Научная статья на тему 'Комикс как средство медиаобразования'

Комикс как средство медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6254
803
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАТЕКСТ / КОМИКС / РИСОВАННЫЕ ИСТОРИИ / МЕДИА / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Онкович Г. В., Онкович А. Д.

Комикс рисованные истории, рассказы в картинках. Он соединяет черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Сегодня некоторые исследователи рассматривают рисованные истории как отдельный тип медиа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комикс как средство медиаобразования»

Практика медиаобразоеания

Комикс как средство медиаобразования

Г.В. Онкович, доктор педагогических наук, профессор, Национальная академия педагогических наук Украины,

кандидат педагогических наук, Киевский национальный университет культуры и искусств,

Киев, Украина, [email protected], [email protected]

Аннотация. Комикс - рисованные истории, рассказы в картинках. Он соединяет черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Сегодня некоторые исследователи рассматривают рисованные истории как отдельный тип медиа. Ключевые слова: визуальная коммуникация, медиатекст, комикс, рисованные истории, медиа, коммуникация.

Comic as a means of media education

Prof. Dr. Ganna Onkovich, The National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine,

Dr. Artem Onkovich, Kyiv National University of Culture and Arts, Ukraine,

[email protected], [email protected]

Abstract. Comics - drawn stories, stories in pictures. It connects the features of such arts as literature and art. Among its other names, and some of its varieties are drawn stories, graphic novels - for large-scale comic books (graphic novels), strips - for short. Keywords: visual communication, media text, comic, painted history, media communication.

Комикс (от англ. comic - смешной) - рисованные истории, рассказы в картинках. Он соединяет черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Среди других его названий и отдельных его разновидностей - рисованные истории, графические романы (графические новеллы) - для масштабных комиксов, стрипы - для коротких. В некоторых странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть

собственное (национальное) название. Так, во франкоязычном мире комикс называют bande dessinee (с фр. рисованная лента), японские комиксы - манга. Существует множество определений, но все они сводятся к тому, что комикс - это серия последовательных изображений, в которых речь идет о какой-то истории. В большинстве определений, комикс - это единство повествования и визуального изображения [Кораблева, 2012; Нагорна, 2013; Неустроева, 2013; Почепцов, 2014].

Поскольку он впервые появился в периодическом издании и практически до сих пор находится в коммуникационных источниках, целесообразно рассматривать его как медиатекст (медиапродукт). Образовательные комиксы (англ. Educational comics) - относительно новый их вид. Они используются как в начальной школе, так и в вузах. Цель нашей статьи - привлечь внимание к этому средству медиаобразования, спрогнозировать перспективы его использования в учебном процессе, в том числе - и в качестве одной из медиаобразовательных технологий.

Комикс можно рассматривать как определенную медиатехнологию, которая несет в себе новые способы упаковки смыслов и их доставки. При этом, подчеркивает Г. Почепцов, технология начинает сама влиять на типы смыслов, о чем в свое время писал Маршалл Маклюэн. Но ни одна технология - от книги к кино и телевидения - не решала глобальных проблем. Это все технологии коммуникации, не призванные решить все проблемы человечества. Они могут помогать их решать только с помощью коммуникаций [Почепцов, 2014].

Исследователи считают, что первый в мире комикс в современном понимании появился в США в девяностые годы XIX века. В частности, П. Винтерхофф-Шпурк отмечает, что первые рисованные истории появились в 1896 г. [Кораблева, 2012, с.53 - 54]. Желтый малыш (The Yellow Kid) - так назывался этот комикс американского художника Ричарда Аутколта, опубликованный в "Нью-Йорк джорнэл". Обратим внимание: речь идет о появлении комикса в периодическом издании, что дает нам основание говорить о нем как о медиатексте, выполненном в специфической форме, которая имела свои жанровые особенности.

Ранние комиксы были в основном юмористическими по содержанию. В 20-е годы XX в. их содержание стало более разнообразным, появились комиксы приключенческие, научно-фантастические, детективные. Постепенно они перешли из периодических изданий в книгоиздательскую отрасль. В США и сегодня комикс считается одним из популярных жанров массовой литературы [Неустроева, 2013, с. 201- 202].

Появление образовательных комиксов, которые производились крупными издательствами, некоторые историки датируют 30-ми годами

прошлого века. По подсчетам профессора Ппттсбургского университета В.Д. Соунса, в период между 1935 - 1944 гг. в Соединенных Штатах вышло более ста публикаций о потенциально возможном использовании комиксов для обучения детей. Наибольшую популярность они получили в 1950-е годы, их стали внедрять в учебный процесс [Нагорна, 2013].

