Научная статья на тему 'КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ОН-ЛАЙН ОБУЧЕНИЯ'

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ОН-ЛАЙН ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНТ / МЕТОДЫ ОN-LINE ОБУЧЕНИЯ / КЛАСС ФОРТЕПИАНО / ОТКРЫТЫЙ УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжоу Елинь

В статье раскрываются возможности коллективных форм работы в классе фортепиано в условиях оn-line обучения. Указывается, что изучению коллективных форм музыкального обучения в режиме дистанта и, конкретно, в формате оn-line, в современных исследованиях уделяется мало внимания. Раскрывается понятие «коллективные формы обучения» и их классификация в трудах советских дидактов. Раскрывается значение общедидактических коллективных форм обучения по разным классификационным основаниям применительно к процессу музыкального образования. Раскрывается публичная сущность «открытого урока» в классе фортепиано. Обосновывается значение «открытых уроков» в классе фортепиано в формате оn-line для психологического и мышечного раскрепощения обучающихся. Излагается суть метода метод «шефства» более способного ученика из класса педагога - над начинающим музыкантом, реализуемого в формате оn-line. Для работы в классе фортепиано предлагается и анализируется метод исполнения в формате оn-line циклов музыкальный произведений, когда каждую из пьес исполняет один из учеников педагога. Приводятся примеры циклов музыкальных произведений разных композиторов для реализации этого метода. Сформулированы темы перспективных научных исследований по коллективным формам работы в классе фортепиано в условиях оn-line обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTIVE FORMS OF WORK IN THE PIANO CLASS IN THE CONDITIONS OF ON-LINE LEARNING

The article reveals the possibilities of collective forms of work in the piano class in the context of on-line learning.. It is indicated that the study of collective forms of musical education in the distance mode and, specifically, in the on-line format, is given little attention in modern research. The concept of «collective forms of education» and their classification in the works of Soviet didacticists are revealed. The significance of general didactic collective forms of education is revealed on various classification grounds in relation to the process of music education. The public essence of the «open lesson» in the piano class is revealed. The significance of «open lessons» in the piano class in the on-line format for the psychological and muscular liberation of students is substantiated. The essence of the method of «patronage» of a more capable student from the teacher's class-over a novice musician, implemented in the on-line format, is outlined. For work in the piano class, a method of performing cycles of musical works in the on-line format is proposed and analyzed, when each of the pieces is performed by one of the teacher's students. Examples of cycles of musical works by different composers are given to implement this method. The topics of promising scientific research on collective forms of work in the piano class in the conditions of on-line learning are formulated.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ОН-ЛАЙН ОБУЧЕНИЯ»

Таблица 2

Учебное время, выделяемое на повторение и контроль

Класс количество часов

в год на повторение/обобщение, систематизацию изученного материала на контрольные мероприятия

в начале учебного года в конце учебного года

5 170 5 5 11

6 170 6 6 10

7 170 6 6 10

8 102 4 4 8

9 102 4 5 10

10 136 5 10 10

Для обучающихся 5 класса содержание стартовой диагностики определяется администрацией образовательной организации.

Наибольшее количество часов на повторение и систематизацию освоенного обучающимися программного (прежде всего, грамматического) материала выделяется в 10 классе в связи с необходимостью подготовки к предстоящей государственной итоговой аттестации.

Выводы. Подытоживая, представим выводы.

Содержание и организация обучения русскому языку подростков с нарушениями слуха детерминированы требованиями ФГОС ООО и АООП ООО. Школьники указанной нозологической группы, обучающиеся по вариантам 1.2 и 2.2.2 АООП ООО, получают образование в пролонгированные сроки, в связи с чем количество учебных часов на уроки русского языка в целом и отдельные тематические разделы в частности увеличено.

В содержание курса русского языка инкорпорирован специальный раздел «Развитие речевой деятельности». Он призван интенсифицировать процесс овладения подростками с нарушенным слухом лингвистическими и социальными компетенциями, содействовать совершенствованию их устной и письменной речи, коррекции её нарушений.

Научно-методические ориентиры обучения русскому языку на уровне ООО по вариантам 1.2 и 2.2.2 АООП определяются достижениями сурдопедагогической науки в прошлом и на современном этапе, в т.ч. сложившимся в рамках структурно-семантического подхода триединством направлений реализации образовательно-коррекционной работы. Соответственно, овладение подростками указанной нозологической группы системным устройством языка предусматривается параллельно с развитием языковой способности и речевой деятельности.

