Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)
УДК/UDC 377 М. В. Никитин
M. Nikitin
КОЛЛЕДЖ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ПОЛИСТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ
COLLEGE-EDUCATIONAL PARK AS POLYSTRUCTURAL EDUCATIONAL MODEL THROUGHOUT LIFE
В статье представлено теоретическое обоснование феномена «колледж-образовательный комплекс» как самообучающейся, саморазвивающейся, самоизменяющейся образовательной организации регионального уровня, выделены и охарактеризованы ее конкурентные преимущества в реализации полиструктурной модели образования человека в течение всей жизни.
The article presents theoretical justification of "college-educational park" phenomenon as self-educational, self-developing, self-changing regional educational establishment. It also highlights its competitive advantages in implementation of the polystructural educational model throughout life.
Ключевые слова: колледж-образовательный комплекс, образование в течение жизни.
Keywords: college-educational park, education throughout life.
Глоссарий базовых понятий
— Колледж-образовательный комплекс (колледж-ОК) — институционализа-ция крупной региональной образовательной организации среднего профессионального образования, как правило, в правовом статусе автономного учреждения (АУ СПО), интегрирующая и концентрирующая в целях выравнивания условий обеспечения качества программно-содержательный, кадровый, управленческий и имущественный потенциал образовательных организаций дошкольного, общего, коррекционного, ремесленного профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования/обучения.
Колледж-ОК — это феномен самообучающейся, саморазвивающейся, самоизменяющейся образовательной организации.
— Полиструктурная модель образования в течение всей жизни — формат наращивания конкурентных преимуществ новой генерации квалифицированных рабочих, техников-технологов, специалистов, ремесленников, фермеров, мастеров, социальных и технологических предпринимателей как ценностного статуса личности, интеллектуальное развитие которой формируется в ходе профессиональной деятельности. Обеспечение технологического лидерства в российской экономике есть условие роста качества жизни человека и его семьи. Развитие возможно только за счет роста качества.
Стратегическим ориентиром для эффективной институционализации крупного регионального колледж-образовательного комплекса должны стать требования Национальной технологической инициативы В. В. Путина (НТИ). Реализация НТИ — одна из ключевых задач, поставленных президентом Российской Федерации В. Путиным 4 декабря 2014 г в Послании Федеральному Собранию: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада».
Национальная технологическая инициатива — программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г НТИ будет включать системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, работающих мер финансового и кадрового развития, ме-
Vocational education and youth employment: XXI century. The issue of advanced training for Russian economy (regional aspect)
ханизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций. Выбор будет проводиться с учетом основных трендов мирового развития исходя из приоритета развития кластеров и сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека как конечного потребителя [1].
Национальная технологическая инициатива, предложенная президентом России, предполагает наращивание критической массы успешных, целеустремленных, креативных молодых квалифицированных рабочих, техников-технологов, специалистов, ремесленников, фермеров, мастеров, предпринимателей, профессиональная подготовка которых в настоящее время осуществляется в 1400 колледжах и техникумах, и ее объем составляет около 3 млн человек.
Еще один стратегический вектор НТИ, в реализацию которого уже вовлечены образовательные организации СПО, — это апробация новой призывной практики выпускников СПО в Российскую армию (РА) по профилю гражданской технической специальности. На совещании с военачальниками в Сочи 16 мая 2015 г президент Российской Федерации В. Путин объявил о подписании документа, определяющего, что «часть молодых людей, которые нужны для работы на оборонных предприятиях, будут проходить фактически альтернативную службу по месту работы». Такие рядовые-мастеровые будут проходить военную службу квалифицированными рабочими на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Еще одно направление новой призывной практики (2016 г.) для выпускников СПО технических специальностей — призыв в научно-производственные технические роты, которые участвуют в производстве и государственных испытаниях военной техники.
Призыв в Российскую армию выпускников СПО по профилю гражданской специальности не только должен стать новой образовательной моделью, но и механизмом государственно-образовательно-личностного партнерства, когда служба в РА рассматривается как формат повышения профессиональной квалификации и профессиональной практики в объеме « 1000 часов. Как нам представляется, такие решения не только повлияют на рост обороноспособности страны, но и сделают страну достойной обороны.
Разработка инновационных, практико-ориентированных компонентов учебно-вос-
питательной деятельности в рамках данной инициативы в крупном колледж-образовательном комплексе должна стать значимым драйвером для всех субъектов образовательной политики, заинтересованных в кадровом импортозамещении [3].
Ядром крупного регионального образовательного комплекса должен стать колледж-лидер, обеспечивающий интеграцию и концентрацию ресурсов для качества процесса, качества результата профессионального образования и воспитания выпускников СПО.
