Научная статья на тему 'Колоронимы в поэтическом творчестве С. А. Есенина: типы, функционирование'

Колоронимы в поэтическом творчестве С. А. Есенина: типы, функционирование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1434
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОРОНИМ / ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЕ / ТИПОЛОГИЯ / COLOUR TERM / COLOUR NAMING / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кокорин Сергей Александрович

В статье автор освещает некоторые аспекты типологии колоронимов на материале поэтического творчества С.А. Есенина 1916 1924 гг. Предлагается несколько критериев, по которым возможно разделение рассматриваемых лексем, а также прослеживается функционирование колоронимов в поэтических текстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colour Terms in S. Yesenin's Lyrical Poetry: Types and Functioning

In the article the author reveals some aspects of colour terms typology based on the S. Yesenins poetry of 1916-1924. The author offers some criteria, which make it possible to divide the considered colour terms, the functioning of colour terms in poetic texts is traced as well.

Текст научной работы на тему «Колоронимы в поэтическом творчестве С. А. Есенина: типы, функционирование»

УДК 413:882

ББК 81.411.2-4: 83.3 (2Рос=Рус)6

Кокорин Сергей Александрович

аспирант

кафедра русского языка и методики преподавания русского языка Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Kokorin Sergey Alexandrovich Post-graduate

Chair of the Russian Language and Methods of the Russian Language Teaching Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Колоронимы в поэтическом творчестве С. А. Есенина: типы,

функционирование

Colour Terms in S. Yesenin’s Lyrical Poetry: Types and Functioning

В статье автор освещает некоторые аспекты типологии колоронимов на материале поэтического творчества С. А. Есенина 1916 - 1924 гг. Предлагается несколько критериев, по которым возможно разделение рассматриваемых лексем, а также прослеживается функционирование колоронимов в поэтических текстах.

In the article the author reveals some aspects of colour terms typology based on the S. Yesenin’s poetry of 1916-1924. The author offers some criteria, which make it possible to divide the considered colour terms, the functioning of colour terms in poetic texts is traced as well.

Ключевые слова: колороним, цветообозначение, типология

Key words: colour term, colour naming, typology.

Яркая и образная картина окружающего мира у каждого человека создается за счет цветового восприятия (за исключением тех людей, которые в силу своей физической и анатомической недееспособности лишены такой возможности). Каждый цвет, воспринимаемый нашим глазом, позволяет разграничивать однотипные предметы, представлять те или иные объекты реальной действительности в той степени, в какой это необходимо в конкретной ситуации жизнедеятельности.

Особенно ярко эта функция проявляется в художественных текстах, где читателю необходимо не только воспринять информацию из печатного источника, но и в своем сознании представить определенную картинку, образ, а также ситуацию в той мере, какой требует конкретный писатель. Репрезентантами цветопроявления являются лексемы цветообозначения, или колоронимы. Под колоронимами понимается определенная группа лексико-

фразеологического состава, репрезентируемая соответствующими цветономинациями, выражающая степень проявления света и имеющая определенное отражение в предметах реальной действительности.

Если же речь идет о поэтических текстах, то степень важности функционирования цветообозначений особо высока, поскольку именно в поэзии проявляется особенное цветовое видение мира определенным поэтом, (даже если это черно-белая картина). Так, остановимся на рассмотрении вышеуказанных лексем на материале поэтического творчества С. А. Есенина, в котором представлены разнообразные цветовые проявления.

Цель исследования - определить типы лексем-цветообозначений в поэтическом творчестве С. А. Есенина и рассмотреть их функционирование в поэтическом тексте (на материале сборников 1916 - 1924 гг: «Радуница», «Голубень», «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая»).

В связи с этим неоспорима актуальность проблемы, которая определяется важностью изучения лексико-семантического поля «цвет», выявления типологии репрезентантов данного поля и роли таковых лексических единиц в поэтическом тексте С.А. Есенина.

Прежде следует отметить, что анализу подверглось 530 лексических единиц с семантикой окрашенности (фразеологических единиц с данным значением обнаружено не было).

Следует отметить, что подходы к изучению типологии цветообозначений разные.

Во-первых, колоронимы можно разделить с позиции окрашенности / неокрашенности; тогда все цвета делятся на два типа - ахроматические (бесцветные, неокрашенные: черный, белый и разные оттенки серого цвета) и хроматические (цветные: красный, желтый, зеленый, синий и т.д.).

Данная группа в поэтическом творчестве С.А. Есенина представлена достаточно широко. Ахроматические лексемы представляют собой 11% от общего числа колоронимов (57 лексических единиц). Из них лексема белый достаточно продуктивна, представлена в 35 употреблениях. Как правило, отмечается использование данного колоронима в прямом лексическом

значении, несущем в себе сему окрашенности, а именно: «Цвета снега или мела» [2; с. 43]. Например: Как снежинка белая, в просини я таю /Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю [1; с. 19].

