Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА В АЛЕКСЕЕВСКОМ ДВОРЦЕ'

КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА В АЛЕКСЕЕВСКОМ ДВОРЦЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ / КОЛЛЕКЦИЯ / АЛЕКСЕЕВСКИЙ ДВОРЕЦ / А. ГЕБЕНС / РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА / ХУДОЖНИКИ-МАРИНИСТЫ / А.И. БОГОЛЮБОВ / А.К. БЕГГРОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Басова И.Г.

В петербургском Алексеевском дворце, принадлежавшем великому князю Алексею Александровичу (1850-1908), была собрана богатая коллекция живописи и графики. Эта коллекция никогда не попадала под пристальное внимание исследователей. Вскоре после смерти владельца она была распродана с молотка. Благодаря обнаруженной в Российском государственном историческом архиве описи удалось реконструировать ее состав, что позволило судить о художественных предпочтениях ее владельца. Основу коллекции составляли произведения русских художников второй половины XIX века, со многими из которых великий князь был лично знаком. В статье картины сгруппированы и рассматриваются по тематическому признаку. Самый большой раздел собрания составили работы художников-маринистов. Особое внимание уделено наиболее выдающимся и уникальным экспонатам коллекции. В Третьяковской галерее хранится одна картина из собрания Алексеевского дворца (А. Гебенс. «Семейство», 1856). Ее провенанс удалось установить благодаря уникальной владельческой наклейке, сохранившейся на обороте холста. Изучение описей помогло вернуть произведению подлинное название.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF PAINTINGS BY GRAND PRINCE ALEXEY ALEXANDROVICH IN THE ALEKSEEVSKY PALACE

In the St. Petersburg Alekseevsky Palace, which belonged to the Grand Prince Alexey Alexandrovich (1850-1908), a rich collection of paintings and drawings was gathered. This collection has never come under the scrutiny of researchers. Shortly after the owner's death, it was sold at auction. Thanks to the inventory found in the Russian State Historical Archive, it was possible to reconstruct its contents, which made it possible to judge the artistic preferences of its owner. The collection was based on works by Russian artists of the second half of the 19th century, with many of whom the Grand Prince was personally acquainted. In the article, the pictures are grouped and considered on a thematic basis. The largest section of the collection was made up of works by marine artists. Special attention is paid to the most outstanding and unique exhibits of the collection. The Tretyakov Gallery contains one painting from the collection of the Alekseevsky Palace (A. Gebens. Family. 1856). Its provenance was established thanks to a unique owner's sticker, preserved on the back of the canvas. The study of inventories helped to restore the original name of the work.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА В АЛЕКСЕЕВСКОМ ДВОРЦЕ»

Басова Ирина Геннадьевна

Государственная Третьяковская галерея, г. Москва, Российская Федерация

COLLECTION OF PAINTINGS

BY GRAND PRINCE ALEXEY

ALEXANDROVICH

IN THE ALEKSEEVSKY PALACE

КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА В АЛЕКСЕЕВСКОМ ДВОРЦЕ

о о

о

(О <

ОС

3 со

ОС <

о

CD CD

СО О

? 6о

Is*

(О СО

о

о

Q

со о

г-^

The Art of Eurasia

No. 1 (20) 2021

АННОТАЦИЯ

В петербургском Алексеевском дворце, принадлежавшем великому князю Алексею Александровичу (1850-1908), была собрана богатая коллекция живописи и графики. Эта коллекция никогда не попадала под пристальное внимание исследователей. Вскоре после смерти владельца она была распродана с молотка. Благодаря обнаруженной в Российском государственном историческом архиве описи удалось реконструировать ее состав, что позволило судить о художественных предпочтениях ее владельца. Основу коллекции составляли произведения русских художников второй половины XIX века, со многими из которых великий князь был лично знаком. В статье картины сгруппированы и рассматриваются по тематическому признаку. Самый большой раздел собрания составили работы художников-маринистов. Особое внимание уделено наиболее выдающимся и уникальным экспонатам коллекции. В Третьяковской галерее хранится одна картина из собрания Алексеевского дворца (А. Гебенс. «Семейство», 1856). Ее провенанс удалось установить благодаря уникальной владельческой наклейке, сохранившейся на обороте холста. Изучение описей помогло вернуть произведению подлинное название.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Великий князь Алексей Александрович; коллекция; Алексеевский дворец; А. Гебенс; русская живопись второй половины XIX века; художники-маринисты; А.И. Боголюбов; А.К. Беггров.

