Научная статья на тему 'Коммеморативные семейные практики: Великая Отечественная война и мирное время в жизни наших родителей'

Коммеморативные семейные практики: Великая Отечественная война и мирное время в жизни наших родителей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ / СИБИРСКИЙ ТЫЛ / ПОБЕДА / КОММЕМОРАЦИЯ / КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / Н.А. ШЕЛЕГИН / А.И. НАЗАРОВА / СЕМЬЯ / ТРАНСПОКОЛЕННЫЙ ОПЫТ / GREAT PATRIOTIC WAR / NORTH-WESTERN FRONT / SIBERIAN REAR / VICTORY / COMMEMORATIVE PRACTICES / N.A. SHELEGIN / A.I. NAZAROVA / FAMILY / TRANSGENERATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шелегина Ольга Николаевна, Шелегин Николай Николаевич

Коммеморация (феномен, связанный с сохранением в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого) и коммеморативные практики (совокупность способов закрепления, сохранения и передачи в обществе памяти о прошлом) становятся актуальным социокультурным явлением, требующим изучения на разных уровнях от глобального и национального до регионально-локального и персонального. Особую значимость в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне приобретают коммеморативные практики, связанные с историей жизни участников этих событий на фронте и в тылу, а также в послевоенный период, обладающие мощным образовательным и воспитательным потенциалом, необходимым для транспоколенной передачи гражданско-патриотических традиций. В статье представлен опыт коммеморации жизненного пути наших родителей - ветеранов педагогического труда - Николая Александровича Шелегина (24.08.1922-08.09.2015) и Анны Ивановны Назаровой (22.06.1923-13.02.2008), непосредственных участников событий Великой Отечественной войны на фронте и в тылу. В панораме событий Великой Отечественной войны и контексте семи десятилетий жизни страны после Победы изложена персональная история нашего отца - Почетного гражданина Сузунского района Новосибирской области. Его личные воспоминания об участии в боях на Северо-Западном фронте, официальные документы, интернет-ресурсы, впечатления современников положены в основу данной работы. Воспоминания о жизни в сибирской дерене в военные годы и после войны «О семье и о себе», изложенные в стихотворной форме А.И. Назаровой, сохранившиеся в семейном архиве, создают в публикации эмоциональное пространство и напряжение, что играет существенную роль в коммеморативных практиках. Интеграция общественного и личного имеет непреходящее социокультурное значение для сохранения и передачи традиций, транспоколенного опыта формирования достойных моделей поведения - патриота, гражданина, хорошего семьянина, что сейчас особенно важно и ценно для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шелегина Ольга Николаевна, Шелегин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMEMORATIVE FAMILY PRACTICES: THE GREAT PATRIOTIC WAR AND TIME OF PEACE IN THE LIFE OF OUR PARENTS

Commemoration is a phenomenon associated with the preservation of the memory of significant events of the past in public consciousness. Commemorative practices are a set of methods to consolidate, preserve and transmit the memory of the past in society. In general, they relate to the actual socio-cultural phenomena that require study at different levels, from global and national to regional, local, and personal. In the year of the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, commemorative practices related to the life history of the participants of these events at the front and in the rear, as well as during the postwar period, acquire special significance. These practices have a strong educational and training potential, which is necessary for the transfer of civil and patriotic traditions from one generation to another. The article presents the experience of commemorating the life path of our parents - the veterans of pedagogical work - Nikolay Alexandrovich Shelegin (24.08.1922-08.09.2015) and Anna Ivanovna Nazarova (22.06.1923-13.02.2008), who were the direct participants of the Great Patriotic War events at the front and in the rear. The view of the events of the Great Patriotic War and the context of seven decades of the country’s life after the Victory describes the personal history of our father - Honorary Citizen of the Suzun district of the Novosibirsk region. His personal memories of participation in the battles on the North-Western front, official documents, Internet resources, impressions of his contemporaries form the basis of this article. The family archive preserves the memories of life in the Siberian village during the war years and after the war. These memories “About herself and about the family”, set out in the poetic form by A.I. Nazarova, create an emotional field in the publication, which plays a significant role in commemorative practices. The integration of the public and personal is of everlasting socio-cultural importance for the preservation and transmission of traditions, transgenerational experience of forming worthy models of behavior: a patriot, a citizen, a good family man, which is now especially valuable in our country.

