Научная статья на тему 'Колонизация как показатель жизненной силы русского народа'

Колонизация как показатель жизненной силы русского народа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лебедев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колонизация как показатель жизненной силы русского народа»

на первый взгляд самое невозможное.

Иван Вазов остается верным сыном своего народа и своего времени, а его творчество утверждает национальные, моральные и исторические ценности. Образ Болгарии, созданный поэтом и писателем, покоряет читателя своим масштабом и величием, своим приливом бесконечной любви к Родине, что в сознании автора является патриотическим долгом.

Поэзия Вазова приобрела впечатляющие размеры духовной атмосферы; его слова, посвященные родине, всегда будут согревать сердце болгарского народа.

Лебедев С.В.,

д.ф.н., проф, зав. кафедрой философии

КОЛОНИЗАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ РУССКОГО НАРОДА

ФГБОУВПО «Высшая школа народных искусств (Институт)»,

servicleb@list.ru

Показателем жизненной силы нации являются не только данные по рождаемости, состоянию здоровья и смертности, не только экономические показатели и даже не только вклад в мировую культуру. Заселение и освоение новых территорий, что обычно называется понятием «колонизация», есть показатель витальности нации. Преодоление безбрежных просторов и их освоение есть наиболее характерная черта русской истории. Можно сказать, что русская история есть преодоление русской географии. Не случайно великий русский историк В. О. Ключевский отмечал: «История России есть история страны, которая колонизируется»6. Именно мирной колонизацией, и лишь в незначительной степени военным путем шло расширение России. Процесс колонизации, продолжавшийся и в ХХ веке, привел к тому, что Россия одновременно одна из самых древнейших государств Европы, и одновременно одно из самых молодых, только начинающих свой путь, стран мира. В самом деле, вглубь веков уходят традиции русской литературы, но ведь, как справедливо отмечал известный русский философ Георгий Федотов, «русская классическая литература XIX века - литература черноземного края, лишь в XVI-XVII веков отвоеванного у кочев-

6 Ключевский В. О. Курс русской истории. В 5 тт. М, 1987-89, Т. 1.с. 20

932

ников»7. Северная столица России, блистательный Санкт - Петербург, только недавно отметивший свое 300-летие, является одним из самых молодых городов Европы. Севастополь, Одесса, Екатеринослав (Днепропетровск), Ростов-на-Дону, и остальные города Причерноморья, присоединенного к России лишь в царствовании Екатерины II, имеют лишь по 200 лет истории. Основанный в 1860-ом году Владивосток является одним из самых «юных» городов на берегу Тихого океана. Центр Сибири, полуторамиллионный Новосибирск, основанный в 1893 году, выглядит подростком-акселератом даже на фоне скороспелых городов американского дальнего Запада. Наконец, Мурманск, численностью населения превосходящий жителей всех заполярных территорий за пределами России, возник лишь в 1916 году, за год до революции.

Добавим также, что некоторое время русские осваивали Аляску и Маньчжурию, утраченные впоследствии.

Да, действительно, только динамический и активный народ способен создать государство на 1/6 часть света. Дух землепроходцев глубоко укоренился в русских. Не случайно именно Россия стала родиной авиации, что именно русский человек первым из землян поднялся в космос - ведь это тоже первопро-ходчество.

В советский период русской истории освоение и заселение присоединенных и вновь возвращенных территорий продолжалось. Например, после 1945 года переселенцами со всего Советского Союза, в основном русскими, были заселены Калининградская область (бывшая Восточная Пруссия), а также Карельский перешеек, южный Сахалин и Курилы. Напомним, как осваивались новые присоединенные лишь семь десятилетий земли.

Карельский перешеек.

Согласно мирному договору 12 марта 1940 года между СССР и Финляндией, по итогам советско-финской («зимней») войны, к Советскому Союзу отошли территории Карельского перешейка, острова в Финском заливе Балтийского моря. Эти земли было необходимо заселить и освоить. Эта задача была тем более актуальна, что, во-первых, практически все промышленные предприятия и инфраструктура были разрушены во время военных действий и при отступлении финнов, которые, уходя, взрывали и уничтожали все, что можно. Таким образом, новоприсоединенный Карельский перешеек представлял собой

7 Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре. М, 1990, с. 453-454.

огромную груду развалин.

