УДК 413:882
ББК 81.411.2-4: 83.3 (2Рос=Рус)6
Кокорин Сергей Александрович
аспирант
кафедра русского языка и методики преподавания русского языка Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Kokorin Sergey Alexandrovich Post-graduate
Chair of the Russian Language and Methods of the Russian Language Teaching Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Колоронимы в поэтическом творчестве С. А. Есенина: типы,
функционирование
Colour Terms in S. Yesenin’s Lyrical Poetry: Types and Functioning
В статье автор освещает некоторые аспекты типологии колоронимов на материале поэтического творчества С. А. Есенина 1916 - 1924 гг. Предлагается несколько критериев, по которым возможно разделение рассматриваемых лексем, а также прослеживается функционирование колоронимов в поэтических текстах.
In the article the author reveals some aspects of colour terms typology based on the S. Yesenin’s poetry of 1916-1924. The author offers some criteria, which make it possible to divide the considered colour terms, the functioning of colour terms in poetic texts is traced as well.
Ключевые слова: колороним, цветообозначение, типология
Key words: colour term, colour naming, typology.
Яркая и образная картина окружающего мира у каждого человека создается за счет цветового восприятия (за исключением тех людей, которые в силу своей физической и анатомической недееспособности лишены такой возможности). Каждый цвет, воспринимаемый нашим глазом, позволяет разграничивать однотипные предметы, представлять те или иные объекты реальной действительности в той степени, в какой это необходимо в конкретной ситуации жизнедеятельности.
Особенно ярко эта функция проявляется в художественных текстах, где читателю необходимо не только воспринять информацию из печатного источника, но и в своем сознании представить определенную картинку, образ, а также ситуацию в той мере, какой требует конкретный писатель. Репрезентантами цветопроявления являются лексемы цветообозначения, или колоронимы. Под колоронимами понимается определенная группа лексико-
фразеологического состава, репрезентируемая соответствующими цветономинациями, выражающая степень проявления света и имеющая определенное отражение в предметах реальной действительности.
Если же речь идет о поэтических текстах, то степень важности функционирования цветообозначений особо высока, поскольку именно в поэзии проявляется особенное цветовое видение мира определенным поэтом, (даже если это черно-белая картина). Так, остановимся на рассмотрении вышеуказанных лексем на материале поэтического творчества С. А. Есенина, в котором представлены разнообразные цветовые проявления.
Цель исследования - определить типы лексем-цветообозначений в поэтическом творчестве С. А. Есенина и рассмотреть их функционирование в поэтическом тексте (на материале сборников 1916 - 1924 гг: «Радуница», «Голубень», «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая»).
В связи с этим неоспорима актуальность проблемы, которая определяется важностью изучения лексико-семантического поля «цвет», выявления типологии репрезентантов данного поля и роли таковых лексических единиц в поэтическом тексте С.А. Есенина.
Прежде следует отметить, что анализу подверглось 530 лексических единиц с семантикой окрашенности (фразеологических единиц с данным значением обнаружено не было).
Следует отметить, что подходы к изучению типологии цветообозначений разные.
Во-первых, колоронимы можно разделить с позиции окрашенности / неокрашенности; тогда все цвета делятся на два типа - ахроматические (бесцветные, неокрашенные: черный, белый и разные оттенки серого цвета) и хроматические (цветные: красный, желтый, зеленый, синий и т.д.).
Данная группа в поэтическом творчестве С.А. Есенина представлена достаточно широко. Ахроматические лексемы представляют собой 11% от общего числа колоронимов (57 лексических единиц). Из них лексема белый достаточно продуктивна, представлена в 35 употреблениях. Как правило, отмечается использование данного колоронима в прямом лексическом
значении, несущем в себе сему окрашенности, а именно: «Цвета снега или мела» [2; с. 43]. Например: Как снежинка белая, в просини я таю /Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю [1; с. 19].
Характерно употребление данной лексической единицы и в значении душевной просветленности, очищенности, святости. Данная сема создается лексическим окружением, особенно словосочетанием «райский сад». Например: Звонкий мрамор белых лестниц / Протянулся в райский сад; / Словно космища кудесниц, / Звезды в яблонях висят [1; с. 9].
Лексема черный представлена в меньшем количественном проявлении и составляет 17 лексических единиц. Как и колороним белый, цветообозначение черный проявляет значение как окрашенности, так и освещенности. Цветовое значение проявляется, как правило, при характеристике предметов или явлений внешнего мира. Например: Сторона ль ты моя, сторона! / Дождевое осеннее олово. / В черной луже продрогший фонарь / Отражает безгубую голову [1; с. 108].
