Научная статья на тему 'Колонии латышей в Западной Сибири (XIX-XX века): механизмы формообразования и развития'

Колонии латышей в Западной Сибири (XIX-XX века): механизмы формообразования и развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1969
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лоткин И. В., Свитнев А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колонии латышей в Западной Сибири (XIX-XX века): механизмы формообразования и развития»

ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

УДК 930.26

И. В. Лоткин, А. Б. Свитнев

Омский государственный университет ул. Мира, 55а, Омск, 644077, Россия E-mail: lotkin@hist.omsu.omskreg.ru

КОЛОНИИ ЛАТЫШЕЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (Х1Х-ХХ ВЕКА): МЕХАНИЗМЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

В современной этнологической литературе определенный интерес представляют вопросы этнической истории и развития традиционной культуры обособленных национальных групп, проживающих в ино-этничном окружении. В числе таких групп, проживающих в Западной Сибири, есть выходцы из Прибалтики - латыши и эстонцы. В данной статье рассматривается несколько аспектов образования и функционирования латышских национальных групп на территории Западно-Сибирского региона.

Первые поселения латышей в Сибири появились в составе моноконфессиональных колоний, жители которых - эстонцы, финны, немцы и корлаки (самоназвание ингер-манландских финнов), являлись приверженцами лютеранства.

На территории Западно-Сибирского региона, в пределах современной Омской области, в XIX в. существовало две лютеранские колонии: Рыжково (основана в 1802 г.) и колония на р. Омь (основана в 1864 г.). На территории Восточной Сибири было три латышских поселения - Нижняя Буланка, Верхняя Буланка и Верхний Суэтук. Эти колонии формировались под надзором администрации, поскольку первые латыши прибыли в Сибирь как административные ссыльнопоселенцы. Устройством внутренней жизни колоний занимались Евангелическо-Лютеранская консистория, Тобольская экспедиция ссыльных, тобольский генерал-губернатор и другие ад-минитративные органы 1. По сведениям ин-

1 ГАОО. Ф. 70. Оп. 1. Д. 5. Л. 55; Ф. 386. Оп. 1. Д. 10. Л. 178, 234.

форматоров, первоначально планировалось организовать поселение Рыжковской колонии у оз. Ик в Камышенской волости Тюка-линского уезда Тобольской губернии, однако вода в озере не понравилась переселенцам, и администрация разрешила им основать колонию западнее, т. е. на месте современного расположения с. Рыжково 2. Наличие среди ссыльнопоселенцев двух различных в языковом отношении групп - латышской (индоевропейская языковая семья) и эстонско-фин-ско-корлацкой (уральская языковая семья), обусловило образование внутри Рыжковской колонии первоначально двух поселений -латышского и эстонско-финско-корлацкого 3. Позднее в результате переселения ссыльных и естественного прироста населения внутри колонии образовалось единое поселение с двумя концами или краями - латышским и эстонским, разделенными естественным водоемом (мелководным озером). Таким образом, первое латышское поселение Рыжко-во можно квалифицировать как поселение приозерного типа 4. Картографические материалы показывают, что первоначально в рассматриваемом ареале существовало два поселения - Чухонское и Рыжково, которые располагались на мелководных речках, на расстоянии около 4-6 км друг от друга. Позднее произошло пересыхание одного из водоемов, но существование двух указанных населенных пунктов еще некоторое время

2 МЭЭОмГУ. Ф. 1. Д. 106-1. Л. 12.

3 ГАОО. Ф. 198. Оп. 1. Д. 33; Д. 33-3н.

4 Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4936. Л. 138; Ф. 198. Оп. 1. Д. 667. Л. 1.

^БЫ 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3: Археология и этнография (приложение 2)

© И. В. Лоткин, А. Б. Свитнев, 2006

сохранялось 5. По более поздним письменным и картографическим материалам поселение Рыжково функционировало еще и под названием «Чухонская колония» 6.

Вероятно, в результате гидрологических изменений в рамках исследуемого ареала произошло нарушение водоснабжения поселения Чухонского, и это обстоятельство вынудило население (эстонцев, финнов и корлаков) перебраться к другому естественному водоему, расположенному поблизости. Этим водоемом оказалась мелководная речка у поселения Рыжково, где проживали латыши. Данное событие подтверждается анализом картографических материалов XIX в. и современными полевыми исследованиями. Если на ранних картах поселение Чухонское располагалось северо-западнее Рыжково, то к 1880 г. «Чухонский край» находился уже юго-восточнее латышского села.

Таким образом, структура поселения Рыжково сформировалась не посредством разрастания отдельных, расположенных поблизости, латышского и эстонско-финского поселений, а путем переселения эстонско-финского населения и дальнейшего соединения концов селения.

По одним данным, в 1846 г. там жили 900, а в 1859 г. - 1 653 чел., а по другим - в 1859 г. в колонии проживало 1 300 жителей, а ежегодный прирост составлял 50-60 чел. При такой перенаселенности колонистам не хватало не только земли, но и средств для ее обработки: необходимого инвентаря, а также рабочего скота и лошадей. Деградировали и приходили в упадок существовавшие ранее промыслы и ремесла (скотоводство и добывание дегтя) 7.

