с этим следует получать магниеволитиевые сплавы в вакуумных электропечах, оборудованных специальными штуцерами для присоединения к вытяжной вентиляции, что совершенно необходимо при чистке печей.
Выводы
1. Процессы получения и применения магниеволитиевых сплавов сопровождаются образованием аэрозоля конденсации, а при механической обработке — аэрозоля дезинтеграции. В дисперсной фазе аэрозоля конденсации содержится окись магния, окись лития, гидроокись лития, углекислый литий.
2. При длительном ингаляционном воздействии аэрозоли магниеволитиевых сплавов способствуют в местах непосредственного их воздействия развитию воспалительного процесса: трахеита, бронхита, межуточной пневмонии, диффузного пневмосклероза, эмфиземы легких; аэрозоли изучаемых сплавов вызывают ряд изменений внешнего дыхания (увеличение минутного объема, учащение), функционального состояния печени, почек, некоторые сдвиги в биохимическом и морфологическом составе крови.
3. Результаты производственных и экспериментальных исследований указывают на необходимость получения магниеволитиевых сплавов в вакуумных электропечах.
Поступила 21/VII 1969 г.
PROBLEMS OF OCCUPATIONAL HYGIENE IN OBTAINING AND TREATMENT OF MAGNESIUM-LITHIUM ALLOYS
V. A. lliina
The peculiar feature of Working conditions prevailing at the open-pit mining of magnesium-lithium alloys is the almost continuous formation of aerosol and its discharge into the air of the working zone. The aerosol dispersed phase consists mainly of lithium oxide, lithium carbonate, lithium chloride, lithium fluoride and magnesium oxide. The main sign of the inhaled effect of magnesium-lithium alloy aerosols is the development of an inflammatory process in the respiratory tract and the lung tissues: tracheitis, bronchitis, interstitial pneumonia resulting in diffused pneumosclerosis and lung emphysema. A vacuum electrical stove is absolutely necessary for obtaining magnesium-lithium alloys.
УДК 613.644 +613.63:547.2621:612.8
КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО УЛЬТРАЗВУКА И ЭТАНОЛА НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ БЕЛЫХ КРЫС
А. Д. Шипачева
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
В связи с техническим прогрессом особое значение в промышленности приобретает низкочастотный ультразвук, который, распространяясь в воздухе рабочих помещений, может оказывать неблагоприятное действие на организм (3. 3. Ашбель; 3. С. Лисичкина; БсШегп). В связи с тем что указанный фактор нашел широкое применение при химической очистке деталей, возможно комбинированное действие на организм работающих ультразвука и токсических веществ. Ультразвук и этанол—одно из сочетаний, встречающихся в промышленности. Этиловый спирт применяют при ультразвуковой очистке оптических изделий.
Наиболее чувствительна к воздействию низкочастотного ультразвука центральная нервная система (С. И. Горшков и соавт.; А. С. Мелькумова; В1^агс1). Хорошо изучено влияние на организм и этанола: на основании
опубликованных данных можно считать, что он также прежде всего действует на центральную нервную систему, в частности на процесс торможения (И. П. Павлов). Сведений о совместном действии на нервные процессы названных факторов мы в литературе не нашли. Поэтому был поставлен вопрос об изучении в эксперименте совместного действия на центральную нервную систему промышленного ультразвука и этанола как одной из комбинаций внешних факторов производственной среды.
Характер взаимодействия ультразвука и этанола на нервную систему изучали на белых крысах (3 серии опытов). Для оценки функционального состояния центральной нервной системы животных определяли скрытое время безусловной рефлекторной оборонительной реакции. Скрытое время
рефлекса — это время проведения возбуждения по рефлекторной дуге; оно адекватно отражает функциональное состояние нервной ткани. Увеличение этого времени указывает на угнетение нервной системы, укорочение — на повышение возбудимости ее функций. Изучаемый показатель измеряли на хронорефлексометре конструкции С. И. Горшкова.