ABSTRACT

In the St. Petersburg Alekseevsky Palace, which belonged to the Grand Prince Alexey Alexandrovich (1850-1908), a rich collection of paintings and drawings was gathered. This collection has never come under the scrutiny of researchers. Shortly after the owner's death, it was sold at auction. Thanks to the inventory found in the Russian State Historical Archive, it was possible to reconstruct its contents, which made it possible to judge the artistic preferences of its owner. The collection was based on works by Russian artists of the second half of the 19th century, with many of whom the Grand Prince was personally acquainted. In the article, the pictures are grouped and considered on a thematic basis. The largest section of the collection was made up of works by marine artists. Special attention is paid to the most outstanding and unique exhibits of the collection. The Tretyakov Gallery contains one painting from the collection of the Alekseevsky Palace (A. Gebens. Family. 1856). Its provenance was established thanks to a unique owner's sticker, preserved on the back of the canvas. The study of inventories helped to restore the original name of the work.

KEYWORDS:

Grand prince Alexey Alexandrovich; painting collection; Alekseevsky Palace; Adolph Gebens; Russian painting of the second half of the 19th century; marine artists; Alexey Bogolyubov; Alexander Beggrov.

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

1. А.И. Гебенс. Семейство.

1856.

Холст, масло. 55,2 х 45,6. Государственная Третьяковская галерея

К изучению собирательской деятельности великого князя Алексея Александровича (18501908) неожиданно привело исследование одной неопубликованной картины А.И. Гебенса, которая

с 1972 года находится на временном хранении в Государственной Третьяковской галерее (рис. 1). Жанровая сцена, принадлежащая кисти немецкого художника, поступила из частного собрания.

На лицевой стороне сохранились подпись художника и дата 1856. Ни о представленном сюжете, ни об истории бытования полотна ничего не было известно.

Картина имеет довольно крупные утраты красочного слоя, однако все наиболее значимые участки живописи сохранились. Проведенные технико-технологические исследования подтвердили музейную значимость произведения. По мнению авторитетных экспертов С.В. Сирро (ГРМ) и И.В. Рустамовой (ГТГ), не вызывает сомнений подлинность подписи художника. Совершенно укладывается в представление о творческом почерке Гебенса и манера исполнения картины. Ее отличает скрупулезная передача деталей военной формы и амуниции, точность и сухость художественных средств.

Творческая биография баталиста Адольфа Ивановича Гебенса была связана в основном с Россией, где он работал с 1844 по 1863 год. Его обширному творческому наследию посвящена фундаментальная монография ГЭ. Введенского, которому, судя по приведенному списку произведений, удалось выявить 137 работ мастера, включая как сохранившиеся картины, так и известные лишь по гравюрам и письменным источникам [3, с. 172-181]. В этом подробном списке не было упоминаний о картине, которую бы можно было отождествить с хранящимся в ГТГ произведением. Однако сам исследователь выражает уверенность в существовании других, еще не обнаруженных, работ мастера.

Ключевую роль в разгадке истории бытования картины сыграла полустершаяся владельческая наклейка на обороте холста с инициалами «А.А.» (рис. 2). Сотрудница технико-технологического отдела ГТГ И.В. Рустамова смогла определить, что этот ярлык указывает на принадлежность предмета коллекции Алексеевского дворца (наб. Мойки, 122), принадлежавшего великому князю Алексею Александровичу. Это открытие требовало документального подтверждения. Поиски в Российском государственном историческом архиве привели к описям, которые не только подтвердили происхождение изучаемой картины, но и позволили оценить художественную коллекцию Алексеевского дворца в целом [8; 9; 10; 11]. Поскольку эта коллекция была довольно быстро распродана и в неразрозненном состоянии недолго пережила своего владельца, она никогда не подвергалась специальному изучению, что определило новизну представленного исследования, результаты которого изложены в данной статье.

В первую очередь следует сказать несколько слов о самом Алексеевском дворце. Несмотря на то, что история его строительства хорошо изучена [6], эта петербургская великокняжеская

резиденция далеко не так широко известна, как другие. Здание было возведено по проекту Максимилиана Егоровича Месмахера в 1883-1885 годах. Место для его строительства было выбрано не случайно: так как Алексей Александрович занимал пост главнокомандующего российского флота, его жилье возвели вблизи складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа и судостроительных верфей.

