В.В. Ивантер, М.Н. Узяков, А.А. Широв, В.М. Капицын,
О.А. Герасименко, Л.Н. Андронова ^
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
(методика и результаты расчетов)
В статье рассматриваются проблемы количественного измерения экономических последствий вступления России в ВТО. При этом основное внимание уделено анализу воздействия предполагаемого изменения уровня внешнеторговых пошлин на динамику импорта и внутреннего производства. В статье вводится понятие «эквивалентная пошлина» как ключевое в предлагаемой методике количественного анализа.
Курс на расширение интеграции экономик России и западноевропейских стран в рамках ВТО порождает потребность четко представлять экономические последствия этого шага, его преимущества и риски и сформировать обоснованную позицию в переговорном процессе с точки зрения национальных интересов. В силу того, что со стороны контрагентов на переговорах наблюдается желание добиться от России максимальных уступок, множество конкретных решений в области экономической политики, на которые должно пойти руководство страны при перестройке российского хозяйственного и правового пространства в соответствии с нормами и принципами ВТО, должно быть точно выверено.
Безусловно, масштабы и сроки этих изменений являются предметом переговоров. Возможны различные графики сближения основных правил торговли. Однако ключевые требования ВТО хорошо известны.
Одно из основополагающих требований ВТО на настоящий момент - обязательное снижение уровня таможенной нагрузки. Иначе говоря, предлагается существенно либерализовать импортные пошлины и отказаться от пошлин экспортных. Именно вокруг вопроса о том, как повлияет изменение импортного таможенного тарифа на состояние российской экономики, идет сейчас основная дискуссия.
В последнее время появилось большое количество публикаций, в которых описывается то или иное возможное развитие событий в связи со вступлением в ВТО. Одни авторы считают неизбежным лавинообразный рост импорта, который приведет к тяжелым последствиям для отечественного производства, другие видят только благоприятный для российской экономики сценарий развития. Очевидно, что вступление в ВТО - процесс комплексный, сопряженный как с потерями, так и с приобретениями. В определении возможного баланса плюсов и минусов и состоит основная задача аналитических работ на данную тему. Большинство из таких работ проигрывает в том, что их авторы не подкрепляют своих прогностических выводов количественными оценками. Без анализа результатов расчетов, их глубины и адекватности трудно принять или опровергнуть то или иное мнение. В частности, практически отсутствует комплексный анализ последствий изменения импортного тарифа для экономики страны, причем как на макроуровне, так и на отраслевом. Подобный анализ, по-видимому, должен включать различные варианты изменения импортных пошлин в зависимости от возможной позиции России на переговорах о
* По данной тематике см. также: Панфилов В.С. и др. Нарастающие угрозы макроэкономической стабильности в России // Проблемы прогнозирования. 2002. № 3; Жюльен Веркей. Вступление России в ВТО: выбор стратегии. - В настоящем номере. (Прим. ред.)
вступлении в ВТО и, кроме того, соответствовать общему сценарию развития народного хозяйства на среднесрочную перспективу.
Цель данного исследования - обосновать методические подходы к оценке количественных последствий этого шага и представить результаты конкретных сценарных расчетов.
Принципиальная возможность получения количественных оценок последствий вступления России в ВТО: основные методические подходы Ведение в последнее время активной дискуссии по проблемам вступления России в ВТО без каких-либо количественных оценок последствий для российской экономики этого события объясняется, во-первых, наличием огромного количества нетарифных методов регулирования, практически не поддающихся количественной оценке, во-вторых, отсутствием четких методик и соответствующего инструментария для получения количественных оценок последствий изменения уровня внешнеторговых тарифов.
Получить обобщающие и взаимоувязанные оценки последствий использования различного рода нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, видимо, практически невозможно. В то же время рассчитать народнохозяйственные последствия тех или иных сценариев изменения внешнеторговых пошлин и необходимо, и возможно. При этом ключевая проблема состоит в определении воздействия изменений импортной пошлины на масштабы внутреннего производства. Безусловно, такого рода влияние нельзя оценить абсолютно точно. Тем не менее практический опыт последних лет (особенно 1998-1999 гг.) дает, на наш взгляд, достаточную информацию для измерения степени воздействия изменения импортных пошлин на динамику импорта и как следствие на динамику внутреннего производства.
Методика расчета эквивалентной импортной пошлины. Решение сформулированной выше задачи существенно облегчается, если понять, что влияние роста курса доллара на экономику в некотором смысле аналогично росту импортных пошлин. Действительно, и рост курса доллара, и увеличение импортных пошлин приводят к повышению цен на импортируемую продукцию на российском рынке. Результатом этого является сокращение импорта и как следствие рост внутреннего производства. В то же время одна и та же количественная пропорция изменения импортных пошлин и обменного курса оказывает разное воздействие на рост потребительских цен и соответственно на динамику импорта.
Задача, таким образом, сводится к определению таких количественных соотношений между динамикой обменного курса и динамикой импортных пошлин, которые обеспечивают в итоге тождественный рост потребительских цен.
Для дальнейших рассуждений и выполнения математических расчетов введем понятие эквивалентной пошлины, характеризующей такой уровень импортной пошлины, который с точки зрения защиты внутреннего рынка эквивалентен защитительному эффекту падения курса национальной валюты (в частности, в связи с событиями, произошедшими в 1998-1999 гг.).
Для расчета эквивалентной пошлины, введем следующие обозначения:
и - исходная таможенная пошлина;
- доля исходной таможенной пошлины в цене конечного потребления;
1$ - индекс роста номинального курса доллара;
1р - индекс роста цен - в общем случае эквивалентен дефлятору ВВП;
к - коэффициент (индекс) роста эквивалентной пошлины по отношению к исходному значению таможенной пошлины;
Et - эквивалентная таможенная пошлина.
Методика расчета эквивалентной импортной пошлины позволяет рассчитать такой ее уровень, который бы обеспечивал опережение роста цен на импортируемую продукцию относительно общего роста цен в экономике, эквивалентное фактическому опережению роста цен на импорт, вызванному резким изменением курса доллара в 1998-1999 гг.
Формальное тождество, из которого рассчитывается коэффициент к, выглядит следующим образом:
+ (1 - stt)) • (1$Ир) = (1 - stt) + • к, (1)
откуда
к = (1$/(1р • stt)) - 1Ш + 1. (2)
Выражение (1$/1р) в формуле (1), представляющее соотношение номинального
курса доллара и дефлятора ВВП, является индикатором опережения цен на им-
портную продукцию. Уровень эквивалентной пошлины есть произведение базовой импортной пошлины и коэффициента к:
Et = и ■ к. (3)
Зная фактические значения динамики курса доллара и дефлятора ВВП в 1998 г., легко оценить по приведенным выше формулам величину эквивалентной пошлины для различных базовых значений импортной пошлины. Иными словами, при прочих равных условиях изменение ценовых пропорций в 1998 г. (т. е. соотношения курса доллара и дефлятора ВВП) эквивалентно следующему изменению импортных пошлин:
Базовая импортная пошлина, % 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0
Эквивалентная пошлина, % 57,1 64,6 72,1 79,6 87,1 94,5
Рост пошлины, раз 11,4 6,5 4,8 3,9 3,5 3,2
Таким образом, для товаров, имевших 5-процентный уровень импортной пошлины до августа 1998 г., последовавший затем рост курса доллара был эквивалентен увеличению импортной пошлины в 11,4 раза, соответственно для товаров, имевших 30-процентный уровень импортной пошлины, - в 3,2 раза.
Приведенные выше результаты имеют достаточно общий характер. Очевидно, что если проводить такого рода расчеты для конкретного вида товара (или товарной группы) необходимо заменить в формулах (1) и (2) дефлятор ВВП показателями роста цен данного конкретного товара (или товарной группы). Кроме того, при наличии прямой статистики роста цен на импортные товары было бы более корректно использовать именно эти данные вместо индекса роста курса доллара. Тем не менее для оценки возникших в результате девальвации рубля 1998 г. масштабов защиты внутреннего рынка товаров с различным исходным уровнем импортных пошлин приведенных расчетов вполне достаточно.
