Научная статья на тему 'Коллективные права: прошлое, настоящее, будущее'

Коллективные права: прошлое, настоящее, будущее Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1283
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ / COLLECTIVE RIGHTS / COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кривоногова М. А.

Статья, предлагаемая читателю, посвящена малоисследованной, но, несомненно, заслуживающей интереса проблеме коллективных прав, а именно анализу признания коллективных прав в свете различных исторических эпох. Автор исследует основные этапы истории и приходит к выводу, что отличие, специфичность, уникальность, особость, присущие коллективным правам, дают основание тому, чтобы выделить качественно новый институт в теории права институт коллективных прав, который фактически на практике существует уже довольно продолжительное время, но до сих пор не нашел своего закрепления в теории. Теоретические разработки в области коллективных прав будут способствовать развитию юридической науки в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collective rights: last, present, future

The article is devoted to the important but not fully investigated problem of the collective rights, namely to the analysis of the collective rights recognition in different historical epochs. The author investigates the main historical stages and makes up a conclusion that distinction, peculiarity, uniqueness, which are inherent to the collective rights, give the grounds to distinguish a new institute in theory of law the institute of the collective rights which has virtually existed in practice for a long time already but still hasn't been consolidated in theory. Theoretical works in the sphere of the collective rights will promote the development of law science in whole.

Текст научной работы на тему «Коллективные права: прошлое, настоящее, будущее»

коллективные ПРАВА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯщЕЕ, БУДУщЕЕ

М.А. Кривоногова

(адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, г. Екатеринбург; margusha_detka@mail.ru)

Статья, предлагаемая читателю, посвящена малоисследованной, но, несомненно, заслуживающей интереса проблеме коллективных прав, а именно анализу признания коллективных прав в свете различных исторических эпох. Автор исследует основные этапы истории и приходит к выводу, что отличие, специфичность, уникальность, особость, присущие коллективным правам, дают основание тому, чтобы выделить качественно новый институт в теории права - институт коллективных прав, который фактически на практике существует уже довольно продолжительное время, но до сих пор не нашел своего закрепления в теории. Теоретические разработки в области коллективных прав будут способствовать развитию юридической науки в целом.

Ключевые слова: коллективные права, коллектив, коллективный.

В научной литературе, особенно в последние годы, уделяется значительное внимание правам человека. Они рассматриваются с самых различных сторон и в самых различных аспектах. При этом проблема коллективных прав до сих пор является малоисследованной. Таким образом, представляется необходимым уделить внимание рассмотрению и анализу вышеуказанной проблемы, причем не только и даже не столько на формально-юридическом уровне, сколько на уровне исторического развития: обратить внимание на признание коллективных прав в свете исторических эпох.

Необходимо охарактеризовать коллективные права, определить смысл и содержание понятия, выделить основные особенности, отделяемые коллективные права от других видов прав. Известный российский правовед Д.И. Мейер писал: «Право определяет меру свободной деятельности, и с первого взгляда, естественно, может казаться, что человек есть единственное лицо как единственное существо на земле, имеющее свободную деятельность» [1, с. 99]. Однако право не может ограничиваться одним лишь индивидом в качестве субъекта. Более того, в некоторых случаях обладание и реализация прав может осуществляться некой общностью людей, а не каждым лицом в отдельности. Таким образом, право может

осуществляться как на индивидуальном, так и на коллективной основе. Субъектом в данном случае могут выступать разного рода объединения: коллектив, группа лиц, род, народ, государство и даже все человечество в целом.

Определим смысл и содержание понятия коллективности. «Коллективный

- значит общий, совместный, производимый коллективом» [2, с. 289]. Коллектив

- группа лиц, объединенных общими интересами. «Общее» в коллективе по определенным параметрам довлеет над частными интересами его членов, частное подчинено общему. Там, где этого нет, нет и коллектива. Подчинение частного общему обеспечивает устойчивость данной системы - системы коллектива [3, с. 8]. «Коллективные права - это права, реализуемые множеством субъектов, то есть права народа, нации, общности, ассоциации» [4, с. 273]. Н.В. Варламова, ссылаясь на мнение Л.И. Глухаревой в своей статье «Точка зрения: классификации прав человека», дает следующее определение коллективным правам: «К коллективным правам относят права, принадлежащие и реализуемые совместными действиями людей определенной общности» [5, с. 157]. Это социальное явление получает правовое оформление посредством того, что в качестве субъекта, обладающего и реализующего коллективные права, высту-

86

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

пают, как было указано выше, разного рода объединения, созданные по принципу солидарности в силу своей природы. Подобные права указывают на «всесторонность» интересов человека в общественном процессе, возможность удовлетворения этих интересов лишь через коллектив. В связи с этим отдельный индивид не может реализовывать коллективные права. Более того, при реализации коллективных прав личный статус индивида не будет учитываться, поскольку индивид может принять участие в их реализации лишь на положении члена коллектива. Важно выделить то, что коллективность в обладании и реализации коллективных прав выражается не только в том, что они принадлежат коллективу, группе лиц, некой общности людей, объединенных общими интересами, но и в том, что осуществляется эта реализация сразу всем объединением, а не каждым лицом в отдельности.

