2. Ilyin I.A. Ya vglyadyvayus' v zhizn'. Kniga razdumiy [I'm looking into life. The book of thoughts]. (In Russ.). Available at: https://azbyka.ru/fiction/ya-vglyadyvayus-v-zhizn-kniga-razdumij-ilin.
3. Prokhanov I.S. Sbornik dukhovnykh stikhov [Collection of spiritual poems]. Leningrad, 1927. 123 p. (In Russ.).
4. Svet Patriarkha. Besedy na perelome tysyacheletiy [The Light of the Patriarch. Conversations at the turn of the millennia]. (In Russ.). Available at: https://www.kp.ru/daily/22942/596.
5. Starostin S.N. Chto takoe dukhovnyy stikh [What is a spiritual verse]. (In Russ.). Available at: https://vk.com/ video412737786_456241113.
6. Terentyeva P. Pravoslavnoe staroobryadchestvo [Orthodox Old Believers]. (In Russ.). Available at: http://edinoslavie. ru/modules.php?name=News&file=print&sid=941.
7. Terentyeva P. Russkaya vera [Russian Faith]. (In Russ.). Available at: https://ruvera.ru/author/terentieva.
8. Fedorovskaya N.A. Dukhovnyy stikh v russkoy kul'ture: avtoreferat dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Spiritual verse in Russian culture. Abstract of the diss. Dr of Art History]. St. Petersburg, 2010. 51 p. (In Russ.).
УДК 673.54
Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-55-64
КОЛОКОЛА И ЗВОНЫ В ЯКУТИИ КАК ПРОСТРАНСТВО СОДРУЖЕСТВА ДУХОВНЫХ И СВЕТСКИХ ВЛАСТЕЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Талашкин Алексей Владимирович, кандидат искусствоведения, руководитель Сибирского центра колокольного искусства (г. Новосибирск). E-mail: [email protected]
На материале «Якутских епархиальных ведомостей» в статье рассматриваются факты бытования колокольных звонов на территории Якутии в конце XIX - начале ХХ века. Актуальность представленной проблематики определяется ограниченностью исследований по данной теме. Выжимки из публикаций позволяют увидеть панораму состояния колокольного искусства в регионе. Выявленные факты открывают историю перемещения колоколов, взаимосвязь светских и духовных властей, проявившуюся, в частности, в поводах к отливке больших колоколов и совершении целодневных праздничных звонов. Упоминания о звонарях позволяют получить некоторое представление об уровне звонарского мастерства. Обнаруженные факты местного колокольного литья ранее не описаны в научной литературе. Также не описан ранее и обнаруженный факт совершения звона в условиях сверхнизких температур, так называемый звон «на мороз». Выявленные факты использования колоколов в Якутии позволяют сделать вывод об особом значении колокольного звона для региона.
Это предположение подтверждается деятельностью крупнейшего якутского писателя и общественного деятеля Д. К. Сивцева (Суорун Омоллоон). Осознав значение колокольного звона для Якутии, в 1980-х годах он собрал коллекцию уникальных колоколов в Черкехском историко-мемориальном музее «Якутская политическая ссылка», тем самым создав материальную базу для изучения колокольного наследия Якутии. Его опыт использования колоколов в музейном пространстве, когда колоколу были возвращены его основные функции (призыв, настрой, выражение торжества), сегодня должен быть актуализирован.
Перспективы развития колокольного искусства в Якутии становятся актуальны в связи с празднованием главного юбилея республики - 400-летия вхождения в состав России, который будет отмечаться в 2032 году.
Ключевые слова: колокол, колокола в Сибири, колокольные звоны в Сибири, Якутия, колокольный завод Попова в Омске, колокольный мастер Иван Федоров, Суорун Омоллоон, Якутские епархиальные ведомости.
BELLS AND BELL RINGING IN YAKUTIA AS A SPACE OF COMMONWEALTH OF SPIRITUAL AND TEMPORAL AUTHORITIES. PROSPECTS FOR FURTHER DEVELOPMENT
Talashkin Aleksey Vladimirovich, PhD in Art History, Head of the Siberian Bell Art Center (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The present article is concerned with the facts of existence of bell ringing in Yakut territory in the late 19th - early 20th century as exemplified in The Yakutsk Diocesan Gazette. A limited scope of research on this topic determines the immediacy of the problem. Extracts from publications make it possible to see a panorama of the state of bell art in the region. The findings reveal the history of bell movement, and the relationship between temporal and spiritual authorities manifested particularly in causes for casting the large bells and making the festive ringing last all day long. The mentions of bell ringers help us get an insight into the level of bell ringing craftmanship. The discovered facts of local bell casting have not been previously described in scientific literature. The revealed fact of ringing under the conditions of ultra-low temperatures, the so-called ringing in the freezing cold, has also not been described before. All the facts of using the bells in Yakutia suggest particular importance of bell ringing for the region.