Во-вторых, в 1940 году советское руководство не сомневалось, что вслед за «малой» войной с Финляндией вскоре последует большая война с Германией и ее союзниками, среди которых неминуемо окажется жаждущая реванша Финляндия. В силу этого вопросы заселения новых территорий были для советского руководства десятистепенными.

Тем не менее, осуществленное советским правительством в 1940-41 гг переселенческое движение на новые советские территории оказалось достаточно эффективным. Переселением во вновь присоединенные районы были заняты в 1940-41 гг. Переселенческий отдел при Совете Народных Комиссаров Карело-Финской ССР, Переселенческий отдел при Леноблисполкоме, а также районные переселенческие отделы.

Организованное массовое переселение началось уже с мая 1940 года. Государство переселенцев поддерживало материально. Им предоставлялись льготы, которые по тем временам выглядели весьма привлекательными: бесплатный проезд, провоз имущества и скота (разрешалось до двух тонн на семью); подъемные - 1000 рублей на работающих, и по 300 рублей на иждивенцев (средняя зарплата в СССР в то время составляла 339 рублей в месяц); дом в месте вселения - бесплатно; корова или ссуда на ее приобретение - в размере трех тысяч рублей. Кроме того, переселенцам прощались недоимки и давалось освобождение на три года от налогов и обязательных госпоставок8 .

На 1 января 1941 года численность населения новых районов составляла 144,3 тысячи человек, в том числе городского - 70,9 тысяч, сельского населения - 73,4 тысячи человек. В это число не включены многочисленные военные и временно командированные специалисты и рабочие из Ленинграда. К лету 1941 года количество переселенцев еще увеличилось, и достигло численности 197 600 человек.

Результаты не замедлили сказаться. Уже к началу июня 1941 г. все целлюлозно-бумажные комбинаты и большинство промышленных предприятий новых советских территорий были восстановлены и стали давать продукцию. В сельской местности было создано 418 колхозов, 14 МТС и 12 совхозов.

В начале 1941 г. в районах Северного Приладожья и Карельского перешейка работали 202 начальные, 33 неполные средние и 10 средних школ. Были открыты индустриальный техникум, педагогическое училище с отделением

8 Большая советская энциклопедия. - Т.32. - М., 1955. - С. 456.

934

финского языка, акушерская и зубоврачебная школы в Выборге, сельскохозяйственный техникум в Сортавале, лесной техникум в Кексгольме, два ремесленных училища в Выборге и Энсо и некоторые другие.

Заселение районов Карельского перешейка в период с 1940 по 1941 гг. явилось первым опытом советского освоения безлюдных, но обжитых ранее территорий. Опыт Карельского перешейка был использован после Великой Отечественной войны при заселении Калининградской области и Южного Сахалина.

С 25 июня 1941 года финны начали новую войну против СССР, и после тяжелых боев к концу лета сумели занять Карельский перешеек и ряд земель в Карелии и других территориях СССР в границах 1939 года. При этом русского населения на перешейке уже не было - с конца июля 1941 года началась эвакуация советского гражданского населения.

Но летом 1944 года советские войска вновь перешли в наступление. В сентябре 1944 года Финляндия вышла из войны. Карельский перешеек вновь стал русским. С 1944 года, еще до конца войны, начался новый этап освоения Карельского перешейка. Так же, как и в 1940-1941 гг, возвращавшееся и вновь завербованное население приступило к восстановлению предприятий промышленности, колхозов и совхозов, учреждений просвещения и здравоохранения. Напряженным трудом были устранены все разрушения двух войн. Население Карельского перешейка быстро росло как за счет прибытия новых переселенцев, так и в результате довольно высокого естественного прироста. В 1959 году Переселенческий отдел при Ленинградском областном исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся и переселенческие структуры на местах были упразднены как полностью выполнившие задачу.

В 1989 году на принадлежавших прежде Финляндии карельских территориях проживало, помимо военных и отдыхающих, примерно 383 000 постоянных гражданских жителей. Из них 65 % составляли горожане. В Выборге на рубеже тысячелетий проживало 80 тысяч жителей, в Приозёрске - 20 тысяч, Светогорске - 15 тысяч, Приморске - 6 тысяч.

Калининградская область.

