ских кадров, обучающихся) к использованию тех услуг, которые им предоставляются. При этом считая, что использование информационных технологий и средств не является самоцелью, они предназначены для повышения эффективности деятельности на всех уровнях, и в конечном счете - приданию системе довузовского профессионального образования новых качеств (адаптивности, открытости, мобильности) для качественной подготовки кадров для экономики региона.
2. Ерофеев, Е. В. Электронное правительство: как приблизить чиновника к гражданину? [Электронный ресурс]/ Е. В. Ерофеев. - Режим доступа.
http://www.connect.ru/article.asp?id=5103, свободный
3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] : / пер. с англ.; под ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
Список литературы
1. Дочкин, С. А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-педагогический аспект [Текст] : монография / С. А. Дочкин. - СПб. : Ар-ден, 2010. - 226 с.
4. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации [Текст] / под. ред. В. И. Дрожжинова, Е. З. Зиндера. - М. : ЭкоТренз, 2005. - 352 с.
коллаборативное обучение как модель эффективной реализации образовательного процесса
Н. В. Павельева, начальник центра академической мобильности и международного сотрудничества ГОУ «КРИРПО»
Анализ тенденций профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов Кемеровской области позволяет выделить основные принципы опережающего развития профессиональной школы. Во-первых, обучение должно быть ориентировано на использование получаемых знаний и навыков в процессе основной деятельности. Во-вторых, приобретение профессии, специальности должно способствовать реализации стратегических и социально-экономических целей, а подготовка кадров должна рассматриваться в аспекте двойных инвестиций - в человека и в производство. В-третьих, совершенствование профессионально-квалификационной структуры кадров и прогрессивных форм организации труда должно учитывать резкое усиление процесса ротации профессий, переоценку значимости накопленного ранее опыта в структуре профессионально-квалификационного комплекса.
Использование ИКТ в профессиональном образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего»: человек рождается и учится в одном мире, а самостоя-
тельно действовать ему придется в другом. В этих условиях профессиональная школа должна формировать у обучающихся новые навыки - умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии.
Внедрение ИКТ в различные сферы деятельности, формирование новых коммуникаций стало началом не только преобразования традиционной системы профобразования, но и формирования открытости и прозрачности информационного общества. В настоящее время основная задача модернизации профессиональной школы - решить проблемы замкнутости, открытости ее внешним воздействиям, обеспечить условия для качественного роста образования и его соответствия запросам общества и рынка труда. В современных условиях это возможно только при активизации инновационных процессов в сфере профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.
Не вызывает сомнения, что использование информационных и компьютерных технологий в образовании способно радикально изменить существующую систему образования. Широкое применение аналитических, практических и экспериментальных принципов обучения поможет организовать учебный процесс в инновационном формате.
В настоящее время в образовательных учреждениях созрела потребность в построении, управлении и урегулировании программ социального и коллаборативного обучения. Необходимость изменений обусловлена многими факторами: реализация принципов экономики, основанной на знаниях; доступ к сети Интернет у профессионально-педагогических работников; начавшийся бум программных средств и платформ для социальных сетей.
Кроме того, в последние годы появился ряд новых теорий, которые рассматривают обучающегося как центр образовательной системы. Эти идеи берут начало из концепций ситуационного обучения (situated learning), коллаборативного обучения (collaborative learning) и конструктивистских подходов к обучению, они же явились основополагающими новой модели экономики, основанной на знаниях. Для преподавателей, занимающихся применением образовательных технологий в дистанционном обучении, эти подходы также представляют большой интерес.
Сегодня коллаборативно - значит престижно и перспективно.
Термин «коллаборативный» трудно отнести к общеупотребительным. Между тем такое понятие имеет право на жизнь, и более тысячи ссылок на всё коллабора-тивное в Интернете — убедительное тому доказательство. Коллаборативными могут быть технологии, проекты, процессы, программы, приложения, произведения, обучение, исследование.
С английского - collaborative — общий, объединенный, совместный.
Работа образовательных учреждений профессионального образования основана на активном взаимодействии профессионально-педагогических работников, структурных подразделений и других, внешних по отношению к ним, организаций, государственно-частных партнёров.