Как отмечает П. Винтерхофф-Шпурк, в 60-х годах прошлого века комиксы как медиатексты стали предметом психологических исследований [Винтерхофф-Шпурк, 2007, с. 53-54]. К середине 60-х годов этому явлению уделяли внимание только учителя и работники народных библиотек. Издание комиксов сопровождалось полемикой о негативном влиянии такой литературы на юных читателей. Противники комиксов утверждали, что система знаков, которую используют в комиксах, негативно сказывается на развитии чтения и выражении своих мыслей и чувств, а также на развитии фантазии и воображения. Результаты же эмпирических исследований, не подтверждают правильность этих утверждений, их просто игнорировали, -цитирует П. Винтерхофф-Шпурк Д^егтке (1982) [Винтерхофф-Шпурк, 2007, с.35].

Среди характеристик комиксов исследователи чаще всего выделяют: соединение визуального и вербального, акцент на действия, а не на описании, супергероев, наличие в структуре разрывов и пропусков, которые должен заполнить читатель. Задача медиапедагогов - экспериментировать с различными способами их использования, умением создавать (или учить создавать) собственные медиапродукты.

По мнению Е. Нагорной, медиапродукт - это результат учебной или практической медиадеятельности человека, преследует цель донести определенную информацию до конкретной аудитории, отличается наличием идеи, единством формы и содержания, целостностью, законченностью, имеет яркое эмоциональное начало, т.е. это - продукт практической деятельности (обработка опыта и наблюдений) с использованием медиа, понятный для дальнейшего использования, единый для ссылок на него [Онкович, 2015, с.226].

В комиксах необязательно присутствует текст, существуют и «немые»

- с интуитивно понятным сюжетом. Чаще всего прямую речь в них передают с помощью филактера - «словесного пузыря», который обычно изображают в виде облака, выходящего из уст или, в случае изображения мыслей, - из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса [Нагорна, 2013; Онкович, 2015]. Филактеры, или словесные пузыри

- детища рубежа Х1Х-ХХ веков. Распространение комиксов сделало популярным данный метод соотнесения персонажа с его речью.

Однако историку-медиевисту Э. Кваккелу удалось отыскать подобные техники на миниатюрах XIV века. Средневековые художники владели большой фантазией и писали реплики персонажей на специальных лентах и в пузырях, иногда они вырываются прямо из уст говорящего [Яоззтап, 2016].

Сегодня рисованные истории стали предметом изучения и обучения в университетах, то есть полностью освоились в чужой для этого жанра академической среде. Как разновидность адаптированной литературы, распространены в Италии, США, Великобритании, Южной Кореи и Японии [Кораблева, 2012; Нагорна, 2013; Образовательные... , 2012; Почепцов, 2014]. Рисованная литература в западных странах - развитая индустрия, часть книжной культуры с богатой родословной и сложившимися традициями [Нагорна, 2013].

За последние годы произошло беспрецедентное переосмысления комикса как жанра серьезной литературы, что, в частности, свидетельствует исследование Н. Соусаниса «Комиксы как инструмент исследования: диссертация в виде книги комиксов». Сейчас существуют рисованные истории о тендерных исследованиях, о медицине, об истории. Чем больше людей становятся открытыми для такой формы получения знаний, тем больше новых и порой весьма неожиданных тем открывают и их авторы [Кораблева, 2012].

Литература, кино, телевидение - разные способы «упаковки культурных смыслов». До них эту функцию выполняли мифы и сказки [Арнхейм, 2007; Барт, 2007; Маклюэн, 2003; Онкович, 2015]. Человек не воспринимает информацию саму по себе, как это делает машина: нужна соответствующая упаковка. Одним из вариантов «культурной упаковки» и стали рисованные истории. К тому же они особенно интересны как объект семиотического исследования через сочетание вербального и визуального. «Комиксы работают с усиленными до максимума характеристиками: смельчак всегда будет храбрецом, а трус - трусом. Это прием, характерный для письма для детей, который потом оказывается перенесенным и на взрослое искусство», - отмечает Г. Почепцов [Почепцов, 2014].

Сегодня некоторые исследователи рассматривают комиксы (рисованные истории) не только как медиатекст, а как отдельный тип медиа и отмечают, что их вхождение в информационно-образовательное пространство похоже с вхождение Интернета, когда «возникает абсолютно новая коммуникативная среда, которая полностью отражает желание потребителя». Г. Почепцов характеризует это как «очередной прорыв визуальности, сравнимый с появлением кино и телевидения» и готов добавить сюда и интернет с его «особой визуальной ролью». Исследователь рассматривает комиксы как медиакоммуникации, которые как бы «опущены

из будущего в прошлое, настолько потрясающе прошла их эволюция и захват массовой аудитории» [Почепцов, 2014].

