ЕДОВИН А. Г
Коллекция экспедиций Б. Ли Смита, Ф. Джексона и У. Уэлмана в фондах ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей»
EDOVIN A. G.
The collection of B. Lee Smith, F. Jackson and W. Wellman expeditions in the holdings of "Arkhangelsk Regional Lore Museum"
Сведения об авторе:
Едовин Алексей Геннадьевич, кандидат исторических наук, учёный секретарь,
ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей»
Alexej.edovin@yandex.ru
Author:
Edovin Alexei Gennadievich, State Budget Cultural Institution of the Arkhangelsk Region "Arkhangelsk Regional Lore Museum", academic secretary, candidate of historical sciences
Alexej.edovin@yandex.ru Аннотация:
В статье описываются коллекции предметов, собранные с мест зимовок на Земле Франца-Иосифа арктических экспедиций Б. Ли Смита (1881-1882 гг.), Ф. Джексона (1894-1897 гг.) и У Уэлмана (1898-1899 гг.). Коллекции происходят с мыса Флора острова Нортбрука и мыса Тегетхоф острова Галля. Впервые в научный оборот вводятся вещи, характеризующие быт, снаряжение и научное оборудование английских и американских полярников конца XIX в. Abstract:
The article features collections of items found on Franz Josef Land on the territories of winter quarters belonging to B. Lee Smith (1881-1882), F. Jackson (1894-1897) and W. Wellman (1898-1899) in the course of their Arctic expeditions. The collections
originate from Cape Flora on Northbrook Island and Cape Tegethoff on Hall Island. The objects characterizing the household, outfit and scientific equipment of English and American polar explorers dating back to the end of the 19th century are introduced into scientific discourse for the first time.
Ключевые слова:
арктические экспедиции, Земля Франца-Иосифа, коллекции, Архангельский краеведческий музей, материальная культура. Key words:
Arctic expeditions, Franz Josef Land, collections, Arkhangelsk Regional Lore Museum, material culture.
Материальные следы освоения арктических территорий России с каждым десятилетием всё меньше и меньше радуют современного исследователя своим изобилием. Особенно это относится к такой отдалённой территории, как архипелаг Земля Франца-Иосифа. Тем более интересны и познавательны коллекции предметов с мест зимовок арктических первопроходцев, добытые в ходе экспедиций с участием музейных сотрудников, имеющих представление о первичной регистрации, консервации и хранении экспонатов.
Одна из таких экспедиций на архипелаг Земля Франца-Иосифа состоялась летом 2001 г. Её организатором было Министерство природных ресурсов РФ. Членами этой комплексной экологической экспедиции на гидрографическом судне «Яков Смирницкий» были сотрудники Архангельского комитета по охране природы, Северного территориального фонда геологической информации, Института экологических проблем Севера Уральского отделения РАН и Норвежского орнитологического общества. В состав рабочей группы входила научный сотрудник - хранитель естественнонаучной коллекции ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей» Лариса Викторовна Маркова. Предварительные результаты работ были почти сразу же опубликованы в научной литературе1, а вот описание собранной коллекции сделано не было, поэтому в данной статье мы восполняем имеющийся пробел.
1. Маркова Л. В. Комплексная экологическая экспедиция на территорию государственного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа» сезона 2001 года на г/с «Яков Смирницкий» (дневник участника экспедиции) // Земля Франца-Иосифа. Сборник статей. Архангельск, 2004. С. 91-100.
В ходе работы была собрана достаточно представительная коллекция, происходящая из двух мест архипелага и трёх объектов культурного наследия:
1. Мыс Флора, остров Нортбрук (зимовье Бенджамина Ли Смита, 1881-1882 гг.). Экспедиция шотландца Ли Смита на яхте «Эйра», в которую входили естествоиспытатель В. Грант, доктор У Г. Ниль, капитан У Лофли и 25 матросов2, оказалась на мысе Флора в результате крушения судна в непосредственной близости от этого места. К счастью, участникам экспедиции удалось спасти значительную часть продовольствия и оборудования с «Эйры». Из обломков судна, камней и торфа была построена хижина, в которой участники экспедиции провели вынужденную зимовку. Летом следующего 1882 г. экспедиция на четырёх шлюпках добралась до Новой Земли, где их поисками уже занимались три судна.