До настоящего времени от сооружения сохранились подлинные стены. Они, по мысли заказчика, должны были напоминать ему романтические замки средневековой Франции в долине реки Луары. Конечно, в выборе прототипа сказались личные пристрастия великого князя, который, судя по всему, обожал Францию. После отставки он поселился в Париже, где жил вплоть до кончины в собственной квартире на улице Габриэль. Внутреннее убранство дворца было полностью утрачено, но было воссоздано в 2006-2010 годах по сохранившимся графическим источникам и описаниям, составленным при участии архитектора П. Сюзора [6, с. 108-109]. В настоящее время в здании находится Санкт-Петербургский Дом музыки.

Отделка Алексеевского дворца характеризовалась стилевым многообразием, что было в духе эпохи историзма. Свободная планировка помещений сочетала интимность и комфорт жилых комнат с торжественностью парадных залов.

Алексей Александрович умер в 1908 г., не оставив прямых наследников. Поэтому его дворец был отдан в собственность великой княгине Марии Павловне, вдове великого князя Владимира Александровича, и великому князю Павлу Александровичу, брату покойного. В связи с разделом имущества между наследниками были составлены подробные описи, в том числе и художественных коллекций [10; 11]. Благодаря этим документам удалось установить, что собрание Алексея Александровича действительно включало одну картину Гебенса 1856 г. под названием «Семейство» [10, л. 33]. Она экспонировалась в верхнем коридоре дворца и была оценена в 100 рублей [8, л. 96]. После она попала в ту часть коллекции, которую унаследовала великая княгиня Мария Павловна.

Для обоих наследников содержание огромного помещения было обузой. Вскоре после раздела имущества они продали и само здание, и огромное художественное собрание. Судя по документам, в 1909-1910 годах был организован целый ряд аукционов, где были в розницу представлены самые разные предметы из Алексеевского дворца (мебель, статуэтки, картины и т.д.). К сожалению, в списках предметов, выставленных на эти аукционы, крайне редко фигурируют авторы живописных произведений, лоты часто названы просто «картина» или «гравюра». Можно предположить, что

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

2. А.И. Гебенс. Семейство.

1856.

Оборот картины с владельческой наклейкой. Государственная Третьяковская галерея

на одном из аукционов была продана в частные руки и исследуемая картина Гебенса.

В коллекцию Алексея Александровича входили главным образом картины и акварели современных ему отечественных живописцев, а также много гравюр. Всего — 211 наименований художественных произведений. Тематика в основном была продиктована профессиональной деятельностью и социальным статусом собирателя и была связана с морем, с историей России. Много было представлено видов Санкт-Петербурга, портретов членов императорской семьи. Достаточно узкая тематика художественного собрания Алексеев-ского дворца отвечала официальному характеру резиденции представителя императорской семьи и резко отличалась от коллекции великого князя, хранившейся в его квартире в Париже на авеню Габриэль, где владелец выступал как частное лицо. Опись французской квартиры также сохранилась [9]. Там были собраны работы в основном фривольного содержания и, как правило, французских мастеров XVIII века, например пастели Латура, картины Буше, работы Гюе.

В Алексеевском дворце картин старых мастеров почти не встречается. Немногие имевшиеся, судя по низкой цене, либо представляли собой копии, либо имели плохую сохранность. Так, мужской портрет Бронзино (1572 г.) составители описи оценили в 200 рублей, а двум неименованным картинам школы Буше была назначена цена по 75 рублей. В среднем цена на живописные произведения из коллекции колебалась от 100 до 400-500 рублей, а на графику (акварели, гравюры) — от 40 до 200 рублей. Произведений, стоимость которых была бы существенно выше приведенного среднего значения, встречается мало.

К числу исключений относится, например, гобелен императрицы Екатерины I, оцененный в 2000 рублей. Среди наиболее ценных экспонатов коллекции была также акварель придворного хроникера Михаила Зичи под названием «Из жизни императора Александра II». Ее оценили в сумму 2000 рублей. Зичи, будучи придворным художником Александра II, создал несколько серий рисунков, посвященных жизни императора, включая Коронационный альбом, серию акварелей «Хроника придворной жизни в Гатчине» (1859), «Охота при дворе Александра Второго» (1858-1861) [1]. Было и множество отдельных акварелей, посвященных разным аспектам придворной жизни. Судя по высокой цене, в собрании Алексеевского дворца был не маленький лист из серии, а отдельное, внушительных размеров произведение, но идентифицировать его с какой-либо конкретной акварелью из множества сохранившихся не представляется возможным за недостатком сведений.

