Научная статья на тему 'КОМИТЕТ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

КОМИТЕТ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА / ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ КОМИТЕТ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ / СОЛДАТСКИЕ СЕМЬИ / ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ / СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Букалова Светлана Владимировна

Участие Российской империи в Первой мировой войне вызвало необходимость создания системы общественного призрения пострадавших - солдатских семей, инвалидов, сирот. Эта задача решалась Верховным Советом по призрению семей лиц, призванных на войну. Исполнительной структурой Верховного Совета стал Комитет великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. Статья освещает организационные и финансовые основы деятельности Елизаветинского комитета, раскрывая его структуру и основные направления деятельности. Исследование выполнено на основе материалов архивного фонда Елизаветинского комитета и его периодического издания. Организационная структура Елизаветинского комитета включала центральный орган, губернские отделения и уездные комиссии. Низовой уровень составляли благотворительные общества. Иерархические отношения между ними строились на принципах автономии и субсидиарности. Местные отделения возглавлялись губернаторами. Сфера полномочий Елизаветинского комитета первоначально охватывала оказание дополнительной к казенному пайку помощи солдатским семьям, позднее в нее было включено призрение военных инвалидов и сирот. Декларировался приоритет трудовой помощи. Основными формами помощи были содействие в проведении сельскохозяйственных работ, устройство яслей, открытие сиротских приютов. В городах Елизаветинский комитет организовывал мастерские, столовые, продажу топлива. Эта работа велась совместно с местным самоуправлением и благотворительными организациями. Денежные средства Елизаветинского комитета составляли благотворительные сборы и ассигнования Верховного Совета. Во втором полугодии 1916 г. смета работы Комитета превысила 7,5 млн руб. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что система Елизаветинского комитета имела государственно-общественный характер и может рассматриваться как предшественница специализированных органов государственного управления в социальной сфере. Одновременно это позволяло мобилизовать благотворительные ресурсы на помощь жертвам войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMITTEE OF GRAND DUCHESS ELIZAVETA FEODOROVNA IN THE SYSTEM OF PUBLIC CHARITY DURING THE FIRST WORLD WAR

The participation of the Russian Empire in the First World War necessitated the creation of a system of public care for the victims: soldiers’ families, disabled soldiers, orphans. This task was being solved by the Supreme Council for the care of families of conscripts. The executive structure of the Supreme Council was the Committee of Grand Duchess Elizaveta Feodorovna for providing charitable assistance to the families of conscripts. The article highlights the organisational and nancial foundations of Elizaveta’s Committee, describing its structure and main activities. The study has been carried out based on materials from the archival fund of Elizaveta’s Committee and its periodical. The organisational structure of the Committee included a central body, provincial branches and uyezd commissions. The grassroots level consisted of charitable societies. Hierarchical relations between them were based on the principles of autonomy and subsidiarity. Local branches were headed by governors. The competence of the Committee initially covered the provision of assistance to soldiers’ families additional to the state aid, later it included help to military invalids and orphans. The priority of labour assistance was declared. The main forms of support were assistance in carrying out agricultural work, establishment of nurseries, opening of orphanages. In the cities, the Committee organised workshops, canteens, and fuel sales. This work was carried out in conjunction with the local government and charitable organisations. The funds of the Committee were made up by charitable donations and allocations of the Supreme Council. In the second half of 1916, the estimate of the Committee’s work exceeded 7.5 million rubles. The conclusion of the study is that the system of the Committee had a state-public character and can be considered a precursor of specialised public administration bodies in the social sphere. At the same time, this made it possible to mobilise charitable resources to help the victims of the war.