В настоящее время хижина экспедиции Ли Смита практически разрушена, сохранилась только часть основания северной стены хижины, границы жилища прослеживаются плохо3.
В ходе поисковых работ 2001 г. В. Н. Родыгиным была собрана коллекция из 44 единиц хранения4. Коллекция содержит несколько комплексов - первый связан с деталями постройки - железные гвозди (12 единиц), скоба, дверные навесы, фрагменты железных пластин деталей дверей. Наиболее интересны последние - на пластинах остались следы от гвоздевых отверстий, можно судить о примерных размерах дверного полотна. Ясно, что дверное полотно снято с «Эйры», гвозди также происходят с судовых деталей.
Второй комплекс - детали одежды - пуговицы, кожаный хлястик с петлей. На одной из пуговиц, изготовленной из меди, имеется надпись «S W Silver & Co. Cornhill». Фирма S(tephen) W(inkwort) Silver & Co. Cornhill находилась в Лондоне и занималась производством изделий для военных моряков. В частности, известно, что в 1827 г. выпускались сабли для морских офицеров с таким клеймом5, позже производились пики, компасы, бинокли, фляжки. Основная деятельность фирмы пришлась на 1840-1860-е гг., когда они выступали подрядчиками по военным заказам. Магазины фирмы находились в Лондоне
2. Саватюгин Л. М. Дорожкина, М. В. Архипелаг Земля Франца-Иосифа: история, имена и названия. СПб., 2012. С. 56.
3. Бастрыкин Е. А., Афанасьев В. П. Историко-культурное наследие архипелага Земля Франца-Иосифа // Земля Франца-Иосифа. Сборник статей. Архангельск, 2004. С. 104.
4. АКМ № 43135 КП.
5. http://www.antikvar.su/index.php?http_id_part=57&http_id_prod=943/
и Ливерпуле6. Кожаный хлястик мог относиться как к верхней одежде, так и использоваться как держатель кольца лыжной палки.
Два предмета связаны с судовым такелажем - это жёсткие железные такелажные блоки с паровой яхты. Кроме того, несколько предметов относится к вооружению - пять винтовочных гильз 8-го калибра и ёршик от шомпола с резьбой для накручивания. Надо сказать, что ёршик для ружья 12-го калибра, поэтому, хотя патронов этого калибра пока не найдено, мы можем предполагать, что они имелись в распоряжении участников экспедиции. За время зимовки было убито 13 медведей, 45 моржей (их салом и отапливалась хижина большую часть зимовки), более 1700 кайр7. Именно этот факт способствовал благоприятной ситуации с питанием и отсутствию признаков цинги.
Некоторые вещи связаны с научно-практической работой экспедиции. Интересен металлический рейсфедер - чертёжный инструмент для проведения линий и знаков на бумаге тушью или краской. Состоит из двух пружинящих створок, соединённых в одной точке ручкой, щель между ними заполняется тушью или краской. Ширина линии регулируется поворотом небольшой гайки с насечкой. Тут же найдены карандаш с обломанным грифелем и фрагмент чертёжного прибора, выточенный из металла на токарном станке. Заслуживает внимания керамическая шкала для термометра с отметкой 50 - видимо, речь идёт о температуре по Цельсию. С исследовательской работой, видимо, связан конусовидный железный наконечник палки. Его плохая сохранность затрудняет точную атрибуцию.
Крайне интересен комплекс столовых приборов, насчитывающий четыре предмета - три трезубых вилки и нож. Одна вилка имеет костяную рукоятку, на которой вырезаны инициалы «|А». К сожалению, мы не смогли пока идентифицировать владельца вилки, т. к. матросский состав экспедиции Ли Смита полностью нам не известен. Остальные столовые предметы имеют эбонитовые ручки и не маркированы.
В коллекции имеются три клёпки от бочек и фрагмент бочечного стягивающего кольца, что может указывать на ёмкости, в которых члены экспедиции хранили охотничью добычу. От какого-то флакона сохранилась крышка белого матового стекла. Помимо этого, имеется обрывок пенькового каната и медная трубчатая деталь какого-то механизма неясного назначения.
6. http://augfc.tumblr.eom/page/3
7. Саватюгин Л. М., Дорожкина М. В. Указ. соч. С. 56.