Самой дорогой, судя по описи, была картина И.И. Шишкина. По оценке составителей, ее стоимость составляла 3000 рублей. В документе она называется «Закат в лесу». К теме заката, сумерек в лесу Шишкин обращался в 1870-е неоднократно. Похожие по сюжету картины хранятся в Музее изобразительных искусств Татарстана (1875), Киевском музее русского искусства (1879) [5]. Вероятно, для художника выбор сюжета, наполненного чувством пронзительной тоски и щемящего одиночества, был связан с чредой потерь близких ему людей, обрушившейся на него в 1870-е. Единственной зацепкой, которая помогла выбрать из ряда картин Шишкина с «вечерним» сюжетом именно ту, что могла бы происходить из Алексеевского дворца, послужило точное указание в описи даты создания — 1874 год. Значит, полотно было подписным и датированным.

На данный момент удалось найти всего одно изображение, удовлетворяющее данным условиям. В Государственном музейном объединении «Художественная культура русского севера» (Архангельск) находится подписная картина И.И. Шишкина, датированная 1874 годом, которая сегодня называется «Сумерки. Заход солнца» (инв. Ж 964). Высокое качество исполнения и достаточно крупные размеры полотна (117 х 86) позволяют предположить, что именно эта картина была упомянута в описи Алексеевского дворца и была оценена так дорого. Благодаря любезной консультации хранителя музея Н.Г Юдановой удалось выяснить, что картина поступила в Архангельск в 1966 году из Сольвычегодского историко-художественного музея. Более ранняя история бытования неизвестна. Холст не дублирован, но искомой владельческой наклейки на нем нет. Поэтому гипотеза о принадлежности картины из Архангельского музея коллекции великого князя Алексея Александровича осталась всего лишь предположением. Косвенным подтверждением гипотезы является сохранившаяся на раме фирменная наклейка позолотчика рам А. Жеселя, который имел мастерскую на Гороховой улице в Петербурге и принадлежал к числу поставщиков императорского двора.

Рассмотренная картина была не только единственным произведением И. Шишкина в коллекции великого князя, но и редким примером лесного ландшафта в его собрании. С детства обучавшийся морскому делу, Алексей Александрович и в живописи предпочитал марины «сухопутным» пейзажам. Исключения он, видимо, делал для ландшафтов, передающих романтическое переходное состояние природы, эффектно освещенной лучами заходящего солнца. Именно этими личными пристрастиями возможно объяснить появление в его коллекции аналогичной по сюжету картины Ю. Клевера «Вечер» (1880). Фантастические, загадочные виды

№1 (20) 2021 elSSN 2518-7767

лесных ландшафтов, где трепетное ощущение тайны утрировалось предвечерним багряным светом, стали для Ю. Клевера основным мотивом творчества. Алексей Александрович не мог пройти мимо наследия Клевера, так как его картины знали и покупали многие члены императорской семьи: и великая княжна Мария Николаевна, и Александр II, и Александр III. Судя по дате — 1880 г.— картина из Алексеевского дворца принадлежит к периоду творческого взлета Ю. Клевера.

Самый большой раздел коллекции был посвящен морю и изображениям кораблей. Как правило, марины были исполнены современными русскими художниками, чей выбор был продиктован личным знакомством с великим князем. К жемчужинам коллекции принадлежали две парных картины Алексея Петровича Боголюбова, называвшиеся, согласно описи, «Крушение крейсера Александр Невский» (1868), оцененная в 2000 рублей, и «Крейсер Александр Невский в ночное время», стоимость которой составила 1600 рублей. Этот трагический эпизод истории российского флота, случившийся 13 сентября 1868 г, чуть не стоил жизни самому будущему главнокомандующему.

В своих «Записках моряка-художника» Боголюбов так вспоминал об этом событии: «На одном из вечеров у цесаревича получено было известие о крушении у берегов Дании фрегата 'Александр Невский", на котором плавал вел. кн. Алексей Александрович. Фрегат раскатало вдребезги, но Его Высочество благополучно спасся от гибели. Событие это по приказанию Государя императора я написал в двух картинах, составляющих собственность генерал-адмирала. Это — "Выход Великого Князя из катера в бурунах" и "Благодарственный молебен вечером после крушения на берегу". Для этого я отправился в Данию, где написал этюды местности и бурунов, а фрегат уже видел по частям, выброшенный на берег» [2].

Сегодня картины называются «Гибель фрегата Александр Невский» (Дневной вариант) (145 х 190) и «Гибель фрегата Александр Невский. Вид ночью» (120 х 193). Обе находятся в Центральном военно-морском музее (ЦВММ) в Санкт-Петербурге, куда поступили из музейного фонда отдела охраны памятников искусства и старины в 1921 году [4, с. 95; 7, с. 69-70]. Кроме описанных, в собрание входила еще одна картина Боголюбова «Судно Стрела» (200 руб.), идентифицировать которую пока не удалось.

