Научная статья на тему 'Коммерческая издательская деятельность в Уфимской губернии в середине XIX – начале XX в'

Коммерческая издательская деятельность в Уфимской губернии в середине XIX – начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УФА / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КНИГА / ГУБЕРНСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ТИПОГРАФИИ / ТИПЫ ТИПОГРАФИЙ / ПЕРВЫЙ ИЗДАТЕЛЬ В ПРОВИНЦИИ / УЧРЕДИТЕЛИ ТИПОГРАФИЙ / КНИГИ / ВИДЫ ИЗДАНИЙ / ТИПЫ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / UFA / PUBLISHING BUSINESS / PROVINCIAL BOOK / PROVINCIAL PRINTING HOUSE / PROVINCIAL TYPOGRAPHS / TYPES OF PRINTERS / TEXTBOOKS / TYPES OF PUBLICATIONS AND PUBLISHING ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полякова Е. В.

Рассматриваются вопросы возникновения коммерческой издательской деятельности в провинции. Показаны основные причины возникновения частных издательств, а также проблемы, с которыми сталкивались провинциальные издатели и типографы при издании книг. Особое внимание уделено издательской деятельности таких типографов, как Н. К. Блохин, Ф. Г. Соловьев, П. В. Иконников. Поднят вопрос о первом издателе в губернии. Приведены учредители типографий. Характеризуется роль земских печатных учреждений в издательской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL PRIVATE PUBLISHING BUSINESS IN UFA PROVINCE IN THE 2 ND HALF OF 19 TH AND 20 TH CENTURIES

Тhe article deals with foundation of commercial private publishing houses. The main reasons for releasing books and problems which faced provincial publishers and typographers at book publishing are described. The laws of publishing are shown. The main attention is paid to the Russian typographers’ publishing activity as N. K. Blokhin, F. G. Soloviev and P. V. Ikonnikov. The question of the very first textbook printer in the province is dwelt on. It is shown that the owners of typographies and publishing houses often become merchants. The role of the Zemstvo publishing activity in the publishing sphere is shown.

Текст научной работы на тему «Коммерческая издательская деятельность в Уфимской губернии в середине XIX – начале XX в»

УДК 655.1/.3

КОММЕРЧЕСКАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

© Е. В. Полякова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32. Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: [email protected]

Рассматриваются вопросы возникновения коммерческой издательской деятельности в провинции. Показаны основные причины возникновения частных издательств, а также проблемы, с которыми сталкивались провинциальные издатели и типографы при издании книг. Особое внимание уделено издательской деятельности таких типографов, как Н. К. Блохин, Ф. Г. Соловьев, П. В. Иконников. Поднят вопрос о первом издателе в губернии. Приведены учредители типографий. Характеризуется роль земских печатных учреждений в издательской сфере.

Ключевые слова: Уфа, издательское дело, провинциальная книга, губернские издательства, провинциальные типографии, типы типографий, первый издатель в провинции, учредители типографий, книги, виды изданий, типы издательских объединений.

Издательская деятельность в провинции получила свое развитие благодаря таким факторам, как строительство железных дорог, рост числа грамотных, поднятие на более высокий уровень науки и искусства. В связи с ростом образования увеличился товарооборот книжной продукции, появились новые полиграфические предприятия.

До реформы 1861 г. почти все полиграфическое дело было сосредоточено в столицах: провинциальных типографий было не так много. Однако с середины 1860-х гг. до начала 1880-х гг. их количество возрастает примерно в два с половиной раза [1, с. 5]. Этот период стал временем основания известных крупных капиталистических издательско-полиграфических фирм.

Первая казенная типография была открыта в Уфимской губернии в 1801 г. - это типография губернского правления. Вопрос об открытии первой частной типографии является спорным. Первой частной типографией считалось печатное предприятие Н. К. Блохина, открытое 6 марта 1864 г. Однако В. В. Пугачев ссылается на частное объявление в «Оренбургских губернских ведомостях» 1847 г., которое сообщает об открытии типографии казанского мещанина С. Перлина в г. Уфе [2, с. 135]. Таким образом, первое частное печатное предприятие принадлежало не Н. К. Блохину, как считалось ранее. Следует указать, что предприятие Н. К. Блохина первоначально принадлежало статскому советнику Александру Андреевичу Пеккеру и матери Блохина, уфимской купчихе 1-й гильдии Марии Степановне Блохиной [3]. Первоначально и газета Н. К. Блохина «Уфимской листок объявлений и извещений» печатался в вышеуказанной типографии [4]. Владельцы стали вести дела отдельно в 1872 г., по материалам ревизии торговопромышленных заведений в г. Уфе, проведенной в 1865-1878 гг., указано, что в доме купца Пенно находилась типография и переплетная, принадле-

