Научная статья на тему 'КОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНТИЦЕННОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТЕНДАП-КОНЦЕРТЕ ЛУИ СИ КЕЯ «CHEWED UP»'

КОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНТИЦЕННОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТЕНДАП-КОНЦЕРТЕ ЛУИ СИ КЕЯ «CHEWED UP» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / АНТИЦЕННОСТИ / КОНЦЕПТЫ / КОМИЧЕСКОЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бочкарев А. И.

В представленной работе исследуется комическая объективация антиценностей в стендап концерте Луи Си Кея «Chewed up». Автор выделяет следующие основные антиценности, актуализированные в данном произведении: глупость, обжорство, похоть, трусост и бесполезность. Кроме того, автор также выделяет основные высмеиваемые характеристики данных концептов. Обжорство высмеивается в основном через результат, к которому приводит обжорство, а именно: приобретение лишнего веса. Похоть в представленном произведении высмеивается через табуированные обществом процессы, такие как секс с животными и секс с детьми. В свою очередь глупость высмеивается через незнание очевидных вещей. Бесполезность осмеивается через некомпетентность представителей определенных профессий. Трусость высмеивается через различные виды страха, например, страх перед женой и страх перед государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMOROUS ASPECT OF ANTI-VALUE CHARACTERISTICS IN "CHEWED UP" BY LOUIS CK

The present work explores the humorous objectification of anti-values in "Chewed up" by Louis CK. The author identifies the following main anti-values which are actualized in this work: stupidity, gluttony, lust, cowardice and uselessness. In addition, the author also highlights the main characteristics of the ridiculed concepts. Gluttony is ridiculed mainly through the result that gluttony leads to: the acquisition of excess weight. Lust in the present work is ridiculed through processes tabooed by society, such as sex with animals and sex with children. Furthermore, stupidity is ridiculed through ignorance of obvious things. Uselessness is ridiculed through the incompetence of representatives of certain professions. Cowardice is ridiculed through various types of fear, such as fear of the wife and fear of the state.

Текст научной работы на тему «КОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНТИЦЕННОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТЕНДАП-КОНЦЕРТЕ ЛУИ СИ КЕЯ «CHEWED UP»»

УДК 81+811.111

DOI 10.33764/2618-981X-2022-5-95-99

Комический аспект антиценностных характеристик в стендап-концерте Луи Си Кея «Chewed up»

А. И. Бочкарев1

1 Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск,

Российская Федерация, e-mail: arsentiy_87@mail.ru

Аннотация. В представленной работе исследуется комическая объективация антиценностей в стендап концерте Луи Си Кея «Chewed up». Автор выделяет следующие основные антиценности, актуализированные в данном произведении: глупость, обжорство, похоть, трусост и бесполезность. Кроме того, автор также выделяет основные высмеиваемые характеристики данных концептов. Обжорство высмеивается в основном через результат, к которому приводит обжорство, а именно: приобретение лишнего веса. Похоть в представленном произведении высмеивается через табуированные обществом процессы, такие как секс с животными и секс с детьми. В свою очередь глупость высмеивается через незнание очевидных вещей. Бесполезность осмеивается через некомпетентность представителей определенных профессий. Трусость высмеивается через различные виды страха, например, страх перед женой и страх перед государством.

Ключевые слова: аксиологическая лингвистика, антиценности, концепты, комическое

The Humorous Aspect of Anti-value Characteristics in "Chewed up"

by Louis CK

A. I. Bochkarev1

1 Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation e-mail: arsentiy_87@mail.ru

Abstract. The present work explores the humorous objectification of anti-values in "Chewed up" by Louis CK. The author identifies the following main anti-values which are actualized in this work: stupidity, gluttony, lust, cowardice and uselessness. In addition, the author also highlights the main characteristics of the ridiculed concepts. Gluttony is ridiculed mainly through the result that gluttony leads to: the acquisition of excess weight. Lust in the present work is ridiculed through processes tabooed by society, such as sex with animals and sex with children. Furthermore, stupidity is ridiculed through ignorance of obvious things. Uselessness is ridiculed through the incompetence of representatives of certain professions. Cowardice is ridiculed through various types of fear, such as fear of the wife and fear of the state.

