ковых установках личная и специальная одежда также оказывает экранирующее действие. Профилактические меры привели к тому, что даже ежедневная в течение месяца экспозиция ультразвука (100 дб, 54 кгц) и 4-часовая этанола (0,9—0,04 мгл) не выявила патологических сдвигов в исследуемой функции организма крыс (рис. 3).
Выводы
1. Сочетание ультразвука и этанола независимо от параметров оказывало более неблагоприятное влияние на нервную систему животных, чем изолированное действие тех же факторов.
2. Профилактические меры в условиях производства, где встречается сочетанное действие ультразвука и веществ типа этанола, по-видимому, должны заключаться главным образом в защите рабочих от ультразвука.
ЛИТЕРАТУРА
А ш б е л ь 3. 3. Гиг. и сан., 1965, № 10, с. 41. — Г'о р ш к о в С. И., Гор б*у -иов О. Н., Антропов Г. А. Биологическое действие ультразвука. М., 1965. — Лисичкина 3. С. В кн.: Материалы научной сессии по проблеме «Современное состояние учения о производственном шуме и ультразвуке, их влиянии на организм и профилактике вредного действия. Л., 1968, с. 74. — М е л ь к у м о в а А. С. В кн.: Физиология и патофизиология гипоталамуса. М., 1966, с. 376.-—Павловские среды. М.—Л., 1949, т. 3, с. 231. — В u g а г d P., Presse med., 1955, v. 63, p. 493. — S с i 1 1 е г п С., Am. in-dustr. Hyg., 1965, v. 26, p. 132.
Поступила 4/VI1I 1969 r.
THE JOINT ACTION OF INDUSTRIAL ULTRASOUND AND ETHANOL ON THE NERVOUS SYSTEM OF ALBINO RATS
A. D. Shipacheva
The changes developing in the nervous system of albino rats were assessed by the length of the latent period in the nonconditional reflex defensive reaction. The joint (single and repeated) action of industrial lowfrequency ultrasound and ethanol, irrespective of their parameters, produced more pronounced changes than the separate action of these factors. The type of the distrubance was determined by ultrasound and its intensity more so by ethanol. The preventive measures should consist mainly of protection of the workers from the action of a physical factor.
УДК 615.831.4-039.71-053.2
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОМ ОБЛУЧЕНИИ дошкольников МОСКВЫ
А- И. Андрианова
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Ультрафиолетовая (УФ) радиация благодаря исключительному многообразию биологического действия занимает ведущее место среди факторов, влияющих на развитие детского организма (Н. М. Данциг, и др.). Дефицит природной УФ радиации вызывает у детей так называемую ультрафиолетовую недостаточность, выражающуюся в различных по глубине функциональных и даже паталогических сдвигах в организме.
В последнее десятилетие для профилактики УФ недостаточности у детского населения городов, преимущественно средней полосы и Севера, применяют искусственные источники УФ излучения (Э. М. Демина; Т. А. Свидерская, и др.), хотя вопрос о профилактическом облучении до настоящего времени еще окончательно не решен.
Задачей данной работы было исследовать влияние на детей дошкольного возраста Москвы УФ радиации с целью установить профилактическую дозу облучения и методы использования искусственных источников.
Из всего многообразия выпускаемых отечественной промышленностью ламп, генерирующих УФ излучение (более 30 типов), были использованы эритемные люминесцентные лампы, УФ спектр которых в большей степени соответствует солнечному. Эти лампы были выбраны еще и потому, что их можно применять как в условиях фотария, так и в системе общего освещения.
В настоящее время известно, что благоприятное биологическое влияние могут оказывать следующие дозы УФ радиации, выраженные в относительных величинах: 7 в биодозы (М. Л. Кошкин; Э. М. Демина), 7« биодозы (Н. М. Данциг, и др.), 7 г биодозы (Ю. Д. Жилов, и др.). Вместе с тем имеются данные, что указанные дозы не при всех условиях в полной мере предупреждают развитие УФ недостаточности (В. И. Кричагин; Ю. Д. Жилов).
Воспитанники одного из детских садов Москвы в возрасте 4—7 лет были разделены на 5 групп по 26—28 детей (всего 159 человек). Две группы облучали эритемными люминесцентными лампами, включенными в систему общего освещения игровых комнат. Для одной их этих групп доза облучения составляла в среднем 2000 мквт. мин./см2, для другой —3000 мквт. мин./см2. Последняя доза является максимально возможной для массового осеннего облучения детей в условиях климата Москвы, так как ее превышение может вызвать у 5—10% облучаемых эритему. Третью группу облучали дозой 3000 мквт. мин./см2, но в фотарии кабинного типа (модель И. Ф. Лиза-ревой и Ю. К. Косякина, В. Кричагина, и др.). Детей всех этих 3 групп облучали ежедневно в течение 5 месяцев (ноябрь — март).