жащая надворному советнику А. Пеккеру. В них выполняли заказы 10 человек [5]. А заведение Н. К. Блохина в ведомости Уфимской губернии 1872 г. указывается как отдельное [6]. Следующая уфимская типография учреждается купцами И. С. Петровым и В. Б. Новиковым. Она функционировала с 17 января 1888 г. [7, с. 162].

После 1865 г. продолжалось строительство новых полиграфических предприятий в губернии. В 1872 г. первую частную типографию в г. Златоусте открыл купец 1 -й гильдии Сорокин (в 1893 г. она уже не действовала). Златоуст был крупным центром российской горнозаводской промышленности. Квалификация рабочих и общий уровень грамотности в этом населенном пункте были довольно высокими. Здесь раньше других губернских городов и селений открылись бесплатные библиотеки-читальни, также имелись государственные учебные заведения и свои ремесленные школы. В этом же городе в 1889 г. основывается типография М. Г. Кочергова.

В уездном городе Бирске 9 июля 1886 г. учреждает первую на севере губернии типографию Иконников. Елабужский мещанин Бусыгин в 1886 г. открывает полиграфическое предприятие в Стерлитамаке. Две типографии работали в западной части губернии в г. Мензелинске (ныне Республика Татарстан): одна из них была открыта 31 июля 1887 г. и принадлежала надворному советнику И. Н. Кибардину, вторая - статскому советнику Шетковскому (открыта 26 августа 1887 г.). В уездном г. Белебее открылась типография в 1896 г. в доме местного купца Напалкова.

Число полиграфических предприятий постепенно увеличивалось. В 1899 г. на территории Уфимской губернии действовало 9 частных полиграфических предприятий: в Бирске - Иконникова, в Златоусте - Кочергова, в Мензелинске - Губанова и Шетковского, в Стерлитамаке - Бусыгина и Де-

зюрцева. Губернский город располагал тремя частными типографиями. В 1901 г. их насчитывалось 11, на 1 января 1913 г. - 14 [8, с. 36]. К 1917 г. в Уфимской губернии было 12 частных типографий: в Уфе - 5, в Бирске, Златоусте, Стерлитамаке - по 2, в Мензелинске - 1 [9, с. 36].

Как и по всей России, появление новой отрасли в глубинных городах империи, таких как Уфа, Белебей, Стерлитамак, Бирск, Златоуст и Мензе-линск, объяснялось прозаическими причинами: открытие печатен давало местным типографам дополнительный заработок от полиграфических услуг. В 1901 г., по сообщениям податных инспекторов в казенную палату, в уфимской электротипографии В. П. Колмацкого оборот составил 8500 руб., в электротипографии В. Л. Соколовского -2500 руб., в мензелинской типографии Т. И. Губанова - 1500 руб. Из уездных городов наибольшую сумму показывали предприятия Иконникова и М. Г. Кочергова в Бирске - по 5000 руб. [10].

Представляет интерес вопрос об учредителях типографий. Уфа являлась купеческим городом, поэтому владельцами полиграфических предприятий были в основном представители местного торгового купечества. Например, фирма отца Ф. Г. Соловьева торговала чаем с 1872 г. Братья Зайковы занимались торговлей мануфактурой [11, с. 10]. Купец Я. И. Лебедев состоял членом учетного комитета городского общественного банка в Уфе [12, с. 14].

Внедрение в полиграфию в начале XX в., как и в других отраслях народного хозяйства, машинной техники, приводило к утрате мелким предпринимателем доминирующего экономического положения. В 1914-1915 гг. самыми большими типографиями Уфимской губернии были: «Печать», типография В. Н. Шаровкина, типография Ф. Г. Соловьева и Ко, типография Н. К. Блохина.