Все формы таких контактов можно разбить на условные группы, так называемые «три К».
Коммуникации: работники пересылают информацию и/или запрашивают ее у кого-либо.
Кооперация: сотрудники образовательного учреждения используют совместное рабочее пространство для выполнения функций, требующих взаимодействия людей.
Координирование: специалисты разных структурных подразделений и организаций вовлекаются в определенные процессы, которые подчиняются заранее заданным правилам.
Если говорить о компьютерных технологиях, поддерживающих названные формы взаимодействия, то это соответственно:
• электронная почта и системы пересылки сообщений;
• базы данных коллективного доступа;
• средства автоматизации деловых процедур (workflow).
Основу систем обеспечения совместной работы, предназначенных для регламентации коммуникаций и снабженных маршрутными функциями, составляют перечисленные выше технологии. Это позволяет характеризовать их как системы распределенных баз данных коллективного доступа, интегрированные с возможностями электронной почты, под чем понимается не только реализация обмена почтовыми сообщениями между сотрудниками-пользователями, но и способность самих баз данных и приложений посылать документы как людям, так и другим БД, что является критически важным свойством при автоматизации деловых процедур.
В 2000 и 2001 годах произошли два значимых сдвига: в качестве новой компьютерной платформы появился Интернет, и в США началась рецессия. Эти два фактора вместе создали мощный фокус на процессе перевода обучающих программ и материалов из категории «под руководством преподавателя» в «он-лайн». В те времена на Западе даже ходили слухи о приближающемся закрытии реальных учебных заведений, так как все ринулись обучаться и получать образование в Сети.
Сегодня e-learning находится на стадии зрелости, поэтому на рынке представлено множество форм он-лайн обучения и образования. Применяются формы «Быстрого он-лайн обучения» (с помощью PowerPoint и Flash технологий), моделирования работы с приложениями, используются анимированные персонажи, аудио-, видео-, другие интерактивные элементы учебного процесса.
Во многих образовательных учреждениях Интернет активно используется для раздачи материалов к занятиям, общения между преподавателями и обучающимися, студентами, а также для распространения ключевых образовательных технологий и инструментов.
В наши дни учебные материалы можно найти буквально везде: начиная от YouTube, заканчивая «школами безопасного вождения». Теперь мы можем просматривать и работать с данными материалами с помощью современных сотовых телефонов, ноутбуков и компьютеров буквально повсюду.
Более того, первоначальные «концепции» e-learning также претерпели некоторые изменения. В первые несколько лет образовательные учреждения стремились как можно скорее разместить в Сети существующие слайды и учебные материалы. Первооткрывателем данного подхода стала компания SkillSoft, крупнейший игрок на рынке учебного контента. Сегодняшние программы e-learning очень сильно разнятся с обучением под руко-
водством преподавателя: они демонстрируются и работают как фильмы в режиме реального времени, онлайновые видеоигры и виртуальные опыты с полным погружением.
Сегодня мы вступаем в эру We-Learning (обучения «друг от друга»). Эту эру называют «социальным обучением», «неформальным обучением», и «коллаборатив-ным обучением».
1. We-Learning сместит акценты от традиционного обучения и создаст потребность изучать новые дисциплины.
We-learning включает в себя простую и глубокую истину, что любое образовательное учреждение обладает накопленными знаниями и опытом, которым необходимо делиться. Преподавателю необходимо позиционировать себя в роли фасилитаторов, организаторов и проводников коллаборативного обучения. Мы должны будем отказаться от нескольких старых парадигм. Многие в настоящее время пересматривают свои модели обучающих программ в сторону создания «обучающей среды», которая подразумевает «встроенные» функции коллаборативного и социального обучения.
И здесь есть пути повышения собственной ценности -для успеха современной команды по обучению и профессиональному развитию требуется целый набор новых дисциплин. Приходится осваивать Flash, медиадизайн, разработку контента во время эры e-learning, надо изучать управление сообществом, тегирование, информационную архитектуру и аналитику.
2. Несмотря на предсказания, e-learning не погубило традиционное обучение и образование. Поэтому и новая концепция we-learning не сможет полностью заместить тщательно разработанные программы обучения.