Литература:

1. Викжанович, С.Н. Актуальные вопросы дифференциальной диагностики специфических речеязыковых нарушений и нарушений слуха / С.Н. Викжанович // Вестник Белгородского института развития образования. - 2020. - Т. 7. - С. 94-102.

2. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей / К.В. Комаров. - Москва: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 223 с.

3. Методика преподавания русского языка в школе глухих / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова; под ред. Л.М. Быковой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 400 с.

4. Яхнина, Е.З. Научно-методические подходы к проектированию примерных адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха / Е.З. Яхнина, Т.Ю. Четверикова, Н.С. Отдельнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 8. - С. 48-62.

Педагогика

УДК 378.1:78 аспирант Чжоу Елинь

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ОН-ЛАЙН ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются возможности коллективных форм работы в классе фортепиано в условиях оп-line обучения. Указывается, что изучению коллективных форм музыкального обучения в режиме дистанта и, конкретно, в формате оп-line, в современных исследованиях уделяется мало внимания. Раскрывается понятие «коллективные формы обучения» и их классификация в трудах советских дидактов. Раскрывается значение общедидактических коллективных форм обучения по разным классификационным основаниям применительно к процессу музыкального образования. Раскрывается публичная сущность «открытого урока» в классе фортепиано. Обосновывается значение «открытых уроков» в классе фортепиано в формате оп-line для психологического и мышечного раскрепощения обучающихся. Излагается суть метода метод «шефства» более способного ученика из класса педагога - над начинающим музыкантом, реализуемого в формате оп-line. Для работы в классе фортепиано предлагается и анализируется метод исполнения в формате оп-line циклов музыкальный произведений, когда каждую из пьес исполняет один из учеников педагога. Приводятся примеры циклов музыкальных произведений разных композиторов для реализации этого метода. Сформулированы темы перспективных научных исследований по коллективным формам работы в классе фортепиано в условиях оп-Нм обучения.

Ключевые слова: дистант, методы оп-Нм обучения, класс фортепиано, открытый урок.

Annоtation. The article reveals the possibilities of collective forms of work in the piano class in the context of on-line learning.. It is indicated that the study of collective forms of musical education in the distance mode and, specifically, in the on-line format, is given little attention in modern research. The concept of «collective forms of education» and their classification in the works of Soviet didacticists are revealed. The significance of general didactic collective forms of education is revealed on various classification grounds in relation to the process of music education. The public essence of the «open lesson» in the piano class is revealed. The significance of «open lessons» in the piano class in the on-line format for the psychological and muscular liberation of students is substantiated. The essence of the method of «patronage» of a more capable student from the teacher's class-over a novice musician, implemented in the on-line format, is outlined. For work in the piano class, a method of performing cycles of musical works in the on-line format is proposed and analyzed, when each of the pieces is performed by one of the teacher's students.

Examples of cycles of musical works by different composers are given to implement this method. The topics of promising scientific research on collective forms of work in the piano class in the conditions of on-line learning are formulated.

Key words: distance learning, online learning methods, piano class, open lesson.

Введение. Принято считать, что советская и российская система профессионального музыкального обучения не нуждается в технологической информатизации и коммуникации, что она самодостаточна и аутентична. Однако уже с появлением студий звукозаписи формировались коллекции записей музыкальных произведений, и огромными тиражами распространялись пластинки, а потом и диски с записями выдающихся деятелей музыкального искусства. В музыкальных училищах и консерваториях для студентов и преподавателей функционируют кабинеты с фондами звукозаписей, которые применяются как непосредственно в учебном процессе (во время семинарских, практических занятий, при проведении музыкальных викторин на зачетах и экзаменах), так и для самостоятельной работы студентов.

Современные условия и стандарты, запросы и потребности общества и обучающихся диктуют новые форматы музыкального обучения. Поэтому весь накопленный, особенно за последние три года, инновационный и полезный опыт музыкального обучения в формате дистанта (оп-Им и оff-line обучение) нуждается в научно-методическом обобщении для его распространения в широкой практике. Более того, этот опыт нельзя рассматривать в отрыве от богатейших традиций и наследия выдающихся музыкантов, которые в течение всей свой концертной и педагогической деятельности сформулировали основополагающие выводы и методические рекомендации для подготовки высококвалифицированных профессионалов-музыкантов.

В связи с этим, целью данной статьи является анализ коллективных форм работы с общедидактических позиций и выявление их специфики в классе фортепиано в условиях оп-Нм обучения.