Фактический статистический материал за 1998-1999 гг., когда происходили резкие изменения и базовых ценовых пропорций, и динамики внешней торговли, позволяет оценить не только расчетный уровень эквивалентных пошлин, но и реакцию экономики на изменение как курса доллара, так и импортных пошлин.
Очевидно, что если, например, для какого-то товара в результате событий августа 1998 г. эквивалентная пошлина составила 85% вместо исходных 25%, т. е. увеличилась на 60 проц. п., и при этом импорт сократился на 30%, то эластичность импорта от уровня пошлины равняется -0,5 (-30/60). В этом случае можно утверждать, что рост импортной пошлины на 10 проц. п. приводит к снижению импорта на 5% и, наоборот, снижение импортной пошлины на 10 проц. п. приводит к увеличению импорта на 5%.
Оценка эластичности импорта от уровня импортных пошлин на различные товары и товарные группы позволяет рассчитать первоначальные последствия различных сценариев вступления России в ВТО в терминах изменения динамики импорта.
Методика оценки народнохозяйственных последствий изменения импортных пошлин с помощью статической межотраслевой модели. Исследовать макроэкономические последствия изменения импортных пошлин возможно лишь в процессе расчетов по межотраслевой модели. Такие расчеты позволяют оценить не только изменение импорта, но и возможный рост цен, изменение доходов субъектов экономики, динамику уровня производства и инвестиций в различных отраслях народного хозяйства.
В табл. 1 приведены расчетные значения (полученные с использованием данных МОБ СНС в текущих и постоянных ценах за 1997-1999 гг.) следующих отраслевых показателей: эквивалентной пошлины; эластичности (в указанном выше смысле) импорта от изменения импортной пошлины; эластичности отраслевого выпуска в зависимости от изменения импорта.
Таблица 1
Различия в величинах эластичности импорта от изменения пошлины и эластичности выпуска от изменения импорта
Импортная пошлина, % Эластичность
Отрасль средний уровень эквивалентная импорта от изменения пошлины выпуска от изменения импорта
Нефтедобыча 6 30 -0,54 -0,02
Нефтепереработка 6 69 -0,47 -0,03
Газовая промышленность 6 36 -0,11 -0,01
Угольная промышленность 5 76 0,03 -0,04
Черная металлургия 11 64 -0,56 -0,14
Цветная металлургия 16 42 -1,79 -0,08
Химическая промышленность 10 69 -0,20 -0,22
Машиностроение Лесная и целлюлозно-бумажная 21 115 -0,26 -0,29
промышленность 19 59 -0,52 -0,05
Промышленность стройматериалов 6 67 -0,31 -0,03
Легкая промышленность 25 93 -0,23 -2,44
Пищевая промышленность 45 115 -0,24 -0,67
Прочие отрасли промышленности 21 73 -0,42 -0,08
Сельское и лесное хозяйство 17 81 -0,10 -0,07
Отметим некоторое методическое различие понятий эластичности импорта от изменения пошлины и эластичности выпуска от изменения импорта (см. табл. 1). Если вторая, являясь в некотором роде классической, показывает, на сколько процентов изменится выпуск при изменении импорта на 1%, то первая показывает, на сколько процентов изменится импорт при изменении импортной пошлины на 1 проц. п. Использование первой эластичности более оправданно, так как изменение, например, исходной 5-процентной импортной пошлины на 1% есть нечто не очень выразительное, поскольку представляет собой импортную пошлину, равную всего 5,05%.
Кроме того, следует подчеркнуть, что эластичность выпуска от импорта (см. табл. 1) считалась на фиксированном межотраслевом балансе одного года. При проведении динамического расчета в рамках того или иного сценария эти эластичности, очевидно, будут несколько меняться в зависимости от изменений всех пропорций экономики и в первую очередь от соотношения импорта и выпуска. Заметим также,
что изменение импорта продукции любой отрасли ведет к изменению выпусков также всех других отраслей, хотя и в существенно меньшей степени.
Приведенные в табл. 1 эластичности позволяют легко определить отраслевые последствия изменения импортных таможенных пошлин. Так, в легкой промышленности снижение импортных пошлин на 10 проц. п. приведет к снижению производства в отрасли на 5,7% ((-10) ■ (-0,23) ■ (-2,44) = -5,71).
Чтобы определить совокупное изменение объема производства в результате изменения пошлин на все группы товаров достаточно воспользоваться статической моделью межотраслевого баланса, проставив в нее значения импорта, обусловленные параметрами изменения импортных пошлин и значениями отраслевых эластичностей импорта от изменения пошлин.
Методика оценки последствий изменения импортных пошлин применительно к отдельным товарам и товарным группам. Изложенная выше методика позволяет оценить народнохозяйственные последствия вступления в ВТО в разрезе укрупненных отраслей и только при наличии соответствующей данной структуре отраслей таблицы межотраслевого баланса. В то же время разработка такого рода балансов, во-первых, традиционно запаздывает на 2-3 года, во-вторых, номенклатура разрабатываемых в России межотраслевых балансов не превышает 120 укрупненных позиций. Между тем вступление в ВТО и изменение импортных пошлин особо значимо не столько для крупных отраслей, сколько для конкретных товарных групп и отдельных товаров.
И если для конкретного товара расчет эластичности импорта от изменения пошлины возможен на основе методики расчета эквивалентной импортной пошлины, то получение оценок эластичности выпуска от изменений импорта представляет определенную проблему. Для точного расчета такого рода эластичности необходимо наличие межотраслевого баланса соответствующего уровня дезагрегирования. Поэтому возникает вопрос, возможен ли, пусть и не совсем точный, но достаточно надежный расчет такого рода эластичности другим способом.
Анализ показывает, что такой расчет возможен, однако не без использования межотраслевого баланса. Преимущество предлагаемого ниже подхода состоит в том, что нет необходимости строить баланс высокого уровня дезагрегирования. Достаточно воспользоваться некоторыми соотношениями из традиционного баланса обычной размерности, например 25х25 отраслей.
Следует обратить внимание на тот факт, что импорт и производство любого продукта связаны простым балансовым соотношением: производство = потребление + экспорт - импорт.
Таким образом, при прочих равных условиях, т. е. неизменных объемах потребления и экспорта, увеличение на единицу импорта приводит к сокращению производства также на единицу. Из этого соотношения с очевидностью следует, что увеличение на 1% импорта приводит к уменьшению производства на величину процента, равную доле импорта в производстве. Действительно, по определению, эластичность выпуска от импорта равна:
elast = (й'Х/Х)/(й1т/1т).
(4)
Но, поскольку
йХ = - й1т,
(5)
а
1т = Б ■ X,
(6)
где Б - доля импорта в выпуске, то
elast = (-й1т/Х )/(й1т/(Б • X) = -Б. (7)
Таким образом, если доля импорта в выпуске равняется Б, то эластичность выпуска от импорта при прочих равных условиях равняется -Б. Это означает, в частности, что если доля импорта в выпуске равняется Б, а увеличение импорта происходит на Х%, то выпуск сокращается на величину равную (Б Т)%. Например, если доля импорта в производстве равняется 0,2, и импорт увеличивается на 10%, то производство сокращается на 2%.
Проблема, однако сложнее. Наличие межотраслевых связей в производстве и распределении в какой-то степени изменяет эту столь легко полученную первоначальную эластичность. Задача состоит в том, чтобы понять направление и масштабы этого изменения. Что касается направления, то оно совершенно очевидно: эластичность по абсолютной величине всегда больше доли импорта в выпуске. Действительно, если, например, импорт какого-то товара увеличится на 1%, то в рамках нашего прямого балансового счета производство сократится на величину доли импорта в производстве. Однако на самом деле, в силу действия межотраслевых связей, производство сократится на несколько большую величину, что и означает превышение по абсолютной величине итоговой эластичности над первоначальной.
Все эти рассуждения легко подтверждаются нижеприводимыми данными межотраслевых балансов (табл. 2). При этом легко заметить, что соотношение между величиной эластичности и долей импорта в выпуске для различных отраслей достаточно близко. Это позволяет предположить наличие тесной корреляционной связи между этими двумя переменными.
