Научная статья на тему 'Колонизация и хозяйственное освоение Сибири в XVII В. В ранней советской историографии'

Колонизация и хозяйственное освоение Сибири в XVII В. В ранней советской историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2284
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / ОСВОЕНИЕ СИБИРИ / HISTORIOGRAPHY / COLONIZATION / APPROPRIATIVE OF SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демин Михаил Александрович

В 1920-е первой половине 1930-х гг. закладывались основы марксистской концепции колонизации и хозяйственного освоения Сибири в XVII в. Она претендовала на принципиально новый по сравнению с дореволюционной историографией взгляд на начальный период истории региона в составе России и находилась под сильным влиянием идеолого-политических факторов и формационного редукционизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the 1920s to the first half of the 1930s the basis of Marxist conception of colonization and economic development of Siberia in the 17 century was being laid. It claimed to a view at a starting period in the history of the region within Russia which was principally new in comparison with the pre-revolutionary one and was under a great influence of ideological and political factors and the formational reductionism.

Текст научной работы на тему «Колонизация и хозяйственное освоение Сибири в XVII В. В ранней советской историографии»

2010 История №1(9)

СЕКЦИЯ «ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ.»

УДК 94 (571)

М.А. Демин

КОЛОНИЗАЦИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СИБИРИ В ХУН в. В РАННЕЙ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

В 1920-е - первой половине 1930-х гг. закладывались основы марксистской концепции колонизации и хозяйственного освоения Сибири в ХУ11 в. Она претендовала на принципиально новый по сравнению с дореволюционной историографией взгляд на начальный период истории региона в составе России и находилась под сильным влиянием идеолого-политических факторов и формационного редукционизма.

Ключевые слова: историография, колонизация, освоение Сибири.

В первые два десятилетия послереволюционной эпохи утверждавшаяся в качестве доминирующей марксистская историография восприняла широко распространенную в предшествовавшее время концепцию завоевания Сибири, придав ей крайне отрицательное звучание [1. С. 55]. Такой подход отвечал общей характеристике России как «тюрьмы народов», построенной «на костях инородцев», оценке вхождения новых неславянских территорий в ее состав как «абсолютного зла». Присоединение восточных окраин сопоставлялось с самыми потрясающими страницами европейского колониализма.

Сложнейший вопрос о взаимодействии русского и аборигенного хозяйственных комплексов, взаимовлиянии культур стал рассматриваться в рамках упрощенного и однозначного осуждения и демонизации «русских колонизаторов». Получает распространение образ разбойников с большой дороги, которые «пламенеющим языком меча и огня» со всем цинизмом первоначального накопления порабощали восточную окраину, занимались массовой резней, сгоном аборигенов с насиженных мест, распространяли пьянство и венерические заболевания. Появляются и обобщающие пассажи о «нехорошем народе», явившемся по воле «злого царя», непримиримом антагонизме русской земледельческой и туземной скотоводческой культур и вообще о роковой роли «русской цивилизации», которая привела к обнищанию, вырождению и вымиранию сибирских народов [2. С. 57-64; 3. С. 150; 4. С. 18-23; 5. № 1; 6. С. 24-34; 7. С. 103; 8. С. 41]. По заключению С.А. Токарева, «более столетия русские колонизаторы Сибири вели изнурительные для туземцев войны, порабощали сибирских жителей, грабили их и посредством бесконечных насилий и издевательств установили свое господство» [9. С. 85].

B.Г. Карцов пишет о «хищнической лапе захватчиков», которая не оставляла местным жителям иного выхода, кроме смерти, нищеты и порабощения [10.

C. 42]. Н.Н. Ванаг в «Кратком очерке истории народов СССР» указывал на военно-феодальный характер присоединения Сибири, когда «грабеж являлся решающим средством мобилизации богатств» [11. С. 16]. По словам А. Ту-рунова, колониальная политика московского правительства привела к хозяй-

ственному истощению аборигенных угодий, вытеснению коренных жителей с их природных территорий. Казачьи отряды нередко совершали хищнические набеги на уже объясаченных и вполне лояльных местных жителей, «неистовствуя и опустошая» их земли: «Вместе с новой культурой новые насельники края несли разорение и гибель многим слабым туземным инородцам» [12. С. 35-36]. А.П. Окладников отмечал, что военно-феодальная захватническая политика царизма в Сибири осуществлялась огнем и мечом, с истреблением в случае сопротивления целых племен. В особо тяжелом положении оказались западные буряты, которые стали объектом «дикой безудержной травли и звериного шовинизма», утратили свои исконные земельные владения и были обречены на голод и вымирание [13. С. 385, 389].