Одним из любимых художников великого князя Алексея Александровича был Александр Карлович Беггров, произведений которого в коллекции насчитывалось восемь. С великим князем его связывали не только и не столько взаимоотношения художника и заказчика, но прежде всего совместная служба в Морском ведомстве, где изначально

Беггров, окончивший Николаевское инженерное и Морское инженерно-артиллерийское училище, служил офицером, а с 1878 г. до конца жизни — в звании художника Морского министерства.

Беггров ходил в плавание на фрегатах «Ослябя» и «Александр Невский». К слову, акварельное изображение фрегата «Ослябя» (50 руб.) его кисти и картина «Фрегат "Александр Невский"» (700 руб.) также входили в состав коллекции Алексеевского дворца. Винтовой фрегат «Ослябя», заложенный 21 декабря 1858 г. на Охтинской верфи, был спущен на воду 8 октября 1860 г., а 19 октября 1874 г. исключен из списков флота.

На фрегате «Александр Невский» Беггров, как и Алексей Александрович, оказался в момент гибели корабля. Художник, ставший участником события, сделал несколько натурных зарисовок, на которые опирался потом Боголюбов, когда писал картины на тему этого крушения. Это знакомство стало фундаментом для дальнейшего сближения и тесной дружбы двух маринистов. В начале 1870-х А. Беггров поступил вольнослушателем в Академию художеств, желая продолжить дело своего отца, известного живописца первой половины XIX века Карла Беггрова. Позже он решил оставить офицерскую службу ради изобразительного искусства. Оказавшись в Париже, мастер был принят в кружок русских художников, лидером которого был А.П. Боголюбов.

Другим кораблем, объединившим биографии Беггрова и великого князя Алексея Александровича, стал фрегат «Светлана», на котором оба приняли участие в кругосветном путешествии в 1871-1873. Беггров занимал должность офицера, а великий князь—старшего офицера. В 1879 году художник еще раз совершает плавание на этом корабле в Грецию и Турцию. Знавший до тонкостей оснастку фрегата, он изображал «Светлану» неоднократно. Только на сюжет «Палуба крейсера "Светлана"» им было написано по меньшей мере три картины в 1881, 1883 и 1884 годах. По его рисункам и наброскам был сделан ряд гравюр Лаврентием Серяковым и Августом Даугелем. В коллекции Алексеевского дворца были его картины «Крейсер "Светлана"» (1878, 700 руб.) и «На палубе крейсера "Светлана"» (1881, 500 руб.). Оба произведения находятся в Центральном военно-морском музее (ЦВММ).

Кроме изображений кораблей, на которых Беггрову приходилось служить самому, интерьеры Алексеевского дворца украшали исполненные им виды императорских яхт, например прогулочной яхты «Держава», построенной в 1871 году. Яхта имела передовое для своего времени техническое оснащение и замечательную дорогую отделку кают. Возможно, именно за картину, упомянутую в описи Алексеевского

дворца под именем «Судно "Держава"», Беггров в 1873 г. был награжден малой серебряной медалью. По мнению оценщиков, стоимость этого произведения составляла 600 руб.

С годами всё более удаляясь от морской службы, А. Беггров чаще выбирал в качестве сюжетов своих картин виды Петербурга. Судя по всему, он не терял связи со своим высокопоставленным сослуживцем Алексеем Александровичем. В коллекции были три его картины с видами столицы: «Исаакиевский собор при лунном освещении» (300 руб.), «Главный морской штаб» (500 руб.), «Царский смотр» (400 руб.). К сожалению, в описи содержится недостаточно сведений для идентификации по названиям конкретных произведений, так как художник варьировал одни и те же сюжеты, неоднократно возвращаясь к любимым видам северной столицы с одних и тех же точек зрения, меняя освещение, стаффаж, время года. Пролить свет могло бы только обнаружение владельческого ярлыка, как на упомянутой в начале статьи картине Гебенса.

Морской тематике были посвящены в Алек-сеевском дворце картины и акварели и других мастеров: Л. Блинова («Спуск "Полярной звезды"», 1890), Л.Ф. Лагорио («Морской вид», 1860). Фрегаты «Александр Невский» и «Светлана» были представлены на трех из четырех акварелей Арсения Ивановича Мещерского (четвертая акварель Мещерского называлась «Красное Село; Комната»).