Совершенно особое место в этнической истории России в целом, занимает входящая в состав РФ самая малая по территории (0, 3 % от территории страны) Калининградская область. Все население области (около 1 миллиона человек, или 0, 7 % населения РФ) состоит из переселенцев и их потомков со

всего Советского Союза, прибывших сюда после 1945 года. Таким образом, этническая история области принципиально отличается от всех областей и регионов исторической России, (правда, напоминая похожую этническую историю Карельского перешейка Ленинградской области). Калининградцев можно смело назвать советскими людьми в этническом смысле. Впрочем, согласно переписи 2002 года, русские, украинцы, белорусы, составляют 94 % населения области. После 1991 года Калининградская область стала анклавом России в окружении стран НАТО и Евросоюза. Изоляция калининградцев от «Большой России» способствует развитию среди них определенных черт поведения, быта, культуры, отличающие их от основной массы этноса, что, впрочем, не мешает калининградцам оставаться русскими людьми.

Из отошедшей к СССР части Восточной Пруссии небольшая часть (город Мемель, ставший Клайпедой, с округой) была включена в состав Литовской ССР, остальная территория включена в состав Российской Советской Федерации. 7 апреля 1946 года указом Президиума Верховного Совета была создана Кёнигсбергская область, впрочем, уже через несколько месяцев переименованная в Калининградскую (в честь советского государственного деятеля М. И. Калинина, никогда, впрочем, в Кёнигсберге не бывавшим).

С лета 1945 года, то есть еще до официального присоединения края к России, началось заселение области. В июле 1946 году Сталин подписал постановление Совета министров о поощрении заселения Калининградской области, что придало переселению организованный характер.

В области селились отставные фронтовики, участвовавшие в боях за Кё-нигсберг, здесь расселилась часть репатриантов, возвращавшихся на родину из фашистского плена. Но основную массу новых жителей области составили набранные путем оргнабора (вербовки) через специальные отделы. Переселенцам были обещаны льготы, такие, как бесплатный проезд, свободный провоз имущества, давались суточные на каждый день пути, выплачивались значительные подъёмные, бесплатно выдавали мыло, обувь, одежду, давался дом с участком (первые переселенцы могли выбрать себе дом по желанию - из сохранившихся). В условиях послевоенной разрухи это были очень заманчивые условия, и желающих переехать в новый край России было много. К моменту образования области в ней проживали, по данным милиции, 35 тыс., к 1 августа 1946 г. - уже 84,5 тысяч советских граждан, а к началу 1948 года число калининградцев превысило 380 тысяч человек (без учета дислоцированных в обла-

сти военных). Среди переселенцев преобладала молодежь - число лиц до 30 лет превышало 65 %. Неудивительно, что очень скоро Калининградская область стала выделяться высоким уровнем рождаемости. Уже с начала 50-х гг. рост населения области шел в основном за счет естественного прироста. На сегодняшний день более 2/3 калининградцев являются уроженцами этой земли. Показательно, что в начале XXI века Калининградская область занимает 4 место по плотности населения среди областей и краев РФ. Город Калининград и в начале XXI века продолжает расти.

Переселенцы прибывали со всего Советского Союза, но основную массу составили выходцы из 27 областей России, 8 областей Белоруссии, 4 автономных республик. Как видим, преобладали в населении русские, белорусы, украинцы, а также прибывали в область литовцы из соседней союзной республики.

Промышленность области была создана фактически с нуля, поскольку все промышленные предприятия были разрушены в войну. Главной отраслью хозяйства стал рыбопромышленный комплекс, третий по величине в стране (после Владивостока и Мурманска). Уже в 1948 году рыбаки из Калининграда начали промышленный лов рыбы в океанах. К концу советской эпохи в рыбном хозяйстве области трудились почти 40 % занятых в промышленности.

Распад Советского Союза тяжело отразился на области, причем не только в виде экономического кризиса. Возникла реальная угроза потери Россией этого региона. Во времена Ельцина кремлевские власти действительно были готовы продать в буквальном смысле слова за деньги обильно политую русской кровью самую западную землю исторической России.

Еще до официального признания своей независимости Литвы ряд политиканов этой республики стали выступать с территориальными претензиями на всю Калининградскую область. На изданных в Литве картах область именовали «Малой Литвой», а Калининград называли «исконным литовским городом Ка-раляучюсом». Основным доводом в своих аргументах литовцы приводили тот факт, что древние пруссы были народом, родственным литовцам.

