Научная статья на тему 'КОМБИНИРОВАННАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ'

КОМБИНИРОВАННАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
реорганизация юридических лиц / комбинированная реорганизация / понятие комбинированной реорганизации / формы реорганизации / совмещённая реорганизация / reorganization of legal entities / combined reorganization / concept of combined reorganization / forms of reorganization / combined reorganization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павловская Д.С.

В статье рассматриваются вопросы закрепления института комбинированной реорганизации коммерческих организаций в российском законодательстве, изучается понятие комбинированной реорганизации в современной правовой теории, делается вывод о недостаточности теоретических исследований института комбинированной реорганизации коммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINED REORGANIZATION OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN MODERN LEGISLATION AND LEGAL THEORY

The article examines the issues of consolidating the institute of combined reorganization of commercial organizations in Russian legislation, examines the concept of combined reorganization in modern legal theory, and concludes that the theoretical research of the institute of combined reorganization of commercial organizations is insufficient.

Текст научной работы на тему «КОМБИНИРОВАННАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ»

УДК 34

Павловская Д.С.

Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти, Россия)

КОМБИНИРОВАННАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы закрепления института комбинированной реорганизации коммерческих организаций в российском законодательстве, изучается понятие комбинированной реорганизации в современной правовой теории, делается вывод о недостаточности теоретических исследований института комбинированной реорганизации коммерческих организаций.

Ключевые слова: реорганизация юридических лиц, комбинированная реорганизация, понятие комбинированной реорганизации, формы реорганизации, совмещённая реорганизация.

Внесённые в 2014 г. изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на законодательном уровне закрепили возможность проведения в отношении юридических лиц так называемой комбинированной реорганизации, основная цель которой по задумке законодателя заключается в упрощении процедур консолидации и дробления субъектов бизнеса посредством единого процесса с очевидной экономией времени.

На необходимость в подобной реорганизации указывалось ещё до масштабной реформы гражданского законодательства 2014 г. Как поясняет Е. А. Суханов, это связано с сочетанием в одном акте нескольких форм реорганизации однородных юридических лиц, на которой настаивали представители российского бизнеса.

В научной литературе также отмечается, что благодаря введённой новелле во многих практических ситуациях процедура реорганизации станет проще и удобнее, и не только в правовом плане, но и с точки зрения тех экономических задач, которые ставят перед собой хозяйствующие субъекты.

Вместе с тем, нередко высказывается мнение, что осуществление на практике такого рода реорганизации может вызвать значительные трудности, связанные с усложнением правового регулирования возникающих отношений и в результате привести к нарушению прав участников гражданских правоотношений.

Между тем, практика показывает, что применение комбинированной реорганизации в настоящее время остаётся ограниченным, что прежде всего обусловливается недостатками правового регулирования.

Следует отметить, что и до реформирования ГК РФ специальное законодательство содержало нормы о подобного вида реорганизации: в 2006 г. в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - ФЗ № 208) была введена ст. 19.1, исходя из которой решением общего собрания акционеров общества о реорганизации общества в форме его разделения или выделения предусматривалось в отношении одного или нескольких обществ, создаваемых путём реорганизации в форме разделения или выделения, положение об одновременном слиянии создаваемого общества с другим обществом или другими обществами либо об одновременном присоединении создаваемого общества к другому обществу (такая реорганизация в последующем получила название совмещённой).

Вместе с тем, несмотря на легализацию совмещённой реорганизации в рамках специального закона, какого-либо дальнейшего развития рассматриваемы институт не получил в силу самых разных причин: вследствие отсутствия его закрепления на уровне ГК РФ, наличия нестыковок между гражданским, налоговым законодательством и законодательством о государственной регистрации юридических лиц, пробелов в законодательстве о рынке ценных бумаг.

Дополненная в 2014 г. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ч. 1 ст. 57 ГК РФ в настоящее время предусматривает возможность проведения реорганизации юридических лиц (преимущественно коммерческих организаций) с одновременным сочетанием её различных форм: слияния, разделения, выделения, присоединения и преобразования. Можно утверждать, что данные изменения гражданского закона положили начало легальному закреплению института комбинированной реорганизации коммерческих организаций всех организационно-правовых форм, а не только акционерных обществ, как предполагалось ранее, в российской правовой действительности.

