Научная статья на тему 'Количественные подходы к оценке интеллектуального капитала предприятия'

Количественные подходы к оценке интеллектуального капитала предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / INTELLECTUAL CAPITAL / INTELLECTUAL PROPERTY / METHODS OF ASSESSMENT / QUANTITATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жулина Е.Г., Аблязов Э.И.

В современном мире оценке интеллектуального капитала уделяется большое значение, в связи с тем что этот фактор напрямую зависит от эффективности работы бизнеса и играет важную роль в способности организации извлекать прибыль. Интеллектуальная собственность организации это часть интеллектуального капитала, которая может приносить владельцу компании дополнительный доход и, таким образом, обладать стоимостью. В этой связи актуальность приобретают методы оценки интеллектуального капитала предприятия, позволяющие проанализировать полноту и эффективность его использования. Практика указывает на существенное влияние интеллектуального капитала на стоимость и доходность предприятия, на его рыночную стоимость. Существует множество способов оценки интеллектуального капитала, однако большинство из них сложны в практическом применении и определяют интеллектуальный капитал в широком смысле, а для предприятия важна оценка, дающая практические результаты. В этой связи статья посвящена анализу количественных методов оценки интеллектуального капитала, в том числе интеллектуальной собственности, характеризующихся простотой применения и интерпретации получаемых практических результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article states that in modern economy evaluation of intellectual capital has gained great importance because this factor directly depends on the effi ciency of the business and plays an important role in any organization's ability to make profi t. Intellectual property of an organization is a part of intellectual capital that can bring additional income to the company's owner and, thus, have value. Consequently, methods for evaluating intellectual capital that help analyze the extent and effectiveness of its use are becoming more and more relevant. Practical experience points to the signifi cant infl uence of intellectual capital on the value, profi tability and market value of an enterprise. There are many ways to evaluate intellectual capital, but most of them are diffi cult to apply and defi ne intellectual capital in a broad sense, however, for business practice evaluation methods that yield practical results are more important. Thus, the research is devoted to the analysis of quantitative methods for evaluating intellectual capital, including intellectual property, that are easy to apply and use for interpretation of the practical results obtained.

Текст научной работы на тему «Количественные подходы к оценке интеллектуального капитала предприятия»

ISSN 1994-5094 ♦-

59 -♦

Yelena Gennadievna Zhulina,

Doctor of Economics,

professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Eldar Irfanovich Ablyazov,

postgraduate student of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 658.14

Елена Геннадиевна Жулина,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

г1ш1ша1@ mail.ru

Эльдар Ирфанович Аблязов,

аспирант кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

^йЬ ablyazov_eldar@mail.ru

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

В современном мире оценке интеллектуального капитала уделяется большое значение, в связи с тем что этот фактор напрямую зависит от эффективности работы бизнеса и играет важную роль в способности организации извлекать прибыль. Интеллектуальная собственность организации - это часть интеллектуального капитала, которая может приносить владельцу компании дополнительный доход и, таким образом, обладать стоимостью. В этой связи актуальность приобретают методы оценки интеллектуального капитала предприятия, позволяющие проанализировать полноту и эффективность его использования. Практика указывает на существенное влияние интеллектуального капитала на стоимость и доходность предприятия, на его рыночную стоимость. Существует множество способов оценки интеллектуального капитала, однако большинство из них сложны в практическом применении и определяют интеллектуальный капитал в широком смысле, а для предприятия важна оценка, дающая практические результаты. В этой связи статья посвящена анализу количественных методов оценки интеллектуального капитала, в том числе интеллектуальной собственности, характеризующихся простотой применения и интерпретации получаемых практических результатов.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность, методы оценки, количественный подход.

QUANTITATIVE APPROACHES TO EVALUATION OF INTELLECTUAL CAPITAL OF ENTERPRISE

The article states that in modern economy evaluation of intellectual capital has gained great importance because this factor directly depends on the efficiency of the business and plays an important role in any organization's ability to make profit. Intellectual property of an organization is a part of intellectual capital that can bring additional income to the company's owner and, thus, have value. Consequently, methods for evaluating intellectual capital that help analyze the extent and effectiveness of its use are becoming more and more relevant. Practical experience points to the significant influence of intellectual capital on the value, profitability and market value of an enterprise. There are many ways to evaluate intellectual capital, but most of them are difficult to apply and define intellectual capital in a broad sense, however, for business practice evaluation methods that yield practical results are more important. Thus, the research is devoted to the analysis of quantitative methods for evaluating intellectual capital, including intellectual property, that are easy to apply and use for interpretation of the practical results obtained.

Keywords: intellectual capital, intellectual property, methods of assessment, quantitative approach.