Характерно употребление данной лексической единицы и в значении душевной просветленности, очищенности, святости. Данная сема создается лексическим окружением, особенно словосочетанием «райский сад». Например: Звонкий мрамор белых лестниц / Протянулся в райский сад; / Словно космища кудесниц, / Звезды в яблонях висят [1; с. 9].

Лексема черный представлена в меньшем количественном проявлении и составляет 17 лексических единиц. Как и колороним белый, цветообозначение черный проявляет значение как окрашенности, так и освещенности. Цветовое значение проявляется, как правило, при характеристике предметов или явлений внешнего мира. Например: Сторона ль ты моя, сторона! / Дождевое осеннее олово. / В черной луже продрогший фонарь / Отражает безгубую голову [1; с. 108].

Значение же освещенности проявляется в поэтических текстах С.А.Есенина по-разному. Оно, во-первых, перекликается с внутренним состоянием души и лирического героя, и самого поэта. В подавляющем большинстве употреблений значение обретает негативную окрашенность. Это ярко выражается в таком примере: Так испуганно в снежную выбель / Заметалась звенящая жуть. / Здравствуй ты, моя черная гибель, / Я навстречу к тебе выхожу! [1; с. 109]

В данном словосочетании реализуется метафорическое значение лексемы «черная» - «страшная, нежелательная» для автора.

Во-вторых, семантика освещенности проявляется и в характеристике окружающего мира, особенно времени суток. Например: Бродит черная жуть по холмам, / Злобу вора струит в наш сад, / Только сам я разбойник и хам /И по крови своей конокрад [1; с. 101].

Немногочисленную группу ахроматических цветов составляют колоронимы, относящиеся к серому цвету: серый, седой, седина, серебро. Часто данные формы определяют временную характеристику (активно для

обозначения вечера или ночи) вместе с психо-эмоциональной составляющей (обыденность, однообразие, грусть). Например: Седины пасмурного дня / Плывут всклокоченные мимо, / И грусть вечерняя меня / Волнует непреодолимо [1; с. 33].

В данном контексте метафорическое словосочетание соединяет в себе две семы: цвет («серо-блестящий») и время («день уходящий»). Об этом

свидетельствуют другие темпоративы текста - грусть вечерняя. Например: Манит ночлег, недалеко до хаты, / Укропом вялым пахнет огород, / На грядки серые капусты волноватой /Рожок луны по капле масло льет [1; с. 48].

Преобладающее большинство колоронимов относится к группе хроматических цветов (89% от общего количества лексем). В зависимости от проявления того или иного оттенка цвета возможно выделение некоторых подтипов: лексемы, репрезентирующие цветообозначения синий, желтый, зеленый, красный, оранжевый. Рассмотрим каждый подтип в особенности.

Репрезентантами колоронима синий являются такие лексические единицы, как синий, синева, синь, посинеть, голубой, голубеющий, заголубеть.

Проявление данного колоронима в поэтическом тексте у С. А. Есенина характеризует прежде всего явления природы: воду и небо. Часто в контексте реализуется сема перехода из одного состояния в другое. Например: Покраснела рябина, / Посинела вода, /Месяц, всадник унылый, / Уронил повода [1; с. 49].

Функционирование данных колоронимов объясняется также наличием определенного символического значения данных цветов. Например, синий -символ неба, а также символ чистоты, верности; голубой - это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции [3; с. 605]. Например: Покатился колоб за ворота / Рожью. / Замутили слезы душу голубую /Божью [1; с. 51].

Синим цветом часто характеризуется и кромешная тьма, мгла, в связи с этим проявляется световая характеристика данного колоронима. Например: Снова выплыл из рощи / Синим лебедем мрак. / Чудотворные мощи / Он принес на крылах [1; с. 50].

Синий цвет в творчестве С.А. Есенина занимает отдельную нишу. Практически любой предмет, явление действительности и даже звук может обрести такой оттенок. Порой употребление колоронима синий выходит за рамки привычного восприятия данного цвета. Поэт расширяет корпус лексем, с которыми употребляются цветообозначения синий и голубой, тем самым выражая собственное восприятие мира и ощущение цвета. Например: За темной прядью перелесиц, / В неколебимой синеве, / Ягненочек кудрявый -месяц /Гуляет в голубой траве [1; с. 31].

Колороним желтый проявляется в анализируемых сборниках С.А.Есенина через такие цветообозначения: желтый, золотой (златой), золото, овсяный. Причем лексемы золотой, овсяный и производные от них отражают метафорическое, переносное значение.