The activities of Yakut greatest writer and public figure D.K. Sivtsev (Suorun Omolloon) confirm the above assumption. He realized the importance of bell ringing for Yakutia and built up a collection of unique bells in the Cherkekh Historical and Memorial Museum The Political Exile in Yakutia in 1980s, thereby creating the material basis for study of the Yakut bell heritage. Nowadays, it is necessary to update his experience of using the bells in the museum space, when the bell got back its basic functions (call, attitude of mind, triumph expression).
The prospects for further development of bell art in Yakutia are becoming relevant in connection with the celebration of the main anniversary of the republic, the 400th anniversary of becoming part of Russia, which will be celebrated in 2032.
Keywords: bell, bells in Siberia, bell ringing in Siberia, Yakutia, Popov Bell-Casting Factory in Omsk, bell founder Ivan Fedorov, Suorun Omolloon, Yakutsk Diocesan Gazette.
В период восстановления духовной традиции, начавшийся с конца 1980-х годов, в Якутии особо звучит тема православия. Ставится вопрос возвращения к истокам, выбора пути духовного развития. Крупнейший якутский писатель, поэт, переводчик, общественный деятель Суорун Омоллоон (Дмитрий Кононович Сивцев, 19062005) еще в конце 1990-х годов говорил о том, что якуты должны вернуться не к шаманизму, а к избранной ими почти 400 лет назад мировой религии - христианскому православию: «У нас есть возможность приобщиться к христианству еще и потому, что вместе с Россией мы глубоко вошли в европейскую культуру. Иначе неминуем глубокий провал в нашей культуре, потеря исторического времени и неминуемое отставание». В связи с этим следует обратить особое внима-
ние на роль колокола, явившегося воплощением православной духовной и материальной культуры, сыгравшего важную миссионерскую роль в Сибирском регионе.
Советский строй разорвал духовные связи, пронизывавшие наше общество в дореволюционный период. Колокольный звон можно смело назвать одной из таких скреп. Он являлся особым языком и одновременно средством массовой информации, он был понятен самым широким массам населения. Находясь внутри традиции, народ свободно воспринимал этот язык и активно им пользовался. Колокольные звоны являлись не только частью православного богослужения, но и системой оповещения о пожарах, туманах, снежных бурях, морозах и других чрезвычайных ситуациях. В торжественные дни колокола сообщали
не только о церковных, но и о государственных праздниках и звучали на протяжении целого дня, а в ряде случаев и нескольких дней подряд.
Однако, несмотря на актуальность, введенных в научный оборот сведений о бытовании колокольных звонов в Якутии на данный момент крайне мало. Удаленность региона, особые природные условия проживания, среди которых зной летом и экстремально низкие температуры зимой, диктовали свои особенности бытования колокольных звонов. Известно, что в сильные морозы повышается хрупкость колокольной бронзы, даже осторожные удары могут вызвать трещины в колоколе, что сделает дальнейшее совершение звона невозможным. Еще в дореволюционных источниках можно встретить особые рекомендации по сохранению колоколов во время сильных холодов. Здесь же сверхнизкие температуры не только не стали препятствием к совершению звонов, но и даже породили свой особый вид, который условно можно назвать «звон на мороз». В фонде «Якутского областного управления» Национального архива Республики Саха (Якутия) имеются документы, датированные 1887 годом, в которых содержатся сведения о том, что директор Якутской прогимназии просил губернатора К. Н. Светлиц-кого при температуре воздуха в -40 °С оповещать жителей Якутска особым звоном в колокол на городской каланче [7, л. 1]. Этот звон был адресован родителям учащихся в прогимназии детей, которые, услышав в половине восьмого утра колокол, должны были оставить детей дома. В документе не указано, по какой шкале измерялась температура воздуха. Если измерения проводились по шкале Реомюра, что в дореволюционной России было распространено, то это означает, что в колокола звонили еще при более низких температурах, при -50 °С.
Целью исследования является выявление и анализ фактов бытования колокольных звонов в Якутии в конце XIX - начале ХХ века. Источником сведений, приведенных в статье, послужили «Якутские епархиальные ведомости» - печатный орган Якутской и Вилюйской епархий, издававшийся с 1887 по 1917 год с периодичностью два раза в месяц. Издание содержит значительный объем информации о церковно- и священнослужителях; списки выпускников епархиальной се-
минарии и духовных училищ, учителей церков-но-приходских школ; сведения о наиболее ярких событиях епархиальной жизни, историко-стати-стические описания храмов; тексты проповедей, выступлений, статьи священнослужителей.
На страницах «Якутских епархиальных ведомостей» публиковались исторические сведения и о первых колоколах. В статье «Первые Якутские пастыри-миссионеры и их судьба» повествуется об открытии в Якутске отдельного воеводства в 1638 году. Первые пастыри, «белые попы» Стефан Фомин и Стефан Яковлев, вместе с «попами черными», Симеоном и Порфирием и с диаконом Спиридоном Васильевым, прибыли из Казани в Якутск в 1640 году. Им поручено было построить в Якутском остроге церковь во имя Живоначальной Троицы. Антиминс был освящен митрополитом Тобольским и всея Сибири Нектарием, он же передал в храм святые иконы. Помимо священных сосудов, одеяний на престол и жертвенник, богослужебных книг и прочей церковной утвари, привезли они с собою и взятые в Москве колокола. Благовестник весил 9 пудов 15 гривенок, зазвонные колокола в 4 пуда 15 гривенок и 3 % пуда. А в дополнение к церковному звону привезли еще и вестовой острожный колокол в 13 '/2 пуда [17, с. 24].
