Литература:
1. Гришина А.В., Волкова Е.В. Структура субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 7.11.2018)
2. Жукова Т.А. Довузовская профильная подготовка учащихся спортивно-педагогических классов: Дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ. 2005. 167 с.
3. Калядин О.С. Формирование военно-прикладных навыков у старшеклассников к службе в Российской Армии: Дис. ... к.п.н. Санкт-Петербург. 2006. 180 с.
4. Лаврентьев В.А. Военно-спортивное многоборье как средство повышения физической и спортивной подготовленности обучающихся в суворовских военных училищах: автореферат дис. . кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 2005. 19 с.
5. Погудин С.М. Профессиональная ориентация учащихся кадетских и спортивно-военных классов в условиях модернизации образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 5. С. 23-25.
6. Тупкина Г.Г. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения: Дис. ... кан. пед. наук. Кемерово. 2006. 215 с.
Педагогика
УДК 378.147.88
кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается коллективное творческое дело «Сквер - мемориал Журавли над Ильменем», посвященное 75 - летию Ильменского сражения (1943-2018) и памяти 220 воинов - якутян, погибших 23 февраля 1943 года на озере Ильмень в Старорусском районе Новгородской области. Коллективное творческое дело представлено как средство формирования общекультурных компетенций студентов бакалавров педагогического направления, профиля «История и обществознание» (ПОИО) и «История и право» (ПОИП) исторического факультета, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». В исследовании определены основные организационные моменты коллективного творческого дела (сроки и место проведения, цель и задачи), при выполнении которых у студентов формируются общекультурные компетенции: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2); способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6). Кроме того особое внимание уделено ходу коллективного творческого дела и его этапам: предварительной работе групп, коллективному планированию (сбор и подготовка материалов для выступлений студентов, интервью у работников музея, архива, родственников, участвовавших в сражении), коллективной подготовке и проведению самого дела, подведению итогов и выводам. Также в статье приведены основные показатели формирования компетенций в процессе самостоятельной работы бакалавров.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, студент, бакалавр, самостоятельная работа, коллективное дело, творчество, обучение, воспитание, развитие, формирование.
Annotation. This article discusses the collective creative work "square-memorial Cranes over Ilmen", dedicated to the 75th anniversary of the Ilmen battle (1943-2018) and the memory of 220 soldiers - Yakut, who died on February 23, 1943 on lake Ilmen in the old Russian district of the Novgorod region. Collective creative work is presented as a means of formation of General cultural competences of students of bachelors of pedagogical direction, profile "History and social science" (SPE) and "History and law" (SPE) of the faculty of history, "North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov". The study identified the main organizational aspects of collective creative work (timing and venue, purpose and objectives), in the performance of which students are formed General cultural competence: the ability to analyze the main stages and patterns of historical development for the formation of patriotism and citizenship (OK-2); the ability to work in a team, tolerant to perceive social, cultural and personal differences (OK-5); the ability to self-organization and self-education (OK-6). In addition, special attention is paid to the course of collective creative work and its stages: preliminary work of groups, collective planning (collection and preparation of materials for students ' performances, interviews with Museum staff, archives, relatives who participated in the battle), collective preparation and conduct of the case, summing up and conclusions. The article also presents the main indicators of the formation of competencies in the process of independent work of bachelors.
Keywords: general cultural competences, student, bachelor, independent work, collective work, creativity, education, upbringing, development, formation.
Введение. На современном этапе развития высшего образования, первостепенное значение имеет формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров. Формирование данных компетенций, прежде всего, осуществляется при изучении и освоении определенных базовых дисциплин, обязательных дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору. Кроме этого при применении знаний на практике, при выполнении научно-исследовательских и самостоятельных работ. Проблема формирования компетенций рассматривается в исследованиях таких авторов как Джолдошева А.Б., Зайцева В.П., Гаджиев Э.Э., Mayr-HartingH., Toffler E., Козыревой О. А., посредством активных и интерактивные методов, методов воспитательной и самостоятельной работы [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Согласно ФГОС ВО, в процессе обучения бакалавры готовятся к педагогической деятельности, в результате которой должны освоить: использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; осуществление профессионального самообразования и личностного роста. Заданные для студентов бакалавров общекультурные компетенции, прежде всего, нацелены на определенные воспитательные задачи. Бакалавры исторического факультета, будущие учителя истории, должны обладать: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2); способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) [7, С. 10].