Таблица 2
Отраслевые величины эластичностей и долей импорта в выпуске
Отрасль Эластичность выпуска от импорта Доля импорта в выпуске
Нефтедобыча -0,0204 0,0182
Нефтепереработка -0,0330 0,0312
Газовая промышленность -0,0101 0,0098
Угольная промышленность -0,0400 0,0372
Черная металлургия -0,1372 0,0902
Цветная металлургия -0,0807 0,0517
Химическая промышленность -0,2220 0,1681
Машиностроение -0,2854 0,2618
Лесная и целлюлозно-бумажная
промышленность -0,0527 0,0478
Промышленность стройматериалов -0,0252 0,0227
Легкая промышленность -2,4430 2,0051
Пищевая промышленность -0,6704 0,4911
Прочие отрасли промышленности -0,0787 0,0727
Сельское и лесное хозяйство -0,0687 0,0554
Действительно, построение простейшего эконометрического уравнения подтвердило эту гипотезу.
Полученное уравнение имеет следующие параметры:
еШ = -1,2256-Д (8)
где коэффициент детерминации -К!= 0,999, стандартная ошибка параметра - sey =0,012.
Наличие тесной связи позволяет принять гипотезу о том, что для всех товаров, производящихся в российской экономике, мультипликатор межотраслевых свя
зей, увеличивающий итоговое значение эластичности по сравнению с исходным, полученным из балансового тождества, близок к величине, равной 1,2256.
Таким образом, зная эластичность импорта от пошлины и рассчитав по уравнению (8) эластичность выпуска от импорта, легко оценить воздействие изменения импортных пошлин на производство любого конкретного вида товара.
Методические подходы к анализу последствий изменения импортных пошлин в рамках динамических сценарных постановок. Как уже отмечалось, в динамике, при изменении разного рода структурных характеристик экономики итоговое воздействие изменения импортных пошлин на экономический рост может несколько трансформироваться. Очевидно также, что на траектории роста абсолютные значения всякого рода последствий изменения импортных пошлин приобретают совершенно иное измерение.
Кроме того, определенный интерес могут представлять расчеты, в которых исследуется совместный эффект влияния различных мер экономической политики на итоговые характеристики народнохозяйственного развития, например, одновременное воздействие роста импортных пошлин и повышения тарифов на продукцию отраслей естественных монополий. Для проведения этих расчетов необходима современная динамическая межотраслевая модель, учитывающая характер российской экономики. Такой моделью может послужить предложенная в ИНП РАН модельЯМ [1, 2, 3].
Основные сценарии изменения импортных пошлин при вступлении России в ВТО. При проведении расчетов фактически использовались два сценария (варианта) изменения тарифов (табл. 3-4). Первый, более вероятный, предполагает плавное изменение уровня импортных пошлин - от сложившегося до согласованного итогового уровня связывания. Второй, оптимистический, предполагает возможность договориться с контрагентами и существенно поднять в 2003 г. импортные пошлины, а затем в течение 7 лет снизить их до согласованного итогового уровня связывания.
Приведенные в табл. 3 и 4 значения представляют собой результаты агрегирования импортных пошлин по достаточно широкой номенклатуре товаров, обсуждаемых в настоящее время на переговорах о вступлении России в ВТО. При этом в расчетах в рамках статической постановки использовались только начальные и итоговые значения пошлин, в рамках динамических расчетов - динамические ряды импортных пошлин в том виде, как они представлены в табл. 3, 4. Кроме того, по отдельным товарам и товарным группам взяты конкретные, обсуждаемые в настоящее время значения этих пошлин.
Макроэкономические последствия вступления России в ВТО в рамках статической постановки задачи. Расчеты показывают, что даже в случае двукратного сокращения импортных пошлин (что не предусматривается ни в одном из вариантов вступления в ВТО), итоговое сокращение производства в российской экономике составит не более 1%. При этом аналогичные расчеты по межотраслевой модели свидетельствуют о том, что происходящее в последние годы укрепление реального курса рубля имеет гораздо более сильные отрицательные последствия для экономического роста, чем любое гипотетическое снижение импортных пошлин в результате вступления России в ВТО.
В табл. 5 приведены результаты расчетов для двух гипотетических вариантов: двукратного сокращения импортных пошлин и 10-процентного роста реального курса рубля. В действительности, судя по итогам прошлого года воздействие роста реального курса рубля на импорт гораздо более значимо. В 2001 г. при росте реального курса рубля на 11% увеличение импорта составило более чем 20%.
Таблица 3
Прогнозный вариант плавного изменения импортных пошлин от сложившегося (к 2002 г.) их уровня, %
Отрасль 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Нефтепереработка 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Угольная промышленность 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Черная металлургия 16,1 15,5 14,9 14,3 13,7 13,1 12,5 11,9 11,3 10,7
Цветная металлургия 7,0 7,0 7,0 7,1 7,2 7,2 7,3 7,3 7,4 7,5
Химическая промышленность 8,1 7,9 7,8 7,6 7,5 7,3 7,2 7,1 6,9 6,8
Машиностроение Лесная и целлюлозно-бумажная про- 18,7 19,0 19,2 19,5 19,8 20,1 20,4 20,7 20,9 21,2
мышленность 16,0 15,7 15,5 15,2 14,9 14,7 14,4 14,1 13,9 13,6
Промышленность стройматериалов 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Легкая промышленность 22,1 21,7 21,3 21,0 20,6 20,2 19,8 19,4 19,1 18,7
Пищевая промышленность 35,5 34,7 34,0 33,3 32,6 31,9 31,1 30,4 29,7 29,0
Прочие отрасли промышленности 20,9 20,6 20,3 20,0 19,7 19,3 19,0 18,7 18,4 18,1
Сельское и лесное хозяйство 14,1 16,0 17,9 19,8 21,6 23,5 25,4 27,3 29,2 31,1
Таблица 4
Оптимистический прогнозный вариант, предполагающий существенное повышение импортных пошлин в 2003 г.