Вместе с тем, нельзя не отметить и тот факт, что и эти новые законодательные положения до сих пор не получили дальнейшего развития. На сегодняшний день нормы, регулирующие порядок осуществления комбинированной реорганизации, содержатся только в указанной ч. 1 ст. 57 ГК РФ, где закрепляется лишь возможность её проведения без указания на процедурные особенности, а также в ст. 19.1 ФЗ № 208, определяющей особенности разделения или выделения акционерного общества, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением.

Следует отметить, что институт комбинированной реорганизации юридических лиц (с одновременным сочетанием её различных форм) известен немецкой и чешской правовым системам: так, Закон о реорганизации Германии допускает возможность сочетания различных форм реорганизаций посредством единой процедуры, аналогичные нормы можно найти в Законе Чехии 2008 г. «О реорганизации торговых товариществ и кооперативов», допускающем реорганизацию юридического лица с комбинацией её способов.

С опорой на указанные законы немецкого и чешского правопорядков был предложен проект Федерального закона, где была сформулирована новая редакция норм по регулированию каждой формы реорганизации для

акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также продуманы правила об особенностях проведения комбинированной реорганизации для обоих видов коммерческих юридических лиц. Однако на сегодняшний день указанный законопроект та и не принят.

Таким образом, следует констатировать, что институт комбинированной реорганизации коммерческих организаций только начинает своё становление в российской правовой действительности и не отличается расширенной правовой регламентацией.

Непосредственное понятие «комбинированная реорганизация» также не нашло своего отражения в действующем законодательстве. В ст. 57 ГК РФ термин прямо не раскрывается, приводятся только основные признаки, при которых данный способ реорганизации может иметь место: в такой организации могут участвовать два и более юридических лица, участвующие в такой реорганизации юридические лица могут иметь различную организационно-правовую форму, ГК РФ или другим законом должна быть предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

В целом, как отмечает В. Г. Филиппов, в доктрине можно обозначить два основных наметившихся подхода к пониманию рассматриваемой реорганизации. Согласно первому из них допускается возможность считать данную реорганизацию отдельной (особой) формой с соответствующим правовым регулированием, при этом принимая во внимание то, что действующим законодательством смешанная реорганизация какой-либо особой формой не признаётся. В соответствии с другой позицией такая реорганизация является новым, условно называемым «комбинированным» или «смешанным способом» проведения реорганизации, а не её новой формой, что более обоснованно. Как отмечается, такой способ осуществления реорганизации бывает востребован, в частности, при реструктуризации активов холдинговой компании, когда организации требуется оставить долги в «убыточной» фирме, а

все активы и имущество передать иной компании, а также при продаже бизнеса, не обременённого обязательствами.

И. С. Шиткина, описывая рассматриваемый институт, характеризует его как такую реорганизацию юридического лица, когда одним решением о начале реорганизации «запускается» реализация организационных изменений, охватываемых (регулируемых) двумя и более традиционными формами реорганизации.

На основании анализа российского законодательства в историко-правовом контексте и законодательства зарубежных стран, позиций отечественных и зарубежных исследователей Т. А. Нуждин предлагает называть все сложные реорганизации, закреплённые в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ единым понятием «комбинированная реорганизация». По его мнению, комбинированная реорганизация не является отдельной формой реорганизации, а представляет собой способ реорганизации, особенностью которого является комбинация в рамках единого процесса различных форм реорганизации, а равно сочетание посредством участия (либо создания) отличных друг от друга организационно-правовых форм юридических лиц, что выражается в сложном юридико-фактическим составе, включающим в себя юридический акт (решение о проведении реорганизации), группу последовательно наступающих юридических фактов (определение объёма правопреемства, составление передаточного акта), административный акт (акт о государственной регистрации реорганизованного (реорганизуемых) юридических лиц) и (в предусмотренных законом случаях) гражданско-правовую сделку (договор о слиянии или договор о присоединении).

Он же предлагает выделить три основных вида комбинированной реорганизации - смешанную, совмещённую и комплексную, последняя из которых представляет собой сочетание двух других видов комбинированной реорганизации.

Вслед за Т. А. Нуждиным единым термином «комбинированная организация» предлагает называть институты совмещённой и смешанной реорганизации А. О. Голлоев.