Достижение поставленной цели выполнено через решение следующих задач:

1) раскрывается значение общедидактических коллективных форм обучения по разным классификационным основаниям и способы их традиционного применения в музыкальном обучении по классу фортепиано;

2) обозначены и раскрыты инновационные методы применения коллективных форм обучения по классу фортепиано в формате оп-Нм обучения с конкретными примерами музыкального репертуара;

3) сформулированы темы перспективных научных исследований по коллективным формам работы в классе фортепиано в условиях оп-Нм обучения.

Изложение основного материала статьи. Обращение к педагогическому наследию и высказываниям выдающихся советских и российских музыкантов - педагогов и концертирующих пианистов - помогает найти примеры в пользу извлечения всевозможной пользы в применении информационно-коммуникационных технологий и обучающего дистанта в музыкальном образовании. Более того, некоторые из таких высказываний могут служить эпиграфом для данной статьи. Одним из таких примеров является высказывание Александра Борисовича Гольденвейзера: «Я хочу, чтобы вы запомнили самое важное: стоять на месте - значит отставать. Тот, кто посвятил себя искусству, должен неустанно стремиться вперед» (из его обращения в 1960 году в связи с его 85-летием) [цит. по: 11, С. 162-164]. Действительно, не принимать, отвергать технические инновации не разумно и бессмысленно, это равносильно «стоять на месте и отставать».

On-line (онлайн) обучение стало очень популярным за последние несколько лет. Эта форма обучения, именуемая также как e-learning, то есть дистанционное обучение, электронное обучение, массовый и очень доступный способ получения новых знаний, умений, владений, компетенций и опыта в той или иной профессии, виде деятельности с помощью сервисов Интернета и в режиме реального времени. On-line обучение осуществляется через прямую аудио или видеосвязь с помощью интернет-соединения и гаджетов (современное портативное устройство, прибор для получения и передачи информации любого вида в цифровом формате) с преподавателем, или через просмотр обучающимся процесса в записи; через выполнение заданий, тестов, викторин и других форм контроля преподавателя за объемом и качеством усвоенных обучающимся знаний, умений, владений и навыков; через участие в коллективных занятиях по учебным темам с помощью чатов и форумов; через получение индивидуальных консультаций от преподавателя в режиме реального времени или с отсрочкой по времени. То есть оп-Нм обучение самым удачным образом сочетает в себе разные формы обучения - очную и заочную, коллективную, групповую и индивидуальную. И это является одним из ее важнейших преимуществ, привлекающих огромное количество обучающихся в разных странах и на континентах мира.

В музыкальном образовании оп-Им обучение все больше привлекает внимание педагогов и исследователей в силу своей все более возрастающей насущной практической значимости [1, 6]. On-line и off-line - это две формы дистантного обучения, взаимодополняющие друг друга, и они обе имеют право на применение в соответствии со спецификой обучения музыке. Однако оп-Нм обучение в большей степени, нежели off-line обучение, соответствует особенностям освоения музыки, и позволяет реализовывать индивидуально-личностный и личностно-ориентированные подходы.

Оп-Им обучение музыке, при всех имеющихся и осознаваемых педагогами-музыкантами особенностях, имеет как недостатки, так и преимущества. К одному из таких преимуществ относится расширение образовательных возможностей коллективных форм обучения. Оп-Нм обучение - это обучение «здесь и сейчас». И поскольку оп-Им обучение способно «расширять» аудиторию обучающихся - численно и территориально, и быть, в силу своего формата, максимально приближенным к традиционной очной форме обучения, то этот вопрос заслуживает особого рассмотрения.

В педагогике коллективные формы обучения определяются как обучение с коммуникативной направленностью и коммуникативным взаимодействием между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися, и предполагает распределение обязанностей, деловое общение, самоконтроль и самоответственность, применение интенсивных методов [2, С. 97; 5, С. 121-122].

А.М. Новиков предлагает называть классификацию форм обучения формами организации педагогического процесса. Он разработал и приводит авторскую развернутую классификацию таких форм по разным основаниям. Традиционно понимаемые как коллективные, эти формы присутствуют в его классификациях по следующим основаниям: формы организации педагогического процесса по видам занятий; формы организации педагогического процесса по числу обучающихся; формы организации педагогического процесса по целевой направленности занятий; форма организации педагогического процесса по основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом (педагогами) и/или учебными материалами [9, С. 243].