Текст научной работы на тему «КОМИТЕТ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Букалова Светлана Владимировна, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры истории, политологии и государственной политики Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС (г. Орел) Россия, г. Орел [email protected] https://orcid.org/0000-0001-7788-9299

2023. Вып. 110. С. 90-100

Б01: 10.15382Миг112023110.90-100

Комитет великой княгини Елизаветы Федоровны

В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ

периода Первой мировой войны

Аннотация: Участие Российской империи в Первой мировой войне вызвало необходимость создания системы общественного призрения пострадавших — солдатских семей, инвалидов, сирот. Эта задача решалась Верховным Советом по призрению семей лиц, призванных на войну. Исполнительной структурой Верховного Совета стал Комитет великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. Статья освещает организационные и финансовые основы деятельности Елизаветинского комитета, раскрывая его структуру и основные направления деятельности. Исследование выполнено на основе материалов архивного фонда Елизаветинского комитета и его периодического издания. Организационная структура Елизаветинского комитета включала центральный орган, губернские отделения и уездные комиссии. Низовой уровень составляли благотворительные общества. Иерархические отношения между ними строились на принципах автономии и субсидиарности. Местные отделения возглавлялись губернаторами. Сфера полномочий Елизаветинского комитета первоначально охватывала оказание дополнительной к казенному пайку помощи солдатским семьям, позднее в нее было включено призрение военных инвалидов и сирот. Декларировался приоритет трудовой помощи. Основными формами помощи были содействие в проведении сельскохозяйственных работ, устройство яслей, открытие сиротских приютов. В городах Елизаветинский комитет организовывал мастерские, столовые, продажу топлива. Эта работа велась совместно с местным самоуправлением и благотворительными организациями. Денежные средства Елизаветинского комитета составляли благотворительные сборы и ассигнования Верховного Совета. Во втором полугодии 1916 г. смета работы Комитета превысила 7,5 млн руб. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что система Елизаветинского комитета имела государственно-общественный характер и может рассматриваться как предшественница специализированных органов государственного управления в социальной сфере. Одновременно это позволяло мобилизовать благотворительные ресурсы на помощь жертвам войны.

С. В. Букалова

© Букалова С. В., 2023.

Ключевые слова: Российская империя, Первая мировая война, великая княгиня

Елизавета Федоровна, Елизаветинский комитет, благотворительность, общественное призрение, солдатские семьи, инвалиды войны, сироты.

Первая мировая война, учитывая ее размах, оказала существенное влияние на общественные отношения, по необходимости значительно усилив элемент государственного регулирования, что коснулось как экономических, так и социальных аспектов. Для Российской империи годы Первой мировой войны, в частности, стали периодом генезиса принципиально новых механизмов реализации социальной политики. Масштаб мобилизаций и количество жертв войны потребовали скорейшего внедрения мер поддержки пострадавших социальных слоев, что было необходимо для обеспечения стабильности тыла и удовлетворения общественного запроса на социальную справедливость и солидарность. При этом модель социальной политики, складывавшаяся в России в годы войны, обладала значительной национальной спецификой, наследуя и модифицируя традиционные способы решения социальных проблем через благотворительность и при активном участии императорской фамилии.

В становлении государственно-общественной системы призрения жертв войны большую роль сыграла великая княгиня Елизавета Федоровна, к тому моменту полностью посвятившая свою жизнь благотворительности. Возглавляемый ею «Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну» стал несущей конструкцией системы социальной защиты жертв войны. Но до настоящего времени эта тема не получила достаточного научного освещения и оценки. Драматической жизни великой княгини посвящено уже несколько десятков работ, в том числе книга из серии «Жизнь замечательных людей»1. Наиболее детально общественная деятельность Елизаветы Федоровны отражена в исследованиях Л. Б. Максимовой, И. К. Кучмаевой, П. В. Волошун2. Однако представленный в них материал не позволяет оценить размах и значение деятельности Комитета великой княгини, поскольку по отношению к заявленной теме он фрагментарен и иллюстративен. Собственно Комитету посвящено всего две сравнительно содержательные статьи: М. В. Оськина и Н. Е. Рыловой в соавторстве с В. В. Лобовой3. При этом последняя освещает работу местного отделения Елизаветинского комитета в казачьей Донской области, имевшей значительную специфику. В свою очередь, М. В. Оськин концентрирует внимание на направлениях практической деятельности Комитета в губерниях Евро-

1 Гришин Д. Б. Елизавета Федоровна. М., 2018.