Текст научной работы на тему «Коммеморативные семейные практики: Великая Отечественная война и мирное время в жизни наших родителей»

О.Н. Шелегина Н.Н. Шелегин*

Коммеморативные семейные практики: Великая Отечественная война и мирное время в жизни наших родителей

DOI: 10.31518/2618-9100-2020-3-13 УДК 94(477.75)«1945/199» Выходные данные для цитирования: Шелегина О.Н., Шелегин Н.Н. Коммеморативные семейные практики: Великая Отечественная война и мирное время в жизни наших родителей // Исторический курьер. 2020. № 3 (11). С. 134-144. URL: http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER-2020-3-13.pdf

O.N. Shelegina N.N. Shelegin*

Commemorative Family Practices: the Great Patriotic War and Time of Peace in the Life of Our Parents

DOI: 10.31518/2618-9100-2020-3-13 How to cite:

Shelegina O.N., Shelegin N.N. Commemorative Family Practices: The Great Patriotic War and Time of Peace in the Life of Our Parents // Historical Courier, 2020, No. 3 (11), pp. 134-144. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER-2020-3-13.pdf

Abstract. Commemoration is a phenomenon associated with the preservation of the memory of significant events of the past in public consciousness. Commemorative practices are a set of methods to consolidate, preserve and transmit the memory of the past in society. In general, they relate to the actual socio-cultural phenomena that require study at different levels, from global and national to regional, local, and personal. In the year of the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, commemorative practices related to the life history of the participants of these events at the front and in the rear, as well as during the postwar period, acquire special significance. These practices have a strong educational and training potential, which is necessary for the transfer of civil and patriotic traditions from one generation to another. The article presents the experience of commemorating the life path of our parents - the veterans of pedagogical work -Nikolay Alexandrovich Shelegin (24.08.1922-08.09.2015) and Anna Ivanovna Nazarova (22.06.1923-13.02.2008), who were the direct participants of the Great Patriotic War events at the front and in the rear. The view of the events of the Great Patriotic War and the context of seven decades of the country's life after the Victory describes the personal history of our father -Honorary Citizen of the Suzun district of the Novosibirsk region. His personal memories of participation in the battles on the North-Western front, official documents, Internet resources, impressions of his contemporaries form the basis of this article. The family archive preserves the memories of life in the Siberian village during the war years and after the war. These memories "About herself and about the family", set out in the poetic form by A.I. Nazarova, create an emotional field in the publication, which plays a significant role in commemorative practices. The integration of the public and personal is of everlasting socio-cultural importance for the preservation and transmission of traditions, transgenerational experience of forming worthy models of behavior: a patriot, a citizen, a good family man, which is now especially valuable in our country.

Keywords: Great Patriotic War; North-Western front; Siberian rear; Victory; commemorative practices; N.A. Shelegin; A.I. Nazarova; Family; transgenerational experience.

* Шелегина Ольга Николаевна, доктор исторических наук, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]

Шелегин Николай Николаевич, руководитель музейного комплекса, Средняя общеобразовательная школа № 2, Искитим, Новосибирская область, Россия, e-mail: [email protected]

Shelegina Olga N., Doctor of Historical Sciences, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected]

Shelegin Nikolay N., Head of the Museum Complex, Secondary school No. 2, Iskitim, Novosibirsk Region, Russia, email: [email protected]