Множество научных публикаций предрекало скорую смерть традиционного обучения. Но образовательным учреждениям, организациям до сих пор требуется формальное обучение и аттестация для формирования базового уровня знаний и навыков по многим позициям, поэтому речь об исчезновении традиционного обучения не ведется. Но теперь научным сообществом признается тот факт, что действительно более 80 % индивидуального обучения мы получаем через иные источники -наставников, экспертов, менеджеров и коллег по работе.
Подобно этому we-learning не погубит необходимость в разработке программ формального обучения, формальном обучении и традиционном обучении. Оно, более вероятно, расширит и улучшит традиционные формы обучения - во многих случаях сделает формальное обучение более эффективным. Если вы, будучи экспертом в какой-то теме, сможете подключиться к коллективному разуму сотен людей, которые применяют на практике то, что вы уже знаете, вы можете быстрее повысить свой уровень - это поможет вам разработать еще более эффективные средства и программы в ваших формальных программах.
3. We-Learning создаст рынок для большого количества новых средств и платформ.
Также как e-learning породил современную систему управления обучением LMS, разнообразие средств развития, и крупные инвестиции в менедежмент контента, we-learning также породит и будет поддерживать великое множество новых инструментов и систем с целью управлять, отслеживать и фасилитировать людей, работающих вместе он-лайн.
Этому способствуют некоторые крупные компании: Google инвестирует разработку Google Wave; Microsoft инвестирует Sharepoint и Live Services; Adobe инвестирует очень крупные суммы в разработку Adobe Connect и других продуктов; Cisco инвестирует миллионы в Webex; а Citrix запустил удивительный набор новых инструментов на GotoMeeting и его семействе, - и это только первые ласточки. Отдельную благодарность заслужили Odnoklassniki, Vkontakte, Facebook, LinkedIN, Ning и остальные сайты социальных сетей за разные инновационные идеи, которые будут стремительно копироваться в системах корпоративного обучения.
В период e-learning инструменты будут изменяться. Если сегодня мы используем Jive или Sharepoint в качестве платформы социального обучения, приготовьтесь к тому, что впереди нас ждет что-то новое и совершенно отличное. Новый модуль планирования развития Taleo, новая среда Социального Обучения и новое средство для управления талантами Plateau Talent Gateway дают инструменты и парадигмы для того, чтобы содействовать коммуникации и совместному использованию знаний.
4. We-Learning изменит поведение в повышении квалификации и профпереподготовке.
Также как e-learning позволило прекратить практику отправлять в командировку людей, we-learning изменит представление о том, где и как люди учатся. Посмотрите на новую систему обучающего обмена Sun Learning Exchange от Sun Microsystems. Эта платформа позволяет людям находить и смотреть видео-, аудио- и другие материалы от экспертов; она позволяет скачивать и подписываться на рассылки по сферам интереса, присылаемые на мобильный телефон, пользователи также могут получать обновления и размещать свои комментарии по электронной почте.
Также как e-learning освободило от необходимости обучаться в аудитории, we-learning освободит от необходимости сидеть у стационарного компьютера. Коллабо-ративное обучение будет все чаще происходить через сотовые телефоны и другие мобильные устройства.
Коллаборативное обучение дает возможность взаимодействия с почти любой формой формального обучения. Перед занятием люди собираются онлайн, чтобы обсудить свои цели. Во время занятия они взаимодействуют друг с другом, чтобы делиться опытом, полученным от преподавателя. После занятия создается сообщество практикующих, где люди также могут поделиться
информацией о применении на практике полученного во время обучения.
5. We-Learning потребует изменения в культуре и лидерстве.
Важным представляется понимание руководителей -необходимо дать людям поддержку, культуру и мотивацию, чтобы вовлечь их в we-learning. Существует ли в вашем учреждении культура общего использования знаний? Поощряют ли педагогов-новаторов за то, что они делятся своими лучшими практическими разработками? И что важнее всего, используются ли поощрительные меры и модели развития карьеры, которые сообщают лучшим преподавателям «мы ожидаем, что Вы внесете свой вклад в коллективный банк знаний учреждения»?