Интеллектуальный капитал, а в его составе интеллектуальная собственность, в условиях развития цифровой экономики становятся ключевым ресурсом и фактором роста эффективности деятельности любого экономического субъекта. Современные компании в своих отчетах зачастую стремятся отразить конкретными цифрами такие понятия, как гудвил, стоимость реструктуризации и пр. Основными мотивами для осуществления этого измерения и оценки служат следующие моменты: формирование стратегии компании; мониторинг реализации избранной стратегии; помощь в решении вопросов, связанных с расширением; сигнал акционерам, инвесторам об ожидающемся росте компании за счет интеллектуальных активов компании.

Не оценивать интеллектуальный капитал вообще было бы огромной ошибкой для компании,

но для обеспечения эффективного управления требуется найти оптимальные способы его измерения. Интеллектуальный капитал сложно измерить, потому что он касается качества нематериальных активов, а его измерение должно концентрироваться на исследовании того, что ожидает организация в будущем. На сегодняшний день не существует никакого действующего стандарта, который касается измерения интеллектуального капитала и его качественного содержания. Требуется проводить анализ информации и данных, которые помогут управляющему звену оценить результаты хозяйственной деятельности за разные периоды времени, а также измерять уровень достижений и проводить сравнение с компаниями-конкурентами на рынке.

Методы, применяемые для оценки интеллектуального капитала, очень разнообразны. Универ-

60 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦

сальной методики на данный момент не существует, что объясняется специфичностью элементов интеллектуального капитала, измерение которых является сложной задачей. Выбор методов для проведения дальнейшего анализа был продиктован универсальностью их применения как для интеллектуального капитала в целом, так и для интеллектуальной собственности в частности, поскольку, к примеру, оценка интеллектуального капитала на стадии затрат неизбежно не совпадает с оценкой интеллектуального капитала через доходы [1].

В наиболее общем виде все методы оценки интеллектуального капитала принято разделять на 4 группы:

— методы прямого измерения интеллектуального капитала. Данные методы выражены в денежной оценке тех или элементов интеллектуального капитала, затем выводится интегральная оценка. Наглядным примером данной модели выступает «Технологический брокер»;

— методы рыночной капитализации. Данные методы предполагают вычисление разности между рыночной капитализацией и собственным капиталом акционеров. Полученная величина рассматривается в качестве стоимости ее интеллектуального капитала. В данную группу входит одна из наиболее известных моделей — коэффициент Тобина, а также модель соотношения рыночной и балансовой стоимости;

— методы отдачи на активы, которые построены на традиционных показателях, отражающих эффективность бизнеса. В основе данных методов лежит сопоставление добавленной стоимости и активов компании. Примерами данных методов служат модели «экономической добавленной стоимости», «рассчитанной стоимости неосязаемых активов», «коэффициент добавленной стоимости интеллектуального капитала»;

— методы подсчета очков. Для данных методов характерно осуществление идентификации разного рода компонентов интеллектуального капитала, в дальнейшем генерируются и добавляются индикаторы и индексы, в форме подсчета очков или в виде граф. Использование данной группы методов не предполагает получение денежной оценки интеллектуального капитала. Они схожи с методами диагностической информационной системы и наилучшим образом подходят для решения управленческих задач [2].

Рассмотренные группы методов представляют собой наиболее полную и широко известную классификацию. Измеряя интеллектуальный капитал, компания ставит перед собой определенные цели, среди которых зачастую бывает оценка возможности поглощения, принятие грамотного управленческого решения и т.д., поэтому актуальным является отбор наиболее объективных и информативных методов оценки. Все группы методов могут быть применены одновременно, но тогда возрастает вероятность того, что они не принесут ожидаемого результата. В связи с этим необходимо выбирать те из них, которые будут соответствовать

цели исследования, ситуации на рынке, типу анализируемой компании. Например, для некоммерческих компаний наиболее подходящим является метод подсчета очков, в связи с тем что им не требуется измерять финансовые показатели.

Рассмотренные методы не лишены недостатков. К ним можно отнести отсутствие разграничения интеллектуального капитала и различных форм нематериальных активов, таких как программное обеспечение, базы данных и прочее. Но несмотря на это, количественная оценка интеллектуального капитала данными группами методов позволяет наиболее точно оценить степень воздействия на результаты деятельности компании и размер капитала.

Помимо рассмотренной квалификации, методы оценки интеллектуального капитала можно разделить на качественные, посредством которых можно собрать нефинансовую информацию и произвести косвенную оценку, и количественные, за счет которых возможно оценить интеллектуальный капитал в стоимостном выражении.

Рассмотрим более подробно количественные методы. Интеллектуальный капитал имеет существенное значение при формировании стоимости компании. Вложения в него всегда носят капитальный характер и будут создавать стоимость на протяжении нескольких финансовых периодов, в связи с чем вопрос определения его стоимости стоит довольно остро.

