Научная статья на тему 'Коллекции интерактивных словарей для непрерывного обучения индивидуала'

Коллекции интерактивных словарей для непрерывного обучения индивидуала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Манако, А.Манако, К.Синица

Сформулирован ряд общих свойств непрерывного обучения индивидуала (автономного пользователя) и рассмотрено использование словарных ресурсов в данном контексте. Проанализированы общие свойства интерактивных словарей и предложены средства создания индивидуальных коллекций и персонализации интерактивных словарей терминов и понятий. Использование ролевого подхода к анализу деятельности пользователя позволило выделить группы операций и информационные структуры, которые должны поддерживаться инструментарием ведения коллекций интерактивных персональных словарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллекции интерактивных словарей для непрерывного обучения индивидуала»

Educational Technology & Society 4(1) 2000 ISSN 1436-4522

Коллекции интерактивных словарей для непрерывного обучения индивидуала

В.Манако2, А.Манако1, К.Синица1 'ме^^народный научно-учебный центр ЮНЕСКО информационных технологий и систем,

2-

alla@tel.dlab.kiev.ua,

http://www.dlab.kiev.ua

Аннотация

Сформулирован ряд общих свойств непрерывного обучения индивидуала (автономного пользователя) и рассмотрено использование словарных ресурсов в .

предложены средства создания индивидуальных коллекций и персонализации

.

анализу деятельности пользователя позволило выделить группы операций и

,

.

Ключевые слова

, , , .

Непрерывное обучение индивидуала и интерактивные словари

Существующие тенденции на рынке труда требуют от людей адаптации своих знаний и мастерства (skills) к изменениям на рабочем месте и таким образом доступ к непрерывному и длительному автономному обучению становится для них критически важным [EC, 95]. Постоянное возрастание темпов распространения

, , , ,

,

.

,

,.

Все большее число индивидуалов сами направляют, планируют, убавляют и т.п. свое обучение, комбинируя различные подходы, процессы, технологии и т.д.,

,,

.

Мы рассматриваем непрерывное обучение (lifelong learning) индивидуала как ,

,

:

1. формулирования ценностей и концепций своего непрерывного обучения;

2. планирования набавлений и стратегий своего непрерывного обучения;

3. долговременной схематизации своего непрерывного обучения. Достижению успехов в непрерывном обучении способствует систематическое применение индивидуалом понятной и просто

.

этом, объектом может быть: роль, выполняемая индивидуалом

( ); ; , , , , . непрерывного обучения индивидуала осуществляется посредством 5-9 .

:

- "Дост^ение индивидуального лидерства через непрерывное обучение" (Ивдив^^ал в роли "Лидер");

- "С^атегии непрерывного общения индивидуала" (Индивидуал в роли "С^атег");

- "

индивидуала" (Здесь индивидуал выполняет роль "Потребителя своего ");

- " "

(,

);

- " "

("

);

- "Результаты непрерывного обучения индивидуала" (Индивидуал в роли " );

- "Измеренш! и Анализ" (Ивдив^^ал в ролях "Измеритель", "Аналитик", "Оценщик").

4. управления персональными коллекциями объектов для непрерывного

.

Интерактивные словари могут использоваться для поддержки разнообразной учебной деятельности индивидуала [Colazzo, 1996, Sinitsa & Mizoguchi, 1998]:

1.

;

2. , ,

,

3.

.

:

от кратких глоссариев до гетерогенных мультилингвистических коллекций словарей

,

через глобальные сети с учетом различных персональных потребностей и .-,, разнообразные системы классификации, кодирования и упорядочивания, контекстно..

,

распределенные системы и сервисы позволяют достигать новые свойства :

-

;

- ;

- ;

- ,

;

- (links)

.

В современных словарях не поддерживаются традиционные функции ,:

;;

.

индивидуал не может заранее знать какие фрагменты коллекции понятий и их описаний, представленных в словарях, будут нужны ему сегодня, через месяц или .,

.

требования могут быть сформулированы: к содержанию словаря (на^имер, к

, ),

( , ,

), . .

В следующих разделах статьи рассмотрены общие свойства интерактивных

.

.

Общие свойства интерактивных словарей в контексте непрерывного обучения

:,

, , ,

,

пользователей, входам доступа, используемой иллюстративной среде и т.д.

Общими и важными для непрерывного обучения индивидуала свойствами

.