Не важно, как хорошо разработаны программы, системы и опыты - они «приживаются» только тогда, когда сама организация ценит длительный фокус на организационном и индивидуальном обучении. Все большее количество грамотных руководителей учреждений профессионального образования думают о том, «что я могу сделать, чтобы люди в этой организации как можно скорее начали делиться информацией и еще быстрее обучаться».
Коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися или между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Коллаборативное обучение включает такие форматы, как групповые проекты, совместные разработки и т. п.
Коллаборативное обучение более растянуто во времени, кроме этого, участники имеют постоянный доступ к общению друг с другом и преподавателем.
Обобщая научные исследования, проведенные в Институте, можно сделать вывод, что наибольший эффект информатизация образовательного процесса проявляется в решении следующих задач:
- переход от бумажных носителей информации к более экономным и удобным - электронным;
- автоматизация обучения и контроля успеваемости (за счет использования обучающих и контролирующих программ);
- стирание пространственно-временных границ между участниками образовательного процесса (за счет работы коллективного разума, что и составляет суть кол-лаборативного обучения).
В последнее время коллаборативное обучение получило новую трактовку в контексте электронного обучения (computer-supported collaborative learning). В этом смысле коллаборативное обучение — это использование сервисов веб 2.0 (вики, блогов, социальных сетей, совместных приложений, виртуальных классов, сообществ практики (Communities of Practice — CoP) и т. п.) в целях обучения.
Чтобы говорить о коллаборативном обучении, необходимо организовать:
1) тесное взаимодействие участников обучения;
2) активный совместный поиск;
3) использование в учебных целях сервисов веб 2.0.
IT в данном случае необходимо использовать как инструмент реализации образовательных технологий. Коллаборативное обучение обеспечивает активную познавательную работу обучающихся, дает импульс индивидуальному или групповому поиску как поиску способов применения знаний, то есть содержит в себе потенциал коллаборатива, выступает средством повышения академической мобильности за счет установления трансграничных контактов.
В педагогике есть понятие синхронного и асинхронного обучения. Согласно Википедии, синхронное обучение описывает деятельность группы людей, которые работают над приобретением одинаковых знаний или навыков в одно и то же время. Этот тип педагогики в основном практикуется в довузовском образовании. В системе среднего и высшего профессионального образования распространенным остается один методологический тип синхронного обучения — лекции.
В современной практике обучения взрослых о синхронных и асинхронных методах обучения принято говорить по отношению к электронному обучению. Его бурное развитие позволило взглянуть на эти два типа обучения с другого ракурса.
Синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие преподавателя/тренера/тьютора с аудиторией в режиме реального времени. Тьютор имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.
При асинхронном обучении ответственность за прохождение курса, чтение литературы и т. п. целиком ложится на плечи учащихся. Преподаватель/тренер/тьютор остается «за кадром», за то появляется преимущество self-paced learning, когда учащийся может проходить курс в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему.
В категорию технологий асинхронного электронного обучения попадают самые популярные на российском рынке традиционные электронные учебные курсы. Независимо от того, каким образом происходит доставка учебного курса до учащегося: на диске или через систему управления обучением (LMS), - связь с преподавателем разорвана во времени.
В связи с ростом популярности совместного/колла-боративного обучения среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать «средства коллаборативного синхронного обучения». К ним относятся:
Whiteboard (дословно: белая доска. Электронный аналог традиционной доски) — электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников.
Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно: добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения. Поэтому whiteboarding отлично подходит для «мозгового штурма», участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видеоконференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.
Breakout rooms (дословно — комнаты прорыва) — виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видеоматериалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.
Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии. Обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг друга, рисуют на доске, общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.
Совместная работа с приложениями - в данном случае преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.
Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.
Вебтуры (webtours) — совместный веб серфинг. Технология, позволяющая совместно «путешествовать» по веб-сайтам.
Совместная работа с powerpoint — единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сра-
зу нескольких членов команды или рабочей группы. Обычно имеется в виду удаленная работа.