Вспоминая настоятеля Якутского Спасского монастыря (1841-1852) архимандрита Самуила в год пятидесятилетия со дня его кончины, редакция «Якутских епархиальных ведомостей» опубликовала подробное свидетельство об отливке 200-пудового колокола [23, с. 332-333], самого большого на тот момент в Якутске. На призыв отца Самуила все четырехтысячное на тот момент сплошь православное население Якутска живо откликнулось и доставило все необходимые материалы, не выходя из границ города. На молебен по случаю отливки народ шел не ради праздного любопытства, а с жертвами: толпа бросала в указанное мастером место серебро, золото, кольца и монеты разного достоинства, все с нетерпением ожидали результата. В статье упоминается о том, что колокольным мастером был местный поселенец. Возможно, речь идет о якуте Иване Федорове, в 1848 году перелившем два разбитых часовых колокола [8, л. 32-32 об.] весом 7 п. 30 ф. (для городской управы) и 7 п. (для тюремного
замка). Отмечается, что отливка 200-пудового колокола удалась: хорошо получились и форма, и уши, и изображения ангелов, и отлитая по нижнему диаметру надпись «Гласъ Господенъ на водах вопиет глаголя». В мае 1849 года при подъеме благовестника на колокольню лопнула веревка, но сам колокол, упав с восьмисаженной высоты, рассек пополам бревно и не повредился, а со второй попытки был установлен на полагающееся ему место.
В 1893 году упоминается о переносе с деревянной на каменную колокольню благовестника Градо-Якутской Николаевской церкви весом в 312 пудов 30 фунтов [27, с. 282], на что выделялись отдельные средства. Очевидно, два эти колокола в свое время были крупнейшими в Якутии.
Жизнь сибиряков протекала под колокольный звон, и тем более интересно проследить за поводами, которые побуждали якутов приобретать новые колокола. Характерны здесь как сами причины, так и вес колоколов. За приобретение в 1911 году благовестника в 60 пудов [2, с. 18] прихожане Ытык-Кельской церкви (ныне - село Ытык-Кюель) и настоятель Иннокентий Попов удостоились архипастырского благословения. Для центральной части России колокол такого веса -всего лишь средний из ряда подзвонных. В Якутии же это был настоящий великан, достойный того, чтобы труды по его приобретению отметил архиепископ. Остальные из отмеченных в «Ведомостях» колоколов были гораздо меньшего веса.
Поводами же к их приобретению зачастую становились события государственной важности, многие из них были связаны с жизнью царской семьи. Эти памятные события, пережитые лично, отзывались в сердцах сибиряков, и каждый желал быть причастным к общему празднику, каждый желал сохранить память о нем и принести пользу, что выражалось в приобретении новых колоколов. В 1892 году Цесаревич Николай Александрович посетил Красноярскую Покровскую церковь (река Красный Яр расположена вблизи современной паромной переправы Пеледуй -Ленск и не имеет отношения к Красноярскому краю). В память об этом событии прихожане пожелали отлить колокол в 25 пудов [21, с. 242]. В 1896 году прихожане Намской церкви (ныне -село Намцы) пожелали отлить колокол в 50 пудов [4, с. 179] по случаю коронования Их Император-
ских Величеств Государя Императора Николая II Александровича и Императрицы Александры Феодоровны. Спустя пять лет после Священного Коронования в память о событии прихожане Сыланской Михаило-Архангельской церкви решили отлить колокол в 30 пудов. Об этом было доложено самому Государю Императору Николаю II, который на докладе собственноручно сделал пометку «Прочел с удовольствием». Спустя год после известного крушения императорского поезда прихожане упоминаемой выше Красноярской Покровской церкви в ознаменование чудесного спасения Его Величества Государя Императора и Его Августейшего Семейства приобрели колокол в 7 пудов 15 фунтов [20, с. 354]. В день освящения Бясь-Кельского Иннокентиевского храма по инициативе почетного инородца В. Ф. Харитонова присутствующие якуты изъявили желание приобрести в память освящения храма новый большой колокол, на что тут же собрали 300 рублей.
Редакция «Якутских епархиальных ведомостей» внимательно следила за строительством Сибирской железной дороги и сооружаемыми в ее районе церквами. В 1898-1899 годах на страницах газеты появилась перепечатка статьи «О положении строительства...», в которой указывалось, что колокола для храмов отливаются целыми подборами из стреляных артиллерийских гильз или, как тогда говорили, «из меди-латуни». Сообщалось, в частности, что в 1899 году «из Высочайше пожертвованной меди отлит и отправлен на места 21 звон и имеется наготове 25 звонов». А годом позже отмечалось, что «Государь-Император, по всеподданнейшему докладу бывшего Военного Министра Генерал-Адьютанта Ваннов-ского, повелел отпустить из артиллерийских складов 16 400 пудов меди-латуни, из которой был отлит 61 звон колоколов» [22, с. 172]. Часть из этих колоколов, возможно, попала и в Якутию.