и дальнейшее снижение, %
Отрасль 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Нефтепереработка 5,0 5,0 13,9 12,6 11,4 10,1 8,8 7,5 6,3 5,0
Угольная промышленность 5,0 5,0 5,9 5,8 5,6 5,5 5,4 5,3 5,1 5,0
Черная металлургия 16,1 16,1 19,0 17,8 16,6 15,4 14,3 13,1 11,9 10,7
Цветная металлургия 6,9 6,9 12,0 11,3 10,7 10,1 09,4 8,7 8,1 7,5
Химическая промышленность 8,1 8,1 18,1 16,4 14,8 13,2 11,6 10 8,4 6,8
Машиностроение Лесная и целлюлозно-бумажная про- 18,7 18,7 35,9 33,8 31,7 29,6 27,6 25,4 23,3 21,2
мышленность 16,0 16,0 18,4 17,7 17,0 16,3 15,7 15,0 14,3 13,6
Промышленность стройматериалов 5,0 5,0 5,9 5,8 5,6 5,5 5,4 5,3 5,1 5,0
Легкая промышленность 22,1 22,1 32,1 30,2 28,3 26,4 24,5 22,3 20,4 18,7
Пищевая промышленность 35,5 35,5 42,2 40,3 38,4 36,7 34,6 32,7 30,9 29,0
Прочие отрасли промышленности 20,9 20,9 35,0 32,6 30,2 27,8 25,4 23,3 20,4 18,1
Сельское и лесное хозяйство 14,1 14,1 43,7 41,9 40,1 38,3 36,5 34,7 32,9 31,1
Таблица 5
Гипотетические варианты сокращения импортных пошлин и роста валютного курса рубля и их воздействия на динамику импорта и валовых выпусков, %
Вариант двукратного сокращения импортных пошлин Вариант 10-процентного роста реального курса рубля
Отрасль динамика эквива- динамика
пошлина импорта ВП лентная пошлина импорта ВП
Электроэнергетика 100,0 99,4 100,0 98,9
Нефтедобыча 3,0 101,6 99,8 14,7 108,0 99,6
Нефтепереработка 3,0 101,4 99,4 25,0 111,7 98,8
Газовая промышленность 3,0 100,3 99,8 15,3 101,7 99,6
Угольная промышленность 2,5 99,9 99,4 34,5 99,0 99,0
Прочая топливная промышленность - 100,0 99,6 - 100,0 99,3
Черная металлургия 5,4 103,0 99,1 18,1 110,1 97,7
Цветная металлургия 8,0 114,3 98,2 12,2 121,9 96,8
Химическая промышленность 5,2 101,0 99,3 24,5 104,8 98,0
Машиностроение Лесная и целлюлозно-бумажная про- 10,6 102,7 99,1 25,7 106,6 97,9
мышленность 9,3 104,8 99,4 18,2 109,4 99,0
Промышленность стройматериалов 3,0 100,9 99,8 31,8 109,9 99,5
Легкая промышленность 12,4 102,9 92,4 26,2 106,1 84,2
Пищевая промышленность 22,7 105,5 96,3 26,4 106,4 95,6
Прочие отрасли промышленности 10,6 104,4 99,3 28,3 111,8 98,5
Строительство - 100,0 100,0 - 100,0 100,0
Сельское и лесное хозяйство Транспорт грузовой и связь произ- 8,5 100,8 99,4 21,7 102,2 99,2
водственная Транспорт пассажирский и связь непро- - 100,0 99,4 - 100,0 99,0
изводственная - 100,0 99,9 - 100,0 99,8
Сфера обращения Прочие виды материального произ- - 100,0 98,8 - 100,0 97,9
водства - 100,0 99,6 - 100,0 99,2
Просвещение, здравоохранение, культура - 100,0 100,0 - 100,0 100,0
Жилищно-коммунальное хозяйство - 100,0 99,8 - 100,0 99,7
Управление, финансы, кредит - 100,0 99,8 - 100,0 99,7
Наука и научное обслуживание - 100,0 99,9 - 100,0 99,7
Итого по экономике РФ - 103,56 99,17 - 106,37 98,56
Описанная выше методика расчета эквивалентной пошлины и ее использование для оценок эластичности импорта является несколько упрощенным подходом. Для более качественных расчетов необходимы данные не только за 1998-1999 гг., но и за весь период с 1991 по 2001 г. Это позволит не только уточнить значения частных эластичностей, но, возможно, выявить их нелинейный характер. Именно этим фактором, видимо, определяется различие в расчетных и фактических значениях импорта в 2001 г.
В то же время именно такую, достаточно простую процедуру расчетов легко распространить на любую, самую подробную номенклатуру товаров и услуг. Иными словами, рассчитав эквивалентные пошлины на отдельные товары и зная фактические значения снижения объемов их импорта, не представляет труда определить значения эластичности импорта данного вида товара (или услуг) в зависимости от изменения импортной пошлины. В табл. 6-7 приведены результаты расчетов в соответствии с теми базовыми сценариями изменения импортных пошлин, которые даны в табл. 3-4.
Результаты расчета последствий вступления в ВТО в рамках динамической постановки. Изложенные выше результаты легли в основу расчетов, проведенных с использованием макроэкономической межотраслевой динамической модели ЫМ, разработанной в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Эти расчеты позволяют оценить всю гамму последствий различных вариантов включения России в ВТО на уровне как макропоказателей, так и конкретных секторов экономики.
Таблица 6
Вариант плавного изменения пошлин до итогового уровня связывания в течение 2003-2010 гг. и их влияния на импорт и валовый выпуск
Отрасль Действующая ставка тарифа, % Конечный уровень связывания пошлин, % Динамика
импорта выпуска
Электроэнергетика 0,000 0,000 1,000 0,999
Нефтедобыча 0,000 0,000 1,000 1,000
Нефтепереработка 0,050 0,050 1,000 0,999
Газовая промышленность 0,000 0,000 1,000 1,000
Угольная промышленность 0,050 0,050 1,000 0,999
Прочая топливная промышленность 0,000 0,000 1,000 0,999
Черная металлургия 0,161 0,107 1,030 0,996
Цветная металлургия 0,069 0,075 0,990 1,000
Химическая промышленность 0,081 0,068 1,003 0,999
Машиностроение 0,187 0,212 0,993 1,002
Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность 0,160 0,136 1,012 0,999
Промышленность стройматериалов 0,050 0,050 1,000 1,000
Легкая промышленность 0,221 0,187 1,008 0,980
Пищевая промышленность 0,355 0,290 1,016 0,990
Прочие отрасли промышленности 0,000 0,000 1,000 0,999
Строительство 0,209 0,181 1,000 1,000
Сельское и лесное хозяйство 0,141 0,311 0,983 1,000
Транспорт грузовой и связь производственная 0,000 0,000 1,000 0,999
Транспорт пассажирский и связь непроизводственная 0,000 0,000 1,000 1,000
Сфера обращения 0,000 0,000 1,000 0,997
Прочие виды материального производства 0,000 0,000 1,000 0,999
Просвещение, здравоохранение, культура 0,000 0,000 1,000 1,000
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,000 0,000 1,000 1,000
Управление, финансы, кредит 0,000 0,000 1,000 1,000
Наука и научное обслуживание 0,000 0,000 1,000 1,000
Итого по экономике РФ - - 1,006 0,998
Таблица 7
Вариант, предполагающий увеличение импортных пошлин в 2003 г. и постепенное снижение в 2004-2010 гг., их влияние на импорт и валовый выпуск
Начальный уровень, % Повышение пошлин Снижение пошлин
Отрасль динамика динамика
импорта выпуска импорта выпуска
Электроэнергетика 0,000 1,000 1,004 1,000 0,995
Нефтедобыча 0,000 1,000 1,001 1,000 0,999
Нефтепереработка 0,139 0,958 1,005 1,042 0,994
Газовая 0,000 1,000 1,002 1,000 0,998
Угольная 0,059 1,000 1,004 1,000 0,995
Прочая топливная промышленность 0,000 1,000 1,003 1,000 0,997
Черная металлургия 0,190 0,984 1,007 1,047 0,989
Цветная металлургия 0,120 0,909 1,014 1,081 0,986
Химическая промышленность 0,181 0,980 1,008 1,022 0,990
Машиностроение Лесная и целлюлозно-бумажная промышлен- 0,359 0,956 1,013 1,038 0,988
ность 0,184 0,988 1,003 1,025 0,996
Промышленность стройматериалов 0,059 0,997 1,001 1,003 0,999
Легкая промышленность 0,321 0,977 1,060 1,031 0,919
Пищевая промышленность 0,422 0,984 1,012 1,032 0,978
Прочие отрасли промышленности 0,350 0,942 1,007 1,070 0,992
Строительство 0,000 1,000 1,000 1,000 1,000
Сельское и лесное хозяйство 0,437 0,971 1,004 1,013 0,996
Транспорт грузовой и связь производственная Транспорт пассажирский и связь непроизводст- 0,000 1,000 1,004 1,000 0,995
венная 0,000 1,000 1,001 1,000 0,999
Сфера обращения 0,000 1,000 1,008 1,000 0,990
Прочие виды материального производства 0,000 1,000 1,003 1,000 0,996
Просвещение, здравоохранение, культура 0,000 1,000 1,000 1,000 1,000
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,000 1,000 1,001 1,000 0,999
Управление, финансы, кредит 0,000 1,000 1,001 1,000 0,998
Наука и научное обслуживание 0,000 1,000 1,001 1,000 0,999
Итого по экономике РФ - 0,975 1,006 1,032 0,993
Основу расчетов составили ряды среднеотраслевого импортного тарифа (см. табл. 3-4).
Исходный сценарий развития экономики РФ. Чтобы иметь базу для сопоставлений, был разработан так называемый базовый вариант прогноза, в котором не предусматривалось какого-либо изменения импортных пошлин по сравнению с действующими тарифными ставками. Кроме того, в рамках этого варианта отрабатывался общий для всех рассматриваемых ниже вариантов макроэкономический сценарий, базировавшийся на задании ключевых параметров экономической политики, а также включавший в себя согласованную динамику экзогенных переменных, не рассчитываемых в модели.