Вебинар - такое средство обучения как веб+семинар может принадлежать как к категории синхронного, так и асинхронного электронного обучения. В том случае, если вы участвуете в «живом» вебинаре (онлайн вебина-ре), т. е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то вы имеете дело с синхронным обучением. Если же вы скачали запись вебинара, прошедшего пару недель назад, то перед вами — асинхронный тип электронного обучения. Вебина-ры удобны как раз тем, что после их живого проведения остается «сухой остаток», который может быть еще более востребован людьми, нежели оригинал.
Помимо собственно средств обучения существуют средства общения, которые могут быть использованы, в том числе и в целях обучения, передачи информации. Более того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы.
К таким средствам относятся мессенджеры (ICQ, SKYPE, Твиттеры, чаты). Обычно тьюторы используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с обучаемыми и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п.
Социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе on-line.
Таким образом, наибольшей эффективности обучения можно достичь при использовании подхода смешанного обучения: некоторые модули программы проводятся в формате e-learning, некоторые — в обычном очном формате, собирая участников процесса в аудитории.
Интересно, что существует термин blended E-learning (смешанное электронное обучение), который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асинхронного. Другими словами, часть учебного материала может быть реализована в виде учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе и т. д.
Коллаборативное обучение как подход представляет собой тренд современной индустрии обучения и развития. Начался этот бум с идеи о том, что новое поколение Y (рожденное после 1980 года), пополняющее ряды рабочей силы, имеет другие потребности как в содержании обучения, так и в методах его доставки. Это поколение моложе компьютера, и оно не представляет свою жизнь без постоянной виртуальной связи с друзьями и родными.
Но технологии виртуального взаимодействия важны не только для молодежи. Многие специалисты постоянно обмениваются ссылками и закладками на интерес-
ные сайты или конкретные статьи, пользуются википе-дией, регистрируются в социальных сетях и пользуются множеством других сервисов веб 2.0. Подход веб 2.0 оказался интересным и удобным, причем не только для общения, но и для решения рабочих вопросов и профессионального развития.
Однако существует ряд проблем, требующих глубокой проработки.
1. На сегодняшний день отсутствуют готовые решения в области интеграции разнородных программных продуктов на единой технической и методологической платформе.
2. Технические возможности для массового использования Интернета на учебных занятиях в настоящее время весьма ограничены, что подтверждается опросом преподавателей. Средняя коннективность по входящему трафику на один компьютер, используемый в учебном процессе в УПО, имеющих доступ в Интернет по какому-либо каналу, - 256 Кбит /сек*. Показатель представляет собой отношение суммарной пропускной способности каналов доступа в Интернет по входящему трафику в УПО данного уровня к общему числу компьютеров, используемых в учебном процессе. Достигнутый средний уровень коннективности характерен для использования коммутируемых телефонных линий. Он достаточен для базовых интернет-технологий и сервисов (e-mail, веб-ресурсы, чаты, форумы, телеконференции). Вместе с тем имеющийся уровень коннективности недостаточен для использования потоковых ресурсов (потоковое аудио, потоковое видео, видеотелеконференции), наиболее перспективных для применения в образовательных технологиях.
3. Большинство руководителей не в полной мере осознают важность использования функциональных возможностей Интернета. Несмотря на значительный рост компьютерного оборудования, использование ИКТ и сети Интернет в образовательном процессе не получило должного развития.
4. Существует также проблема низкой информационной культуры профессионально-педагогических работников, отсутствие внутренней мотивации и желания разрабатывать новые и изучать существующие ИКТ. Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог сам должен обладать полным набором пользовательских и инструментальных компетенций, также навыками их применения в целях коллаборативного обучения.
Тем не менее сегодня можно с уверенностью говорить, что сделан важный шаг к переходу учреждения профессионального образования в плановый режим работы в ИКТ - насыщенной среде и стабильности процессов информатизации.
Анализ результатов выполнения задач информатизации воспитательно-образовательного процесса, достижение плановых индикативных показателей региональной целевой программы «Развитие системы
образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» дают основание говорить об успешности реализации данного направления.