Губернская типография, в отличие от частных, находилась на казенном обеспечении, что позволяло ей укреплять свою материальную базу. Например, типография В. П. Колмацкого была продана фирме Ф. Г. Соловьева и Ко [13, с. 16]. Та же участь постигла типографию П. В. Иконникова. В 1916 г. с торгов пошла типография В. З. Дубовицкого «Труд» [14, с. 23].

С конца 60-х гг. среди типографского оборудования большое распространение получают иностранные машины тигельного пресса. На таких типографиях печатали акцидентную продукцию -бланки, карточки, билеты и пр. Внедрение тигельных машин в русскую полиграфию вызвало конкуренцию между типографским и литографским способом печатания. По мере того как типографский способ печати одерживал победу над литографским, усиливалась и конкуренция между владельцами типографий. Многие из них начинают присоединять к имеющемуся оборудованию и литографское, что позволяет им удешевить иллюстра-

ционное печатание. В Уфимской губернии наиболее крупными такими предприятиями были типолитография В. К. Шлегер, В. П. Колмацкого (потом куплена Ф. Г. Соловьевым), электротипография товарищества «Печать» Делинского, паровая типолитография Ив. Зайкова, Торгового дома Л. Е. Милюкова и И. М. Лебедева, Н. Шаровкина и К, паровая типография «Гирбасов и Наследники».

Господствующее положение в отрасли типолитографий означало утверждение в печатном деле универсального производства. Все они отличались значительным разнообразием выпускаемой продукции. В центре пестрой изготовляемой продукции в 1860-1880-х гг. XIX в. отличались также мощные типографии И. Н. Кушнерева, С. Н. Куль-женко, А. Ф. Маркса и И. Д. Сытина [15, с. 18].

У земских учреждений не было своей полиграфической базы, поэтому они обращались к частным издателям. Сначала отчеты, сборники постановлений, журналы и т.п. печатались у Н. К. Блохина. В типографиях А. П. и И. Зайковых, Н. В. Шаровкина. Л. Е. Милюкова и И. М. Милюкова и И. М. Медведева выходили труды земских деятелей: С. Ф. Гарденина, М. П. Красильникова и др.

В XIX в. в связи с открытием во многих городах России училищ возникла потребность в выпуске учебных пособий, программ для поступающих в эти учебные заведения. Например, частными типографиями в Уфимской губернии, занимавшимися печатанием программ, учебных пособий, были типографии Н. К. Блохина, Ф. Г. Соловьева.

В Уфимской губернии был также налажен выпуск почтовых открыток типографским способом. Известнейшим уфимским издателем почтовых открыток был Н. К. Блохин. Почтовые открытки с видами г. Уфы (изображения известных зданий, центральных улиц и пр.) были очень популярны, об этом говорят цифры - за три-четыре года он выпустил не менее 10 переизданий [16, с. 2]. В начале XX в. издательство Н. К. Блохина завязывает отношения с крупнейшим производителем открыток -акционерным обществом «Гранберг» в Стокгольме, издававшим открытки для всей России. После 1904 г. Блохин совместно с фирмой «Гранберг» выпустил целый ряд новых серий, посвященных Уфе и Уфимской губернии. Особый интерес представляет изданная Н. К. Блохиным серия типов торговцев на уфимском базаре. Типография В. П. Колмацкого и К также издавала открытки с видами Уфы. Однако увидела свет лишь одна серия изданий [17, с. 19-20]. Издание открыток было организовано в городе Белебее [18, с. 48-50], селе Давлеканово. Владелец типографии и книжного магазина в с. Давлеканово А. П. Фризен занимался выпуском почтовых открыток, отличавшихся высоким уровнем полгирафии. Он издал около 30 серий с видами Давлеканово.

После завершения строительства в 1888 г. Са-маро-Златоустовской железной дороги в местных типографиях выпускали книжки-расписания поездов, следующих через станцию Уфа [19].

Издателю в финансовом отношении было выгоднее печатать свою продукцию в чужих типографиях: наличие собственного предприятия вынуждало заботиться о регулярной загрузке оборудования, затрачивая таким образом дополнительный капитал [20]. Однако если издатель занимался выпуском периодических изданий, то иметь свою полиграфическую базу было просто необходимо, так как нужно было планировать выпуск продукции, при этом не опасаясь, что чужая типография может задержать выпуск. Источником, позволяющим издателю приобретать типографское оборудование, являлась подписка, с помощью которой издатель получает от читателей в форме аванса значительные денежные средства, которые он вкладывает в основной капитал.