К основным положениям включенного в расчеты макроэкономического сценария на период до 2010 г. можно отнести следующие:
- денежная масса (М2) в прогнозном периоде возрастает на 10% в год;
- девальвация рубля по отношению к доллару США в среднем составляет 5% в год;
- минимальная заработная плата и пенсии увеличиваются на 8% в год;
- объем вывозимого капитала уменьшается на 7% в год;
- дефицит бюджета в прогнозный период отсутствует;
- режим обслуживания внешнего долга соответствует принятому правительством графику;
- доля обслуживания внутреннего государственного долга принята на уровне 2000 г.;
- экспорт сырьевых отраслей увеличивается в среднем на 1-2% в год;
- цены на экспортные товары соответствуют уровню 2001 г.;
- численность всего населения, трудоспособного возраста и пенсионеров согласована с демографическим прогнозом;
- ставки основных налогов соответствуют уровню 2001 г.
Расчеты выполнялись при условии фиксации матрицы коэффициентов прямых затрат межотраслевого баланса на уровне 2000 г.
В целом данный сценарий отражает умеренно-оптимистические ожидания относительно роста российской экономики в среднесрочной перспективе. О динамике экономического развития в данном варианте можно судить, в частности, по следующему графику, на котором представлена динамика ВВП и накопления основного капитала (рисунок).
Рисунок. Динамика ВВП и накопления основного капитала, млрд. руб. (в сопоставимых ценах 1997 г.):
---ВВП, левая шкала;-----накопления основного капитала, правая шкала
Полученные на основе статической модели межотраслевого баланса результаты послужили основанием для дополнения внешнеторгового блока межотраслевой модели уравнениями, позволяющими рассчитывать импортные потоки с учетом полученных ранее отраслевых показателей эластичности импорта от пошлины.
Общее уравнение для импортных потоков, использованное в модели, имело следующий вид:
ІМі = Imi(t-I) ■ (1 + (elasti ■ (imps, - impsi(t-1))) ■ (incusd/incusdt-I), (9)
где ІМ - импорт i-й отрасли; elasti - отраслевой показатель эластичности импорта от пошлины; impsi - отраслевое средневзвешенное значение импортной пошлины; incusd - денежные доходы населения, выраженные в долларах США.
Включение в расчет дополнительных показателей денежных доходов населения, выраженных в долларах США, связано с тем, что в настоящее время импортные потоки в основном представлены продукцией народного потребления и в меньшей степени инвестиционными товарами. Таким образом, платежеспособный спрос со стороны населения непосредственно влияет на динамику ввоза товаров в страну. Как показывает практика 90-х годов, рост покупательской способности населения неизбежно приводит и к росту потребления импортной продукции. Более сложные расчеты могут включать показатели спроса со стороны промышленности, влияющие на динамику инвестиционной составляющей импорта.
Количественные оценки последствий изменения импортных пошлин по вариантам (сценариям). Оценка народнохозяйственных последствий изменения импортных пошлин была выполнена по двум основным вариантам расчетов. Каждому из них соответствует своя динамика внешнеторгового тарифа РФ. Первый сценарий предусматривает плавный рост импортного тарифа с действующего в настоящее время до конечного уровня связывания в 2010 г. Второй основан на резком росте таможенного тарифа до начального уровня связывания в 2003 г. (данный уровень значительно выше действующего тарифа и является своеобразным резервом на переговорах о вступлении в ВТО), с последующим снижением пошлин до конечного уровня связывания (импортный тариф, на который готова согласиться российская делегация с отсрочкой его введения на 3-10 лет) в 2010 г.
Полученные результаты в целом подтверждают выводы на основе анализа с помощью статической модели межотраслевого баланса. Уровень воздействия на экономику изменения таможенной политики оказывает незначительное влияние на динамику как общеэкономическую, так и отдельных отраслей экономики. Во всяком случае, речь здесь не может идти о каком-либо катастрофическом сценарии воздействия изменения импортных пошлин на экономику страны.
Второй сценарий характеризуется несколько более высокими темпами экономического роста в прогнозный период, связанными с эффектом импортозамещения после введения повышенных пошлин на уровне начального связывания. Затем, по мере движения к конечному уровню связывания, т. е. снижения пошлин, темпы роста экономики по всем вариантам сближаются.
Резкое увеличение импортных пошлин до начального уровня связывания в 2003 г. во втором варианте расчетов в соответствии с полученными результатами приводит к снижению в этом году суммарного импорта на 2,73% и росту суммарного выпуска по экономике на 0,565% по сравнению с «нулевым» вариантом. Рост ВВП при этом составляет 0,586%. Столь незначительные изменения также свидетельствуют в пользу тезиса о значительной устойчивости экономики к изменению таможенного тарифа. В первом варианте изменение пошлин не столь значительно. Наблюдаемые в этом случае приращения в производстве еще менее существенны, чем во втором варианте.
Что касается относительной динамики отраслевых показателей, то по наиболее значимым для импорта отраслям она отличается от варианта неизменных импортных пошлин следующим образом (табл. 8):
Таблица 8
Изменение пошлин и их влияние на производство и импорт, %
Вариант плавного изменения пошлин Вариант начального уровня
Отрасль до конечного уровня связывания, 2010 г. связывания пошлин, 2003 г.
динамика динамика
пошлины импорта выпуска пошлины импорта выпуска
Промышленность:
химическая 83,9 100,3 99,9 224,0 98,2 100,6
машиностроение 113,6 99,5 99,9 192,2 96,3 100,9
легкая 84,6 100,8 99,6 145,2 97,7 101,2
пищевая 81,7 101,7 99,5 118,9 98,3 100,5
Сельское и лесное хозяйство 220,2 96,4 100,1 309,4 93,5 100,5
Итого по экономике РФ - 100,5 99,9 - 97,3 100,6
Очевидно, что в тех отраслях, где планируются наиболее серьезные защитные меры (сельское хозяйство и машиностроение) наблюдается большая динамика. По-видимому, более детальная картина может быть получена при анализе внутриотраслевой структуры: как известно, защитные меры вводятся применительно к конкретным товарам, а не к продукции отрасли в целом.
Проведенный анализ показывает, что в условиях экономической политики, стимулирующей устойчивый экономический рост, последствия колебания импортных тарифов компенсируются положительными тенденциями в промышленности, сфере доходов населения и др.
Отраслевые последствия вступления в ВТО: результаты расчетов по отдельным товарам и товарным группам. Расчеты по товарным группам были выполнены практически по всем отраслям промышленности с выделением по каждой из них важнейших видов продукции. О степени полноты привлеченных для анализа данных можно судить по приведенным ранее значениям совокупной доли позиций, включенных в исследуемую выборку, в общем объеме производства и импорта продукции отрасли. Несмотря на относительно небольшие величины этих долей, полученные по ряду отраслей (химической промышленности, машиностроению, лесопромышленному комплексу), выбранные виды (товарные группы) продукции являются наиболее значимыми в соответствующей отрасли. Справедливость такого утверждения достаточно очевидна, если учесть, что доля учтенных в исследовании номенклатурных позиций по их числу в номенклатуре статистической отчетности, учитываемой Г оскомстатом РФ, существенно меньше (табл. 9).
Ставки таможенных пошлин, сформированные в разрезе групп продукции высшего уровня товарной номенклатуры ВЭД и использованные для выполнения расчета, приведены в табл. 10.
(Для повышения стабильности результатов были привлечены данные за 1997 и 1999 гг.)
Эквивалентная пошлина и эластичность импорта от пошлины рассчитывались в соответствии с вышеизложенной методикой. Эластичность выпуска от импорта определялась по формуле (8). Результаты расчета этих показателей на основе действующей пошлины приведены в табл. 11. Обратим внимание на то, что полученные, как правило, предельно высокие значения эквивалентных пошлин подтверждают отмеченный ранее вывод о чрезвычайно большом влиянии последствий финансового кризиса на снижение объемов импорта.