2 Максимова Л. Б. Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX — начала ХХ века: дис. ... канд. ист. наук. М., 1998; Кучмаева И. К. Когда жизнь истинствует...: Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоров-ны. М., 2008; Волошун А. Блаженны милостивые: благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2010.

3 Оськин М. В. Поддержка беднейших слоев населения Центральной России в годы Первой мировой войны (1914—1916) (на примере Елизаветинского комитета) // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2018. Вып. 80. С. 107-120; Рылова Н. Е., Лобова В. В. Донское отделение Комитета великой княгини Елизаветы Федоровны // Былые годы. 2018. Т. 48. № 2. С. 850-860.

пейской России, не останавливаясь на организационных и финансовых основах его работы, имеющих принципиальное значение.

Настоящее исследование основано на обобщении архивных материалов фонда Комитета Ее императорского величества великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, и печатных изданий Комитета — Еженедельника, затем Ежемесячника. Эти материалы содержат обобщающие данные о деятельности Комитета, позволяющие оценить ее масштаб и динамику, раскрыть принципы организации социальной помощи жертвам войны.

Великая княгиня Елизавета Федоровна приобрела опыт благотворительной деятельности в военных условиях во время Русско-японской войны, возглавляя Особый комитет для объединения в Москве благотворительной деятельности, вызванной войной на Дальнем Востоке4. После начала Первой мировой войны Елизавета Федоровна выразила намерение вернуться к этой деятельности и вновь открыть благотворительный комитет, ориентированный на оказание широкой помощи семьям призванных в войска. Однако императрица пожелала оставить столь обширное и важное направление деятельности под своим контролем, и в один день с утверждением Положения о Комитете великой княгини императорским указом было утверждено Положение о Верховном Совете по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов5. К сфере компетенции Верховного Совета было отнесено общее руководство и объединение деятельности отдельных учреждений, ведающих призрением семей мобилизованных, убитых и потерявших на войне трудоспособность6. Верховный Совет возглавляла председательница — императрица Александра Фёдоровна, двумя вице-председательницами были великая княгиня Елизавета Федоровна и старшая дочь императорской четы — великая княжна Ольга Николаевна. Верховный Совет осуществлял общее наблюдение за постановкой дела помощи пострадавшим от войны, выступал с нормотворческой инициативой в своей области, разрабатывал необходимые дополнительные меры поддержки и распределял финансирование.

Елизаветинский комитет рассматривался в качестве исполнительной структуры Верховного Совета, также координирующей и инициирующей деятельность различных субъектов в сфере помощи семьям призванных. В отличие от Верховного Совета, Елизаветинский комитет располагал сетью территориальных подразделений, куда входили губернские отделения и уездные комиссии. По желанию могли создаваться подразделения на уровне волостей, поселений, городских районов. Положение о Елизаветинском комитете регламентировало состав его губернских отделений: они возглавлялись губернаторами и включали целый перечень членов по должности. Это были председатель губернской

4 См.: Волошун А. Указ. соч.

5 См.: Ковальская Е. Ю. Николай II и великая княгиня Елизавета Федоровна: взаимодействие в сфере благотворительности // Российская история. 2019. № 2. С. 124—125.

6 Именной высочайший указ Правительствующему Сенату от 11 августа 1914 года. Собр. Узаконений ст. 2239 // Известия Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов. 1914. № 1. С. 5—7.

земской управы и городские головы, губернский предводитель дворянства, управляющий казенной палатой, представитель от духовенства (в большинстве случаев епархиальные архиереи) и уездные воинские начальники7. Кроме них подразделения Елизаветинского комитета на добровольных началах включали в себя представителей общественных организаций, занятых помощью солдатским семьям, городских попечительств о бедных и Всероссийского Земского союза.

