Научная статья на тему 'Коммерческая прибыль не мотивация для патриотического движения молодежи'

Коммерческая прибыль не мотивация для патриотического движения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ОБЩЕНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / КОММЕРЧЕСКИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / PATRIOTISM / NATION-WIDE SOCIAL MOVEMENT / COMMERCIAL TOURISM / COMMERCIAL PATRIOTIC ROUTES / PUBLIC FINANCE / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васютин Юрий Сергеевич

В статье поставлена и проанализирована актуальная духовно-нравственная проблема о важности и эффективности массового патриотического движения общероссийского похода по патриотическим маршрутам страны местам боевой и трудовой славы российского народа. Автор высказывает категорическое несогласие с идеологией развития этого всенародного патриотического движения как коммерческого бизнес-туризма и апеллирует по этому поводу к общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the problem of the importance and effectiveness of the mass patriotic movement. For example the author pays attention to the all-Russian campaign for the development of patriotic routes in the country that is visiting places of battle and the labor glory of the Russian people. The author expresses his disagreement with the ideology of the development of this national patriotic movement as a commercial business tourism and appeal with this idea to the public opinion.

Текст научной работы на тему «Коммерческая прибыль не мотивация для патриотического движения молодежи»

2 014' 0 9

ВЛАСТЬ

117

ВАСЮТИН Юрий Сергеевич - д.и.н., действительный член АПН, член АПСН; профессор кафедры политологии, государственного и муниципального управления Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, член Общественного Совета ЦФО 302028, Россия, г. Орел, бульвар Победы, д. 5а. Y.S.Vasutin@yandex.ru

КОММЕРЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ -НЕ МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье поставлена и проанализирована актуальная духовно-нравственная проблема: важность и эффективность массового патриотического движения - общероссийского похода по патриотическим маршрутам страны - местам боевой и трудовой славы российского народа. Автор высказывает категорическое несогласие с идеологией развития этого всенародного патриотического движения как коммерческого бизнес-туризма и апеллирует по этому поводу к общественности. Ключевые слова: патриотизм, общенародное общественное движение, коммерческий туризм, коммерческие патриотические маршруты, общественная поддержка и финансирование, институты гражданского общества

На Орловщине, богатой славными боевыми и трудовыми подвигами российского народа, состоялась первая международная конференция «К 70-летию Великой Победы: патриотические маршруты российского туризма», проводимая Министерством культуры РФ с участием администрации Орловской области, различных туристических организаций и ведомств.

Мне как участнику организации первого всесоюзного похода по местам боевой и трудовой славы российского народа хотелось бы подчеркнуть, что подобный опыт патриотических походов (60-70-е гг. XX в.) остался в памяти миллионов его участников как массовое и эффективное патриотическое движение. Сегодня можно говорить об определившейся тенденции в нашем обществе, когда мы в новой исторической ситуации возвращаемся к таким испытанным формам и методам патриотического воспитания молодежи, как Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), спортивно-оборонный комплекс ГТО, военно-патриотические объединения, начальная военная подготовка, а теперь — и к массовому патриотическому туризму. И это естественно, ибо современная Россия является преемницей истории прежней государственности, ее территориальных, природных, материально-технических и духовно-нравственных ценностей. Разумеется, это относится, прежде всего, к позитивным аспектам исторического опыта. На наш взгляд, мы как-то мало обращаем внимание на слова президента РФ В.В. Путина о необходимости смотреть на всю российскую историю в органическом единстве всех ее исторических этапов1, изучать позитивный исторический опыт и брать из него все положительное для нашей действительности, но без всякой идеологической окраски.

В основе патриотического движения молодежи и туристических маршрутов в нашей стране и за рубежом — память о сражениях не только Великой Отечественной, но и Первой мировой войны, гражданском послереволюционном противостоянии, об Отечественной войне 1812 г., о русско-турецкой, крымской и других трагических и победных страницах нашей истории.

Что же тогда настораживает в этой международной конференции? На наш взгляд, новая инициатива Министерства культуры РФ не в полной мере соответствует масштабам и глубине массового патриотического движения. Это движение сегодня возникает и становится на практическую основу без широкой предварительной научной и общественной экспертизы, методологических подходов к изучению

1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. 12.12.2012. Доступ: http:// news.kremlin.ru/news/19825

истории и ее уроков. Почему же через молодежную печать, телевидение, наконец, через Интернет мы не рассказали, что подобное массовое патриотическое движение уже было в 60-70-х гг. и проводилось по инициативе молодежных организаций, ДОСААФа, общества по туризму, с участием министерств культуры и образования, туризма и других министерств и ведомств. Почему нет интереса к изучению накопленного опыта и его творческому использованию?

