Научная статья на тему 'КОЛЛИЗИОННЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ РСФСР: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

КОЛЛИЗИОННЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ РСФСР: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОЛЛИЗИОННЫХ НОРМ / ФУНКЦИИ КОЛЛИЗИОННЫХ НОРМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уфимцева Виктория Александровна

Статья посвящена проблеме конструирования коллизионных норм в конституционных актах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Автор рассматривает структурное строение конституционных коллизионных норм советского периода. На основании проведенного анализа приводится классификация конституционных коллизионных норм в зависимости от типов коллизионных привязок, формулируются понятия выделенных разновидностей коллизионных норм, рассматриваются функции конституционных коллизионных норм в системе права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОЛЛИЗИОННЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ РСФСР: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

В.А. Уфимцева*

КОЛЛИЗИОННЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ РСФСР:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. Статья посвящена проблеме конструирования коллизионных норм в конституционных актах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Автор рассматривает структурное строение конституционных коллизионных норм советского периода. На основании проведенного анализа приводится классификация конституционных коллизионных норм в зависимости от типов коллизионных привязок, формулируются понятия выделенных разновидностей коллизионных норм, рассматриваются функции конституционных коллизионных норм в системе права.

Ключевые слова: коллизионные нормы, конституционные коллизионные нормы, классификация коллизионных норм, функции коллизионных норм.

Значение Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 года для развития отечественного права сложно переоценить. Именно с неё, первой конституции российского государства и первой в мире социалистической конституции, начинается «отсчет истории отечественного конституционализма, его традиций и принципов, создания моноконституционной системы законодательства и иерархии нормативных правовых актов»1. Принятая в 1918 году Конституция явилась юридической базой для текущего законодательства и послужила основой построения системы права в последующие годы, а заложенные в ней основные принципы оставались в силе всю советскую эпоху, некоторые их них - остаются до сих пор2.

В послереволюционный период в новом государстве создается новое право3. Для правотворчества, итогом которого стала бы полная регламентация общественных отношений, требуется немалое время, и несмотря активную деятельность достаточно широкого круга законодательных органов (только за первые два года после революции было принято около 800 декретов4), в правовом регулировании появляются пробелы. В связи с этим судам для решения различного рода дел предоставлялось правомочие обращаться к «законам свергнутых правительств»5, что породило ситуацию одновременного юридического

* Уфимцева Виктория Александровна, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Курского государственного университета, vik.a1005@yandex.ru

1 Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). М., 2000. С. 22.

2 См.: Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. М., 2003. С. 6.

3 См.: Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2, 3-е изд, М., 2005. С. 58

4 См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 47-48.

5 Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. № 17. 24.11.1917.

47

действия наряду с большим количеством новых нормативных правовых актов некоторых прежних, нередко коллизирующих между собой.

Под коллизией в праве следует понимать столкновение или противоречие двух и более законов либо отдельных правовых норм, претендующих на регулирование одного и того же общественного отношения. Коллизия является проблемой для правоприменителя, требующей верного разрешения, которое вытекало бы из существующих принципов права, заложенных, в первую очередь, в конституции.

Одним из способов преодоления коллизий в праве являются коллизионные нормы - предписания, указывающие на коллидирующую норму (закон), которая подлежит применению к урегулированию данного общественного отношения. Несмотря на то, что коллизионные нормы традиционно рассматриваются в международном частном праве, таковые имеют место и в других отраслях права и законодательства6. Таким образом, коллизионные нормы можно классифицировать по отраслевой принадлежности: выделяют гражданско-правовые, уголовно-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и другие коллизионные нормы. Особое место в данной классификации занимают конституционные коллизионные нормы - «специализированные нормы, представляющие собой общеобязательные формально-определенные правила поведения, созданные государством с целью устранения коллизий, возникающих между конституционно-правовыми предписаниями, и обеспеченные мерами государственного принуждения»7, поскольку они устанавливают правила разрешения коллизий, общие для всех отраслей права.

Примером конституционной коллизионной нормы может послужить следующая: «в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации 1993 г.).

Следует отметить, что вопросы о правовой природе и функциях коллизионных норм, об их структуре и классификации общей теорией права относятся к числу дискуссионных. Но то обстоятельство, что основные принципы разрешения коллизий берут свое начало в конституции государства, сомнений не вызывает.

Конституция РСФСР 1918 г. имеет в своем содержании коллизионные нормы. В первую очередь, коллизионным является предписание статьи 22: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и

6 См.: Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. Учебное и научно-практическое пособие. М., 2000. 394 с.

7 Таева Н.Е. Коллизионные нормы в конституционном праве России // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15. С. 20.

национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Данная норма в наиболее общей форме отразила интернационализм советской демократии8, обобщив идеи национального равенства всех народов, населявших территорию России, которые берут свое начало в различных предшествующих принятию основного закона документах. Так, требование полной национальной равноправности всех граждан содержалось еще в первой программе Российской социал-демократической рабочей партии9. Декларация прав народов России, принятая 2 (15) ноября 1917 года, так же провозглашала равенство и суверенность народов России10.

Коллизионная норма ст. 22 Конституции РСФСР 1918 г. структурно состоит из гипотезы: «...установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия», и диспозиции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики.». Гипотеза и диспозиция в коллизионной норме имеют специфическое название: гипотеза именуется «объемом» и содержит указание на те отношения, к которым она применяется, а диспозиция - «привязкой», она указывает на норму (закон, правовую систему), подлежащую применению к данному кругу правоотношений11. Таким образом, в рассматриваемой норме привязкой является закон, не устанавливающий и не допускающий дискриминацию по национальному признаку. Критерий, который позволяет установить применимую норму (коллизионный критерий, коллизионный принцип), в данном случае определяется смысловым содержанием коллидирующей нормы (закона), в связи с чем представляется обоснованным именовать коллизионную привязку, построенную на основании подобного критерия, содержательно-смысловой.

В силу рассматриваемой конституционной нормы, закон, устанавливающий какие-либо ограничения по национальному признаку, не подлежит применению. Как видим, основание применения нормы в данном случае определяется ни её местом в иерархии источников права, ни временем принятия, ни территориальным действием, а именно её смысловым содержанием. Сказанное позволяет именовать коллизионную норму ст. 22

8 См.: Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. М., 2003. С. 6.

9 Программа РСДРП, принятая на втором съезде партии (1903 год) [Электронный ресурс] URL: http://www.agitclub.ru/center/comm/zin/1903project4.htm. Дата обращения: 17.08.2018.

10 Декларация прав народов России 1917 г. // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957.

11 См.: Лунц Л.А. Курс международного частного права. М., 2002. С. 190.

49

Конституции РСФСР 1918 г. содержательно-смысловой конституционной коллизионной нормой.

Следующая по хронологии Конституция РСФСР - Конституция 1925 г., в ст. 13 устанавливала аналогичный выше рассмотренному коллизионный принцип, хотя сама норма имела несколько иную структуру, закрепляющую за отдельными национальностями право на выделение в автономные советские социалистические республики и области. Ст. 13 претерпела изменения в связи с изданием Постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.12, отныне совершенно несовместимыми с основными законами Республики объявляется какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия, а равно установление или допущение каких бы то ни было (прямых или косвенных) преимуществ для отдельных национальностей. Таким образом, права национальных меньшинств в связи с изданием вышеуказанного постановления были значительно расширены, что делало РСФСР государством, привлекательным для всех народов мира13. Однако ст. 14 Основного закона позволяла лишать отдельных лиц или отдельные группы прав, «которыми они пользуются в ущерб интересам социалистической революции». То есть права лиц любой национальности могли быть ущемлены в случае, если они использовались вопреки интересам большевиков.

В коллизионных нормах Конституции РСФСР 1925 г. встречаются кумуляции коллизионных привязок. Речь идет о совмещении в коллизионных нормах иерархической и компетенционной составляющей. В иерархической коллизионной норме формула прикрепления имеет вид: «закон высшей юридической силы». В компетенционной коллизионной норме коллизионный критерий определяется, исходя из органа, наделенного полномочиями по принятию нормативного правового акта.

К кумулятивным коллизионным нормам Конституции РСФСР 1925 г. следует отнести:

1) положения ст. 19, устанавливающие обязательную силу на территории РСФСР постановлений верховных органов СССР, изданных в пределах своей компетенции. Кроме того, предусматривается, что за этим исключением никакие органы не могут издавать акты, обязательные к исполнению на территории РСФСР, кроме ее съездов Советов, ВЦИК, его Президиума, СНК;

12 Постановление XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г. «Об изменении и дополнении ст.ст. 1, 4, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 29, 32, 35, 36, 38, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 54, 57, 58, 59, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 69, 84 и 89 Конституции (Основного закона) РСФСР» // СУ РСФСР. 1929. № 47 - 48. Ст. 491.

13 См.: Права человека в России: история, теория и практика: учебное пособие / отв. ред. Д.Т. Караманукян. Омск, 2015. С. 39.

