. [Bulletin of MSU. Series. 6: Economics] No. 5. P. 21-39. (In Russ.)

Polivanova K. (2016) Detstvo v menyayushchemsya mire [Childhood in a changing world]. Sovremennayazarubezhnayapsikhologiya [Journal of Modern Foreign Psychology]. Vol. 5. No. 2. P. 5-10. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201.

Posysoyev N. (2004) Osnovypsikhologiisem'iisemeynogo konsul'tirovaniya [Fundamentals of family psychology and family counseling]. M.: Vlados Press. (In Russ.)

Rusanova N. (2013) Vspomogatel'nyye reproduktivnyye tekhnologii v Rossii: istoriya, problemy, demograficheskiye perspektivy [Assistive reproductive technologies in Russia: history, problems, demographic perspectives]. Zhurnalissledovaniysotsial'noypolitiki [The Journal of Social Policy Studies]. No. 11 (1). P. 69-86. (In Russ.)

Ryabova V. (2014) Transformatsiya funktsiy sem'i v sovremennom rossiyskom obshchestve [Transformation of family functions in modern Russian society]. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri [Issues of Social-Economic Development of Siberia]. No. 3 (17). P. 106-112. (In Russ.)

Sizova I. (2012)«Novoye ottsovstvo» v svete traditsiy i innovatsiy semeynoy politiki v Yevrope ["New Fatherhood" in the light of the traditions and innovations of family policy in Europe]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology]. No. 1 (60). P. 86-103. (In Russ.)

Tambovtsev V. (2015) Instituty v sotsiologii, politologii i pravovedenii: vzglyad ekonomista [Institutes in sociology, political science and law: the view of the economist]. Obshchestvennyye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Contemporary World]. No. 1. P. 115-126. (In Russ.)

Tanturri M., Mencarini L. (2008) Childless or Childfree? Paths to Voluntary Childlessness in Italy. Population and Development Review. No. 34 (1). P. 51-77. DOI: https://doi.org/10.111Vj.1728-4457.2008.00205.x.

Tkach O., Hrzhenyak M. (2016) Oplachivayemyy domashniy trud v postsotsialisticheskikh kontekstakh: regional'nyye osobennosti global'nogo fenomena [Paid Domestic Work in Post-Socialist Contexts: Regional Peculiarities of the Global Phenomenon]. Laboratorium: zhurnal social'nyh issledovanij [Laboratorium: Russian Review of Social Research]. No. 38 (3). P. 4-14. (In Russ.)

Received: 28.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.