Научная статья на тему 'Коллизионное регулирование трудовых и социально-обеспечительных отношений, осложнённых иностранным элементом'

Коллизионное регулирование трудовых и социально-обеспечительных отношений, осложнённых иностранным элементом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1815
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ / COLLISION RULES / ТРУД / LABOR / ОТНОШЕНИЯ / RELATIONS / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL SECURITY / РАБОТНИКИ / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / FOREIGN CITIZENS / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / INTERNATIONAL LABOR ORGANIZATION / EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестерякова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются проблемы коллизионного регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений, осложненных иностранным элементом в Российской Федерации и некоторых зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collision Regulation of Labor and Social-Security Relations Complicated by a Foreign Element

In this article the author studies the problems of collision regulation of labor and social security relations complicated by a foreign element in the Russian Federation and in some foreign states. The author also underlines such issues as labor legal integration and its influence on unification of the conflict rules.

Текст научной работы на тему «Коллизионное регулирование трудовых и социально-обеспечительных отношений, осложнённых иностранным элементом»

ДРУГИЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

И.В. Шестерякова

КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОСЛОЖНЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ

В статье рассматриваются проблемы коллизионного регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений, осложненных иностранным элементом в Российской Федерации и некоторых зарубежных странах.

Ключевые слова: коллизионные нормы, труд, отношения, социальное обеспечение, работники, работодатели, иностранные граждане, Международная организация труда.

I.V. Shesterjakova

COLLISION REGULATION OF LABOR AND SOCIAL-SECURITY RELATIONS COMPLICATED BY A FOREIGN ELEMENT

In this article the author studies the problems of collision regulation of labor and social security relations complicated by a foreign element in the Russian Federation and in some foreign states. The author also underlines such issues as labor legal integration and its influence on unification of the conflict rules.

Keywords: collision rules, labor, relations, social security, employees, employers, foreign citizens, International labor organization

В Российской Федерации нет единого нормативного акта, содержащего коллизионные нормы, регулирующие трудовые отношения с иностранным элементом. Однако в законодательстве РФ встречаются такие нормы. Например, ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»1 (с изм. и доп. от 13 июля 2015 г.) предусматривает, что гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами. Организации железнодорожного транспорта общего пользования могут дополнительно устанавливать для своих работников гарантии, льготы и компенсации.

В некоторых зарубежных странах существуют законы о международном частном праве, содержащем такие нормы. Так, Закон от 23 июня 2005 г. «О международном частном праве Украины» устанавливает, что к трудовым отношениям применяется право государства, в котором выполняется работа, если иное не

© Шестерякова Ирина Владимировна, 2015

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права (Саратовская государственная 178 юридическая академия); e-mail: shester9@san.ru

предусмотрено законом или международным договором Украины (ст. 52). Трудовые отношения граждан Украины, работающих за границей, регулируются правом Украины в случае, если: 1) граждане Украины работают в заграничных дипломатических учреждениях Украины; 2) граждане Украины заключили с работодателями - физическими или юридическими лицами Украины трудовые договоры о выполнении работы за границей, в т.ч. в их отдельных подразделениях, если это не противоречит законодательству государства, на территории которого выполняется работа; 3) это предусмотрено законом или международным договором Украины (ст. 53). Трудовые отношения иностранцев и лиц без гражданства, которые работают в Украине, не регулируются правом Украины в случае, если иностранцы и лица без гражданства: 1) работают в составе дипломатических представительств иностранных государств или представительств международных организаций в Украине, если иное не предусмотрено международным договором Украины; 2) за пределами Украины заключили с иностранными работодателями — физическими или юридическими лицами трудовые договоры о выполнении работы в Украине, если иное не предусмотрено договорами или международным договором Украины (ст. 54).

Закон Лихтенштейна о международном частном праве 1996 г. в ст. 48 «Трудовые договоры» предусматривает следующее: 1) трудовые договоры регулируются согласно праву того государства, в котором работник обычно выполняет свою работу. Это право также остается определяющим, если работник направлен на какое-либо рабочее место в каком-либо другом государстве; 2) если работник обычно выполняет свою работу в более чем одном государстве или если он не имеет обычного места работы, то является определяющим право того государства, е в котором работодатель имеет свое обычное местопребывание; 3) выбор права и принимается во внимание только тогда, когда он прямо выражен. s

