КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРАЦИОННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ИЗБРАННЫХ ФОРТЕПИАННЫХ ЭТЮДОВ Ф. ШОПЕНА
Курносова Светлана Евгеньевна
канд. искусствоведения, доц. кафедры музыкального воспитания и образования ИМТиХ,
РГПУ им. А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: svetotysik@yandex. ru
COLORISTIC FIGURATIVE TECHNIQUE IN THE SELECTED PIANO ETUDES BY F. CHOPIN
Svetlana Kurnosova
Candidate of Art Criticism,
Associate Professor of the Department of Musical Accomplishment and Education,
Institute of Theater, Music and Choreography,
Herzen University, Russia, Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье выявляются наиболее яркие приемы колористической фигурационности в избранных фортепианных этюдах великого композитора Ф. Шопена, исследуются художественная и технологическая функциональность и назначение применяемых композитором техник.
ABSTRACT
The article reveals the most striking methods of coloristic figurative technique in the selected piano etudes by the great composer F. Chopin, explores the artistic and technological functionality and purpose of the methods used by the composer.
Ключевые слова: Ф. Шопен, фортепианная музыка, фигурационное письмо, колористическая фигурацион-ность, фортепианные этюды.
Keywords: F. Chopin, piano music, figurative technique, coloristic figurative technique, piano etudes.
Фигурационное письмо как явление рассматривалось выдающимися деятелями музыкального искусства, среди которых А.С. Аренский, П.И. Чайковский, С.С. Скребков, В.Н. Холопова и др.
Понятие "фигурация" (от figuro - формирую, расцвечиваю) на ниве музыкальной теории бытовало еще в 18-ом столетии. Определение вбирало в себя описание процессов фактурных трансформаций и мелодических фигураций, призванных "расцвечивать" музыкальное полотно. Эволюция музыкального искусства значительно изменила явление фигурации в сфере технологии и направленности. Так, фигуры расширили ареал своего обитания и из амплуа простых "украшений" трансформировались в методы динамических, гармонических и концептуальных преобразований.
Целью нашего исследования обозначим рассмотрение колористической фигурационности на примере избранных фортепианных этюдов великого польского гения, "художника и певца фортепиано" Фредерика Шопена. К достижению исследовательской цели нас приведут поставленные задачи, среди которых выделим: 1) проанализировать имеющиеся научные труды, посвященные музыкальному искусству эпохи романтизма, 2) выявить особенности фигурационного письма в фортепианных этюдах
Ф. Шопена, 3) определить функциональность в приемах колористической фигурационности в этюдах Шопена.
Исследователи Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Я.И. Мильштейн, А.А. Соловцов, Ю.А. Кремлев, М.Р. Черная и многие другие в своих научных трудах обращались к исследованию жизни и творчества Ф. Шопена. Богатейшее фортепианное наследие, которое подарил миру великий гений, неоднократно скрупулезно исследовалось и изучалось, в том числе и этюды. Тем не менее, интерес исполнителей и ученых никогда не угаснет к удивительным шедеврам Шопена, которые украшают концертный и конкурсный репертуар любого пианиста.
Новаторству Шопена в области фортепианной фактуры посвящена статья С.И. Школяренко. М.Р. Черная в своем учебном пособии "История фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке" рассматривает приемы фигурационности в музыке Шопена для фортепиано. Мы решили продолжить научный путь на стезе фигурационного письма и сосредоточиться на изучении приема колористической фигурационности в этюдах Шопена для фортепиано. Учитывая тот факт, что в данном ракурсе наследие композитора изучалось недостаточно, мы можем постулировать актуальность настоящего исследования.
Библиографическое описание: Курносова С.Е. КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРАЦИОННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ИЗБРАННЫХ ФОРТЕПИАННЫХ ЭТЮДОВ Ф. ШОПЕНА // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2022. 12(102). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/14751
Двойные ноты (интервал терции: 63, м3), послужившие началом в Этюде №2 6 ор. 25, (которые следует исполнять в очень быстром темпе), будто сливаются
в звучании, создают образ трепещущего крылышками, летящего сказочного насекомого (Рисунок 1).