Детей 4-й группы облучали в фотарии кабинного типа, но возрастающими дозами (от 2000 мквт. мин./см2 осенью до 5000 мквт. мин./см2 ближе к весне); 5-ю группу не облучали.»
При использовании эритемных люминесцентных ламп в системе общего освещения облучение в зависимости от режима дня длилось 4—5 часов. УФ облученность на уровне головы сидящего ребенка составляла в одной комнате 7,5 мквт/см2 (суточная доза 2000 мквт. мин./см2), в другой — 11 мквт/см2 (3000 мквт. мин./см2). В фотарии, где она составляла 600 мквт/см2, облучение длилось 3, 5 и 87 2 мин. Наблюдения продолжались 3 года.
Для оценки эффективности профилактического УФ облучения у детей исследовали функциональное состояние некоторых систем организма. Наряду со специфической реакцией (чувствительность кожи к УФ радиации) определяли фагоцитарную активность лейкоцитов крови, активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови, наблюдали за морфологической картиной крови, кроме того, контролировали физическое развитие и заболеваемость.
Анализ полученных данных (см. таблицу) свидетельствует о том, что дополнительное УФ облучение независимо от применявшейся дозы действовало на детский организм благотворно и способствовало повышению его устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, свойственным зимнему периоду.
Изучение чувствительности кожи у детей показало, что биодоза в основном зависит от дозы УФ облучения и в меньшей степени от способа использования излучателя. Сдвиги в уровне фоточувствительности кожи оказались более выраженными у тех детей, которые получали меньшие дозы УФ радиации (2000 мквт. мин./ см2): биодоза у них к весне уменьшилась почти на 50% и составляла в среднем 2200 мквт. мин./см2.
У тех, кого облучали большими, как постоянной (3000 мквт. мин./см2), так и возрастающими (до 5000 мквт. мин./ см2), дозами, биодоза была выше и составляла соответственно 3200 и 5100 мквт. мин./см2. Таким образом, в процессе воздействия на организм любая доза УФ радиации независимо от ее абсолютного значения, выраженная в относительных величинах, будет одинаковой и близкой к единице. Это еще раз подтверждает мне-
+1 +1 8 2
I?
г s
a *
a x
a. ~
о о
см
-Н +1
о со
о
—*
ю
re ■
re
CL ©
>>
Z
<o
0 X
V 2 E
9 s
1
И s 3
n га
t
О
s
з
о rt
3
a: rt
4
5
Ol +1 +1
C4
©
\o о as
eir
CO ¡4
О £
H ®
r a? я
x 0
а
\o о
ю -H
о о
ся
-н
к и X = х*г ч S ? О ? * о >ii
о ш <и
О I- S
.. « а
и и :
О О
<м +1 о
8
со ■Н <г
со
о см о
+1 +1 +1 +1 00 ШОООООл,
о
СО СО СЦ g
о"—"о*т
+1 +1 +1 +1 ^ СО 00 — о^
со ^ со 2
Olf-.nS
О — О rr
+1 +1 +1 +1 о,
СО СП СО О О)
со"« а
~ о
о о —
со О — О •Ч1
-н -Н +1 +1 +1 +1
о со ■Ч4 СО СО о
о о» г-
СО ~ о
о см о со
+1 +1 +1 +1 fc оо —0е4 co^c-flS
о"—"о т
+1 +1 +1 +1 с
^оЗ ■ о
к s
+1 3 • о
гт-е--Si-e-
SS =Я . 3*
5 §
а I
=; э eg,
S 3 +1 3
ч я s ° о н 5. и я х %
е
У
а m я н X СО
к ев В о. 4 я
S я я
-н во ВС я И
5 s ^ ffi о Я m
U о в а 0>
о м п CJ
СО со о Е- »Я
га г; * и л ч
О я с з- (V о о о 5 л
о. я
ние о необходимости выражать профилактическую дозу УФ облучения не в относительных, а в абсолютных величинах (Ю. Д. Жилов). Сезонное изменение биодозы у детей, не подвергавшихся дополнительному облучению, указывает, что она значительно изменяется от сентября (в среднем 4000 мквт. мин./см2) к ноябрю; наименьшее ее значение (1600 мквт. мин./см2) установлено весной.
