Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ ТАГАРСКОГО МОГИЛЬНИКА БЕЛЫЙ ЯР I (АЛТАЙСКИЙ РАЙОН, РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ)'

КОЛЛЕКЦИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ ТАГАРСКОГО МОГИЛЬНИКА БЕЛЫЙ ЯР I (АЛТАЙСКИЙ РАЙОН, РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАШЕНИЯ / БУСИНЫ / КАМЕННЫЕ ИМИТАЦИИ КАУРИ / ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА / ХАКАССКО-МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА / ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ / СТЕКЛОДЕЛИЕ / РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Губенко Екатерина Викторовна, Поселянин Александр Иванович

Эпоха раннего железа на территории Хакасско-Минусинской котловины представлена тагарской археологической культурой (VII - III вв. до н.э.). Среди погребального инвентаря могильника Белый Яр I была обнаружена коллекция украшений, состоящая из бусин различного материала и каменных имитаций раковин каури. В работе даётся общая характеристика собрания, в котором выделяются четыре группы. Все изделия из камня и стекла относятся к импортным товарам, а роговые бусины, на наш взгляд, являются продуктом местного ремесленного косторезного дела. Отмечено среднее качество украшений. Возможно, изучаемая территория являлась конечным пунктом торговых караванов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF JEWELRY FROM THE TAGAR BURIAL GROUND BELIY YAR I (ALTAI DISTRICT, REPUBLIC OF KHAKASSIA)

The Early Iron Age on the territory of the Khakass-Minusinsk basin is represented by the Tagar archaeological culture (VII - III centuries BC). Among the grave goods of the Bely Yar I burial ground, a collection of jewelry was found, consisting of beads of various materials and stone imitations of shelps of cowries. The work gives a general description of the collection, in which four groups are distinguished. All stone and glass products are imported, and horn beads, in our opinion, are the product of local handicraft bone carving. The average quality of jewelry is noted. Perhaps the area under study was the final destination of trade caravans.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ ТАГАРСКОГО МОГИЛЬНИКА БЕЛЫЙ ЯР I (АЛТАЙСКИЙ РАЙОН, РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 903.25:903.53(571.513)"637/638"

КОЛЛЕКЦИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ ТАГАРСКОГО МОГИЛЬНИКА БЕЛЫЙ ЯР I (АЛТАЙСКИЙ РАЙОН, РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ)

Губенко Екатерина Викторовна,

магистрант Гуманитарного института Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск)

Поселянин Александр Иванович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института истории и права Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Эпоха раннего железа на территории Хакасско-Минусинской котловины представлена тагарской археологической культурой (VII - III вв. до н.э.). Среди погребального инвентаря могильника Белый Яр I была обнаружена коллекция украшений, состоящая из бусин различного материала и каменных имитаций раковин каури. В работе даётся общая характеристика собрания, в котором выделяются четыре группы. Все изделия из камня и стекла относятся к импортным товарам, а роговые бусины, на наш взгляд, являются продуктом местного ремесленного косторезного дела. Отмечено среднее качество украшений. Возможно, изучаемая территория являлась конечным пунктом торговых караванов.

Ключевые слова: украшения, бусины, каменные имитации каури, тагарская культура, Хакасско-Минусинская котловина, торговые связи, стеклоделие, ремесленное производство.

COLLECTION OF JEWELRY FROM THE TAGAR BURIAL GROUND BELIY YAR I (ALTAI DISTRICT, REPUBLIC OF KHAKASSIA)

Gubenko Ekaterina Viktorovna,

graduate student of the Humanitarian Institute Novosibirsk State University (Novosibirsk)

Poselyanin Alexander Ivanovich,

Ph. D. in History, Associate Professor of the History Department, Institute ofHistory and Law Katanov Khakass State University (Abakan)

The Early Iron Age on the territory of the Khakass-Minusinsk basin is represented by the Tagar archaeological culture (VII - III centuries BC). Among the grave goods of the Bely Yar I burial ground, a collection ofjewelry was found, consisting of beads of various materials and stone imitations of shelps of cowries. The work gives a general description of the collection, in which four groups are distinguished. All stone and glass products are imported, and horn beads, in our opinion, are the product of local handicraft bone carving. The average quality ofjewelry is noted. Perhaps the area under study was the final destination of trade caravans.

Key words: jewelry, beads, stone imitations of cowries, Tagar culture, Khakass-Minusinsk basin, trade relations, glass making, handicraft production.