Губернские отделения образовывались губернаторами на основе циркуляра Министерства внутренних дел от 23 августа 1914 г.8 Также губернаторам был разослан рескрипт великой княгини Елизаветы Федоровны о назначении их на основании высочайше утвержденного Положения председателями отделений9. В итоге местные отделения Комитета появились в 85 губерниях и областях. Его деятельность охватила всю Россию за исключением Кавказа, где действовал Комитет помощи пострадавшим от войны под председательством супруги Кавказского наместника графини Е. А. Воронцовой-Дашковой, и Петрограда с губернией, где действовал комитет под патронатом великой княжны Ольги Николаевны (позже в сферу его ответственности вошла и Финляндия).

С одной стороны, солидный бюрократический состав местных отделений Елизаветинского комитета обеспечивал им больший авторитет и облегчал межведомственное взаимодействие в деле предоставления жертвам войны разнообразных мер поддержки. Например, по инициативе Ставропольского губернатора в пользу местного отделения Елизаветинского комитета было собрано 50 тыс. руб. пожертвований на устройство сельскохозяйственного приюта для сирот, тогда как призыв к устройству приюта со стороны земства не нашел отклика, ввиду того что местное самоуправление на Ставрополье было введено лишь в 1912 г. и не успело завоевать доверия населения10.

Как правило, в состав местных отделений Елизаветинского комитета входили супруги губернаторов и вице-губернаторов. Супруга Вятского губернатора О. К. Чернявская смогла изыскать средства на ремонт помещения и оборудование приюта для детей призванных на 100 человек, открытого в конце августа 1914 г.11 Благодаря энергии председательницы Казанского особого комитета по оказанию помощи семьям запасных, жены Казанского губернатора Е. Н. Боярской, за 17 месяцев войны по 1 января 1916 г. удалось направить на помощь солдатским семьям 131,3 тыс. руб.12

С другой стороны, период Первой мировой войны был отмечен усиленной ротацией губернаторов и вице-губернаторов. Как правило, они не были лично связаны с очередной губернией своего назначения, а значит, не знали особенностей социальной обстановки и не были близко знакомы с местными благотворителями. Кроме того, во время войны губернаторы, как и их заместители и

7 См.: Еженедельник Комитета великой княгини Елисаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну (далее — Еженедельник). 1915. № 2. С. 31-34.

8 См.: Там же. 1916. № 6. С. 19.

9 Центральный городской архив Москвы (ЦГА Москвы). Ф. 113. Оп. 1. Д. 33. Л. 7.

10 См.: Еженедельник. 1916. № 11-12. С. 34-37.

11 См.: Там же. № 6. С. 19.

12 См.: Там же. № 11-12. С. 55.

другие должностные лица, были переобременены своими непосредственными служебными обязанностями.

Отделения Елизаветинского комитета могли как непосредственно организовывать какую-либо помощь семьям воинов (например, открывать на собранные средства дешевые столовые), так и финансово поддерживать низовые благотворительные организации — в этом случае последние считались «вошедшими в сеть Комитета великой княгини» и должны были предоставлять отчет в полученных субсидиях. Всего на таких условиях с Комитетом сотрудничали до 6 тыс. благотворительных обществ, их местных отделений и органов самоуправления13. Например, в Костромской губернии помощь семьям воинов оказывалась многочисленными частными обществами, которые не оставляли местному отделению Елизаветинского комитета поля для собственной деятельности, и Костромское отделение приняло на себя осуществление координации и финансирования местных начинаний14.

Организационная структура Елизаветинского комитета была построена на принципах автономии и субсидиарности, что обеспечивало гибкость взаимоотношений между центральным Комитетом, расположенным в Москве, губернскими отделениями, уездными комиссиями и отдельными благотворительными обществами. В пределах собственных средств каждое из них могло самостоятельно определять направления, формы и объем своей работы. В случае недостатка средств нижестоящая институция вправе была обратиться за поддержкой в вышестоящую, обосновав целесообразность предлагаемых мер. Центральный Елизаветинский комитет подчеркивал необходимость для местных деятелей предпринимать все возможные усилия для привлечения денежных ресурсов на местах и настаивал на предоставлении субсидий только в порядке софинансиро-вания15. Великая княгиня многократно совершала инспекторские поездки, посещая губернские отделения своего комитета, знакомясь с работой благотворительных учреждений, лично проводя заседания отделений, принимая просьбы о поддержке.