А ведь это движение в 1960-70-х гг. приобрело поистине всенародный характер. Его формы и методы были самыми разнообразными: встречи подрастающего поколения с участниками войны и трудового фронта; подготовка исторических воспоминаний о событиях, сражениях и трудовых подвигах; восстановление имен погибших воинов и партизан; перезахоронение воинов из ранее неизвестных братских и отдельных могил, восстановление памятников и монументов погибшим воинам; уроки мужества, слеты, авто- и мотопробеги, лыжные походы, эстафеты, конкурсы сочинений, патриотических песен и масса других форм и методов воздействия на сознание и чувства молодежи. Туристические маршруты были органической частью этого массового всенародного движения и, естественно, не были коммерческими.

В конце 60-х гг. в этом всенародном движении участвовали уже более 20 млн чел. Оно переросло границы нашего Отечества и стало достоянием Болгарии, Венгрии, Чехии, Румынии, Монголии, Кубы и других стран. Сложилось поистине общественное самоуправление, во главе которого стоял Всесоюзный штаб, маршал Советского Союза И.С. Конев, а затем — маршал И.Х. Баграмян и четырежды Герой Советского Союза, генерал армии А.И. Покрышкин. В состав Всесоюзного штаба входили известные на всю страну герои Великой Отечественной войны, Герои Социалистического Труда, представители министерств и ведомств, творческой интеллигенции, научно-преподавательской общественности, авторитетные лидеры молодежных, спортивных, досаафовских, туристических и других организаций, непосредственные организаторы, участники и победители всесоюзных слетов по различным номинациям всесоюзного похода.

Подобные штабы были во всех республиках, краях и областях, городах и районах, а непосредственными участниками были учащиеся образовательных школ, студенты высших учебных заведений и их педагоги, рабочая и сельская молодежь, представители интеллигенции, ветераны, участники различных военных событий, трудовых подвигов, спортивная и туристическая общественность. Фактически патриотическим движением была охвачена вся страна. Помощь и поддержку ему оказывали органы исполнительной и законодательной власти. Движение имело свое общественное финансирование, свои атрибуты, песни, информационное сопровождение. Социальная база кадров общественного управления была огромна. Общественное самоуправление патриотическим движением было основой его успеха.

В условиях новой России возрождаемое патриотическое движение не должно оказаться на узкой туристической тропе с платной путевкой частного турагентства. Оно призвано объединить усилия институтов государства и гражданского общества, министерств и ведомств, предпринимательства, представителей среднего класса в лице педагогической и другой социальной общественности, школьников и студенческой молодежи. Патриотическое движение фактически должно отражать особенности нашей политической системы в решении многих проблем общества и стать значимым, массовым, всенародным.

Закономерно возникает вопрос, почему в подготовке и проведении первой международной конференции «70-летие Великой Победы: патриотические маршруты российского туризма» не представлены вместе с федеральным Министерством культуры институты гражданского общества, например Общественный народный фронт, Общественная палата РФ, Совет ветеранов войны и труда, Советы ветеранов боевых действий Вооруженных сил страны, Общественный Совет ЦФО и других регионов, общественные советы при министерствах и ведомствах, федеральные профсоюзы, Общественный совет по местному самоуправлению, общероссийские молодежные объединения, некоммерческие организации, родительская и туристическая общественность? Можно было вовлечь в число организаторов и

2014'09

ВЛАСТЬ

119

Совет при президенте РФ по правам человека и гражданскому обществу. На наш взгляд, именно институты гражданского общества должны быть у истоков организации этого движения, разработки концепций и проектов, форм и методов патриотической работы с подрастающим поколением. Неужели не ясно, что, отодвинув институты гражданского общества на «потом», подчеркивая, что патриотические маршруты «необходимо развивать как классический коммерческий туризм, так и социальный»1, Министерство культуры фактически лоббирует интересы туристического ведомства и частного туристического бизнеса. Ведь «социальный» в данном контексте также предполагает приобретение платных путевок. Министерство культуры уже разрабатывает два принципиальных законопроекта РФ, которые, по нашему мнению, и узаконят маршруты по местам боевых и трудовых подвигов нашего народа как коммерческий проект. Так и хочется спросить, а если у родителей ребенка не будет денег на подобные бизнес-маршруты? Тогда ему надо сидеть дома или в подворотне? Такие ребята никогда не пройдут дорогами своих дедов-героев. А как же быть с нашим национальным девизом: «Никто не забыт и ничто не забыто»? Ведь мы хотим растить не Иванов, родства не помнящих, а патриотов, продолжателей славных традиций старших поколений страны...

Именно в процессе целенаправленных патриотических походов, в т.ч. и туристических, находят потерянные могилы, открывают новые имена, проходят торжественные захоронения, создаются памятники, восстанавливается военная техника, и родственники со слезами на глазах благодарят участников патриотического похода. И это теперь будет называться «классическим коммерческим туризмом»? На такую установку нет еще согласия ни органов власти и управления, ни гражданского общества.