Таблица 9
Доля учтенных в исследовании номенклатурных позиций по отраслям промышленности , %
Доля выборки
Отрасль по объему производства по объему импорта по числу учтенных позиций
Электроэнергетика 81,8 100,0 3,3
Топливная 97,0 48,6 6,8
Черная металлургия 63,2 59,0 0,6
Химическая 16,2 3,9 1,1
Машиностроение 17,8 8,7 0,7
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 5,7 2,3 0,8
Легкая 33,6 11,3 0,9
Пищевая** 26,0 30,8 2,0
* Данные 1999 г.
** При расчете в объем производства пищевой промышленности был включен объем производства сель-
скохозяйственной продукции, в объем импорта - импорт пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья (группы 01-26 товарной номенклатуры ВЭД).
Таблица 10
Средневзвешенные величины ставок действующего импортного тарифа начального и конечного уровней связывания, %
Код товарной Действующий тариф, Уровень связывания пошлины
номенклатуры ВЭД Наименование товарной группы январь 2001 г. начальный конечный
1 2 3 4
1 Живые животные 3,62 12,56 3,62
2 Мясо и субпродукты пищевые 19,39 67,49 57,77
3 Рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные 10,01 19,47 10,03
4 Молоко и молочные продукты, яйца, мед натуральный 15,00 42,46 32,20
5 Прочие продукты животного происхождения 8,71 13,68 8,55
6 Деревья живые и другие растения, клубни, корни и другие части растений 13,88 20,06 9,34
7 Овощи, корнеплоды и клубнеплоды пищевые 13,66 30,90 16,27
8 Съедобные плоды и орехи, цитрусовые, бахчевые культуры 6,64 17,70 6,31
9 Кофе, чай, мате и пряности 9,92 17,38 12,67
10 Зерновые культуры 5,00 33,34 21,47
11 Продукция мукомольного производства 10,00 21,82 13,78
12 Масличные семена и плоды, технические культуры 5,00 9,77 5,04
13 Лаки, смолы и прочие растительные соки и экстракты 5,00 10,75 5,04
14 Материалы растительного происхождения для плетения 15,00 16,72 12,57
15 Жиры и масла 11,81 21,71 14,04
16 Изделия из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков 18,28 53,20 40,16
17 Сахар и кондитерские изделия из сахара 29,01 49,50 39,37
18 Какао и продукты из него 6,24 13,82 6,34
19 Изделия из хлебных злаков, муки, крахмала и молока, кондитерские изделия 11,83 24,03 17,36
20 Продукты переработки плодов, овощей, орехов 14,39 27,05 15,95
21 Смешанные пищевые продукты 12,99 20,43 12,62
22 Напитки алкогольные, безалкогольные, уксус 18,88 56,28 41,34
23 Остатки и отходы пищевкусовой промышленности, готовые корма для животных 6,53 14,19 6,35
24 Табак и его промышленные заменители 11,73 20,36 11,49
25 Соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент 6,92 12,88 6,92
26 Руды, шлаки и зола 5,00 5,87 5,00
27 Топливо минеральное, нефть и продукты ее перегонки 5,00 13,91 5,00
28 Продукты неорганической химии 5,02 5,53 4,62
29 Органические химические соединения 5,25 7,39 6,32
30 Фармацевтические продукты 9,85 11,21 6,49
Продолжение таблицы 10
1 2 3 4
31 Удобрения 10,00 9,81 6,50
32 Экстракты дубильные и красильные, краски, лаки 5,65 8,48 5,66
33 Эфирные масла и эссенции, парфюмерные, косметические
и туалетные средства 12,19 13,67 8,73
34 Мыло, моющие и смазывающие средства 12,40 16,17 9,67
35 Белковые вещества, клеи, ферменты 5,00 7,50 5,60
36 Взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, спички 20,00 20,07 13,37
37 Фото- и кинотовары 9,70 13,73 6,94
38 Прочие химические продукты 5,83 7,20 5,41
39 Пластмассы и изделия из них 11,54 12,82 7,60
40 Каучук и резиновые изделия 9,10 14,87 9,01
41 Кожевенное сырье (кроме меха) и кожа 5,00 7,10 5,00
42 Изделия из кожи 19,88 28,05 17,56
43 Пушнина, меховое сырье, искусственный мех и изделия из них 12,58 17,96 10,68
44 Древесина и изделия из нее, древесный уголь 16,32 18,41 13,62
45 Пробка и изделия из нее 5,00 6,17 5,00
46 Изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения 20,00 20,00 10,00
47 Бумажная масса 15,00 14,93 12,86
48 Бумага и картон 9,49 17,49 9,23
49 Книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфи-
ческой промышленности 3,50 6,81 1,99
50 Шелк 5,00 9,94 5,00
51 Шерсть, тонкий и грубый волос животных, пряжа и ткань 14,75 21,85 13,42
52 Хлопок 7,85 14,94 7,52
53 Растительные и текстильные волокна, бумажная пряжа
и ткани из нее 12,10 15,94 10,80
54 Химические нити 10,56 15,40 9,23
55 Химические штапельные волокна 7,84 12,02 6,97
56 Вата, войлок и нетканые материалы 6,17 10,93 5,90
57 Ковры и прочие текстильные напольные покрытия 20,00 35,00 26,41
58 Специальные ткани, кружева, гобелены, отделочные
материалы, вышивки 20,00 23,76 18,59
59 Текстильные материалы пропитанные, с покрытием,
технические изделия из них 5,16 8,59 5,16
60 Трикотажное полотно машинной и ручной вязки 10,00 17,09 9,99
61 Одежда и принадлежности одежды трикотажные 18,86 25,83 20,51
62 Одежда и принадлежности одежды текстильные 19,60 30,25 23,17
63 Прочие готовые текстильные изделия, ношеная одежда 14,90 21,00 15,50
64 Обувь 13,86 27,90 20,59
65 Г оловные уборы и их части 20,00 25,07 18,20
66 Зонты, трости, трости-сиденья, хлысты, кнуты и их части 20,00 25,00 18,00
67 Отработанное перо и пух и изделия из них, искусственные цветы 20,00 25,00 19,87
68 Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды 13,57 18,10 12,90
69 Керамические изделия 19,63 23,03 17,75
70 Стекло и изделия из него 13,96 19,79 13,04
71 Жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, металлы 20,00 25,00 20,00
72 Черные металлы 5,00 10,22 6,06
73 Изделия из черных металлов 11,98 22,07 12,32
74 Медь и изделия из нее 5,00 10,00 5,00
75 Никель и изделия из него 5,75 6,77 5,93
76 Алюминий и изделия из него 17,76 24,73 19,00
78 Свинец и изделия из него 5,00 5,80 5,00
79 Цинк и изделия из него 5,00 10,00 5,00
80 Олово и изделия из него 5,00 10,00 5,00
81 Цветные металлы прочие, металлокерамика, изделия из них 12,30 17,68 12,16
82 Инструмент, ножевые изделия 8,40 15,83 8,59
83 Прочие изделия из неблагородных металлов 19,31 24,31 19,22
84 Промышленное и бытовое оборудование 7,49 13,53 6,51
85 Электрические машины и оборудование, их части, аудио-,
видео-, телеаппаратура 9,66 12,76 6,48
86 Локомотивы железнодорожные и подвижной состав, трамваи 9,07 17,93 10,78
87 Средства наземного транспорта 15,26 21,29 17,21
88 Летательные аппараты 19,92 23,01 19,97
89 Суда, лодки и другие плавучие средства 6,46 18,39 8,33
Продолжение таблицы 10