О пространственно-композиционном решении застройки поселения Рыжково нам известно по материалам последней четверти XIX в., когда был составлен проектный план застройки с. Рыжково 8. С 1880 г. Рыжково представляло собой поселение беспорядочной формы, скученно-гнездового типа расселения. В административном отношении оно являлось единым поселением, в котором имелась кирха и училище. Кирха существовала в селе до 1934 г., затем из-за разруше-

5 ГАОО. Ф. 198. Оп. 1. Д. 33. № 2.

6 Там же. Д. 667. Л. 1.

7 Там же. Ф. 3. Оп. 3. Д. 4936. Л. 138; 7, С. 100.

8 Там же. Ф. 198. Оп. 1. Д. 38. Л. 1.

ния и в связи с малочисленностью общины верующих была переоборудована в клуб. Строение имело 11 окон с двойными рамами (хотя ставней к моменту ликвидации оставалось только 5) и купол, который при переоборудовании был снят 9. Необходимо отметить, что пастор евангелическо-лютеранской консистории читал проповеди на языках всех национальных групп, проживавших в Рыж-ково. Это было нелегко и послужило дополнительным аргументом для переселения части населения в новую лютеранскую колонию на р. Оми, формированию там поселений по национальному признаку.

Схема землепользования и расположение усадеб указывают на функционирование отдельных в хозяйственном отношении групп дворов.

В колонии Рыжково сложилась традиционная для латышей XIX в. система ведения хозяйства и землепользования - хуторская, или группы хуторов - «е1еш8», с расположением земельных угодий при усадьбе; идентичная система была характерна и для эстонцев [11. С. 424]. Однако плохое качество леса (в основном березовый) и дальнее расположение земельных наделов (до 15 верст) делало неэффективным ведение хозяйства в колонии. С 1880 г. эта система ведения хозяйства начинает разрушаться в силу административного воздействия. Усадьбы сселяют и устраивают по утвержденному плану. Произошло изменение формы поселения: от скученно-гнездового типа расселения и поселения беспорядочной формы - отдельных в хозяйственном отношении групп дворов, к распланированному поселению уличной формы с упорядоченным расположением усадеб. В результате реализации этого проекта в поселении были образованы улицы «Орловская» (по названию с. Орлово, расположенного к северу от Рыжково) и «Новодеревенская». Процесс дальнейшего развития села, в том числе и в советский период, протекал посредством удлинения улиц за счет пристройки новых усадеб к уже существующим. До настоящего времени в с. Рыжко-во среди местного населения сохраняется разделение поселения на два конца: латышский и эстонский («Орловский») 10, как рудимент планировки, существовавшей в XIX в.

9 Там же. Ф. 437. Оп. 6. Д. 38. Л. 1-18.

10 МЭЭ ОмГУ. Ф. 1. Д. 47-1. Л. 1; Д. 106-1. Л. 10; Д. 136-1. Л. 83 об., 85 об.

Ухудшение социально-экономического и хозяйственного состояния Рыжковской колонии в 1860-х гг. повлекло за собой организацию дочерней колонии в 1864 г. на р. Оми, получившей название «Лютеранская колония».

В источниках говорится, что Ф. В. Мейер выбрал место для новой колонии лютеран на р. Оми в 80-100 верстах к востоку от Омска и в 30 верстах от ближайшей русской деревни. По мнению барона Е. Р. Мейендорфа, это место, расположенное на возвышенности, покрытое березовыми колками, должно было стать залогом процветания новой колонии 11.

В рамках «Новой лютеранской колонии» на р. Оми было образовано четыре моноэт-ничных поселения: Рига, Ревель, Нарва и Гельсингфорс. Латыши образовали д. Рига. К 1864 г. в ней проживало 25 семей 12. Рига по своему расположению на местности относится к приречному типу поселения. Видимо, особенности ландшафта диктовали расположение линии усадеб параллельно течению реки на гриве, возвышающейся над заливной поймой левого берега р. Оми 13. По типологии М. В. Витова, это поселение образовывало собой «прибрежно-рядовую форму». До сегодняшнего дня деревня сохранила нераспланированное расположение усадеб. Среди информаторов «Ка-лачинского куста» (Ермолаевка, Ковале-во, Орловка, Рига, Старый Ревель, Новый Ревель) четко сохранилось представление о том, что деревня Рига стоит на хорошем месте: «сухом и высоком, вокруг леса, рядом река и озеро» 14.

Относительно системы землепользования можно сказать, что до 1912 г. в д. Рига существовало общинное землепользование. Только в 1912 г. был составлен проектный план отрубов, по которому членам сельского общества в совокупности было выделено 80 земельных участков 15. Столыпинская аграрная реформа отразилась на старожильческих поселениях латышей. Возможность выхода из общины способствовала не только образованию отрубов. Работы по внутринадельно-

11 ГАОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 4936. Л. 56.