В первом опыте изучали влияние заведомо действующих факторов. Одновременно исследовали изолированное действие ультразвука и этанола. Это позволило установить роль каждого ингредиента в реакции после сочетанного их влияния. Животных подвергали в течение часа однократному воздействию ультразвуком интенсивностью 130 дб и частотой 54 кгц до или после 2 часовой ингаляции этанола в концентрации 28—30 мг/л. После этого за крысами наблюдали еще в течение нескольких дней. Ультразвуковое поле в этом опыте вызывало двухфазное увеличение скрытого времени реакции (рис. 1). Первая фаза наблюдалась в день опыта, вторая —• на 3-й день. Ингаляция этанола выше указанной концентрацией привела к однофазному угнетению нервной системы только в день эксперимента.
При изучении совместного влияния ультразвука и этанола была выявлена зависимость скрытого времени реакции от очередности воздействия этих факторов. Изменения скрытого времени реакции после 2-часовой ингаляции этанола на фоне одночасового озвучивания выразились в виде однофазной кривой, растянутой по времени и величине (см. рис. 1).
Другие результаты выявились при ультразвуковом воздействии на фоне ингаляции этанола. В день опыта колебания величины скрытого времени реакции не выходили за пределы фона (см. рис. 1), что можно объяснить исходя из учения Н. Е. Введенского: парабиотическое состояние нервной ткани, вызванное этиловым спиртом, сыграло роль охранительного торможения. При указанной последовательности опыта скрытое время реакции увеличилось только на другой день, до исходного фона оно снизилось на 6-й день.
Характер совместного действия этанола и ультразвука указывает, что результаты биологического действия подобных комбинаций производственных вредностей предугадать нельзя — необходимо специальное исследование с обязательным учетом очередности взаимодейстия компонентов изучаемого комплекса.
Большое значение для практической гигиены имеет изучение биологического действия производственных вредностей небольших интенсивностей. Поэтому особое внимание было уделено выявлению характера совместного действия на центральную нервную систему ультразвука и этанола в значи-
Рис. 1. Динамика изменения скрытого времени безусловнорефлекторной оборонительной реакции в опытах с однократным воздействием ультразвука и этанола.
1 — ультразвук + этанол; 2 — ультразвук; 3 — этанол; 4 — контроль; 5 — этанол + ультразвук.
3 5 7 9 13 15 День опыта
в <5 гг зо
Восстановительный период (6 днях')
Рис. 2. Динамика изменения скрытого времени оборонительной реакции в опытах с 15-дневным воздействием ультразвука и этанола. Обозначения те же, что и на рис. 1.
тельно меньших интенсивностях, приближающихся к предельно допустимым.
На протяжении 15 дней крыс ежедневно подвергали в течение часа воздействию ультразвука всего поля интенсивностью 100 дб и частотой 54 кгц перед 4-часовой ингаляцией этанола в концентрации 0,9+0,04 мг/л. Этого оказалось достаточным для выявления определенного эффекта совместного действия указанных факторов. После прекращения опыта животные оставались под наблюдением в течение месяца.
На рис. 2 представлены результаты повторных экспозиций данного комплекса. У крыс как контрольной группы, так и у подвергавшихся ингаляционному воздействию этанола существенных сдвигов скрытого времени оборонительной реакции не выявлено. После влияния ультразвука показатели этой реакции увеличиваются на 7— 9-й и на 15-й день. В восстановительном периоде результаты исследований не отличались от исходных данных.
При совместном повторном действии изучаемых факторов на
9-й день выявлено значительное увеличение скрытого времени реакции, сохранявшееся на этом уровне до 22-го дня восстановительного периода. Максимум отмечен на 15-й день (53±7,5; фон 36+ 0,3). Характерно, что один ультразвук вызывал удлинение скрытого времени реакции на 3—4-й день опыта, а при совместном действии с этанолом — на 9-й день. Это, по-видимому, можно объяснить следующим образом. Работами И. П. Павлова и его сотрудников показано, что наркотические вещества (алкоголь, хлоралгидрат и т. п.) в зависимости от функционального состояния коры
головного мозга действуют на нее по-разному. При гипнотических состояниях коры наркотики снимают тормозной процесс, а при нормальном соотношении процессов возбуждения и торможения те же дозы ослабляют процесс возбуждения. Исходя из сказанного, можно полагать, что в начале эксперимента этанол снял развитие тормозного состояния в нервной системе крыс, вызванного действием ультразвука, и поэтому в первые 6—7 дней показатели скрытого времени реакции выходили за пределы фона, а при дальнейшем воздействии, возможно, произошел срыв защитных механизмов, что и привело к резкому угнетению нервной системы.