В УП-Ш вв. до н.э. на территории Хакас-ско-Минусинской котловины активно развивалась одна из наиболее самобытных культур скифского типа степного пояса Евразии - тагарская [1, с. 187]. В процессе исторического развития территориальная удалённость от центров оседлых цивилизаций и близость к таёж-

ной зоне предопределили своеобразие культурных традиций у её населения [2, с. 154]. Природно-географическая уникальность этого региона и относительная географическая замкнутость объясняют высокую концентрацию археологических памятников различного типа, однако в количественном соотношении преоб-

ладают погребальные комплексы. Одним из ярких памятников является могильник Белый Яр I, который относится ко времени «расцвета» тагарской культуры.

Могильник принадлежит к числу немногих тагарских памятников, которые исследованы к настоящему времени полностью. Он расположен в 4,3 км к востоку от п. Белый Яр Алтайского района Республики Хакасии, в междуречье рр. Абакан и Енисей. Археологической лабораторией Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова в ходе многолетних полевых исследований 1989-1992, 1997, 2005, 2008-2011 гг. под руководством А. И. Поселянина и В. С. Зубкова были изучены десять курганов, составлявших данный могильник. Восточная граница памятника определялась на момент начала раскопок в 1989 году краем действующего одноимённого угольного разреза, а его западная граница проходила в 200 - 250 метрах восточнее кошары и силовой подстанции.

В исследованных могилах погребальный обряд и инвентарь характерны для сарагашен-ского этапа развития тагарской культуры (VIII вв. до н. э.) [3]. В настоящее время в состав коллекции входят как орудия труда и керамика, так и украшения, включая бусины, изготовленные из различного материала, а также имитации раковин каури [4].

Известно, что на протяжении всей человеческой истории украшения являлись наиболее распространёнными предметами в созданном человеком мире вещей. Их функциональное назначение всегда было связано с эстетическими и сакральными сферами жизнедеятельности. В эпоху раннего железа у населения Минусинской котловины самым популярным украшением были бусины, на что указывают их многочисленные находки как в погребальных комплексах, так и в кладах. Ими украшали шею и руки, головные

уборы и одежду, которую носили в повседневной жизни и которую готовили для перехода в мир мёртвых. Массовость и типологическое разнообразие делают данную категорию украшений перспективной для статистических методов анализа, а полученные на их основе результаты объективными и надёжными

В коллекции украшений из могильника Белый Яр I выделяются четыре группы изделий: каменные бусины (67 экз.), стеклянные и стек-ляновидно-пастовые бусины (22 экз.), роговые бусины (4 экз.) и каменные имитации раковин каури (13 экз.). Многочисленные аналогии с бусинными украшениями традиционных регионов стеклоделия и ремесленного производства, а также отсутствие следов стеклодельных и камнерезных мастерских на территории Минусинской котловины в эпоху раннего железа позволяют отнести первые две группы бусин и каменные имитации каури к числу импортных товаров. Единственная группа - роговые бусины - на наш взгляд, является продуктом местного ремесленного косторезного дела. Работа по изготовлению изделий из этого материала не требовала высокой квалификации мастера и могла осуществляться в рамках домашнего производства.

Материал для изготовления бусин из камня представлен двумя видами: сердоликом и породой мягкого камня, предположительно, аргиллита (рис. 1). Крупные месторождения сердолика были известны ещё с древнейших времён в Индии (г. Бхаруч, штат Гуджарат), Пакистане (провинция Синд), на Среднем Востоке (территория юго-западной части Аравийского полуострова) [5, с. 160]. Цветовая гамма изделий - оранжево-красная и молочная, что связано с материалом изготовления. Форма различна, однако чаще всего встречаются цилиндрические, зонные и бочонковид-ные бусины.

Стеклянные и каменные бусины из коллекции украшений, обнаруженных в могильнике Белый Яр I

При изучении технологии производства каменных украшений у 46 экземпляров из могильника Белый Яр I (11 сердоликовых и 35 аргиллитовых бусин) были выделены четыре последовательных технологических этапа: получение заготовки, сверление, шлифовка и полировка, что укладывается в рамки набора основных последовательных процессов производства [6]. У 21 изделия из сердолика сверление канала не было зафиксировано, однако в качестве сквозного отверстия бусины выступает жеода - полая секреция, образующаяся при заполнении минеральным веществом замкнутых полостей в горных породах [7]. Использование жеоды как канала украшений свидетельствует о сокращении трудоёмкости работы мастера-ремесленника на одну из сложных технологических операций - сверление. Необходимо отметить, что сердоликовые и аргиллитовые бусины фиксируются в памятниках позднего этапа карасукской культуры, получившей своё развитие на территории Ха-касско-Минусинской котловины в бронзовый век [8; рис. 1; 9].