Сегодня изменилась ситуация с подключением образовательных учреждений СПО и НПО Кемеровской области к сети Интернет. Если в 2006 г. только 10 % учреждений профессионального образования имели оборудованные классы открытого доступа к сети Интернет, то по состоянию на 2009 год уже 93 % . Широкополосным доступом к ресурсам Интернета пользуются 85 % УПО из числа исследуемых. 56 образовательных учреждений (60 %) имеют оборудованные классы открытого доступа к сети Интернет. Несмотря на доступ УПО к Интернету, профессионально-педагогические работники имеют либо сеансовый доступ, либо пользуются другими возможностями (другие учреждения, Интернет подключен к личному компьютеру дома и пр.).
Около 40 % опрошенных - опытные пользователи ПК и активно используют сервисы Интернета в основном для поиска информации и ресурсов, которые впоследствии используют в воспитательно-образовательном процессе. 60 % опрошенных пользуются электронной почтой. При этом менее востребованы такие возможности, как сетевое взаимодействие, чаты, форумы, дистанционное образование (15% опрошенных).
В научной деятельности 55 образовательных учреждений профессионального образования используют около 186 наименований программных продуктов, в учебной деятельности - 2 204, в методической - 378 и внеучебной - 492 единицы.
Уже не первый год в области реализуются научно-практические исследования в области информатизации профобразования.
В настоящее время в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования реализуется прикладная научная работа «Мониторинг качества сетевых информационных ресурсов», зарегистрированная в государственном информационном фонде (ФГНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», г. Москва). Целью данной работы является создание условий для внедрения качественных сетевых информационных образовательных ресурсов в воспитательно-образовательный процесс учреждений профессионального образования.
Создаются условия для повышения квалификации по дистанционной форме обучения. Концепты открытого непрерывного образования, положенные в основу реализации дистанционного учебного процесса, обосновывают разработку сетевой модели повышения квалификации, основанной на использовании технологии коллаборативного обучения в сети Интернет.
В рамках повышения качества профессионального образования и развития академической мобильности реализован ряд программных мероприятий. Создана
база данных научных фондов, работающая в режиме интернет-взаимодействия, объединившая в себе базы данных «Программы поддержки международного сотрудничества», «Организации и фонды, поддерживающие и финансирующие совместные научные проекты».
В целях проведения мониторинга активности и результативности участия работников образовательных учреждений в реализации международных исследовательских программ и академических обменов на сайте Института развернут сервис анкетирование и голосование, позволяющий решать данные задачи.
В июле 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (принят Государственной Думой 7 июля 2010 г, одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 г). Данным законом предусматривается возможность получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг а также с помощью универсальных электронных карт.
В Кемеровской области реализуется План мероприятий, направленный на предоставление государственных и муниципальных услуг на базе информационно-коммуникационных технологий (распоряжение коллегии Администрации Кемеровской области от 05.04.2010 г № 280-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по организации работ, направленных на развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Кемеровской области»).
В настоящее время участникам образовательного сообщества предстоит серьезная работа, связанная с оказанием образовательных услуг в электронном виде посредством сети Интернет.
Институтом подготовлены предложения по развертыванию образовательного портала Кемеровской области на основе портала профессионального образования Кузбасса. Сейчас на одной технической площадке объединены ресурсы, посвященные профобразованию: Реестр информационных ресурсов; база данных научных фондов; программные продукты «Деканат»; Интернет-журнал педагога; виртуальная выставка; сетевая методическая копилка; электронный журнал «Профессиональное образование Кузбасса»; центр дистанционного обучения; сервис анкетирования и голосования, сервис организации и проведения видеоконференций и веби-наров.
Системная деятельность департамента образования и науки Кемеровской области, Института по внедрению ИКТ в образовательный процесс позволила получить следующие результаты:
с 10 до 73 возросло количество собственных Web-сайтов НПО, СПО,
в 8 раз увеличилось количество электронных учебных пособий,
в 2,5 раза возросло количество обучающих и тестовых программ;
в 3 раза возросла активность обращения преподавателей и обучающихся к поисковым системам.
К основным перспективам необходимо отнести создание системы проектирования и мониторинга информационного пространства профессионального образования Кемеровской области, включая координацию всех уровней с федеральными образовательными программами. Реализация данного направления позволит создать модернизированную систему профессионального образования и технически обеспечит новые методы обучения, подготовки преподавателей, контроль обучающихся и повышение эффективности обучения.