The article has been received by the editor on 17.05.2020.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. Коммеморация (феномен, связанный с сохранением в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого) и коммеморативные практики (совокупность способов закрепления, сохранения и передачи в обществе памяти о прошлом) становятся актуальным социокультурным явлением, требующим изучения на разных уровнях от глобального и национального до регионально-локального и персонального. Особую значимость в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне приобретают коммеморативные практики, связанные с историей жизни участников этих событий на фронте и в тылу, а также в послевоенный период, обладающие мощным образовательным и воспитательным потенциалом, необходимым для транспоколенной передачи гражданско-патрио-тических традиций. В статье представлен опыт коммеморации жизненного пути наших родителей - ветеранов педагогического труда - Николая Александровича Шелегина (24.08.1922-08.09.2015) и Анны Ивановны Назаровой (22.06.1923-13.02.2008), непосредственных участников событий Великой Отечественной войны на фронте и в тылу. В панораме событий Великой Отечественной войны и контексте семи десятилетий жизни страны после Победы изложена персональная история нашего отца - Почетного гражданина Сузун-ского района Новосибирской области. Его личные воспоминания об участии в боях на Северо-Западном фронте, официальные документы, интернет-ресурсы, впечатления современников положены в основу данной работы. Воспоминания о жизни в сибирской деревне в военные годы и после войны «О семье и о себе», изложенные в стихотворной форме А.И. Назаровой, сохранившиеся в семейном архиве, создают в публикации эмоциональное пространство и напряжение, что играет существенную роль в коммеморативных практиках. Интеграция общественного и личного имеет непреходящее социокультурное значение для сохранения и передачи традиций, транспоколенного опыта формирования достойных моделей поведения - патриота, гражданина, хорошего семьянина, что сейчас особенно важно и ценно для России.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Северо-Западный фронт; сибирский тыл; Победа; коммеморация; коммеморативные практики; Н.А. Шелегин; А.И. Назарова; семья; транспоколенный опыт.

Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой...1

Коммеморация, определяемая как «сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого» и возникающая в настоящем «из желания сообщества, существующего в данный момент подтверждать чувство своего единства и общности, упрочивая связи внутри сообщества через разделяемое отношение к репрезентации прошлых событий»2, относится к числу феноменальных социокультурных явлений, исследование которых находится на стадии начальной научной рефлексии. Особую актуальность в пространстве современной культуры в периоды, связанные с наиболее знаковыми для общества событиями, приобретают коммеморативные практики, обладающие мощным образовательным и воспитательным потенциалом3.

Как показал опыт проведения Праздника Победы 9 мая 2020 г. в Российской Федерации, при адаптации к современным объективным условиям (самоизоляция граждан, переход

1 Из песни «Вечный огонь» (фильм «Офицеры», СССР, 1971 г.). Слова Е.Д. Аграновича, музыка Р.М. Хозака.

2 Антипин Н.А. 50-летие Русско-японской войны СССР: коммеморативные практики 1954-1955 гг. // Диалог со временем. 2012. Вып. 40. С. 79.

3 Шуб М.Л. Современные коммеморативные практики: образовательный и воспитательный потенциал // Челябинский гуманитарий. 2016. № 3. С. 80.

массовых мероприятий в онлайн-режим), в российском и региональном социокультурном пространстве широкое распространение получили разноуровневые коммеморативные практики. К числу глобальных могут быть отнесены виртуальный «Бессмертный полк», репортажи в средствах массовой информации о взаимодействии союзников в ходе Второй мировой войны. На национальном уровне высокую степень востребованности и коммуникативной эффективности продемонстрировали и всероссийский Обобщенный банк данных «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»4, специализированные сайты, посвященные Великой Отечественной войне. Важную коммеморативную функцию играет Электронный архив «Мемориал Славы новосибирцев», включающий сведения (на 14.05.2020 г.) о 299 942 персоналиях5.

В регионально-локальном масштабе проводился ряд гражданско-патриотических акций. В Новосибирской области широкую известность приобрела «Эстафета патриотизма поколений», длившаяся 1418 дней и ночей (2016-2020 гг.), под девизом: «вспоминая каждый день мужества и побед нашего народа»6.

Семейные коммеморации приобрели транспоколенный характер. О своих родных героях почтенные ветераны, дожившие до этой даты, вспоминали вместе с детьми, внуками и правнуками. При этом персональные истории участников войны и тружеников тыла, воссозданные в семьях, с использованием современных телекоммуникационных технологий становились частью истории Великой Отечественной войны и Победы в ней советского народа.