Надо заметить, что с древнейших времен право признает в качестве субъектов, носителей прав и обязанностей, не только отдельных индивидов, но и разного рода объединения: общину, род, народ, государство и т.д. Если рассмотреть и проанализировать первые этапы развития правового способа регулирования, то можно утверждать, что в некоторых отношениях коллективная правоспособность предшествовала правоспособности индивидуальной. Специалисты отмечают, что «первобытное право, право традиционных обществ более признавало в качестве субъекта имущественных прав род и общину, чем отдельного индивида» [6, с. 239]. Известный исследователь древнейших обществ М.М. Ковалевский писал: «В известный период жизни все народы были организованы в общественные группы», причем в основе такой организации были представления о солидарности, которые проявлялись, в частности, в общественном владении имуществом, праве совместного наследования, круговой поруке и т.п. [7, с. 85, 86].

Подлинным расцветом коллективности в праве является Средневековье с многочисленными и разнообразными цехами, гильдиями, товариществами и корпораци-

ями. Из понятия «корпорация» следует, что субъектом интересов в ней является группа [8, с. 378]. Возникающие как небольшие союзы сословного и профессионального характера корпорации того времени имели разные цели, нередко неясные современным исследователям [9]. Как правило, различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные) создавались с целью защиты интересов лиц, входивших в их число. Как отмечают О.С. Виханский и А.И. Наумов, «корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов» [8, с. 378]. В средневековой сословно-цеховой организации общества корпоративность приобретает и экономические, и политические функции. Фактически корпоративными чертами обладали не только цехи ремесленников и гильдии купцов, но и объединения высших сословий, такие, в частности, как монашеские и рыцарские ордена [9].

Если рассматривать дореволюционный и советский период истории России, то можно проследить линию: государство

- коллектив - индивид. В современных условиях мы наблюдаем совершенно противоположную ситуацию: право отдает предпочтение правам индивидуальным, и эта точка зрения пока остается преобладающей. Ярким примером может служить анализ ст. 2 Конституции России, которая провозглашает в качестве основы конституционного строя высшую ценность человека, его прав и свобод, показывает, что исходным отсчетом становится человек, а не государство и тем более не коллектив. Неотъемлемой частью понятия о правах человека является убеждение в том, что государство существует, чтобы служить людям, а не для того, чтобы люди служили государству и суверену.

Как указывает Пьер Сандевуар в научном труде «Ведение в право», «известно, что целью марксистско-ленинских государств является построение коммунистических обществ без государств и без правовых систем, управляемых методами чисто социального регулирования в основном социалистической моралью и нор-

Юридическая наука и правоохранительная практика мативными предписаниями конкретных обществ. Однако таких обществ еще не существует, и на данный момент мы можем говорить лишь о социалистических государствах, характеризующихся всевластием единственной коммунистической партии в политической области, почти полным обобществлением средств производства в экономике и наличием обширной и противоречивой юридической системы. Система коллективистского права применялась в СССР на протяжении большей части XX века, а после Второй мировой войны распространилась на социалистические, народные или демократические республики Центральной Европы. В конце 80-х годов эти политические режимы рухнули, однако в ряде неевропейских стран еще действует право, проникнутое коллективистским духом, пусть даже оно испытало влияние цивилизационных факторов и ценностей, которые были присущи местным народам на протяжении многих веков» [10, с. 74].

В русле вышеизложенного представляется небезынтересным мнение известного российского ученого В.Е. Чиркина: «Разработка проблемы коллективных прав, начатая в странах тоталитарного социализма еще в 20-х гг. XX в., в демократической традиции конституционного права не получила развития именно из-за своей тоталитаристской направленности. Лишь после Второй мировой войны в западных конституциях стали появляться положения о “правах трудящихся” (Италия, Испания и др.), а затем и положения о некоторых других правах коллективов» [11].

О коллективных правах активно заговорили в 60-70-х гг. XX в. после распада колониальных империй. Необходимо заметить, что на 13 Всемирном конгрессе по трудовому праву (Афины, сентябрь 1991 г.) говорилось, что «признание коллективных интересов... является одним из наиболее важных достижений юридической науки в ХХ веке и одной из наиболее удачных находок демократических обществ» [13, с. 60]. Это и дало основание некоторым ученым-правоведам дополнить классическое разделение субъективных прав на пра-

ва человека и права гражданина в теории права термином «коллективные права».