Мощное полиграфическое предприятия позволяло заниматься книжной торговлей. Поэтому Н. К. Блохин в Уфе продолжал заниматься книжной торговлей после закрытия своей типографии в 1872 г., после завел еще и писчебумажный магазин. Аналогичным образом поступили А. Л. Напалков и Ко. Д. Ростовцев в Стерлитамаке, Ф. Г. Соловьев. Наличие собственной торговой сети позволяло издательско-полиграфическим предприятиям обрести необходимую производственную и финансовую гибкость. Так, первоначально типография Н. К. Блохина мало печатала книжной продукции. Торговля по преимуществу чужими и своими изданиями давала возможность вкладывать полученный доход с продажи бумаги изданий в техническое совершенствование изданий газеты «Уфимский листок объявлений и извещений».

Развитие полиграфического рынка усилило конкурентную борьбу между предприятиями. Возникла необходимость учреждения союзов, в которых происходила концентрация совместного капитала. Такие объединения имели название - торговые товарищества, которые подразделялись на два вида: торговые дома и акционерные объединения или товарищества на паях. Торговые дома имели две формы - торговые товарищества полные и торговые товарищества на вере. Для обозначения последних использовался знак «... Ко», который следовал после перечисления фамилий участников, входивших в него.

Товарищество полное формировалось из двух или более предпринимателей или товарищей. Они были ответственны за все долги предприятия всем своим движимым или недвижимым имуществом. Во многих случаях товарищества полные возникали с целью объединения капиталов для поддержания и расширения коммерческого предприятия. Нередко такие торговые дома возникали, когда на-

следники умершего коммерсанта объединялись в целях совместного продолжения дела [21, с. 118].

Товарищества на вере формировались из средств одного или многих вкладчиков, которые вверяли первым для торга суммы своих капиталов в большем или меньшем количестве. Вкладчики участвовали в таких товариществах только своими вкладами и не участвовали в распоряжении его дел. Ответственность ограничивалась только суммой вкладов. Иногда предприятие одного товарищества переходило к другому. Так, в 1904 г. паровая типолитография, переплетное и линовальное заведение Зайковых перешли во владение купцу С. М. Гирба-сову и Е. В. Милюковой и стали существовать под фирмой «С. М. Гирбасов и Ко».

Такое положение дел в области объединения предприятий отражала торгово-производственную направленность предпринимательской деятельности того времени. Пайщиками были представители торгового капитала - Н. К. Блохин, И. П. Зайков, В. П. Колмацкий и др.

Участниками товариществ часто становились государственные служащие (например, заведующий типографией товарищества Я. И. Лебедев и Г. М. Белякова в Златоусте) или представители других сословий (дворяне или крестьяне). Аккумуляция капитала пайщиков торговых домов ускоряла утверждения фабричной системы в полиграфии. Значительная концентрация капитала позволяла приобрести паровой двигатель, приспособление некоторых машин к паровому движению, увеличение числа машин - типографских, литографских, переплетных, гравировальных.

За счет увеличения платных публикаций и рекламы укреплялась материальная база. Это обстоятельство подчеркивал П. И. Столпянский в своей статье «Официальная и официозная пресса в Оренбурге»: «В настоящее время объявления - необходимая принадлежность газеты, объявления дают все средства, на которые и возможно издавать газету. Положение вещей в 60-х гг. было несколько иное. Даже редакция считала для себя за тягость помещать объявления. Тогда Оренбургская губерния (Уфа и Оренбург) были настолько незначительны, что каждый из обывателей прекрасно знал и без объявления, что творилось в мире. Конкуренция была в зародыше. И понятно, что торговец не печатал широковещательных реклам» [22, с. 35-36].

Рекламные объявления печатали все выходящие в Уфе газеты. Первая частная газета Н. К. Блохина «Уфимский листок объявлений и извещений» (1871-1911) содержала в себе сведения о товарах и услугах. Такой же характер имело издание П. И. Бутыльниковой «Уфимский справочный листок» (1909-1910) [23]. Постепенное увеличение объема платных публикаций и рост доходов, связанных с ними, давали возможность покрывать часть издательских издержек [24, с . 39].

