КОМФОРТНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты устойчивого развития региона в контексте формирования комфортной среды. В ходе исследования были рассмотрены понятия «устойчивое развитие», «комфортная среда», «благоустройство», «общественное пространство». Акцентируется внимание на Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года. Проанализированы наиболее актуальные проблемы устойчивого развития Санкт-Петербурга, исходя из фактора формирования комфортной среды региона. На основании выявленных проблем были сформулированы комплексные рекомендации к оптимизации деятельности по устойчивому развитию региона.
Ключевые слова. Устойчивое развитие, регион, инфраструктура, комфортная среда, благоустройство, общественное пространство.
Smeshko O.G., Ushakova E.V.
COMFORTABLE ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION (THE CASE OF ST. PETERSBURG)
Abstract. The article examines the problematic aspects of sustainable development of the region in the context of creating a comfortable environment. During the study, the concepts of "sustainable development", "comfortable environment", "improvement", "public space" were considered. Attention is focused on the Strategy for the socio-economic development of St. Petersburg until 2035. The most pressing problems of sustainable development of St. Petersburg are analyzed, based on the factor of creating a comfortable environment in the region. Based on the identified problems, comprehensive recommendations were formulated to optimize activities for the sustainable development of the region.
Keywords. Sustainable development, region, infrastructure, comfortable environment, landscaping, public space.
Введение
Как известно, термин «устойчивое развитие» в общем понимании означает тип экономического развития, который одновременно позволяет обеспечить решение социально-экономических задач без усугубления экологических проблем. Говоря об истории появления данного термина, отметим, что годом его рождения принято считать 1926 г., а непосредственно его автором является Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). В начале двадцатого века В.И. Вернадским было создано учение о ноосфере -
ГРНТИ 82.13.37 EDN LCFHDZ
© Смешко О.Г., Ушакова Е.А., 2023
Олег Григорьевич Смешко - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления; ректор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. Елена Викторовна Ушакова - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента и государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.
Контактные данные для связи с авторами (Ушакова Е.В.): 190020, г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44 (Russia, St. Petersburg, Lermontovsky av., 44). Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 26.11.2023 г.
пространстве, объединяющем человечество [1]. В дальнейшем Комиссия ООН, занимающаяся вопросами окружающей среды и развития, в своем докладе закрепила официальные идеи и ценности устойчивого развития (см.: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf).
Из множества факторов, которые оказывают влияние на устойчивое развитие территорий того или иного уровня, в частности региона, в статье выделена инфраструктура, являющаяся, в свою очередь, одной из своих составляющих формирования комфортной среды. Подчеркнём, что важно при формировании комфортной среды учитывать особенности территории и региональные проблемы.
Материалы и методы
Вопросы устойчивого развития регионов РФ отражены во многих исследованиях, программных документах, в частности к этим вопросам обращаются в своих трудах: Воронина Е.В., Ушакова Е.В., Дмитриева Т.А. [2], Федосеев И.В., Юденко М.Н., Григорьев К.А., Фугалевич Е.В. и др. [1]. В работе были использованы данные Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года (см.: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-ser-2035), Национального проекта «Жилье и городская среда» (см.: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda), материалы официального сайта Администрации Санкт-Петербурга (https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/information/polnomoch).
1996 г. ознаменовался принятием в РФ документа под названием «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (далее - Концепция) согласно Указу Президента РФ № 440 от 01.04.1996 г. Именно данный документ впервые дал определение понятию «устойчивое развитие» применительно к России. Отметим, что понятие «устойчивое развитие» в нашей стране рассмотрено с точки зрения стабильного и сбалансированного социально-экономическое развития.
В процессе исследования авторами были применены общенаучные методы, в частности методы анализа, синтеза данных научных работ по вопросу устойчивого развития территорий, а также методы обобщения, классификации, анализ нормативной правовой базы. В качестве исходных данных при написании статьи авторами были использованы официальные материалы, данные официальных сайтов по проблематике исследования. Результаты и их обсуждение
Глобальные вызовы современности ставят на ведущие позиции не только проблему устойчивого развития страны в целом, но и проблему достижения устойчивого развития регионов. В статье рассматривается один из факторов, оказывающих непосредственное влияние на устойчивое развитие региона, это -комфортная среда. Несомненно, рассматривая влияние не только данного фактора, но и других, необходимо учитывать разного рода особенности регионов. В 2018 г. была принята «Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года» (далее - Стратегия), где среди целей устойчивого развития (ЦУР) выделена комфортная среда.