Для развития эмпирической базы исследований феномена коммеморации, коммемора-тивных практик важное значение имеет опыт представления персональных историй участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, их последующей созидательной деятельности в мирное время членами их семей, детьми, воспитанными в ментальном пространстве людей, которые пережили эти события и обеспечили продвижение на современный этап жизнь новых послевоенных поколений. Это будет способствовать формированию у молодежи гражданско-патриотических ценностей и моделей поведения, укреплению семейных традиций.

С этой целью обратимся к жизненному пути наших родителей - Н.А. Шелегина и А.И. Назаровой - участников Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда. 19 февраля 2015 г. жителю с. Малышево Сузунского района Новосибирской области, ветерану педагогического труда, кавалеру орденов Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, Отличнику народного просвещения Н.А. Шелегину было вручено удостоверение за № 24 и нагрудный знак «Почетный гражданин Сузунского района»7. Это событие стало вершиной его жизненного пути, который образно описала А.И. Филатова8:

Водитель, воин, воспитатель -Вот в трех словах всей жизни путь. Но не в словах красноречивых, А в деле - видел жизни суть. Любое дело делал честно, Тому и школьников учил. За добросовестность, старанье Любовь, призванье получил!

В энциклопедии Сузунского района нашему папе посвящена персональная статья, отражающая основные моменты его биографии: «Шелегин Николай Александрович родился

4 Обобщенный банк данных «Подвиг народа Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [Электронный ресурс]. URL: http://podvignaroda.ru/ (дата обращения: 14.05.2020).

5 Электронный архив «Мемориал Славы новосибирцев» [Электронный ресурс]. URL: http://slava-sibiryakam.ru/ (дата обращения: 14.05.2020).

6 Эстафета патриотизма поколений // Электронный архив «Мемориал Славы новосибирцев» [Электронный ресурс]. URL: http://slava-sibiryakam.ru/ (дата обращения: 14.05.2020).

7 Ветеран Великой Отечественной войны Николай Александрович Шелегин. [Электронный ресурс] // Список Почетных граждан Сузуна. URL: http://www.susun.ru/ (дата обращения: 02.04.2020).

8 Филатова Алина Ивановна - ветеран педагогического труда, Почетный гражданин Сузунского района Новосибирской области, долгое время руководила музеем Малышевской средней школы.

24 августа 1922 г. в селе Нижний Сузун Сузунского района Новосибирской области в семье рабочего. После окончания школы, получив профессию шофера, начал работать в Малышевском мехпункте. Был призван Сузунским РВК 09 декабря 1941 г., по окончании Бердской полковой школы направлен на Северно-Западный фронт 732 стрелковый полк, 801 стрелковый полк 235 стрелковая дивизия 53 Армии. Участвовал в ликвидации Демянского плацдарма»9. Демобилизован по ранению в августе 1943 г. в звании лейтенанта.

Остановимся подробнее на военном, фронтовом этапе жизни Н.А. Шелегина. По его воспоминаниям, призванных в РККА из Сузуна повезли на машинах в Черепаново, часть на поезде отправили в Бердск, который в 1940-е гг. называли «кузницей» военных кадров. В городе располагалось несколько запасных стрелковых полков, которые готовили призывников к отправке на фронт. С декабря 1941 по февраль 1942 г. 19-летний Николай Шелегин являлся курсантом Бердской полковой школы.

По официальным данным, с середины декабря 1941 г. по середину февраля 1942 г. в Новосибирской области проходило формирование 235 стрелковой дивизии в составе 732, 801, 806 и 628 артиллерийских и стрелковых полков. 732 полк по составу был преимущественно бердским и сузунским. 806 полк собирали из искитимцев и черепановцев, 801 - из искитимцев, сузунцев и представителей других районов области. Дивизия была молодая: солдаты 1922-1923 г.р., командиры чуть старше 30-35 лет10.

