удк 726.7
Р. М. Даянов
Колокольня Смольного монастыря -несостоявшаяся доминанта Санкт-Петербурга
в статье на основе данных историко-архивного и археологического исследования представлена история строительства незавершенной части комплекса Смольного монастыря - колокольни. Строительство монастырского комплекса завершалось в 1770 г. без участия Растрелли. Однако его проект был воплощен, за исключением колокольни. Анализ исторических документов подтверждает версию о том, что в окончательном варианте проекта высота колокольни равнялась 166 м. Установлен факт остановки строительства в 1767 г., определена степень законченности воплощения проекта: полностью был возведен первый ярус колокольни. Данные исследований позволили создать модель завершенного строения с колокольней по проекту растрелли.
Ключевые слова: Смольный монастырь; колокольня; история строительства; Ф.-Б. Растрелли.
Raphael Dayanov Belfry of the Smolny Monastery -Unfulfilled Dominant of Saint Petersburg
The paper presents history of construction of belfry part of the Smolny monastery, which remains uncompleted. The presentation is based upon historic, archival, and archeological studies. The construction of the monastery complex was finished without participation of its architect Rastrelli in 1770. However Rastrelli's design was realized with exclusion of the belfry. The analysis of historical documents confirms our version that in the last variant of the design the highness of the belfry was 166 meters. The materials also revealed that the
construction of the belfry stopped in 1767, and to this moment the first tier of the belfry had been erected. The data of studies helped to create model of building with belfry according to design of Rastrelli. Keywords: Smolny monastery; belfry; history of construction; F. B. Rastrelli.
Комплекс построек Смольного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения. Проект монастыря выполнен по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Ф.-Б. Растрелли в 1748-1750 гг. и далее разрабатывался в ходе строительства деревянной модели монастыря в 1751-1756 гг. До 1762 г. Ф.-Б. Растрелли сам руководил строительством. После увольнения архитектора в отставку императрицей Екатериной II комплекс построек завершается под руководством архитектора Ю. М. Фельтена, в задачу которого входит приспособление монастыря под Воспитательное общество благородных девиц. В целом объемно-пространственный замысел монастырского комплекса по проекту Ф.-Б. Растрелли был воплощен. Исключение составляет главный акцент монастыря в проекте - огромная надвратная колокольня.
история проектирования и строительства колокольни - наименее изученная проблема в историографии Смольного монастыря. Невоплощенный замысел редко привлекал специальное внимание исследователей, поэтому в изложении фактов, касающихся колокольни, много разночтений. Остановимся на этой проблеме подробнее.
Колокольне Смольного монастыря посвящена статья А. Михайлова «Творчество Растрелли и традиции русской архитектуры». По мнению исследователя, колокольня Смольного монастыря отсутствовала в первом проекте Растрелли, оконченном в 1748 г. История колокольни прослежена в статье до 1753 г. [13].
Процесс проектирования колокольни наиболее полно удалось изучить Ю. М. Денисову [7]. Он установил, что проектирование колокольни продолжалось на модели: «Здесь Растрелли совершил одно из виртуознейших изменений композиции. Общая высота колокольни в 147 метров ему показалась недостаточной, и Растрелли добавляет в уже готовую модель, между 3-м и 4-м, еще
один ярус. Увеличение высоты колокольни до 166 м придало всему ансамблю удивительную выразительность» [7, с. 8]. Подтверждение находим у самого Ф.-Б. Растрелли. В перечнях своих работ (реляциях) он указывает величину колокольни в 560 английских футов (170,68 м) [5].
Справедливое наблюдение Ю. М. Денисова об изменении высоты и архитектуры колокольни не было учтено последующими исследователями. До настоящего времени почти во всех публикациях дается характеристика замысла колокольни по проекту 1750 г. - высотою в 140 м. Также противоречат друг другу приводимые сведения. Противоречия касаются датировки строительных работ (время начала и остановки строительства), степени законченности постройки (на каком уровне было остановлено строительство), высоты предполагаемой колокольни [9; 14].