2) положения ст. 43, управомочивающие органы власти отменять распоряжения наркоматов РСФСР, в частности, в случае если они не основаны на точных предписаниях ВЦИК, его Президиума или СНК РСФСР;

3) положения ст. 66 (в редакции от 18.05.1929 г.14), закрепляющие возможность краевых и областных исполнительных комитетов приостанавливать проведение в жизнь распоряжений наркоматов РСФСР и уполномоченных общесоюзных наркоматов при РСФСР на основании и в порядке, определяемых ВЦИК;

4) положения ст. 67 (в редакции от 04.03.1931 г.15), предоставляющие районным исполнительным комитетам право приостанавливать проведение в жизнь распоряжений органов краевого или областного исполкома на основаниях и в порядке, устанавливаемых ВЦИК.

Указанные коллизионные нормы устанавливают иерархию, хоть и не строго выраженную, нормативных правовых актов, действующих на территории РСФСР в рассматриваемый период времени, тем самым выполняя функцию поддержания субординационных отношений внутри правовой системы16. Исходя из выполняемой функции данные предписания можно именовать субординационными.

Анализ норм Конституции РСФСР 1937 г. позволяет выделить следующие коллизионные предписания в зависимости от особенностей коллизионных привязок:

1) иерархические коллизионные нормы - коллизионные предписания, в которых привязка содержит отсылку к закону высшей юридической силы: положения статей 17, 20, 21, 44. При этом коллизионная норма ст. 21 имеет строение, привычное современному конституционному праву: «...В случае расхождения закона Автономной республики с законом РСФСР, действует закон РСФСР». По выполняемой функции поддержания в системе права субординационных отношений указанные предписания являются субординационными;

2) компетенционные коллизионные нормы - коллизионные предписания, привязка в которых отсылает к закону, изданному определенным органом власти: положения статей 46, 68, 90, 91. Данные нормы не имеют традиционного для коллизионных предписаний строения, но, исходя из своего смысла, они носят коллизионный характер. Так, положения абз. 2 ст. 46: «Совет Народных Комиссаров РСФСР имеет право отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров РСФСР», имеет

14 Постановление XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г. «Об изменении и дополнении ст.ст. 1, 4, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 29, 32, 35, 36, 38, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 54, 57, 58, 59, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 69, 84 и 89 Конституции (Основного закона) РСФСР» // СУ РСФСР. 1929. № 47 - 48. Ст. 491.

15 Постановление XV Всероссийского Съезда Советов от 4 марта 1931 г. «Об изменении статей 20, 37, 38, 47, 49, 50, 51, 52, 57, 64 и 67 Конституции (Основного закона) РСФСР» // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. № 22. 18.05.31.

16 Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984. С. 74.

51

следующее коллизионное правило - акт, отменяющий приказы и инструкции наркоматов РСФСР, может быть применим, если органом, его издавшим, является СНК РСФСР;

3) кумулятивные коллизионные нормы - коллизионные предписания, содержащие и иерархическую, и компетенционную привязки: положения статей 33 (п. «г»), 50, 67, 71, а также 55-а и 55-б (в редакции от 05.04.1963 г.17).

Таким образом, конституционное коллизионное законодательство развивается. В сравнении с предыдущими конституциями России Конституция РСФСР 1937 г. содержит большее количество коллизионных норм разнообразных видов, что является положительной тенденцией развития отечественной системы права рассматриваемого периода, так как коллизионные нормы способствуют обеспечению законности18, а также поддерживают субординационные отношения между нормативными правовыми актами. Как указывают в научной литературе, исходя из положений Конституции РСФСР 1937 г., возможно установить четкую иерархию нормативных актов соответствующего периода19, что, безусловно является достоинством Основного закона.

Конституция РСФСР 1978 г. пошла дальше в этом направлении. Здесь появляются пространственные коллизионные нормы - коллизионные предписания, привязка в которых содержит отсылку к праву государства (или его административно-территориальных единиц). К их числу следует отнести положения ст. 31 (в первоначальной редакции): «Граждане РСФСР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства». В данной норме привязка отсылает к закону гражданства физического лица (lex patriae). Пространственное коллизионное предписание ст. 35, предоставляющее иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РСФСР, гарантированные законом права и

свободы, содержит территориальную привязку типа lex fori - закон места

20

рассмотрения спора20.

Кроме того, Конституция РСФСР 1978 г., так же, как и предыдущие конституционные акты, содержит иерархические коллизионные нормы: положения статей 32 (в редакции от 21.04.1992 г.21), 76 (в первоначальной

17 Закон РСФСР от 5 апреля 1963 г. «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и о внесении изменений в пункт «и» статьи 19, в пункт «а» статьи 45 и в статьи 46, 47, 54, 55-а и 55-б Кконституции (Основного Закона) РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. 1963. № 14. Ст. 244.