В начале ХХ века в Сибири появляются дилеры, официальные представители фирм, производящих церковную утварь. В специальных магазинах можно было приобрести всевозможные богослужебные предметы - книги, облачения, иконы, колокола. Епархиальные ведомости охотно публикуют объявления таких фирм, в «Якутских» находим рекламу Торгового дома братьев Козьминых в Иркутске [26], Федора Ивановича Степанищева, омского представителя колоколо-
литейного завода Арсения Матвеевича Минина в Уфе [25] и томского магазина церковной утвари Иосифа Андреевича Панкрышева с сыновьями [11, с. 319].
Встречаем на страницах газеты и упоминания о сибирском колокольном литье. Одно, местное, действовало на базе Витимского пароходства в с. Воронцовка (ныне - нежилой поселок в Мамско-Чуйском районе Иркутской области). Управляющий пароходством горный инженер статский советник Иван Яковлевич Аникин организовал на ремонтной базе бесплатную отливку колоколов для бедных и погоревших церквей Якутской епархии, за что был удостоен благодарности якутского епархиального начальства [3, с. 309]. Другое упоминание о колокольном производстве - в Омске, колокольный завод Попова, который действовал, судя по объявлению, в 1908 году [12, с. 368]. Стоит отметить, что на данный момент это единственное обнаруженное упоминание о колокольном производстве в Омске.
Какие же звоны летели над Якутией, о чем и как пели колокола? Когда Преосвященный Ни-канор, епископ Якутский и Вилюйский, назначенный на якутскую кафедру 27 сентября 1898 года, незамедлительно отправился на первое обозрение епархии, то услышал в самом Якутске «довольно скромный звон колокольный». Отмечено было, что в селе Синском «колокол (у нас за Уралом "колокольчик" назвали бы) гудит уныло, редко, по-великопостному...». Очевидно, похожую картину увидел он почти повсеместно. Окончивший Ярославскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию Владыка привык, видимо, к другим колоколам и звонам. 5 мая 1899 года в Якутской духовной консистории он озвучил указ Государя Императора Николая II, где предлагалось «причтам епархии производить благовест к церковным службам более частыми ударами в края колокола, чем теперь это делается. Промежуток между ударами должен равняться моменту среднего движения языка от края до края; по уставу несколько реже церковный звон полагается только в будние дни Великого Поста и первых трех дней Страстной Седмицы, при отпеваниях и на ранние обедни и то в обителях, где неопустительно бывает уставная ежедневная церковная служба» [29, с. 137-138]. Распоряжение
консистории было приказано довести к сведению и точному исполнению. Нам кажется, что для Сибири это было не совсем правильное решение, ведь если благовест начать звонить чаще, то он может быть уже слабо отличим от набата. Такой эффект неизбежно возникнет, если мы имеем дело с небольшим по размеру благовестником, где «момент среднего движения языка от края до края» будет совсем непродолжительным.
Целодневные звоны для всей Империи и в особенности для Сибири имели большое значение. Такими звонами сопровождались все государственно-церковные праздники, так оповещалось население, так выражалось торжество. На страницах «Якутских епархиальных ведомостей» встречаются многочисленные свидетельства о таких звонах. Целодневный звон был совершен по случаю 900-летия крещения русского народа [24, с. 338], рождения Великой Княжны Анастасии Николаевны [1, с. 271], трехдневный - по случаю бракосочетания Великой Княжны Ксении Александровны с Великим Князем Александром Михайловичем [13, с. 307], бракосочетания Великой Княжны Елены Владимировны с Его Королевским Высочеством Королевичем Греческим Николаем [14, с. 343], в день 100-летия прославления святителя Иннокентия Иркутского [30, с. 70] и по случаю 300-летия Дома Романовых [15, с. 43], по случаю крещения Его Императорского Высочества Высоконоворожденного Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича [6, с. 306].
Упоминание о звонарях достаточно редко попадает на страницы епархиальных изданий, но некоторые случаи все же описаны в дореволюционной периодике. Так, во время поездки Преосвященного Макария, Епископа Якутского и Вилюйского, когда с 11 по 28 марта он обозревал епархию, недалеко от Якутска встретил Владыка 90-летнего старца-якута. В ответ на пожелание доброго здравия старик ответил, что в такие годы ему одно на свете дороже всего: чтобы с покаянием во грехах и принятием святых Христовых Тайн скончать жизнь свою. Речь якута произвела такое сильное впечатление, что в ближайшем селе Владыка говорил о ней в своей проповеди. После молебна окропленные святой водой якуты радостно приняли благословение и звонили остаток вечера на колокольне, причем женщины старались встать
под колокола, звуки которых, по их мнению, имеют целебное действие на человека. Собравшихся насчитали 180 человек.