Закладка монастыря состоялась 30 октября 1748 г. Над первоначальным вариантом проекта Ф.-Б. Растрелли работал до 1749 г. Чертежи проекта датируются 1748 г. и хранятся в графическом собрании «Альбертина» в Вене и в собрании Национальной библиотеки в Варшаве (ил. 1). На проекте представлена четырехъярусная колокольня. Первый ярус служит проездом, остальные имеют арочные проемы для звона. Колокольня имеет сложное завершение с навершием в виде креста. каждый ярус оформлен ордерной композицией. В оформлении фасада использованы лучковые фронтоны, картуши, небольшие скульптурные вставки. третий ярус акцентирован разорванным лучковым фронтоном. На генеральном плане монастыря видно, что основание колокольни имело сложную конфигурацию: в вытянутый прямоугольник в центре вписан круг въездного проема, окруженный четырьмя сложными в плане и оформленными сдвоенными пилястрами мощными основаниями.
Первый вариант проекта собора не получил одобрения императрицы. 12 июля 1749 г. она указала Растрелли создать собор «не по римскому маниру», а пятиглавым, по образцу Успенского собора в кремле, но «только б была снаружи и внутри с приличным греческой церкви украшением и светлее». Предлагалось также
построить колокольню в монастыре «такой, как здесь Ивановская большая колокольня» [8].
Для сравнения с указанным заказчицей образцом архитектору был выслан из Москвы чертеж колокольни Ивана Великого. Проекты собора и колокольни были переработаны Растрелли с учетом сделанных указаний. Второй вариант проекта, датирующийся 1749 г., хранится в собрании Национальной библиотеки в Варшаве (ил. 2).
В проекте колокольни наибольшему изменению подверглось ее завершение. Пятый ярус решен в виде столпа с луковичной главкой. По сторонам от центральной колокольни архитектор поместил две башни, доведенные по высоте до третьего яруса. Архитектор последовал образцу, своеобразно интерпретировав столпообразное завершение колокольни Ивана Великого. Таким приемом было достигнуто не внешнее сходство с образцом, а образное подобие -создана нарастающая и легкая «утверждающая» композиция. Новый проект с пятиглавым собором и 140-метровой пятиярусной колокольней был утвержден в 1750 г.
Изготовление модели, начатое в 1750 г., было закончено в 1756 г. (ил. 3).
В процессе создания модели Ф.-Б. Растрелли продолжал совершенствовать свой замысел, проверял пропорциональные соотношения построек комплекса. К моменту окончания модели в 1756 г., проект колокольни был еще раз переработан. Теперь она должна была иметь шесть ярусов. Боковые башенки колокольни уменьшены в высоте по сравнению с проектом 1750 г., венчающий столп приобрел более вытянутые пропорции. Пирамидальная композиция колокольни в целом стала еще более вытянутой, устремленной вверх. Изменение масштабного соотнесения с прилегающими к колокольне корпусами келий очевидно. Согласно расчетам, проведенным Ю. М. Денисовым по чертежам и на модели, в окончательном варианте проекта колокольня должна была достигать высоты 166 м [7].
Планово-объемная схема основания колокольни осталась прежней. Вероятно, весной или летом 1751 г. началось рытье
ямы под фундамент колокольни и забивка свай, Об этом известно из донесения графа В. В. Фермора, относящегося к августу 1751 г. [13].
В фонде конторы строения Воскресенского Новодевичьего монастыря ЦГИА СПб имеются рапорты, в которых в 1752-1753 гг. по неделям записывались количество забитых под колокольню свай, а также число работавших солдат. озаглавлены документы одинаково: «Рапорт какое число (указывается дата или временной промежуток. - Р. Д.) побито свай под башней значится под сим» [2, л. 6]1. Из рапортов видно, что к январю 1752 г. забивка свай под все строения монастыря, кроме колокольни, закончилась. В 1752-1753 гг. производилась забивка свай только под колокольню. В рапортах записывалось количество свай «в работе», общее количество забитых свай и число саженей, на которые были побиты сваи.
общее число забитых под колокольню свай, по произведенным нами подсчетам, - 10 539, что совпадает с данными, приводимыми А. Михайловым на основании документов ЦГАДА [13].
Первоначально, в 1750 г., планировалось забить под колокольню 8248 свай. Увеличение количество свай может говорить об изменении в ходе проектирования предполагавшейся нагрузки на грунт. Эти данные еще раз подтверждают внесение в проект колокольни изменений на этапе проектирования на модели. К концу 1753 г., моменту окончания подготовки грунта, было известно, что колокольня будет более высокой по сравнению с проектом 1750 г.
К марту 1753 г. все большие сваи были забиты, к августу 1753 г. общее число забитых и начатых забивкой свай достигло запланированного количества, далее до конца 1753 - начала 1754 г. сваи добивались в грунт. К началу 1754 г. грунт под колокольню был подготовлен.
