Ю.А. Тихомиров
Тихомиров Юрий Александрович — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, зам. заведующего Центра публично-правовых исследований
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Коллизии как источник развития права
Развитие права как официально общеобязательного нормативного регулятора в обществе происходит весьма неравномерно. Наблюдались своего рода циклы, когда право либо эволюционирует, либо ломается в содержательном смысле либо «застывает» и не оказывает влияния на общественные процессы. Но всегда возникают отклонения от правовой модели и действующих законов, среди которых остро проявляются юридические противоречия. Речь идет о юридических коллизиях как столкновении разных правовых актов и норм, которые являются «спутником» правового регулирования и на стадии правотворчества и на стадии правоприменения.
Какова природа юридических коллизий? Автор посвятил данной проблеме ряд исследований1 и это позволяет высказать ряд оценок. Вводя понятие «отклонения», мы очерчиваем две стороны процесса действия права — правореализацию в виде позитивного и негативного явления. Их охватывает понятие «юридического конфликта» как противоречий в правовой сфере в виде столкновений идей, понятий и взглядов, позиций, действий и бездействия, противоборств, правовых актов и норм. Юридические коллизии выступают как «нормативное ядро» конфликта.
Предложения концепции системного регулирования коллизионных процессов
Общая часть может включать:
а) предмет регулирования;
б)понятия;
в) виды юридических коллизий (национальные и международные регуляторы);
г) источники (конституционные нормы);
д) причины юридических коллизий;
ж) типология и динамика коллизионных ситуаций;
з) механизм предотвращения юридических коллизий;
и) «мягкие» способы преодоления коллизий (переговоры, медиация, третейское разбирательство);
к) правовое регулирование согласительных процедур;
л) судебные процедуры;
м) устранение юридических коллизий и восстановление правового состояния;
и) юридическая коллизия как источник перехода к новому правовому состоянию.
Особенная часть может включать два раздела. Первый посвящен использованию правового механизма преодоления юридических коллизий в отраслях законодательства. Второй связан с использованием этого механизма для решения комплексных аналитических проблем в сферах обществ и государства — политической, экономической, социальной, экологической, международной. Здесь используется комплекс правовых регуляторов, позволяющий обнаруживать и разрешать как юридиче-
1 Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000; Тихомиров Ю.А. Коллизионное право и отклонения в правовой сфере // Право и политика. 2013. № 3; Тихомиров Ю.А. Право: прогнозы, риски. М., 2015.
- 35
Тихомиров Ю.А. Коллизии как источник развития права
ские коллизии, так и юридические конфликты в качестве причин или следствия общественных явлений и процессов.
Предложенная схема может быть использована в качестве учебного курса «Коллизионного права». Такой опыт был у авторов в 2001—2005 гг. в Высшей школе экономики и Российском государственном гуманитарном университете.
По нашему мнению, системообразующим является понятие юридической коллизии. Латинский термин «СоШбю» в словарях иностранных слов переводится как столкновение противоположных сил, стремлений или интересов. В юридическом смысле имеется в виду расхождение между отдельными законами одного государства или противоречие законов, судебных решений различных государств. По нашему мнению, юридический смысл данного понятия теперь оказывается ограниченным, поскольку оно не сводится к столкновению только правовых норм иностранных государств. Противоречия возникают между и внутри всех правовых систем. К тому же расхождения юридического характера могут выражаться не только в правовых нормах, но и в правовых взглядах, в правопонимании, в правовых позициях и юридических действиях (бездействии).
Конституционную форму о коллизионном праве автор истолковал в широком смысле в книге «Коллизионное право»1. Общая характеристика коллизионного права охватывала вопросы законных интересов и притязаний, развитие коллизионных идей и концепций, предмета и системы коллизионного права — новые решения, различия правопонимания и правовые позиции, процедур преодоления разногласий и рассмотрение споров, обеспечения правового порядка, анализ противоречий в механизме публичной власти, коллизии в национальной правовой системе, от противоречий — к юридической гармонизации, обеспечение верховенства Конституции, критерии конституционности правовых актов, межотраслевые противоречия, роль базовых законов, управленческие воздействия и юридическое дозволение.
Особо выделено федеральное коллизионное право в узком смысле. Рассмотрены коллизии норм иностранных законодательств. Вопросы национального и международного права (согласованность и противоречия).
Каковы причины юридических коллизий? К их числу можно отнести, во-первых, низкое качество правовых актов, во-вторых, юридические ошибки, в-третьих, нарушение компетенции субъекта права, в-четвертых, расхождение правовых понятий, взглядов и позиций, в-пятых, неправомерные действия, правовые проблемы и не учет действия других социальных норм, в-шестых, игнорирование принципов прав и «силовое» давление.
Изучение и знание причин и видов юридических коллизий предполагает использование эффективного правового механизма. В нем можно выделить ряд элементов и прежде всего конституционные нормы коллизионного содержания (п. 4 ст. 3, п. 4 ст. 15 и др.), которые позволяют избегать возможных коллизионных ситуаций. К сожалению, данный аспект недооценивается в науке конституционного права, где преобладает стихийный подход к явлению.
Полезные законодательные ориентиры
Так в статье 10. Пределы осуществления гражданских прав гражданского кодекса установлено: не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Доктрина выделяет следующие типичные юридические ошибки: а) неверное использование нормативных понятий и терминов «затрудняющие правильный выбор предметов и способов регулирования; б) нарушение компетенции экономического субъекта, в виде вмешательства в сферу других субъектов, превышения или использования своих полномочий; в) необоснованный выбор формы правового акта, не отражающий компетентность субъекта и содержание экономического решения; г) неверное определение видов правовых норм для решения экономической задачи и обеспечение самостоятельности бизнеса; д) неумелый выбор юридических средств для стимулирования бизнеса и мер ответственности за нарушение законности; е) игнорирование правил юридической техники, позволяющих адекватно отразить содержание экономического решения; ж) неумение анализировать и предотвращать правовые риски.