Вымирание туземцев автор статьи с одноименным названием в «Сибирской советской энциклопедии» связывает, прежде всего, с распространением в результате русской экспансии новых экономических отношений и бытовых условий: «Русские занесли к туземцам водку, сифилис, оспу, туберкулез и другие болезни, русские же сократили размеры кочевий, сожгли и вырубили часть тайги, помогли уничтожить зверей...» и т.п. [14. С. 579].

С.В. Бахрушин также определял процесс присоединения сибирских земель к России как «царское завоевание» и указывал на его пагубные последствия для местного населения. Так, ясачная политика московского правительства, подводные повинности и злоупотребления служилых людей, по его заключению, вконец разорили и без того неустойчивое хозяйство обских угров [15. С. 15]. У сибирских татар под воздействием русских переселенцев произошло стремительное хозяйственное разорение, почти полная утрата скота и обнищание большей части населения [16. С. 64-65]. Вместе с тем в отличие от сочинений публицистической направленности ученый не был склонен тиражировать обличительные пассажи марксистских авторов и предлагал сосредоточиться не на военных операциях русских отрядов, а на изучении внутренних процессов колонизации, на подчинении не силой меча, а «трудом и культурой» [17. С. 260]. По его оценке, русские поселенцы оказывали благотворное воздействие на местное население края [18. С. 36]. По крайней мере, в отличие от западноевропейских колонизаторов они не истребляли и не порабощали покоренных народов, не уничтожали их самобытности, предоставив возможность аборигенному населению «жить, как оно хотело». В хозяйственном укладе якутов это проявлялось в сохранении и даже государственной охране промысловых угодий, хотя и обнаруживавших в связи с ясачным сбором уже к концу ХУ11 в. признаки истощения, и преобладающем экономическом значении скотоводства [18. С. 37, 39]. С.В. Бахрушин подчеркивал, что сами русские колонисты испытывали серьезное хозяйственное и культурное воздействие местных жителей: «Русский оделся в якутский санаях, покрыл голову якутским малахаем, построил себе якутскую юрту, вооружился якутской пальмой.» [17. С. 258].

Серьезное влияние на осмысление процессов хозяйственного освоения Сибири в ранней советской историографии оказывала теория «торгового капитализма» М.Н. Покровского. Согласно этой концепции торговый капитал рассматривался в качестве определяющего фактора исторического развития

как в Центральной России, так и на окраинах: «Движение русских на восток... было движением торгового капитала» [7. С. 101]. Выразителями его интересов на начальном этапе покорения края считались «русские промышленники-колонизаторы» Строгановы - «типичные искатели наживы эпохи начала размаха торгового капитала» [7. С. 101], создавшие в Приуралье «крупную торговую фирму» и скопившие несметные богатства [19. С. 72]. Впоследствии завоеванная Сибирь становится колонией московского торгового капитала [20. С. 855-856]. По заключению В.Г. Карцова, русский торговый капитал под прикрытием военного кулака «распоясался в своем произволе, наложил свою крепкую лапу на местное население». Под игом торгового капитала Сибирь разорялась самыми хищническими способами [19. С. 118, 181]. По словам автора соответствующей статьи «Сибирской советской энциклопедии» Н.Н. Козьмина, в ходе продвижения русских людей в Северную Азию всюду действовали «сборные банды казаков и промышленных и торговых людей, производившие систематические грабежи». Сибирь, по его трактовке, была покорена, прежде всего, не силой военной мощи, а «московским товаром». Инициатива в освоении северных и восточных областей региона целиком принадлежала частному капиталу, а колонизация Средней и Южной Сибири, хотя и проходила под контролем правительства, но опиралась на тех «пионеров, которых выделял торговый капитал». Сами алтайские и кыргызские князья просили о постройке острогов с тем, чтобы приходить туда «с торгом» и сбывать продукты скотоводства. По заключению Козьмина, завоевательный грабительский характер сибирской колонизации заключался в том, что как промышленные и торговые люди, так и московское правительство шли на восток не для создания прочного хозяйства, а «с целью выкачивания пушнины, которая представляла тогда единственную колониальную ценность» Это позволило автору статьи сравнить ситуацию в Сибири с барщинным и оброчным крепостным режимом в Европейской России [21. Т. 2. С. 388-390]. В другой работе Н.Н. Козьмин также указывает на значительную роль торгового капитала в эксплуатации колониальных владений в Сибири, в социальном расслоении местного населения. Он подчеркивает, что буряты были вовлечены в сферу деятельности торгового капитала «весьма ощутительно» [22. С. 104-105, 122]. По словам П.Я. Гордиенко, азиатские методы торговли, открытый обман, кабала, вымогательство и грабеж превратили русских купцов в «беззастенчивых эксплуататоров, разбойников, душителей» покоренных сибирских аборигенов [7. С. 41]. А.П. Окладников отмечал, что эксплуатация коренного населения Бурятии осуществлялась путем совместной деятельности военно-феодального аппарата царизма и торгового капитала [13. С. 385, 387].