В «Кратких сведениях о якутских духовных училищах за время с 1831 по 1858 год» кроме прочего упоминается, что всякого, ищущего причетнического места по Якутской области, необходимо было испытывать на понимание русского языка и свободное владение им. В случае слабого знания просителя определяли в звонари до тех пор, пока не овладеет языком, то есть к звонарскому послушанию относились, по большей части, как к некой стартовой площадке, которую необходимо было пройти желающим, с которой и начиналось духовное движение. Подобная ситуация наблюдалась и в Тобольской, и в Иркутской епархиях.
Священник Феодор Сивцев (возможно, он является предком упомянутого выше Д. К. Сивцева) отметил внимательное отношение к звонарскому послушанию и знание своего дела одного звонаря, имя которого, к сожалению, неизвестно. Готовясь к освящению Маинской церкви 15 апреля 1912 года, настоятель и прихожане ожидали Владыку, господина Губернатора и иных лиц. «За суетой и хлопотами "там и сям" время улетело быстро и все были поражены появлением одного за другим экипажей - нарочного, сельских властей, свиты епископа и самих Владыки и господина Губернатора в одном экипаже. Спасибо еще звонарю, который, завидев съезжающих с горы, начал трезвон, а то, пожалуй, не пришлось бы сгруппироваться для встречи их» [28, с. 334].
И, наконец, хочется отметить ряд публикаций, которые так или иначе подвигают читателя снова и снова задуматься о значении колокольного звона. В «Якутских епархиальных ведомостях» № 21 за 1891 год опубликована заметка «Перст Божий», где описывается не то вымышленная, не то случившаяся где-то история про купца, который остановился на ночлег у хозяина, решившего завладеть богатством и убить постояльца. И лишь удар в колокол к ранней заутрене привел грешника в покаянное состояние.
Поднятие колоколов Мюгеринской часовни стало настолько значимым событием, что газета отвела на освещение его целых пять полос [18, с. 378-382]. Ведомости писали, что событие
это выходило из ряда обыкновенных, и доселе никто из местных жителей ничего подобного не видел. «Несмотря на свои стесненные обстоятельства, прихожане пожелали иметь при часовне колокола, на каковой предмет было собрано от общества Мегюринского наслега с лишком 200 рублей и на них приобретены три небольшие колокола: один из них 4 п. 7 ^ ф., второй 2 п. 12 ф. и третий колокол 19 ф., каждый пуд стоил по 30 рублей, всего уплачено 202 руб. 50 коп.». На торжество не только из ближайших, но и из отдаленных наслегов собралось около 800 человек. После молебна и трапезы началось народное гуляние, в лучших своих одеждах якуты водили хороводы и пели песни до вечера, несмотря на то, что весь день шел дождь. Эта религиозно-нравственная перемена местных прихожан уже тогда была отмечена епархиальным изданием, впечатляет нас она и сегодня.
Упоминания о колоколах и звонах включались в темы духовных бесед и священнических наставлений. «Якутские епархиальные ведомости» опубликовали темы годового цикла бесед, предложенные самарским священником Александром Тресвятским. В его «Календарь священника» вошли беседы о метельном звоне, истории и значении колоколов, и, надо полагать, таковые беседы проводились в Якутской епархии. В своем поучении, сказанном при освящении Тит-Аринской церкви на реке Лене, произнесенном 28 июня 1902 года, епископ Никанор упомянул, что «вой зверей диких заглушается колокольным звоном» [9, с. 248]. Приводится свидетельство о чудесном исцелении священника Ларьякской церкви (Тобольская епархия) Николая Силина, у которого так болели ноги, что он не мог ни стоять, ни ходить. В момент обострения и страшной боли обратился он за помощью к Митрополиту Иоанну Тобольскому, обратился с покаянием, поскольку припомнил, что, будучи однажды в Тобольском кафедральном соборе, усомнился в святости архипастыря. Теперь же, на коленях прося прощения и помощи, больной впал, наконец, в забытье и сон, «из которых вывел его сначала церковный звон, а потом ясный повелительный голос: "Зачем лежишь? Слышишь звонят?" Священник спросил домашних: "Давно ли звонят, и кто сейчас здесь был?" Отвечали, что звона
никакого нет, и чужих никого не было. Священник попробовал подняться, встал, жар и ломота в ногах более не ощущались, разгибались и сгибались ноги свободно» [10, с. 268].
Много страдала Сибирь от пожаров, издание приводит описания этих бедствий. В 1893 году сгорела Преображенская Ытык-Кельская церковь, сгорела дотла вместе с отдельно стоявшей колокольней. В 1902 году страшный пожар охватил Спасскую обитель, и как здесь не вспомнить данные Владыкой Никанором указания совершать благовест чаще установленного, ведь «набат сначала в городе был некоторыми принимаем за звон богослужебный; большинство же обывателей почивало» [19, с. 162]. А в декабре 1910 года сгорела Нельканская Благовещенская церковь, и тоже ничего не удалось спасти, кроме двух колоколов, упавших вследствие перегоревших скрепей в сугроб, благодаря чему они и уцелели [5, с. 37].