В XX в. рисованные истории стали одним из самых популярных жанров массовой культуры. К этому времени они, преимущественно, потеряли комичность, из-за которой получили свое название, их основным жанром стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях. Образовательные комиксы продолжают оставаться средством обучения в США. Часто - не просто как литература, а основной источник учебной информации, во многом заменивший собой как учебники литературы, так и другие первоисточники. Сейчас это - большая отрасль искусства, которая находит свое место в образовании. Например, почти все произведения классика английской литературы Уильяма Шекспира были адаптированы британской компанией «Self Made Него» в форме манги.

Сотрудник Лейденского университета (Нидерланды) Э. Кваккел, который специализируется на исследовании средневековых книг, отмечает, что параллели между средневековыми и современными технологиями, или средствами массовой информации, - колоссальная тема. Историк-медиевист постоянно замечает, что в Средневековье были аналоги спама, GPS и Селфи. Все, что нужно, чтобы увидеть сходства между двумя эпохами, это пара глаз и немного фантазии [Zotov, 2016]. Однако недавно он столкнулся с такой аналогией, которой никогда раньше не видел: страница из средневековой книги, структура которой подобна структуре страницы современных комиксов.

Миниатюра, датируемая примерно 1300 годом, изображает группу людей, идущих куда-то. Зрителю-читателю демонстрируется семья в дороге, направление путешествия неизвестно. Молодежь надоедает друг другу различными репликами и жалуется родителям на погоду и вес чемоданов (средневековая вариация извечного кошмара родителей - путешествовать с детьми).3ритель имеет возможность «услышать» все, что говорят эти люди, с помощью отображения текста над их головами. Воспроизведенное имеет много общего с современными комиксами. Различные части диалога появляются в отдельных словесных пузырях. Как и в современных комиксах, реплики соединяются с людьми, произносящих их, тонкими линиями.

Другой способ «озвучения» рисованного текста - содержание свитка в руках или прикосновение к нему в случае, когда на миниатюре изображалось более одного говорящего. Это позволяло зрителям определить, кто из них говорит. К примеру, на картинке воспроизведен класс, в котором двое учителей как бы находятся в очень оживленной дискуссии. Один из них держит свиток, другой указывает на свою ленту, обеспечивающую связь между персонажами и их высказываниями. В свете аналогии с комиксами,

отмечает Э. Кваккел, интересно, что лента не всегда держится говорящим или находится рядом с его руками: она может «вытекать» изо рта говорящего или из него самого. Хотя подобные примеры встречаются реже, такие персонажи выглядят очень современно через белый цвет ленты, создает иллюзию настоящего филактера из комиксов [7о1;оу, 2016].

Однако не все ленты изображают прямую речь говорящего. Некоторые обозначают сцену, другие призваны идентифицировать лицо изображенного. Например, на одном из рисунков представлен художник-иллюминатор Гуду, живший в XII веке: он украшает книгу, которую рассматривает, но лента не транслирует его высказываний. По мнению исследователя, мы видим средневековый эквивалент тэггинга человека на фотографии [7о1;оу, 2016].

Наконец, существуют средневековые рукописи, в которых прямая речь персонажей написана прямо в воздухе и не упакована в пузырь или в ленту. Для того, чтобы соотнести говорящего с его высказыванием, переписчик изображал строки таким образом, чтобы они как бы текли из уст говорящего. В результате получались волнистые линии из строк, танцующие по странице. Писец пытался помочь читателю следить за нитью повествования за счет использования различных цветов текста - красного и черного. Кроме того, переписчик изображает разговор так, что каждая фраза начинается с новой строки и отмечается отступлением. Вытянутые концы строк расположены рядом с губами говорящего, не оставляя у читателя никаких сомнений в авторстве высказываний. Словесные пузыри в данном случае были бы лишними [7о1;оу, 2016].