Во второй половине 1930-х гг. концепция торгового капитализма теряет свою популярность, однако в исторических работах сохраняются крайне негативные оценки действий русского купечества и ассоциировавшегося с ним ростовщического капитала: «По всей Сибири слышался стон со стороны туземцев не только от правежа ясака, но и от кабального ростовщичества» [9. С. 98]. С точки зрения утверждения марксистской концепции в ранней советской историографии Сибири важным представлялось определение соци-

ально-экономического строя аборигенных обществ в ХУ1-ХУН вв. и влияние российских институтов на их внутреннюю эволюцию. Дискуссии об общественно-экономических формациях и «азиатском способе производства» нашли отражение и в работах по истории Сибири. Тем более, что, по оценке Н.Н. Козьмина, по этим вопросам в сибирской академической и учебной литературе царила «невообразимая путаница», что требовало незамедлительного перевода ее на «марксистские рельсы» [22. С. 8, 132]. В частности, по мнению исследователя, преувеличивался первобытный родовой характер социальных и хозяйственных отношений у ряда коренных народов Сибири. «Методологической несуразностью» назвал он попытки охарактеризовать ряд аборигенных обществ как феодально-родовые или ввести такие понятия, как степной и таежный феодализм, поскольку это ведет к признанию какой-то смешанной классово-бесклассовой формации [22. С. 10, 118, 132-133]. По его заключению, земельные отношения, хозяйственная и социальная дифференциация, внеэкономическая эксплуатация и другие черты роднят бурятское и монгольское общество с классическим западноевропейским феодализмом. Российское завоевание поставило бурятского сеньора в новые условия, но фактически не изменило основ феодальных отношений, усугубив их крепостническими порядками [22. С. 134-136]. В отличие от Н.Н. Козьмина

A.П. Окладников характеризует Бурятию ХУЛ в. как «варварское общество», не дошедшее до стадии развитого феодализма, в котором классовые отношения переплетались с элементами родового быта [13. С. 42-43, 386].

С.В. Бахрушин в специальных исследованиях обосновывал идею о распаде родового строя и складывании зачаточных форм феодальной организации у угорских и татарских народов Западной Сибири задолго до русской колонизации. У ханты и манси это проявлялось в утрате родового характера власти и насильственном изъятии князьями в свою пользу ясака, охотничьей и рыболовной добычи: «Остяцкий или вогульский князь в ХУ-ХУ1 вв. уже перестал быть родовым старшиной своего племени и принял черты маленького феодального сеньора». В переиздании «Избранных работ по истории Сибири ХУ1-ХУ11 вв.» степень феодализации обских угров была несколько уменьшена. Так, итоговый вывод С.В. Бахрушина о зарождении феодальных отношений у этих народов дан в редакции «патриархально-феодальных отношений». В его фразе о распаде родовых отношений у ханты и манси задолго до русской колонизации выпущено слово «задолго» и т. п. [23. С. 38, 110, 151]. Вассальная зависимость от Москвы не прервала, а ускорила процесс феодализации, предоставив князьям дополнительные возможности для эксплуатации рядовых соплеменников. Однако, использовав нарождающуюся феодальную знать для «порабощения туземного населения», московское правительство приостановило рост ее могущества, и феодализация угорской племенной верхушки не получила дальнейшего развития [15. С. 84-85].

B.Г. Карцов также характеризует общественный строй ханты и манси на основе формационной теории. По его мнению, в ХУ1 в. у них наблюдался процесс феодализации, находившийся еще на первой начальной стадии своего становления. В отличие от Бахрушина он указывал, что русский царизм не

разрушал, а, наоборот, насаждал в аборигенных областях феодальные отношения [19. С. 57].

У сибирских татар феодализм (феодальная раздробленность) утверждался, по мнению С.В. Бахрушина, на основе более сложных социальноэкономических отношений, связанных с землевладением, военной службой, завоевательной политикой и классовой дифференциацией общества. «Царское завоевание» привело к хозяйственному разорению значительной части татарского населения, что способствовало дальнейшему распаду родовых отношений. Местная феодальная аристократия постепенно лишается крупных земельных владений и в соответствии с нормами Российского государства переходит на положение служилого сословия. Данные выводы, безусловно, являются продуктом осмысления социальных процессов у сибирских татар под влиянием марксистской методологии, поскольку в более ранней работе С.В. Бахрушин ограничивается указанием на то, что Сибирское ханство являлось «полукочевым царством, раздробленным на ряд плохо спаянных между собой племенных владений» [24. С. 55-80].