Формулировка цели статьи. Каждому модулю учебных планов образовательных программ соответствуют наиболее подходящие средства для формирования заданных компетенций. Для формирования данных общекультурных компетенций мы предлагаем использование коллективного творческого дела (КТД) в процессе выполнения самостоятельной работы студентов, вовлекая их в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную, на основе изучения истории Ильменьского сражения воинов-якутян. Для этого нами выявлено соответствие сущностной характеристики КТД для формирования заданных компетенций; определены основные виды КТД для данной СРС; проведена работа по формированию общекультурных компетенций студентов-бакалавров. Мы предполагаем, что разнообразные КТД могут стать эффективным средством, если: студенты включаются в воспитательный процесс; цели дел увлекательны и имеют историческое значение; при выборе дел учитываются мотивы их участия. В связи с этим впервые в самостоятельной работе студентов выбрана данная тема.
Изложение основного материала статьи. Благодаря специфике теории коллективных творческих дел Иванова И.П. возможно достижение рассматриваемой цели [8]. В ходе КТД каждый студент должен ставить перед собой определенные цели и осознанное выполнение педагогических задач, понимать искомый результат той или иной деятельности. В статье Авонесян И.Д. «Педагогическая концепция И.П. Иванова как система, объединяющая людей» сказано, что: «определяя сущность воспитательной системы И.П. Иванов отмечал, что одно из главных условий его эффективности это соответствие целям и задачам воспитания тех отношений, которые складываются и развиваются между воспитателями и воспитанниками [9].
На основе традиций КТД возможна эффективная организация совместной деятельности старшекурсников и первокурсников, при выполнении самостоятельной работы. Участвуя в общем творчестве, планировании действий по выполнению поставленных задач и анализе результатов развиваются умения соответствующие заданным компетенциям. Например, анализировать свою деятельность, работать в коллективе, быть терпеливыми, уметь самоорганизовываться. Здесь мы рассматриваем деятельность студентов педагогического направления, профиля «История и обществознание» (ПОИО) и «История и право» (ПОИП), в основном совмещающую в себе два вида КТД: общественно-политические и организаторские. Первое из которых, нацелено на самих студентов на воспитание их гражданственности (9 мая, День Республики Саха, проект «Лыжный десант», акция «Хоту уолаттара»). А второе направлено на формирование умения учить учиться, способности научить будущих учеников саморефлексии и воспринимать применяемые к ним дифференцированные подходы.
На примере самостоятельной работы студентов «Сквер - мемориал Журавли над Ильменем», посвященного 75 - летию Ильменьского сражения (1943 г.) и памяти 220 воинов - якутян, погибших 23 февраля 1943 года на озере Ильмень в Старорусском районе Новгородской области рассмотрим формирование компетенций [10;11;12]. Нами разделены дела на подготовку и задачи, утверждены критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них. А также определены пять организационных моментов КТД:
I. Сроки проведения: с 18 января по 23 февраля.
II. Место проведения: Сквер-мемориал Журавли над Ильменем (г. Якутск, ул. Ильменская 59, Республики Саха. С этой улицы в 1941 году ушли на фронт воины-якутяне (тогда она называлась улица Сайсарская).
III. Цель: Организовать и провести мероприятие, формирующее компетенции.
IV. Задачи: Углубить знания об историческом событии второй мировой войны (1941-1945) о Ильменском сражении 220 воинов - якутян, погибших на озере Ильмень. Ознакомить с историей создания «Сквера-мемориала Журавли над Ильменем». Научить работать с первоисточниками, анализировать исторические документы. Научить работать в сотворчестве, созидательной деятельности. Воспитать патриотические чувства, организовать сотрудничество студентов и преподавателя. Развивать в студентах исследовательскую, творческую и познавательную деятельность. Развивать рефлексивные возможности студентов.
V. Ход коллективно-творческого дела. Две группы студентов ПОИО, ПОИП исторического факультета делятся на шесть подгрупп по пять человек.
Этап 1. Предварительная работа групп студентов-бакалавров (18 января).