В своей деятельности Комитет придерживался принципов сохранения производительных сил крестьянского хозяйства и приоритета натуральной помощи перед денежными пособиями. Эти принципы определяли формы благотворительного содействия семьям мобилизованных. К ним относилась организация трудовой помощи в сельскохозяйственных работах и продажа по льготной цене посевного материала; открытие яслей, дающих крестьянке возможность работать в поле, и обеспечение солдатских жен оплачиваемой работой в мастерских.

Денежные средства Елизаветинского комитета складывались из благотворительных пожертвований, как перечисляемых жертвователями местным отделениям или центральному комитету, так и получаемых в результате проходивших несколько раз всероссийских церковных и уличных сборов. В первые недели после своего создания Московскому комитету удалось привлечь более 330 тыс. руб.

13 См.: Еженедельник. 1916. № 13. С. 18-21.

14 См.: Там же. № 11-12. С. 1-2.

15 ЦГА Москвы. Ф. 113. Оп. 1. Д. 1. Л. 55-55 об.

Часть этих денег была перераспределена в пользу провинциальных отделений16. К маю 1915 г. местные отделения самостоятельно собрали около 4 млн руб. пожертвований17. С течением времени из провинции всё чаще стали поступать заявления о сокращении благотворительных пожертвований, всё в большем размере требовалось финансовое содействие центрального Елизаветинского комитета для поддержания существующих начинаний, не говоря уже про устройство новых. Такое положение объяснялось тем, что по мере продолжения войны падало благосостояние жертвователей, в то же время расширялся круг нуждавшихся в поддержке, росла и сеть субсидируемых учреждений.

Другим источником финансовых поступлений были средства, ассигнуемые Верховным Советом по сметам Елизаветинского комитета. За 1914-1916 гг. от Верховного Совета было получено 4,9 млн руб.18 В свою очередь, денежные средства Верховного Совета складывались из благотворительных пожертвований, поступлений от продажи билетов благотворительной лотереи и казенных ассигнований. Елизаветинский комитет был самым крупным получателем субсидий Верховного Совета19.

К 1 марта 1916 г. оборот Елизаветинского комитета приблизился к 20 млн руб. Общее число зарегистрированных солдатских семей, получивших ту или иную поддержку, на 1 января 1916 г. превысило 895 тыс.20 5,5 млн было распределено в качестве дополнительного пособия к казенному пайку, его получили 341,5 тыс. семей. 1,8 млн было направлено на агрономическую помощь. В Оренбургской губернии с помощью Елизаветинского комитета удалось засеять почти 9 тыс. десятин, чьи хозяева-казаки были призваны на фронт. Половину необходимых для этого расходов, достигших 68 тыс. руб., составили местные средства, остальные были ассигнованы Елизаветинским комитетом21.

Крупной статьей расходов Комитета стала организация работы мастерских, на которую было ассигновано почти 3 млн руб. Крупнейшие мастерские с тысячами работниц были открыты в Москве и Одессе, но существовали они и в других городах. Астраханская мастерская занималась изготовлением конвертов, что давало заработок для 1800 работниц в среднем 60 коп. в день; на работу мастерской было направлено 6 тыс. руб. пособий от Елизаветинского комитета и 600 руб. собственных средств отделения. Рязанское отделение обеспечило работой в мастерской 640 человек. Симбирское отделение устроило Дом Трудолюбия с мастерскими на 150 человек22.

Также на местные отделения Елизаветинского комитета возлагались экспертные функции в отношении ходатайств о финансировании различных благотворительных инициатив. Просьбы о денежном вспомоществовании должны были рассматриваться уездными комиссиями, затем представляться на губерн-

16 ЦГА Москвы. Ф. 113. Оп. 1. Д. 194. Л. 68-71.

17 Там же. Д. 219. Л. 46-54.

18 Там же. Д. 198. Л. 46.

19 См.: Известия Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов (далее — Известия). 1916. № 13. С. 76.

