Научная статья на тему 'КОМИКСЫ "COUNTRYBOLLZ": ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРНЕТЕ'

КОМИКСЫ "COUNTRYBOLLZ": ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРНЕТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КОМИКСЫ / КОММУНИКАЦИЯ / ФУНКЦИИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гибадуллина Н.М.-Н.

Статья посвящена изучению веб-комиксов «countrybollz» как средства визуализации политики в глобальной Сети, а также выявлению функциональных возможностей данного феномена интернет-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMICS "COUNTRYBOLLZ": VISUALIZATION OF POLICY ON THE INTERNET

The article is devoted to the study of web comic countrybollz as a means of visualizing the policy in the global Network, and identifying functional features of this phenomenon of Internet communication.

Текст научной работы на тему «КОМИКСЫ "COUNTRYBOLLZ": ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРНЕТЕ»

4. Скурихина И.М. Химический состав российских пищевых продуктов: справочник / под ред. член-корр. МАИ, проф. И.М. Скурихина и академика РАМН, проф. В.А. Тутелья-на. - М. : ДеЛи принт, 2002. - 236 с.

5. Скуратовская О.Д. Контроль качества продукции физико-химическими методами. Мучные кондитерские изделия / О.Д. Скуратовская. - М. : Дели принт, 2001. - 141 с.

6. Смирнова Т. П. Технология продукции общественного питания [Текст] : лабораторный практикум / Т. П. Смирнова ; МСХ РФ, Башкирский ГАУ. -Уфа : Башкирский ГАУ, 2012. - 133 с.

УДК 32.019

Гибадуллина Н.М.-Н., к.ист.н.

доцент

кафедра философии и социально-политических дисциплин Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова

(ИЭУП)

Россия, г. Набережные Челны КОМИКСЫ «COUNTRYBOLLZ» : ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В

ИНТЕРНЕТЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению веб-комиксов «countrybollz» как средства визуализации политики в глобальной Сети, а также выявлению функциональных возможностей данного феномена интернет-коммуникации.

Ключевые слова: веб-комиксы, коммуникация, «countrybollz», функции, визуализация, политика.

Gibadullina N. M., PhD in History Associate Professor of the Department of Philosophy and Socio-Political Disciplines Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML)

Russia, Naberezhnye Chelny COMICS «COUNTRYBOLLZ»: VISUALIZATION OF POLICY ON

THE INTERNET

Abstract. The article is devoted to the study of web comic countrybollz as a means of visualizing the policy in the global Network, and identifying functional features of this phenomenon of Internet communication.

Key words: web comics, communication, countrybollz, functions, visualization, politics.

Роль Интернета в жизни современного человека трудно переоценить. Глобальная сеть превратилась в особую сферу жизнедеятельности людей и как источник информации, и как средство общения и развлечения. Особенно это относится к молодежи, ключевой аудитории Интернета. Так по данным совместного исследования Google и Ipsos, 98% молодых россиян от 13 до 24

лет проводят в Сети ежедневно не менее 5-6 часов в день [8]. Характерная особенность этого, так называемого «цифрового» поколения - склонность к визуальной коммуникации, то есть передаче и получению информации в таком формате, который можно просмотреть. Поэтому широко используются фотографии, картинки, видеоролики, и комиксы. Сегодня одним из последних новшеств визуальной коммуникации являются политические интернет-комиксы «countrybollz». Рост их популярности в Рунете вызывает научный интерес с точки зрения как способа визуализации политики в медиа-пространстве, так и их функциональных возможностей. Необходимость исследования комиксов «countrybollz» актуализируется также отсутствием научной литературы о данном феномене. В связи с этим, попытаемся разобраться, когда, как и для чего возник этот вид комиксов, каковы их функции?

В самом общем виде, как явление Интернета, комиксы «countrybollz» относятся к креолизованным мемам - текстам, состоящим из вербальной и визуальной частей. В таких текстах «вербальные и невербальные элементы образуют визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, комплексно воздействуя на адресата» [1, с. 35], и, порождая тем самым, характерную для интернет-мемов способность к спонтанной репликации. Типологически «countrybollz» представляет собой веб-комикс - авторское изделие, созданное и самостоятельно опубликованное на различных вебсайтах с целью привлечения внимания интернет-общественности. В отличие от других рисованных историй, веб-комикс «создается, существует или развивается с учётом специфики, присущей публикации комиксов в сети» [6]. Комиксы «countrybollz» чаще всего изготавливаются в форме стрипов (от англ. «Strip» - полоска, лента), то есть в виде полос из 2-4 кадров, которые могут располагаться вертикально, горизонтально или в виде квадрата. Отличительные черты стрипкомиксов - короткий формат и законченность темы. Сюжеты стрипкомиксов в жанре «countrybollz» всегда выстраиваются вокруг наиболее проблемных событий внутренней и внешней политики, исторических событий, межнациональных отношений, этнических стереотипов

Рождение комиксов «countrybollz» связывают с мемом «Polandball» [2] (Польшашар), возникшего в 2009 г. в ходе кибервойны между участниками сайта drawball.com. Известно, что пользователям данного сервиса был предложен виртуальный холст в форме шара, который можно было разрисовывать и заливать в разные цвета. К удивлению аудитории сайта шар оказался раскрашен в цвета польского флага. В ответ на демарш поляков поверх знамени их страны была наложена огромная свастика. Так, в ходе начавшегося троллинга поляков у британского пользователя сети Krautchan.net Falco родилась идея изображения Польши в виде шара, окрашенного в цвета ее национального флага, но в перевернутом виде. Картинка быстро распространилась в Сети и породила серию сатирических рисунков в подобном стиле.