Этап 2. Коллективное планирование: сбора и подготовки материалов для выступлений студентов; интервью у работников музея, архива, у родственников, участвовавших в этом сражении. Посещение музея Боевой славы г. Якутска (ул., Бестужева -Марлинского 5). Просмотр художественного фильма «Журавли над Ильменем» - фильм, снятый в 2005 году, посвященный подвигу воинов - якутян (производство «Сахафильм», режиссёр Никита Аржаков, сценарий Егора Неймохова). Просмотр документального фильма «Живые голоса войны» (5 серия посвящена гибели 19-ой лыжной бригады воинов -якутян на озере Ильмень). Работа с историческим очерком Петрова Д.Д. Критические сроки: 18 января - 25 января. Ответственные: Маппыров Тимир, Коппехова Айталыына, Муннурова Кэтириис.
Этап 3. Коллективная подготовка. Просмотр фильма, посещение музея, национального архива, встречи. Подготовка сообщения для выступления о журналисте-историке, профессоре Петрове Дмитрии Дмитриевиче (кратко рассказать биографическую справку и о работе над очерками, поездках с исторической целью в Новгородскую область) о его документальном очерке «Якутяне в боях на озере Ильмень», «Якутская АССР в годы ВОВ Советского союза (1941-1945)//Очерки по истории Якутии советского периода. Критические сроки: 25 января - 1 февраля. Ответственные: Таммахтыров Дьулустаан, Эппиэтова Сандаара, Сибигэстииров Кундэл.
Обговорить, как будет оформлено стендовое выступление каждого участника. Критические сроки: 1
февраля-15 февраля. Ответственные: Чорду Дьууран, Быакалыров Ньуур, Турааннова Дьулустаана.
Для эмоционального погружения в те героические события разучить и спеть песню «Журавли» на слова Расула Гамзатова, музыку Марка Френкеля.
Оформление места проведения дела. Подготовка Сквера к проведению КТД (расчистка территории от снега, мусора, установка техники для выступления).
Критические сроки: 15 февраля - 23 февраля. Отвественные: Моккуров Айал, Хоппосов Мичил, Хантаров Сандал.
Согласование с участниками и приглашенными, от которых будет зависеть проведение дела. Критические сроки: 15 февраля-23 января. Ответственные: Хатыстыров Кундул, Онноева Сайаана, Ойбоонова Сайиина.
Этап 4. Проведение КТД 23 февраля. Организация прессы: фото, видео, статьи. Ответственные: Бэттэхов Ньургун, Кулумнуур Аман, Анды Сандаар. Рефлексия после КТД (эссе, сочинения, сочинения - рассуждения, стихи, выпуск стенгазеты, написания статей и очерков).
Этап 5. Коллективное подведение итогов. Письменный опрос - анкета, включающая первичные вопросы - задачи на раздумье: что у нас получилось и что не получилось? почему? что не удалось реализовать и почему? Устное обсуждение на созыве. Разработка рекомендации по проведению классного часа на данную тематику.
Этап 6. Выводы и суждения преподавателя, общие предложения участников.
Выводы. Примеры эффективного применения КТД «Сквер-мемориал Журавли над Ильменем» в процессе самостоятельной работы для формирования заданной компетенции, представлены в таблице.
Таблица
Показатели формирования компетенции в процессе СРС: КТД «Сквер-мемориал Журавли над Ильменем»
1 2
Этапы Показатели формирования компетенции
Первый Инициативность актива студентов в организации самостоятельной работы и активность вовлечения в работу остальных бакалавров.