Роль коммерции в патриотическом движении туризма, уверен, будет далеко не главной. В 60-80-х гг. этот вопрос вообще не стоял. Уверен, что дети и в условиях рыночных отношений остаются нашей главной конституционной ценностью, государство и общество несут ответственность за их нравственное здоровье. Для доброго и святого дела на Руси и сегодня найдутся добродетели из предпринимательского корпуса, а также в лице тех же профсоюзов, спонсоров, некоммерческих организаций, самих учебных заведений, родителей, да и дети сегодня сами умеют зарабатывать.

На наш взгляд, Министерству культуры необходимо вернуться к вопросу коммерциализации патриотических туристических походов по местам боевой и трудовой славы российского народа, и вернуться теперь уже вместе с институтами гражданского общества. Тем более что Министерство культуры проявляло и проявляет целый ряд других общественных инициатив, к примеру, поддерживает проведение дней открытых дверей в музеях и выставках в ночное время на бесплатной основе. Министерство культуры и столичные органы власти создают культурный паспорт учащейся молодежи, который позволяет бесплатно посещать театры и музеи, участвовать в многочисленных культурных проектах, например, проведении уроков и семинаров непосредственно в музеях.

Процессы реформирования и демократизации российского общества, требования духовно-нравственного воспитания значительно актуализировали необходимость возвращения общественных ценностей, соединения образования и культуры в учебных заведениях страны, укрепления духовно-нравственной основы общества. Особый акцент должен ставиться на воспитании патриотизма, нравственности, уважения к славным традициям многонационального народа, отстоявшего суверенитет, честь и достоинство нашей страны. События на Украине показали, что коммерциализированное, формальное, прозападное, националистическое воспитание подрастающего поколения чревато потерей целого поколения молодежи, конфликтом интересов населения, развалом еще не окрепшей государственности. И выводы из этой конкретно-исторической ситуации необходимо делать нам, педагогическим коллективам, общественным объединениям — институтам гражданского общества.

1 Сазонова А. 2014. И дым отечества нам сладок. - Орловская правда. Март.

С учетом исторического и современного опыта нашей страны, несомненно, будет повышаться роль культуры в сфере патриотического воспитания молодежи, что объективно будет способствовать решению социально-экономических задач, региональному развитию, укреплению единства и стабильности современного российского общества.

VASYUTIN Y.S., Dr.Sci.(Hist.), Professor of the Department of Political Science, Public Administration and Municipal Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Orel Branch; Member of the Academy of Political Science; Member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences; Member of the Public Council of the CFA (Pobedy blv., 5a, Orel, Russia, 302028; Y.S.Vasutin@ yandex.ru)

COMMERCIAL PROFIT IS NOT THE MOTIVATION FOR PATRIOTIC YOUTH MOVEMENT

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problem of the importance and effectiveness of the mass patriotic movement. The author pays attention to the all-Russian campaign for the development of patriotic routes in the country that is visiting places of battle and the labor glory of the Russian people. The author expresses his disagreement with the ideology of the development of this national patriotic movement as a commercial business tourism and appeal with this idea to the public opinion.

Keywords: patriotism, nation-wide social movement, commercial tourism, commercial patriotic routes, public finance, civil society institutions

УДК 316.75:001

БАРАНЕЦ Наталья Григорьевна - д.филос.н., доцент; профессор кафедры философии Ульяновского государственного университета (УлГУ)

432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 4. n_baranetz@mail.ru

ВЕРЕВКИН Андрей Борисович - к.физ.-мат.н., доцент кафедры алгебро-геометрических вычислений УлГУ a_verevkin@mail.ru

ГОРШКОВА Анастасия Владимировна - аспирант кафедры философии УлГУ it@ulsu.ru

О ПАТРИОТИЧЕСКИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИЗИКОВ НАЧАЛА XX в.

Аннотация. В статье изучается феномен патриотизма и пути вхождения этого понятия в отечественный дискурсXIXв. в качестве мотивационно-ценностного критерия научной интеллигенции. Показано, как патриотизм включается в систему ценностей ученого, влияя на его профессиональное поведение, формирующее национальную научную традицию. На примере выдающихся отечественных физиков А.Г. Столетова, П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова показано влияние патриотических убеждений на их работу. Ключевые слова: патриотизм, идеология, научное сообщество, историческая рефлексия

Может ли в профессиональной деятельности ученого проявляться такой ценностно-идентификационный феномен сознания, как патриотизм? Для получения ответа разберем идеи и ценности патриотизма, а также характер влияния его на общественное сознание. Мы покажем, как патриотизм включается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.