Аналогичным образом в Польше также стали претендовать на Калининград (который окрестили Кролевец), вспоминая, что в Тевтонский Орден некогда был вассалом Речи Посполитой. Когда в 2005 году польский президент не был приглашен на празднование 750-летия основания Кёнигсберга, то в Польше это вызвало бурю возмущения.

Впрочем, и в Германии, правда, пока только на неофициальном уровне, также не скрывали, что намерены вернуть себе Восточную Пруссию.

Однако основная часть калининградцев, несмотря на все трудности, продолжают оставаться русским людьми на русской земле. После распада Советского Союза оказавшись жителями анклава, калининградцы испытывали определенный кризис идентичности. Однако в основном он был преодолен к новому веку.

Показателем общерусской идентичности калининградцев стало поразительно масштабное возрождение православия. До 1985 года в области с чисто советским населением не было ни одного храма, немногочисленные верующие в почти полностью атеистическом крае ездили в соседнюю Литовскую ССР на богослужения по большим праздникам. Ныне в области уже более 70 православных храмов. На площади Победы - центральной в Калининграде, поднялся храм Христа Спасителя, высотой в 73 метра, вмещающий 3 тысячи верующих, один из самых крупных в России, построенных в постсоветскую эпоху, и превышает высоту немецкого кафедрального собора Кёнигсберга. Таким образом, русский собор Христа Спасителя стал главной архитектурной доминантой города.

Впрочем, помимо общерусской, у калининградцев развивается также и местная особая, чисто калининградская идентичность. Это проявляется, в частности, в стремлении к реставрации немецких архитектурных памятников, к «реабилитации» восточно-прусских деятелей культуры. Показателем этого стали торжества в Калининграде, посвященные 750-летию основания Кёнигсберга (не правда ли, совершенно сюрреалистическое название юбилея?).

Как видим, самая западная область России все больше приобретает черты особого края, который не только географически, но также духовно и культурно принадлежит русской цивилизации, не теряя своего своеобразия.

Южный Сахалин

Южная часть великого острова была возвращена в результате победы СССР над Японией в августе 1945 года. 2 февраля 1946 г. была создана самостоятельная Южно-Сахалинская область, входившая, как и Сахалинская область, в состав Хабаровского края.

2 января 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ЮжноСахалинская область была ликвидирована, а ее территория включена в состав Сахалинской области. Одновременно область была выведена из состава Хаба-

ровского края. Образование единой самостоятельной области в составе всех районов Северного, Южного Сахалина и Курильских островов явилось признанием ее большого политического и хозяйственного значения для страны. Так появилась новая, единственная в стране островная Сахалинская область. В этих территориальных границах область существует до настоящего времени.

В сентябре 1945 года, по данным советских военных властей, на Южном Сахалине оставалось 370 тысяч жителей. В том числе - 358,5 тысяч японцев и 23,5 тысяч корейцев, а также 812 человек аборигенного населения - айнов, орочонов, эвенков и нивхов. В это число не входили военнопленные и те гражданские японцы, что успели убежать в Японию.

В соответствии с трехсторонней договоренностью СССР, США и Японии с весны 1947 г. и до лета 1948 г. с Южного Сахалина и Курильских островов было репатриировано 357 тысяч подданных Японии, включая и коренной островной народ - айнов. В принципе власти СССР были готовы оставить айнов на их родном острове, но под влиянием японской пропаганды все айны покинули Сахалин и Курилы, лишившись своей Родины.

Одновременно происходило массовое переселение советских людей на эти территории. К осени 1946 г. на Южном Сахалине и Курильских островах насчитывалось уже более 70 тысяч советских жителей. Число переселившихся сюда советских людей вскоре увеличилось до 350 тысяч, к 1949 г. их насчитывалось уже более 458 тысяч человек, а в 1957 году в области проживало 663,8 тысячи человек. Ряды переселенцев состояли из рабочих, колхозников, демобилизованных солдат, направленных сюда выпускников вузов, представителей самых различных наций и народностей - русских, украинцев, белорусов, корейцев, чувашей, татар, азербайджанцев и многих других. Столица области, Южно-Сахалинск (бывшая Тоёхара, а еще ранее - Владимировка) быстро развивался, достигнув в 1959 году 85 тысяч жителей, и 165 тысяч в 1979 году.