18 См.: Власенко Н.А. Указ. Соч. С. 36.

19 См.: Ильина Т.Н. Нормотворчество органов власти советского государства в первые послереволюционные годы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2013. № 6. С. 119.

20 См.: Тилле А.А. Время, пространство, закон. М., 1965. С. 179.

21 Закон РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РФ. 21.05.1992. № 20. Ст. 1084.

52

редакции), 78, 81, 184, 128.122; компетенционные коллизионные нормы: положения статей 81.5 (абз. 1)23, 84.5 (абз. 2), 84.15 (абз. 2), 128, 135, 149; кумулятивные коллизионные нормы с иерархической и компетенционной составляющей: положения статей 127, 134, 143, 121.8 (ч. 2)24.

К компетенционным коллизионным нормам следует отнести также положение п. 19 ст. 109 в редакции Закона РСФСР от 3 июля 1991 г., управомочивающее Верховный Совет Российской Федерации отменять акты Президента на основании заключения Конституционного Суда. Представляется обоснованным мнение Л.В. Акопова, который полагает, что подобную норму в числе других стоило бы имплементировать в действующую Конституцию Российской Федерации. Действительно, она могла бы послужить важным элементом в системе сдержек и противовесов в современной конституционной модели Российского государства25.

Законом РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» в Конституцию впервые внесена темпоральная коллизионная норма - норма, разрешающая коллизию между разновременно действующими нормами права26. Так, в соответствии со ст. 66 «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Коллизионная норма об обратной силе закона содержит привязку, отсылающую к закону, более мягкому либо более строгому, то есть она связана со смысловым содержанием коллидирующего закона. При возникновении коллизии разновременно действующих законов применяется тот закон, который содержит более благоприятные условия для правонарушителя. Как видим, вопрос о применении закона решается с учетом содержания его предписаний. Поэтому данная коллизионная норма с точки зрения особенностей коллизионных привязок может быть отнесена к содержательно-смысловым коллизионным нормам.

Таким образом, конституционные коллизионные нормы начали формироваться в первой отечественной конституции - Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 года. Анализ норм Основного закона показал, что ему была известна

22 Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 1326-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 776.

23 Закон РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РФ. 21.05.1992. № 20. Ст. 1084.

24 Закон РСФСР от 1 ноября 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 07.11.1991. № 45. Ст. 1497.

25 См.: Акопов Л.В. Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г.: проблемный комментарий // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 1. С. 69 - 70.

26 См.: Власенко Н.А. Указ. Соч. С. 56.

содержательно-смысловая коллизионная норма - коллизионная правовая норма, привязка которой отсылает к закону определенного содержания.

С развитием конституционного законодательства России эволюционируют и конституционные коллизионные нормы. Так, в Конституции РСФСР 1925 г. появляются иерархические коллизионные нормы - коллизионные нормы, привязка в которых отсылает к закону высшей юридической силы, компетенционные коллизионные нормы -коллизионные нормы, привязка в которых отсылает к закону, изданному определенным органом государственной или муниципальной власти, а также кумулятивные коллизионные нормы - коллизионные нормы, содержащие иерархическую и компетенционную привязки.

Конституция РСФСР 1937 г. содержит большее количество коллизионных норм вышеперечисленных разновидностей, что является положительной тенденцией развития отечественной системы права рассматриваемого периода.

Конституция РСФСР 1978 г. помимо указанных видов коллизионных норм закрепляет пространственные коллизионные нормы - коллизионные нормы, привязка в которых содержит отсылку к праву государства (или его административно-территориальных единиц).

Библиографический список

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, 1997. - 512 c.

2. Акопов Л.В. Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г.: проблемный комментарий // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 1. С. 64 - 71.

3. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984. - 99 с.

4. Ильина Т.Н. Нормотворчество органов власти советского государства в первые послереволюционные годы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2013. № 6. С. 116 - 129.

5. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). М.: Изд-во МГУ, 2000. - 192 с.

6. Лунц Л.А. Курс международного частного права. М.: Спарк, 2002. - 1002 с.

7. Права человека в России: история, теория и практика: учебное пособие / отв. ред. Д.Т. Караманукян. Омск, 2015. - 308 с.

8. Таева Н.Е. Коллизионные нормы в конституционном праве России // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15. С. 20 - 24.

9. Тилле А.А. Время, пространство, закон. М.: Юрид. лит., 1965. - 201 с.

10. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. Учебное и научно-практическое пособие. М.: Юринформцент, 2000. - 394 c.

11. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2, 3 -е изд, М.: Юристъ, 2005. - 544 с.

12. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. М.: Зерцало-М, 2003. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.