В книге И.П. Молочаева «Боевой путь сибирских дивизий в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Новосибирск, 2000) с дарственной надписью: «Любимому, дорогому папочке, участнику Великой Отечественной войны в составе 235 дивизии в честь 60-летия Великой Победы с добрыми чувствами и лучшими пожеланиями от дочери Оли, апрель 2005 г.» на странице 172 папиной рукой написано: «В этой дивизии служил я, Шелегин Н.А. 1941-1943 гг. В день записи мне 82 г. 2 м».

Судя по отметке в военном билете (АБ № 035550), сержант Н.А. Шелегин принял присягу 23 февраля 1942 г., когда их 235 дивизия прибыла по железной дороге в Грязевецкий район Вологодской области. Северо-Западный фронт, как и для сотен тысяч советских парней, стал его военной молодостью. В Музейном комплексе школы № 2 г. Искитима к 75-летию Победы создана историко-мемориальная интерактивная презентация «Северо-Западный фронт». В нее включен весьма эмоциональный сюжет - появление на фоне фотографий сражавшихся на этом фронте Н.М. Горбачева, Н.А. Шелегина, Я.С. Яроцкого под песню «Пушки молчат дальнобойные»11 учащихся - членов клуба «Реконструктор» в соответствующей военной форме.

Как известно, Северо-Западный фронт (СЗФ) создан во время Советско-финской войны (1939 г.), в период Великой Отечественной войны образован на базе войск Прибалтийского особого военного округа и просуществовал до ноября 1943 г. Зимой 1941-1942 гг., выполняя задачи общего наступления Красной Армии, войска Северо-Западного фронта в начале января перешли в наступление на старорусском и демянском направлениях. В результате демянская группировка из 7 немецких дивизий группы армий «Север» была окружена и отсечена от старорусской группировки. В марте-апреле 1942 г. противник, имевший мощную транспортную и истребительную авиацию, прорвал фронт и усилил свои войска в районе Демянска. С мая по июнь 1942 г. Северо-Западный фронт вел напряженные боевые действия, трижды переходил в наступление, и хотя в этот период не удалось ликвидировать демянский плацдарм немецких войск, своими активными действиями он прочно сковал 16-ю немецкую армию и нанес ей серьезные потери12.

9 Шелегин Николай Александрович [Электронный ресурс] // Энциклопедия Сузунского района. URL: http://www.suzun-spr.ru (дата обращения: 02.04.2020).

10 Молочаев И.П. Боевой путь Сибирских дивизий в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Новосибирск, 2000. С. 165.

11 В известной песне «Пушки молчат дальнобойные» (слова М. Матусовского (1963 г.), музыка М. Блантера) рефреном идет строка: «Наша военная молодость - Северо-Западный фронт».

12 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. М., 1961. Т. 2. С. 474.

Комиссии Министерства обороны в г. Москве был направлен в Сибирский военный округ, Новосибирский облвоенкомат, затем в распоряжение Сузунского райвоенкома. 15 августа 1943 г. лейтенант Шелегин Н.А. был уволен в запас.

Рис. 1. Лейтенант Н.А. Шелегин. 1943 г.

Прежнюю профессию водителя из-за последствий ранения пришлось оставить. В 22 года фронтовик начал обучать молодое поколение, работал военруком в школе с. Зорино Сузунского района. Всем сердцем полюбил неугомонных мальчишек и девчонок, воспитывал их как людей, с которыми можно пойти в разведку.

В 1946 г. Н.А. Шелегин был удостоен медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За Победу над фашистской Германий». Только в 1947 г. нашла его фронтовая награда. В наградном листе к медали «За отвагу», которую он не получил, т.к. попал в госпиталь, указано «достоин правительственной награды Ордена Красной Звезды».

В августе 1947 г. Н.А. Шелегин был переведен воспитателем в Верх-Сузунский детский дом18. Здесь и пересеклись жизненные линии наших будущих родителей. В феврале 1948 г. А.И. Назарова была переведена из Заковряженской семилетней школы заведующей учебной частью в Верх-Сузунский детский дом Сузунского района Новосибирской области.

Анна Ивановна Назарова родилась в с. Заковряжино Сузунского района Новосибирской области 22 июня 1923 г. в семье крестьян-переселенцев из Рязанской губернии, окончила школу-восьмилетку. Она написала следующие строки:

Восемнадцать лет - юности прекрасная пора.