Императорская Археологическая комиссия по вопросам реставрации памятников старины просила сообщить точное описание, подробные чертежи, а также, в случае надобности, фотографические снимки назначаемых к переделке или реставрации частей здания и находящихся в нем отдельных памятников старины (стенописи, иконостасов, икон, паникадил, колоколов и пр.) [16, с. 146].
В 2032 году Якутия отметит 400-летие вхождения в состав России, создан оргкомитет праздника, проводятся подготовительные мероприятия. Многими эта дата воспринимается как важнейший юбилей республики. Вектор движения к ней задал якутский писатель и общественный деятель Д. К. Сивцев (Суорун Омоллоон). Осознав значение колокольного звона для Якутии, в 1980-х годах он собрал коллекцию уникальных колоколов в Черкехском историко-мемориальном музее «Якутская политическая ссылка», тем самым создав материальную базу для изучения колокольного наследия Якутии. Более того, собранные им колокола стали не просто музейными экспонатами, они были подняты на балки колокольни, а сам Сивцев стал звонарем-самоучкой, обогатил звуковую атмосферу Якутии колокольным звучанием. Ему же принадлежит идея создания на месте бывшего Ленского острога (будущего Якутска) Ленского государственного историко-архитектурного
музея-заповедника «Дружба». Само название музея посвящено дружбе двух народов, а создание было приурочено к 355-летию вхождения Якутии в состав России и открытию Дней русской литературы и искусства в Якутии. 18 июня 1987 года Суорун Омоллоон привез колокол на место строительства и сам совершил первый благовест, созвав всех на праздник «Первого колышка» - начала строительства музея-заповедника.
Дореволюционный опыт сотрудничества светских и церковных властей сегодня необходимо переосмыслить, и Якутия имеет для этого большой позитивный потенциал. Восстановление утраченных колоколов и реконструкция исторических звонов в Якутии может стать пространством, соединяющим опыт предков с сегодняшним днем. Сибирский центр колокольного искусства (Новосибирск) в 2020 году предложил администрации города Якутска в рамках грядущего юбилея отлить 1000-пудовый колокол «Якутия», на котором была бы отражена вся 400-летняя история республики. Декоративное оформление предложено изготовить якутским скульпторам, а сам колокол отлить в центральной части России. Он может быть украшен местными орнаментами, предполагается, что в барельефе на колоколе будут отлиты якуты и первые казаки, якутские купцы и дореволюционный период строительства православных храмов, период сибирской ссылки, революционный период и разорение церквей, период промышленного освоения Севера, значимые для Якутии исторические личности, период восстановления разрушенных храмов и сам 1000-пудовый колокол. Над исторической панорамой могут быть размещены иконные изображения Христа Спасителя, Божией Матери и лики местных святых. Вопрос места установки колокола пока открыт, но уже сейчас понятно, что это пространство может стать точкой культурного притяжения для жителей и гостей республики, местом проведения городских и национальных праздников.
В связи с вышесказанным перспективными направлениями развития колокольного искусства в Якутии будут выявление исторически ценных колоколов дореволюционного литья, их описание и каталогизация; включение в народные праздники исторических реконструкций колокольных звонов; просвещение населения в части
бытования колокольных звонов на территории дореволюционной Якутии; воссоздание звучащей экспозиции колоколов в Черкехском историко-ме-мориальном музее «Якутская политическая ссылка»; в перспективе создание школы звонарей при Якутской епархии.
В случае, если восстановление колокольного искусства в Якутии станет реальным пространством содружества светских и духовных властей и приведет к укреплению духовного единения, этот позитивный опыт может стать примером и для других регионов России.
Литература
1. Архиерейские служения // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1901. - № 15. - Отд. оф. -С. 271-272.
2. Архипастырская благодарность // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1911. - № 2. - Отд. оф. -С. 18.
3. Благодарность // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1896. - № 20. - Отд. оф. - С. 309.
4. Епархиальное распоряжение // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1896. - № 12. - Отд. оф. - С. 179.
5. Известия // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1911. - № 3. - Отд. неоф. - С. 36-38.
6. Копия с определения Святейшего Синода от 12 августа 1904 года за № 33 о крещении Его Императорского Высочества Высоконоворожденного Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1904. - № 20. - Отд. оф. - С. 305-306.
7. Национальный архив Республики Саха (Якутия) НА РС(Я). - Ф. И-12. - Оп. 1. - Д. 5409.
8. Национальный архив Республики Саха (Якутия) НА РС(Я). - Ф. 164-И. - Оп. 1. - Д. 271.
9. Никанор, еп. Поучение на освящении Тит-Аринской церкви (на р. Лене), говоренное 28 июня 1902 года // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1902. - № 15. - Отд. неоф. - С. 247-249.
10. Новое явление милости Божией народу русскому // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1916. -№ 16. - Отд. неоф. - С. 266-270.
11. Объявление // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1908. - № 20. - Отд. неоф. - С. 319.
12. Объявление // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1908. - № 23. - Отд. неоф. - С. 368.
13. Определение Святейшего Синода // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1894. - № 20. - Отд. оф. -С. 306-307.