12 Там же. Л. 190.

13 Там же. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 32. Л. 11, 12.

14 МЭЭ ОмГУ

15 ГАОО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 9. Л. 96.

му землеустройству в д. Риге, начавшиеся в 1912 г., привели к выделению 17 домохозяйств с семьями (всего 39 чел.) на хутора 16. К 1913 г. вопрос о землеустройстве был решен окончательно приговором № 6 Рижского сельского общества от 6 марта 1913 г., согласно которому были утверждены условия выхода на хутора. Беспрепятственно выделиться мог любой желающий. Разверстание проводилось так, чтобы в каждый участок вошли как пашня, так и лес. Однако земли, отведенные сельским обществом для выдворения хуторян, находились за полотном Западно-Сибирской железной дороги, вдоль границы землепользования д. Ермолаевой 17. В результате произошло оформление первых 17 хуторов за Западно-Сибирской железнодорожной линией на землях, расположенных в границах землепользования д. Риги. Впоследствии разрастание этой хуторской группы и новые приселения способствовали оформлению на месте выселка поселения, получившего название Новая Рига, фигурировавшего в позднейших сведениях как деревня 18. Выделению хуторов способствовала земельная теснота, сложившаяся в д. Риге к середине второго десятилетия XX в. Об этом свидетельствует тот факт, что все выделенные селению 354 земельные доли были заняты 19.

Таким образом, экономические и нормативные составляющие способствовали не только изменению системы землепользования, но и образованию нового поселения -группы хуторских участков, постепенно оформившихся в д. Новая Рига. Ново-Рижская группа хуторов и позднейшее поселение Новая Рига относились к водораздельному типу заселения, так как вблизи расположения участков отсутствовали естественные водоемы. Поэтому непременным условием существования каждого хозяйства был колодец (aka). До 1930-х гг. поселение характеризуется беспорядочной планировкой, а с 1930-х гг. оформляется как деревня улично-рядовой формы. Этому во многом способствовала ликвидация хуторской системы землепользования в конце 1930-х гг. Поселение Новая Рига продолжало существовать до конца

16 Там же. Л. 9, 9 об.

17 Там же. Л. 38, 39.

18 Там же. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 23. Л. 65.

19 Там же. Ф. 46. Оп. 1. Д. 9. Л. 46.

1950-х гг. 20, но в конце рассматриваемого периода большинство населения в этой деревне составляли уже не латыши, а немцы.

Подобным образом в 1890-х гг. образовалось и поселение Ермолаевка. Оно возникло как выселок из д. Старая Рига: «сначала здесь была основана заимка Браже Эрмана (Ермолая), затем он сам перебрался сюда из д. Старая Рига. За ним приехала семья Бу-мерс», - рассказывает жительница д. Ермо-лаевка Э. М. Браже 21. К 1920-м гг. на месте хуторов Браже и Бумберс сложилось поселение. Житель д. Ермолаевка М. И. Криберг рассказывает: «В 20-х годах вокруг нашей д. Ермолаевки хутора были. Я помню Кри-вель хутор был и другие и вот церковь в Старой Риге была» 22. Видимо, некоторое время поддерживались интенсивные связи между основным поселением и сложившимися неподалеку от земель Рижского сельского общества выселками, которые позднее оформились в самостоятельные поселения.

Таким образом, на территории современного Калачинского района Омской области из поселения Старая Рига посредством выделения на хутора образовались выселки - хуторские группы Ермолаевская и Ново-Рижская, которые относятся к водораздельному типу заселения, по типу поселения - хутора. Часть латышей попала в колонию Ивановка и д. Ковалево, где они тесно контактировали с эстонцами, корлаками и русскими.

В 1910-х гг. Ермолаевская группа хозяйств образовала малодворную деревню 23. Ново-Рижская группа оформилась в деревню только в 1930-х гг., когда был образован колхоз им. Тельмана (немецкий) 24. К 1945 г. ее составляли 60 дворов, а в конце 1950-х гг. в результате кампании по укрупнению колхозов деревня была ликвидирована, проживавшие в ней латыши выехали по большей части в д. Ермолаевку.

На территории современного Кормилов-ского района Омской области в конце XIX в. оформились два поселения латышских переселенцев - Салтыковка (1889-1905 гг.)

20 ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 18. Л. 65; 15. Ф. 1. Д. 136-1. Л. 40 об.

21 ГАНО. Ф. 1. Д. 97-5. Л. 101.

22 МЭЭ ОмГУ Ф. 1. Д. 136-1. Л. 8.

23 ГАОО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 9. Л. 39; 15. Ф. 1. Д. 35-2. Л. 18, 19, 20; Д. 136-1. Л. 10.

24 РГИА. Ф. 38. Оп. 1. Д. 15. Л. 1.

и Латышовка (1910-е гг.). Салтыковка сразу оформляется как поселение улично-рядовой формы, деревня с общинным владением землей. Ее организовали латгальцы. Подобный тип поселения с общинным землепользованием был для данной субэтничес-кой группы делом обычным. Более активно землеустроительные процессы протекали в переселенческом поселке Миллеровский, который позднее получил название Латышки [4. С. 654].