Впрочем, зигзаги правительственного курса в социальной сфере не способствовали нормальному развитию области. Так, Н.С.Хрущев, посетив Сахалин, пришел к выводу, что остров по природным условиям, - «вторые Сочи», и отменил «северные» льготы сахалинцам. Все это совпало с «укрупнениями» сельских населенных пунктов, уничтожения производственных артелей, и пр. Поскольку это также совпало с передачей китайцам Порт-Артура, а также с согласием Хрущева возврата Японии островов Малой Курильской гряды, то не удивительно, что все эти события вызвало среди сахалинцев панические слухи

о грядущей передачи южной части Сахалина Японии обратно. В результате приток переселенцев в 1956-61 гг. сократился, а количество прибывших стало меньше на 100 тысяч человек тех, кто покинул остров.

Тем не менее, остров развивался. Добывались нефть, газ и уголь. Работала рыбная промышленность. Начинала развиваться выращивание морских биоресурсов. Численность населения Сахалинской области (включая Курильские острова) в 1989 году достигла 710 тысяч человек. На острове проживали представители более 80 этносов. Коренные этносы острова - нивхи (бывшие гиляки), ороки, и другие, составляли лишь 0,4 % населения. Подавляющее большинство жителей области жили в южной части острова Сахалин. По советским меркам сахалинцы были весьма зажиточными людьми. Например, средняя месячная заработная плата рабочих и служащих по области с 1970 по 1990 год увеличилась более чем в два раза, с 223,4 до 477,2 тогдашних рублей.

Распад СССР вызывал, как и по всему Дальнему Востоку, экономические потрясения, вызвавшие массовый отток населения. С 1992 года численность населения Сахалинской области начинает сокращаться. В 2002 году в области проживали 546 тысяч жителей, в 2010 - уже только 479 тысяч. Было в значительной степени уничтожено промышленное производство. Правда, богатство сахалинского шельфа привело к появлению крупных проектов по добыче нефти и газа.

Основное население Сахалина составляют русские. Поскольку они в большинстве своем потомки переселенцев советского времени, трудно выделить какие-либо особые черты, которые бы отличали сахалинцев от основной массы русских. Тем не менее, как отмечает уроженка Сахалина, доктор философских наук А.А. Еромасова, «природные, непредсказуемые условия, особенно на Курильских островах, сделали сахалинца духовно закаленным, собранным, деловитым, энергичным, но, согласно статистике, физическое здоровье русских, живущих на Сахалине, оставляет желать лучшего. Как правило, это сердечные, желудочные болезни, ревматизм и артрит от сырости и холода. Но в целом сахалинцы жизнерадостны, выносливы, трудолюбивы, целенаправлен-ны»9.

Русское население Сахалина довольно образовано. В 60-80-е гг. XX века Сахалинская область занимала одно из первых мест по доле выписываемых на

9 Еромасова А. А. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей. СПб, 2006, с. 65.

душу населения научных и художественных периодических изданий. В области насчитывались 204 библиотеки и 16 музеев. В 1998 году открылся университет. Среди местных жителей очень многие работают на рыболовецких или грузовых судах, часто бывая за границей (и значительно реже - на материковой России). В почти полностью атеизированной области происходит возрождение православия. В 1993 году возникла самостоятельная Южно-Сахалинская епархия. В 2011 году на Сахалине и Курилах насчитывалось 89 храмов, 1 монастырь. Большой собор вознесения открылся в Южно-Сахалинске. Окормляли верующих 48 священников и 10 дьяконов. Помимо русских, среди православных верующих есть корейцы и представители аборигенных народов. Впрочем, на Сахалине также растет число разнообразных сект. Тем не менее, русская идентичность сахалинцев не ставится никем под сомнение. И значит, этот край был и будет российским

Алексий Артюхов,

священник аспирант Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

ПАСТЫРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА В ЦЕРКВИ

Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви

Священное Предание Православной Церкви содержит немало советов по воспитанию подростков. Следует выделить такие святоотеческие творения, в которых написаны рекомендации пастырям по окормлению юношей, как «Первое послание к коринфянам» священномученика Климента Римского, «Послание к филиппийцам» священномученика Поликарпа Смирнского, творения священномученика Киприана Карфагенского, беседа «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» святителя Василия Великого, сочинения святителя Григория Богослова, «Гомилии» и «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» святителя Иоанна Златоуста, «Правило пастырское или о пастырском служении» святителя Григория Великого, Двоеслова, сочинения святителя Филарета Московского и святителя Феофана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.