Как правило, вышеуказанные колоронимы функционируют наряду с лексемами, обозначающими растительный мир. Например: В том краю, где желтая крапива / И сухой плетень, / Приютились к вербам сиротливо / Избы деревень [1; с. 32]. В данном контексте реализуется и другая сема: желтый цвет воспринимается как цвет увядания. Ассоциативно проявляется и темпоральная характеристика осени: Кому-то пятками не мять по рощам / Щербленый лист и золото травы. / Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, / Целует клюв нахохленной совы [1; с. 35].

Четверостишие представляет цвето-световую характеристику: золото представляет собой сочетание желтого цвета с блеском, исходящим от данного металла.

Лексико-семантическая группа колоронимов с центральной лексемой зеленый представлена следующими цветообозначениями: зеленый, зелень, зеленистый, зеленеть. Данные колоронимы выступают призначной характеристикой растительного мира: Занавестилася кругом / Роща елей и берез. / По кустам зеленым лугом / Льнут охлопья синих рос [1; с. 8].

Цветообозначение красный выражается через лексемы красный, краснеть, покраснеть, алый, алость, багряный, багрянец, розовый, рдяный (устар.) зардевшийся (устар.), вишневый, а также имплицитное цветообозначение кровь.

Цветовая характеристика, как выражение основного, прямого значения колоронима, находит достаточное подтверждение в поэтических текстах С.А.Есенина. Например: Белая свитка и алый кушак, / Рву я по грядкам зардевшийся мак. / Громко звенит за селом хоровод. / Там она, там она песни поет [1; с. 19]. Такие колоронимы в стихотворениях характеризуют

особенности окружающей природы, часто имеющие отражение и в душе самого поэта (внутренние переживания, терзания, волнения). Например: Выткался на озере алый свет зари. /На бору со звонами плачут глухари [1; с. 21].

Оранжевый цвет выражен в поэзии С. А. Есенина посредством следующих лексем: рыжий, рыжеватый, ржавчина. Данные колоронимы употребляются в отношении к характеристике природы осенью, часто в составе метафорических сочетаний: Тихо в чаще можжевеля по обрыву. / Осень - рыжая кобыла -чешет гриву [1; с. 34].

За счет использования колоронимов достигается живописность, зрительность образов, необычность взгляда поэта на окружающий мир.

Во-вторых, рассматривая цветообозначения с позиции состава лексем, можно выделить колоронимы с одной и с двумя корневыми морфемами. Последняя группа, как правило, может быть представлена сложными именами прилагательными, например: красно-желтый, сине-зеленый и подобные им.

В-третьих, колоронимы могут быть разделены на различные типы по степени проявления в их лексическом значении семы освещенности. По данному критерию все цветообозначения делятся на 2 типа - светлого оттенка и темного. К первой группе относятся лексемы желтый, розовый, голубой, белый и другие, ко второй - синий, черный, бордовый, зеленый и т.д. Лексемы данного признака представлены в виде сложных прилагательных с первой корневой морфемой, прямо указывающей на наличие или отсутствие семы освещенности. К таковым относятся слова темно-красный, светло-зеленый и аналогичные им. Данная группа в поэтическом творчестве С. А. Есенина характеризует не только цветовое восприятие окружающего мира, но и отношение к этому миру. Считаем верным обратиться к статистическим данным, опираясь на которые мы делаем соответствующие выводы. В анализируемых сборниках более частотны

колоронимы с наличием в лексическом значении слова семы освещенность (65% от общего количества цветообозначений). Наиболее употребительны такие лексемы, как белый, голубой, золотой и желтый. Это свидетельствует о преобладании светлых чувств, о позитивном видении мира. Особенно важным, на наш взгляд, выражением семантики освещенности является наличие в составе слова корневых морфем -свет- (-темн-), которые конкретно указывают на наличие данной семантики.

В-четвертых, опираясь на предыдущий признак, колоронимы можно разделить с позиции восприятия на теплые (красный, оранжевый, желтый и промежуточные оттенки) и холодные (синий, голубой, зеленый и переходные).

Таким образом, в поэтическом творчестве С.А. Есенина представлена разнообразная палитра колоронимов, отражающая богатое и живописное видение окружающего мира, причем часто индивидуально-авторское за счет соединения порой несовместимых явлений. Поэт в ярких красках не только рисует пейзажные картины, состояние природы, но и тем самым передает внутреннее состояние как лирического героя, так и самого себя.

Библиографический список

1. Есенин, С.А. Стихотворения и поэмы / С.А. Есенин. - М.: Мысль, 1980. - 319 с.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

3. Турскова, Т.А. Новый справочник символов и знаков / Т.А. Турскова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 800 с.

Bibliography

1. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80000 Words and Phraseological Units / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M.: Azbukovnik, 1999. - 944 p.

2. Turskova, T.A. The New Dictonary of Symbols and Signs / T.A. Turskova. - M.: AST Classic, 2003. - 800 p.

3. Yesenin, S.A. Poetry and Poems / S. Yesenin. - M.: Thought, 1980. - 319 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.