Только в день рожденья мой

Началась война...

Когда ее брата Власа призвали в РККА, то заменила его, став учителем начальных классов в родном селе. Днем учила ребят, вечером проверяла тетрадки, писала планы, помогала на току. Свои ощущения жизни в годы Великой Отечественной войны наша мама (в 1990-е гг.) выразила в очень искренних словах в стихотворной форме:

18 Малокомплектные школы Сузунского района. Сузун, 2013.

Рано утром снова на работу,

Ох, как не хватает нам рабочих рук.

Все эти заботы мне теперь не чужды -

Я в колхозе нашем, вроде политрук.

С сумкой полевою

И в жару, и в дождик

От одной бригады

До второй спешу.

В кратких перерывах

Провожу беседы,

Выпускаю молнии,

Читки провожу.

***

Работала всегда с душой Хотя и нелегко мне было. Я научилась жать, косить, В ночную смену молотить ходила. Я так трудилась не одна. Мы все, мы все единой целью жили. Ударною работою в тылу Мы оборону Родины крепили!

Трагедии войны не обошли семью Назаровых, о чем она пишет в посвящении своей матери - Дарье Игнатьевне Назаровой (1882-1982 гг.), тоже героически трудившейся в тылу:

Мы здорово пообносились, Пооборвались,

Мы мало спали, много голодали, И все же это не беда В сравненьи с той бедой, Когда родных, друзей

И близких на войне теряли.

***

В боях за Родину Погиб сын младший Влас...

Влас Иванович Назаров (1918-1943 гг.), брат А.И. Назаровой - учитель, в годы Великой Отечественной войны командир минометной роты - гвардии лейтенант, награжден за образцовое выполнение боевых заданий Орденом Красной звезды, погиб при освобождении советского Донбасса.

В завершении эмоциональных переживаний военного периода Анна Назарова восклицает:

Ура! Ура!

Закончилась проклятая война! В родимые края солдаты стали возвращаться, Гармоники запели снова по селу, И снова стали девушки влюбляться...

После окончания Новосибирского заочного педагогического училища, 17 августа 1945 г. А.И. Назарова приказом Сузунского РОНО была направлена учителем начальных классов в Малышевскую школу, работала в две смены. «В 1946 году опять вернулась в Заковря-женскую школу, - об этом она вспоминала так, - был большой недобор учителей, и как-то стыдно было отказаться от предложения директора вернуться в родную школу». А.И. Назарова была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» (1946).

На здании Малышевской средней школы Сузунского района есть мемориальная доска с надписью:

«Учителям Малышевской школы в боях за Родину 1941-1945 гг. Отдали жизни:

Гирин И.А., Новоселов Г.П., Попов В.Н., Самородов Я.П. Вернулись с Победой:

Быков Я.Г., Зяблицкий М.С., Коваленко М.М., Лапин Н.Ф., Можаев А.С., Фефелов С.А., Шелегин Н.А.»

В этом общеобразовательном учреждении, после вступления в брак в 1950 г., Н.А. Шелегин и А.И. Назарова проработали около 40 лет каждый, стали основателями известной в Новосибирской области педагогической династии19.

Рис. 2. А.И. Назарова и Н.А. Шелегин (крайние справа) с ветеранами и учащимися Малышевской средней школы на мероприятии, посвященном Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Всю послевоенную жизнь мама, обладавшая глубокими патриотическими чувствами, воспитывала это у младших школьников:

Читать, писать, задачки сложные решать. Природу - матушку беречь, Отчизне верою и правдою служить В начальных классах я детей учила.

Окончив Болотнинское педагогическое училище, Николай Александрович занимался трудовым обучением, воспитывал у школьников производственную культуру и уважительное отношение к людям труда. Ученики Малышевской школы участвовали в Выставке достижений народного хозяйства, охотно посещали лучший в районе Кружок технического моделирования, которым он руководил.

Второй орден - «Орден Отечественной войны I степени» Н.А. Шелегину был вручен в феврале 1987 г.