Аналогичная сезонная динамика выявлена при изучении фагоцитарной активности лейкоцитов крови и активности щелочной фосфатазы в сыворотке, что в известной степени может свидетельствовать об адекватности этих показателей воздействию лучистого фактора, в частности УФ радиации.
Изучение фагоцитарной активности лейкоцитов крови показало, что изменение способности клеток крови к захвату патогенных микроорганизмов (in vitro) зависит от дозы УФ облучения и до некоторой степени от методики. У детей, облучавшихся в фотарии, фагоцитарная активность изменилась в меньшей степени, чем у подвергавшихся воздействию радиации эри-темных люминесцентных ламп, включенных в систему общего освещения. У облучавшихся как постоянной дозой 3000 мквт. мин./см2, так и возрастающими дозами до 5000 мквт. мин./см2 активность фагоцитов была одинаковой: 38 ±1,2, 40 + 1,0 и 38 ± 1,2, т. е. близкой к активности, отмечаемой обычно осенью (42+0,9) после естественного УФ облучения.
Приведенные данные говорят о том, что в качестве профилактической дозы УФ облучения дошкольников Москвы может быть рекомендована доза 3000 мквт. мин./см2 независимо от методов облу-
чения. Не противопоказаны и более высокие дозы (до 5000 мквт. мин./см2) при условии постепенного возрастания.
Это подтверждается и данными анализа динамики уровня активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови: осенью она находилась на уровне 69±3,3, после облучения дозой 3000 мквт. мин./см2 — на уровне 78±2,54 и 73 ±3,2, после облучения дозой 5000 мквт. мин./см2 — на уровне 73±3,2. У необлучавшихся активность щелочной фосфатазы составляла весной 114 ±4,1 единицы.
Трехлетние наблюдения показали, что число случаев заболевания ка- | таром верхних дыхательных путей, гриппом, ангиной у дошкольников, '' подвергавшихся в зимний период дополнительному УФ облучению, почти в 2 раза (26,9%) меньше, чем у необлучавшихся (50,6%).
Что касается морфологической картины крови, то нами не отмечено сезонного различия в уровне гемоглобина и в количественном и качественном составе лейкоцитов у облучавшихся и не облучавшихся зимой детей.
Выводы
1. Полученные результаты подтверждают необходимость профилактического УФ облучения воспитанников детских садов Москвы.
2. Профилактическую дозу УФ облучения следует выражать не в относительных (частях биодозы), а в абсолютных (мквт. мин./см2 и т. д.) единицах.
3. Для дошкольников в качестве профилактической дозы можно рекомендовать ежедневную постоянную дозу 3000 мквт. мин./см2\ однако не противопоказаны и большие дозы (до 5000 мквт. мин./см2).
4. В детских садах рекомендуется использовать для облучения эри-темные люминесцентные лампы, которые можно применять как в системе общего освещения, так и в условиях фотария.
ЛИТЕРАТУРА
Данциг H. М. Врач, дело, 1956, № 10, с. 1065. - Демина Э. М. В кн.: Ультрафиолетовое излучение. М., 1966, сб. 4, с. 230.—Жилов Ю. Д. О совместном применении ультрафиолетовой и инфракрасной радиации при облучении в оздоровительных целях. Дисс. канд. М., 1958. — Кошкин M. JI. Гиг. и сан., 1962, № 3, с. 70. — Кричагин В. И. Вопросы нормирования ультрафиолетового излучения, применяемого в гигиенической практике. Дисс. канд. Л., 1952. — Косякин Ю. К. Светотехника, 1958, в. 12, с. 3. — С в и д е р с к а я Т. А. Опыт гигиенической оценки ультрафиолетовой радиации в Ленинграде. Дисс. канд. Л., 1955.
Поступила 22/1 1969 г.
PROPHYLACTIC ULTRAVIOLET IRRADIATION OF PRESCHOOL CHILDREN
IN^MOSCOW
A. I. Andrianova
The preschool-age children of Moscow underwent in winter additional irradiation with ultraviolet rays from artificial sources used in the system of general lighting and under conditions of a photarium. The finding was that the Moscow children require preventive irradiation from the end of October to March. The daily ultraviolet dose should be not less than 3000 mcvt. m in./cm2.
УДК 614.866:546.841
ДЕЗАКТИВАЦИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ ИЗОТОПАМИ ТОРИЯ И ПРОДУКТАМИ ЕГО РАСПАДА
Т. Н. Черкашина, Н. А. Павловская, П. И. Моисейцев
Изучение дезактивируемое™ различных загрязненных радиоактивными веществами материалов от изотопов семейства тория представляет и практический, и теоретический интерес, так как позволяет выяснить вклад
2 Гигиена и санитария № 10
33