Федеральный закон Австрии 1978 г. «О международном частном праве» в §44 о

в

устанавливает, что трудовые договоры регулируются согласно праву того госу- о

дарства, в котором работник обычно выполняет свою работу. Это право также с

остается определяющим, если работник направлен на какое-либо рабочее место |

в каком-либо другом государстве. Если работник обычно выполняет свою работу е

в более чем одном государстве или если он не имеет обычного места работы, то °

является определяющим право того государства, в котором работодатель имеет р

свое обычное местопребывание. Выбор права принимается во внимание только 1

тогда, когда он прямо осуществлен. к

о

В международном автомобильном транспорте в большинстве стран обычно К применяется коллизионная привязка: место регистрации автотранспортного | средства. •ии

Интеграция государств — одно из решений проблем глобализации. Интегра- №

ш

ция в правовой сфере проявляется во взаимодействии: во-первых, национальных g правовых систем; во-вторых, международного и национального права. 2

В результате возникает правовой феномен — унификация права, под которой 5 понимается процесс выработки единообразных (унифицированных) норм. В политико-правовом аспекте цель унификации состоит в стремлении устранить или сгладить различия в национальных правовых системах на основе общепризнанных принципов права. И.С. Перетерский, С.Б. Крылов отмечали, что «основным инструментом унификации был и остается «единообразный закон» (loi uniforme), разрабатываемый экспертами по сравнительному праву. «Единообразный закон

является неотъемлемой частью многостороннего международного договора, что обязывает страны-участницы этого договора инкорпорировать его в национальное законодательство и применять в качестве национального закона»2.

Интеграционные процессы, проходящие в глобальном масштабе, постепенно стирают грани между правовыми семьями. Сегодня можно говорить о трудо-правовой интеграции, которая влияет на процессы гармонизации и унификации коллизионных и материальных трудо-правовых норм. Трудо-правовая интеграция государств — это процесс взаимного приспособления и объединения трудового законодательства государств на основе международных трудовых норм, путем сближения, гармонизации и унификации. Так, Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.3, Хартия социальных прав и гарантий граждан Независимых государств от 29 октября 1994 г.4 и др. предусматривают следующие коллизионные нормы: 1) порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются Стороной трудоустройства исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями; 2) работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством Стороны трудоустройства; 3) ни один работник не может быть уволен по инициативе работодателя иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренных национальным законодательством, и др.

Проблема унификации коллизионных норм стоит остро и в международном трудовом праве, применительно к таким областям правового регулирования, й как специализация производства, научно-техническое сотрудничество, транс-§■ портные связи, регулирование трудовых отношений с иностранным элементом. ш Эта проблема затрагивает не только Российскую Федерацию в целом, но и от-| дельные ее регионы, субъекты.

| Таким образом, унификация коллизионных норм в сфере международно-

| правового регулирования труда позволит:

° 1) добиться единообразия регулирования трудовых отношений с иностранным

0

| (международным) элементом;

| 2) устранить коллизии в материальном законодательстве отдельных стран

(следует принимать во внимание особенности международных экономических | связей, которые зачастую не учитываются нормами внутреннего права); | 3) сократить число судебных исков, возникающих при разрешении коллизи-

& онных вопросов;

4) повысить степень правовой защищенности спорящих сторон от нарушений | ими прав друг друга.

§ 5) облегчить международно-правовое сотрудничество;

1 6) обеспечить стабильность правового пространства.

| Одно из решений этих проблем на сегодняшний день видится в принятии

Основ трудового законодательства в рамках ЕврАзЭС, где предполагается раздел, содержащий коллизионные нормы регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Вопросам социального обеспечения и установлением коллизионных правил на международном уровне посвящены международные договоры таких между-130 народных организаций, как ООН, ВОЗ, МОТ, СЕ, СНГ, двусторонние договоры.

Таким образом, коллизионные правила закреплены в документах глобальных и региональных международных организаций.

Конвенция МОТ № 19 (Женева, 1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях» — одна из первых, которая закрепила принцип одинакового возмещения для граждан своей страны и граждан других государств (ратифицировавших эту конвенцию) при несчастном случае на производстве (ст. 1). Это равноправие обеспечивается по отношению к иностранным работникам и их иждивенцам независимо от их местожительства (ч. 1 ст. 1).