Неотъемлемой составной частью марксистского понимания исторического процесса было признание роли классовой борьбы. Однако на первых порах советская историография с трудом разделяла по классовому признаку участников «колониальной войны», русские «колонизаторы», как правило, получали общую негативную оценку. Однако со временем тезис о «двойном иге», под которым находились трудящиеся массы, и совместных выступлениях русских крестьян и обнищавших аборигенов против общего классового врага широко внедряется в сибиреведческую литературу. С.В. Бахрушин высказал предположение, что быстрота, с которой распалось Сибирское ханство, объясняется имевшей там место ожесточенной классовой борьбой [15.

С. 61]. В то же время для покорения обских угров московское правительство опиралось на местную феодализирующуюся знать («туземных подручников») [15. С. 84-85]. В.Г. Карцов указывал, что усиление феодального гнета, двойная эксплуатация трудящихся ханты и манси имели следствием классовую борьбу внутри аборигенного общества, тесно переплетавшуюся с освободительной борьбой против царизма [19. С. 60-67]. Н.Н. Козьмин писал, что у податного населения Бурятии «трещат спины» и оно «пробует протестовать» [22. С. 123]. А.П. Окладников также отмечал, что верхушка бурятского общества пошла на компромисс с завоевателями, проводила двойственную предательскую политику по отношению к своему народу. Трудящиеся буряты в силу сохранившихся родовых связей еще до конца не осознали свои классовые интересы, однако, по заключению исследователя, уже в ХУ11 в. происходило стихийное объединение массы бурят и русского крестьянства под тяжестью общей феодально-крепостнической эксплуатации [13.

С. 386-388]. В дальнейшем поляризация движущих сил сибирской колонизации станет типичной для советской историографии.

Таким образом, в 1920 - первой половине 1930-х гг. закладывались основы марксистской концепции колонизации и хозяйственного освоения Сибири в ХУ11 в. Она претендовала на принципиально новый по сравнению с дореволюционной историографией взгляд на начальный период истории ре-

гиона в составе России и находилась под сильным влиянием идеологополитических факторов и формационного редукционизма.

Литература

1. Зуев А.С. Отечественная историография присоединения Сибири к России. Новосибирск, 2007.

2. ДрабкинаЕ.Я. Национальный и колониальный вопрос в царской России. М., 1930.

3. СухановН. Падение рабства в Сибири // Сибирские огни. 1926. № 1-2.

4. КосвенН. Якутская республика. М.; Л., 1925.

5. Козынчаков С.С. Культурно-исторический очерк об алтайцах // Сибирские огни. 1922. № 1.

6. Окунь С.Б. Очерки по истории колониальной политики царизма в Камчатском крае. Л., 1935.

7. Кузнецова А. Насильственное крещение бурят // Сибирские огни. 1927. № 1.

8. Гордиенко П.Я. Ойротия. Горно-Алтайск, 1994. [Переиздание книги 1931 г.].

9. Токарев С. Колониальная политика Московского государства в Сибири в ХУ11 веке // История в школе. 1936. № 4.

10. Карцов В.Г. Очерк истории народов Северо-Западной Сибири. М., 1937.

11. ВанагН.Н. Краткий очерк истории народов СССР. Л., 1932.

12. Турунов А. Прошлое бурят-монгольской народности. Иркутск, 1922.

13. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (ХУП-ХУШ вв.). Л., 1937.

14. К.М. Вымирание туземцев // Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1929.

Т. I.

15. Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в ХУ1-ХУ11 веках. Л., 1935.

16. Бахрушин С.В. Сибирские служилые татары в ХУ11 в. // Исторические записки. М., 1937. Т. 1.

17. Бахрушин С.В. Задачи исторического изучения Сибири // Научные труды. М., 1955. Т. III, ч. 2.

18. Бахрушин С.В. Исторические судьбы Якутии // Научные труды. М., 1955. Т. 3, ч. 2.

19. Карцов В.Г. Народы Сибири. Очерки прошлого. М., 1935.

20. Сибирь // Малая советская энциклопедия. М., 1931.

21. Козьмин Н.Н. История Сибири // Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1931. Т. 2.

22. Козьмин Н.Н. К вопросу о турецко-монгольском феодализме. М.; Иркутск, 1934.

23. Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в ХУ!-ХУП вв. // Научные труды. М., 1955. Т. 3, ч. 2.

24. Бахрушин С.В. Исторический очерк... // Очерки по истории Севера и Сибири. Петроград, 1922. Вып. 2. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.