В итоге возник особый вид веб-комиксов, главными персонажами которых стали различные государства, изображенные в виде шаров. Шарообразной формой могут обладать как ведущие державы мира, так и крупные регионы, население которых отличается сепаратистскими настроениями (Техас, Сибирь, Шотландия, Каталония и др.). Страны, не оказывающие заметного влияния на мировую политику, тоже имеют форму пронумерованных шаров. Исключение составляют Сингапур (треугольник), Израиль (куб), Казахстан (прямоугольник) и еще ряд государств. Британию принято рисовать в цилиндре и с моноклем, США - в солнцезащитных очках, Польшу - со щеткой для чистки унитазов, Россию - в шапке ушанке, с автоматом Калашникова или балалайкой. Таким образом, при помощи формы и атрибутики шаров демонстрируется статус государств в мировой политике. Однако со временем канонические требования к созданию веб-комиксов в Рунете стали нарушаться: «страношары», которые должны рисоваться лишь с глазами без зрачков, теперь нередко имеют прорисованные лица, усы, чубы, конечности. Рядом с шарами странами появились шары города и даже шары - политические партии. Все это свидетельствует о дальнейшем развитии данного вида комиксов и их популярности у интернет-пользователей.

Поиск в Сети показал, что большая часть комиксов «соип1хуЬо117» в Рунете создана в период с 2013 по 2017 год. Их можно найти на таких вебсайтах, как «1оуКеас1:ог», <^каЬи», «УоиШЬе» «М1хр1хлп», «Youcomedy», в социальных сетях - «Вконтакте», «БавеЬоок», и в различных блогах, где созданы группы любителей этого жанра [5]. Следует специально отметить, что перечисленные сайты имеют в основном развлекательный характер и ориентированы на подростковую аудиторию, как, например, «Mixpix» или «^каЬи». В последнее время комиксы «соип1хуЬо117», созданные на политическую злобу дня, стали выставляться и на главных страницах серьезных новостных сайтов.

Как уже отмечалось, специфической чертой комиксов «соип1гуЬо117» является отражение этнических стереотипов и особенностей межэтнических отношений. Например, классикой этого жанра стали приключения «Ро1апёЬо11» («Польшашара»), который по замыслу авторов страдает манией величия и национальными комплексами. Так, вантуз, с которым обычно изображается Польша, - это намек на низкоквалифицированный труд польских мигрантов, работающих в Германии и Великобритании. А умышленное изображение перевернутого флага Польши - еще один повод для национального унижения поляков, поскольку в таком виде его легко можно перепутать с флагами Монако и Индонезии. Тема «Ро1апёЬо11» была охотно подхвачена и аудиторией Рунета, став одной из самых популярных, поскольку актуализировалась исторически сложившейся остротой российско-польских отношений. В российском варианте этот, всеми обижаемый персонаж, постоянно плачет и ругается, тщетно мечтая стать сильной космической державой. «Польшашар» считает своими друзьями

Великоританию и Францию, которые им откровенно пренебрегают, и не любит Россию и Германию, в отношении которых время от времени совершает на беду себе различные демарши.

Комиксы «соип1гуЬо117» - это, прежде всего, политизированные комиксы. Их тематика всегда вращается вокруг тех политических проблем, которые имеют важность для интернет-пользователей, вызывают их интерес или беспокойство. Большинство русскоязычных комиксов созданы на темы российско-украинских, российско-американских, российско-европейских взаимоотношений. Их главными персонажами являются соответственно Россия, Украина, Беларусь, Крым, Польша, Германия, США, Евросоюз, Британия. Источником тем для комиксов часто становятся горячие новости в СМИ. Так, например, если в 2013 году была популярна тема Польши, то в 2014-ом - в центре внимания оказались события, связанные с присоединением Крыма, и российско-украинские отношения, а в 2016-ом -обсуждалась тема брекзита, выхода Великобритании из Евросоюза. Авторы комиксов могут быть встревожены масштабами распространения в России молодежной субкультуры «аниме» [9] или фактом до сих пор не заключенного мирного договора между Россией и Японией; или же недоумевают по поводу названия праздника 12 июня - дня Независимости России [10].