Мещерский не специализировался на морской тематике. Но несколько эпизодов его биографии, связанных с морем, в частности путешествие на фрегате «Александр Невский» в 1864 г., позволили живописцу открыть для себя новую грань творчества. Одну из картин на сюжет гибели «Александра Невского» Мещерский написал по заказу вице-адмирала К.Н. Посьета, под чьим руководством Алексей Александрович осваивал премудрости морского дела. Был художник лично знаком и с самим великим князем: мастер сопровождал его в путешествии в 1867 году.

Примечательно присутствие в коллекции работы малоизвестного мариниста Леонида Демьяновича Блинова. Будучи главным художником министерства водного транспорта Российской империи, он также участвовал в морских походах по Балтийскому и Черному морям и в кругосветном путешествии.

Несколько удивительным кажется факт, что Алексей Александрович, при всей любви к морской теме, вовсе не приобретал картин модного И. Айвазовского. Была только одна копия с него неизвестного автора, оцененная в 100 рублей.

Второй по количеству произведений раздел коллекции был посвящен видам Петербурга и пригородным императорским резиденциям.

Большинство видов были графические (раскрашенные гравюры, реже акварели), исполненные неизвестными художниками. Две гравюры принадлежали резцу М.И. Махаева. Небольшое число видов Петербурга было исполнено маслом. Кроме упомянутых картин Беггрова в собрании была, например, картина Верещагина (надо думать, Петра Петровича Верещагина) «Вид Биржи» (200 руб.).

Небольшой раздел составляли произведения батальной и военно-бытовой направленности, куда следует включить и картину Гебенса «Семейство» (1856), с которой мы начали обзор коллекции. Ге-бенс с 1848 г. много работал по заказу Собственного кабинета Его Императорского Величества и был одним из любимых великими князьями художников. Его картины украшали помещения Екатерининского дворца Царского Села, много, судя по документам, их было в Александровском дворце, в других императорских и великокняжеских резиденциях [3, с. 9]. Большая часть заказанных Гебенсу произведений имела небольшой формат (в среднем 60 х 80), близкий к картине из Государственной Третьяковской галереи (55,2 х 45,6), и была посвящена будням русской армии и бытовым армейским сценам. За каждую работу из средств Собственного кабинета ему платили по 400 рублей [3, с. 5].

Высокопоставленные заказчики не в последнюю очередь видели ценность работ Гебенса в том, что он очень тщательно и достоверно передавал детали обмундирования разных полков. В конце XIX века, когда картины Гебенса утратили функцию учебных пособий, уступив ее фотографии, их стали передавать в полковые собрания и полковые музеи.

Кроме работы Гебенса, к разделу военно-бытового жанра можно причислить картину Шульца «Маневры». Творческая биография Карла Фридриха Шульца (1796-1866) в чем-то схожа с творческой биографией Гебенса. Он также приехал в Россию по приглашению Николая I и выполнял заказы, изображая различные полки русской армии.

Одно из немногих известных имен акварелистов, которое встречается на страницах описи,—Адольф Иосифович Шарлемань (1826-1901). В коллекции была его акварель «Большие маневры в Париже» за 175 руб. А.И. Шарлемань, как и Зичи, был удостоен звания «Художник Его Императорского Величества» и работал по заказу августейшей семьи. По тематике произведений Шарлемань был чем-то близок Гебенсу, работая на стыке батального и военно-бытового жанра. Мастер учился в Петербургской академии художеств по классу батальной живописи у Виллевальде, затем в Мюнхене под руководством А.Е. Коцебу. Работы Шарле-маня входили в личное собрание Александра II [12].

Художественным вкусам великого князя Алексея Александровича импонировали, по-видимому,

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

работы мастеров академического и салонного направления, чье творчество было достаточно хорошо представлено. В собрании было несколько картин модного художника Константина Маковского, картина Валерия Ивановича Якоби «Ледяной дом» (возможно, копия с оригинала, который сейчас находится в Русском музее), картина Федора Андреевича Бронникова «Старик-нищий» (1890) (возможно, копия с одноименного изображения из ГТГ 1869 года), копия с Т. Неффа «Мадонна» (140 руб.).

К разделу салонного искусства можно причислить работу Франсуа Фламенга «Дама на улице» (900 руб.), а также исполненные тем же автором раскрашенные гравюры «Изола Белла» (400 руб.) и «Мальмезон» (400 руб.). У Фламенга, французского мастера, прославившегося историческими сценами из жизни аристократии и салонными портретами представителей высшего света, заказывали свои изображения княгиня Зинаида Юсупова и великая княгиня Елизавета Федоровна. Упомянутые в описи произведения были, вероятно, привезены великим князем из Франции.