Второй Углубление знаний об историческом событии второй мировой войны (1941-1945) -Ильменском сражении. Стопроцентное посещение студентами Национального архива и музея Боевой Славы и ознакомление с очерками Петрова Д.Д. о воинах - якутах. Развитие навыков работы с первоисточниками и анализа исторических документов. Заинтересованное обсуждение увиденного в фильмах «Журавли над Ильменем», «Живые голоса войны». Наиболее ярким примером работы студентов в Национальном архиве являются находки редких документов тех событий, личных писем воинов-якутов своим семьям, любимым и близким людям. А также личные вещи, которые рассказывают о солдатах советской Армии, изученные студентами в музее Боевой Славы. Пример письма солдата по имени Николай, который не вернулся с этого сражения: «Саллаат суруга. Марфа, суруйар сонун олох ити сэттэ куупулуоту уhуллум сыаналаа. Марфа, эйигиттэн арахсыбытым тухары ыал олорор дьиэтин коро иликпин... барыта землянка, госпиталь. Марфа, быры аймахтарбар привет тиэрт. Марфа уурубун эйигин таптыыбын, мин тапталым олон-сутэн суппэт Олохпунэ сэрии хонуутугар салгынна котуо ... ба5арабын эйиэхэ чэгиэн дуруобуйаны, дьоллоох оло5у. Быраhаай хааллым Колян». Письмо солдата (перевод): «Здравствуй, дорогая, любимая моя Марфа. У меня таких больших новостей нет, вот оправляю семь куплетов песни, оцени, пожалуйста. С тех пор как расстался с тобою Марфа, скитаюсь по землянкам, окопам и госпиталям, не видел тепла домашнего очага. Марфа, передай всем нашим родственникам огромный, солдатский привет. Крепко целую тебя Марфа, моя любовь к тебе никогда не умрет.и если я останусь на поле брани навсегда, то помни, что любовь моя к тебе полетит на крыльях верности.Прощай, твой Колян. (Текст самой песни, который прилагался к письму, не был передан в архив). 15.02.43. Полевая почта 37-681 «И» [13].
Третий Своевременная подготовка докладов студентов по представленным материалам и заданиям
Четвертый Проведение мероприятия 23 февраля 2018 г. «Сквер-мемориал Журавли над Ильменем». Студентами подготовлены эссе, сочинения - рассуждения, стихи, стенгазета и статьи. Особое значение придали очерки о безымянных воинах. Приводим пример наиболее удавшейся рефлексии бакалавра Хоппосова Мичил, группы ПОИО в виде стихотворения, которое выражает восхищение подвигом и одновременно скорбь по воинам: Ильмень ойдуун дуо? Ол уоттаах, эдэр тыыннаах уолаттары? Ол тууну ... эмискэ эстибит бомба тыаИын. Эдэр сурэх тохтуурун тон муустуу хайдарын. Боролуу улуйар буулдьа суурэрин. Ытык Ильмень, ойдуугун дуо саха боотурдара. Ийэ сирдэрин комускуур эр санааларын! Уолаттар олохторун тыына манна быстыбыта...
Пятый 1)Стопроцентное участие студентов в обсуждении мероприятия. 2)Рекомендации по проведению классного часа-исследования «Журавли над Ильменем» в виде следующего сценария: Цели задачи: ознакомиться с героическим подвигом в боях на озере Ильмень (1943 г.) в годы Великой Отечественной Войны; воспитать чувство гордости за советский народ в годы тяжелых испытаний для нашей Родины; сформировать на примере подвига советских солдат патриотические чувства, сострадание, научить ученической рефлексии; развить самостоятельное деятельностное участие школьников в поиске и сборе материалов, о
вкладе воинов-якутов в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Наглядность: слайды, на доске карта района озера Ильмень, кадры из художественного фильма «Журавли над Ильменем», бумажные белые журавли, натянутые на ниточке над доской. Фонохрестоматия: звучит песня на слова Расула Гамзатова «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Ожидаемый результат. После проведенного классного часа - исследования «Журавли над Ильменем» проводится ученическая рефлексия (самоанализ). Учащиеся должны написать реферат, сочинить стихи, выпустить стенгазету, оказать реальную помощь ветеранам тыла, а также собрать материал для школьного музея, продолжить работу в музеях школы, улуса и др. Вести самостоятельно дальнейшую поисковую работу по сбору материала о забытых участниках войны из якутских улусов. Прочитать художественную литературу о войне, документальную литературу доктора исторических наук Петрова Д.Д. «Якутяне в боях на озере Ильмень» (г. Якутск, издательство «Бичик», 2005 г.). План: Вступительное слово учителя, целевая установка, объяснение классного часа -исследования, в конце классного часа ответить на проблемные вопросы: Почему классный час назван «Журавли над Ильменем»? Почему гитлеровцы Старую Руссу называли "маленьким Берлином»? Какие чувства вызвали отважные лыжники из Якутии? Из каких сел якутских улусов участвовали солдаты в этом неравном бою? Чьи имена Вы можете назвать? Можно ли о их жизни написать реферат? Книгу? Подумайте, как можно в дальнейшем исследовать жизнь участников Ильменского сражения? Как можно увековечить имена этих славных солдат - лыжников из 19-ой отдельной лыжной бригады? Выступления учащихся: Мобилизация. Задачи 19-й отдельной лыжной бригады. Бой. Погибшие. Операция по глубокому обходу с берега озера. Взвод (название местности боя). Наступление на Балагиж. Заключение. Использованная литература.