Высококачественные интерактивные словари - результат систематизированной деятельности высококвалифицированных экспертов.

Качественные интерактивные словари создаются коллективными усилиями

:,

, , , ,

..

Деятельность создателей хороших словарей строго регламентирована и

:

1.

(,

);

2. (

,-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

словарных знаний, модель потребителей словаря и т.д.);

3.

;

4.

.,

( . . )

( ); программы на цифровом носителе (CD-ROM), в виде WWW-с^аницы, в

.;

5. ;

6. .

,

,

.

использования словарных ресурсов и программных средств в быстро меняющихся

,

. , (de

facto словарные ставдарты в Украине) и содействие их широкому использованию -

.-

-

версий нового поколения украиноязычных академических словарей общего назначения (орфо^афический, орфоэпический. словарь синонимов, антонимов и, ,) [Shirokov, 1998].

-

структур/ объектов знаний.

Стабильность коллекций словарных объектов устанавливается и обеспечивается при создании и сопровождении словарей относительно различных шкал и измерений: время, пространство, территория, употребление и т.д. [Crimea, 1999, UkrINTEI, 1999]. Стабильность коллекций обычно фиксируется в виде набора критериев, определяющих жизненный цикл словаря, т.е. допускается пополнение или

модификация представлений словаря в соответствии с указанными критериями. Следовательно, словарь - потенциально важный продукт для непрерывного обучения .

описываются при помощи языков словарной разметки. Тагам образом, в частности,

-, описанных при помощи указанного языка [С8М, 2000]. Часть этих входов может использоваться для доступа пользователя к фрагментам словарной статьи или к ., для навигации по объектам и структурам коллекции; некоторые фрагменты коллекций могут иметь собственные каталоги для поиска; некоторые фрагменты

.

,

,

пользователей в виде множественных и динамических представлений и могут

.

Потенциал использования интерактивных словарей для непрерывного обучения индивидуала

,

,

для непрерывного обучения индивидуала:

- словарные объекты предметной области могут использоваться как

. , : обучаемый должен постоянно обнаруживать и обновлять знания о

.

“Интернет” представлен в словарях как Обозначение Термина (TermDesignation) и Описание Термина [иКЫ]. Поэтому если Обозначение Термина вместе с некоторыми персональными ,(

, , ),

,

долговременным ключом для непрерывного обучения индивидуала .

;

-

Агентов [ПкгРЯОО, 2000] с соответствующими объектами глоссариев,

(,

электронные издания и т.п.). Объекты глоссариев, в свою очередь, могут

,

, . , области могут использоваться при помощи программных Агентов как

“”

;

-

метаданными об этих понятиях и терминах могут использоваться для

,, :. особенно важно для доступа индивидуала к дистанционному и

,

.

Существующие интерактивные словари не предназначены для непрерывного обучения индивидуала.

Интерактивные словари аЬ шйо не обеспечивают четкого упорядочения или

,

.

в том, что это произведение не предназначено для сплошного “чтения” и обычно

.

.,

;

принимаемых решений и исполнения навигаций в словаре и т.д.. Процесс навигации

,,

,,

процессы должны активно представляться (удержтеаться) “в голове” ивдивидуала.

,

числа декомпозиции/композиции разнообразных циклов и итераций: цель - задача -план действий - исполнение - оценка исполнения [HCI, 1999].

Учитывая вышеперечисленные свойства интерактивных словарных знаний в

,,

:

-

индивидуалу с учетом его персональных предпочтений в условиях распределенной внешней среды, в частности, Интернет;

-

(

,

, );

- ( ),

,

примеров и т.д.);

- ( ,

,

релевантных понятий и т.д.);

- (

,

);

- Самооценка знания коллекций структурированных понятий (терминов)

;

- (

).

Интерактивный словарь как средство для непрерывного обучения индивидуала

,

,(

):

- . , , назначенных внутренней или внешней системой управления обучения ,.

- Тренер. Обеспечивает персонализацию изучения Студентом учебных

( ), . .

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- .

.

- .

.

- . .

- . .

- Партнер. Осуществляет дополнение к какой-либо роли.

- . ,

.

- .

.

- Цифровой путешественник (Digital traveller). Осуществляет

(

:, , ).

Ricky Erway предложил метафору Цифровой Турист (Digital Tourist) [URL2]. Согласно этой метафоре персона, которая осуществляет поиск ресурсов квалифицируется как “цифровой путешественник”, который подобно реальному

,

навигации с использованием подхода: поиск на базе общей “гаиги ключевых слов”.