В коллекции выделяется группа стеклянных и стекловидно-пастовых бусин, насчитывающая 22 экземпляра изделий. В научной литера-

туре можно встретить такие понятия, как «стекло», «стекловидная паста» или «паста», «египетский фаянс», а также «фритта». В целом материалы являются подобными, так как изготовлены на основе SiO2 (диоксида кремния), но различаются содержанием концентрации щелочи, меди и извести [10, с. 13-15]. Обычно специалисты под «стекловидной пастой» или «пастой» понимают вещество белого или синего цвета с шероховатой поверхностью [11, с. 14]. Без химического исследования определить материал, из которого изготовлены бусины, не представляется возможным. Только при изучении химического состава изделий с применением различных физико-химических методов, в первую очередь оптического эмиссионного спектрального анализа, можно выявить материал изготовления украшений. На данном этапе работы было принято решение объединить изделия в одну группу - стеклянные бусины.

Изделия зонной, цилиндрической и фигурной (усечённо-биконической со сглаженными гранями и рёбрами) формы выполнены в двух цветовых гаммах - синей и бежевой. Среди стеклянных бусин преобладают неорнаменти-рованные украшения (14 экз.). Орнаментиро-

ванные изделия представлены восьмью экземплярами. В качестве орнамента выступают два или три глазка, выполненные в виде одного круга жёлтого цвета. Стоит подчеркнуть, что именно глазчатый орнамент был наиболее популярным на территории Минусинской котловины в период с VII в. до н. э. по У в. н. э. В коллекции украшений выделяются семь стеклянных бусин со следами адгезива - клеящего вещества, вероятно, природного происхождения (растительного или животного).

Роговые бусины местного производства представлены в собрании четырьмя экземплярами. Изделия повторяют размер (12 х 9 мм) и фигурную (усечённо-биконическую со сглаженными гранями и рёбрами) форму стеклянной бусины, которая относится к импортной продукции.

Ещё одна группа украшений - каменные имитации каури (13 экз.). Настоящие раковины каури, которые насчитывают около 300 видов семейств морских брюхоногих моллюсков, обитают в тропических морях. В древности у населения различных регионов был популярен вид каури-монета (лат. Сургаеа moneta), который использовался в качестве денежной единицы [12]. В археологических памятниках Са-яно-Алтайского региона, в частности на территории Верхнего Енисея, фиксируется этот вид моллюсков [13, с. 142].

Форма каменных имитаций каури с памятника Белый Яр I приближена к натуральным раковинам яйцевидной формы. Их цветовая гамма - зеленовато-серая, что соответствует материалу изготовления: агальматолиту или пагодиту - горной породе, состоящей из минерала пирофиллита, обычно с примесью талька, слюдистых и каолиновых минералов [14].

Одни из крупнейших месторождений камня располагаются недалеко от г. Шанхай в Китае, а также в России, в Западной Туве, на вершине г. Сарых-Хая, представляющей водораздел между рр. Хопделеп и Хемчик [14]. Традиция тувинского камнерезного дела, по одной из

версий исследователей, зарождается в глубокой древности [15]. Ранние изделия мелкой пластики могли быть подражаниями монументальным изваяниям Саяно-Алтайского региона - памятникам окуневской культуры бронзовой эпохи Минусинской котловины. Наибольшее количество параллелей в тувинском камнерезном деле прослеживается с образцами скифо-сибирского звериного стиля. Возможно, каменные имитации раковин каури могли относиться к импорту с территории Верхнего Енисея в эпоху раннего железа. Однако широкое использование агальматолита в качестве поделочного и декоративного камня для изготовления культовых скульптур, печаток, курильниц известно и в Древнем Китае, разработки месторождений которого здесь ведутся на протяжении несколько тысячелетий [14].

При изучении технологии изготовления данной категории украшений нами было выделено пять технологических этапов: получение заготовки, сверление, создание посередине углубления вдоль заготовки (имитация створок раковин каури), шлифовка и полировка. Внутри углублений и в канале на двух экземплярах зафиксированы органические остатки (остатки тонких кожаных ремешков), что показывает способ их ношения на теле, крепления к одежде, головному убору [16, с. 34; 17, с. 139]. В литературе отмечено, что бусины из различного материала, в том числе кости, камня (особенно сердолика) и стекла, нанизывали вместе с имитациями раковин каури [18, с. 91].