Как мы видим, изначально основное предназначение «соиШгуЬа^» состояло в сатирическом изображении отношений между различными государствами. Сатирическая функция и для данного вида веб-комиксов является основополагающей, ведь сатира и высмеивание имманентно присущи интернет-культуре. Сатирический эффект достигается с помощью карикатурного изображения действующих лиц и создания комических ситуаций, в которых могут оказаться не только Польша или другое государство, не имеющее политического веса, но и великие державы. Ирония и сарказм - это именно то, что привлекает интернет-пользователей в этих комиксах и усиливает эффект коммуникации. Коммуникативная функция комиксов реализуется, как во взаимодействии в созданных в социальных сетях и блогах групп любителей «соип1гуЬо117», так и посредством живой связи между авторами стрипов и другими участниками сетевого сообщества. Количество просмотров, так называемых, «лайков» и «дизлайков» позволяет видеть актуальность обсуждаемой темы, интенции и накал настроений пользователей. Информативная функция комиксов состоит в восполнении контента политической информации, исходящей от официальных СМИ, то есть, в более полном и объективном освещении тех проблем внешней политики, которые трактуются последними односторонне. Особенно это касается проблем российско-украинских и российско-американских взаимоотношений. Следует заметить, что анонимность авторов комиксов, к сожалению, не всегда обеспечивает объективность взгляда на интересующие всех события и, тем более, политическую корректность.

Под прикрытием занимательного сюжета в комиксах часто продвигаются политически значимые идеи. Идеологическая функция комиксов заключается в формировании определенной системы взглядов и идей о российском государстве и его внешней политике. С помощью простой и доходчивой формы в сознание интернет-пользователей может внедряться образ России как крупного и сильного игрока на мировой арене, или, наоборот, дряхлеющей империи с хищными инстинктами. Так, например, в комиксе о России, которая заботливо зовет «Крымка, домой! Аляска!» создается привлекательный образ великой державы-матери. Комиксы с подобным патриотическим месседжем в социальных сетях представлены в большом количестве. Хотя на некоторых сайтах блогеры пытаются дистанцироваться от сверхпатриотов и националистов, утверждая, что их комиксы вне политики («нет плохих стран, есть - разные страны»).

Комиксы «countrybo11z» могут выступать одним из средств политической социализации молодежи. Привлекая ее внимание к различным проблемам внутренней и внешней политики страны, комиксы формируют критический взгляд и гражданскую позицию молодежи, позволяют направлять в здоровое русло ее протестный и творческий потенциал. Но при этом примитивизация сюжетов и образов на уровне лубка позволяет привлечь довольно широкую аудиторию и воздействовать на ее сознание. Так, по мнению С.А. Шомовой, интернет-мем является «одним из наиболее любопытных инструментов в руках политического технолога, обладающим -при грамотном и адекватном его использовании - серьезными возможностями воздействия на массовую аудиторию» [7, с. 40]. В политизированных комиксах, на наш взгляд, имеется достаточный потенциал для подобных манипуляций, учитывая, что поколение нулевых годов - это поколение так называемых «визуалов».

К очевидным недостаткам русскоязычных комиксов относятся отсутствие политкорректности, апелляция к низменным инстинктам человеческой природы. Существует мнение, что происходит вырождение данного жанра в связи с появлением множества стрипов расистского и ксенофобного характера, с большим содержанием абсценной лексики [3]. В связи с этим администрация сайта «Mixpix.in», размещая комиксы на своих страницах, предупреждает о том, что этот популярный жанр народного творчества может содержать оскорбления в адрес какой-либо страны и способствовать разжиганию ксенофобных настроений. Просмотр комиксов на некоторых сайтах Рунета подтверждает эти опасения.

В завершение хотелось бы добавить, что популярность «countrybo11z» растет и в настоящее время в Интернете, в YouTube, можно найти множество анимационных фильмов, снятых в этом жанре, например, по истории России или Белоруссии с древнейших времен до современности [4].

Использованные источники: 1. Вешнякова А.В. Лингвокреативный аспект интернет-мемов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 6-4. С. 34-40.

2. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.o rg/wiki/Polandball. Дата обращения: 13.03.2018.

3. Викиреальность. Режим доступа: http: //wikireal ity.ru/wiki/Countryball s/. Дата обращения: 13.03.2018.

4. История России. Режим доступа: https://sufar.ru/video eWNtQks2anBURi0 w/countryballs istoriya rossii the history of russia. Дата обращения: 13.03.2018.

5. Кантриболз. Режим доступа: https://vk.com/kantrybolz. Дата обращения: 13.03.2018.

6. Ковалев Н., Козлов А. Веб-комиксы: особенности, выгоды, перспективы. Режим доступа: http: //webcomunity.net/blo g/comicraft/1855. html. Дата обращения: 13.03.2018.

7. Шомова С.А., Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. С. 28-41.

8. Google: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн. Режим доступа: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/ 10/158475.phtml. Дата обращения: 13.03.2018.

9. Youcomedy.me. Режим доступа: http: //youcomedy. me/1072922. Дата обращения: 13.03.2018.

10. Youcomedy.me. Режим доступа: http: //youcomedy. me/1004424. Дата обращения: 13.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.