В начале XX в. в периодических изданиях губернии, как и в целом по России, происходит разделение редакторских и издательских функций. Редактором выступало лицо «цензурное», а фактически издателями являлись один или несколько предпринимателей, так как на основание газеты требовался начальный капитал, и подписка не всегда могла покрывать все расходы. Например, «Уфимская жизнь» издавалась П. П. Толстым, а редактором являлся В. С. Елизаровский [25, с. 1].

Необходимо показать портрет издателей-типографов в исследуемый период. К сожалению, мало данных о специальном образовании руководителей типографий. П. В. Иконников (г. Бирск) закончил двухклассное сельское училище, А. П. Бусыгин (г. Стерлитамак) - уездное училище [26]. Владелец типографии в Уфе купец В. П. Кол-мацкий получил домашнее образование [27]. Владелец «Восточной печати» Фатых Карими совершил большое путешествие по странам Европы, он ознакомился с работой крупных европейских типографий.

Таким образом, в начале XX в. в издательском деле появились акционерные объединения. Они еще не специализировались на выпуске определенного вида изданий. Чаще всего русские издатели сами же были и типографами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Книжное дело в провинции // Книга в России: 1861-1881. В 3-х т. / под ред. И. И. Фроловой. М., 1990. Т. 2. С. 5.

2. Пугачев В. В. У истоков печатного и книжного дела в Оренбургской и Уфимской губерниях // Вельские просторы. 2001. №12. С. 135.

3. ЦГИА РБ. Ф. И-6. Оп. 2. Д. 62. Л. 139; Д. 63. Л. 87; Д. 64. Л. 51; Д. 66. Л. 37; Д. 68. Л. 71.72.

4. РГИА. Ф. 776. Оп.11. Д.135. Ч.1. Л.43; Д. 106. Л. 238.

5. ЦГИА РБ. Ф. И-139. Оп. 1. Д. 5. Л. 58.

6. РГИА. Ф. 776. Оп. 11. Д. 106. Л. 238.

7. Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века. Казань, 1974. С. 162.

8. Историко-статистические таблицы деятельности уфимских земств. К 40-летию существования земств в Уфимской губернии. 1875-1914. Уфа, 1915. С. 36.

9. Адрес-календарь г. Уфы и Уфимской губернии на 1917 г. Уфа, 1917. С. 36.

10. ЦГИА РБ. Ф. И-132. Оп.1. Д 2220. Л.8, 18, 24, 26, 31, 38.

11. Отчет Уфимского общества биржевого комитета за 1911.

Уфа, 1912. С. 10.

12. Справочник по Уфимскому городскому управлению на 1914 г. Уфа. С. 14.

13. Уфимские губернские ведомости. 25 декабря 1905; 25 января 1906.

14. Уфимские губернские ведомости. 7 апреля 1904; 23 января, 25 января 1916.

15. Книга в России. 1861-1881. Т. 2. С. 18.

16. Барсов Н. Н. Из уфимских газет // Вечерняя Уфа. 1998. 29 августа.

17. Федоров В. К. Новый источник по истории Башкортостана - почтовая открытка конца XIX - начала XX в. Уфа, 1997. С. 19-20.

18. Федоров В. К. Давлекановский феномен начала XX в. // Уфа, 2003. С. 48-50.

19. Пугачев В. В. История книги. Уфа, 2000. С. 89.

20. ЦГИА РБ. Ф.И-148. Оп. 1. Д. 7. Л. 1,1 об.

21. Самородов Д. П. Утверждение капитализма в торговле дореволюционной Башкирии (вторая половина XIX - начало XX в.). Стерлитамак, 1999. С. 118.

22. Столпянский П. И. Официальная и официозная пресса в

Оренбурге // Труды Оренбургской ученой архивной ко-

миссии. Т. 12. Оренбург, 1903. С. 35-36.

23. РГИА. Ф. 776. Оп. 31. Д. 98. Л. 49.

24. Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал (конец XIX - 1914 г.). М., 1984. С. 39.

25. Уральский торгово-промышленный календарь на 1911 г. Пермь, 1911. С. 1.

26. ЦГИА РБ. Ф. И-132. Оп. 1. Д. 2064. Л.3об.

27. РГИА. Ф. 776. Оп. 14. Д.234. Л.5.

Поступила в редакцию 04.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.