2. Мыс Флора, остров Нортбрук (зимовье Фредерика Джексона, 1894-1897 гг.). Экспедиция англичанина Ф. Джексона работала на архипелаге с 1894 по 1897 гг. Главной целью было всестороннее исследование островов с точки зрения их протяжённости на север. В состав экспедиции входили 10 человек научного персонала - геофизик А. Ар-митедж, геолог Р. Кетлиц, минералог Дж. Ф. Чайлд, биолог Г. Фишер и др. - и 30 человек команды на судне «Уиндуорд». Местом зимовки в сентябре 1894 г. был выбран мыс Флора на острове Нортбрук, здесь была построена бревенчатая изба, взятая в разобранном виде из Архангельска, и пять сараев. В распоряжении экспедиции были 30 остяцких собак и три шотландских пони. Посёлок зимовщиков получил название Элмвуд, в нём зимовала первую зиму команда «Уиндуорда», т. к. судно не смогло вовремя уйти до наступления холодов. Научные исследования начались в марте 1895 г., а 3 июля судно «Уиндуорд» покинуло мыс Флора. Последующую зимовку исследовательская группа также пережила достаточно благополучно, а в июне 1896 г. произошла встреча группы Джексона с Ф. Нансеном и Я. Йохансеном, возвращавшимися с дрейфующего «Фрама» и зимовавшими на острове Джексона.
26 июля 1896 г. вернулся «Уиндуорд» и забрал Фишера, Бломкви-ста, Нансена и Йохансена с результатами работ. Им на смену были высажены гидробиолог У Брюс и спортсмен Д. Уилтон, а также четыре оленя с запасом ягеля. Последняя зимовка также прошла без проблем, если не считать павших оленей, которые оказались в этих скалистых ландшафтах бесполезными. Джексон собирался провести на архипелаге ещё год, но 22 июля 1897 г. вновь прибыло судно «Уиндуорд» с предписанием Джексону вернуться, что и было осуществлено - 6 августа экспедиция покинула мыс Флора8.
Посёлок Эльмвуд в настоящее время не сохранился, единственное строение - судовая рубка, на месте всех остальных строений осталась только гряда камней, обозначающая периметр бывших строе-ний9. На месте руин зимовья экспедицией 2001 г. были собраны 11 предметов10:
Комплекс, связанный с вооружением экспедиции, состоит из четырёх гильз производства братьев Элеев от охотничьего ружья и фрагмента дна кувшина для ружейного масла с клеймом «Powell Bristol 32». Фирма по производству патронов для дробовых охотничьих ружей
8. Саватюгин Л. М., Дорожкина М. В. Указ. соч. С. 57-62.
9. Маркова Л. В. Указ. соч. С. 97-98.
10. АКМ № 43134 КП.
братьев Элеев в Лондоне была основана в 1828 г.11 Патроны 12 калибра производились из меди, гильзы имели длину 5,5 см. Для ружейного масла фирмой «Джеймс Пауэлл и сыновья», специализирующейся на стеклянной и керамической посуде, изготавливались специальные кувшины из т. н. каменной керамики. Фабрика по производству этих керамических сосудов была расположена в Бристоле12.
Второй комплекс имеет связь с отоплением и освещением экспедиции - это фрагмент железного двухрожкового светильника, фрагмент печной панели с рельефным узором и цилиндрический переходник для металлической дымовой трубы. Светильник керосиновый, массивный, подвергся значительной коррозии. Печная панель позволяет предположить, что печь типа «буржуйка» имела прямоугольную форму.
Наиболее интересная находка - бамбуковая палка, состоящая из трёх фрагментов, оставлена была на месте зимовья из-за поломки, использовалась как часть загородки хижины, вместе с мхом и торфом.
3. Мыс Тегетхоф, остров Галля (зимовье Уолтера Уэлмана, 18981899 гг.). Экспедиция американского журналиста У Уэлмана на паровом судне «Фритьоф» имела интернациональный состав. В неё входили четыре американца (Э. Болдуин и др.) и пять норвежцев (Б. Бентсен, П. Бьервиг и др.), основной целью было максимальное продвижение к Северному полюсу. Так же как и Ф. Джексон, Уэлман посетил Архангельск, где на борт были взяты 83 сибирских лайки. Кроме того, по пути на мысе Флора был разобран один из сараев Джексона и отвезён к месту зимовки - на мыс Тегетхоф острова Галля - в конце июля 1898 г. Зимовка прошла благополучно, несмотря на низкую температуру, которую смогли поддерживать в сарае члены экспедиции. Покинули свой лагерь они в конце февраля 1899 г. и отправились к полюсу, однако из-за сломанной ноги начальника экспедиции были вынуждены 9 апреля вернуться на мыс Тегетхоф. Сюда 27 июля подошло судно «Капелла», которое и забрало участников экспедиции в Европу.