Конвенция МОТ № 102 (Женева, 1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения» устанавливает виды обеспечения: медицинская помощь; пособия по болезни; пособия по безработице; пособие по старости; пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания; семейные пособия; пособие по беременности и родам; пособие по инвалидности; пособие по случаю потери кормильца. Конвенции МОТ закрепляют равноправие граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства в области социального обеспечения (Конвенция МОТ № 118 (Женева, 28 июня 1962 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения). Конвенция закрепляет виды обеспечения: медицинская помощь; пособия по болезни; пособия по беременности и родам; пособия по инвалидности; пособия по старости; пособия по случаю потери кормильца; пособия в случае трудового увечья и профессионального заболевания; пособия по безработице; семейные пособия. Государство обеспечивает предоставление только тех видов социального обеспечении, в отношении которых взяло на себя обязательства при ратифика- е

т

ции. Применяются эти условия среди государств, являющихся членами МОТ и и ратифицировавшими соответствующую Конвенцию. Аналогичное правило а действует в отношении моряков (Конвенция МОТ № 165 (Женева, 9 октября о

в

1987 г.) «О социальном обеспечении моряков (пересмотренная)»). Статья 17 Кон- §

венции закрепляет в отношении социального обеспечения моряков следующие с

правила: применяется законодательство только одного государства, которым |

может являться либо законодательство страны флага, либо законодательство е

страны места жительства моряка. °

Кроме того, для решения коллизии относительно социального обеспечения р

собственных граждан, иностранцев и лиц без гражданства, конвенция МОТ 1

№ 157 (Женева, 1982 г.) «Об установлении международной системы сохранения о

прав области социального обеспечения» устанавливает следующие правила при- К

меняемого законодательства (ст. 5): М

1) закон места работы: •ии даже если работник проживает или его работодатель находится на территории ¡§

другого государства; 00

для работающих не по трудовому договору, но обычно осуществляющих свою 2

трудовую деятельность на территории одного из государств (даже если они про- 5 живают на территории другого государства);

2) закон флага государства, под которым плавает судно:

для тех, кто работает по трудовому договору и не по трудовому договору (даже если они проживают на территории трудового государства или работодатель зарегистрирован на территории другого государства);

3) закон страны проживания (если они не работают). 131

Конвенция МОТ № 157 устанавливает принцип сохранения приобретенных прав и выплату пособий за границей (ст. 9): каждое государство гарантирует выплату денежных пособий по инвалидности, старости, потере кормильца, пенсий в случае трудового увечья, а также пособий в случае смерти, право на которые приобретено по его законодательству иностранным гражданином, законно находящимся на территории этого государства, беженцам, лицам без гражданства.

В объединенной Европе действуют акты глобальных международных организаций в области социального обеспечения (Хартия социального обеспечения (Гавана, 15 февраля 1982 г.), региональные стандарты, например, Европейский кодекс социального обеспечения (Страсбург, 16 апреля 1964 г.). В них устанавливается принцип предоставления права на социальное обеспечение каждому работающему или временно не работающему, а также потерявшим трудоспособность и членам его семьи, находящимся на его иждивении.

Относительно стран ЕС и проживающих там гражданах основным является Регламент от 14 июля 1971 г. № 1408/71 (с изм и доп.) и от 21 марта 1972 г. № 574/72 (порядок применения регламента № 1408/71) (с изм. и доп.). Регламент № 1408/71 применяется к наемным работникам, лицам самостоятельно обеспечивающим себя работой, членам семьи работников, вдовам (вдовцам) работников. Регламент применяется к гражданам ЕС и включает коллизионные правила, указанные в Конвенции МОТ № 157. Например, для безработных граждан пособие по безработице будет начисляться по правилам страны проживания, а для государственных случающих будет применяться закон государства, где он принят на государственную службу. а О пенсионном обеспечении иностранных граждан в рамках СНГ принято Со-

? глашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пен-3 сионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.), где устанавливается правило о % том, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и

1 членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории | которого они проживают.

го

| Двусторонние договоры в области социального обеспечения также предусма-

| тривают разрешение коллизий законов в рассматриваемой области. Так, Между-

| народный договор от 8 декабря 2011 г. «Между Российской Федерацией и Чеш-

2 ской Республикой»5 предусматривает виды социального обеспечения в России: ° пособия по болезни и материнству, к которым относятся пособие по временной « нетрудоспособности, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в | медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие по беремен-е ности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное 1 пособие по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному

0

° страхованию; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по старости;

го

3 трудовая пенсия по случаю потери кормильца; обеспечение по обязательному

1 социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профес-| сиональных заболеваний; пособия на погребение; пособие на детей, к которым

относятся единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. В Чешской Республике это обеспечение пособиями по болезни и материнству; пенсиями по инвалидности; пенсиями по старости; пенсиями по случаю потери кормильца; пособиями в связи с несчастным случаем на произ-182 водстве и профессиональным заболеванием; пособиями на погребение; пособиями

на детей. Договор предусматривает коллизионный принцип распространения указанных видов социального обеспечения на работников и членов их семей -закон места работы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»6 на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации. Положения указанного Федерального закона, определяющие пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, распространяются также на иностранных граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей.