Основываясь на этом, дальнейшие исследования мы проводили в условиях ослабленного воздействия ультразвукового поля на животных, для чего исключали общее его влияние на поверхность тела крыс. Это достигалось тем, что перед началом озвучивания туловище животного экранировали суконными мешочками, которые ослабляли интенсивность ультразвука на 15 дб; свободными оставляли только голову и верхние лапы. Это как бы моделировало натурные условия, так как у работающих на ультразву-
¥)
_ч
35
*
1 30
§
срон г
в п 15 19 День опыта
гз
30
Рис. 3. Динамика изменения скрытого времени оборонительной реакции в опытах с 30-дневным воздействием ультразвука и этанола. Обозначения те же, что и на рис. 1.
ковых установках личная и специальная одежда также оказывает экранирующее действие. Профилактические меры привели к тому, что даже ежедневная в течение месяца экспозиция ультразвука (100 дб, 54 кгц) и 4-часовая этанола (0,9—0,04 мгл) не выявила патологических сдвигов в исследуемой функции организма крыс (рис. 3).
Выводы
1. Сочетание ультразвука и этанола независимо от параметров оказывало более неблагоприятное влияние на нервную систему животных, чем изолированное действие тех же факторов.
2. Профилактические меры в условиях производства, где встречается сочетанное действие ультразвука и веществ типа этанола, по-видимому, должны заключаться главным образом в защите рабочих от ультразвука.
ЛИТЕРАТУРА
А ш б е л ь 3. 3. Гиг. и сан., 1965, № 10, с. 41. — Г'о р ш к о в С. И., Гор б*у -н о в О. Н., Антропов Г. А. Биологическое действие ультразвука. М., 1965. — Лисичкина 3. С. В кн.: Материалы научной сессии по проблеме «Современное состояние учения о производственном шуме и ультразвуке, их влиянии на организм и профилактике вредного действия. Л., 1968, с. 74. — М е л ь к у м о в а А. С. В кн.: Физиология и патофизиология гипоталамуса. М., 1966, с. 376.-—Павловские среды. М.—Л., 1949, т. 3, с. 231. — В u g а г d P., Presse med., 1955, v. 63, p. 493. — S с i 1 1 е г п С., Am. in-dustr. Hyg., 1965, v. 26, p. 132.
Поступила 4/VI1I 1969 r.
THE JOINT ACTION OF INDUSTRIAL ULTRASOUND AND ETHANOL ON THE NERVOUS SYSTEM OF ALBINO RATS
A. D. Shipacheva
The changes developing in the nervous system of albino rats were assessed by the length of the latent period in the nonconditional reflex defensive reaction. The joint (single and repeated) action of industrial lowfrequency ultrasound and ethanol, irrespective of their parameters, produced more pronounced changes than the separate action of these factors. The type of the distrubance was determined by ultrasound and its intensity more so by ethanol. The preventive measures should consist mainly of protection of the workers from the action of a physical factor.
УДК 615.831.4-039.71-053.2
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОМ ОБЛУЧЕНИИ дошкольников МОСКВЫ
А- И. Андрианова
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Ультрафиолетовая (УФ) радиация благодаря исключительному многообразию биологического действия занимает ведущее место среди факторов, влияющих на развитие детского организма (Н. М. Данциг, и др.). Дефицит природной УФ радиации вызывает у детей так называемую ультрафиолетовую недостаточность, выражающуюся в различных по глубине функциональных и даже паталогических сдвигах в организме.
В последнее десятилетие для профилактики УФ недостаточности у детского населения городов, преимущественно средней полосы и Севера, применяют искусственные источники УФ излучения (Э. М. Демина; Т. А. Свидерская, и др.), хотя вопрос о профилактическом облучении до настоящего времени еще окончательно не решен.
Задачей данной работы было исследовать влияние на детей дошкольного возраста Москвы УФ радиации с целью установить профилактическую дозу облучения и методы использования искусственных источников.