Как известно, комфортную среду региона формирует инфраструктура. В условиях высокого уровня развития инфраструктуры региона, населению, проживающему на его территории, будет обеспечен высокий уровень комфорта и, как следствие, это приведет к повышению конкурентоспособности территории. В ходе проведенного исследования была определена роль одного из элементов инфраструктуры - комфортной среды - в обеспечении устойчивого развития Санкт-Петербурга.
На жизнь и здоровье человека оказывает огромное влияние наличие благоустроенных территорий и общественных пространств. К местам, которые предназначены для отдыха, занятий спортом относятся площади, парки, скверы, прогулочные и велосипедные зоны и многое другое. Соответственно, степень благоустроенности таких мест способствует не только формированию комфортных условий для жизни и отдыха, но во многом оказывает влияние на улучшение внешнего образа региона не только в глазах постоянных жителей, но и приезжих. Как следствие, благоустроенные городские территории и современные общественные пространства повышают туристский потенциал территории, что оказывает положительное влияние на уровень социально-экономического развития региона.
Стратегия не обошла стороной вопрос благоустройства и важности создания и последующего развития общественных пространств. Так, согласно пункту 6.2 данного документа: «Повышение качества городской среды», - подчеркнута особая значимость развития инфраструктуры. Инфраструктура в данном случае является не только фактором, направленным на обеспечение благополучия и привлекательности, но и одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики субъекта. В рамках
данного направления были определены пять ключевых целей, которые позволят повысить качество городской среды Санкт-Петербурга. В ходе исследования авторами были выделены две из них: «Обеспечение экологического благополучия и благоустройства территории Санкт-Петербурга» и «Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга» [3].
Итогом достижения первой цели должна стать разработка комплексной политики, включающей перечень необходимых инструментов. Планируемым показателем к 2035 г. должна стать доля горожан (не менее 87%, которые будут удовлетворены и положительно оценят уровень благоустройства среды проживания в Санкт-Петербурге.
В рамках второй цели авторами исследования был сделан акцент на задачу 1.7. «Благоустройство территорий». В контексте данной задачи были разработаны мероприятия, которые позволят осуществить планомерный переход к программно-инвестиционному принципу благоустройства территорий. Итогом реализации представленных в рамках задачи мероприятий должно стать создание особой системы, способствующей осуществлению эффективного управления проектами по благоустройству территорий. Отметим, что созданная система будет носить адаптивный характер, то есть она будет «подстраиваться» под изменения во внешней среде.
Вернемся к п. 6.2 Стратегии и акцентируем внимание на проблеме, которая является барьером при достижении сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга. Достижение данной цели заключается в создании механизмов и инструментов, которые позволят представить Санкт-Петербург городом комфортного проживания. В рамках данной цели был сформулирован пункт 5.3. Стратегии - «Развитие общественных пространств». Здесь необходимо выработать новый подход к организации общественных пространств, то есть не просто максимально обеспечить безопасность людей, находящихся на территориях общественных пространств, а превратить такие территории в абсолютно безопасные места.
Следующий документ, отражающий роль благоустройства в достижении устойчивого развития Санкт-Петербурга - Государственная программа (далее - Программа) Санкт-Петербурга «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге». Здесь были сформулированы восемь целевых показателей. Авторами в рамках исследования предложено рассмотреть два из восьми показателей. Первый показатель - доля жителей, положительно оценивших уровень благоустройства среды проживания (от числа опрошенных). Второй показатель - количество благоустроенных общественных территорий в г. Санкт-Петербурге.