Наш папа обладал позитивным мышлением, глубоким внутренним тактом, мудростью и талантом воспитателя. Один из его учеников Л.Е. Долгов так выразил свое отношение к нему:

Ты мой старый учитель, ветеран-педагог,

За твоею спиной фронтовые дороги,

Вот и снова тебя на торжественный первый звонок

Привели в нашу школу непослушные ноги.

19 Эрфурт Т. Педагогические династии нашей школы. Малышево, 2009. С. 6-8 [Электронный ресурс] // Министерство образования Российской Федерации. URL: http://www.edu54.ru bitrix/components/ bitrix/forum.interface (дата обращения: 10.04.2020).

О тебе, мой учитель, эту песню пою.

Вспомни давних друзей, что сгорели до срока.

Слишком долгим был путь

Но крещение в первом бою

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ты считаешь всегда своим первым уроком.

Наше школьное детство мы несем сквозь года.

Труден жизни урок, вы ребята, учтите.

Если станет невмочь, то припомнится сразу тогда

Дорогой человек, что зовется учитель!20

Николай Александрович был человеком оптимистичным, жизнерадостным и доброжелательным. Применяя народные пословицы и поговорки («Жизнь прожить - не поле перейти», «Что бережешь, то и носишь», «Знай край и не падай»), он ненавязчиво передавал свой жизненный опыт малышам из Центра детского развития «Лесенка» (пгт Кольцово), подросткам из оздоровительно-образовательного центра «Патриот» (с. Малышево), учащимся и молодым педагогам. Он очень уважительно относился к людям, активно общался с коллегами, ветеранами педагогического труда, бывшими воспитанниками детского дома, друзьями, удивлял артистичным чтением наизусть поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Внуки - Марина и Володя называли его дедушка - «добрый непо-седушка».

Анна Ивановна Назарова, всю жизнь считавшая себя скромной труженицей, обладала обостренным чувством социальной справедливости. В 1970-е гг. дважды избиралась депутатом Сузунского районного совета народных депутатов. Она боролась за благоустройство и культуру села, участвовала в художественной самодеятельности, проводила библиотечные мероприятия. За душевное отношение к детям и односельчанам пользовалась у них большим уважением и доверием.

День Победы, 9 мая 2015 г., последний в жизни Н.А. Шелегина был насыщен яркими событиями. Он участвовал в праздничном митинге жителей с. Малышево, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, ему была вручена юбилейная медаль. С большим интересом посмотрел по телевизору Парад на Красной площади, устроил дома традиционный прием друзей-односельчан по случаю Великого праздника. Ветерана поздравили члены клуба «УАЗ Патриот Новосибирск», проводящего патриотический благотворительный автопробег «Дорогами войны». В памяти одного из них осталось крепкое рукопожатие нашего 92-летнего отца и сильное впечатление от «настоящего человека, без страха смотревшего в глаза смерти, бравшего языков, шедшего на врага и получавшего ордена и медали. Именно эти сильные руки принесли нам ту тяжелую победу в далеком 1945-м году, о которой мы, наследники, вспоминаем с гордостью и благодарностью по сей день!» Фоторепортаж об этом знаменательном и замечательном дне в жизни ветерана войны и труда Н.А. Шелегина вошел в культурное наследие Сибири21.

Мы благодарны нашим родителям за хорошее воспитание, образование, поддержку в достойной жизненной реализации и свято чтим их память!

75-летие Великой Победы в родительском доме отметило и новое поколение - правнуки Н.А. Шелегина и А.И. Назаровой - Дарья и Николай. Правнук назван в честь прадеда, оставившего славный след в истории страны. Своеобразным посланием правнукам можно считать стихотворение-рассказ о военной и мирной жизни Николая Александровича «Вот какой мой дедушка!», написанное Анной Ивановной «по впечатлениям внука Володи Шелегина» (1988 г., с. Малышево), с завершающими словами:

20 Долгова Ю. Родное Малышево Сузунского района [Электронный ресурс] // Народная летопись Новосибирской области. URL: http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=4760 (дата обращения: 12.04.2020).