Рисунок 1. "Этюд № 6" ор. 25, Ф. Шопен
Последующая жемчужная россыпь пассажей, эффектно обрывающихся в верхнем регистре или, напротив, в нижнем, рисует изящные звуковые линии, будто траекторию полета. Вне всякого сомнения, это - колористический прием, призванный создать красочный образ и превратить гармонию произведения в мерцающее полотно.
Такая колористичность сочинения, невзирая на время публикации ("Этюды" Шопена опубликованы в 1830-х гг.), наводит на мысль о стилистических предпосылках к импрессионизму. Так, в пьесе М. Равеля "Ундина" из фортепианной сюиты "Ночной Гаспар" (1908 года) мы встречаем практически идентичный прием (Рисунок 2).
Рисунок 2. "Ундина" из сюиты "Ночной Гаспар", М. Равель
Зыбкая, будто не имеющая опоры фактура преисполнена легкостью, она "дышит" и устремляется в полет, заполняя пространство яркими звуковыми красками.
"Этюд № 11" ор. 25 (который имеет негласное название "Зимний ветер") имеет специфическую фигурационную особенность: после гимнического
вступления, партия правой руки вдруг обрушивается стремительным вихрем нисходящих фигур, создавая некий колористический фон для пунктирной аккордовой темы левой руки. Образ "зимнего ветра" звуко-изобразительно воссоздается именно пассажами в правой руке (Рисунок 3).
Рисунок 3. "Этюд № 11" ор. 25, Ф. Шопен
Фигурационные пассажи впоследствии перемещаются в партию левой руки, также не теряя своей колористической функциональности и роли звукового фона. Завершается произведение эффектным
гаммообразным пассажем, который рождается зловещим рокотом в нижнем регистре и обрывается в верхнем регистре (Рисунок 4).
Рисунок 4. "Этюд № 11" ор. 25, Ф. Шопен
В финале образ яростно взлетающего вихря также создается с помощью колористической фигура-ционности.
Один из самых ярких, эффектных и исполнительски сложных этюдов Шопена - "Этюд № 12" ор. 25, за которым в музыкальной среде закрепилось название "Океан". Образ бушующей, разгневанной стихии, беснующейся огромными волнами, действительно, соответствует характеру музыки данного произведения.
Волнообразные пассажи, словно отталкивающиеся от тематической основы в мелодической линии баса, сконструированы по принципу фигурного "обыгрывания" аккордовых звуков. В формате протяженного арпеджио создается фон, формирующий объем звучания посредством разведения регистров (Рисунок 5).
Рисунок 5. "Этюд№ 12" ор. 25, Ф. Шопен
Все вышеизложенное позволяет нам констатировать применение Шопеном в фортепианных этюдах оригинальных способов фигурационного письма различного порядка и в разнообразных сферах. Таким образом, среди видов фигурационности в этюдах Шопена выделим динамическую, ритмическую, тематическую, гармоническую и колористическую.
"Этюды" Ф. Шопена являют собой образцы высокохудожественного плана, которые не только предоставляют возможность шлифовки пианистического мастерства в качестве технически трудного музыкального материала, но и способствуют воспитанию исполнительской культуры и эстетического восприятия музыкантов-пианистов.
Список литературы:
1. Бородин Б.Б. О фортепианной фактуре эпохи романтизма // Фортепиано. - 2003. - № 4 - С. 22-25
2. Корто А. О фортепианном искусстве / А. Корто. - М.: Музыка, 1965. - 363 с.
3. Кремлев Ю.А. Фредерик Шопен: Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1971. - 608 с.
4. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей М.: Музыка, 1973. - 446 с.
5. Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной и мелодической фигурации. Мелодическая фигурация: Учеб. пособие. М., 1977. - 382 с.
6. Черная М.Р. Пианист и фигурационное письмо: Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. - 124 с.
7. Черная М.Р. История фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке: Учеб. пособие. Ч. 2: Музыка XIX века: романтизм и новые национальные школы в Европе. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. - 217 с.