Модель «Технологический брокер» утверждает, что неосязаемые активы нуждаются в таком же управлении, как и средства или запасы. Компания должна понимать, где она находится и что позволяет ей получать добавленную стоимость. Данный метод выстраивает процесс оценки интеллектуального капитала в три этапа. Первый состоит в ответе на 20 вопросов, которые отражают степень того, насколько интеллектуальный капитал нуждается в усилении. На втором этапе происходит тестирование отдельных компонентов интеллектуального капитала посредством определенного набора вопросов, направленных на определение скрытой стоимости актива. Третий этап является самым сложным, в связи с тем что требуется провести количественную оценку стоимости интеллектуального капитала, применяя конкретные показатели. Но алгоритм трансформации данных значений отсутствует, что является слабым местом данной модели, в связи с тем что каждая компания сама решает, как ей осуществить переход от качественных показателей к количественным, что нарушает субъективность. Степень точности в ответах на вопросы довольно сомнительна. Тем не менее существенным достоинством данной модели является возможность получения комплексной картины состояния компании и наличия в ней интеллектуального капитала, а также качества управления им.

К методам прямого измерения интеллектуального капитала менеджеры стараются прибегать как можно реже, в связи с тем что они должны быть разработаны в соответствии со спецификой дея-

НБЫ1994-5094 ♦-

61 -♦

тельности компании, ее целями, что делает затруднительным возможность сравнения и анализа. Основным достоинством данной группы методов является возможность отразить состояние отдельных элементов интеллектуального капитала.

Наиболее распространенными являются методы рыночной капитализации, так как довольно просты в расчетах. Метод соотношения рыночной и балансовой стоимости представляет собой разницу между рыночной капитализацией и балансовой стоимостью компании. Рыночная капитализация является одним из важнейших показателей, применяемых на фондовых биржах, и рассчитывается как произведение текущей цены акции на общее число акций в обращении.

В практической деятельности часто применяется коэффициент Тобина. Его существенным преимуществом является простота расчета и интерпретации. Коэффициент Тобина рассчитывается как отношение рыночной стоимости фирмы к ее балансовой стоимости. Если значение коэффициента Тобина больше 1, то фирма эффективно применяет свой интеллектуальный капитал; если меньше 1, то компания недооценивает свой интеллектуальный капитал и не развивает его. Не стоит забывать о том, что данный коэффициент дает приближенную оценку интеллектуального капитала.

Методы рыночной капитализации наилучшим образом подходят для сравнения компаний одной отрасли и расчета стоимости нематериальных активов и легки для практического применения. Больше известны методы отдачи на активы. Согласно данной методологии предполагается, что стоимость нематериальных активов компании — это та цена, которую недополучает компания-конкурент, осуществляя свою деятельность, не имея таких активов. При данном методе процедура оценки осуществляется в такой последовательности:

— определяется средняя прибыль до вычета процентов и налогов;

— рассчитывается средняя величина материальных активов компании за тот же период;

— деление средней операционной прибыли на среднюю величину материальных активов, и определятся средняя рентабельность активов;

— на основании статистических данных вычисляется средняя величина активов в отрасли;

— рассчитывается объем «лишней» прибыли.

В итоге полученное значение будет величиной, превышающей прибыль над интеллектуальным капиталом. Далее рассчитывается средняя ставка налога за те же годы и в конце вычитается из «лишней» прибыли. Полученный остаток представляет

собой прибыль, которую получает компания, используя свой интеллектуальный капитал. Таким образом, данная модель применяется для сравнения отраслевых показателей, что позволяет производить сравнение разных компаний в пределах одной отрасли.

Достаточно известным является коэффициент добавленной стоимости интеллектуального капитала. С его помощью можно не только рассчитать абсолютное стоимостное выражение интеллектуального капитала, но и оценить эффективность новой стоимости, созданной при помощи интеллектуального капитала. На основе данного подхода можно определить эффективность применения трудовых ресурсов компании и инвестиций в капитал, при этом не берется в учет клиентский капитал, что не соответствует концепции интеллектуального капитала.

Рассмотренные методы представляют собой лишь часть методологической базы оценки интеллектуального капитала. На данный момент их насчитывается более сотни. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор методологии должен зависеть от целей исследования и отрасли, в которой действует компания.

В заключение следует отметить, что, используя данные модели, необходимо учитывать, что эффективность оценки интеллектуального капитала предприятия повышается при условии их комплексного применения с качественными методами. Комплексный подход дает возможность оценить субъективную составляющую формирования и использования интеллектуального капитала предприятия и идентифицировать области неэффективного использования его интеллектуальных ресурсов и активов. А качественная оценка интеллектуального капитала дает возможность оценить эффективность внутренних процессов формирования, использования и развития интеллектуального капитала организации, сравнить результативность этих процессов с отраслевым, определить способность организации к реализации инновационно-инвестиционных стратегий развития.

1. Аблязов Э.И. Интеллектуальная собственность и инновационная активность / Э.И. Аблязов, Е.Г. Жулина // Современный взгляд на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условиях внешних вызовов: материалы междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. / ред. кол.: А.В. Гугелев, Н.С. Яшин, И.П. Степанова, П.В. Старцев. Саратов, 2015. С. 6—9.

2. ИдченкоН.В. Эффективные методы оценки интеллектуального капитала / Н.В. Идченко, С.Е. Елкин // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.