Применительно к обучению по классу фортепиано, используются из приведенной выше классификации, разработанной А.М. Новиковым, используются следующие коллективные формы: 1) по видам занятий: коллективный урок - это открытый урок педагога со студентом, на котором присутствуют другие ученики этого педагога, или открытый урок педагога для его коллег; 2) по числу обучающихся: фронтальная - концертное выступление обучающихся по классу одного педагога или нескольких педагогов (учащиеся нескольких педагогов обычно объединяются в том случае, если их концертные программы еще непродолжительны по времени, так как они находятся на начальной стадии обучения, но опыт концертных выступлений должны приобретать); массовая - концертные программы с участием учеников по классу фортепиано одной

или нескольких образовательных организаций тематической, музыкально-просветительской направленностей или приуроченные к праздничным датам и др.; 3) по целевой направленности занятий - открытые уроки педагога с учеником с разными образовательными целями, например: работа с педалью, работа над фразировкой, особенности работы над стилистикой композитора, ансамблевое музицирование и др.; зачеты по техническому мастерству (исполнение гамм, этюдов); зачеты по чтению текста «с листа»; зачеты на знание терминологии; концертные выступления в форме экзамена; выступления с докладами по творчеству композитором или исполнителей и др. Что же касается коллективной формы обучения по классификационному основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом (педагогами) и/или учебными материалами, то все три перечисленных выше вида коллективных форм обучения в классе фортепиано могут и реализуются в современной образовательной практике, с той или иной мерой полноты, также в дистанционной форме.

В обучении музыке коллективные формы работы имеют свою специфику. Она заключается в том, что присутствующая на открытом уроке аудитория (которая как раз и «делает» такой урок «коллективной» формой музыкального обучения) наблюдает за уроком педагога с учеником, то есть наблюдает за работой индивидуальной. Конечно, комментарии педагога в этом случае обращены не только к ученику, но и ко всей аудитории, и мастерство педагога-музыканта в этом случае заключается в том, чтобы его комментарии были полезны как ученику, так и всей присутствующей аудитории.

Если такая форма публичной презентации индивидуальной формы работы реализуется в традиционной форме -ученик, педагог и аудитория, присутствующая в классе или концертном зале, то это требует от ученика особых личностных качеств и специальной психологической подготовки. Если же такая форма работы в классе фортепиано реализуется в режиме оп-Нпе обучения, то психологически для обучающегося это будет гораздо легче и проще, так как всю многочисленную аудиторию заменит видеокамера, и если о ней «забыть», то такой урок мало чем будет отличаться от обычного индивидуального урока с педагогом. При этом можно отметить, что современное молодое поколение гораздо проще относится к видеозаписи себя, и этому способствует массовое увлечение блогами, тик-токами, чатами, форумами и т.д.

Этот аспект оп-Нпе обучения в классе фортепиано (да и по классам других музыкальных инструментов) еще не получил должного изучения. А вероятными темами для исследований могут быть следующие: психологическая подготовка обучающегося к открытому уроку по классу обучения в условиях оп-Нпе обучения; педагогические условия коллективных форм обучения в классе фортепиано в условиях оп-Нпе обучения; педагогическая эффективность коллективных форм обучения в классе фортепиано в условиях оп-Нпе обучения; преемственность традиций и технологических инноваций в коллективных формах обучения по классу фортепиано и другие.

В ходе проведенного исследования были проанализированы работы выдающихся советских музыкантов - концертных исполнителей и педагогов - А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, С.Е. Фейнберг, Э.Г. Гилельс, а также воспоминания и сборники статей о них [4, 7, 8, 10].

Выводы проведенного анализа показали, что коллективным формам обучения игре на фортепиано не уделяется такого же внимания, как индивидуальным формам. Среди немногочисленных примеров такого рода можно привести фрагмент воспоминания ученика А.Б. Гольденвейзера - Д.Д. Благого под названием «В классе № 42»: «Первое появление мое на уроке Александра Борисовича было довольно курьезным. Когда я, дрожа от волнения, < ... > набрался мужества, приоткрыл дверь и заглянул в довольно обширное помещение, я буквально остолбенел от числа присутствовавшей на занятиях молодежи. < . > я поскорее прикрыл дверь и так и остался стоять в коридоре в полной нерешительности и недоумении по поводу того, что же, собственно, мне теперь делать» [3, С. 168].