1 2 3 4
90 Приборы и аппараты оптические, фотографические, измерительные, контрольные 7,58 13,11 5,64
91 Часы и их части 19,72 26,68 21,47
92 Инструменты музыкальные 6,78 15,59 6,02
93 Оружие и боеприпасы 20,00 25,00 20,00
94 Разные промышленные товары (мебель, постельные принадлежности, светильники, строительные конструкции) 18,89 20,45 17,70
95 Игрушки, игры и спортивный инвентарь 15,21 18,71 12,32
96 Разные готовые изделия (щетки, кисти, молнии, авторучки, карандаши, зажигалки, пульверизаторы, термосы) 19,39 20,38 17,56
97 Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат 0,00 10,00 0,00
Таблица 11
Ставки таможенных пошлин и показатели эластичности в разрезе товарных групп продукции
Действующая Эквивалентная Эластичность
Товарная группа пошлина, пошлина, импорта от выпуска от
% % пошлины импорта
1 2 3 4 5
Электроэнергетика
Электроэнергия, тыс. кВт-ч 5,0 302,3 -0,07 -0,001
Топливная промышленность
Нефть, т 5,0 144,0 -0,17 -0,025
Топливо дизельное, т 5,0 86,9 -1,13 -0,002
Мазут топочный, т 5,0 119,8 -0,67 -0,004
Газ естественный, тыс. м3 5,0 241,2 -0,03 -0,009
Черная металлургия
Руда железная (товарная), т 5,0 272,1 -0,14 -0,049
Чугун, т 5,0 232,4 -0,41 0,000
Прокат листовой, т 5,0 180,3 -0,05 -0,045
Трубы стальные, т 12,0 219,0 -0,11 -0,298
Химическая промышленность
Сера, т 6,9 446,1 -0,09 -0,041
Удобрения азотные (без сложных), т 10,0 181,6 -0,41 -0,002
Удобрения калийные (без сложных), т 10,0 258,7 -0,14 -0,000
Средства моющие синтетические, т 12,4 133,3 -0,19 -0,318
Спирты бутиловый и изобутиловый, т 5,2 243,3 -0,08 -0,084
Шины для грузовых автомобилей, шт. 9,1 204,0 -0,38 -0,028
Шины для легковых автомобилей, шт. 9,1 186,1 -0,06 -0,220
Машиностроение
Краны на автомобильном ходу, шт. 7,5 188,1 -0,32 -0,061
Вагоны грузовые магистральные, шт. 9,1 231,6 -0,12 -0,471
Вагоны пассажирские магистральные, шт. 9,1 186,1 -0,10 -0,265
Станки металлорежущие, шт. 7,5 248,6 -0,09 -0,050
Станки сверлильные, шт. 7,5 327,0 -0,21 -0,464
Автомобили грузовые, шт. 15,3 178,5 -0,43 -0,041
Автомобили легковые, шт. 15,3 199,9 -0,40 -1,226
Автобусы, шт. 15,3 118,7 -0,75 -0,057
Тракторы общего назначения, шт. 15,3 212,7 -0,13 -0,353
Бульдозеры, шт. 7,5 81,4 -0,86 -0,070
Мотоциклы, шт. 15,3 123,6 -0,59 -0,102
Холодильники и морозильники, шт. 7,5 98,0 -0,35 -0,148
Машины стиральные, шт. 7,5 202,5 -0,48 -0,050
Телевизоры, шт. 9,7 135,8 -0,64 -0,875
Лесная, деревообр абатывающая и ЦБП Фанера клееная, м 16,3 120,8 -0,76 -0,005
Плиты древесно-стружечные, м3 16,3 277,8 -0,34 -0,067
Продолжение табл. 11
1 2 3 4 5
Промышленность строительных материалов Цемент, т 6,9 267,4 -0,35 -0,002
Материалы мягкие кровельные и изоляционные, тыс. м2 13,6 231,6 -0,24 -0,055
Гипс, т 6,9 354,5 -0,20 -0,025
Щебень и гравий, м3 6,9 261,8 -0,35 -0,005
Легкая промышленность Ткани готовые хлопчатобумажные, пог. м 7,8 258,9 -0,09 -0,047
Ткани готовые шерстяные, пог. м 14,7 143,1 -0,08 -0,219
Платья, шт. 18,9 121,4 -0,77 -0,300
Кожтовары жесткие, тыс. дм2 19,9 200,2 -0,49 -0,016
Обувь с верхом из натуральной кожи, пар 13,9 154,4 -0,61 -0,156
Пищевая промышленность Хлеб ржаной из обойной, обдирной и сеяной муки, 11,8 205,0 -0,48 -0,010
включая хлеб из муки смешанной валки, т Конфеты мягкие, глазированные шоколадом, т 6,2 120,3 -0,40 -0,256
Водка и ликероводочные изделия, дкл 18,9 95,9 -0,25 -1,242
Вина виноградные, дкл 18,9 117,0 -0,55 -1,226
Пиво, дкл 18,9 285,3 -0,31 -0,004
Говядина, т 19,4 119,6 -0,14 -0,367
Мясо птицы, т 19,4 137,5 -0,67 -0,390
Изделия колбасные вареные, т 18,3 164,9 -0,60 -0,019
Продукты кисломолочные, т 15,0 190,5 -0,52 -0,027
Сыры сычужные твердые, т 15,0 108,6 -0,97 -0,201
Сыры плавленые, т 15,0 137,4 -0,75 -0,253
Масло сливочное, т 15,0 103,0 -0,90 -0,161
Рыба, т 18,3 129,9 -0,32 -0,481
Мука пшеничная, т 10,0 181,6 -0,40 -0,014
Заключительным этапом расчета явилось определение возможного размера изменения объема производства, обусловленного изменением ставок таможенных пошлин. Расчет проводился по формуле:
Delta = Delta • E • E
1УС*'шп^ ^с*'шпош -^и -^в?
где Deltaнр - искомое изменение объема производства, %; DeltaIlощ - планируемое изменение таможенных пошлин, %; Eи - эластичность импорта от пошлины; Eв -эластичность выпуска от импорта.
Результаты, полученные по первому варианту расчетов, приведены в табл. 12, по второму - в табл. 13.
Таблица 12
Возможное изменение объемов производства в рамках варианта постепенного изменения импортных пошлин по сравнению с действующими ставками, %
Товарная группа Действующая пошлина Конечный уровень связывания пошлин Изменение производства
Черная металлургия
Прокат листовой, т 5,0 6,06 0,002
Трубы стальные, т 12,0 12,32 0,011
Химическая промышленность
Сера, т 6,9 6,92 0,000
Удобрения азотные (без сложных), т 10,0 6,50 -0,003
Удобрения калийные (без сложных), т 10,0 6,50 -0,000
Средства моющие синтетические, т 12,4 9,67 -0,165
Спирты бутиловый и изобутиловый, т 5,2 6,32 0,007
Шины для грузовых автомобилей, шт. 9,1 9,01 -0,001
Шины для легковых автомобилей, шт. 9,1 9,01 -0,001
Продолжение табл. 12
1 2 3 4
Машиностроение Краны на автомобильном ходу, шт. 7,5 6,51 -0,019
Вагоны грузовые магистральные, шт. 9,1 10,78 0,097
Вагоны пассажирские магистральные, шт. 9,1 10,78 0,045
Станки металлорежущие, шт. 7,5 6,51 -0,004
Станки сверлильные, шт. 7,5 6,51 -0,096
Автомобили грузовые, шт. 15,3 17,21 0,034
Автомобили легковые, шт. 15,3 17,21 0,956
Автобусы, шт. 15,3 17,21 0,084
Тракторы общего назначения, шт. 15,3 17,21 0,089
Бульдозеры, шт. 7,5 6,51 -0,059
Мотоциклы, шт. 15,3 17,21 0,118
Холодильники и морозильники, шт. 7,5 6,51 -0,051
Машины стиральные, шт. 7,5 6,51 -0,024
Телевизоры, шт. 9,7 6,48 -1,781
Лесная и бумажная промышленность Фанера клееная, м3 16,3 13,62 -0,011
Плиты древесно-стружечные, м3 16,3 13,62 -0,061
Промышленность строительных материалов Материалы мягкие кровельные и изоляционные, тыс. м2 13,6 12,90 -0,009
Легкая промышленность Ткани готовые хлопчатобумажные, пог. м 7,8 7,52 -0,001
Ткани готовые шерстяные, пог. м 14,7 13,42 -0,023
Платья, шт. 18,9 20,51 0,381
Кожтовары жесткие, тыс. дм2 19,9 17,56 -0,019
Обувь с верхом из натуральной кожи, пар 13,9 20,59 0,640
Пищевая промышленность Хлеб ржаной из обойной, обдирной и сеяной муки, включая хлеб из муки смешанной валки, т 11,8 17,36 0,027