20 См.: Там же. № 15-16. С. 38-39.

21 См.: Еженедельник. 1916. № 11-12. С. 20-27.

22 См.: Там же. № 13. С. 26.

ский уровень, откуда в Московский комитет поступала бы общая смета требуемого финансирования. Как правило, оценке подлежала необходимость предлагаемых мер, адекватность проектируемых расходов и степень собственного участия в затратах. Обобщая запросы с мест, Елизаветинский комитет представлял Верховному Совету смету финансирования своей деятельности на предстоящие полгода. На второе полугодие 1916 г. она достигла 7,67 млн руб.23

Основным содержанием деятельности всей обширной системы отделений Елизаветинского комитета было предоставление разнообразных мер поддержки семьям мобилизованных, то есть близким ушедших на войну солдат. Однако вскоре стало ясно, что существует еще одна категория жертв войны, не охваченных общественным призрением, — это «военно-увечные» и их семьи, а также родственники погибших. Формально они не подлежали попечению Елизаветинского комитета, и на помощь им нельзя было расходовать финансы Комитета кроме целевых пожертвований и свободных остатков. Однако великая княгиня с первых месяцев войны просила местные отделения своего комитета предусмотреть возможность расширения деятельности путем принятия на себя оказания помощи семьям убитых и увечных воинов24. В итоге в начале 1915 г. в составе Верховного Совета была образована Особая комиссия, на которую была возложена организация помощи военным инвалидам. Ее местными исполнительными органами были назначены губернские отделения Елизаветинского комитета. Отныне через нее они могли запрашивать средства на призрение инвалидов войны. 27 января 1916 г. было одобрено ходатайство Елизаветинского комитета об ассигновании Особой комиссией 731 тыс. руб. на мероприятия по призрению увечных в Московской губернии25.

Постепенно под эгидой Елизаветинского комитета по всей России стали возникать специализированные учреждения для инвалидов: учебные мастерские с общежитиями, приюты для неспособных к самостоятельному проживанию. Примером могло служить Сергиево-Елизаветинское убежище для инвалидов Русско-японской войны, основанное великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1906 г.26 На очереди стояло создание центров медицинской реабилитации, санаториев. Вологодское губернское отделение принимало участие в устройстве санатория для воинов при соляных источниках Сольвычегодска27. Пермское отделение развивало санаторное лечение на водах и в кумысолечебницах по соглашению с губернским земством. Количество больных определялось в 400 за сезон28.

Важным направлением деятельности Елизаветинского комитета стала забота о детях, которые осиротели или остались без попечения в условиях войны. Кроме повсеместно устраиваемых на время летней страды яслей пришлось задуматься об открытии приютов для военных сирот. В годовом обзоре деятельно-

23 ЦГА Москвы. Ф. 113. Оп. 1. Д. 194. Л. 96.

24 Там же. Д. 33. Л. 62.

25 Там же. Д. 210. Л. 90.

26 См.: Кузьмина П. Г. Убежище во Всехсвятском // Московский журнал. 2015. № 7. С. 2430.

27 См.: Еженедельник. 1916. № 6. С. 54.

28 См.: Там же. № 7-8. С. 51-55.

сти Комитета признавалось, что «всё, сделанное до сих пор в этом отношении, носило случайный характер. Необходимо всестороннее исследование вопроса и составление плана мероприятий»29. Елизаветинский комитет выступил с инициативой устройства детских приютов при православных монастырях. Переписка с обителями позволила собрать сведения о возможности размещения при монастырях 1310 детей-сирот, в основном с пособиями от Елизаветинского комитета30. Так, во Владимирской губернии 12 монастырей и пустыней приняли 108 детей. При всех монастырских приютах имелись ремесленные классы, а при Лукиановской пустыни дети участвовали в ведении обширного хозяйства, предполагалось учредить для них земледельческую школу. При этом призрение детей в данном случае осуществлялось на монастырские средства31.