В дополнении к «Историческому описанию Петербурга» А. Богданова (1751-1762) говорится: «Под колокольнею начали сваи бить в 1752 году таковым же образом, как и под соборную церковь, и заложен фундамент плитою настилать в 1752 году.
И тако под сии два великих фундамента соборной церкви и колокольни побито свай множество тысящ, с таким усилием биты великими копрами и машинами, так что или расколется или в пух размозжатся такою силою, что и оковы железные не устаивали» [15, с. 71].
Описывая работы 1756 г., А. Н. Богданов пишет: «И июля сего ж года начали фундамент класть под колокольню. соборную колокольню до первого грымза завершили, то есть до вторых окон» [15, с. 74]. Следовательно, в 1756 г. был возведен первый этаж колокольни.
15 сентября 1757 г. бригадир Конторы по строению монастыря Яков Мордвинов сообщает в докладе императрице: «По всемилостивейшему Вашего Императорского Величества указу за подписанием собственныя Вашего Императорского Величества руки данному мне в прошлом 1749 году марта в 1 числе строение воскресенского новодевича монастыря определенная от Вашего Императорского Величества из соляной конторы по учиненной оберархитектора Растрелия и мастеров на выстроение оного монастыря вчерне смете денежная сумма в шестьсот восемьдесят тысяч рублей уже на исходе а оной монастырь соборная церковь колокольня и ограда ко окончанию не пришли» [4, л. 1].
Далее в документе следует перечисление: «краткой экстракт учиненный из подробной сметы сколько ко окончанию Воскресенского Новодевичьего монастыря и какому именно строению материалов и протчего по примерной цене сверх ассигнованной по прежней смете суммы денег потребно». В этом перечне сказано: «На строение на сделаном фундаменте колокольни кроме литья колоколов, о которых колико числа и каким весом быть неизвестно сто пятьдесят четыре тысячи восемь рублей шестьдесят одна копейка с полтиною» [4, л. 5]. То есть к осени 1757 г. была закончена закладка фундамента. Вопрос о количестве и размерах колоколов для колокольни окончательно не решен.
Со смертью императрицы Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 г. работы по строительству колокольни не были заброшены, как принято считать.
В это время еще довершались рабочие чертежи венчающих частей колокольни. Так, 16 декабря 1762 г. И. И. Бецкой обращается в Контору строения монастыря с требованием прислать ему чертежи куполов: «.. .каким при оном монастыре как на соборной так и на угловой равномернож и на колокольни куполам по опро-бации деланным быть надлежит о том с прописанием повеления план и с прорезь прислать ко мне» [3, л. 12].
Строительство колокольни продолжается и в 1763-1764 гг. В рапорте И. И. Бецкому от Конторы строения 15 декабря 1763 г. говорится: «.по том строении как ради докончания соборной церкви так выстроении колокольни необходимо потребно пудожская белая известь которая выжигается в зделанных при оном строении на берегу Невы реки печах» [3, л. 3].
В середине 1760-х гг. планы строительства еще не были отменены, но на темпах стало сказываться недостаточное финансирование. Так, в рапорте Конторы строений Бецкому от 17 февраля 1765 г. говорится: «Строение еще не докончано, а именно некоторая часть ограды, главная колокольня с ее большими башнями, не выстроены внутри ограды и пруд с банями незделаны. Також соборная церковь еще не докончана по той причине что как против учиненной за неколько пред сим лет сметы по которой издержана сумма осигнована была» [3, л. 17-18].
24 марта 1765 г в докладе императрице Екатерине II И. И. Бецкой пишет, что отпущенные согласно указу императрицы Елизаветы Петровны деньги за три предыдущие года «на строение в расход употреблены». И далее сообщает, что «по прежде опробованным чертежам надлежит достроить соборную церковь, большую ко-локолню з большими башнями.». И. И. Бецкой высказывает императрице просьбу выделить сумму на окончание строительства: «.. .примерно полагается оное строение впредь чрез пять или шесть лет окончить, на что ежели указано будет ежемесячно отпускать по 7 тысяч, а в год 84 тысячи руб.» [3, л. 22].
Из этих документов следует, что в 1765 г. замысел возведения колокольни по проекту Ф.-Б. Растрелли еще не был оставлен, и завершение ее строительства планировалось к 1770 г.
Строительство колокольни было остановлено в 1767 г. на уровне «первого этажа», как следует из документов.