На основании 5 конкурентных преимуществ именно колледж должен стать ядром регионального (городского, межмуниципального) образовательного (социально-образовательного) комплекса:
> первая характеристика — формирование новой генерации рабочего — специалиста — гражданина, ценности которых формируются в различных форматах социально-профессиональных практик при включении детей, подростков, молодежи в совместную деятельность, где тиражируются успешные практики квалифицированной деятельности;
— молодых рабочих — победителей конкурсов профессионального мастерства;
— студентов-призеров предметных олимпиад;
— студентов-победителей спортивных соревнований и творческих конкурсов;
— представителей реального сектора экономики, а также используется воспитательный потенциал семейных трудовых династий, в т. ч. воспитывается дисциплинированность у детей и подростков на примере успешных практик старших; закладываются механизмы более рационального использования учебного и личного времени обучающихся в колледж-образовательном комплексе, так как традиционно учебный день подростка составляет 12-16 часов (!), что отрицательно влияет на состояние здоровья и не связано с учебной и профессиональной успешностью.
Для всех обучающихся в образовательном комплексе, в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидов, предлагается значительно больший спектр выбора рабочих профессий, специальностей СПО, программ дополнительного образования для профессионального самоопределения [2].
Новая генерация квалифицированных работников будет решать задачи НТИ, раз-
Professional Education in Russia and Abroad 2 (22) 2016
13
Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)
вивать новые направления постиндустриальной экономики, формировать стабильную социальную среду и новое качество жизни, тем более что такой колледж обладает еще и гендерным преимуществом — большинство работающих в колледже — это молодые мужчины, мастера, преподаватели, студенты. (Этого так не хватает в обычной школе.);
> вторая характеристика — обеспечение шаговой доступности всех ресурсов (программных, технологических, спортивных, досуговых, профессиональных, воспитательных и др.) образовательного комплекса для различных социально-профессиональных, возрастных, гендерных, конфессиональных и других групп граждан включает доступность:
— территориально-транспортную;
— социально-профессиональную;
— возрастную;
— общественности к информации о потенциале колледж-образовательного комплекса;
> третья характеристика — актуализация для всех субъектов образовательного комплекса требований концепции образования в течение всей жизни, где успех профессиональной карьеры, рост производительности труда, финансовое и семейное благополучие и, в целом, качество жизни есть следствие качества личностно ориентированного профессионального образования/обучения в течение всей жизни: «хочешь хорошо жить, умей самостоятельно учиться в течение всей жизни».
По оценкам советских, российских и зарубежных исследователей, интеллектуальные способности личности устойчиво формируются и развиваются в процессе трудовой (профессиональной) деятельности, где без воспитания дисциплинированности трудовая деятельность не обеспечивает прагматичности интеллектуальных способностей в течение всей жизни;
> четвертая характеристика — модернизация механизмов, критериев и инструментария различных оценочных процедур для открытости оценок качества процесса и качества результата профессионального образования/обучения для различных субъектов образовательной политики (органов государственного управления, работодателей, родителей, СМИ, студентов и др.):
— формирование процедур информационной открытости колледжа-образователь-
ного комплекса, т. е. проектирование единого образовательного пространства через оценочные процедуры;
— формирование независимой процедуры рейтингования образовательных программ с участием внешних заказчиков и потребителей;
— сертификация профессиональных квалификаций выпускников на основе требований профессиональных стандартов, рамки квалификаций с участием отраслевых советов по профессиональным квалификациям;
— мотивация к включению студентов в федеральный интернет-экзамен по отдельным дисциплинам как формат сравнительной внешней процедуры оценивания качества образовательного процесса;
— включение органов студенческого самоуправления в локальные советы по оценке качества образования в колледже, в том числе делегирование студенческому научному сообществу функций по предупреждению студенческого плагиата в курсовых работах;
— развитие процедур самооценки качества профессионального образования/обучения;
> пятая характеристика — внедрение механизмов интернационализации профессионального образования/подготовки в соответствии с рекомендациями Туринского, Копенгагенского процессов и решений Третьего Международного конгресса ЮНЕСКО «Трансформация технического и профессионального образования и обучения: умения для работы и жизни» (12-14 мая 2012 г, Шанхай, КНР).
В условиях затяжного кризиса российской экономики и сокращения региональных бюджетов устойчивую тенденцию создания крупных колледж-образовательных комплексов следует признать адекватным управленческим решением, направленным на консолидацию ресурсов бизнеса, государства, образования и домохозяйств, на обеспечение их конкурентоспособности.
1. Национальная технологическая инициатива : послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 г.
2. Зеер Э. Ф. Профессиональное развитие человека в системе непрерывного образования // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 9. — С. 10.
3. Никитин М. В. Формирование механизма многоканального финансирования «умного колледжа»: поиск компромисса // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 12.