14. Определение Святейшего Синода // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1902. - № 21. - Отд. оф. -С. 342-343.
15. Определение Св. Синода // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1913. - № 3. - Отд. оф. - С. 42-43.
16. От Императорской Археологической комиссии по вопросам реставрации памятников старины. // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1908. - № 10. - Отд. оф. - С. 145-148.
17. Первые якутские пастыри-миссионеры и их судьба // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1900. -№ 2. - Отд. неоф. - С. 22-24.
18. Поднятие колоколов Мегюринской часовни. // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1893. - № 24. -Отд. неоф. - С. 378-382.
19. Пожар в Спасской обители // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1902. - № 10. - Отд. неоф. -С. 162-164.
20. Пожертвование // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1890. - № 23. - Отд. оф. - С. 354.
21. Пожертвование // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1892. - № 16. - Отд. оф. - С. 242.
22. Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги на средства фонда Имени Императора Александра III к январю 1899 года // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1899. -№ 12. - Отд. неоф. - С. 171-174.
23. Попов С., прот. Воспоминания о настоятеле Якутского Спасского монастыря (1841-1852) Архимандрите Самуиле и о некоторых современных ему лицах и событиях. (По поводу пятидесятилетия со дня его смерти) // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1904. - № 21. - Отд. оф. - С. 331-334.
24. Празднование 900-летия крещения русского народа // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1888. -№ 22. - Отд. оф. - С. 337-339.
25. Представитель для Сибири и Степного края Феодор Иванович Степанищев в г. Омске // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1904. - № 4. - Отд. неоф.
26. Прейс-курант торгового дома «Бр. Козьмины» в Иркутске // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1900. - № 5. - Отд. неоф. - С. б/н.
27. Протопопов Д., свящ. Отчет о приходе, расходе и остатке денег по церковно-приходскому попечительству, учрежденному при Градо-Якутской Николаевской Церкви, за 1891, 1892 и с 1 января по 10 июля 1893 года // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1893. - № 18. - Отд. оф. - С. 282.
28. Сивцев Ф., свящ. Освящение Маинской Иаково-Васильевской церкви // Якутские епархиальные ведомости. -Якутск, 1908. - № 12. - Отд. неоф. - С. 332-336.
29. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Якутской Духовной Консистории, причту Градо-Якутской церкви // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1899. - № 10. - Отд. оф. -С. 137-138.
30. Церковное торжество // Якутские епархиальные ведомости. - Якутск, 1905. - № 5. - Отд. оф. - С. 68-70.
References
1. Arkhiyereyskie sluzheniya [Hierarchal ministries]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1901, no. 15, pp. 271-272. (In Russ.).
2. Arkhipastyrskaya blagodarnost' [Archpastoral gratitude]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1911, no. 2, Otd. of., p. 18. (In Russ.).
3. Blagodarnost' [Gratitude]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1896, no. 20, Otd. of., p. 309. (In Russ.).
4. Eparkhial'noe rasporyazhenie [Diocesan order]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1896, no. 12, Otd. of., p. 179. (In Russ.).
5. Izvestiya [News]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1911, no. 3, Otd. neof., pp. 36-38. (In Russ.).
6. Kopiya s opredeleniya Svyateyshego Sinoda ot 12 avgusta 1904 goda za № 33 o kreshchenii Ego Imperatorskogo Vysochestva Vysokonovorozhdennogo Gosudarya Naslednika Tsesarevicha i Velikogo Knyazya Alekseya Niko-laevicha [A copy from the decision of the Holy Synod of August 12, 1904, no. 33 on the baptism of His Imperial Highness the Highly Newborn Sovereign, the Heir to the Tsarevich and Grand Duke Alexei Nikolaevich]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1904, no. 20, Otd. of., pp. 305-306. (In Russ.).
7. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Sakha (Yakutiya) NA RS(Ya) [National archive of the Republic of Sakha (Yakutia) ONRS(Y)], F. I-12, Op. 1, D. 5409. (In Russ.).
8. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Sakha (Yakutiya) NA RS(Ya) [National archive of the Republic of Sakha (Yakutia) ONRS(Y)], F. 164-I, Op. 1, D. 271. (In Russ.).
9. Nikanor, ep. Pouchenie na osvyashchenii Tit-Arinskoy tserkvi (na r. Lene), govorennoe 28 iyunya 1902 goda [Nicanor, bishop. Instruction at the consecration of the Tit-Arin Church (on the Lena River), spoken on June 28, 1902]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1902, no. 15, Otd. neof., pp. 247-249. (In Russ.).
10. Novoe yavlenie milosti Bozhiey narodu russkomu [A new manifestation of God's mercy to the Russian people]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1916, no. 16, Otd. neof., pp. 266-270. (In Russ.).
11. Ob"yavlenie [Announcement]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1908, no. 20, Otd. neof., p. 319. (In Russ.).
12. Ob"yavlenie [Announcement]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1908, no. 23, Otd. neof., p. 368. (In Russ.).
13. Opredelenie Svyateyshego Sinoda [Definition of the Holy Synod]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1894, no. 20, Otd. of., pp. 306-307. (In Russ.).