Отдельно следует выделить небольшую группу произведений на сюжет рыцарства и средневековья, близкий романтически настроенному великому князю. Интерес к теме покрытого тайнами Средневековья и благородного рыцарства он унаследовал, вероятно, от деда, императора Николая I. Этому сюжету были посвящены рисунок Ван Лоо «Рыцари верхом» (75 руб.), старинная масляная картина неизвестного художника «Рыцари верхом» (150 руб.), картины Тито Лесси «Сидящий рыцарь» и К. Маковского «Голова рыцаря» (400 руб.).

Конечно, настоящее исследование, начавшееся с изучения одной картины, является только первым шагом на пути реконструкции живописного собрания Алексеевского дворца. Самая большая трудность состоит в соотнесении описи с реальными произведениями. Этот процесс крайне осложнен тем, что в начале ХХ века большая часть коллекции разошлась фактически с молотка и утратила свой провенанс. Многие картины, приобретавшиеся Алексеем Александровичем, вероятно, до сих пор находятся в частных руках. Если потом какие-то произведения и попадали в музейные собрания, великий князь Алексей Александрович в качестве первого их владельца нигде не указан даже в каталогах собраний и монографиях о художниках. При этом далеко не каждый представленный в коллекции художник удостоился на данный момент обобщающей монографии. Единственным знаком, гарантированно указывающим на связь произведения с Алексеевским дворцом, могла бы служить владельческая наклейка на обороте. Но нельзя не учитывать вероятность того, что не на всех работах она сохранилась.

Если говорить в целом о коллекции великого князя Алексея Александровича, следует отметить, во-первых, глубоко личностный подход ее владельца к вопросам собирательства. Картины из Алексеевского дворца не просто отражают художественный вкус собирателя, они словно самые сокровенные мемуары во всей полноте рисуют перед нами увлечения и характер хозяина, со всеми его слабостями и привязанностями, рассказывают о его деятельности, отмечают яркие события биографии, раскрывают его семейные связи и знакомства. Алексей Александрович не старался следовать моде, не претендовал на широту охвата какой-то художественной школы или мастера. Собирательство, как, вероятно, и строительство собственного дворца, было для него одним из способов выражения собственной личности.

The Art of Eurasia

No. 1 (20) 2021

Литература

1. Алешина Л. Михай Зичи М.: Изобразительное искусство, 1975. 240 с.

2. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smr.ru/centre/win/books/bogolub_zap/1864-1869.htm (дата обращения 12.01.2021).

3. Введенский Г.Э. Армейских будней летописец. Художник А.И. Гебенс (1819-1888). Санкт-Петербург: Атлант, 2006. 184 с.

4. Военно-морской флот России в произведениях отечественной живописи. 1696-1917. Каталог коллекции музея / Под общ. ред. А.М. Алешина; Центральный военно-морской ордена Красной звезды музей. Л.: [б. и.], 1991. 303 с.

5. Иван Иванович Шишкин. 1832-1898. К 175-летию со дня рождения художника. Альбом-каталог / Государственная Третьяковская галерея; авт. сост. Н.Н. Мамонтова и др.; авторы вступ. статей ГС. Чурак, Н.К. Маркова, О.Г Птицына. М.: СканРус, 2007. 279 с.

6. Малинина Т.А. Суздалева Т.Э. Дворец великого князя Алексея Александровича. Санкт-Петербург: ООО «Алмаз», 1997. 191 с.

7. Каталог живописи Центрального военно-морского музея. Л.: [б. и.], 1970. 366 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Российский государственный исторический архив. Ф. 528. Оп. 1. Д. 758. О собственных капиталах и процентных бумагах вел. кн. Алексея Александровича. Списки картин и вещей. Л. 95-98. Оценка картин в Б. п. вел. кн. Алексея Александровича, сделанная Фельтеном.

9. Российский государственный исторический архив. Ф. 528. Оп. 1. Д. 758. О собственных капиталах и процентных бумагах вел. кн. Алексея Александровича. Списки картин и вещей. Л. 8-29. Опись вещам в Бозе почившего великого князя Алексея Александровича, находившимся в квартире Е.И.В. в Париже 38, avenue Gabriel.

10. Российский государственный исторический архив. Ф. 528. Оп. 1. Д. 765. О разделе движимого имущества вел. кн. Алексея Александровича. Л. 32-33 об. Опись картин в Бозе почившего великого князя Алексея Александровича, составляющих наследственную долю Ея императорского высочества великой княгини Марии Павловны.