В качестве примера современного образовательного комикса можно представить уникальное издание «Мальована ютор1я незалежност1 Украши» [Брати..., 2013], увидевшее свет в конце 2013 года в Киеве. Два года известные украинские писатели и общественные деятели братья Капрановы, понимая, что простое и понятное изложение отечественной истории - дело не совсем историков, а писателей, работали над источниками, создавали не только текст, но и пантеон героев. Авторам хотелось "вплести" в единую ткань известные факты, но оказывалось, что они не вяжутся между собой. В поиске находились потерянные нити, спрятанные в черных дырах ... Все изложенное в книге базируется на фактах, на которые опирается историческая наука и которые подтверждены первоисточниками. Оказалось, что из них можно составить непрерывную последовательную и понятную историю, которая объединит в одно целое все украинские регионы. «Эта книга - для взрослых, чтобы они читали ее детям, и для детей, чтобы они могли проконсультировать взрослых», - отмечают братья Капрановы [Брати..., 2013].

Еще один пример. В апреле прошлого года Издательство Гарвардского университета выпустило комикс «Unflattening», основой которого стала первая в истории образования докторская диссертация в виде графической новеллы. Главная идея исследования - визуальные образы равнозначны вербальным. Эта работа в виде комикса была защищена в 2014 году. Автор -докторант Колледжа преподавателей (Teachers College) Колумбийского университета Н. Соусанис -получил степень в области междисциплинарных исследований. Графическая новелла Н. Соусаниса посвящена взаимосвязи между словесным и визуальным нарративами. В своей работе автор доказывает, что, несмотря на укоренившуюся в западной культуре вербальную традицию, визуальные образы и текст следует рассматривать как равнозначных «партнеров», используя для выражения своих мыслей обе формы коммуникации. Очевидно, основная идея работы диссертанта неотделима от ее инновационной формы.

Подобный подход может стать альтернативой привычным способам выкладывать идеи, например, в сфере науки и образования. Исследователи сравнивают диссертацию по эссе С. МакКлауд «Понимая комикс» (Understanding Comics) и выделяют различия: графическая новелла МакКлауд посвящена истории жанра комикса, тогда как Н. Соусанис впервые использовал подобную форму для разработки теоретической проблемы на стыке эпистемологии, семиотики, теории восприятия и визуальных исследований [Rossman, 2016].

Сначала исследователь изучал математику и философию, затем окончил интердисциплинарную магистерскую программу по искусству и математике. Оказашись в Teachers College Колумбийского Университета, писал докторскую работу и преподавал в этом вузе будущим учителям начальной и старшей школы основы создания комиксов, помогал им представить, как они смогут использовать их в реальной педагогической практике. По его мнению, на таких занятиях лучше отталкиваться от практики, а затем уже теоретизировать. Естественно, многое обсуждается во время работы в группе, анализируется, в частности, почему были выбраны те или иные графические решения [Rossman, 2016].

Сейчас существуют специальные проекты интеграции комиксов в школьную программу. Их уже немало, тем не менеевсе время появляются новые. Например, The Comic Book Project, в котором для школьников публикуются образовательные комиксы, нарисованные самими детьми. С недавнего времени еще существует Comic Book Classroom - эта команда организует шестинедельные курсы по использованию рисованных историй в школах. Сами преподаватели достаточно много обмениваются идеями в интернете, в частности, на платформе Making Curriculum Pop.

Выводы. Современный комикс - разновидность искусства, нуждается в профессионалах, которые установили бы его «уровень качества». Дидактический потенциал рисованных историй требует усиления и обогащения, поскольку современная культура движется от вербальной к экранной.

Рисованные истории известны издавна, сегодня они становятся привычным атрибутом нашей жизни. Все больше исследователей и практиков пытаются реализовать учебно-творческий потенциал этой разновидности медиатекста, имеющего яркие признаки определенного жанра.

Поскольку комикс - в современном понимании этого понятия -впервые появился в периодическом издании и практически присутствует в коммуникационных источниках все годы своего существования, целесообразно рассматривать его как медиатекст (медиапродукт), выполненный в определенном медиажанре. Этот медиажанр потребитель должен уметь идентифицировать, интерпретировать. Примеры использования комиксов в учебном процессе позволяют спрогнозировать их успешное вторжение в образовательную среду и как средства медиаобразования, и как одной из медиаобразовательных технологий.

Литература

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007. 392 с. Барт Р. Мифологии. М.: Директ-Медиа, 2007. 459 с.

Брати Капранови. Мальована ютор1я незалежносп Украши. К.: Гамазин, 2013. 80 с. Винтерхофф-Шпурк, П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 288 с.

Кораблева Е. Ученый Ник Соусанис: «Комиксы - естественный способ формулировать наши мысли // Theory & Practice. 2012. http://theoryandpractice.ru/posts/ 5580-uchenyy-nik-sousanis-komiksy-estestvennyy-sposob-formulirovat-nashi-mysli (10.10.12). Маклюэн M. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М. - Жуковский: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.