Конфеты мягкие, глазированные шоколадом, т 6,2 6,34 0,010
Водка и ликероводочные изделия, дкл 18,9 41,34 6,973
Вина виноградные, дкл 18,9 41,34 15,148
Пиво, дкл 18,9 41,34 0,029
Говядина, т 19,4 57,77 1,976
Мясо птицы, т 19,4 57,77 9,944
Изделия колбасные вареные, т 18,3 40,16 0,251
Продукты кисломолочные, т 15,0 32,20 0,243
Сыры сычужные твердые, т 15,0 32,20 3,347
Сыры плавленые, т 15,0 32,20 3,263
Масло сливочное, т 15,0 32,20 2,486
Рыба, т 18,3 40,16 3,364
Мука пшеничная, т 10,0 13,78 0,021
Таблица 13
Возможное изменение объемов производства в рамках сценария, предусматривающего повышение ставок таможенных пошлин в 2003 г. с последующим их снижением, %
Товарная группа Действующая пошли- Начальный уровень связывания Конечный уровень связывания
на динамика динамика
пошлины объема пр-ва пошлины объема пр-ва
1 2 3 4 5 6
Электроэнергетика Электроэнергия, тыс. кВт ч 5,0 13,91 0,001 5,0 -0,001
Топливная промышленность Нефть, т 5,0 13,91 0,038 5,0 -0,038
Топливо дизельное, т 5,0 13,91 0,025 5,0 -0,025
Мазут топочный, т 5,0 13,91 0,025 5,0 -0,025
Газ естественный, тыс. м 5,0 13,91 0,002 5,0 -0,002
Черная металлургия Руда железная (товарная), т 5,0 5,87 0,006 5,0 -0,006
Прокат листовой, т 5,0 10,22 0,012 6,1 -0,009
Трубы стальные, т 12,0 22,07 0,331 12,3 -0,319
Продолжение табл. 13
1 2 3 4 5 6
Химическая промышленность Сера, т 6,9 12,88 0,022 6,9 -0,022
Удобрения азотные (без сложных), т 10,0 9,81 0,000 6,5 -0,003
Удобрения калийные (без сложных), т 10,0 9,81 0,000 6,5 0,000
Средства моющие синтетические, т 12,4 16,17 0,228 9,7 -0,393
Спирты бутиловый и изобутиловый, т 5,2 7,39 0,014 6,3 -0,007
Шины для грузовых автомобилей, шт. 9,1 14,87 0,062 9,0 -0,063
Шины для легковых автомобилей, шт. 9,1 14,87 0,076 9,0 -0,077
Машиностроение Краны на автомобильном ходу, шт. 7,5 13,53 0,118 6,5 -0,138
Вагоны грузовые магистральные, шт. 9,1 17,93 0,501 10,8 -0,404
Вагоны пассажирские магистральные, шт. 9,1 17,93 0,235 10,8 -0,190
Станки металлорежущие, шт. 7,5 13,53 0,027 6,5 -0,032
Станки сверлильные, шт. 7,5 13,53 0,589 6,5 -0,684
Автомобили грузовые, шт. 15,3 21,29 0,106 17,2 -0,072
Автомобили легковые, шт. 15,3 21,29 2,957 17,2 -2,001
Автобусы, шт. 15,3 21,29 0,258 17,2 -0,175
Тракторы общего назначения, шт. 15,3 21,29 0,277 17,2 -0,187
Бульдозеры, шт. 7,5 13,53 0,363 6,5 -0,422
Мотоциклы, шт. 15,3 21,29 0,363 17,2 -0,246
Холодильники и морозильники, шт. 7,5 13,53 0,312 6,5 -0,362
Машины стиральные, шт. 7,5 13,53 0,145 6,5 -0,168
Телевизоры, шт. 9,7 12,76 1,736 6,5 -3,517
Лесная, деревообрабатывающая и ЦБП Фанера клееная, м3 16,3 18,41 0,009 13,6 -0,020
Плиты древесно-стружечные, м3 16,3 18,41 0,047 13,6 -0,108
Промышленность строительных материалов Цемент, т 6,9 12,88 0,003 6,9 -0,003
Материалы мягкие кровельные и изоляционные, тыс. м2 13,6 18,10 0,060 12,9 -0,069
Гипс, т 6,9 12,88 0,030 6,9 -0,030
Щебень и гравий, м3 6,9 12,88 0,011 6,9 -0,011
Легкая промышленность Ткани готовые хлопчатобумажные, пог. м 7,8 14,94 0,030 7,5 -0,031
Ткани готовые шерстяные, пог. м 14,7 21,85 0,124 13,4 -0,148
Платья, шт. 18,9 25,83 1,607 20,5 -1,227
Кожтовары жесткие, тыс. дм 19,9 28,05 0,065 17,6 -0,084
Обувь с верхом из натуральной кожи, пар 13,9 27,90 1,335 20,6 -0,695
Пищевая промышленность Хлеб ржаной из обойной, обдирной и сеяной муки, включая хлеб из муки смешанной валки, т 11,8 24,03 0,059 17,4 -0,032
Конфеты мягкие, глазированные шоколадом, т 6,2 13,82 0,775 6,3 -0,765
Водка и ликероводочные изделия, дкл 18,9 56,28 11,612 41,3 -4,639
Вина виноградные, дкл 18,9 56,28 25,225 41,3 -10,076
Пиво, дкл 18,9 56,28 0,049 41,3 -0,019
Говядина, т 19,4 67,49 2,476 57,8 -0,500
Мясо птицы, т 19,4 67,49 12,463 57,8 -2,518
Изделия колбасные вареные, т 18,3 53,20 0,400 40,2 -0,149
Продукты кисломолочные, т 15,0 42,46 0,388 32,2 -0,145
Сыры сычужные твердые, т 15,0 42,46 5,343 32,2 -1,996
Сыры плавленые, т 15,0 42,46 5,209 32,2 -1,946
Масло сливочное, т 15,0 42,46 3,968 32,2 -1,483
Рыба, т 18,3 53,20 5,370 40,2 -2,005
Мука пшеничная, т 10,0 21,82 0,067 13,8 -0,046
В первом случае изменение производства по всем анализируемым видам продукции производственно-технического назначения и непродовольственным товарам крайне незначительно. Возможен только ощутимый спад производства телевизоров - на 1,8%. При этом можно ожидать увеличения выпуска ряда продовольственных товаров: виноградных вин - на 15%, водки и ликероводочных изделий - на 7%, мяса птицы - на 10% и т. д.
Вместе с тем за счет увеличения ставок таможенных пошлин после вступления России в ВТО возможен определенный рост производства некоторых промышленных товаров (см. табл. 11): телевизоров - на 1,7%, одежды - 1,6%, обуви - 1,3%. Еще больше рост производства продовольственных товаров: виноградных вин - на 25%, водки и ликероводочных изделий - 11,6%, мяса птицы - на 12,4% и т.д. Естественно,
последующее снижение ставок таможенных пошлин приведет к обратному эффекту и снижение объема производства составит: телевизоров - 3,5%, одежды - 1,2%, обуви -
0.7., виноградных вин - 10%, водки и ликероводочных изделий - 4,6%.
Обобщая приведенные результаты расчетов по товарным группам (табл. 12 и 13), можно сделать вывод о том, что введение предлагаемых ставок таможенных пошлин в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям объемов отечественного промышленного производства.
Однако из общей массы товарных групп продукции выделяется ряд позиций, в первую очередь некоторых товаров длительного пользования и значительной части продукции пищевой промышленности, которые требуют индивидуального, взвешенного подхода. В связи с этим, по нашему мнению, имеет смысл провести подобное исследование применительно к значительно более широкой товарной номенклатуре, обратив особое внимание на позиции с наиболее значительными изменениями объемов производства.
Литература
1. Узяков М.Н. Проблемы построения межотраслевой модели равновесия российской экономики // Проблемы прогнозирования. 2000. № 2.
2. Серебряков Г.Р. Опыт построения динамической межотраслевой равновесной модели российской экономики //Проблемы прогнозирования. 2000. № 2.
3. Узяков М.Н. Трансформация Российской экономики и возможности экономического роста //М.: Изд-во ИСЭПН, 2000.