Проживавшие в поселке Латышском Сы-ропятской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии латыши-лютеране в разгар столыпинской аграрной реформы обратились в 1911 г. в Тюкалинскую Поземельно-Устроительную партию с просьбой о разверстании земель их сельского общества на хуторские участки 25. Работа по выделу хуторов началась в 1912 г. в соответствии с условиями, выдвинутыми Поземельно-Устроительной партией: «.. .для переноса построек на отведенные каждому домохозяину хутора устанавливается двухлетний срок со дня утверждения проекта раздела; необходимо обеспечить доступ к хуторским участкам дорогами шириною 3 сажени; колодцы вырыть собственными силами; получение хуторов определяется жребием» 26. В соответствии с указанными условиями к апрелю 1914 г. на землях переселенческого поселка Латышский образовалось 48 хуторов. Таким образом, на территории современного Кормиловского района Омской области в дореволюционный период сложилось два типа поселений - Салтыковка - деревня улично-рядовой формы и Латы-шовские хутора - поселение беспорядочной формы. Оба поселения относятся к водораздельному типу заселения.

В конце XIX - начале XX в. на фоне огромной массы переселенцев из Центральной России формируется основной массив латышско-латгальского населения Западной Сибири. Несмотря на регламентированное выделение земельных переселенческих участков среди различных групп переселенцев нередки были споры из-за земельных участков. Так, один из уполномоченных чиновников пишет: «...заслуживает внимания тот антагонизм, который существует между эстонцами, латышами и немцами-колониста-

25 ГАОО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.

26 Там же. Л. 2 об.

ми везде, где им приходится жить бок о бок... при этом дело доходит до драк» 27.

Что же касается русского старожильческого населения, то оно со страхом и ненавистью относилось к «инородцам без креста». Наиболее полно эти настроения выразил идеолог сибирского областничества

Н. М. Ядринцев в свое статье «Рига, Ревель, Нарва и Гельсингфорс в Сибири», в которой он назвал лютеранске колонии на Оми «пандемониумом несчастий и преступлений».

В современном Венгеровском районе Новосибирской области в 1895 г. переселенцы из Латгалии образовали д. Тимофеевку. Она располагалась на левом берегу р. Тар-тас, правого притока р. Оми, и сохраняет это расположение по сей день. Тимофеевка сложилась как деревня прибрежно-рядовой формы, в которой на 1926 г. насчитывалось 108 дворов 28. В селении функционировала отрубная система землепользования, при которой каждый домохозяин имел собственную пашню, покос и участок леса. Однако усадьба при этом оставалась в деревне, о чем свидетельствуют сохранившиеся в памяти местных жителей топонимы: Выцпан заимка, Сидукова заимка 29. Тимофеевка относится к приречному типу заселения. Именно в период переселенческого бума конца XIX -начала XX в. в Сибири оформляются поселения латгальцев.

В 1890 г. при оз. Чаргоры латгальские переселенцы основали еще одну деревню, которая получила название по наименованию озера, т. е. оформляется поселение приозерного типа заселения. В 1926 г. поселение состояло из 51 усадьбы. Сведений о землеполь-звоании первых поселенцев, к сожалению, не сохранилось. Примечательно, что латгальцы образовали в этом районе еще два поселения: Станислаевку (1910 г.) при озере без названия, состоящую из 32 хозяйств, и поселение Якобинская (1915 г.) при оз. Баклай Ца, в которой, по материалам 1926 г., оформилось 27 усадеб [10]. По данным М. Н. Колотки-на к февралю 1935 г. в поселении Чаргоры насчитывалось 53 хозяйства, в Станислаев-ке количество усадеб сохранилось неизменным - 27 [7. С. 59]. К настоящему времени поселения Станислаевка и Якобинская не

сохранились. В д. Чаргоры латгальское население практически растворилось в русскоязычном окружении. В исследуемом районе латгальские населенные пункты представляли собой поселения, образованные на рубеже XIX-XX вв., расположенные при естественных водоемах.

Большинство из вышеуказанных поселений были основаны латгальцами - строителями Транссибирской железнодорожной магистрали, которые после окончания контракта на железной дороге решили заняться привычным им сельским хозяйством. В местах компактного расселения латгальцев ускоренными темпами шло строительство культовых сооружений. Так, с 1904 по 1914 г. в Сибири было построено 29 новых костелов 30. Можно сделать вывод, что на территории нынешнего Венгеровского района Новосибиркой области среди латгальцев сложилось два типа заселения - приозерный и приречный. Однако мы ничего не можем сказать о форме поселения, так как до настоящего времени сохранилось только одно латгальское поселение - д. Тимофеевка, которое характеризуется как поселение прибрежно-рядовой уличной формы с двусторонним расположением усадеб.

