Научная статья на тему 'Комбинированные системы управления как средство обучения'

Комбинированные системы управления как средство обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Ольга Владимировна

В настоящее время создается множество комбинированных систем управления. Автор приводит определения данных комбинированных дидактических систем: электронные учебники, дидактические технологические комплексы, дидактические компьютерные среды, обучающие программы для автоматических дидактических систем, инструментальные компьютерные среды и описывает различия между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now the set of the combined control systems is created. The author results definitions of the given combined didactic systems: electronic textbooks, didactic technological complexes, the didactic computer environments, education the programs for automatic didactic systems, instrumental computer environments also describes distinctions between them.

Текст научной работы на тему «Комбинированные системы управления как средство обучения»

Комбинированные системы управления как средство обучения

Аксенова Ольга Владимировна ([email protected])

Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), г. Екатеринбург

В настоящее время создается множество комбинированных систем управления. Автор приводит определения данных комбинированных дидактических систем: электронные учебники, дидактические технологические комплексы, дидактические компьютерные среды, обучающие программы для автоматических дидактических систем, инструментальные компьютерные среды и описывает различия между ними.

Now the set of the combined control systems is created. The author results definitions of the given combined didactic systems: electronic textbooks, didactic technological complexes, the didactic computer environments, education the programs for automatic didactic systems, instrumental computer environments also describes distinctions between them.

Будущее образования это образование со все большей долей участия компьютеров. Необходимость обеспечения полноценного участия компьютера в процессах образования и обучения это основной путь и стимул развития педагогической науки и практики.

В настоящее время создаются электронные учебники, дидактические технологические комплексы, дидактические компьютерные среды, обучающие программы для автоматических дидактических систем, инструментальные компьютерные среды и др. В чем же их различие и что их объединяет?

Сегодня компьютер это одно из средств обучения. Под средством обучения понимают предметы, действия, явления, весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и в частности, соотносимые с педагогической целью, разнообразная деятельность, в которую включается личность [2].

Дидактические системы Беспалько В. П. подразделяет на монодидактические и комбинированные. К моно-дидактическим системам он относит: традиционную форму обучения, аудио'-визуальные средства, консультанта, обычную учебную книгу, малую группу, использование ЭВМ, репетитора, программное управление.

1. Традиционное (классическое) обучение - это классно-урочное обучение, при котором один учитель управляет работой целого класса (30-40 и более учащихся). Это лекция в высшем учебном заведении и любые другие формы занятий.

2. Аудиовизуальные средства - управление учением осуществляется техническими средствами представления информации учащимся (кино, видео, телевидение, проекторы различного вида, магнитофоны и радио). По сравнению с традиционной системой, в данной системе изменяются лишь средства управления учением: в помощь учителю, работающему вручную, задействуются технические средства и управление становится «автоматическим», что значительно облегчает труд учителя, а для учащихся никакого изменения в управлении их учением не происходит, остается все тот же рассеянный информационный процесс и разомкнутое управление. Показатели качества у обеих систем примерно одинаковые.

3. Консультант - работа индивидуального учителя с индивидуальным учеником, но консультант не проверяет правильности и полноценности усвоения информации его учеником, поэтому качество усвоения в этой системе чрезвычайно нестабильно и может варьировать.

4. Обычная учебная книга - учебники, применяемые в традиционном обучении. Задаваемые в учебнике упражнения не сопровождаются немедленной обратной связью, а поэтому ошибочное или неполное усвоение может сохраняться неопределенно долго, а предоставленный самому себе в работе с учебником учащийся может и не воспользоваться достоинствами направленного управления обучением.

5. Малая группа - учителю приходится уделять постоянное внимание каждому учащемуся, контролируя и корректируя его деятельность, физические возможности рядового учителя таковы, что он может это делать с известным успехом, если группа учащихся не превышает 7 плюс-минус 2 человека, как только группа начинает превосходить это число учащихся, так она все полнее обретает свойства традиционной системы.

6. Использование ЭВМ - дает возможность обучать при замкнутом управлении и рассеянном информационном процессе практически любую по численности учебную группу. Несмотря на замкнутость управления, неадаптивность программы обучения к индивидуальному ученику (рассеянный информационный процесс) не позволяет получить качество усвоения предмета выше, чем в предыдущей системе. Это происходит от того, что, к сожалению, программисты не знают современной педагогики и, исходя из своего опыта пребывания в традиционной педагогической системе, моделируют ее в своих программах, далеко не используя возможности компьютерного обучения. Кроме того, в учебных материалах компьютерного обучения, как правило используются упражнения и тесты первого уровня усвоения (на различение правильного ответа из нескольких альтернатив), следовательно, и качество обучения не будет выше первого уровня усвоения. В то же время, при правильном программировании обучения можно было бы уже на современных компьютерах получить любое качество обучения.

