УДК 66
В. В. Кирсанов
КОММЕНТАРИИ К ОСОБЕННОСТЯМ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28.12.2013Г.
№426-ФЗ «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» НА ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Ключевые слова: промышленная безопасность, охрана труда, условия труда, производственные травмы, профессиональные заболевания, производственная среда, трудовой процесс, класс опасности условий труда.
Прокомментированы основные аспекты, связанные с классификацией опасных и (или) вредных факторов производственной среды и трудового процесса с точки зрения практической реализации Закона на опасных производственных объектах.
Keywords: industrial safety, labor protection, working conditions, industrial accidents, occupational diseases, work environment,
work process, hazard class working conditions.
Commented on the main aspects related to the classification of hazardous and (or) harmful factors of environment and labor process in terms ofpractical implementation of the Law on dangerous industrial objects.
С 1 января 2014г. вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, подписанный Президентом РФ В. Путиным 28 декабря 2013 г. (далее по тексту - Закон).
Организация исполнения данного Закона и реализация организационно-технических мероприятий по приведению выявленных отклонений при проведении идентификации параметров производственной среды и трудового процесса в соответствие с требованиями настоящего Закона является чрезвычайно актуальными для предприятий химического, нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса. Актуальность обусловлена опасными и вредными факторами значительной части рабочих мест предприятий комплекса, необходимостью минимизации воздействия этих факторов на эксплуатационников и, в целом, снижением степени промышленной опасности объектов.
1. Цели проведения специальной оценки условий труда (цели Закона)
Основными целями специальной оценки являются:
1) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов непосредственно на рабочем месте;
2) измерения и исследования вредных и (или) опасных производственных факторов не менее одного раза в пять лет;
3) экспертиза качества специальной оценки условий труда;
4) разработка и реализация мероприятий, направленных на приведение условий труда работающих в соответствие с действующими правилами и нормами по промышленной безопасности;
5) реализация постоянного производственного контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
6) установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
7) установление надбавок к страховому тарифу для обязательного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
8) комплектование рабочих мест эффективными средствами коллективной и индивидуальной защиты в необходимом ассортименте и качестве;
9) объективное расследование причин и обстоятельств производственного травматизма и профессиональных заболеваний, прежде всего, решение вопроса о степени связи данных нерегламентных ситуаций с существующими условиями труда;
10) дифференциация и конкретизация ответственности работодателей (прежде всего) и работников опасных объектов за соблюдением правил и норм по промышленной безопасности;
11) доминирующая роль в проведении специальной оценки условий труда независимого эксперта с профессиональным образованием и опытом работы в области охраны труда и имеющего сертификат эксперта;
12) проведение внеочередной специальной оценки условий труда в случаях, определенных Законом;
13) участие в проведении специальной оценки условий труда рядового работника;
14) ознакомление под роспись работника с результатами специальной оценки условий труда;
15) представление права обжалования работником результатов специальной оценки условий труда в случае его несогласия с оценкой;
16) урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работодателем и работником;
17) для работников, условия труда которых отнесены к вредным 2, 3 или 4 степени или к опасным (класс 4), установление: а) рабочей недели не более 36 часов; продолжительности рабочего вре-менине более 12 часов при 36-часовой неделе и не более 8 часов при 30-часовой неделе; б) дополнительного оплачиваемого отпуска не менее 7 календарных дней; в) минимального размера повышения оплаты труда с вредными и (или) опасными условиями в размере 4% тарифной ставки (оклада);
18) декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям.