21 Шелегина О.Н. Мой отец - солдат, учитель, Почетный гражданин // Электронное научное издание «Культурное наследие Сибири». URL: http://www.sibnasledie.omsu.ru/page.php?id=63 (дата обращения: 13.04.2020).

В День Победы со всей школой Ходит деда на парад И на праздничном костюме Ордена его горят. Знак "Отличник просвещенья " И медалей целый ряд. Как мой дедушка шагает Я гляжу, не нагляжусь, Я и тайно, и открыто Своим дедушкой горжусь!!!

Рис. 3. Семья Шелегиных на митинге, посвященном 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (с. Малышево Сузунского района Новосибирской области).

В настоящее время есть много возможностей, коммеморативных практик, позволяющих каждой семье рассказать о своих прадедах и дедах, родителях, выразить свою гордость ими и передать это как самое дорогое наследие. Интернет-портал «Солдаты Победы», позиционирующийся как народный архив вечного хранения, предлагает любому участнику проекта на добровольной основе создать собственную страницу об участии его родственников в Великой Отечественной войне и разместить на ней свои материалы (фотографии, документы, истории, комментарии, видеоматериалы)22. Интеграция общественного и личного имеет непреходящее социокультурное значение для сохранения и передачи традиций, транспоколенного опыта формирования достойных моделей поведения -патриота, гражданина, хорошего семьянина, что сейчас особенно важно и ценно для России.

Литература

Антипин Н.А. 50-летие Русско-японской войны СССР: коммеморативные практики 19541955 гг. // Диалог со временем. 2012. Вып. 40. С. 79-93.

Васильченко А.В. Демянский котел. Упущенная победа Красной Армии. М.: Яуза-пресс, 2008. 320 с.

История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. М., 1961. Т. 2. 679 с.

22 Интернет-портал «Солдаты Победы» [Электронный ресурс]. URL: https://ru-ru.facebook.com/SoldatyPobedy (дата обращения: 15.05.2020).

Малокомплектные школы Сузунского района / ред. Л.В. Архипова. Управление образования администрации Сузунского района, МКУ «Сузунский центр обеспечения». Сузун, 2013. 120 с.

Молочаев И.П. Боевой путь Сибирских дивизий в Великой Отечественной войне 19411945 гг. / отв. ред. В.Н. Дуботолов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГМ, 2000. 323 с.

Шуб М.Л. Современные коммеморативные практики: образовательный и воспитательный потенциал // Челябинский гуманитарий. 2016. № 3 (36). С. 80-87.

References

(1961). Istoriya Velikoy Otechestvennoy voyny Sovetskogo Soyuza 1941-1945 gg. [The history of the Great Patriotic War of the Soviet Union 1941-1945]. Vol. 2. Moscow. 679 p.

Antipin, N.A., (2012). 50-letie Russko-yaponskoy voyny SSSR: kommemorativnye praktiki 1954-1955 gg. [50th anniversary of the Russo-Japanese War of the USSR: commemorative practices of 1954-1955]. In Dialog so vremenem. Iss. 40, pp. 79-93.

Arkhipova, L.V. (Ed.). (2013). Malokomplektnye shkoly Suzunskogo rayona [Incomplete schools of the Suzunsky district]. Suzun. 120 р.

Molochaev, I.P. (2000). Boevoy put Sibirskikh diviziy v Velikoy Otechestvennoy voyne 19411945 gg. [The combat path of the Siberian divisions in the Great Patriotic War of 1941-1945]. Novosibirsk, Publishing House of the SB RAS, SITs OIGM. 332 р.

Shub, M.L. (2016) Sovremennye kommemorativnye praktiki: obrazovatelny i vospitatelny potentsial [Modern commemorative practices: educational and educational potential]. In Chelyabinskiy gumanitariy, No. 3 (36), pp. 80-87.

Vasilchenko, A.V. (2008). Demyanskiy kotel. Upushhennaya pobeda Krasnoy Armii [Demyansky cauldron. Lost victory of the Red Army]. Moscow, Yauza-press. 320 р.

Статья поступила в редакцию 17.05.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.