14. Opredelenie Svyateyshego Sinoda [Definition of the Holy Synod]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1902, no. 21, Otd. of., pp. 342-343. (In Russ.).
15. Opredelenie Sv. Sinoda [Definition of the Holy Synod]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1913, no. 3, Otd. of., pp. 42-43. (In Russ.).
16. Ot Imperatorskoy Arkheologicheskoy komissii po voprosam restavratsii pamyatnikov stariny [From the Imperial Archaeological Commission on the restoration of ancient monuments]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1908, no. 10, Otd. of., pp. 145-148. (In Russ.).
17. Pervye yakutskie pastyri-missionery i ikh sud'ba [The first Yakut pastors-missionaries and their fate]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1900, no. 2, Otd. neof., pp. 22-24. (In Russ.).
18. Podnyatie kolokolov Megyurinskoy chasovni [Raising the bells of the Megyurin chapel]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1893, no. 24, Otd. neof., pp. 378-382. (In Russ.).
19. Pozhar v Spasskoy obiteli [Fire in the Spassky monastery]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1902, no. 10, Otd. neof., pp. 162-164. (In Russ.).
20. Pozhertvovanie [Donation]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1890, no. 23, Otd. of., pp. 354. (In Russ.).
21. Pozhertvovanie [Donation]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1892, no. 16, Otd. of., p. 242. (In Russ.).
22. Polozhenie tserkovnogo i shkol'nogo stroitel'stva v rayone Sibirskoy zheleznoy dorogi na sredstva fonda Imeni Imperatora Aleksandra III k yanvaryu 1899 goda [The situation of church and school construction in the area of the Siberian railway at the expense of the fund named after Emperor Alexander III by January 1899]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1899, no. 12, Otd. neof., pp. 171-174. (In Russ.).
23. Popov P., prot. Vospominaniya o nastoyatele Yakutskogo Spasskogo monastyrya (1841-1852) Arkhimandrite Samuile i o nekotorykh sovremennykh emuitsakh i sobytiyakh. (Po povodu pyatidesyatiletiya so dnya ego smerti) [Popov S., prot. Memoirs about the abbot of the Yakut Spassky Monastery (1841-1852) Archimandrite Samuil and about some contemporary persons and events. (About the fiftieth anniversary of his death)]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1904, no. 21, Otd. of., pp. 331-334. (In Russ.).
24. Prazdnovanie 900 letiya kreshcheniya russkogo naroda [Celebration of the 900th anniversary of the baptism of the Russian people]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1888, no. 22, Otd. of., pp. 337-339. (In Russ.).
25. Predstavitel' dlya Sibiri i Stepnogo kraya Feodor Ivanovich Stepanishchev v g. Omske [Representative for Siberia and the Steppe Territory Feodor Ivanovich Stepanishchev in Omsk]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1904, no. 4, Otd. neof. (In Russ.).
26. Preys-kurant torgovogo doma "Br. Koz'miny" v Irkutske [Price-court of the trading house "Br. Kozminy" in Irkutsk]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1900, no. 5. Otd. neof. (In Russ.).
27. Protopopov D, svyashch. Otchet o prikhode, raskhode i ostatke deneg po tserkovno-prikhodskomu popechitel'stvu, uchrezhdennomu pri grado-Yakutskoy Nikolayevskoy Tserkvi, za 1891, 1892 i s 1 yanvarya po 10 iyulya 1893 goda [Protopopov D, priest Report on the income, expenditure and balance of money for the parish guardianship, established at the city-Yakutsk Nicholas Church, for 1891.1892 and from January 1 to July 10, 1893.]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1893, no. 18, Otd. of., p. 282. (In Russ.).
28. Sivtsev F., svyashch. Osvyashchenie Mainskoy Iakovo-Vasilyevskoy tserkvi [Sivtsev F., priest. Consecration of the Mainskaya Jacob-Vasilevsky Church]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1908, no. 12, Otd. neof., pp. 332-336. (In Russ.).
29. Ukaz Ego Imperatorskogo Velichestva Samoderzhtsa Vserossiyskogo, iz Yakutskoy Dukhovnoy Konsistorii, prichtu grado-Yakutskoy tserkvi [Decree of His Imperial Majesty the Autocrat of All Russia, from the Yakut Spiritual Consistory, to the city-Yakut Church]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Yakutsk, 1899, no. 10, Otd. of., pp. 137-138. (In Russ.).
30. Tserkovnoe torzhestvo [Church celebration]. Yakutskie eparkhial'nye vedomosti [YakutDiocesan Gazette]. Yakutsk, 1905, no. 5, Otd. of., pp. 68-70. (In Russ.).
УДК 78.083.31
Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-64-75
АРАБЕСКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ГЕНЕЗИС И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА В XIX ВЕКЕ
Верба Наталья Ивановна, доктор искусствоведения, доцент, доцент кафедры музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]
В настоящей статье раскрываются вопросы происхождения и специфики понимания арабески в искусстве Древнего Востока. Будучи изначально сложным орнаментом, арабеска широко распростра-