Научная статья на тему 'Комментарий к федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле»'

Комментарий к федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
986
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комментарий к федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле»»

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА № 173-ФЭ «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

Е.Г. ХОМЕНКО,

кафедра предпринимательского (хозяйственного) права, Московская государственная юридическая академия

Необходимость совершенствования законодательства о валютном регулировании в Российской Федерации назрела давно. Принятый в 1992 г. з&кон «О валютном регулировании и валютном кЬнтроле»1, несомненно, имел колоссальное значение, поскольку позволил определить принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства, а также урегулировать иные важные вопросы в сфере валютных правоотношений.

Закон содержал немало валютных ограничений для субъектов, осуществляющих валютные операции, и создавал для российского бизнеса излишние, с его точки зрения, сложности. И вот 10 декабря 2003 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 17Э-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»2, устанавливающий принципиально новый под-ход к правовому регулированию валютного рынка в России.

1. Прежде всего следует обратить внимание на тот факт, что в преамбуле нового закона, в отличие от предыдущего, четко определена его цель — Обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Рорсийской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

В соответствии с установленной целью к сфере действия указанного закона и к отношениям, им регулируемым, относятся правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов

1 Российская газета, № 240, 04.11.1992.

1 российская газета, № 253, 17.12.2003.

валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

Следует отметить, что если ранее действовавший закон определял принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, то новый закон устанавливает только принципы валютного регулирования и валютного контроля. Указанное изменение свидетельствует о том, что при осуществлении хозяйствующими субъектами валютных операций вмешательство государства в этот процесс отныне будет сведено к минимуму и направлено только на обеспечение реализации единой государственной политики в данной сфере в целом. Об этом свидетельствует также содержание принципов валютного регулирования и валютного контроля, которые впервые сформулированы в новом законе. Такими принципами, в соответствии со ст. 3 нового закона «О валютном регулировании и валютном контроле», являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

2. Очень важной новеллой нового закона «О валютном регулировании и валютном контроле» является принципиальное изменение подхода к определению понятия валютных ценностей.

Ранее действовавший закон к валютным ценностям относил:

а) иностранную валюту;

б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы - золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Новый закон к валютным ценностям относит лишь иностранную валюту и внешние ценные бумаги. Таким образом, и драгоценные металлы, и драгоценные камни из состава валютных ценностей исключены. При этом законодатель вводит совершенно новый для росийского права институт внешних и внутренних ценных бумаг.

Внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерции;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Внутренние ценные бумаги— это ценные бумаги, отвечающие хотя бы одному из двух указанных признаков.

Внешние ценные бумаги - это все ценные бумаги, в том числе бездокументарные, не являющиеся внутренними. Именно эти ценные бумаги законом отнесены к валютным ценностям.

3. Несколько изменилось определение понятия резидентов и нерезидентов.

Ранее к резидентам — физическим лицам законодатель относил всех лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящихся за пределами Российской Федерации. Теперь к резидентам -физическим лицам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Законодатель к резидентам относит теперь также Российскую Федерацию, ее субъектов, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Кроме того, законодатель относит к резидентам также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензией Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Понятие нерезидентов серьезных изменений не претерпело, но законодатель указал, что к ним, помимо перечисленных в законе лиц, могут быть отнесены и иные лица, не определяемые законом «О валютном регулировании и валютном контроле» как резиденты.

Говоря о субъектах валютных отношений, нельзя обойти вниманием уполномоченные банки. В ранее действовавшем законе уполномоченные банки определялись как банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций. Такая формулировка не соответствовала Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»3, который с 1996 г. не содержит понятия кредитного учреждения.

Новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет уполномоченные банки как кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Такое определение уполномоченного банка полностью соответствует действующему банковскому законодательству.

4. Полностью изменился подход законодателя к определению валютных операций и регулированию порядка их осуществления.

Валютные операции теперь не классифицируются на текущие и связанные с движением капитала, как это было в предыдущем законе. Законодатель свел количество операций, отнесенных к валютным, к следующим шести:

1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента ва-

3 Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. С. 492.

Финансы и кредит

4 (142) 2004

лютных ценностей на законных основаниях, а так-же использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

4) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

5) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

6) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздев счета) того же лица, открытый на территорий Российской Федерации.

Таким образом, законодатель дал исчерпывающий перечень операций, подлежащих регулированию.

Ранее в целях ограничения вывоза капитала из Российской Федерации Центральный банк обязывал участника валютной операции, не относящейся к текущей, и, следовательно, связанной с движением капитала, получать разрешение (лицензию) Банка России. Теперь, если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования (Банком России, Правительством РФ), то валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без каких-либо ограничений.