Обобщая сказанное, можно отметить, что актуальность и важность разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ делает необходимым проведение всестороннего исследования этого процесса и его рассмотрение с системных позиций.
Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий, в первую очередь, основывается на анализе эффективности образования на базе коллаборативного обучения - обучения в сотрудничестве в условиях информационного общества и технической легкости коммуникаций.
Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу обучающихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в воспитательно-образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, поскольку:
1. Изучение и применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе позволяет получить обучающимся профессиональные и ключевые компетенции, навыки и квалификацию, необходимые для жизни и работы в современном обществе.
2. ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество профессионального образования.
3. Широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning - LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.
4. Эффективное внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс УПО является необходимым компонентом и условием общей модернизации профессионального образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, управления профессиональным образованием.
В этой связи перед системой профессионального образования Кемеровской области сегодня стоит задача смены модели использования ИКТ в учреждениях
профессионального образования: переход от модели «компьютерный класс для преподавания информатики» к модели, в которой ИКТ активно используются в преподавании всех дисциплин, являясь инструментом перестройки всего учебного процесса.
Основные тенденции развития этой образовательной модели в Кемеровской области соответствуют мировым и общероссийским:
• сокращается объем осваиваемых рутинных технологических знаний и умений, связанных со спецификой используемых средств информатизации. Обучающиеся знакомятся с интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего специфические особенности работы с конкретными программными средами и техническими устройствами осваиваются ими самостоятельно в ходе применения;
• намечается разгрузка изучения информационно-коммуникационных технологий в рамках отдельного предмета за счет практической отработки умений и навыков (как связанных с применением компьютеров, так и «безмашинных») в ходе изучения всех общеобразовательных и специальных дисциплин, во внеучебной и внеурочной деятельности (требующих использования соответствующих умений и навыков);
• происходит отказ от обязательного освоения обучающимися сред и языков профессионального программирования как составной части общеобразовательной подготовки обучающихся;
• расширяется изложение вопросов «социальной информатики» (этические и правовые вопросы работы с информацией).
Следующий этап информатизации должен способствовать не столько поддержанию достигнутого уровня, сколько его развитию. Стремительная динамика развития ИКТ требует непрерывного пересмотра тех задач, которые ставит перед собой учреждение профессионального образования. Это касается создания организационных условий для планового использования средств ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, обновления материально-технической базы и повышения квалификации всех участников образовательного процесса в техническом, содержательном и методическом планах.
Направление интеграции современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий должно остаться приоритетным на следующем этапе информатизации.
Перспективными направлениями исследований в области информатизации профессионального образования определены:
1. Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки, связанные с внедрением современных информационных и коммуникационных технологий.
2. Совершенствование образовательных технологий, ориентированных на развитие интеллектуально-
го потенциала обучающегося, реализуемое на базе современных средств информатизации и коммуникации.
3. Разработка модели интегрированной учебно-методической среды информатизации профессионального образования на основе единого информационного образовательного пространства.
4. Формирование содержания и программно-методического обеспечения процесса самообразования в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий.
5. Совершенствование банков и баз данных научно-педагогической информации на основе потенциала распределенного информационного ресурса Интернет и корпоративных информационных сетей.
6. Совершенствование методов управления системой профессионального образования на основе средств информационно-коммуникационных технологий.
7. Теоретические и методологические основы обеспечения жизнедеятельности «виртуальных» объединений, функционирующих на базе корпоративных информационных сетей глобальных коммуникаций и использования потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа.
Стратегия развития России до 2020 года представляет собой системную инновационную программу, в основе которой лежит представление о человеческом потенциале и новом качестве его формирования. В современном информационном обществе образованность и интеллект становятся значимыми критериями, определяющими экономическое положение и социальную защищенность личности.
По словам президента РФ, «никакая модернизация невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи».
Эффективная современная система профессионального образования Кемеровской области способна обеспечивать стабильное решение поставленных задач, работая на опережение и достигая лидирующих позиций в реализации инновационных проектов, ориентированных на обучение в сотрудничестве в условиях информационного общества и технической легкости коммуникаций.