Проведя анализ данных, мы выявили, что первый показатель не был достигнут ни разу за три рассматриваемых года Такое отклонение имеет разное толкование с позиции ответственных лиц, в данном случае Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет). Так, в 2020 г. данный показатель должен был достичь значения 70%. Но фактическое его значение составило лишь 64,6%. Причиной, по словам представителей Комитета, стало увеличение количества жалоб на уровень благоустройства среды проживания. В следующем, 2021 г., ситуация осталась не просто неизменной, но еще и ухудшилась. Рассматриваемый показатель стал еще ниже и составил 61,1%. Ответственное лицо, все тот же Комитет, прокомментировал такой низкий показатель недостаточным финансированием. В 2022 г. ситуация повторилась. Запланированное значение по плану должно было составить 81,8%, а по факту составило лишь 76%. Причина, которую озвучил Комитет, заключается в том, что выделенные средства ниже нормативных значений.
В ходе анализа материалов официальной статистики было выявлено, что за три рассматриваемых года фактическое финансирование программных мероприятий выглядит следующим образом: 2020 г. -7 276 283,1 тыс. руб.; 2021 г. - 9 675701,8 тыс. руб.; 2022 г. - 14 328 726,4 тыс. руб. Здесь наглядно показано, что каждый год финансирование увеличивалось. Выделенные средства на выполнение мероприятий Программы были направлены на решение вопросов благоустройства и обеспечение общественных пространств необходимой инфраструктурой.
Далее перейдем ко второму показателю - количеству благоустроенных общественных территорий. В 2020 г. было запланировано провести работы по благоустройству общественных территорий в количестве 12 единиц. Здесь план был превышен, и итоговый показатель составил 30 единиц общественных территорий. Положительная динамика сохранилась в последующих двух годах. В 2021 г. вместо благоустройства запланированных 53 единиц общественных пространств было благоустроено 103 пространства (в процентном выражении перевыполнение плана произошло на 194,3%). В 2022 г. превышение
целевого показателя составило 187,8%, было благоустроено 154 единицы общественных пространств вместо запланированных 82.
Таким образом, за последние несколько лет Санкт-Петербургу, несмотря на имеющиеся проблемы, все же удается удержать положительную динамику в сфере благоустройства территорий и созданию инфраструктуры новых общественных пространств. Авторы статьи отмечают, что за последний год заслуживающим внимания проектом стало проведение всероссийского онлайн-голосования, целью которого явилось определение объектов благоустройства. В основу проведения онлайн-голосования был положен реализуемый с 2019 г. Национальный проект России «Жилье и городская среда». Здесь с уверенностью можно говорить об инновационном характере данного мероприятия, поскольку именно жители Санкт-Петербурга приняли активное участие в выборе проектов по благоустройству территорий.
Далее обратим внимание на такое относительно новое, но уже занявшее свою нишу понятие, как «общественное пространство». Данное понятие имеет несколько определений с точки зрения градостроительства и архитектуры. Для того, чтобы прийти к единому мнению, в 2013 г. ООН выпустила Хартию общественного пространства, где было дано следующее определение: «Общественное пространство - это пространство, находящееся в публичной плоскости и доступное для всех без цели извлечения прибыли» (см.: http://unhabitat.ru/publications/komplekt-instrumentov). Основное предназначение общественных пространств - это соответствие запросам конечного потребителя. Сегодня довольно четко прослеживается тенденция, что общественные пространства аккумулируют в себе не одну, а несколько функций. Цель объединения функций ясна - удовлетворение потребностей наибольшего количества посетителей.
Но следует отметить, что если наблюдается существенное различие в функциональных областях общественного пространства, то имеет смысл разделить территорию пространства на так называемые функциональные зоны. Необходимо акцентировать внимание на такой контингент посетителей, как люди с ограниченными возможностями. В связи с этим повышенное внимание надо уделять зонам, предназначенным для данной категории. Отдельно также следует создавать зоны для людей пожилого возраста и для детей. Таким образом, функциональная принадлежность общественного пространства должна напрямую зависеть от территориальных особенностей и возможностей территории, на которой расположено общественное пространство. Также функциональная принадлежность таких мест должна определяться, исходя из потребностей целевой аудитории, что позволит, в первую очередь, сделать общественное пространство максимально безопасным и комфортным.