Установлено также, что органы валютного регулирования издают нормативные правовые

акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных самим федеральным законом.

Ограничения на осуществление некоторых валютных операций все же могут быть установлены, но только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. При этом в законе особо отмечается, что данные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Ограничения могут быть установлены Правительством РФ или Центральным банком РФ в отношении валютных операций движения капитала.

К валютным операциям движения капитала, порядок осуществления которых регулируется Правительством РФ, относятся, в частности, следующие.

1). Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте некоторых товаров.

2). Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ.

3). Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности.

4). Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности.

В отношении этих, а также некоторых других операций Правительством РФ в качестве ограничения предусмотрено только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более оговоренного законом «О валютном регулировании и валютном контроле» срока, определенной денежной суммы. Размер резервируемой суммы колеблется от 20 до 100% от суммы осуществляемой операции.

К валютным операциям движения капитала, порядок осуществления которых регулируется Центральным банком РФ, относятся, в частности, следующие.

1). Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте или в валюте РФ резидентами нерезидентам.

2). Расчеты и переводы при получении кредитов и займов в иностранной валюте или в валюте РФ резидентами от нерезидентов.

3). Операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг.

4). Исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам.

5). Операции кредитных организаций, за исключением банковских операций.

В отношении этих, а также некоторых других операций, Центральный банк РФ может устанавливать только требование об использовании так называемого специального счета и уже упоминавшееся требование о резервировании.

Специальный счет — это банковский счет в уполномоченном банке, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных данным законом. Если законом установлено требование об осуществлении валютной операции с использованием специального счета, то она может осуществляться только с использованием указанного специального счета.

Таким образом, в отношении валютных операций закон допускает только два вида ограничений — использование специального счета и резервирование.

Ограничения, не предусмотренные законом «О валютном регулировании и валютном контроле», органы валютного регулирования устанавливать не могут. Не допускается также установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, определенных законом, в частности при расчетах в магазинах беспошлинной торговли, при осуществлении обязательных платежей (налогов, сборов и др.) в бюджеты различных уровней в иностранной валюте и т.п.

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

- с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по договорам;

• с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов;

• с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

• с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей;

• с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты за валюту России и иностранную валюту, а также с обменом или заменой денежных знаков иностранного государства (группы государств) не для целей предпринимательской деятельности;

• с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям.

5. Очень важной новеллой закона является предоставление физическим лицам — резидентам и нерезидентам права осуществлять валютные операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг, на сумму до 150 ООО дол. США в течение календарного года без ограничений.

Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 ООО дол. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представления в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 ООО дол. США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 ООО дол. США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.

6. Абсолютно новым является содержащийся в новом законе запрет устанавливать требования об идентификации личности при купле-продаже

4(142) 2004

физическими лицами наличной иностранной валюты, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты по просьбе самого лица. Порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами, устанавливается Центральным банком РФ.

7. Принципиальным является установление в законе права резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) или Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Закрепление данного права в законе фактически устраняет препятствия к вывозу капитала за пределы Российской Федерации. Центральный банк РФ может только установить требование о резервировании резидентом суммы, не превышающей 100% суммы валютной операции, на срок не более 60 календарных дней со дня осуществления валютной операции. Указанное право не применяется к юридическим лицам — резидентам до истечения года со дня официального опубликования данного закона.

Очень важным также является закрепление в законе обязанности физических лиц предоставлять в налоговые органы лишь отчет об остатках денежных средств на счетах в иностранной вадюте в банках, расположенных на.территориях иностранных государств, по состоянию на начало каждого календарного года. При этом не требуется предоставлять отчет о движении денежных средств по этим счетам.

8. В решении вопроса о валютном контроле и органах, его осуществляющих, следует также отметить некоторые серьезные изменения.

Раньше агентами валютного контроля являлись уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Теперь агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рын-

ку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Несколько расширена компетенция органов и агентов валютного контроля.

Если ранее они могли осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, за соблюдением ими актов органов валютного контроля, а также проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации, то теперь они могут также запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Кроме того, они могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Подводя итог краткой характеристике нового закона «О валютном регулировании и валютном контроле», следует сказать, что проделана определенная работа, направленная на либерализацию действовавшего в России валютного законодательства, препятствующего росийскому бизнесу осуществлять экспортные операции, а также операции, связанные с перемещением валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Пока трудно делать определенные выводы о том, можно ли считать такую либеральность законодателя позитивной. Представляется, что полностью отказываться от государственного контроля за осуществлением валютных операций не следует. Однако принятый нормативные акт свидетельствует о том, что явно наметилась тенденция к снятию каких-либо ограничений в сфере валютного регулирования.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ - 2 РАЗА В МЕСЯЦ

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.