Важное значения имеет схема анализа и устранения рисков.
1. Новый подход к праву. От статики к динамике и опережающему отражению. Правовые модели. Отклонения — вектор.
2. Практика законодательной деятельности. Программа Госдумы — сентябрь-декабрь 2014 г.
3. Риск — понятие, виды.
1 Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М.: Юринформ, 2000.
36 -
Юридическая техника. 2017. № 11
4. Диагностика рисков — методы, источники.
5. Виды правовых рисков в законодательстве.
6. Виды правовых рисков в управлении, в предпринимательской деятельности.
7. Устранение рисков — изменение акта, правовая культура — «рисковое обучение». Компенсаторный механизм — фонды, резервы, страхование.
8. Показатели действия закона в достижении общего результата.
Сюжет Право и отклонения раскрывает следующие вопросы
1. Право, правовые модели, отклонения
2. Нарушение принципов — ВТО, ЕС, СЕ
3. Нарушение Венской конвенции о свободе договоров
4. Нарушение Конституции, Гражданского кодекса, законов об институтах власти, о государственной границе и территориальной целостности
Диагностика рисков (методы)
1. Закон — элементы, механизм реализации
2. Анализ статистической, тематической, юридической, ситуационной информации
3. Моделирование действия закона
4. Социологические опросы — экспертов, исполнителей, фокус- группы.
5. Эксперимент (в том числе правовой)
6. Правовой мониторинг
Ввиду очевидного многообразия правовых явлений в процессе правоприменения особое значение имеет правовой мониторинг. Разработанный в нашем научном коллективе данный институт приобретает значение динамичного и информационно-аналитического и корректирующего регулятора. Этому способствуют как Указ Президента РФ «О мониторинге правоприменения», так и институты мониторинга в отделах внутреннего права. Их действия должны коррелировать с действиями международных регуляторов в Евразийском Экономическом союзе, Совете Европы, ШОС, БРИКС и других международных объединениях. И тогда можно будет своевременно выявлять и удалять юридические коллизии в ходе реализации правовых решений и договоренностей.
Кроме диагностики правовых рисков и мониторинга методология анализа и преодоления юридических коллизий включает комплекс средств реагирования на разных этапах правового развития. Правильное понимание содержания правовых норм и их целевой ориентации связано с толкованием, которое дается Конституционным Судом РФ и руководящими разъяснениями Верховного Суда РФ в виде постановлений пленумов. Оценочные элементы есть и в решениях исполнительных и муниципальных органов, хотя их пока мало. Добавим действия институтов гражданского общества, содержащие общественную оценку правовых актов.
На следующем этапе должны быть приведены в действие соответствующие способы реагирования. Это — предостережения, предупреждения и протесты органов прокуратуры. Это — приведение в «соответствие», это — постановления, споры, обжалования, это — отмена и изменение правовых актов коллизионного содержания. Подобная динамика требует систематической работы аналитиков, специалистов и контрольно-надзорных органов.
«Всходы» юридических коллизий весьма обширны. Тут и нарушения иерархических связей в правовой системе, когда подзаконные акты принимаются вопреки смыслу норм закона, и законодательные и контрольные органы пока не могут предотвратить такое явление. Сохранять актуальность полезно между сходными нормами законов в рамках разных отраслей права и поиск приоритетов и правовых соотношений тут очень важен. Вообще во внутреннем праве много юридических коллизий и для теории права и отраслевых наук есть благодатное поле для исследований.
Обратим особое внимание на обострение коллизий между нормами национального и международного права. Период «юридического благодушия» проходит и нужно искать всходы из его противоречий в процессе решения вопросов национального самоуправления, сохранения климата, обеспечения правового суверенитета и выполнения международных обязательств.
Краткий анализ правовых регуляторов коллизионных ситуаций и реалий юридических коллизий позволяет выделить три источника правового развития в виде юридических коллизий. Во-первых, своевременного выявления и правового устранения юридических коллизий побуждает считать данное явление не эпизодом, а элементом правового регулирования, требующего специальных превентивных и императивных (судебных и т. п.) процедур. Следующий шаг — совершенствование и повышение качества законодательства и эффективность правоприменения.
Второй — в юридических коллизиях следует видеть и позитивный смысл, поскольку они открывают в определенных ситуациях путь к поиску новых правовых решений. Автор с коллективом разработал понятие «позитивных отклонений», которое можно использовать в познании правовой ре-альности1.
1 См. подробно: Правовая модель и реальность. М.: Юриспруденция, 2013. Тихомиров Ю.А. Коллизии как источник развития права
Речь идет о преодолении устаревших регуляторов в сфере производственных, трудовых, научных, социальных и иных отношений с анализом их новелл. Формирование новой правовой политики в условиях смены политических и экономических курсов находится в том же русле развития. И не надо опасаться такой грани коллизий.
Третий — новое понимание природы юридических коллизий позволяет менять юридическое мышление как статичное и динамичное и трансформировать его в гибкий и многогранный инструмент познания права. В этой действительности оправдываются спецкурсы в рамках теории права и государства отраслевых наук по тематике юридических коллизий и конфликтов. И это поможет молодежи лучше ориентироваться в правовом мире.
Выражаю надежду на то, что статья и содержащиеся в ней оценки и предложения будут стимулировать формирование такой коллизионной отрасли как коллизионное право. Этому послужит принятие федеральных законов о нормативных правовых актов, о качестве государственного управления, об административных процедурах.
38
Юридическая техника. 2017. № 11