В настоящее время в Санкт-Петербурге можно выделить несколько общественных пространств, отвечающих требованиям комфортной среды: «Новая Голландия», «Севкабель Порт», «Люмьер-Холл», «Лофт-проект Этажи», «Библиотека Гоголя» и другие (см.: http://public.spb.ru). Несомненно, в Санкт-Петербурге ситуация, связанная с благоустройством территорий и развитием инфраструктуры общественных пространств, стала улучшаться, но все же существует еще достаточно проблем, требующих оперативного решения в разрезе устойчивого развития.
Первая проблема, несомненно, финансовая. Она связана с недостаточным финансированием сферы благоустройства. В рамках данной проблемы одним из вариантов решения видится, с одной стороны, использование уже хорошо всем известного сценарного подхода. А, с другой стороны, необходимо проводить детальный анализ инфраструктуры. Необходимость такого анализа заключается в том, что в меняющихся условиях следует корректировать программы развития с целью дальнейшего расчёта необходимых затрат.
Следующая проблема выглядит следующим образом. Органы власти в ходе планирования программ развития отдельных территорий Санкт-Петербурга не особо уделяют внимание конъюнктуре и детальному изучению состояния отдельных инфраструктурных объектов [4]. По мнению авторов статьи, здесь не просто надо уделять больше внимания данному аспекту, но и привлекать жителей к решению этой проблемы, учитывая их мнения. И, что также важно, такую работу надо проводить с органами муниципальной власти и депутатами муниципальных образований.
Несмотря на положительную динамику в вопросе организации общественных пространств, все-таки есть и так называемые «узкие места». Здесь речь идет об отсутствии в Санкт-Петербурге общей концепции организации общественных пространств. Из-за отсутствия такого документа общественные пространства появляются хаотично и не в установленные сроки.
Еще одна немаловажная проблема в сфере благоустройства и организации общественных пространств связана с недостаточной информацией о проблемах в данной сфере. То есть, необходимо развивать информационную открытость. Инструментом, который позволит решить хотя бы частично данную проблему, может стать проведение общественных обсуждений и создание общественных контрольно-надзорных органов, в функционал которых будет входить проведение мониторинга деятельности в рамках создания общественных пространств.
Для того, чтобы работы по благоустройству и организации общественных пространств были максимально эффективны, необходимо развивать механизм государственно-частного партнерства, привлекать представителей бизнес-сообщества, вовлекать муниципальные образования. Решение данных проблем, несомненно, положительно скажется на развитии городской среды, что в конечном итоге отразится на устойчивом развитии региона. Заключение
Проведенный анализ позволил сформулировать ряд предложений, которые способны повысить эффективность деятельности властей и стейкхолдеров по достижению устойчивого развития региона:
1. В ходе реализации мероприятий по достижению ЦУР необходимо разрабатывать свою собственную политику для достижения данных целей, отойдя тем самым от западной риторики.
2. Укрепление принципа системности при разработке и реализации государственных и региональных программ в целях устойчивого развития.
3. Выстраивание адаптивной политики достижения ЦУР, используя сценарный подход. То есть в рамках уже определенных сценариев необходимо разработать четкий алгоритм перехода к одному из предложенных сценариев.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Федосеев И.В., ЮденкоМ.Н., Григорьев К.А., Фугалевич Е.В. и др. Совершенствование системы государственного управления пространственным развитием Санкт-Петербурга в рамках перехода к комплексному развитию территорий города с учетом межотраслевого баланса ресурсов систем коммунальной инфраструктуры и энергетики Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 100 с.
2. Воронина Е.В., Ушакова Е.В., Дмитриева Т.А. Особенности реализации стратегий устойчивого развития на региональном уровне управления в условиях глобальных вызовов // Креативная экономика. 2023. Том 17. №2 6.
3. Стандарт комплексного развития территорий (в 6 кн.). Книга 4: Стандарт формирования облика города. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://дом.рф/urban/standards/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy (дата обращения 24.11.2023).
4. ПалагнюкА. Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления при реализации проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории муниципальных образований в Санкт-Петербурге // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2017. Т. 8, № 5 (32). С. 39-43.