Шестой Принятие решения о продолжении работы.
Таким образом, в данной СРС наблюдаются элементы разных видов КТД, которые её обогащают. Самостоятельная работа средствами КТД по формированию общекультурных компетенций студентов-бакалавров, основанная на креативной деятельности: изучении исторических событий в процессе занимательной поисковой работы; просмотра художественных и документальных фильмов как динамичной формы восприятия изучаемой темы и решения задач самой КТД доказывает нашу гипотезу. Мотивированность в самообразовании и самовоспитании студентов ПОИО и ПОИП проявилась в представленных выше показателях. Проведенная работа показала своё воспитывающее назначение: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой улус, его традиции, памятники природы, истории, культуры и желающего принять активное участие в его развитии. Коллективное творческое дело, как сфера педагогического изобретательства, в котором сотрудничают преподаватели и студенты-бакалавры - это эффективное средство формирования общекультурных компетенций студентов.
Литература:
1. Джолдошева А.Б. Организация самостоятельной работы студентов как средство формирования профессиональных компетенций // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы XI Междунар. Науч.-практ. Конф. (Чебоксары, 27 ноября 2016 Г.).В 2 т. Т.1. / редколл.: О.Н. Широков и др -Чебокскары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №4 (11). - С. 115-119.
2. Гаджиев Э.Э. Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 563-568. — URL https://moluch.ru/archive/79/14172/ (дата обращения: 09.03.2018).
3. Зайцева В.П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я Яковлева. - 2016. - №2 (90). - С. 131-137. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-tehnologii-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschego-uchitelya (дата обращения: 28.03.2016).
4. Mayr-HartingH. "Oxford Tutorials". Paper presented at the Tutorial Education: History, Pedagogy, and Evolution conference. Lawrence University, 2007. URL: http://individualizedlearning.org/confer-ence/tutorials/2007/mayr-harting.shtml (дата обращения: 03.09.10).
5. Future shock / Toffler E.; lane. from English. - M.: LLC "Publishing ACT", 2002. - 557 [3] p. (Philosophy). S. 449.
6. Козырева О. А., Зорина Д. М., Юркова Я. А., Рамазанова К. А., Шмелев И. С. Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2435/ (дата обращения: 17.11.2018).
7. Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Приказ МОиН РФ № 1426. 2015-12-04. М., 2015. С. 10.
8. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания / И.П. Иванов. Обществ. орг. «Педагогика соц творчества». - СПб.: Аверс, 2003. 504 с.
9. Авонесян И.Д. Педагогическая концепция И.П. Иванова как система, объединяющая людей/Российский гуманитарный журнал. 2014. №2, том 3. - С. 63-72.
10. "Лыжный десант" на Ильмене [Электронный ресурс]. http://culture.natm.ru/lyzhnyy-desant-na-il-mene.html. (дата обращения: 08.05. 2010).
11. Ильменьская трагедия Прачев М.С. http://dnevniki.ykt.ru/Прачев/397859?fromC=true. (дата обращения: 20.02. 2009).
12. Петров Д.Д. Якутия: Во имя Великой победы (1941 - 1945гг.). Составитель К.К. Корякин. Якутск, «Бичик», 2005. 58 с.
13. Национальный Архив РС (Я), Ф.113.50 ед.хр., 1938-1996, 59 фотографий.
Педагогика
УДК 37.017
преподаватель кафедры тактики Страбыкин Андрей Григорьевич
Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ В ПРАКТИКЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье анализируются некоторые проблемы развития профессиональной ответственности курсантов военного вуза, а также рассматривается направление изыскания дополнительных возможностей развития профессиональной ответственности курсантов младших курсов на основе самостоятельной подготовки. Способом решения задачи развития профессиональной ответственности курсантов младших курсов предложен метод прослеживания влияния вносимых изменений в изучаемом педагогическом процессе. Предложены формы и методы организации самостоятельной подготовки, не требующие внесения дополнительного содержания в образовательный процесс военного вуза.