В сметной ведомости к следующему строительному сезону, датированной 31 января 1767 г., обозначено: «...на строение колокольни первого этажа ежели повелено будет 31 645 р. 89 к.» [3, л. 176-178].
В следующей по времени ведомости, также относящейся к 1767 г., про колокольню сказано: «.доколе оной этаж незаделается подле оного положенные по плану для первого возраста кухни строить неможно» [3, л. 180], что свидетельствует о полученном распоряжении достроить первый этаж колокольни.
Судя по рапорту Конторы строений Бецкому от 6 апреля 1767 г., к этому времени строительство первого этажа колокольни было закончено и она была объединена с галереями монастырского каре с помощью пристроенной деревянной галереи: «деревянная галерея для камуникации чрез каменную колоколню в готовности» [3, л. 194].
15 октября 1767 г. датируется «Краткая ведомость произведенным работам после отделки 1 и 2 классов благородных девиц и где ныне жительствуют мещанские девушки по нынешнее время» [3, л. 289]. В ведомости перечислены все работы, выполненные по монастырю в 1767 г. Ничего о колокольне в ведомости не говорится.
Некоторые из перечисленных в списке работ наводят на предположение, что недостроенная колокольня фигурирует в ведомости под названием «караульни» и «швейцарской»: «над швейцарскими воротами у подъезду занавес зделан и выкрашен (столярные работы)», «швейцарская галерея, швейцарские покои и караулня, как снаружи так и внутри обметаны и выстроены», «в разных местах и в проходах около лестниц сенях и в 3-х классе промеж печей и комельков и в больших сенях что против щвейцар-ской галлереи выслана галантскими. плитками», выкрашена «вся галерейна швейцарского дома крыша», «исправлена августа 1-го во общество благородных девиц для щвейцара колоколенна сто-лярною работаю на котором висеть будет один колокол. 25 руб.» [2, л. 239об.]. Устройство колокола у швейцарской объясняется
необходимостью звонить для напоминания воспитанницам училищ о режимных моментах.
В 1802-1803 гг. архитектор Антонио Порто возвел на месте колокольни трехэтажный корпус дортуаров (спальных корпусов) института.
В ходе работ архитектора В. П. Стасова по завершению собора (1832-1835) была проведена разборка здания дортуаров. Работы проводились по указанию и карандашному наброску императора Николая I [1], который пожелал устроить «прямой подъезд» к храму.
Таким образом, в результате проведенного исследования выяснены основные моменты истории незавершенной части монастырского комплекса - колокольни.
Колокольня была запланирована уже в первом, 1748 г., варианте проекта. В 1749 г. проект был изменен в соответствии с пожеланием императрицы Елизаветы Петровны, которая указала в качестве образца колокольню Ивана Великого в Москве. По утвержденному императрицей проекту колокольня должна была состоять из пяти ярусов. Архитектор также изменил завершение колокольни, приблизив к образцу.
В ходе проектирования на модели проект колокольни был еще раз переработан: она стала шестиярусной, изменились пропорции деталей и увеличилась высота.
В царствование императрицы Екатерины II осуществление замысла завершения монастырского комплекса с колокольней по проекту Ф.-Б. Растрелли не было отвергнуто сразу, а продолжалось в 1762-1770 гг. без участия Растрелли. Все объемно-пространственные решения его проекта были воплощены, за исключением колокольни. Ее строительство шло до 1767 г. Был возведен фундамент и стены первого яруса. На этом этапе строительство было остановлено. Недостроенная колокольня приспосабливается под швейцарскую и караульню, а затем перестраивается под спальный корпус института (1802-1803).
Строительство Смольного собора было завершено, согласно воле покойной императрицы Марии Федоровны, в 1835 г. по проекту В. П. Стасова. К этому времени ни монастыря, ни Института
благородных девиц в Смольном уже не было. Помещения монастыря занимал Вдовий дом - благотворительное учреждение для дворянских вдов. Собор был освящен как Собор для учащихся всех государственных учебных заведений Петербурга и в память императрицы Марии Федоровны.
На этом этапе ансамбль монастыря, еще обособленный, был включен архитектором В. П. Стасовым в городскую структуру: к собору открыт сквозной проезд (снесено здание, поставленное на основании колокольни), перед монастырем распланирована площадь, создан проект планировки городской территории, прилегающей к монастырю.
В 2007 г. архитектурным бюро «Литейная часть-91» была предпринята попытка на основании проведенных исторических исследований реконструировать внешний вид колокольни и представить визуализацию завершенного строения по проекту Растрелли в окружении современной застройки (ил. 5-8).