Мыс Тегетхоф - одно из самых живописных мест архипелага, известное своими природными скульптурными композициями. Зимовье экспедиции Уэлмана в настоящее время представляет собой основание хижины с частью каркаса и обшивки стен, сохранились полы13. Этот факт способствовал тому, что удалось собрать коллекцию из более познавательных экспонатов.
11. http://bestarms.com.ua/russian/informacija/pressa-o-nas/eley-hawk/
12. Джеймс Пауэлл и сыновья: http://ru.encydia.com/
13. Бастрыкин Е. А., Афанасьев В. П. Указ. соч. С. 105.
Коллекция предметов состоит из 26 единиц14. Наиболее интересны металлические сани-поплавки с деревянными полозьями, на полозьях вырезана цифра XXXIII (рис. 1). Как сказано, для зимовки экспедицией Уэлмана в Архангельске были взяты S3 сибирские лайки. Сколько было волокуш с учётом такого количества собак, сказать сложно, но нам представляется, что XXXIII - это порядковый номер. Порядковые номера были присвоены на случай необходимости идентификации пропавших членов экспедиции и их упряжек. В один комплекс с санями входит оторвавшееся пластинчатое ушко с железным кольцом, по которому мы можем судить о том, посредством чего крепились сани к собачьей упряжке.
Сюда же можно отнести крепление от упряжки, состоящее из карабина и двух длинных звеньев, одно из которых соединялось с оставшимся ушком волокуши. Также интересна в этом комплексе кожаная ременная шлейка для собаки из трёх фрагментов. На одном фрагменте вырезана надпись «Carstin London №39367». Нам представляется, что Carstin - это фамилия производителя ремней, а порядковый номер иллюстрирует масштаб производства. Уникальной находкой является кирка-ледоруб с остатками деревянной рукояти (рис. 2).
Второй комплекс предметов связан с освещением и отоплением зимовья. Экспедицией были найдены две керосиновые лампы - чугунная с латунной конфоркой и эмблемой в виде крыльев с надписью «WW Kosmos Brenner» и вторая лампа со стеклом и плафоном белого цвета. Надпись на её верхней части по кругу следующего содержания: «ROYAL Pafd aug. 14.SS, aug. 20.90 sep. 9.90 MCH 24.91. jan 5.92». Эти лампы дают нам бездну информации. Во-первых, становится ясно, что экспедиция Уэлмана воспользовалась не только сараем Ф. Джексона, но и частью утвари, например, второй керосиновой лампой, которую прихватили на случай выхода из строя своего оборудования. Эта лампа (рис. 3) скорее всего производства компании Royal dutch company, одного из предшественников известной фирмы Shell. Royal dutch company была открыта голландцем Августом Кесслером в 1S90 г.15 Судя по надписи на лампе, производители хотели особенно выделить два периода - с 14 августа 1SSS г. по 20 августа 1S90 г. и с 24 марта 1S91 г. по 5 января 1S92 г. Следовательно, выпущена лампа была не ранее января 1S92 г. Экспедиция Джексона случилась двумя годами позже.
14. АКМ № 43133 КП.
15. Howarth S. and &. A History of Royal Dutch Shell. Amsterdam, 2007.
Рис. 2,
Кирка-ледоруб с зимовья У. Уэлмана на мысе Тегетхоф
Чугунная лампа (рис. 4) произведена немецкой фирмой W & W (Wild & Wessel) Kosmos, она была основана в Берлине в 1865 г. и просуществовала под этим названием вплоть до 1899 г., когда была куплена компанией Brokelmann, Jager & Co и изменила имя на Kosmos-Brenner16. Дата позволяет нам утверждать, что лампа была привезена 27 июля 1899 г., когда за экспедицией Уэлмана прибыло судно «Капелла». Этим и объясняется её хорошая сохранность - на Тегетхофе со времён Уэлмана никто не зимовал.