Keywords: axiological linguistics, anti-values, concepts, humor

Введение

В нашем исследовании мы анализируем комическое с точки зрения аксиологической лингвистики. Основным объектом аксиологической лингвистики являются ценности и антиценности, которые выражаются через определенные концепты [5]. На современном этапе развития лингвистики ценностному аспекту различных концептов уделяется все более пристальное внимание [1, 7, 8].

В настоящий момент времени ценностная составляющая комического дискурса не получила достаточного освещения в лингвистических работах, при этом

осуществлялись попытки выделения отдельных антиценностей комического. Так, в определенной степени изучены такие антиценности как глупость [6, 9], пьянство [5, 6] и секс [5, 10].

Материалы и метод

В данной работе мы проанализируем антиценностное пространство стендап выступления Луи Си Кея «Chewed Up» с точки зрения аксиологической лингвистики. Скрипт стендап-концерта Луи Си Кея «Chewed Up» доступен по следующей ссылке: https://scrapsfromtheloft.com/ 2017/07/07/louis-c-k-chewed-2008-full-transcript/.

В своем исследовании мы определяем принадлежность того или иного явления к ценностям/антиценностям комического дискурса, основываясь на реакции зрителей. Актуализация ценностей сопровождается смехом зрителей и в определенных случаях аплодисментами. Актуализация антиценностей сопровождается смехом зрителей и в определенных ситуациях неодобрительными возгласами. Следует также отметить, что в работе полужирным курсивом выделены те высказывания, которые сопровождались наиболее интенсивным смехом зрителей.

Результаты и обсуждение

В анализируемом произведении основными высмеиваемыми концептами являются следующие антиценности: обжорство, похоть, глупость, бесполезность, трусость. Соответственно, данные концепты образуют антиценностную концепто-сферу данного стендап концерта.

а. Обжорство

Высмеиваемые характеристики концепта «обжорство» можно разделить на две основные группы: процесса и результата [3].

В анализируемой работе адресант высмеивает обжорство в основном через результат, к которому приводит обжорство, а именно: приобретение лишнего веса. Следует отметить, что в современной англосаксонской культуре не принято смеяться над лишним весом окружающих. В представленном произведении адресант насмехается над собственным лишним весом:

You know like when you go to the doctor they give you like a formula for how much you should weigh? I'm pretty sure it's not your age plus 200pounds...

I was watching a boxing match today, and both guys, they weighed a hundred

and ten pounds each. So, both of those guys still need a fat baby and a dead dog to make me.

Также адресант высмеивает обжорство через чрезмерное поедание пищи:

"How many meals and how many bowel movements a day? " I'm like, I have no idea, I have no idea. It's just a blur, I'm just shittin' and eatin' all day.

"I don't stop eating when i'm full. The meal is not over when i'm full. The meal is over when I hate myself.

б. Похоть

В современной стендап комедии похоть является одним из основных высмеиваемых концептов. В представленном произведении осмеянию подвергаются явле-

ния, табуированные обществом, такие как секс с животными и секс с детьми. Следует отметить, что комический эффект возможен только в том случае, если адресат считает данную коммуникацию несерьезной:

And I only hesitated to start the sentence only because I wasn't sure whether to say that I let my dog lick cottage cheese off my balls or that I made him. and really, considering how much dogs love cheese I think I made him an offer that he couldn't refuse.

If you ever see a 9 year old on the street just give him 20 bucks 'cause he's very unhappy. Or suck his dick, however you feel like you can help him out.

Также в представленном произведении высмеивается желание большего количества секса объектом осмеяния через глупость:

"I'm gonna drink a lot of milk so I can have a lot of sex " I was like, "who told you that that mattered? "

This guy actually thinks that you run outta cum but if you drink milk your body goes, "Oh dude that's perfect! Just send that right through " "Nobody will know the difference...

в. Глупость

В анализируемом тексте глупость зачастую высмеивается через незнание очевидных вещей. В представленном примере высмеивается глупость детей:

She's 5.5 years old, do you know what that means? Nothing that she says matters. She's never said anything actually important in her entire life. I literally could have missed every word this fucking kid has ever said and nothing would be different.

Адресант также высмеивает глупость через отсутствие логики. В приведенном ниже примере, адресант высмеивает отсутствие логики у одной знакомой женщины:

I was like, "Well you should have told me! I would have happily done that for you." And she goes, "No, it has to feel real and dangerous." I'm like, "What are you out of your fucking mind? You think I'mjust gonna rape you on the off chance that hopefully you 're into that shit?"