На наш взгляд, коллекция украшений из памятника Белый Яр I может в определённой степени служить эталоном для исследования этнокультурных, миграционных, торгово-обменных процессов, протекавших на территории Среднего Енисея. Такие признаки, как отсутствие стеклодельных и ремесленных мастерских на изучаемой территории, месторождений сердолика и агальматолита, а также аналогии украшений, которые встречаются на территории Северного Причерноморья, Егип-

та, Закавказья, Южного Урала, свидетельствуют об импорте украшений. Малая доля изделий, относящихся к местному производству, демонстрирует развитые экономические, торговые и культурные связи местного населения изучаемой территории с другими регионами. Поступление импортных вещей происходило, скорее всего, с торгового пути, проходившего по территории Средней Азии через страны, в которых ремесленники занимались обработкой драгоценных камней. Отмечено среднее качество изделий (невысокопробный

материал, сколы, некачественное сверление, использование жеоды в качестве канала отверстия). Вероятно, территория степной зоны Среднего Енисея была одним из конечных пунктов торговых караванов.

Выражаем признательность заведующему лабораторией обработки камня ГГФ НГУ Се-реднёву Михаилу Авраамовичу за помощь и консультацию в определении минералов и горных пород, из которых изготовлены исследуемые украшения.

Библиографический список

1. История Сибири с древнейших времён до наших дней. В 5 т. Т. 1. Древняя Сибирь. Л.: 19б8. 45б с.

2. Савинов Д. Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея (археологические культуры и культурогенез). СПб: СПбГУ, 2QQ2. 2Q4 с.

3. Zubkov V. S, Poseljanin A. I. Das tagarzeitliche Graberfeld Belyj Jar I in Chakassien // Archaologie in Eurasien. Band 8. Deutches Archaologisches Institute. Eurasien Abtilung. Rahden, West Leidorf, 1999. 278 p.

4. Зубков В. С., Поселянин А. И Татарский могильник Белый Яр I в Хакасии // Северная Евразия от древности до средневековья: тезисы конференции к 90-летию М. П. Грязнова. СПб, 1992. С. 153-160.

5. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия) / Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни; пер. А. М. Беленицкого; под ред. проф. Г. Г. Леммлейна [и др.]; статьи и примеч. А. А. Беленицкого и Г. Г. Лем-млейна. Л.: Изд-во Акад. наук СССР [Ленингр. отд-ние], 19б3. 518 с.

6. Леммлейн Г. Г. Техника сверления каменных бус из раскопок на Кавказе // КСИИМК. Вып. XVIII. М.; Л., 1947. С. 22-30.

7. Жеода. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/geology/text/2б25815 (дата обращения: 11.Q7.2Q22).

8. Минор О. В, Петренко А. Л., Петренко Ю. А. К вопросу реконструкции деталей женского костюма карасукской эпохи // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2Q16. С. 79-82.

9. Подольский М. Л. Раскопки на Усть-Коксе и у с. Белоярск // АО 197б тода. М., 1977. С. 233.

10. Абдуразаков A. A., Безбородов М. А., Заднепровский Ю. А. Стеклоделие Средней Азии в древности и Средневековье. Ташкент, 19б3. 24Q с.

11. Галибин В. А. Особенности состава фаянсовых и стеклянных украшений из памятников Южной Сибири V в. до н. э. -I в. н. э. (по данным количественного спектрального анализа) // КСИА. М., 1985. № 184. С. 14-21.

12. Ершов В. Е., Кантор Ю. И. Морские раковины. Краткий определитель. М.: Курсив, 2QQ8. 288 с.

13. Килуновская М. Е., Леус П. М. Новые материалы улут-хемской культуры в Туве // Археологические вести. СПб., 2018. С. 125-152.

14. Петров В. П. Рассказы о поделочном камне. М: Наука, 1982. 1Q4 с. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/П/petrov-valerij-petrovich/rasskazi-o-podelochnom-kamne (дата обращения: 12.Q7.2Q22).

15. Кисель В. А. История камнерезного искусства Тувы. Музейные коллекции и научные исследования // МАЭ РАН, 2004. С. 44-56.

16. Килуновская М. И., Семёнов В. А., Семёнов А. В., Бусова В. С. Поясные наборы в культуре кочевников Тувы // Новые исследования Тувы, 2Q21. № 1. С. 3Q-50.

17. Минор О. В. Женский набор украшений карасукской культуры // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. Т. 9. Вып. 5: Археология и этнография, 2Q1Q. С. 13б-145.

18. Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 198б. 18Q с.

© Губенко Е. В., Поселянин А. И., 2Q22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.