До появления диссертационного исследования Т. А. Нуждина о комбинированной реорганизации и введения в научный оборот рассматриваемого термина в отношении вопроса о правовой природе такой реорганизации в доктрине выделялись следующие точки зрения: во-первых, такую реорганизацию представляли самостоятельной формой реорганизации (В. А. Белов, А. А. Глушецкий), во-вторых, под ней понимали два самостоятельных реорганизационных процесса (В. В. Ровный), в-третьих, ей именовали «единый сложный процесс с особой правовой природой» (А. В. Габов, Е. Якутик, Д. И. Степанов).

Как представляется, именно третья точка зрения наиболее близко отражает юридическую сущность исследуемого института, поскольку особенность норм о комбинированной реорганизации заключается в единстве процесса. Даже в п. 9 ст. 19.1 ФЗ № 208 законодатель предусматривает единый момент завершения такой реорганизации. Кроме того, в результате самостоятельной реорганизации создаётся новое юридическое лицо, которое полностью соответствует установленным ст. 48 ГК РФ признакам. В случае с комбинированной реорганизацией промежуточное юридическое лицо вообще не является в полной мере самостоятельным хозяйствующим субъектом, который он появляется только по итогам конечного этапа такой реорганизации, что также свидетельствует о едином длительном процессе.

Таким образом, можно утверждать, что до принятия действующего ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» в отечественном законодательстве института комбинированной реорганизации коммерческих организаций не существовало. С 1996 г. комбинированная реорганизация могла применяться только в отношении акционерных обществ. С 2014 г. действие института комбинированной реорганизации получило своё распространение на все юридические лица, преимущественно коммерческие.

Институт комбинированной реорганизации коммерческих организаций только начал своё становление в российской правовой действительности и в настоящее время не отличается расширенной правовой регламентацией. Не имеется в законодательстве и легального определения комбинированной организации: упоминаются лишь формы реорганизации и возможность их применения в сочетании друг с другом. Теоретические исследования по данному вопросу в настоящее время крайне скудны и не дают чётко сформулированного определения комбинированной реорганизации коммерческих организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;

2. Филиппов В. Г. О нецелесообразности смешанного способа реорганизации коммерческих организаций // Известия Тульского государственного университета. 2015. № 2-2. С. 98-102;

3. Асташкина А. А., Стародумова С. Ю. Институт реорганизации юридических лиц в свете изменений ГК РФ // Евразийский Союз Учёных. 2015. № 6-5 (15). С. 6-7;

4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1;

5. Голлоев А. О. История развития законодательства о реорганизации юридических лиц // Вестник магистратуры. 2020. № 4-3 (103). С. 102-104;

6. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304;

7. Закон о реорганизации Германии / Umwandlungsgesetz // Artikel 1 des Gesetzes zur Bereinigung des Umwandlungsrechts vom 28. Oktober 1994 (BGBl. I

S. 3210). URL: https://www.gesetze-im-internet.de/umwg_1995/ (дата обращения 11.02.2024);

8. Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран: монография / О. В. Гаврилюк, Н. И. Гайдаенко Шер, Д. О. Грачев и др., отв. ред. Н. Г. Семилютина. М.: ИНФРА-М, 2018. 432 с;

9. Корпоративное право: учеб. курс. В 2 т. / Отв. ред. И. С. Шиткина. Т. 1. М.: Статут, 2017. 975 с;

10. Нуждин Т. А. Комбинированная реорганизация коммерческих организаций: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2018. 456 с;

11. Келарева Е. В. Реорганизация хозяйственных обществ с одновременным сочетанием различных ее форм: пути совершенствования и развития // СевероКавказских юридический вестник. 2020. № 4. С. 86-92

Pavlovskaya D.S.

Tolyatti State University (Tolyatti, Russia)

COMBINED REORGANIZATION OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN MODERN LEGISLATION AND LEGAL THEORY

Abstract: the article examines the issues of consolidating the institute of combined reorganization of commercial organizations in Russian legislation, examines the concept of combined reorganization in modern legal theory, and concludes that the theoretical research of the institute of combined reorganization of commercial organizations is insufficient.

Keywords: reorganization of legal entities, combined reorganization, concept of combined reorganization, forms of reorganization, combined reorganization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.