В 2009-2010 гг. археологической экспедицией ИИМК РАН проведено археологическое исследование на месте разобранной колокольни. Обнаружены фрагменты котлована, платформы и фундамента колокольни [10; 11] (ил. 4).
Из установленных в ходе историко-архивного исследования фактов видно, что судьба недостроенной колокольни следовала судьбе всего комплекса построек Смольного монастыря - его функции и идеологической нагрузке. Отказ от ее завершения в 1767 г. был вызван недостатком средств и изменением функции монастырского ансамбля, связанным со сменой власти. Императрица Елизавета Петровна задумала построить репрезентативный ансамбль, который должен был поражать грандиозностью замысла и был уникален для России - роскошный монастырь, напоминающий дворец [12]. Однако эту идею отвергли последующие правители, приспособив комплекс построек под иные, более практичные цели.
В настоящее время данная часть города оказалась лишена значимой архитектурной доминанты, и возвращение к идее завершения комплекса построек в соответствии с проектом Растрелли
могло бы вернуть ансамблю Смольного монастыря доминирующее значение, а также послужить стимулом и ориентиром для градостроительного развития центра Петербурга без отрыва от его архитектурных традиций. Но такое развитие событий запрещено современным законодательством, ограничивающим высотность новых сооружений вне зависимости от авторства и времени их проектирования.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Здесь и далее при цитировании архивных материалов преимущественно сохранены орфография и пунктуация оригинала.
ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ
1. Лапина Е. Постройки на каменной ограде Смольного монастыря : Краткая историческая справка. СПб., 1998 // Архив Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП).
2. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 1. Оп. 1. Д. 117.
3. ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 383.
4. ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 448.
5. Батовский З. Архитектор Растрелли о своих творениях. СПб. : Студия Александра Зимина, 2000. 117 с.
6. Богданов А. И. Описание Санктпетербурга 1749-1751. СПб. : С.-Петерб. филиал Архива РАН, 1997. 414 с.
7. Денисов Ю. М. Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (Методика проектирования и строительная практика) : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. Л., 1975. 35 с.
8. Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли : Материалы к изучению творчества. Л. : Госстройиздат, 1963.
9. Жерихина Е. И. Смольный : История зданий и учреждений. СПб. : Лики России, 2002. 222 [1] с.
10. Лапшин В. А., Гарбуз И. А., Городилов А. Ю., Мурашкин А. И., Садиков Т. Р., СоловьёваН. Ф. Колокольня Смольного монастыря // Охранная археология : Бюллетень Института истории материальной культуры РАН. СПб., 2010. № 1. С. 147-150.
11. Лапшин В. А., Гарбуз И. А., Соловьёва Н. Ф. Исследование основания колокольни Смольного монастыря // Охранная археология :
Бюллетень Института истории материальной культуры РАН. СПб., 2011. № 2. С. 135-144.
12. Лепорк А. Кружева с небесным подбоем // Квартальный надзиратель. 2005. № 34. С. 238-241.
13. Михайлов А. Творчество Растрелли и традиции русской архитектуры // Архитектурное наследство - I. М., 1951.
14. Пилявский В. И. Смольный. Л. : Стройиздат, 1970. 104 с.
15. Титов А. А. Дополнение к историческому, географическому и топографическому описанию Санкт-Петербурга с 1751 по 1762 г., сочиненное А. Богдановым. М., 1903.
1. Западный фасад монастыря. Неосуществленный вариант. 1748 Подпись: оЬег Аг. De R. 52,5x99,5. Национальная библиотека, Варшава, АЯ-99/1
I
л
2. Колокольня собора Смольного монастыря. Фасад. Вариант с пятью ярусами. 1749. Бумага, перо, карандаш. 61,5*46 Национальная библиотека, Варшава, AR/84-6
3. Проектная модель комплекса Смольного монастыря. 1750-1756 Вариант колокольни с шестью ярусами. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
4. Восточный край фундамента платформы колокольни Археологические раскопки 2009 г.
5. Архитектурное бюро «Литейная часть-91» Предложения по завершению строительства колокольни. 2007
6. Архитектурное бюро «Литейная часть-91» Предложения по завершению строительства колокольни. 2007
7. Архитектурное бюро «Литейная часть-91» Предложения по завершению строительства колокольни. 2007
8. Архитектурное бюро «Литейная часть-91» Предложения по завершению строительства колокольни. 2007