Если рассмотреть место коллективных прав в правовой системе общества, то можно констатировать, что в целом система коллективного права, несмотря ни на что, унаследовала некоторые черты романо-германской системы. Однако это дает нам право утверждать, что мы имеем дело с совершенно отличной и даже противоположной системой права. В соответствии с системой коллективного права важнейшая задача права состоит в экономической организации общества и воспитании граждан. Тогда как в свободных странах в соблюдении права заинтересованы прежде всего индивиды и затем государство; коллективистские страны являют собой пример обратного: в соблюдении права государство заинтересовано больше, чем частные лица. В системе коллективистского права нарушения юридических норм рассматриваются не как проявления индивидуализма или акты негражданского поведения, а как действия, направленные против строящегося коммунистического общества. Таким образом, коллективистский юридический порядок носит характер более политизированный, централизованный и принудительный, чем юридический порядок свободных обществ. В связи с этим институт коллективного права может укрепить свои позиции в теории права. Неудивительно, что в современном мире коллективные права находятся на стадии становления. Ведь именно коллективные права позволяют определенным группам и сообществам сохранять себя как общность, а государству - эффективнее регулировать возникающие социальные отношения.

Общеизвестно, что отсутствие теоретического материала либо его недостаточность в той или иной области права неизбежно влечет за собой трудности в практическом совершенствовании национального законодательства. Вследствие этого как научная сфера, так и правотворческий процесс неизбежно и неминуемо будут претерпевать негативные тенденции и недоработки, которые могут быть вызваны, в том числе, и дальнейшим игнорированием коллективных прав, отсутствием в

88

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

правовой науке единой позиции по данной проблеме. Пьер Сандевуар отмечает: «Чтобы построить действительно полезное и оперативное право, необходимо, таким образом, обладать набором качественных составляющих: групповым сознанием, духом социальной слитности, чувством коллективной жизни и всеобщей взаимозависимости в крупном обществе» [10, с. 302].

В настоящее время некоторые авторы отождествляют коллективные права с «правами третьего поколения» и «правами солидарности». По нашему мнению, нецелесообразно относить коллективные права к правам человека, хотя и третьего поколения. Ведь речь идет именно о коллективных правах, то есть правах коллектива как отдельно взятого субъекта, а не отдельного человека. Как отмечает В.А. Федосен-ко, «нельзя утверждать, что коллективные права - несуществующая, либо несамостоятельная группа прав» [13, с. 64]. Необходимо согласиться с тем, что «крайностью является абсолютизация прав отдельного человека и отрицание общих, коллективных прав людей» [14, с. 144]. Более того, можно с уверенностью говорить, что отличие, специфичность, уникальность, осо-бость, присущие коллективным правам, дает основание для выделения качественно нового института в теории права - института коллективных прав, который фактически существует уже довольно продолжительное время, но до сих пор не нашел своего закрепления в теории. В юридической науке еще не производились попытки понять природу, особенности, сущность коллективных прав, выделить субъекты, комплекс их прав и обязанностей, выявить тенденции дальнейшего развития, да и вообще сколько-нибудь глубоко исследовать этот правовой институт. Поэтому теоретические разработки в области коллективных прав будут способствовать развитию юридической науки в целом.

1. Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч. По испр. и доп. 8-му изд., 1902. Изд. 3-е, испр. М.: Статут, 2003. 831 с. (Классика российской цивилистики.)

2. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толко-

вый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / РЛН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Aзъ, 199З. 955 с.

3. Чиркин В.Е. Территориальный коллектив и власть народа // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 2. С. 7-11.

4. Конституционное право России: учебник / A.H Головистикова, Л.Ю. Груд-цына; под ред. НА. Михалевой. М.: Эксмо, 2006. 864 с.

5. Варламова Н.В. Классификация прав человека: подходы к проблеме // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 4. С. 152-166.

6. Пост A.E Зачатки государственных и правовых отношений. Очерки по всеобщей сравнительной истории государства и права / пер. Н.В. Теплова; с предисл. М.М. Ковалевского. М., 1901. 280 с.

7. Ковалевский М.М. Первобытное право. Т. 1. М., 1886. 17З с.

8. Виханский О.С., Наумов A.H Менеджмент: учебник. М.: Экономистъ, 2006. 528 с.

9. The Corporate State: Corporatism and the state tradition in Western Europe / edited by Andrew Cox and Noel O’Sullivan. Aldershot, Hants, England: Edward Elgar; Brookfield, Vt., USA: Gower Pub., 1988. 226 p.

10. Сандевуар П. Введение в право. М.: Интратэк-Р, 1994. З24 с.

11. Чиркин В.Е. Индивид и общество: коллективные конституционные права [Электронный ресурс]. URL: http://zakon. rin.ru/cgi-bin/view.pl?midr=481&id=338&np age=2&pagein=2 (дата обращения: 15 июля 2010 г.)

12. Иванов СА. Всемирный конгресс по трудовому праву: обсуждение актуальных для нас проблем // Советское государство и право. 1992. № 2. С. 60.

13. Федосенко ВА. Коллективные права: понятие, сущность, правовая природа, содержание и перспективы развития // Юрист. 2002. № 10. С. 6З-64.

14. Права человека: учеб. пособие для студ. вузов / A^. Гусев [и др.]; под общ. ред. A^. Гусева, Я.С. Яскевич. Мн.: ТетраСистемс, 2002. З0З с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.