Принимало участие в попечении о детях воинов и местное самоуправление. Так, Бессарабское отделение обеспечивало пищей и кровом до тысячи детей. В Кишиневе около 550 детей пользовались бесплатными обедами, а 210 детей были размещены в трех приютах — благотворительных обществ и городского самоуправления. В Бендерах функционировал приют в городской управе, а в Сороках был открыт земский приют32. Всего на 1 января 1916 г. в приютах Елизаветинского комитета было размещено 15 тыс. детей33.

Забота Елизаветинского комитета о сиротах и инвалидах Первой мировой войны была важна еще и тем, что позволяла рассчитывать на сохранение Комитета и после окончания войны и продолжение его работы на постоянных основаниях, что делало его прообразом органа управления в сфере социальной защиты. При этом следует подчеркнуть, что все направления своей деятельности Елизаветинский комитет реализовывал во взаимодействии с иными общественными и правительственными структурами — органами местного самоуправления, всероссийскими благотворительными обществами, локальными благотворительными объединениями, местным аппаратом Главного управления землеустройства и земледелия, Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел.

В Смоленске с сентября 1914 г. на средства Елизаветинского комитета работала дешевая столовая для бедных: обеды в ней выдавались по свидетельствам попечителей городских участковых попечительств о бедных; столовую посещали 150-200 семейств в количестве до 500 человек34. Херсонское отделение Комитета ассигновало 2 тыс. руб. на устройство убежища для увечных воинов, что позволило при дополнительной поддержке земства расширить существующий интернат35. В Нижегородской губернии по постановлениям земских собраний в каждом уезде были учреждены уездные земские комитеты и выборные волостные земские попечительства, занятые сбором и раздачей пожертвований, исполнением указаний уездных комиссий Елизаветинского комитета36. С 1915 г.

29 См.: Еженедельник. 1915. № 2. С. 18-29.

30 См.: Там же. 1916. № 6. С. 7-8.

31 См.: Там же. № 11-12. С. 37-41.

32 См.: Там же. № 9-10. С. 30-44.

33 См.: Известия. 1916. № 15-16. С. 38-39.

34 См.: Еженедельник. 1915. № 1. С. 68-69.

35 См.: Там же. № 4. С. 57.

36 См.: Там же. С. 22-25.

детские ясли устраивались при содействии Попечительства об охране материнства и младенчества, а создание детских земледельческих приютов наравне с Елизаветинским комитетом финансировал Романовский комитет. В оказании сельскохозяйственной помощи большую роль играли земства и правительственный агрономический персонал.

Таким образом, в годы Первой мировой войны деятельность Комитета великой княгини Елизаветы Федоровны получила всероссийский размах. Согласно Положению о Елизаветинском комитете, его главными обязанностями являлись организация и координация благотворительной помощи семьям призванных, а затем облегчение участи семей убитых и увечных воинов. Не стесненный излишней регламентацией, Комитет мог опираться в своей работе на частную благотворительность, на земские и городские самоуправления, представители которых вошли в состав его местных органов, а также и на местные правительственные учреждения, начальники которых Положением о Комитете обязывались к участию в его работе.

Можно утверждать, что благодаря деятельности Елизаветинского комитета повсеместно удовлетворялась самая острая нужда солдатских семей. Комитет великой княгини и сеть его местных отделений составили механизм перераспределения общественных ресурсов и мобилизации общественного потенциала для решения социальных проблем, порожденных войной. Одновременно можно рассматривать организацию и деятельность Елизаветинского комитета благодаря участию в ней правительственных чиновников и казенных средств как форму реализации социальной политики.

Список литературы

Волошун Аполлинария. Блаженны милостивые: благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: Даръ, 2010. 479 с. Гришин Д. Б. Елизавета Федоровна. М., 2018.