Значение же освещенности проявляется в поэтических текстах С.А.Есенина по-разному. Оно, во-первых, перекликается с внутренним состоянием души и лирического героя, и самого поэта. В подавляющем большинстве употреблений значение обретает негативную окрашенность. Это ярко выражается в таком примере: Так испуганно в снежную выбель / Заметалась звенящая жуть. / Здравствуй ты, моя черная гибель, / Я навстречу к тебе выхожу! [1; с. 109]
В данном словосочетании реализуется метафорическое значение лексемы «черная» - «страшная, нежелательная» для автора.
Во-вторых, семантика освещенности проявляется и в характеристике окружающего мира, особенно времени суток. Например: Бродит черная жуть по холмам, / Злобу вора струит в наш сад, / Только сам я разбойник и хам /И по крови своей конокрад [1; с. 101].
Немногочисленную группу ахроматических цветов составляют колоронимы, относящиеся к серому цвету: серый, седой, седина, серебро. Часто данные формы определяют временную характеристику (активно для
обозначения вечера или ночи) вместе с психо-эмоциональной составляющей (обыденность, однообразие, грусть). Например: Седины пасмурного дня / Плывут всклокоченные мимо, / И грусть вечерняя меня / Волнует непреодолимо [1; с. 33].
В данном контексте метафорическое словосочетание соединяет в себе две семы: цвет («серо-блестящий») и время («день уходящий»). Об этом
свидетельствуют другие темпоративы текста - грусть вечерняя. Например: Манит ночлег, недалеко до хаты, / Укропом вялым пахнет огород, / На грядки серые капусты волноватой /Рожок луны по капле масло льет [1; с. 48].
Преобладающее большинство колоронимов относится к группе хроматических цветов (89% от общего количества лексем). В зависимости от проявления того или иного оттенка цвета возможно выделение некоторых подтипов: лексемы, репрезентирующие цветообозначения синий, желтый, зеленый, красный, оранжевый. Рассмотрим каждый подтип в особенности.
Репрезентантами колоронима синий являются такие лексические единицы, как синий, синева, синь, посинеть, голубой, голубеющий, заголубеть.
Проявление данного колоронима в поэтическом тексте у С. А. Есенина характеризует прежде всего явления природы: воду и небо. Часто в контексте реализуется сема перехода из одного состояния в другое. Например: Покраснела рябина, / Посинела вода, /Месяц, всадник унылый, / Уронил повода [1; с. 49].
Функционирование данных колоронимов объясняется также наличием определенного символического значения данных цветов. Например, синий -символ неба, а также символ чистоты, верности; голубой - это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции [3; с. 605]. Например: Покатился колоб за ворота / Рожью. / Замутили слезы душу голубую /Божью [1; с. 51].
Синим цветом часто характеризуется и кромешная тьма, мгла, в связи с этим проявляется световая характеристика данного колоронима. Например: Снова выплыл из рощи / Синим лебедем мрак. / Чудотворные мощи / Он принес на крылах [1; с. 50].
Синий цвет в творчестве С.А. Есенина занимает отдельную нишу. Практически любой предмет, явление действительности и даже звук может обрести такой оттенок. Порой употребление колоронима синий выходит за рамки привычного восприятия данного цвета. Поэт расширяет корпус лексем, с которыми употребляются цветообозначения синий и голубой, тем самым выражая собственное восприятие мира и ощущение цвета. Например: За темной прядью перелесиц, / В неколебимой синеве, / Ягненочек кудрявый -месяц /Гуляет в голубой траве [1; с. 31].
Колороним желтый проявляется в анализируемых сборниках С.А.Есенина через такие цветообозначения: желтый, золотой (златой), золото, овсяный. Причем лексемы золотой, овсяный и производные от них отражают метафорическое, переносное значение.
Как правило, вышеуказанные колоронимы функционируют наряду с лексемами, обозначающими растительный мир. Например: В том краю, где желтая крапива / И сухой плетень, / Приютились к вербам сиротливо / Избы деревень [1; с. 32]. В данном контексте реализуется и другая сема: желтый цвет воспринимается как цвет увядания. Ассоциативно проявляется и темпоральная характеристика осени: Кому-то пятками не мять по рощам / Щербленый лист и золото травы. / Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, / Целует клюв нахохленной совы [1; с. 35].