2. Административное и уголовное наказание за нарушение Закона
В связи с принятием Закона внесены изменения в ст. 143 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие следующие виды наказаний за нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда:
- наложение административного штрафа на должностных лиц (до пятидесяти тысяч рублей) или дисквалификация на срок от года до трех лет за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда;
- за невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за проведением специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа на должностное лицо (до пятидесяти тысяч рублей) или дисквалификацию на срок от года до трех лет;
- необеспеченность работников средствами индивидуальной защиты по результатам проведенной специальной оценки условий труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,
влечет наложение административного штрафа (до сорока тысяч рублей) или дисквалификацию от года до тех лет;
- эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, может быть подвергнут административному штрафу (до пятидесяти тысяч рублей) или дисквалификации от года до трех лет;
- нарушение требований охраны труда, в том числе невыполнение мероприятий по результатам проведенной специальной оценки условий труда, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью работника, наказывается штрафом на должностное лицо до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на год с лишением прав занимать определенные должности на срок до одного года;
- нарушение требований охраны труда, в том числе невыполнение мероприятий по результатам проведенной специальной оценки условий труда, повлекшие смерть работника, наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением занимать определенные должности на срок до трех лет; если те же деяния повлекли смерть двух и более лет, то называется должностное лицо принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением
свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.
3. Основные различия между введенной Законом специальной оценки условий труда и действовавшей ранее аттестации рабочих мест по условиям труда.
Кроме изменения названия (аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда) система измерения и исследования вредных и (или) опасных производственных факторов, введенная Законом значительно изменена и по содержательной части, основными моментами которых являются следующие:
- «списочный» принцип подхода к предоставлению гарантий и компенсаций за вредные и опасные условия труда заменен на индивидуальную оценку каждого рабочего места по условиям труда;
- специальная оценка определяет размеры льгот для работников (надбавка к тарифу (окладу) за вредные и (или) опасные условия работы; дополнительный отпуск; сокращенный рабочий день);
- в зависимости от степени и класса условий труда устанавливается размер тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд и тарифа на обязательное страхование о несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- классификация условий труда по степени вредности и (или) опасности, в идентификации которой должен принимать непосредственное участие работник и результаты которой согласуются его подписью, разрешит часто возникающие разногласия между администрацией и работниками предприятия о доле вины администрации и работника в нарушении норм промышленной безопасности при нештатных ситуациях (производственные травмы, профессиональные заболевания, инциденты, аварии);
- специальная оценка условий труда проводится комиссией, образуемой работодателем;
- до начала работы утверждается график проведения оценки и перечень рабочих мест, подлежащих оценке;
- определяются аналогичные рабочие места, специальная оценка условий труда на которых будет определяться по одному типовому рабочему месту;
Следует подчеркнуть, что для химических предприятий таких аналогичных рабочих мест в большинстве своем быть не может, так как каждое из них отличается параметрами технологического процесса, применяемыми исходными, промежуточными и конечными продуктами, различным насос-но-компрессорным, емкостным, трубопроводным, электротехническим, киповским и др. оборудованием. Неидентичность указанных и других факторов связана с различными параметрами производственной среды воздействующих на работающих, влияние каждого из которых необходимо оценить
- экспертиза оценки условий труда независимым экспертом позволит объективно определить качество выполненной классификации факторов производственной среды и трудового процесса;
- декларирование соответствия условий труда действующим нормативам (в случае их соответствия) и автоматическое продление декларации по истечении 5 лет. В случае профессионального заболевания или травмы декларация аннулируется и проводится специальная оценка условий труда.
Литература
1. Федеральные законы: «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с
принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №421-ФЗ.
2. Кирсанов В.В. Интерпретация терминологии по безопасности человека, технических устройств и окружающей природной среды/ Вестник Казан.технол. унта.- 2012.- № 4 - С. 91-93.
3. Кирсанов В.В. К вопросу о систематизации и конкретизации профилактической работы по повышению уровня промышленной безопасности предприятий нефтехимического комплекса / Вестник Казан.технол. ун-та.- 2013.- №24 - С. 138-142.
© В. В. Кирсанов - д-р техн. наук, проф. каф.общей химии и экологии КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, [email protected].
© V. V. Kirsanov - Dr. Sci. Sciences, prof. Department. general chemistry and ecology KNITU-KAI after A. N. Tupolev. [email protected].