Исследования истории латышских и латгальских поселений, сложившихся на территории современной Томской области (в Кривошеинском и Асиновском районах), позволяют нам говорить о существовании в этом ареале поселений как латышей, так и латгальцев, хотя около 80 % выходцев из Латвии на территории Томской губернии были именно латгальцами.

В 1905 г. в район современного поселения Койбинка прибыла группа переселенцев из центральной Латвии. Около 60 семей образовали Койбинские хутора. Хозяйства располагались по течению рч. Койба, а расстояние между ними составляло от 0,5 до 3 км. Койбинские хутора просуществовали до конца 1930-х гг. Житель д. Латат Аси-новского района Томской области Э. К. Ред-лих рассказывает: «. мы со своего Редлих хутора переселились в деревню Восток как война началась, где-то в 1940 г.» 31. Исследователь истории латышских переселенцев

27 РГИА. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 408. Л. 14, 14 об.

28 МЭЭ ОмГУ Ф. 1. Д. 136-1. Л. 97 об.

29 Там же. Л. 108.

30 Там же. Л. 12.

31 Там же. Л. 11об.; 18, Ф. 1318. Оп. 1. Д. 932. Л. 33.

М. Н. Колоткин пишет, что поселение Кой-бинка было селом, образованным в 1897 г. переселенцами из Латгалии. Однако материалы нашего изучения показывают, что в этом районе сложились еще и хуторские поселения латышей 32.

К настоящему времени на территории Кривошеинского района Томской области сохранилось только одно латгальское поселение - д. Малиновка, в 10 км от которой располагалось еще одно латгальское поселение (д. Маличевка), прекратившее свое существование в конце 1960-х гг., а до 1930-х гг. на его месте существовали Маличевские хутора 33. Жительница районного центра Криво-шеино Томской области Т. И. Вутцен рассказывала: «. наших родителей привезли в Сибирь деды, а их 30 хозяйств было и все поселились хуторами. Я помню, как мы на хуторе жили, от нашего хутора до д. Маличевки километров 10 было. Рядом с нашим хутором на речке Татош было еще несколько хуторов: Вайвут, Верзя, Яран, Рибуль, Строд, Примаковы, Зилевы и Зусоновы, а расстояние между хуторами было от 0,5 до 2 км» 34. Таким образом, латгальцы, переселившиеся в Томскую губернию в конце XIX - начале XX в., устраивали не только деревни, характерные для латгальской культурной традиции, но и хутора, что во многом было продиктовано природно-климатическими условиями таежной полосы Западной Сибири.

Переселение конца XIX - начала XX в. охватило не только Латгалию, но и остальные территории Латвии. Самым крупным районом расселения латышей из Курземе была территория современного Тарского района Омской области. В отчете о командировке в Сибирь летом 1899 г. старший помощник начальника отделения канцелярии Комитета министров Сосновский писал: «Поселки латышей, эстонцев и волынских немцев-ко-лонистов резко отличаются как своим внешним видом, так и внутренним устройством от русских селений. Во всем этом районе сложилась особая смешанная подворно-общественная система землепользования и создалось два вида хозяйств - мызовых и подворных. Большинство поселков устроилось мызами и представляют собой группы хуто-

ров, в которых вокруг усадьбы сосредотачиваются и все угодья данного домохозяина (выделено нами. - И. Л., А. С.) 35. Еще более проясняет картину организации поселений информация из доклада о разверстании участка Китапского (Лифляндского) Егоров-ской волости Тарского уезда, который стали заселять латыши и эстонцы. Здесь образовались хуторские участки, причем каждый занимал территорию по берегам рек Большой и Малый Китап. Каждый хозяин производил расчистку земли под пашню по всей ширине участка начиная от реки. Таким образом, возник ряд хуторов: по р. Большой Китап -17 домохозяйств, по правому берегу р. Малый Китап - 20 домохозяйств, по западной границе участка - 5 и по южной части, около церковной земли - 2 домохозяйства 36. На территории современного Тарского района в начале XX в. сложилась хуторская система землепользования. Каждый хутор наряду с общим названием всей хуторской группы имел свое собственное - Прус хутор, Тевер хутор, Ликсне хутор, Гауч хутор, Вацвагер хутор, Низдулькин хутор и др. 37. Таким образом, в дореволюционный период сложился ряд особенностей развития латышских и латгальских поселений. Первоначальная организация поселений латышей была связана с формированием моноконфессиональных колоний, в которых развитие поселения контролировалось со стороны административных органов. Латышские поселения внутри колоний были представлены селениями двух форм: беспорядочной (с. Рыжково до 1880-х гг.) и улично-рядовой (д. Старая Рига).

В конце XIX - начале XX в. происходит приток латышей в Тарский уезд Тобольской губернии, а также латгальцев преимущественно на территорию современных Томской и Новосибирской областей. Устраиваются переселенческие поселки, земли которых разверстываются на хуторские участки. Наряду с образованием новых поселений, за счет притока поздних переселенцев возникают дочерние - Ермолаевка, Ковалево, Новая Рига, образованные выселками из старожильческих селений-колоний.