Воспоминание Д.Д. Благого очень типично для большинства музыкантов-исполнителей - как начинающих, так и всемирно признанных. Оставляя за рамками данной статьи оценку положительных и негативных сторон волнения артиста перед и в процессе публичного выступления, следует отметить, что коллективные уроки, проводимые педагогом с учеником в режиме оп-Нпе в классе фортепиано можно рассматривать, в том числе, как инновационный дидактический метод в подготовке исполнителя к концертной эстраде. Это своего рода пропедевтика, то есть предварительная и последовательная подготовка ученика - психологическая, морально-волевая, профессиональная - к публичной стороне его будущей профессии. В качестве приема такой работы можно использовать предварительную запись нескольких вариантов всего открытого урока или его фрагментов, чтобы впоследствии педагог совместно с учеником обсудили все варианты и выбрали лучший из них для публичной демонстрации. Такой прием в значительной мере снимает стресс и психологическое напряжение ученика, создает условия для наилучшего проявления его музыкальных способностей. В дальнейшем это поможет ему преодолевать свое волнение и сразу настраиваться на выступление.

Указанные возможности и приемы по психологическому раскрепощению обучающихся в коллективных формах оп-Нпе обучения по классе фортепиано имеют очень важное значение. Как правило, коллективные формы работы педагоги-пианисты практикуют для начинающих музыкантов в своем классе с аудитории своих же учеников. Очень интересна в этом плане подмеченная Г.Г. Нейгаузом особенность: «Каждый педагог по опыту знает, как сильнейшие ученики «подтягивают» более слабых; это соревнование возникает непосредственно и стихийно, но вместе с тем благодаря честолюбию -сознательно» (разрядка оставлена в авторской редакции) [8, С. 24-25].

Приведенное высказывание великого мастера подсказывает современному педагогу в условиях оп-Нпе обучения новые методы и приемы работы с учениками. Например, метод «шефства» более способного ученика из класса педагога - над начинающим музыкантом. Реализуется этот метод разными способами: 1) более способный ученик в режиме трансляции оп-Нпе проводит занятие с начинающим учеником; педагог наблюдает и высказывает свои пожелания; 2) начинающий музыкант исполняет в режиме оп-Нпе музыкальное произведение или его фрагмент несколько раз, улучшая его раз от раза; затем оба ученика - более способный и начинающий - обсуждают все исполнения и выбирают лучшее из них с обоснованием своей точки зрения, например: лучше прозвучала кульминация; безошибочно исполнен трудный в техническом отношении пассаж; в полифонии соблюден динамический баланс между темой и противосложением (или подголосками) и т.д. В дальнейшем число участников-учеников при реализации этого метода может расширяться. И это будет только положительно сказываться на «снятии» психологической зажатости, о которой тонко подметил Д.Д. Благой: «любопытный парадокс: почему-то больше всего волнует игра именно перед соучениками, а не перед педагогом - казалось бы, неизмеримо более авторитетной «инстанцией»! Сколько раз я не только испытывал это на себе, но и слышал от того или иного «однокашника»: «Только ты не слушай, я ужасно буду играть - пойди погуляй!» [3, С. 168]

Музыкальное обучение по классу фортепиано в режиме в режиме оп-Нпе дает возможность педагогу применять в своей практике еще один метод - исполнение циклов музыкальный произведений, когда каждую из пьес исполняет один из учеников. Примеров для такой работы в репертуаре педагога-музыканта найти совсем несложно: 1) А.Б. Гольденвейзер - Из детской жизни; 2) П.И. Чайковский - Детский альбом; 3) С.С. Прокофьев - Детская музыка»; 4) Р. Шуман - Альбом для юношества; 5) Д.Д. Шостакович - Танцы кукол; 6) С.М. Майкапар - Бирюльки; 7) Д.Б. Кабалевский - Из пионерской жизни

и др. Каждый ученик исполняет произведение фортепианного цикла на своем инструменте и в привычной для себя окружающей обстановке.

Этот метод целесообразно применять с учениками одного уровня фортепианной подготовки, что дает возможность для организации коллективного обсуждения по следующим вопросам: достоинства и недостатки в исполнении каждого ученика; степень соблюдения каждый учеником единого авторского стиля; нюансы в интерпретации образов пьес, привнесенные каждым исполнителем; способность обучающихся создать целостную форму всего цикла при поочередном исполнении ими каждой из пьес этого цикла и другие задачи, которые ставит педагог конкретно перед каждым из учеников своего класса.