,

знаний, реальный путешественник должен учить язык специфической культуры, т.е. адаптироваться к предметно-специфтеско^ синтаксису и семантикам этой области.

,

,

“ ” “ ”, область

Каждая из перечисленных ролей определяется комбинацией определенных .

описание поведения индивидуала в различных контекстах и ситуациях [UkrPROG, 2000], а также перераспределять роли между индивидуалом и его персональной

,

.

.

В настоящее время реализуется проект создания интерактивной словарной -словарей. Словарный Плейер (Рис. 1) этой Среды имеет следующие функции:

установка и использование

когнитивная поддержка

навигация в коллекциях | структурирование и упорядочение 1 информационных описаний

каталогизация

управление самообучением

оценка поведения

моделирование персонального исполнения учебных действий

Коллекция персональных коллекций

Рис. 1.Поддержка индивидуального обучения Словарным Плейером

1. установка и использование персональных Ролей при работе с новыми

-,

;

2.

поддержка некоторых навигаций во внешнем информационном

;

3. структурирование и упорядочение информационных описаний

(,

)

;

4. моделирование персонального исполнения учебных действий и

;

5. оценка поведения;

6. убавление самообучением;

7. когнитивна поддержка перечисленных функций, в том числе

.

.

Структурированное содержание интерактивного словаря устроено как ядро ссылок

,

-

.

Литература

[Colazzo, 1996] Colazzo L., Costantino M., 1996, Using multi-user hypertextual glossaries in multimedia-based design. Proceedings of EuroAIED - European Conference on Artificial Intelligence in Education. Lisbon, Portugal.

[Crimea, 1999] Shirokov, V., Manako V., Sinitsa, K. & Manako A., 1999,. Adaptive digital library support for creation and exploitation of the next generation of Ukrainian mono- and multilingual dictionary resources. In Proceedings of the 6 International Conference “Crimea 99” on Libraries and Associations in the Transient World: New Technologies and New Forms of Cooperation, vol. 1. - Moskow: GPNTB of Russia, 1999, pp. 268-270.

[CSM, 2000] Широков, В.А., Манако А.Ф., Манако В.В., Синиця КМ. Вступ до архітек^фи цифрових словників. Control systems and machines, 2000, No. 3, 88-95. [EC, 95] European Commission, The green paper on innovation, December 1995.

[HCI, 1999] K. Sinitsa, A. Manako, Interactive Dictionary in a context of learning // Proceedings of 8th International conference on Human-Computer Interaction: Communications, Cooperation and Application Design, Volume 2 / edited by HansJrg Bullinger and Jrgen Ziegler / Lawrence Erlbaum Associate, Publishers, London / ISBN 08058-3392-7, 22 - 26 of August, 1999, Munich, Germany. - P.662-666.

[Shirokov, 1998] Широков BA. ^формаційна теорія лексикографічних систем. - К.: Довіра, 1998, - 331 p.

[Sinitsa&Mizoguchi, 1998] Sinitsa, K, Mizoguchi, R. A Structured Hyper-Glossary as a Cognitive Tool for Computer-Based Learning, Proceedings of CATE-98, International Conference on Advanced Technologies in Education, Mexico, 1998.

[UkrINTEI, 1999] Shirokov V,, Manako V., Sinitsa, K. & Manako A., 1999,. Framework for Ukrainian Digital Dictionary Resources. Proc. of the 6 International conf. “Problems of design, integration and use of scientific and technical information”, Kiev, Ukraine, December 16-17, 1999, Kiev:UkrINTEI, pp. 20-21.

[UkrPROG, 2000] Manako, V., Shirokov, V., Sinitsa, K. & Manako, A., 2000, Metadata Structures and Programming for Distributed Dictionary resources in a Context of Learning. Proceedings of “The Second International Scientific and Practical Conference on Programming UkrPROG’2000”, May 28-30, 2000, Kiev: Cybernetics Center of the National Academy of Sciences of Ukraine.

[URL1] Final report of POINTER EC Project. Chapter: Terminology resources.

http://www.mcs.surrey.ac.uk/Research/CS/AI/pointer/report/section4.html

[URL2] CNI/OCLC Workshop on Metadata for Networked Images - Executive Summary,

http://www.oclc.org:5046/research/dublin_core/summary.html"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.