Четверостишие представляет цвето-световую характеристику: золото представляет собой сочетание желтого цвета с блеском, исходящим от данного металла.
Лексико-семантическая группа колоронимов с центральной лексемой зеленый представлена следующими цветообозначениями: зеленый, зелень, зеленистый, зеленеть. Данные колоронимы выступают призначной характеристикой растительного мира: Занавестилася кругом / Роща елей и берез. / По кустам зеленым лугом / Льнут охлопья синих рос [1; с. 8].
Цветообозначение красный выражается через лексемы красный, краснеть, покраснеть, алый, алость, багряный, багрянец, розовый, рдяный (устар.) зардевшийся (устар.), вишневый, а также имплицитное цветообозначение кровь.
Цветовая характеристика, как выражение основного, прямого значения колоронима, находит достаточное подтверждение в поэтических текстах С.А.Есенина. Например: Белая свитка и алый кушак, / Рву я по грядкам зардевшийся мак. / Громко звенит за селом хоровод. / Там она, там она песни поет [1; с. 19]. Такие колоронимы в стихотворениях характеризуют
особенности окружающей природы, часто имеющие отражение и в душе самого поэта (внутренние переживания, терзания, волнения). Например: Выткался на озере алый свет зари. /На бору со звонами плачут глухари [1; с. 21].
Оранжевый цвет выражен в поэзии С. А. Есенина посредством следующих лексем: рыжий, рыжеватый, ржавчина. Данные колоронимы употребляются в отношении к характеристике природы осенью, часто в составе метафорических сочетаний: Тихо в чаще можжевеля по обрыву. / Осень - рыжая кобыла -чешет гриву [1; с. 34].
За счет использования колоронимов достигается живописность, зрительность образов, необычность взгляда поэта на окружающий мир.
Во-вторых, рассматривая цветообозначения с позиции состава лексем, можно выделить колоронимы с одной и с двумя корневыми морфемами. Последняя группа, как правило, может быть представлена сложными именами прилагательными, например: красно-желтый, сине-зеленый и подобные им.
В-третьих, колоронимы могут быть разделены на различные типы по степени проявления в их лексическом значении семы освещенности. По данному критерию все цветообозначения делятся на 2 типа - светлого оттенка и темного. К первой группе относятся лексемы желтый, розовый, голубой, белый и другие, ко второй - синий, черный, бордовый, зеленый и т.д. Лексемы данного признака представлены в виде сложных прилагательных с первой корневой морфемой, прямо указывающей на наличие или отсутствие семы освещенности. К таковым относятся слова темно-красный, светло-зеленый и аналогичные им. Данная группа в поэтическом творчестве С. А. Есенина характеризует не только цветовое восприятие окружающего мира, но и отношение к этому миру. Считаем верным обратиться к статистическим данным, опираясь на которые мы делаем соответствующие выводы. В анализируемых сборниках более частотны
колоронимы с наличием в лексическом значении слова семы освещенность (65% от общего количества цветообозначений). Наиболее употребительны такие лексемы, как белый, голубой, золотой и желтый. Это свидетельствует о преобладании светлых чувств, о позитивном видении мира. Особенно важным, на наш взгляд, выражением семантики освещенности является наличие в составе слова корневых морфем -свет- (-темн-), которые конкретно указывают на наличие данной семантики.
В-четвертых, опираясь на предыдущий признак, колоронимы можно разделить с позиции восприятия на теплые (красный, оранжевый, желтый и промежуточные оттенки) и холодные (синий, голубой, зеленый и переходные).
Таким образом, в поэтическом творчестве С.А. Есенина представлена разнообразная палитра колоронимов, отражающая богатое и живописное видение окружающего мира, причем часто индивидуально-авторское за счет соединения порой несовместимых явлений. Поэт в ярких красках не только рисует пейзажные картины, состояние природы, но и тем самым передает внутреннее состояние как лирического героя, так и самого себя.
Библиографический список
1. Есенин, С.А. Стихотворения и поэмы / С.А. Есенин. - М.: Мысль, 1980. - 319 с.
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
3. Турскова, Т.А. Новый справочник символов и знаков / Т.А. Турскова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 800 с.
Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80000 Words and Phraseological Units / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M.: Azbukovnik, 1999. - 944 p.
2. Turskova, T.A. The New Dictonary of Symbols and Signs / T.A. Turskova. - M.: AST Classic, 2003. - 800 p.
3. Yesenin, S.A. Poetry and Poems / S. Yesenin. - M.: Thought, 1980. - 319 p.