7. Система управления учением Репетитор - индивидуализация учебного процесса достигает наивысшей степени совершенства. Репетитор обучает одновременно не более двух учащихся, а лучше, когда это индивидуальное общение с одним учащимся.

8. Программное управление - система адаптивного программного управления могла бы стать автоматической моделью репетиторства. Эта система названа «адаптивной», то есть приспосабливающейся к особенностям познавательной деятельности ученика (способности, мотивация учения, подготовленность, индивидуальный темп, уровень требований и пр.). Система названа «программным управлением», так как в основу ее работы положена специальная адаптивная программа, управляющая учебной деятельностью ученика. По сравнению с обычным компьютерным обучением (система управления использование ЭВМ), работающим по неадаптивной программе управления учением (рассеянный информационный процесс), данная система управления должна осуществлять направленный информационный процесс, решая сложные психологические задачи адаптации к особенностям каждого ученика. Одной из веских причин, почему эта система все еще не существует реально, является слабость психологического научного обеспечения для создания адаптивных обучающих программ. Если репетитор встречается с непредвиденной ситуацией обучения, он может решать ее, полагаясь на свою интуицию или не решать ее вовсе и идти, тем не менее, вперед, то адаптивная программа, не зная решения ситуации, не двинется с места, пока учитель не поможет ей в этом.

Некоторые сочетания (чередования) дидактических систем на одном и том же уроке обладают особыми дидактическими свойствами, а поэтому рекомендуются для использования. Такие сочетания дидактических систем названы комбинированными системами управления. К монодидактическим системам он относит: традиционную форму обучения, аудиовизуальные средства, консультанта, обычную учебную книгу, малую группу, использование ЭВМ, репетитора, программное управление и рассматривает следующие сочетания дидактических систем.

Дидахография - сочетание традиционной дидактической системы и учебника, изобретенная Я. А. Ко-менским.

Современная (сочетание 1, 2 и 4), использующая современные технические средства представления информации учащимся.

Локальная (сочетание 5 и 7), использующая достоинства репетиторства в особо малых группах (3-5 человек).

Программированное обучение (сочетание 1, 2, 3 и 6) достаточно развитая, доступная и эффективная современная комбинированная система.

Персонализированное обучение (сочетание 1, 2, 8 и 7).

Обучающие программы для автоматических дидактических систем по Беспалько В. П. относятся к программированному обучению. В этой системе управление процессом учебной деятельности каждого ученика строится с преимущественным использованием методов программного управления (систем 6 и 8).

Программированное обучение основано на комбинированном использовании в основном четырех (1, 2, 5, 6) схем управления, выбираемых для каждого случая ведения процесса обучении в оптимальных их сочетаниях (теоретические или практические занятия, естественные или гуманитарные учебные дисциплины) [3].

Христочевский С. А. дает следующее определение электронного учебника - это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты по сравнению с обычным учебником. К таким обычно относят свойства мультимедийности, виртуальной реальности, высокой степени интерактивности.

Бобков В. В. под дидактическим технологическим комплексом (ДТК) понимает системное единство -систему различных частных групповых и индивидуальных, линейных и нелинейных дидактических технологий, одновременно или последовательно применяемых в учебном процессе, преследующих цель максимизации всех критериев его эффективности.

Инструментальная компьютерная среда представляет собой систему управления контентом, сопровождаемую комплектом методических материалов.

ИКС - комплексный инструментарий в поддержку профессиональной учебно-методической и внеучеб-ной деятельности учителя. Наряду с учебником ИКС реализует функции управления учебной деятельностью. Инструментарий ИКС позволяет осуществлять мониторинг успешности усвоения как через промежуточный контроль в процессе урока, так и итоговый (например, через систему тестов). В журнале успешности могут храниться отметки за задания, выполненные в рабочих тетрадях, решенные задачи, выполненные проекты. Таким образом, в ИКС формируется целостная картина усвоения учащимися материала, представленного всеми компонентами УМК [1].

В УрГПУ разработана дидактическая компьютерная среда (ДКС) по математике. Данная ДКС состоит из трех блоков: 1) содержательный (теоретический), 2) практический (задачи разного уровня сложности), 3) контрольно-оценочный.

На основе контент-анализа дано следующее определение ДКС. ДКС - это специально разработанный программный продукт по учебной дисциплине, ориентированный на активизацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе индивидуального проектирования и способствующий продуктивному усвоению знаний.

Электронный учебник и ИКС можно отнести к программированному обучению. ДКС и ДТК - к персонализированному обучению. ИКС прежде всего предназначена для помощи учителю. Электронные учебники, ДКС и ДТК, обучающие программы для автоматических компьютерных систем адресованы обучающимся.

Литература

1. М1р://%^л1о.8и/шат.рЬр?р1а=26&Ш=5293&РНР8Е88ГО=аШ7Ъ5а09&00Ы24

2. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф. - пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 298 с.

3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.