Еженедельник Комитета великой княгини Елисаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. М., 1915-1916. Известия Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также

семей раненых и павших воинов. Пг., 1914-1916. Ковальская Е. Ю. Николай II и великая княгиня Елизавета Федоровна: взаимодействие в

сфере благотворительности // Российская история. 2019. № 2. С. 118-129. Кузьмина П. Г. Убежище во Всехсвятском // Московский журнал. 2015. № 7. С. 24-30. Кучмаева И. К. Когда жизнь истинствует...: Культура благотворения Великой княгини

Елисаветы Феодоровны. М., 2008. Максимова Л. Б. Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное

движение России конца XIX — начала ХХ века: дис. ... канд. ист. наук. М., 1998. Оськин М. В. Поддержка беднейших слоев населения Центральной России в годы Первой мировой войны (1914-1916) (на примере Елизаветинского комитета) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2018. № 80. С. 107-120. Рылова Н. Е., Лобова В. В. Донское отделение Комитета великой княгини Елизаветы Федоровны // Былые годы. 2018. Т. 48. № 2. С. 850-860.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 110. P. 90-100 DOI: 10.15382/sturII2023110.90-100

Svetlana Bukalova, Candidate of Sciences in History, Assistant Professor, Central Russian Institute of Administration, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Orel, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0001-7788-9299

The Committee of Grand Duchess Elizaveta Feodorovna in the System of Public Charity During the First World War

Abstract: The participation of the Russian Empire in the First World War necessitated the creation ofa system ofpublic care for the victims: soldiers' families, disabled soldiers, orphans. This task was being solved by the Supreme Council for the care of families of conscripts. The executive structure of the Supreme Council was the Committee of Grand Duchess Elizaveta Feodorovna for providing charitable assistance to the families of conscripts. The article highlights the organisational and financial foundations of Elizaveta's Committee, describing its structure and main activities. The study has been carried out based on materials from the archival fund of Elizaveta's Committee and its periodical. The organisational structure of the Committee included a central body, provincial branches and uyezd commissions. The grassroots level consisted of charitable societies. Hierarchical relations between them were based on the principles of autonomy and subsidiarity. Local branches were headed by governors. The competence of the Committee initially covered the provision of assistance to soldiers' families additional to the state aid, later it included help to military invalids and orphans. The priority of labour assistance was declared. The main forms of support were assistance in carrying out agricultural work, establishment of nurseries, opening of orphanages. In the cities, the Committee organised workshops, canteens, and fuel sales. This work was carried out in conjunction with the local government and charitable organisations. The funds of the Committee were made up by charitable donations and allocations of the Supreme Council. In the second half of 1916, the estimate of the Committee's work exceeded 7.5 million rubles. The conclusion of the study is that the system of the Committee had a state-public character and can be considered a precursor of specialised public administration bodies in the social sphere. At the same time, this made it possible to mobilise charitable resources to help the victims of the war.

Keywords: Russian Empire, World War I, Grand Duchess Elizaveta Feodorovna, Elizaveta's Committee, charity, public care, soldiers' families, disabled warriors, orphans.

S. Bukalova

References

Grishin D. (2018) Elizaveta Fedorovna. Moscow (in Russian).

Koval'skaia E. (2019) "Nikolai II i velikaia kniaginia Elizaveta Fedorovna: vzaimodeistvie v sfere blagotvoritel'nosti". Rossiiskaia istoriia, 2019, no. 2, pp. 118—129 (in Russian).

Kuz'mina P. (2015) "Ubezhishche vo Vsekhsviatskom". Moskovskii zhurnal, 2015, no. 7, pp. 24— 30 (in Russian).

Kuchmaeva I. (2008) Kogda zhizn' istinstvuet...: Kul'tura blagotvoreniia Velikoi kniagini Elisavety Feodorovny. Moscow (in Russian).

Os'kin M. (2018) "Podderzhka bedneishikh sloev naseleniia Tsentral'noi Rossii v gody Pervoi mirovoi voiny (1914—1916) (na primere Elizavetinskogo komiteta)". Vestnik PSTGU. Ser. II: Istoriia. Istoriia Russkoipravoslavnoi tserkvi, 2018, no. 80, pp. 107—12 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rylova N., Lobova V. (2018) "Donskoe otdelenie Komiteta velikoi kniagini Elizavety Fedorovny". Bylyegody, 2018, vol. 48, no. 2, pp. 850-860 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 21.08.2022

The article was submitted 21.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.