Ключевые слова: профессиональная ответственность курсантов, самостоятельная подготовка, диагностическое исследование.
Annotation. The article analyzes some problems of the development of professional responsibility of cadets of a military college, and also considers the direction of finding additional opportunities for the development of professional responsibility of junior cadets on the basis of independent training. A method for solving the problem of developing the professional responsibility of junior cadets is proposed a method of tracking the impact of changes in the pedagogical process under study. The forms and methods of organizing self-training that do not require additional content in the educational process of a military university are proposed.
Keywords: professional liability insurance for students, self-study, the diagnostic study.
Введение. Проблема развития профессиональной ответственности курсантов военного вуза наиболее отчетливо проявляет себя на младших (1, 2) курсах обучения, когда организация образовательного процесса более всего противоречит закономерностям развития этого качества: тотальный контроль - принципу самостоятельности, статус военнослужащего срочной службы - необходимости в специальной ответственной деятельности, дисциплинарная практика - сознательному ответственному отношению к учебной и военно-профессиональной деятельности. Одновременно с этим, как этап обучения в военном вузе, младшие курсы характеризуются наилучшим восприятием воспитательных воздействий, повышенным интересом к предмету, содержанию и представителям профессии.
Изложение основного материала статьи. В поиске дополнительных возможностей развития профессиональной ответственности курсантов младших курсов, перспективным является обращение к самостоятельной подготовке как особому виду учебной деятельности курсантов, не только благоприятному для решения сложных воспитательных задач, но и полностью отвечающему принципам развития профессиональной ответственности в образовательных процессах. Организация и технологическое обеспечение самостоятельной подготовки курсантов младших курсов по дисциплинам профессионального блока в этой связи представляется отдельной, актуальной стороной проблемы развития профессиональной ответственности офицера в профессиональном военном образовании.
Способом решения задачи развития профессиональной ответственности курсантов младших курсов предложен формирующий эксперимент - «...метод прослеживания влияния вносимых изменений в изучаемом педагогическом процессе. Формирующий эксперимент позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития, становления личности, определять возможности оптимизации данного процесса» [1].
Формирующий эксперимент был проведен в период с 2014 по 2017 гг. на базе Новосибирского ВВКУ, где ранее выполнялось диагностическое исследование процессов развития профессиональной ответственности курсантов.
Первая ступень - апробация отдельных форм и методов самостоятельной подготовки, в течение 2014 г.
Вторая ступень - применение технологического обеспечения самостоятельной подготовки в практике обучения, по дисциплинам профессионального блока курсантов экспериментальной группы с 2015 по 2017 г.
Третья ступень - сравнительное исследование процессов развития профессиональной ответственности курсантов контрольной и экспериментальной групп, проверка, анализ, обработка результатов и синтез выводов. Третья ступень выполнялась в 2016-2017 гг.
На разных ступенях формирующего эксперимента в нем приняли участие 245 человек: пилотные исследования-55чел., экспериментальная группа-87 чел., контрольная группа-85 чел.
Работа по апробации отдельных форм и методов самостоятельной подготовки основывалась на условиях образовательного процесса военного вуза, когда предлагаемый педагогический инструмент мог пройти апробацию в том случае, если он:
- позволяет решать задачи, для которых разрабатывался;
- не требует внесения дополнительного содержания в перегруженный образовательный процесс;
- не изменяет существенно нагрузку преподавателя, реализующего педагогический инструмент;
- не создает рисков потери общей эффективности обучения и воспитания курсантов;
- удовлетворяет познавательные интересы курсантов.
Учитывая преобразования, которые должны были произойти в формирующем эксперименте, предварительно проходили апробацию те формы и методы организации самостоятельной подготовки курсантов младших курсов военного вуза, которые ранее не применялись и для образовательного процесса НВВКУ являются новыми: дополнения в учебно-профессиональные задачи и моделируемые профессиональные ситуации.
При апробации дополнений в учебно-профессиональные задачи мы добивались осмысления курсантами феномена профессиональной ответственности офицера в боевой обстановке, а также развития когнитивного компонента профессиональной ответственности до уровня, когда ответственность является рассчитанным и осознанным профессиональным состоянием, проявлением профессиональной компетентности специалиста.