Преобладающими типами заселения в этот период являлись приозерный и приреч-

32 ГАНО. Ф. 859. Оп. 1. Д. 10. Л. 51, 51 об.

33 МЭЭ ОмГУ Ф. 1. Д. 136-1. Л. 5, 7.

34 Там же. Л. 10.

35 РГИА. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 408. Л. 13

36 ГАОО. Ф. 138. Оп. 3. Д. 936. Л. 12.

37 МЭЭ ОмГУ. Ф. 1. Д. 62-1. Л. 27; Д. 136-1. Л. 66.

ный, только на рубеже веков стали возникать поселения, относящиеся к водораздельному типу.

В послереволюционный период продолжается развитие структуры латышских и латгальских поселений. Это было напрямую связано с изменением форм организации и ведения хозяйства. В ноябре 1929 г. пленум ЦК ВКП(б) принял решение об ускорении темпов коллективизации [2. С. 208]. В сибирской деревне коллективизационная кампания, начавшаяся с 1918 г., привела к организации коммун и сельскохозяйственных артелей. Так, еще в 1918 г. на базе имения Федорова была сформирована латышская артель «Курземе» на территории нынешнего Марьяновского района Омской области [5. С. 8; 6. С. 22]. 1 января 1930 г. в д. Салтыковка Кормиловского района Омской области образовалась коммуна «№ко1;пе» [9]. Она была ликвидирована после падения советской власти в Омском Прииртышье в июне 1918 г., а затем вновь восстановлена в 1920 г. Подобные организационные формы затронули практически все латышские и латгальские поселения 38. Организация первых коллективных форм хозяйствования привела к полному обобществлению домашних животных и всего инвентаря 39. Однако развитие частно-капиталистического уклада экономики в годы нэпа неизбежно приводило к втягиванию латышских колонистов в товарно-денежные отношения, что подрывало сами принципы существования коммун. С 1930 г. начинается «сплошная коллективизация и ликвидация кулачества как класса» [2. С. 209, 210]. Эта социально-экономическая доктрина радикально изменила весь хозяйственный уклад выходцев из Латвии. Хуторское, единоличное, ведение хозяйства явилось препятствием для организации коллективных, а также кооперативных и культурно-просветительских организаций. Так, в начале 1930-х гг. в Верхне-Бобровской группе хуторов организация колхоза и д. Бобров-ки прошла директивным методом 40. В конце 1930-х гг. разворачивается сплошная коллективизация, сопряженная с кампанией по ликвидации оставшихся хуторских поселений. В Кормиловском районе Омской об-

ласти исполком районного Совета депутатов вел дело о сселении с хуторов и утвердил в качестве даты окончания кампании 15 апреля 1940 г. 41. Однако в ряде районов Омской области (особенно северных) этот процесс затянулся до июля-августа 1940 г.

Исполком Знаменского районного Совета депутатов трудящихся при проведении работ по укрупнению сельских советов исходил из следующих соображений:

1) ликвидация мелких по количеству населения сельсоветов;

2) укрупнение существующих в более крупных границах сельских советов;

3) ликвидация имеющей место чересполосицы отдельных населенных пунктов в пределах границ сельсоветов и в целом района;

4) экономическое тяготение населения к путям сообщения, культурно-социальным организациям и сельсоветам, обслуживавшим население 42.

В результате проведенных мероприятий был ликвидирован и Богдановский сельсовет с компактным латышским населением (в самой Богдановке в 1940 г. проживало 188 чел.). Таким образом, первый этап коллективизации латышских и латгальских поселений завершился ликвидацией хуторского землепользования и самих хуторов, организацией новой формы хозяйствования - коллективной, и формированием составляющей ее функционирования - деревень улично-рядовой формы. С начала 1940-х гг. прекращает свое существование такое явление, как латышский и латгальский хутор. Развитие деревень улично-рядовой формы происходило по принципу концевого приселения, когда новые усадьбы пристраивались к существующим крайним.

Следующей вехой в развитии, главным образом, формы поселения явилось укрупнение коллективных хозяйств и ликвидация «неперспективных» деревень, проходившие с 1950-х до начала 1970-х гг. Отток сельского населения в города в указанный период сделал нерентабельным существование социальной инфраструктуры малых деревень -школ, фельдшерско-акушерских пунктов, детских садов и площадок и др., т. е. возникла объективная необходимость стягивания сельского населения на центральные усадь-

38 МЭЭ ОмГУ Ф. 1. Д. 35-2. Л. 7, 24; Д. 106-3. Л. 30.

39 ГАОО. Ф. 1005. Д. 34. Л. 211.

40 МЭЭ ОмГУ Ф. 1. Д. 136-1. Л. 69 об.

41 ГАОО. Ф. 1146. Оп. 2. Д. 10. Л. 2-5.

42 МЭЭ ОмГУ. Ф. 1. Д. 136-1. Л. 102.