Современные технологии оп-Нпе обучения в классе обучения отчасти решают задачи непрерывности процесса обучения. Отчасти - потому что теряется неповторимая атмосфера творческого процесса; тот неуловимый контакт между педагогом, учеником и аудиторией, когда домысливается невысказанное словами и взгляд педагога, сопровождающий его показ того или иного фрагмента произведения, говорит больше, чем долгие объяснения и пояснения; когда все занятие решено в определенном контексте, создаваемом педагогическим артистизмом пианиста. Да, порой что-то в оп-Нпе обучении остается «за кадром» - в прямом смысле этого слова, но все-таки это гораздо лучше, чем отсутствие такой возможности.

Выводы. Обучение в классе фортепиано - это традиционно индивидуальные занятия. Однако открытый урок по фортепиано, как занятие индивидуальное по своей форме, становится коллективным по своей сути. Применение в этом случае режима оп-Нпе с помощью информационно-коммуникационных технологий делает такое занятия доступным для всех желающих.

Применение технологии оп-Нпе обучения в классе фортепиано имеет современные образовательные перспективы, и заслуживает более всестороннего изучения для разработки на ее основе инновационных методов и приемов. К их числу относятся, например, метод «шефства» более способного ученика из класса педагога - над начинающим музыкантом; метод исполнения фортепианных циклов учениками из класса преподавателя.

Изучение коллективных форм работы в классе фортепиано в условиях оп-Нпе обучения может разрабатываться в качестве тем для научных исследований, например: педагогические условия коллективных форм обучения в классе фортепиано в условиях оп-Нпе обучения; преемственность традиций и технологических инноваций в коллективных формах обучения по классу фортепиано.

Литература:

1. Аверина, О.В. Дистанционная форма как метод обучения в классе фортепиано / О.В. Аверина // Человек и культура. - 2021. - № 2. - С. 112-120.

2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

3. Благой, Д.Д. В классе А.Б. Гольденвейзера: [сб. ст. / Гос. Центр. музей музык. культуры им. М.И. Глинки]; сост.: Д.Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1986. - 210 с.

4. В классе А.Б. Гольденвейзера: сб. ст. / Гос. Центр. музей музык. культуры им. М.И. Глинки; сост.: Д.Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1986. - 210 с.

5. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

6. Глазырина, Е.Ю. Интерактивные технологии в современном музыкально-художественном образовании / ЕЮ. Глазырина // Образование и наука. - 2013. - № 9 (108). - С. 121-137.

7. Гордон, Г. Эмиль Гилельс. За гранью мифа / Г. Гордон. - М.: Классика-ХХ1, 2007. - 352 с.

8. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. / Г.Г. Нейгауз. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.

9. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

10. Савшинский, С.И. Пианист и его работа / С.И. Савшинский. - М.: Классика-ХХ1. 2002. - 244 с.

11. Эсканишвили, Э. Воспитатель блестящей плеяды / В классе А.Б. Гольденвейзера: [сб. ст. / Гос. Центр. музей музык. культуры им. М.И. Глинки]; сост.: Д.Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1986. - 210 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социальной работы Чотчаева Зарета Амирбиевна

Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск)

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Аннотация. Статья посвящена методам и средствам преподавания социальных наук. Понимание социальных наук важно как для преподавателей, так и для студентов для полноценного обучения общественным наукам. Эта тема становится все более актуальной и важной для формирования людей, которые станут активными и динамичными участниками нашего общества. Этот взгляд на социальные науки поднимает проблему организации ее взаимосвязанных компонентов и того, как заставить обучающихся осознать глубинные силы, из которых состоят ее элементы. Поэтому необходимо выбрать соответствующие методы, которые будут способствовать всестороннему развитию когнитивному, эмоциональному и психомоторному полю деятельности учащихся. Ясно, что ни один метод обучения не может адекватно соответствовать всем учебным ситуациям. Тем не менее, не существует наилучшего метода преподавания социальных наук, но сочетание с прочими методами определенно поможет в достижении желаемых учебных целей.

Ключевые слова: методы, ресурсы, преподавание обществознания.

Annotation. The article is devoted to methods and means of teaching social sciences. An understanding of the social sciences is important for both educators and students for meaningful social science education. This topic is coming to be increasingly relevant and important for shaping people who will come to be active and dynamic participants in our society. This interpretation of the common disciplines raises the problem of organizing its interconnected constituents and how to make learners aware of the underlying forces that make up its elements. Therefore, it is necessary to choose appropriate methods that will contribute to the comprehensive development of the cognitive, emotional and psychomotor field of students' activities. It is clear that no single teaching method can effectively fit all learning situations. Nevertheless, there is no best way for teaching social sciences, but combining with other ways and means will definitely help to realize your desired learning goals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.