Для выезжающих граждан Российской Федерации на постоянное место жительства за границу предусмотрена возможность получения назначенной трудовой пенсии7.

Лицу, выезжающему на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, перед отъездом по его желанию выплачивается сумма назначенной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в рублях за 6 мес. вперед. На основании заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правитель- i ством РФ, сумма назначенной ему трудовой пенсии (части трудовой пенсии по и старости) может выплачиваться на территории Российской Федерации в рублях 1 по доверенности или путем зачисления на его счет в банке или иной кредитной о организации либо может переводиться за границу в иностранной валюте по к курсу рубля, установленному Центральным банком РФ на день совершения этой о

п

операции. При этом перевод производится, начиная с месяца, следующего за 1 месяцем отъезда этого лица за пределы территории Российской Федерации, но в

е

не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в рублях. Порядок выплаты о

трудовых пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство ю

за пределы территории Российской Федерации, устанавливается Правительством |

РФ8. При возвращении лиц, уехавших за границу, на постоянное жительство в к

Российскую Федерацию суммы назначенной им трудовой пенсии (части трудовой а

пенсии по старости), не полученные ими за время их проживания за пределами |

территории Российской Федерации, выплачиваются за прошедшее время, но не ии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более чем за 3 года, предшествующие дню обращения за получением указанной №

пенсии (части трудовой пенсии по старости). 1

о

)

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 169; 2015. № 29, ч. 1, ст. 3473. g

2 См. : Цвайгерт К., Кейтц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2 т. Т. 1: 5 Основы / пер. с нем. М., 1998. С. 40; Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход/пер. с фр. 2-е изд. перераб. М., 2010. С. 58-59.

3 См.: Бюллетень международных договоров. 1997. № 2. С. 3-7.

4 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 8 августа 2014 г. Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики в РФ Владимир Ремек принял участие в проходившей в Министерстве труда и социальной защиты РФ торжественной церемонии обмена грамотами о ратификации Договора между Чешской Республикой и Российской Федерацией о социальном обеспечении, подписанного в Праге 8 декабря 2011 г. 183

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51, ст. 4831; 2013. № 27, ст. 3477.

7 Подробнее об этом см.: федеральные законы «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

8 Подробнее об этом см.: Постановление Правительства РФ от 8 июля 2002 г. № 510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2867; 2014. № 25, ст. 3300.

Г.Р. Колоколов

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕТОД ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

В статье выявляется очерченный современными исследователями широкий круг проблем, сопровождающих процесс оптимизации правового регулирования здравоохранения; посредством комплексных исследований устанавливается наиболее эффективный метод разрешения данных проблем — системный подход в форме теоретической концепции, обозначаемой как функциональная система.

Ключевые слова: проблема, правовой, регулирование, здравоохранение, решение, система, характер, подход, функциональный, метод.

G.R. Kolokolov

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF HEALTH CARE AND THE METHOD OF THEIR RESOLUTION

The scientific search for the optimal variant of the method to resolve the problems of the legal regulation of health care at the present stage of construction of the new Russian statehood, allowed the author to identify the following regularities. Firstly, a fairly wide range of problems outlined by modern researchers that accompany the process of optimizing the legal regulation of health care has allowed to establish their systemic nature. Secondly, with proprietary research has been established the most efficient method of solving these problems - a systematic approach in the form of theoretical concept, referred as a functional system.

Keywords: problem, legal, regulatory, health care, decision, system, temper, approach, functional, method.

Следуя по пути построения демократического правового социального государства1, Россия взяла на себя обязательства по охране здоровья граждан (ст. 7, 41 Конституции РФ), создавая при этом соответствующие правовые механизмы2.

С одной стороны, в условиях нового типа российской государственности появляется возможность оптимизации правового регулирования здравоохранения. С другой стороны, этот процесс сопровождается возникновением целого ряда правовых проблем, которые в значительной степени препятствуют реализации конституционных положений, гарантирующих право каждого гражданина на охрану здоровья. Создавшееся таким образом противоречие актуализирует тему данного исследования, направляя методологический ориентир на решение двух взаимосвязанных задач: 1) определить характер проблем, сопровождающих про-

© Колоколов Георгий Рюрикович, 2015

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: gkolokolov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.