Нагорная Е.А. Медиаобразование в Италии (на примере Ассоциации Media Education.bo) // Медиаобразование. 2013. № 1. С. 129-132.

http://www.mediagram.ru/netcat files/101/119/h 55c55bff63758212735dcadl7blf58aa (18.01.13). Нагорна К.А. Мед1аосвггня роль редактора у створенш комшав // Нагорна К. А. Онкович Г.В., Горун Ю.М., Литвин Н.О., Нагорна К.А. та ш. Мед1акомпетентнють фах1вця / ред. Г.В. Онкович. - К.: Логос, 2013. 260 с. С.222 -270.

Неустроева Н.В. Мед1амистецтво у процеа створення комжав // Практична мед1аосвгга: авторсью уроки. Зб1рка / Ред. В.Ф.1ванов, О.В.Волошенюк. Кшв: Академ1я украшсько! преси, Центр вшьно! преси, 2013. 447 с. С.200-219.

Образовательные комиксы] / Материал из Википедии. http://ru.wikipedia. о^/^шЫ/Образовательные^омиксы (15.10.12).

Онкович A.B. Комиксы как форма визуальной медиакоммуникации // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2015. С.85 - 93. Онкович А.В. Комикс как жанр учебной медиапродукции // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве / редкол.: С.В. Венидиктов (отв. ред.) и др. Могилев: Могилев, ин-т МВД, 2015. С. 334-339.

Почепцов, Г.Г. Комиксы как медиакоммуникации.

http://osvita.mediasapiens.ua/maerial/34373 (07.09.14)

Rossman, Е. Находка Т&Р: первая докторская диссертация в виде http://theoryandpractice.ru/posts/10778-comics-phd

Zotov, S. Комиксы Средневековья: о чем говорят герои древних //theoryandpractice.ru/posts/10213-komiksy-srednekovya

References

Arnheim, R. (2007). Art and Visual Perception: collection of essays. Moscow: Arkhitektura-S. Bart, R. (2007). Mifologii. Moscow: Direkt-Media.

Braty Kapranovy (2013). Painted history of independence of Ukraine], Kyiv: Hamazyn. Educational comics. http://ru.wikipedia.org/wiki/Oбpaзoвaтeльныe_кoмикcы (accessed 15.10.12).

Korableva, E. Nick Sousanis «Comics is a natural way to express our thoughts» http://theoryandpractice.ru/posts/ 5580-uchenyy-nik-sousanis-komiksy-estestvennyy-sposob-formulirovat-nashi-mysli (accessed 10.10.12).

McLuhan, H.M. (2003). Understanding Media: The Extensions of Man. Moscow-Zhukovskij: Kanon-press-C, Kuchkovo pole.

Nagorna, K.A. Onkovych, H.V. Horun ,Y. M., Lytvyn, N. O. et al. Media educational role of an editor in creating comics // Media competence of specialists. Kyiv: Lohos, pp. 222-270 . Nagornaja, E.A. Media education in Italy (on example of the Association MediaEducation.bo], Media education. 2013, № 1, pp 129-132.

http://www.mediagram.ru/netcat_files/101/119/h_55c55bff63758212735dcadl7blf58aa (accessed 18.01.13).

Neustroieva, N. V. et al. (2013) Media Arts in the creation of comics // [Practical Media Education: the authors' lessons. Kyiv: Akademiia ukrains'koi presy, Tsentr vil'noi presy, pp. 200-219.

Onkovich, A.V. (2015). Comics as a form of visual media communications // Proceedings of the Visual communication in Social and Culture Dynamic. Kazan': Kazan University, pp. 85-93. Onkovich, A.V. (2015). Comics as a genre of educational media products // Mediasphere and media education: the specificity of the interaction in the contemporary socio-cultural space. Mogilev, pp. 334-339.

Pochepcov, G.G. Comics as a media communications. 2014. http://osvita.mediasapiens.ua/maerial/34373 (accessed 07.09.14).

Rossman, E. T & P Finding: the first doctoral dissertation in the form of comics. http://theoryandpractice.ru/posts/10778-comics-phd (accessed 01.02.16).

Vinterhoff-Shpurk, P. (2007). Media psychology. Basic principles. Kharkiv: Humanytarnyj Tsentr.

Zotov, S. The Middle Ages Comics: What do the heroes of ancient books tell. http://theoryandpractice.ru/posts/10213-komiksy-srednekovya (accessed 01.02.16).

2014. комикса книг //

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.