11. Российский государственный исторический архив. Ф. 528. Оп. 1. Д. 765. Л. 43-44 об. Опись картин в Бозе почившего великого князя Алексея Александровича, составляющих наследственную долю Его императорского высочества вел. кн. Павла Александровича.

12. Филиппова А.А. Творчество художника А.И. Шарлеманя // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 2. С. 208-216.

References

1. Aleshina L. MikhajZichi. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1975. 240 p. (In Russian).

2. Bogolyubov A.P. Zapiski moryaka-khudozhnika [Notes of a sailor-artist]. Available at: http://www.smr.ru/centre/win/books/bogolub_zap/1864-1869.htm (accessed 12.01.2021). (In Russian).

3. Vvedensky G.E. Armeiskikh budnei letopisets. Khudozhnik A.I. Gebens (1819-1888) [Army everyday life chronicler. Artist A.I. Gebens (1819-1888)]. St. Petersburg, Atlant, 2006. 184 p. (In Russian).

4 Alyoshin. A.M. (ed.). Voenno-morskoi flot Rossii vproizvedeniyakh otechestvennoizhivopisi. 1696-1917 [The Russian Navy in the works of Russian painting. 1696-1917. Museum collection catalog]. Leningrad, S. n., 1991. 303 p. (In Russian).

5. Mamontova N.N. (comp.). Ivan Ivanovich Shishkin. 1832-1898. K 175-letiyu so dnya rozhdeniya khudozhnika [Ivan Ivanovich Shishkin. 1832-1898. To the 175th anniversary of the artist's birth. Album catalog]. Moscow, SkaNRus Publ., 2007. 279 p. (In Russian).

6. Malinina T.A. Suzdaleva T.E. Dvorets velikogo knyazya Alekseya Aleksandrovicha [Palace of the Grand Duke Alexei Alexandrovich]. St. Petersburg, Almaz Publ., 1997. 191 p. (In Russian).

7. Katalog zhivopisi Tsentral'nogo Voenno-morskogo muzeya [Catalog of paintings of the Central Naval Museum]. Leningrad, S. n., 1970. 366 p. (In Russian).

8. Rossiiskiigosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archives], coll. 528, aids 1, fol. 758. About own capital and interest-bearing securities of the Grand Duke Alexei Alexandrovich. Lists of pictures and things. L. 95-98. Felten's assessment of the paintings of the late Grand Duke Alexei Alexandrovich. (In Russian).

9. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archives], coll. 528, aids 1, fol. 758. About own capital and interest-bearing securities of the Grand Duke Alexei Alexandrovich. Lists of pictures and things. L. 8-29. Inventory of the belongings of the late Grand Duke Alexei Alexandrovich, who were in the apartment of E.I.V. in Paris 38, avenue Gabriel. (In Russian).

10. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archives], coll. 528, aids 1, fol. 765. On the division of the movable property of Grand Duke Alexei Alexandrovich. L. 32-33 rev. An inventory of the paintings of the late Grand Duke Alexei Alexandrovich, constituting the hereditary share of Her Imperial Highness, Grand Duchess Maria Pavlovna. (In Russian).

11. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archives], coll. 528, aids 1, fol. 765, l. 43-44 back. An inventory of the paintings of the late Grand Duke Alexei Alexandrovich, which constitute the hereditary share of His Imperial Highness, Grand Duke Pavel Alexandrovich. (In Russian).

12. Filippova A.A. Tvorchestvo khudozhnika A.I. Sharlemanya [The work of the artist A.I. Charlemagne]. Observatoriya kul'tury - Observatory of Culture, 2017, vol. 14, No. 2, pp. 208-216. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Басова Ирина Геннадьевна — кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Государственная Третьяковская галерея, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: Nika3410@yandex.ru

ABOUT AUTHOR: Basova, Irina Gennadyevna — Cand. Sc. (Art History), Researcher, the State Tretyakov Gallery, Moscow, Russian Federation. E-mail: Nika3410@yandex.ru

Для цитирования

For citation:

Басова И. Г Коллекция живописи великого князя Алексея Александровича в Алексеевском дворце // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 1 (20). С. 142-151. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.010 URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/164

Basova I.G. Collection of paintings by Grand Prince Alexey Alexandrovich in the Alekseevsky Palace. Iskusstvo Evrazii -The Art of Eurasia, 2021, No. 1 (20), pp. 142-151. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.010

Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/164 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.