Очень интересен комплекс домашней утвари, в который вошли кастрюля с ручкой, чайник, фрагмент стеклянной бутыли, спички, нитки, фрагмент циновки, кусок коры пробкового дуба. На ручке кастрюли обозначена ёмкость маркировкой «8 pint F». Одна английская пинта равна 0,56826125 литра. Соответственно, кастрюля должна вмещать 4,546 литра жидкости. В Англии объём восьми пинт равен галлону. Маркировка «F» означает «Food» (пища) - предназначена для пищевых продуктов.
Медный чайник имеет овальную форму, крышка утеряна, маркировка на поверхности отсутствует. Фрагмент бутыли синего стекла, расколотый надвое, имеет надпись «...ort on...adenhall stre... London». Несложно восстановить улицу Лондона - Leadenhall street - одна из центральных улиц города. Возможно, здесь находилось место производства содержимого бутыли - на это намекает связка «on», жаль, что не восстанавливается предыдущее слово, рискнём предположить, что оно означает «sort» - «сортировано».
Спичек найдено пять коробков, причём, судя по тому, что три из них фактически склеились между собой, они хранились не распакованными. Коробки традиционные для этого вида изделия - из листов целлюлозы с оклейкой синей папиросной бумагой. Чиркаши практически отсутствуют - отслоились от влажности, размеры коробков 6 х 4 х 2 см.
Для домашних нужд были взяты нитки, причём они интересно упакованы - четыре круглых клубка льняных ниток сверху обмотаны шерстяными нитками другого цвета. Все четыре клубка насажены на две деревянные спицы, концы которых обломаны. Интересен также кусок конопляной циновки, плетёный косичкой, - вероятно, именно такими циновками застилались поверхности для обеспечения лучшей сохранности тепла в дощатом сарайчике зимовщиков. Также в коллекции присутствуют деревянный составной такелажный блок
16. http://obydennosti.net/mebel_svet/kerosinovye_lampy/_6702.html
Рис. 3. Керосиновая лампа фирмы Royal с зимовья У. Уэлмана на мысе Тегетхоф
Рис. 4. Керосиновая лампа фирмы WW Cosmos Brenner с зимовья У. Уэлмана на мысе Тегетхоф
Рис. 5. Валенок с зимовья У. Уэлмана на мысе Тегетхоф
типа «бегунок», три железных гвоздя и железная скоба. Деталью обкладки металлической печи (фрагмент на месте стыка с трубой) скорее всего является плоская пластина с округлым вырезом.
Крайне показательны некоторые предметы одежды - валенок и шерстяной носок. Валенок (рис. 5) имеет высокое голенище (64 см) с петлями для крепления к верхней одежде, сплошь декорирован по обеим сторонам голенища изящной вышивкой шерстяными нитками. Подошва изготовлена из кожи и имеет металлические шипы на пятке для предотвращения скольжения по льду. Не менее впечатляет и шерстяной носок из тёмно-серой шерсти, он охватывал практически всю голень (40 см).
В заключение надо сказать, что это не единственные коллекции, происходящие из мест исследований арктических зимовок Х1Х-ХХ вв., хранящиеся в Архангельском краеведческом музее. Ещё в 1934 г. поступили находки с острова Попова - Чух-чина в шхерах Минина, относящиеся к экспедиции В. А. Русанова 1912-1913 гг. В настоящее время на выставке «Тайны затерянных экспедиций» экспонируются находки 2010-2011 гг. с мыса Ниль Земли Георга, сделанные экспедицией клуба «Живая природа». Это артефакты захоронения одного из членов сухопутного отряда под руководством Максимова - участника перехода В. Альбанова на Землю Франца-Иосифа 1914 г. с судна «Святая Анна». По предварительным данным, захоронение принадлежало стюарду Яну Регальду17. Научное описание коллекций Русановской и Брусиловской экспедиций ещё впереди.
17. История с этими останками достаточно запутанная. Найденная ложка принадлежит Павлу Смиренникову, дневники - Петру Губанову, а проведённый сравнительный анализ ДНК племянника Регальда не дал однозначного ответа - кто из участников экспедиции был найден в 2010 г., остаётся загадкой.