бы колхозов и совхозов. В результате этого мероприятия был ликвидирован ряд селений с преобладанием латышско-латгальского населения. В Омской области в этот период были ликвидированы д. Сырбашка Тарского района, д. Новая Рига и Макаркино Калачин-ского района, в Томской области - д. Мали-чевка и Малиновка Кривошеинского района, в Новосибирской области - д. Станислаев-ка и Якобинская Венгеровского района. Процесс реорганизации структуры расселения с перспективой создания обеспеченных коммунальными службами центральных усадеб способствовал, наряду с ликвидацией «неперспективных» поселений, организации полиэтничных населенных пунктов. В Ка-лачинском районе Омской области складывалась ситуация, когда происходила миграция латышей из д. Старая Рига в эстонскую д. Старый Ревель и на центральную усадьбу колхоза «Победа» - в с. Орловку [8. С. 59]. Это явление отразилось не только на внешних атрибутах культуры национальной группы, но и на внутрисоциальной организации. В период с 1970 по 1975 г. резко снижается число однонациональных браков и усиливается миграция латышско-латгальского населения из сельских районов в районные центры и города 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном состоянии все латышские и латгальские поселения представлены следующими типами: приречные (Омская область - д. Старая Рига, Старый Ревель; Новосибирская область - д. Тимофеевка), приозерные (Омская область - с. Рыжково), водораздельные (Омская область - Ермола-евка, Ковалево, Орловка, Бобровка, Курлян-Дубовка; Томская область - д. Малиновка). Селения, расположенные на берегах естественных водоемов - рек и озер, являются наиболее старыми поселениями латышских переселенцев в Западной Сибири. Формообразование этих поселений было подчинено природно-рельефным особенностям региона. Все приречные поселения латышей и латгальцев располагались на гриве над рекой. Поселений, располагавшихся по склону берега реки и террасам, не зафиксировано. Все поселения размещались непосредственно на берегу, либо над заливной поймой реки (Омская область - Старая Рига, Старый Ревель, Новосибирская область - Тимофеев-

43 ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 32. Л. 11-12.

ка) 44. Планировка с. Рыжково продиктована формой естественного водоема - пруда, расположенного в центральной части селения. При этом усадьбы отодвинуты от границы водоема на 25-30 м. Сегодня с. Рыжково представляет собой крупное распланированное селение улично-концевой формы с двухрядной застройкой.

Все приречные поселения вытянуты по направлению гривы и по форме образуют уличные поселения с двухрядной застройкой улиц. Водораздельный тип заселения имеет достаточно широкое распространение в исследуемом регионе. Поселения, относящиеся к водораздельному типу заселения, сложились, главным образом, в конце XIX -первой половине XX в. Главной причиной этого явления становилась земельная теснота, поэтому новые поселенцы получали земли вдали от естественных источников воды (Омская область - д. Салтыковка, Ермолаев-ка, Елизаветино, Бобровка, с. Ковалево, Ор-ловка; Томская область - д. Малиновка). Во всех обследованных селениях расположение усадеб двухстороннее. Характерной особенностью латышских и латгальских поселений стало то, что они располагались в стороне от крупных трактов, в труднодоступных районах. Дома, образующие «порядок», располагались на расстоянии 10-19 м от уличной дороги. В настоящее время порядок образуют дома, поставленные длинной стороной к улице, боковое пространство между усадьбами обычно занято приусадебным огородом площадью в 0,2 га, проулки между усадьбами в исследованных поселениях крайне редки. Количество дворов в каждом селении во многом зависело от типа поселения. Наибольшее количество усадеб сейчас сосредоточено на центральных усадьбах (с. Рыжко-во, Орловка, Ковалево). Так, к августу 2000 г. в с. Рыжково насчитывалось 350 хозяйств 45, а в поселениях, признанных в 1960-х гг. «неперспективными», на сегодняшний день насчитывается около одного десятка усадеб (д. Старая Рига) 46. Однако до массированного перехода к укрупнению поселений обстоятельства складывались несколько иначе. Так, наибольшее количество дворов в приречных и приозерных поселениях достигало 130, в

44 Там же. Ф. 437. On. 6. Д. 147. Л. 1-6.

45 МЭЭ OмГУ. Ф. 1. Д. 136-1. Л. 83.

46 Там же. Л. 32.

селениях водораздельного типа - 20-35. Исключением в этом отношении была первая прибалтийская колония Сибири - Рыжково: в ней количество дворов достигало 250.

Отдельную категорию поселений составляли переселенческие поселки, которые были кратковременным явлением в жизни латышских переселенцев рубежа XIX-XX вв. и являлись временными поселениями, служившими до разверстания земельных угодий между отдельными домохозяйствами. Они были ликвидированы в процессе формирования хуторов на отведенных переселенческих участках. Наряду с обособленными хуторами существовали группы хуторов, в которых состояло от 2 до 20 хозяйств. После коллективизации увеличилась средняя численность дворов в селениях, относящихся к водораздельному типу заселения - их число достигало 60. После принятия решения о ликвидации «неперспективных» деревень и укрупнении колхозов произошла организация крупных благоустроенных населенных пунктов, в которых количество подворий достигало 350. Произошло увеличение ширины улиц, в настоящее время она составляет от 24 до 35 м. В административном порядке с 1960-х гг. начинается работа по общему благоустройству поселений 47.