г. Бесполезность

В профессиональном юморе высмеивается бесполезность представителей определенной профессии через незнание данной профессии, т.е. отсутствие компетентности. В приведенном примере высмеивается некомпетентность врачей через отсутствие точности в диагнозе при помощи модальности (probably) и отсутствие точной номинации (a bunch, in her head).

So i go to the doctor and say "she can't see out of her left eye at all." And i swear to god he goes, "well she's probably got a bunch of tumors in her head."

Также бесполезность врачей высмеивается через отсутствие назначения лечения. В приведенном примере комический эффект усиливается за счет употребления обсценной лексики (shitty):

I went 'cause my ankle, I was like limping for a month out of nowhere, and the doctor, he brings me and shows me an Xray of my ankle and he's like "Yeah your ankle is just worn out" I was like "What do you mean, I injured my ankle?" And he's like "No, it's just shitty now "

д. Трусость

Концепт трусость высмеивается преимущественно через состояния или результат, к которым приводит страх [2].

Трусость высмеивается через различные виды страха. В анализируемом произведении основными источниками страха для адресанта являются жена и государство.

Чтобы не конфликтовать с женой, адресант зачастую прибегает к обману:

I am married though, that takes me down a few pegs. The other night, my wife sent me to Walgreens to get toilet paper because we were out of toilet paper because I had thrown it all in the garbage so I could get out of the house.

Страх перед государством обусловлен тем, что адресант боится попасть в тюрьму. В приведенном ниже примере он доводит этот страх до абсурда т.е., он заставляет детей есть, так как боится, что они умрут и он попадет в тюрьму:

"Just fucking eat it! You'll die you idiot, eat the food!" "I don't like it." "It doesn't matter, put it in your face." "They have your footprint at the hospital, they know that I have you, I'm not allowed letting you die you piece of shit, eat it!" "You have a social security number, you're on the grid motherfucker, eat!" "If you're skinny, I go to jail, do you understand?"

Заключение

В данной работе был проанализирован комический аспект основных антиценностей стендап концерта Луи Си Кея «Chewed Up». Так, к основным высмеиваемым концептам в рамках данного стендап выступления относятся: обжорство, глупость, похоть, трусость, бесполезность.

Интересно отметить следующее. Адресант в своем выступление предсказал ряд основных проблем, с которыми он столкнулся в бушующем. Так, он высмеивал девушку, которая предлагала ему псевдоизнасилование. Адресант отказался, так как боялся потенциальных проблем с законом. Кроме того, адресант боялся попасть в тюрьму. В ходе кампании «Me too» адресанта обвиняли в непристойном поведении в компании женщин, за что адресант мог получить тюремный срок.

Перспективой данного исследования является составление ценностной кон-цептосферы представленного произведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богданова Л. И. Оценки и ценности в зеркале словарей русского языка // Russian Journal of Linguistics. - 2017. - Т. 21, №4. - C. 729-748.

2. Бочкарев А. И. Антиценностный концепт трусость в комическом дискурсе англосаксонской лингвокультуры // Вестник КемГУ. - 2021. - № 23 (4). - С. 1016-1023.

3. Бочкарев А. И. Основные высмеиваемые характеристики антиценностного концепта 'Gluttony' (на материале англоязычных стендап-комедий и ситуационных комедий) // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 163 (5). -С.1016-1023.

4. Карасик В. И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. - М.: Гнозис, 2019. - 424 с.

5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

6. Кулинич М. А. Лингвокультурология юмора (на материале английского языка). - Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. - 180 с.

7. Марьянчик В.А. Аксиологичность и оценочность медиа-политического текста. - М.: URSS, 2013. - 272 с.

8. Нелюбова Н. Ю., Хильтбруннер В. И., Ершов В. И. Отражение иерархии ценностей в пословичном фонде русского и французского языков // Russian Journal of Linguistics. - 2019. - Т. 23, №1. - C. 223-243.

9. Davies Ch. Ethnic Jokes, Moral Values and Social Boundaries // The British Journal of Sociology. - 1982. - Vol. 33 (3). - P. 384-403.

10. Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor. - Boston: D. Reidel Publishing Company, 1985. -

284 p.

© А. И. Бочкарев,2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.