В деревнях каждая улица обычно имеет свое название. Среди местных жителей сохраняются старые неформальные названия, связанные с историей формирования поселения. Так, в с. Рыжково северо-западная часть села называется среди местного населения «латышский край», а юго-восточный - «эстонский» или «орловский» 48. В д. Малиновка Кривошеинского района Томской области часть деревни называют «Малическая улица» 49. В д. Ковалево эстонцы жили на Ви-руской улице, латыши - на Курнаской, а кор-лаки - на Корлацком конце [3. С. 10-11;12. С. 36, 37]. В д. Старая Рига местные жители также делили деревню на ряд улиц: центральную часть - <«а1а 1е1па» (зеленая улочка), и восточный край - <«ака 1е1па» (заячья улочка) 50. Безусловно, названия отдельных частей поселения отражали условия, в кото-

47 ГАОО. Ф. 1005. Оп. 1. Д. 322. Л. 6.

48 МЭЭ ОмГУ. Ф. 1. Д. 106-1. Л. 10; Д. 47-1. Л. 1; Д. 136-1. л. 83 об., 91.

49 Там же. Ф. 1. Д. 136-1. Л. 141.

50 Там же. Л. 45.

рых они складывались и развивались, и подобные явления известны во многих селениях русских, украинцев и других народов [1. С. 112]. Таким образом, исторический процесс развития поселений латышей и латгальцев прошел ряд стадий от замкнутых моноконфессиональных колоний с моноэт-ничными поселениями до крупных полиэт-ничных благоустроенных поселков. Главным фактором на первом этапе организации поселений в 1802-1890-е гг. был природногеографический. Практически все они, возникшие в этот период, привязаны к естественным водоемам.

В период 1890-1930-х гг. происходит формирование поселений, расположенных на значительном расстоянии от естественных водных источников, т. е. формируется водораздельный тип заселений в организации поселений. В этот период ведущим фактором оказывается земельная теснота у водных источников. С 1930-х гг. до сегодняшнего времени определяющим в развитии поселений является социально-экономический фактор, связанный с изменением системы землепользования и организацией коллективных хозяйств. В первой четверти XX в. однодворные крестьянские хозяйства латышей и латгальцев утвердились как господствующая форма землепользования и расселения в Тарском районе Омской области, Кривошеинском и Асиновском районах Томской области. На территории Кормилов-ского, Калачинского и Крутинского районов Омской области сложилась ситуация, при которой сосуществовали хуторские поселения и деревни с отрубной системой землепользования. Безусловно, изменения форм крестьянского землепользования и расселения на территории западно-сибирского региона были связаны с общегосударственными процессами и мероприятиями, касающимися реорганизации земельных отношений (Столыпинская аграрная реформа, коллективизация, укрупнение колхозов). Исследование понятий, функционирующих в современном языке латышей и латгальцев для обозначения типа поселения, показывает, что сегодня в их языке прочно утвердилось такое явление, как билингвизм, которое явилось результатом конкретных исторических процессов, протекавших в сибирской латышской деревне. К началу 1930-х гг. на территории расселения латышей и латгальцев сложились два

района: восточный (таежный) с преобладанием хуторских и мызных (хуторских групп) хозяйств и западный (лесостепной), представленный преимущественно деревнями улично-рядовой формы. Именно с начала 1930-х гг. в планировочной структуре поселений происходят изменения - исчезают хуторские и мызные селения и складывается линейная планировка поселений. Появившись в Сибири в конце XIX в., хутор стал для западных национальных меньшиств, в том числе и латышей, этномаркирующим элементом материальной культуры, который до сегодняшнего дня сохраняется в исторической памяти сибирских латышей.

Список литературы

1. Бардина П. Е. Русские поселения, жилища и постройки // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск, 1994.

2. Верт Н. История Советского государства. М., 1995.

3. Вийкберг Ю. Эстонские языковые островки в Сибири (возникновение, изменения, контакты). Таллин, 1986.

4. Голошубин И. Справочная книга Омской Епархии. Омск, 1914.

5. Касьян А. К. Первые шаги колхозного строительства в омской деревне. Омск, 1958.

6. Касьян А. К. Социально-экономическое развитие деревни Юго-Западной Сибири в доколхозный период (1919-1928 гг.). Омск, 1976.

7. Колоткин М. Н. Балтийская диаспора Сибири: опыт исторического анализа 20-30-х гг. Новосибирск, 1994.

8. Лоткин И. В. Современные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сибири. М., 1996.

9. Нива [Кормиловка]. 1996. 17 мая.

10. Список населенных мест Меньшиков-ского района Сибирского края. 1928.

11. Эстонцы // Народы России. М., 1994.

12. Korb A. Seitse kula Siberis. Tartu, 1998.

Материал поступил в редколлегию 18.02.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.